Керамические сосуды на крит

Ранняя Минойская керамика, появилась на острове Крит в Додворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации.В многочисленных дворцах Крита археологи обнаружили гигантские пифосы, врытые в землю, в которых хранились большие запасы зерна, оливкового масла, виноградного вина. Первые гончарные изделия служили, в основном, в качестве больших ёмкостей для хранения и транспортировки сельскохозяйственных продуктов….
Раннюю минойскую керамику украшали рельефной лепкой, представляющей собой замкнутый по кругу змееобразный зигзаг. Большие пифосы имели три-четыре петлеобразные ручки у горловины и у днища, а затем и по всему пифосу, сквозь которые можно было продеть верёвки и поднять или опустить пифос из земляной ямы или переместить его на борт корабля для транспортировки по торговым маршрутам.
Первые гончарные изделия минойской культуры Крита, расписывали традиционным травным орнаментом и минойскими двусторонними топорами — лабрисами, напоминающими бычьи рога, предмет поклонения жителей Крита.
2600—2400 г. до н. э. керамическое плетение
Гончары Крита достигли высокого мастерства в изготовлении керамических сосудов, им было доступно такой вид украшения керамики, как плетение.
1900 — 1700гг до н.э. Крит. Кносский дворец
Небольшие по форме и объёму керамические изделия, повторяли традиционные очертания и манеру росписи ваз и кувшинов характерную для Трипольской археологической культуры, впервые открытой археологами в поселениях энеолитической культуры близ румынского села Кукутень.
Трипольская культура (Кукутень)
В Раннедворцовый период (1900-1700 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации Крита были добавлены новые гончарные формы и виды декоративного оформления ваз.
Гончарные изделия, относящиеся к этому времени, достигли своего неповторимого совершенства и стали отличительным артефактом Минойской культуры Крита этой эпохи.
1500-1450 г. до н.э. ойнахойя. Василики.
Особый декоративный стиль минойской керамики Крита стали копировать гончары материковой части Эллады, Микен и островов Эгейского моря, а также мастера гончарного дела Анатолии, Сирии, Египта, на юге Италии и в Испании.
1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.
Микенская керамика повторяет полностью все особенности минойской керамики Крита, что позволяет сделать вывод о доминировании культурных ценностей Минойской культуры в Крито-Микенской цивилизации Эгейского моря.
1500 г. до н.э. амфора осминогами. Крит, минойская культура.
Глиняная посуда Крито-Микенской цивилизации (1550-1050 до н.э.), в значительной степени зависела от гончарных традиций Минойской культуры Крита, продолжала совершенствоваться и обогащаться новыми мотивами росписи гончарных изделий.
1400-1300 до н.э. Микены, кратер с осьминогом
Микенские гончарные изделия был поразительно однородными по всей микенской Греции и островах Эгейского моря, они отображали стилизованные изображения морской и растительной жизни – водоросли, осьминоги, дельфины, ракушки и прочее.
1300 г.. до н.э. Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.
Период истории Древней Греции, с 1100 по 700 годы до н.э называют «Тёмные века», о котором мало известно в истории. «Тёмные века» или Гомеровская эпоха в истории начались после заката Крито-Микенской цивилизации, произошедшей от вторжения дорийцев, стоящих на более низком уровне культурного развития.
1200 г. до н.э. Микены. Кратер воинов.
«Тёмные века» продолжались 300 лет и характерны снижением во всех областях культуры, искусства и ремесел.
Гончарное ремесло вернулось к простой геометрической росписи на керамических изделиях, вплоть до 8 века до нашей эры, конечно, во многом проигрывающей по красоте и оригинальности исполнения, перед стилизованной керамикой и украшениями так любимыми на Крите и в древних Микенах.
Роспись микенских ваз, пифосов и амфор в это время тяготеет к минимализму и линейным геометрическим конструкциям изображений, в рисунках наблюдаются примитивные формы изображения людей и животных.
Этот архаический стиль повлиял на развитие ранней архаичной керамики Эллады и классической Греции до 9 века до нашей эры.
Тёмные века закончилась, они были лишь перерывом в развитии греческой культуры и ослабление, связанным со столкновением со слаборазвитой культурой пришельцев.
К ранней Минойской керамике, появившейся на острове Крит в До-дворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) можно отнести характерные схематические изображения людей и солярных знаков свастики, а также лодок и морских обитателей — рыб, крабов, раковин и осьминогов.
Перед нами кратер кораблекрушения, созданный в 8 веке до нашей эры, найденный в некрополе Сан-Монтано, на острове Искья, древняя Pithecusa, первая греческая колония на Западе Апеннинского полуострова. Кратер кораблекрушения — это самая древняя ваза до-греческой культуры среди керамики найденной в Италии. Кратер расписан не только геометрическими мотивами, но и стилизованными чёрными фигурами моряков, изображёнными в сцене кораблекрушения. Перед нами захватывающая сцена кораблекрушения : корабль перевернулся вверх дном, пытаясь спастись, моряки тонут в море, превращаясь в добычу огромных рыб. Перевёрнутую лодку сопровождает изображение девяти солярных знаков — свастики, видимо, на вёслах гребли девять моряков, погибших в морской пучине.
Кратер рассказал нам многое о древних моряках и опасностях, поджидающих их в бушующем море.
«Я переступил порог Посейдона, стал глиняной куклой в руках божества «трясущего землю». Я больше не чувствую ни тяжести тела, ни усталости от ходьбы по жаркой солнечной дороге, ни острых камней под потертыми сандалиями. Погасла песня гребцов, больше не слышно нам пения птиц, смолкло всё под куполом неба. Я поглощён пучиной морской, и уже не могу дышать ни солёным ветром, ни свежим ароматом цветом, ни воздухом соснового леса. Я никогда снова не открою глаз, не увижу солнца, не почувствую вкус хлеба… Я уже призрак, танцующий в смертельной морской бездне, поглотившей все отблески солнечного света. Сжимая круг, окружают меня ледяным прикосновением холодные прожорливые рыбы и монстры бездны. Напрасны немые мольбы и пустые надежды того, кто не ведая страха преступил запретный порог Посейдона. Друзья и родные, пока вы живёте на свете, помните наши имена!»
«Человек умирает. Песок остывает согретый,
И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут.» ( О. Э. Мандельштам)
Both comments and pings are currently closed.
Источник
Свой рассказ я посвящаю глине,
С которой, очень близко познакомилась на Крите.
Там с глиной чудеса творят умельцы,
Лепят амфоры, сосуды и тарелки.
Давайте с ними я вас познакомлю,
О, их ремесле расскажу вам поподробней!
В память о мастерах керамики острова Крита, с которыми я понзакомилась летом я решила сделать магнит греческой вазы – амфоры.Амфора для древнего грека так же привычна, как для нас кастрюля. В русском языке у амфоры есть ножка, тулово, ручки, шейка – горло и венчик. Её части названы частями человеческого тела. То же самое было и в Древней Греции, то есть для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили так: скалывается стенка амфоры, и младенец в эмбриональной позе, то есть в той позе, в какой он находится в утробе матери, укладывается в амфору и хоронится прямо в подвале дома. Стало быть, для греков амфора служила символом материнской утробы. В древних захоронениях костяки взрослых людей обнаружены в глиняных бочках – пифосах. Амфора – это знак материнской утробы, в то же время это еще и гроб, в них хоронят. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом – «кормили» покойников. Так что амфора – это надгробный памятник. Стало быть, амфора обладает двойной сущностью, – это и плодоносящее начало, рождение, она подобна утробе матери, это и смерть, она подобна гробу.
Итак начнём!
Вырезаем из плотного картона амфору. Мнём черную бумагу.
Обклеиваем нашу заготовку смятой бумагой (я взяла обыкновенную цветную двухстороннюю бумагу).
Бумагу загибаем по форме. Получается вот так.
Из полосок для квиллинга делаем нужные дитали. ( квадраты маленькие и большие, форму глаза и просто нарезаные полоски )
Распологаем детели на работе и приклееваем клем ПВА. Мы часто встречаем на греческих сосудах орнамент, который называется “меандр”. “Меандр” – это название реки во Фракии. Река эта сильно петляет, по сходству с рекой назван орнамент.
Два магнита: купленный и мой!!! Ветка оливкового дерева является визитной карточкой Греции.
А вот и готовая работа!
Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000 г. до н.э.), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. Вблизи города Нераклион находится керамический завод мастрера Николоса. Много поколений его семьи занималось изготовлением керамических изделий. Сегодня на его заводе трудятся его жена, сын, 3 наемных работника и он сам.
Глину мастер покупает и хранит её в специальной яме. Однако он нам рассказал, что на самом деле глина проходит долгий процесс обработки – сначала её сушат, измельчают при помощи специальных барабанов. После этого получившуюся массу заливают водой и замачивают на некоторое время в определенных ящиках, составленных между собой ступенчатой лестницей. Когда приходит время, данные ящики с массой глины промывают под напором чистой воды, которая бурлит и стекает постепенно из одного ящичка в другой, по принципу ступенек – вот этот процесс и называется отмучиваением. Для лепки глина должна быть пластичной, а проверить её можно помяв в руке (она не должна прилипать к тыльной стороне руки). И так мастер за изготовлением своего сосуда.
Существует три способа керамичсеких сосудов:
1 способ – лепка сосуда вручную;
2 способ – лепка сосуда с помощью жгутов;
3 способ – на гончарном круге.
Почти все аттические вазы делались для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков: вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Для этой цели самым распространенным видом емкости была амфора, ваза с двумя крепкими ручками. Я решила сделать свою вазу – амфору для хранения воды.
Для того, чтобы моя амфора была красивой и эластичной, необходимо постоянно смачивать руки.
Последние штришки и моя ваза готова!!! Сушка и обжиг ваз в условиях массового производства занимает более 6 часов в специальных печах, где происходит постепенное повышение температуры. Мне мастер рассказал, что сосуд можно не только сушить в печки, но и сушить естественным путем. А именно в темном, сухом месте в течение 3 суток.
Сосуды после обжига.
В магазине у мастера.
Вообще лепка из глины считалась в Древней Греции почетным и важным делом. Этим делом занимались Древнегреческие боги Пандора и Прометей.
Характерной особенностью сделанных в Древней Греции сосудов является их мастерская роспись. У истоков аттической керамики стояло изготовление массивных декоративных амфор со сложным геометрическим узором.
На смену ему пришла чернофигурная керамика, известная вплоть до VII в. до н.э. Использование этого стиля предусматривало нанесение силуэтов рисунка тонкой кистью и чёрным лаком. Все последующие элементы вычерчивались или процарапывались на лакированном силуэте.
Тематика узоров достаточна разнообразна. Так, в период геометрического стиля рисунок покрывал почти весь сосуд. В декоре преобладали шахматные росписи, кресты, свастики, штриховка, ленты, точки и т.п. Анималистические или растительные элементы использовались крайне редко.
Позже мастера начали обращаться к мифологической тематике в декоре керамических изделий. В основе композиции изображался некий мифологический сюжет, а геометрические узоры служили обрамлением рисунка.
Классическая эпоха греческой керамики отмечена краснофигурным стилем, прямо противоположным чернофигурной росписи. Его расцвет приходится на V в. до н.э. Но элементы чернофигурной росписи использовались ещё эллинистическом периоде.
В краснофигурной технике фон вазы покрывался чёрным лаком, а силуэт изображений оставался незакрашенным. Поскольку сам рисунок оставался светлым (или точнее красным), изображение выглядело более естественно. На силуэте точёными рельефными линиями создавались детали рисунка. Эти филигранные линии выдавливались глазурью из специальной тоненькой трубочки.
Стили вазописи
1. Геометрический стиль складывается в IX-VIII в. до н.э., распространенным украшением его был геометрический орнамент, условно-стилизованные фигуры людей и животных.
2. В конце VII в. до н.э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется «ковровый».
3. В VI в.до.н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. Фигуры рисовали черным лаком на желтом, оранжевом и розоватом фоне.
4. Около 530 г до.н.э. афинские мастера создали краснофигурный стиль. На черном фоне неокрашенные фигуры имели цвет глины.
Мне очень нравится это ремесло! Прежде всего, потому что глиняная посуда экологически чистый продукт, в нем молоко может сохранится ( без холодильника ) 3 дня! Я бы хотела, что бы вот такие мастерские были по всему миру. И это ремесло возраждалось и развивалась!!!
Источники: https://keramoblog.com/izdeliya-iz-keramiki/grecheskaya-keramika-stil-syuzhet-rascvetka/, https://art.ioso.ru/bank/ancceramics/ancientceram.htm
Источник
Ранняя Минойская керамика, появилась на острове Крит в До-дворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации. В многочисленных дворцах Крита археологи обнаружили гигантские пифосы, врытые в землю, в которых хранились большие запасы зерна, оливкового масла, виноградного вина. Первые гончарные изделия служили, в основном, в качестве больших ёмкостей для хранения и транспортировки сельскохозяйственных продуктов.
Раннюю минойскую керамику украшали рельефной лепкой, представляющей собой замкнутый по кругу змееобразный зигзаг. Большие пифосы имели три-четыре петлеобразные ручки у горловины и у днища, а затем и по всему пифосу, сквозь которые можно было продеть верёвки и поднять или опустить пифос из земляной ямы или переместить его на борт корабля для транспортировки по торговым маршрутам.
Первые гончарные изделия минойской культуры Крита, расписывали традиционным травным орнаментом и минойскими двусторонними топорами — лабрисами, напоминающими бычьи рога, предмет поклонения жителей Крита.
2600—2400 г. до н. э. керамическое плетение
Гончары Крита достигли высокого мастерства в изготовлении керамических сосудов, им было доступно такой вид украшения керамики, как плетение.
1900 — 1700гг до н.э. Крит. Кносский дворец
Небольшие по форме и объёму керамические изделия, повторяли традиционные очертания и манеру росписи ваз и кувшинов характерную для Трипольской археологической культуры, впервые открытой археологами в поселениях энеолитической культуры близ румынского села Кукутень.
Трипольская культура (Кукутень)
В Раннедворцовый период (1900-1700 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации Крита были добавлены новые гончарные формы и виды декоративного оформления ваз.
Гончарные изделия, относящиеся к этому времени, достигли своего неповторимого совершенства и стали отличительным артефактом Минойской культуры Крита этой эпохи.
1500-1450 г. до н.э. ойнахойя. Василики.
Особый декоративный стиль минойской керамики Крита стали копировать гончары материковой части Эллады, Микен и островов Эгейского моря, а также мастера гончарного дела Анатолии, Сирии, Египта, на юге Италии и в Испании.
1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.
Микенская керамика повторяет полностью все особенности минойской керамики Крита, что позволяет сделать вывод о доминировании культурных ценностей Минойской культуры в Крито-Микенской цивилизации Эгейского моря.
1500 г. до н.э. амфора осминогами. Крит, минойская культура.
Глиняная посуда Крито-Микенской цивилизации (1550-1050 до н.э.), в значительной степени зависела от гончарных традиций Минойской культуры Крита, продолжала совершенствоваться и обогащаться новыми мотивами росписи гончарных изделий.
1400-1300 до н.э. Микены, кратер с осьминогом
Микенские гончарные изделия был поразительно однородными по всей микенской Греции и островах Эгейского моря, они отображали стилизованные изображения морской и растительной жизни – водоросли, осьминоги, дельфины, ракушки и прочее.
1300 г.. до н.э. Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.
Период истории Древней Греции, с 1100 по 700 годы до н.э называют «Тёмные века», о котором мало известно в истории. «Тёмные века» или Гомеровская эпоха в истории начались после заката Крито-Микенской цивилизации, произошедшей от вторжения дорийцев, стоящих на более низком уровне культурного развития.
1200 г. до н.э. Микены. Кратер воинов.
«Тёмные века» продолжались 300 лет и характерны снижением во всех областях культуры, искусства и ремесел.
Гончарное ремесло вернулось к простой геометрической росписи на керамических изделиях, вплоть до 8 века до нашей эры, конечно, во многом проигрывающей по красоте и оригинальности исполнения, перед стилизованной керамикой и украшениями так любимыми на Крите и в древних Микенах.
Роспись микенских ваз, пифосов и амфор в это время тяготеет к минимализму и линейным геометрическим конструкциям изображений, в рисунках наблюдаются примитивные формы изображения людей и животных.
Этот архаический стиль повлиял на развитие ранней архаичной керамики Эллады и классической Греции до 9 века до нашей эры.
Темные века закончилась, они были лишь перерывом в развитии греческой культуры и ослабление, связанным со столкновением со слаборазвитой культурой пришельцев.
К ранней Минойской керамике, появившейся на острове Крит в До-дворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) можно отнести характерные схематические изображения людей и солярных знаков свастики, а также лодок и морских обитателей — рыб, крабов, раковин и осьминогов.
Перед нами кратер кораблекрушения, созданный в 8 веке до нашей эры, найденный в некрополе Сан-Монтано, на острове Искья, древняя Pithecusa, первая греческая колония на Западе Апеннинского полуострова. Кратер кораблекрушения — это самая древняя ваза среди найденной в Италии керамики до-греческой культуры. Кратер расписан не только геометрическими мотивами, но и стилизованными чёрными фигурами моряков, изображёнными в сцене кораблекрушения. Перед нами захватывающая сцена кораблекрушения : корабль перевернулся вверх дном, пытаясь спастись, моряки тонут в море, превращаясь в добычу огромных рыб. Перевёрнутую лодку сопровождает изображение девяти солярных знаков свастики, видимо, на вёслах гребли девять моряков, погибших в морской пучине.