Керамический сосуд что это

В статье продолжим тематику художественной реконструкции. Сегодня рассмотрим три сосуда, два из которых изготовлены древними народами Приамурья, а третий – кружка-стопарь русского происхождения.
Создание исторических реконструкций стало очень популярным в последнее время. Это и завлекательно и познавательно, а при правильной постановке может приносить доход.
Не осталась в стороне и керамика. Использование древних керамических форм, мотивов и приёмов декорирования помогает лучше понять, как люди жили, работали и отдыхали ранее, когда глина была одним из главнейших материалов человечества. Это создает ощущение связи с древними временами, чего-то доисторического, прикосновение к живой истории. Кроме того даёт новые идеи на пересечении древних форм, мотивов, приёмов декорирования и современных материалов с новыми техническими приспособлениями и инструментами.
В своей работе я опирался исключительно на описания и фотографии сосудов, поскольку доступа к оригиналам не имел. Полагаю, что для начала этого вполне достаточно.
Палеолитический сосуд
Широкий сосуд, в диаметре больше высоты, заострён к низу. Оригинал изготавливался лепным способом. После сушки и обжига общая усадка дала сосуд, почти того же размера что и оригинал.
Лепной палеолитический сосуд, диаметр около 9 см. (по материалам форума “Амурклад”)
Инструмент: турнетка, деревянные стеки, шаблон профиля сосуда, губка, стеки-петли.
Для того чтобы сохранить примерную форму сосуда, в графическом редакторе отрисован его идеальный профиль и распечатан на бумаге в необходимом масштабе. Чтобы получить сосуд примерно того же диаметра, что и оригинал, несколько увеличил размер шаблона. Далее по нему изготовлен металлический, из оцинкованной жести. С его помощью в процессе работы корректировались профиль и высота сосуда. Горшочек лепился из жгутов от горлышка к заострённому дну.
После подвяливания производилась небольшая обточка внешней стороны сосуда и внутренней около горлышка. Дно сделало немного плоским, для того, чтобы можно было поставить горшок на горизонтальную поверхность.
Итог – идеализированный сосуд в стиле палеолита.
Случайно обнаружил, что если горшок уложить на бок и отпустить, он самостоятельно пытается принять вертикальное положение. Полагаю, что это благодаря тому, что его диаметр больше высоты и центр тяжести расположен очень низко.
Сосуд эпохи палеометалла
Оригинал сосуда лепился вручную. Свой же я вытягивал на гончарном круге, полагаю, что он у меня получился сильно меньше, нежели оригинал. Во многом это из-за моих слабо прокачанных навыков работы на гончарном круге. Истинные размеры сосуда мне не известны, но я старался сохранить пропорции.
Керамический сосуд эпохи палеометалла (III век до н.э.). Хабаровский край.
Инструмент: гончарный круг, гипсовая форма для отминки “жемчужин”, стеки, губка.
Для создания жемчужного орнамента использовал специальное приспособление – «жемчужницу». Ибо очень неудобно изготавливать несколько десятков мелких деталей ручным способом. Они получаются разных форм, диаметра и высоты. Вот здесь и выручила «жемчужница».
Приспособление изготавливалось следующим образом: из пластилина были скатаны несколько шариков различного диаметра, их половинки размещены на пластике в опалубке. Далее она заполнялась гипсом, а когда он застыл, получилась такая вот форма – «жемчужница».
“Жемчужница”. Если необходимо изготовить несколько десятков одинаковых деталей несложной формы, то с помощью вот такого приспособления можно значительно упростить себе жизнь.
Готовый сосуд. Диаметр основания – 6 см.
Интересно, что данный вид орнамента существует в двух вариантах – выпуклом, когда «жемчужины» налепливались на поверхность готового сосуда, а второй – вогнутый, его получают с помощью палочки-штампа, один торец которой закруглён. Если же штамп имеет плоский торец, то это уже не жемчужина, а ямка. Соответственно такой орнамент называется ямчатым.
Кружка «Стопарь»
Самый простой предмет для работы – сосуд типа «кружка», форма известна с XVII века. Кружка получилась не самой большой – кофейного размера, в силу уже упомянутой, слабой прокачки навыков гончарства. Пример позаимствован на ютуб-канале Ильи Калашникова.
На самом деле кружка не такая маленькая как выглядит – просто орех попался гораздо больше среднего размера. Высота 7,5 см, диаметр верхней части – 7,5 см, конкретно эта кружка идеально вписывается в квадрат.
Интересно, что хоть кружечка и получилась маленькой, но оказалась неожиданно удобной, особенно ручка.
Художественная реконструкция отличный способ прокачать разнообразные навыки, от ручной лепки до работы на гончарном круге. Тут такой диапазон возможностей, что каждый может найти себе понравившийся объект для экспериментов и отработки навыков. Чего вам и желаю.
Источник
С керамикой мы сталкиваемся ежедневно. Без керамики уже невозможно представить повседневную жизнь, ведь понятие «посуда» прочно связанно с понятием «керамика». Сам термин «керамика» происходит от древнегреческого слова κέραμος, т.е. глина. Глине принадлежит особая роль в человеческой культуре, ведь из нее можно вылепить всё, что составляет среду человека. Первые книги были глиняными табличками. Кирпич и черепица, которые составляют основу зданий, это глина. Из глины лепят скульптуры и, конечно, посуду. Во многих культурах гончары составляли особое сословие, их ремесло вызывало священный трепет. В горшечнике видели образ Бога, творящего людей и всё мироздание. Например, в египетской мифологии бог плодородия Хнум создает из глины на гончарном круге весь мир.
Керамические декоративные сосуды «Лист» и «Жажда».
Глиняная посуда сопровождает человека с древних времен. Кувшины, чаши и другие ёмкости были сугубо утилитарными предметами, тем не менее их украшали узорами, рисунками, камнями, раковинами. Первоначально сосуды имели остроконечное дно, чтобы их можно было укреплять в земле или устанавливать между камней, на которых готовилась пища. Сосуды были хрупкими и водопроницаемыми. Изменялся быт человека и посуда переживала свою эволюцию. Произошел настоящий технологический прорыв, когда появилась керамика, не пропускающая жидкость. Сосуды научились делать легкими, надежными, гладкими. Технологию такой керамики держали в тайне.
Авторская керамика ручной работы. Кашпо керамическое и декоративные вазоны.
Как могло зародиться гончарное ремесло? Ответить определенно на этот вопрос не удастся. Существует предположение, что гончарство появилось благодаря случаю. Возможно, что корзина, обмазанная глиной, попала в костер и сгорела, а глина затвердела. На основании этого опыта люди сделали выводы.
Авторская керамика ручной работы. Керамические декоративные сосуды.
Археологами был обнаружен в Китае сосуд, которому 18 тыс. лет, он признан древнейшим гончарным изделием в мире. Первые сосуды были грубыми, неправильной формы. Около 8 тыс. лет назад появилась роспись по керамике, создавались прекрасные образцы сосудов, украшенные геометрическими и зооморфными рисунками. В эпоху бронзового века был изобретен гончарный круг, который позволил получать керамические изделия правильной формы. Предполагается, что это произошло около 6 тыс. лет назад. В государствах Египта и Междуречья была изобретена глазурь — особая стекловидная паста, покрывающая керамические сосуды. Добавление в глазурь солей и металлов позволило делать керамику цветной. Постепенно керамическая посуда из сферы практического назначение стала переходить в сферу произведений искусства.
Керамические декоративные сосуды. Сосуд, 50 см. Сосуд, 40 см. Сосуд, 35 см.
Керамисты могут с успехом обходиться без гончарного круга, который не является обязательным условием для создания керамической посуды хорошего качества. Можно вспомнить, доколумбовую культуру Америки, где гончарным ремеслом занимались женщины. Они тщательно готовили глину, смешивая ее с морскими раковинами, песком, растительными материалами и другими добавками. Затем лепили глиняный блин и накладывали друг на друга глиняные колбаски, притирая их и обстукивая палочкой для предания правильной формы. Сосуд обретал равномерную толщину. Готовый сосуд помещали в неглубокую яму, накрывали слоем древесины и поджигали. После обжига поверхность этого керамического изделия полировалась камнем.
Декоративная керамика. Керамический сервиз и декоративное блюдо.
Посуда, сделанная руками, прошедшая через живой огонь, всё чаще становится востребованной. Люди помнят о том, что молоко в глиняной крынке дольше не киснет, что для каждого кулинарного блюда нужна своя посуда, ведь посуда из глины запоминает вкус, впитывая его в себя.
Наверное, многие замечали, что сосуды и кувшины напоминают человека и повторяют его пропорции. Каждая часть кувшина имеет «человеческое» название: горлышко, ручка, плечо, тулово, щиколотка, есть даже пупок. Глина бывает разная, с разным характером, и посуда из глины получается с разным характером. Глина живая и с ней общаются, как с живым существом. Глина способна гасить агрессию, она дает силы, дарит ощущение полноты жизни. В век технологий людей особенно тянет к душевным предметам, поэтому интерес к глиняной посуде, особенно выполненной вручную, только увеличивается.
Вас интересует декоративная керамика, декоративные сосуды? У вас есть вопрос, пожелание или комментарий? Пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.
Навигация по записям
← Павел Федотов в Третьяковской галерее
Декоративная, художественная керамика →
Источник
Какие бывают керамические сосуды?
Древние греки создали множество типов керамических сосудов, в зависимости от их предназначения.
Наиболее крупными были амфоры, пелики и стамносы. Они предназначались для хранения различных веществ: муки, зерна или вина. Стеклянной посуды в то время еще не знали, поэтому для питья использовали более мелкие сосуды — ритоны, вылепленные в виде головы какого-либо животного, а также скифосы и канфары, напоминавшие рюмку с двумя ручками.
Для того чтобы извлечь вино из огромной амфоры, использовали специальные ковши — киафы или кувшины, ойнохойи. Любопытна конструкция псиктера — сосуда для охлаждения жидкости. Он представляет собой суженную в нижней части вазу, которую вставляли в другой сосуд, наполненный холодной водой со льдом. Налитое в псиктер вино могло оставаться холодным достаточно долго.
Изготавливали греки и более мелкие сосуды — арибаллы и алабастры. В них наливали душистые масла, использовавшиеся как косметические средства. Иногда их даже носили на шее как украшения. Все эти сосуды изготовлялись из глины, обжигались в печи и покрывались росписью или орнаментом. Расписанные известными художниками своего времени, они ценились очень дорого и использовались даже в качестве наград или подарков. Так, например, красивыми вазами награждались победители Олимпийских игр. Отсюда и возник обычай награждения победителя спортивных соревнований призом в виде кубка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Какие бывают отели
Отели различаются по звездности, уникальности и тематике.ЗвездыОт 0 до 5. По общепринятой классификации чем больше звезд, тем лучше сервис. Это так, но в рамках одного региона. Пять звезд в Италии и пять звезд в Турции предполагают разный уровень.
Какие бывают праздники?
Праздник – это день торжества, когда люди отмечают какое-то важное событие, в честь или в память которого он и был установлен. Как правило, он считается выходным, поэтому в этот день никто не работает.Праздники бывают разными. Международные,
Какие бывают металлы?
В древние века считалось, что металлов на Земле всего семь. Тогда к ним относили только золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. М. В. Ломоносов считал, что металлами можно назвать только шесть веществ. К числу металлов он не относил ртуть,
Какие бывают ископаемые?
Ископаемыми называется все, что люди добывают из земли. Существует такое понятие, как полезные ископаемые. Ими может стать любая горная порода, но только при одном условии – если она нужна и полезна людям. Почти все такие полезные людям горные
Какие бывают краски?
Любой человек может сразу ответить, что краски бывают разноцветные: красные, синие, зеленые, фиолетовые, – и назвать еще немало цветов, которые составляют красочную палитру. Но давайте посмотрим, как можно ответить на этот вопрос еще и по-другому.Все
Какие бывают утюги?
Первый электрический утюг появился в 1882 году. Его изобретателем был американский инженер Генри Сили. Он первым догадался вмонтировать в подошву утюга электрическую спираль. Но утюг Сили был неудобен. У него не было никаких регулировочных
Какие бывают ящерицы?
Ящерицы живут по всей Земле, кроме полярных районов. Эти животные любят тепло и солнце, поэтому их чаще всего можно встретить в тропических зонах, хотя некоторые виды ящериц обитают и у нас, в европейской части, на Урале, в Сибири, на Дальнем
Какие бывают черепахи?
Все черепахи — морские, пресноводные и сухопутные — имеют твердый наружный панцирь, чешуйчатую кожу и ороговевший нос. Все они дышат легкими и имеютпанцири, состоящие из двух частей: наружной, или верхней, и нижней. Через отверстия между этими двумя
Какие бывают голуби?
Голуби встречаются во всех зонах с тропическим и умеренным климатом. Существует более 300 разновидностей этой птицы, но лишь несколько из них водятся в Великобритании. Один из наиболее интересных видов — это почтарь, или почтовый голубь. Если
Какие бывают татуировки
Деление тату на виды можно провести условно. Четких границ для этого не существует. Нательные рисунки нередко сегодня совмещают несколько значений — любовные и религиозные, охранительные и информативные. Но все же существует несколько типов
Какие бывают иппликаторы?
Иппликатор – это устройство с большим количеством игл (от нескольких десятков до нескольких тысяч), воздействующих на тело человека. Иппликаторы могут отличаться друг от друга по материалу, размеру, форме, остроте игл и наличию дополнительных
Какие бывают водоемы
Озеро
Озером называется покоящаяся или медленно текущая значительная масса воды в естественной впадине суши, не имеющая непосредственного контакта с морем.
Стратификация озер.Стратификация – это образование слоев воды с разной плотностью и
Источник
Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.
На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.
Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.
В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.
Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.
Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.
В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.
Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.
Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.
Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.
В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.
Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.
Ну и напоследок
Источник