Керамические сосуды на крите

Керамические сосуды на крите thumbnail

1500 до н.э. -пифосы- Зап. Кладовые дворца-knossos .

Ранняя Минойская керамика, появилась на острове Крит в Додворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации.В многочисленных дворцах Крита археологи обнаружили гигантские пифосы, врытые в землю, в которых хранились большие запасы зерна, оливкового масла, виноградного вина. Первые гончарные изделия служили, в основном, в качестве больших ёмкостей для хранения и транспортировки сельскохозяйственных продуктов….

1500 до н.э. -Пифосы-- Минойские

Раннюю минойскую керамику украшали рельефной лепкой, представляющей собой замкнутый по кругу змееобразный зигзаг. Большие пифосы имели три-четыре петлеобразные ручки у горловины и у днища, а затем и по всему пифосу, сквозь которые можно было продеть верёвки и поднять или опустить пифос из земляной ямы или переместить его на борт корабля для транспортировки по торговым маршрутам.

1500-1450 до н.э.-керам-c лабрисами-

Первые гончарные изделия минойской культуры Крита, расписывали традиционным травным орнаментом и минойскими двусторонними топорами – лабрисами, напоминающими бычьи рога, предмет поклонения жителей Крита.

2600—2400 г. до н. э. керамическое плетение

2600-2400 г. до н. э. керамическое плетение

Гончары Крита достигли высокого мастерства в изготовлении керамических сосудов, им было доступно такой вид украшения керамики, как плетение.

1900 - 1700гг до н.э. Крит. Кносский дворец

1900 – 1700гг до н.э. Крит. Кносский дворец

Небольшие по форме и объёму керамические изделия, повторяли традиционные очертания и манеру росписи ваз и кувшинов характерную для Трипольской археологической культуры, впервые открытой археологами в поселениях энеолитической культуры близ румынского села Кукутень.

Трипольская культура (Кукутень)

Трипольская культура (Кукутень)

В Раннедворцовый период (1900-1700 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации Крита были добавлены новые гончарные формы и виды декоративного оформления ваз.

1900-1700 г. до н.э.-.минойская крит-

Гончарные изделия, относящиеся к этому времени, достигли своего неповторимого совершенства и стали отличительным артефактом Минойской культуры Крита этой эпохи.

1500-1450 г. до н.э. ойнахойя. Василики.

1500-1450 г. до н.э. ойнахойя. Василики.

Особый декоративный стиль минойской керамики Крита стали копировать гончары материковой части Эллады, Микен и островов Эгейского моря, а также мастера гончарного дела Анатолии, Сирии, Египта, на юге Италии и в Испании.

1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.

1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.

Микенская керамика повторяет полностью все особенности минойской керамики Крита, что позволяет сделать вывод о доминировании культурных ценностей Минойской культуры в Крито-Микенской цивилизации Эгейского моря.

1500 г. до н.э. амфора осминогами. Крит, минойская культура.

1500 г. до н.э. амфора осминогами. Крит, минойская культура.

Глиняная посуда Крито-Микенской цивилизации (1550-1050 до н.э.), в значительной степени зависела от гончарных традиций Минойской культуры Крита, продолжала совершенствоваться и обогащаться новыми мотивами росписи гончарных изделий.

1400-1300 до н.э. Микены, кратер с осьминогом

1400-1300 до н.э. Микены, кратер с осьминогом

Микенские гончарные изделия был поразительно однородными по всей микенской Греции и островах Эгейского моря, они отображали стилизованные изображения морской и растительной жизни – водоросли, осьминоги, дельфины, ракушки и прочее.

1300 г.. до н.э-вазы-Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.

1300 г.. до н.э. Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.

Период истории Древней Греции, с 1100 по 700 годы до н.э называют «Тёмные века», о котором мало известно в истории. «Тёмные века» или Гомеровская эпоха в истории начались после заката Крито-Микенской цивилизации, произошедшей от вторжения дорийцев, стоящих на более низком уровне культурного развития.

1200 г. до н.э. Микены. Кратер воинов.

1200 г. до н.э. Микены. Кратер воинов.

«Тёмные века» продолжались 300 лет и характерны снижением во всех областях культуры, искусства и ремесел.

1200 в до н.э.-осмин-микенск. ваза- кладбище Perati-.

Гончарное ремесло вернулось к простой геометрической росписи на керамических изделиях, вплоть до 8 века до нашей эры, конечно, во многом проигрывающей по красоте и оригинальности исполнения, перед стилизованной керамикой и украшениями так любимыми на Крите и в древних Микенах.

1300 г. до н.э.-Микенская колесница-

Роспись микенских ваз, пифосов и амфор в это время тяготеет к минимализму и линейным геометрическим конструкциям изображений, в рисунках наблюдаются примитивные формы изображения людей и животных.

800-00 гг. до н.э.амфора

Этот архаический стиль повлиял на развитие ранней архаичной керамики Эллады и классической Греции до 9 века до нашей эры.

735-730 гг. До н.э.-свастика- аттика- ойнахойе

Тёмные века закончилась, они были лишь перерывом в развитии греческой культуры и ослабление, связанным со столкновением со слаборазвитой культурой пришельцев.

730 гг. До н.э. корабльТессей и Ариадна

К ранней Минойской керамике, появившейся на острове Крит в До-дворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) можно отнести характерные схематические изображения людей и солярных знаков свастики, а также лодок и морских обитателей – рыб, крабов, раковин и осьминогов.00-naufragio-vaso

Перед нами кратер кораблекрушения, созданный в 8 веке до нашей эры, найденный в некрополе Сан-Монтано, на острове Искья, древняя Pithecusa, первая греческая колония на Западе Апеннинского полуострова. Кратер кораблекрушения – это самая древняя ваза до-греческой культуры среди керамики найденной в Италии. Кратер расписан не только геометрическими мотивами, но и стилизованными чёрными фигурами моряков, изображёнными в сцене кораблекрушения. Перед нами захватывающая сцена кораблекрушения : корабль перевернулся вверх дном, пытаясь спастись, моряки тонут в море, превращаясь в добычу огромных рыб. Перевёрнутую лодку сопровождает изображение девяти солярных знаков – свастики, видимо, на вёслах гребли девять моряков, погибших в морской пучине.

00-naufragio-disegno

Кратер рассказал нам многое о древних моряках и опасностях, поджидающих их в бушующем море.

«Я переступил порог Посейдона, стал глиняной куклой в руках божества «трясущего землю». Я больше не чувствую ни тяжести тела, ни усталости от ходьбы по жаркой солнечной дороге, ни острых камней под потертыми сандалиями. Погасла песня гребцов, больше не слышно нам пения птиц, смолкло всё под куполом неба. Я поглощён пучиной морской, и уже не могу дышать ни солёным ветром, ни свежим ароматом цветом, ни воздухом соснового леса. Я никогда снова не открою глаз, не увижу солнца, не почувствую вкус хлеба… Я уже призрак, танцующий в смертельной морской бездне, поглотившей все отблески солнечного света. Сжимая круг, окружают меня ледяным прикосновением холодные прожорливые рыбы и монстры бездны. Напрасны немые мольбы и пустые надежды того, кто не ведая страха преступил запретный порог Посейдона. Друзья и родные, пока вы живёте на свете, помните наши имена!»

«Человек умирает. Песок остывает согретый,

И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут.» ( О. Э. Мандельштам)

730 гг. До н.э-свастика-свастика

740 гг. до н.э.--лебеди-пиксос

600-550 г. до н.э.Aryballos, Corinth,

600г.до.н.э-Ойнохойя -кувшин для вина-

-640 г. до н.э-козы-керам-крит-гуси.

715 гг. до н.э-свастика--

715 гг. до н.э-свастика-килих

600 в. до н.э.-чаша с бараном - Пегасы и колесница -

540-530 г до н.э.-Anfora,kamiros, Родос

540-530 г до н.э.-Achilles killing Penthesilea. c.

Both s and pings are currently closed.

Источник

Керамические сосуды на крите

Ранняя Минойская керамика, появилась на острове Крит в До-дворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации. В многочисленных дворцах Крита археологи обнаружили гигантские пифосы, врытые в землю, в которых хранились большие запасы зерна, оливкового масла, виноградного вина. Первые гончарные изделия служили, в основном, в качестве больших ёмкостей для хранения и транспортировки сельскохозяйственных продуктов.

Раннюю минойскую керамику украшали рельефной лепкой, представляющей собой замкнутый по кругу змееобразный зигзаг. Большие пифосы имели три-четыре петлеобразные ручки у горловины и у днища, а затем и по всему пифосу, сквозь которые можно было продеть верёвки и поднять или опустить пифос из земляной ямы или переместить его на борт корабля для транспортировки по торговым маршрутам.

Первые гончарные изделия минойской культуры Крита, расписывали традиционным травным орнаментом и минойскими двусторонними топорами – лабрисами, напоминающими бычьи рога, предмет поклонения жителей Крита.

2600-2400 г. до н. э. керамическое плетение

Гончары Крита достигли высокого мастерства в изготовлении керамических сосудов, им было доступно такой вид украшения керамики, как плетение.

1900 – 1700гг до н.э. Крит. Кносский дворец

Небольшие по форме и объёму керамические изделия, повторяли традиционные очертания и манеру росписи ваз и кувшинов характерную для Трипольской археологической культуры, впервые открытой археологами в поселениях энеолитической культуры близ румынского села Кукутень.

Трипольская культура (Кукутень)

В Раннедворцовый период (1900-1700 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации Крита были добавлены новые гончарные формы и виды декоративного оформления ваз.

Читайте также:  Атеросклероз сосудов клиника диагностика

Гончарные изделия, относящиеся к этому времени, достигли своего неповторимого совершенства и стали отличительным артефактом Минойской культуры Крита этой эпохи.

1500-1450 г. до н.э. ойнахойя. Василики.

Особый декоративный стиль минойской керамики Крита стали копировать гончары материковой части Эллады, Микен и островов Эгейского моря, а также мастера гончарного дела Анатолии, Сирии, Египта, на юге Италии и в Испании.

1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.

Микенская керамика повторяет полностью все особенности минойской керамики Крита, что позволяет сделать вывод о доминировании культурных ценностей Минойской культуры в Крито-Микенской цивилизации Эгейского моря.

1500 г. до н.э. амфора осминогами. Крит, минойская культура.

Глиняная посуда Крито-Микенской цивилизации (1550-1050 до н.э.), в значительной степени зависела от гончарных традиций Минойской культуры Крита, продолжала совершенствоваться и обогащаться новыми мотивами росписи гончарных изделий.

1400-1300 до н.э. Микены, кратер с осьминогом

Микенские гончарные изделия был поразительно однородными по всей микенской Греции и островах Эгейского моря, они отображали стилизованные изображения морской и растительной жизни – водоросли, осьминоги, дельфины, ракушки и прочее.

1300 г.. до н.э. Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.

Период истории Древней Греции, с 1100 по 700 годы до н.э называют «Тёмные века», о котором мало известно в истории. «Тёмные века» или Гомеровская эпоха в истории начались после заката Крито-Микенской цивилизации, произошедшей от вторжения дорийцев, стоящих на более низком уровне культурного развития.

1200 г. до н.э. Микены. Кратер воинов.

«Тёмные века» продолжались 300 лет и характерны снижением во всех областях культуры, искусства и ремесел.

Гончарное ремесло вернулось к простой геометрической росписи на керамических изделиях, вплоть до 8 века до нашей эры, конечно, во многом проигрывающей по красоте и оригинальности исполнения, перед стилизованной керамикой и украшениями так любимыми на Крите и в древних Микенах.

Роспись микенских ваз, пифосов и амфор в это время тяготеет к минимализму и линейным геометрическим конструкциям изображений, в рисунках наблюдаются примитивные формы изображения людей и животных.

Этот архаический стиль повлиял на развитие ранней архаичной керамики Эллады и классической Греции до 9 века до нашей эры.

Темные века закончилась, они были лишь перерывом в развитии греческой культуры и ослабление, связанным со столкновением со слаборазвитой культурой пришельцев.

К ранней Минойской керамике, появившейся на острове Крит в До-дворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) можно отнести характерные схематические изображения людей и солярных знаков свастики, а также лодок и морских обитателей – рыб, крабов, раковин и осьминогов.

Керамические сосуды на крите

Перед нами кратер кораблекрушения, созданный в 8 веке до нашей эры, найденный в некрополе Сан-Монтано, на острове Искья, древняя Pithecusa, первая греческая колония на Западе Апеннинского полуострова. Кратер кораблекрушения – это самая древняя ваза среди найденной в Италии керамики до-греческой культуры. Кратер расписан не только геометрическими мотивами, но и стилизованными чёрными фигурами моряков, изображёнными в сцене кораблекрушения. Перед нами захватывающая сцена кораблекрушения : корабль перевернулся вверх дном, пытаясь спастись, моряки тонут в море, превращаясь в добычу огромных рыб. Перевёрнутую лодку сопровождает изображение девяти солярных знаков свастики, видимо, на вёслах гребли девять моряков, погибших в морской пучине.

Керамические сосуды на крите

Кратер рассказал нам многое о древних моряках и опасностях, поджидающих их в бушующем море.

«Я переступил порог Посейдона, стал глиняной куклой в руках божества «трясущего землю». Я больше не чувствую ни тяжести тела, ни усталости от ходьбы по жаркой солнечной дороге, ни острых камней под потертыми сандалиями. Погасла песня гребцов, больше не слышно нам пения птиц, смолкло всё под куполом неба. Я поглощён пучиной морской, и уже не могу дышать ни солёным ветром, ни свежим ароматом цветом, ни воздухом соснового леса. Я никогда снова не открою глаз, не увижу солнца, не почувствую вкус хлеба… Я уже призрак, танцующий в смертельной морской бездне, поглотившей все отблески солнечного света. Сжимая круг, окружают меня ледяным прикосновением холодные прожорливые рыбы и монстры бездны. Напрасны немые мольбы и пустые надежды того, кто не ведая страха преступил запретный порог Посейдона. Друзья, пока вы живёте на свете, помните погибших друзей имена!»

«Человек умирает. Песок остывает согретый,

И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут.» ( О. Э. Мандельштам)

Древнегреческие вазы

Источник

Самое время перебрать фотографии.

Начнем с не самых старых – летних, с Крита. Обещала показать вам керамику камарес, вот, показываю.

Настоящая типичная камарес выглядит так – белый, красные и желтые линии и орнаменты на черном фоне.

Она аутентична для Крита и является характерным продуктом яркой и самобытной Минойской цивилизации.

Мы с вами уже разбирали технологию изготовления такой керамики: делали ее на гончарном круге, до обжига покрывали глазурью-шликером, содержащей железо. При высокой температуре железосодержащий слой “запекался” и темнел. Остальные краски тоже содержали железо, но для того, чтобы добиться полихромности, керамику обжигали в три приема, с разными режимами обжига.

Интересно, что первые подобные изделия были обнаружены не на Крите, а вдалеком Египте. Первые находки из египетского города Лахун хранятся сейчас в Бритском музее.

Ваза-плошка камарес из Египта (Британский музей)

Такая удаленность от места производства говорит о том, что камарес была очень популярна за приделами Крита, это был атрибут роскоши и предмет оживленной международной торговли.

“На родине” такую керамику нашли в 1903 году в пещере Камарес на южном склоне горы Ида.

Фотография пещеры Камарес, умыкнутая мною у некого Стефанакиса.

Потом таких находок становилось все больше и больше, особенно много ее было найдено на территории раскопанных дворцов, в поселениях Экоми, Курион, Китион, Амнисос, Пиргос, Закрос и др.. Расцвет керамического производства пришелся на период Старых дворцов. Изделия были настолько разнообразны, что со временем появилась нужда их как-то классифицировать. Во-первых, их можно условно делить по формам. Вот самые распространенные:

В классический период в Греции было принято другое деление, можете сравнить:

Некоторые сосуды остались идентичными, только названия изменились, хотя исторические периоды разделяет 1000 лет. Например, огромные пифосы – кувшины в половину человеческого роста для длительного хранения продуктов. Мы их позднее увидим.

Также есть деление на стиль росписи, на орнаменовку. Интересно, что художнику-керамисту с Кипра в самый ранний период были чужды извитые линии и сложные узоры, которые потом были так популярны на материковой Греции. Рисунков довольно много, но характерыми являются широко распространенные продольные линии – иногда кажется, что сосуд вылеплен из кусков, а не сделан на гончарном круге. Исследователи считают, что ранние мастера имитировали швы кожаных сосудов для воды, масла и вина.

Типы росписи

Неолитическая керамика в районе Кносса, 7000-3000 д.н.э.

То же. Как видите, росписи еще отсутствуют, детали грубые, стенки толстые.

То же. В то время еще встречались изделия из “листовой” керамики, без гончарного круга.

Глиняная модель лодки 3600-3000 д.н. эры. Использовалась, вероятно, в ритуальных целях.

Видите, какие интересные чайники (2400-2200 д.н.э). Их находили в поселении Василики.

Чая, правда, тогда у них еще не было. Ну, привычного нам, китайского чая. Был, наверное, какой-нибудь свой, из трав. Мне подруга из Греции как-то привезла греческий горный чай (или железницуа горную), мне понравился, и болезнь Альцгеймера предотвращает. У нас, вроде, тоже такая есть, но я везла из Крита, пополнила запас.

Читайте также:  Как проверить сосуды анализы

Железница горная

Удивительные и загадочные сдвоенные и строенные сосудики. Их находили в погребениях.

Вот эти бело-красные сосуды (сверху) отражают ахейские влияния (похожая керамика была традиционна для Микен)

Простые, грубоватые формы – отличительные признаки ранне-минойского периода (3000-2200 д.н.э., Лебена)

Появляются характерные признаки – белый рисунок на черном, но сами изделия еще грубоваты (2200-1900 д.н.э.)

Фруктовница и кувшины (похоже, молочники) 2100-1800 д.н.э.

Чашки и стаканчики из Палекастро, 2100-1800 д.н.э.

Белые рыбки на стенках сосудов – морской орнамент станет очень характерным для минойской керамики. Василики, 1900-2300 д.н.э.

Этот необычный сосуд в форме короны с рифленым краем демонстрирует, как выросло мастерство минойских гончаров – он имитирует металлическую вазу, стенки очень тонкие, внутри мы видим несколько похожих по форме меньших розеточек.

Эти маленькие сосуды использовались для подношений умершим. Гурния, 2300-1900 д.н.э.

Сдвоенные сосуды смахивают на трипольские. Сравните:

Средне-Минойский период Справа, видите – появляются пупырышки

Стенки сосудов совсем тоненькие

Дивная парадная посуда камарес для пиров. Потрясающий кратер с лилиями посередине! (Фест, Старый дворец)

Пифос камарес из Старого дворца в Фесте.

Камарес!

Огромные пифосы.

Чудная амфора с ромашкой!

Такой вот рельефный стиль называется “барбатино”.

Появляются сосуды со светлым фоном. Чем более поздний перид, тем светлее.

Лабрисы (двусторонние топоры) были, скорее не оружием, а культовыми предметами.Они были очень популярны на Крите, ими и сосуды украшали.

Роспись со стилизованными наутилусами. Ок. 1700 д.н.э.

Слева – пифос с букриниями (бычьими головами, 1700 д.н.э.), правее – роспись спиралями, о.Псира, 1600 д.н.э

Очень жаль, что фото с этой флягой с осминогом вышло так себе! Если на него долго смотреть, кажется, что он шевелит щупальцами. Палейкастро, 1700 д.н.э

Слева – сосуд не керамический, а каменный

Морской стиль!

Почти полностью белые стали…

Пифосы из Старого дворца

Пифосы еще и для таких мрачных целей предназначались.

Сначала думала, что эти глиняные штуки – гробы. Но потом подумалось: уж очень разные по форме, и росписи веселенькие. Думаю, это мебель и лари.

Вот такая красота.

Про минойцев у меня еще есть ЗДЕСЬ.

Спасибо за внимание!

Источник

В сети есть неплохие лекции по истории древних цивилизаций, написанные Эленой Элк.

В частности, у нее есть лекция по истории Крита, а там немножко про керамику. Тащу все к себе, автора просила о возможности более широкого раскрытия темы и даже получила согласие. Остается только ждать…

Любите ли вы отдых на юге? На море? Я вот люблю, например. Может быть, поэтому мне с детства нравилась история Древней Греции. Древнегреческая цивилизация изучена более других, и в нашей стране почему-то всегда была особенно популярной, тем не менее, и там есть много неизвестных моментов.

Кроме того, и это главное, почему Греция появилась в наших лекциях, началась она тоже с очень древней цивилизации, развившейся, в отличие от четырех, рассмотренных нами ранее, на острове. Вот на него мы сегодня и отправимся.

Итак, цель нашего сегодняшнего путешествия

Остров КРИТ.

Но начнем мы не с него.

Посмотрите на карту. С севера на юг сначала тянется полуостров Пелопоннес, на котором расположилась собственно Греция, потом идет Кикладский архипелаг, который завершается длинным и большим – пятым по площади в мире – островом, с горами высотой до 2.5 тыс. метров. Это и есть Крит. Но наша первая цель – вот тот самый Кикладский архипелаг, состоящий из 39 островов (впрочем, если отдельно торчащие в море скалы считать за острова, то их больше 200), из которых заселено 24. Лежат они кругом вокруг острова Делос (кстати, название островов так и переводится – “лежащие кругом”) и именно тут появилась древнейшая из греческих цивилизаций, создавшая большие укрепленные поселения. До нас совсем мало что дошло от древнейшей кикладской цивилизации (как вы должны понимать, острова эти неоднократно заселялись и новые культурные слои покрывали более древние), но кое-что все же стало известным. Самым поразительным и загадочным из всего наследия древнейшей кикладской культуры, расцвет которой пришелся на 3500-2000 гг. до н.э., является особый стиль скульптуры. Его можно назвать постмодернизмом или символизмом, поскольку далее он встречается только в наше время, и ярким представителем этого стиля является, например, Эрнст Неизвестный. Это воистину удивительно, ибо обычно этот стиль характеризует некий упадок в обществе, что практически не наблюдалось у древних народов. Но уж что есть, то есть.

Фактически, все, что нам досталось с тех времен – это кикладские идолы – тщательно отполированные мраморные фигурки, самая большая из которых достигает 1 м 47 см, и сосуды из камня, глины и металла – серебра и бронзы, найденные в около 20 тысячах захоронений. Иногда они выглядят примитивными, иногда же – наоборот – тонко сделанными. Настолько, что поражают воображение даже сейчас. Разумеется, чем древнее, тем проще технологии изготовления, но иногда даже среди фигур, возраст которых около 5 тыс. лет, встречаются совершенно уникальные образцы с уникальным же стилем выполнения. Часто фигурки имеют следы краски, что означает, что во время своего создания они были цветными. Кикладцы не развили своей письменности, и нам трудно воспроизвести их жизнь. Вероятно, именно они были самыми опытными мореплавателями тех времен и осуществляли контакты между побережьем Малой Азии (Палестины, Сирии и Финикии) и полудикими греческими племенами. Они же первыми и заселили Крит. Торговали же они тем, что добывали и производили: драгоценными камнями, мрамором и… наждаком для их обработки. А еще обсидианом, железной рудой, лесом, рыбой и вином. А еще удивительно иногда красивой керамикой и металлическими изделиями. Всем тем, чем позже будет прославлен остров Крит. Основным держателем коллекции предметов кикладской цивилизации является

Британский музей, так что желающих посмотреть предметы именно кикладской цивилизации прошу в этот портал (но там придется английский знать, хотя бы в минимальном объеме и тут я уж ничем вам помочь не могу).

Так же, как и во всех первых цивилизациях, основные поселения строились на вершинах холмов по очевидным причинам – чем дальше от воды, тем безопаснее. Поселения имели высокую плотность застройки и были неплохо укреплены.

Исчезла эта цивилизация очень быстро. Всего за сто лет – между 2300 и 2200 гг. до н.э. население островов резко сократилось и постепенно стало исчезать. Следов вторжения или глобальных природных катаклизмов вроде бы незаметно, поэтому причины исчезновения такого развитого мира остаются загадкой для наших историков.

Тем временем рядом развилась еще одна красивейшая и, если так можно выразиться, сильнейшая цивилизация…

Вот теперь нам пора на Крит.

Критская или, как ее еще называют, минойская цивилизация появилась на рубеже III – II тысячелетий до н.э. Во время, которое называют “ранней бронзой”. Считается, что это самая древняя из европейских цивилизаций.

Первыми обитателями Крита стали земледельцы, использовавшие каменные орудия. Выращивали они пшеницу и разводили коров, овец и свиней. Первые деревни появились еще до 2500 г. до н.э., почти все – на берегу моря, и почти сразу началась меновая торговля по морю и по суше со своими соседями. Кстати, я хочу напомнить, что в те времена климат островов разительно отличался от наших дней, и, вместо голых скал, они были целиком покрыты лесом. Еще через несколько столетий население острова решилось, наконец, оставить побережье и двинуться вглубь острова, начиная одновременно освоение плодородных почв, расположенных в основном в восточной части острова. В то же время появились рабы и их владельцы, начался захват соседей и, в результате, образовались первые города-государства.

Читайте также:  Протокол исследования сосудов нижних конечностей

Крит подарил своим исследователям очень любопытную загадку. Дело в том, что все раскопки на Крите показывают, что очень развитые города с дворцами и мощной городской структурой располагаются прямо над первыми поселениями времен неолита. Такое впечатление, что дворцы Крита возникли внезапно около 1950 г. до н.э. без каких-либо промежуточных вариантов.

Вот так вот сразу – раз – и город. Большой и красивый.

То ли предыдущая культура была основана вовсе не предками минойцев, построивших города, то ли занесло на остров целую плеяду архитекторов и правителей? То ли попросту захватили остров более сильные соседи и создали тут города, насадив местных правителей. А они потом приобрели самостоятельность. Кто теперь знает?

Но, конечно, было бы странно, если бы мы все на этом успокоились и даже не попытались понять, откуда взялись наши загадочные минойцы. Основная идея заключалась в попытке понять откуда взялось минойское письмо, известное как “линейное письмо А” (это означает, что критяне вместо иероглифов начали использовать слоги, обозначаемые геометрическими символами).

Но не тут-то было. Подобно шумерскому языку, корни критского языка найти не удалось. Существует несколько версий о его происхождении, примерно равнозначные по количеству доказательств. Так, считается, что происхождение критского письма может быть от дошумерских народов Месопотамии, от Финикии, от народов Кавказа и от хурритов. Так что загадка эта все еще остается неразгаданной. Кстати, любопытная деталь – критяне изобрели первые приспособления для ускоренного письма – штампы из глины. Имея набор таких штампов, можно было легко и быстро писать что угодно – шлеп-шлеп-шлеп и готово.

Как нетрудно догадаться, мореплавание здесь развилось довольно основательно – все же это остров, – в силу чего Крит стал перекрестком торговых путей и привез к себе культуру как Египта и Месопотамии (и вместе с ней – поливное земледелие), так и племен, живших на территории Греции и Нижнего Дуная. Плюс еще, разумеется, Анатолия (Турция), Палестина, Сирия, Финикия… Одним словом, это была первая “сборная солянка” культур. Разумеется, они не только честно торговали со всеми соседями, но и занимались откровенным пиратством, которое было одним из трех основных источников дохода (второй – торговля, третий – рыболовство). На дворцовых фресках есть изображения кораблей в морских сражениях и увеселительных прогулках.

На остров, наверное, собирались все, кому не лень, и кому не нравилась жизнь и их стабильных материковых государствах. А следствием стало невероятно быстрое развитие Крита – ведь каждый такой “пришелец” тянул за собой культуру и знания своего народа. Пришельцы еще в начале III тысячелетия научили критян плавить и медь, и бронзу, заодно завезли злаки (ячмень в основном), виноград и оливу – три культуры, которые назовут “средиземноморской триадой” – это основные сельскохозяйственные культуры средиземноморских цивилизаций.

Крит стал, выражаясь современным языком, перекрестком торговли и большой транспортной компанией. Они занимались перевозками грузов между всеми соседними цивилизациями и, разумеется, торговали и своим товаром. Самым ценным грузом была уникальная керамика Крита. Заимствовав не только гончарный круг, но, заодно, и искусство украшения, письменность и все, что вообще нужно для производства тонких гончарных изделий, Крит прославился на весь мир, поскольку и сейчас критские вазы и амфоры производят впечатление очень красивых тонких вещей. И произошло это все еще во второй половине III тысячелетия до н.э.

Кроме того, Крит торговал с соседями тем, чего у них не было – рыбой, вином, миндалем, оливками, оливковым маслом.

Так же Крит прославился своими металлическими изделиями – в основном украшениями, а также шерстью и льном.

Денег еще практически не было, и торговля была меновой, то есть критяне обменивались товарами. Обратно же везли медь, олово (кстати, проблема все эти народы его брали, остается открытой), слоновую кость (что означает, что Индия почти однозначно вела торговлю с Критом) и золото.

Кроме торгового флота, Крит имел большой военный флот и непревзойденных в те времена лучников и пращников. Считалось, что луки критян изготавливаются богами.

При таком положении вещей кажется естественным, что минойская цивилизация не замкнулась на Крите и стала распространяться на берега Эгейского и Средиземного морей.

Как и везде в это время, построение государства началось с появления городов-государств. Интересно, что именно на Крите каждый такой город считал своим долгом построить роскошный или не очень дворец для правителей, которые, судя по всему, совмещали функции жрецов.

Так вот все эпохи на Крите, в том числе эпохи образования государств, делят на два основных периода по времени строительства дворцов. Первый период – II тыс. до н.э. – время старых дворцов, и с 1700 г. до н.э. – время новых дворцов. Старых дворцов известно четыре. Это дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро. От них нам тоже мало что осталось, хотя и куда больше, чем от кикладцев, например. 1700 год до нашей эры для Крита стал знаменательным. Мы не знаем точно, что же с ними произошло. Возможно, сначала сильное землетрясение, а потом пожар. Как бы то ни было, а дворцы были разрушены, народы смешались и начали строить нечто новое и грандиозное. И вообще Критские народы осознали себя единым государством.

Новый дворец в Кноссе греки называли “лабиринтом” (слово заимствовано из языка догреческого населения Крита), что означало огромное здание со множеством комнат и коридоров. Заблудившийся там человек навсегда пропадал, потому что рано или поздно встречался с жутким чудовищем – Минотавром, у которого была голова быка и туловище человека. Слухи и легенды имели под собой основание – дворец имел площадь аж в 16 тыс. квадратных метров и около трехсот помещений. Плюс дворец много раз достраивался и перестраивался (серьезные землетрясения на Крите происходят примерно раз в пятьдесят лет). Новые коридоры были продолжением старых, комнаты как бы нанизывались одна на другую, в результате вышло нечто совершенно невообразимое, но имевшее водопровод, канализацию, освещение и вентиляцию.

Конечно, все вы знаете историю с Минотавром, но этот дворец породил еще одну легенду – архитектором его был Дедал. Тот самый, который изобрел крылья, на которых Икар полетел к солнцу в свой первый и последний полет.

На фоне этого – крайне примитивная культура критских деревень. Но о них мы вообще почти ничего не знаем. Осталось только одно изображение с тех пор, где крестьяне собирают что-то вилочкообразными палками. Возможно, оливки. Раскопки в деревнях показывают, что там не было роскошных вещей дворцов и даже относительно простых вещей городов. И это – все.

О городах мы знаем з?