Керамический сосуд из жгутов
Техника спиральной лепки из жгутов
Цветочный горшок
Это один из древнейших и довольно простых способов лепки. Им пользовались мастера и в Китае, и в Англии, Греции, даже в далекой Новой Гвинее. Чаще всего он применялся для изготовления больших сосудов, которые невозможно изготовить на гончарном круге. Для этого способа самой подходящей будет глина с низкой пластичностью.
Перед началом работы заранее представьте себе, какой формы вы хотите сделать сосуд, определитесь с его размерами. Попробуйте нарисовать карандашом будущее изделие. Начинайте с самого простого. Форма сосудов может быть разной, необязательно классической.
В зависимости от размеров вашего изделия заготовьте глину. Теперь приступайте к изготовлению жгута: он должен быть как можно длиннее, толщиной 2-3 см.
Есть разные способы подготовки глиняного жгута. Можно сделать его от начала до конца и затем приступить к навертыванию спирали (чем длиннее жгут, тем лучше) (рис. 17).
Рис. 17.
Можно из общей массы глины «выдавить» нужное количество для первого слоя спирали, а уж по ходу работы наращивать жгут постепенно.
Самый простой способ – это заготовить нужное количество жгутов, накрыть их полиэтиленовой пленкой, чтобы не высыхали, и использовать по мере необходимости (рис. 18).
Рис. 18.
Все способы приемлемы, их достоинства и недостатки вполне уравновешены (они связаны с неоднородностью глины, что вызвано различной скоростью высыхания в процессе работы), поэтому можете выбрать тот, который вам больше подходит.
Начинаем лепить с основания. Раскатайте комок глины в небольшой жгут и выложите донышко в виде небольшой спирали, затем стеком и губкой разровняйте его. Смочите края донышка шликером, сделайте надрезы там, где будет начинаться стенка изделия, и начинайте выкладывать первый жгут. Каждый необходимо плотно прижимать к плоскости донышка, чтобы потом все они слиплись. Но при этом не повредите форму первого слоя и побеспокойтесь заранее, чтобы осталось достаточно места для соединения со вторым. Ни в коем случае не сдвигайте изделие с места до окончания работы! Концы жгутов шпателем или ножом отрезайте под углом – тогда поверхность соприкосновения будет больше, чем если бы надрезы делались перпендикулярно. Во избежание растрескивания при высыхании нужно следить за тем, чтобы соединение жгутов не происходило друг над другом (рис. 19).
Рис. 19.
Дальнейшее просто: каждый раз перед выкладыванием очередного слоя спирали нужно хорошо смачивать и его, и поверхность предыдущего, помещая его на подготовленное место (рис. 20).
Рис. 20.
Затем при помощи пальцев, стека и губки глина выравнивается, внутри – от себя и вниз, с внешней стороны – на себя и вверх. По мере необходимости промазывайте рабочие места жидкой глиной. Если изделие большое, необходимо, чтобы его нижняя часть могла немного подсохнуть – «устояться» перед тем, как на нее лягут очередные жгуты. Иначе не избежать перекоса на одну сторону или того, что изделие сломается.
Хотите сделать сосуд расширенным в верхней части? Тогда каждый очередной жгут укладывайте ближе к внешней стороне нижнего. Чтобы получить изделие с сужающейся кверху формой, необходимо верхний жгут располагать ближе к внутренней поверхности сосуда.
Для придания изделию оригинального вида часть жгутов снаружи можно не затирать (рис. 21).
Рис. 21.
Их можно дополнительно декорировать резьбой или слегка отполировать (см. вкладку, фото 9).
Меняя диаметр очередного слоя, вы изменяете форму изделия. В этом особое преимущество данной техники: форма изделия совсем не обязательно должна быть симметричной. Вот и изготовленный вами сосуд может иметь самые фантастические формы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Техника «декупаж»
Техника «декупаж» Почти на каждой даче найдется такая мебель, которая уже давно сослужила свою службу, но выбросить ее жалко. Мало кто знает, что таким предметам можно дать вторую жизнь и сделать их яркими и необычными. В этом вам поможет техника «декупаж».Дизайн старой
Техника газовой сварки
Техника газовой сварки Газовая сварка – способ универсальный, но при ее выполнении необходимо помнить, что нагреванию подвергается достаточно большой участок вокруг сварного соединения. Поэтому нельзя исключить возникновение коробления и развитие внутренних
Техника покраски
Техника покраски При окрашивании потолков и стен обратите внимание на направление падающего из окна света. Если вы будете производить покраску кистью, предпоследний слой краски обязательно нанесите против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе после
Бытовая техника
Бытовая техника Домашние электроприборы не зря носят такое название. Это именно приборы, которые требуют к себе бережного и технически грамотного отношения. Их надо оберегать от влаги, поскольку наличие на приборе воды может привести и к несчастному случаю, и к выходу
Техника вышивания
Техника вышивания А теперь ознакомимся с техникой вышивания:1) если вы делаете стежки сверху вниз, то 1-й ряд следует выполнять в направлении справа налево;2) затем нужно выполнить 2-й ряд стежков слева направо (завершая таким образом стежки, выполненные ранее);3) если вы
Техника шпаклевания
Техника шпаклевания Берут немного шпаклевки на шпатель и наносят ее на поверхность стены мазками средней толщины, затем нажимают на лезвие шпателя чуть сильнее и разравнивают шпаклевочный слой движениями по вертикали.Шпаклевку разравнивают до получения очень тонкого
Техника покраски
Техника покраски При окрашивании потолков и стен обращают внимание на направление света, падающего из окна. Если покраска производится кистью, предпоследний слой краски обязательно наносят против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе, после
Техника безопасности
Техника безопасности Каждый профессиональный электрик, перед тем как переходить непосредственно к практике, сдает специальный экзамен по технике безопасности. В этот экзамен входят вопросы по эксплуатации электроустановок и способам работы с ними, которые были бы
Техника склеивания
Техника склеивания Столярные изделия должны изготовляться из древесины с влажностью не выше 12 %. При повышенной влажности качество склейки снижается и клей может загнивать в изделиях.Намазав склеиваемые части изделия клеем, им дают простоять примерно три минуты, чтобы
Техника строгания
Техника строгания При любом строгании, особенно при черновом, когда снимается толстый слой древесины, очень важно определить направление волокон, чтобы древесина не задиралась. Определяют это осмотром (волокна должны выходить на поверхность в направлении движения
Техника «сграффито»
Техника «сграффито» При использовании техники «сграффито» изделие полностью покрывают ангобом или наносят его широкой полосой. После подсыхания легко нанесите карандашом какой-нибудь орнамент или рисунок, а затем по этим линиям процарапайте ангоб до основы черепка
Техника «резерваж»
Техника «резерваж» Резерваж – способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазурованием. В пчелиный воск добавляют скипидар и нагревают до растворения. С помощью кисточки накладывают состав на места, не
Техника надглазурной росписи
Техника надглазурной росписи Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия. Она хотя и менее прочна, чем подглазурная, но имеет богатую цветовую палитру, так как закрепительный обжиг происходит при более низкой температуре. Неудавшуюся роспись
Техника безопасности
Техника безопасности Ручными столярными и плотничными инструментами надо уметь владеть, но в том случае, когда нужно не только хорошо, но и быстро выполнить работу, необходимо воспользоваться электрическим инструментом, который в 5-10 раз производительнее. Но перед этим
Источник
История возникновения
Гончарное дело зародилось еще в эпоху неолита – позднем периоде каменного века. Древние греки, обогреваясь костром в пещерах, обнаружили свойство глины превращаться в крепкий и прочный материал после длительного контакта с огнем. Тогда-то они и начали лепить посуду и другие предметы быта из глины и обжигать их на костре.
До того, как был изобретен гончарный круг, глину лепили вручную, без всякий приспособлений. Именно в это время появилась техника лепки жгутами: масса раскатывалась в длинные жгутики, которые укладывались друг на друга по спирали и образовывали всевозможные сосуды – от чашек и горшков до огромных кувшинов. Изделия не были идеальной формы, которой невозможно добиться без гончарного круга. Тем не менее такая древняя керамика была прочной и использовалась древними греками для хранения жидких и сыпучих продуктов.
Лепка жгутами не канула в лету и после того, как человечество изобрело более совершенные и облегчающие труд гончара способы работы с глиной. В Греции, на Кавказе и в Средней Азии так изготавливались большие сосуды, которые были слишком велики для формирования на гончарном круге. Огромные кувшины, высотой около 2-х метров, в древней Греции их называли «пифос», закапывались в землю, в них хранили вино, масло, зерно.
Кстати, всем известный «ящик Пандоры», фактически был кувшином-пифосом. Ящиком его называют по ошибке из-за некорректного перевода с древнегреческого. Да и Диоген жил не в бочке, их не умели делать в Греции в те времена, а в большом вместительном пифосе, слепленном из глиняных жгутов.
Лепка жгутами из глины в наше время
Техника лепки, насчитывающая несколько тысячелетий, дошла до нас практически в неизменном виде. Сейчас ее применяют в творческих мастерских, в народном промысле и в студиях арт-терапии. Ученые давно доказали полезность работы с пластичным материалом как для детей, так и для взрослых. Ребенок, разминая глину, создавая изделия из нее, развивает моторику рук, воображение и нервную систему в целом. Для взрослых людей это прекрасный способ избавиться от стрессов, депрессии, отвлечься от житейских проблем.
Где брать глину для лепки?
Глину для изготовления изделий в домашних условиях можно найти 3 способами:
Приобрести уже готовый природный материал для лепки в канцелярском магазине, магазине товаров для творчества, онлайн магазинах для гончаров.
Купить в виде сухой смеси и потом приготовить пластичную массу самостоятельно.
Накопать в местах природных глиняных залежей: возле рек, озер, везде, где есть вода.
Для изготовления небольших форм лучше подходит готовая магазинная глина. Это уже размятый, очищенный материал, подготовленный к работе.
Глина в виде сухой смеси, которая продается в пакетах, разбавляется водой. Но следует учесть, что массу необходимо приготовить за 2-3 недели до планируемой лепки, чтобы она «отлежалась». Необходимо приобретать специальную гончарную глину. Глина, предназначенная для ухода за телом и строительных целей, к лепке непригодна.
При самостоятельной добыче глины в природе нужно учесть основное качество – пластичность. Проверить годность материала для творчества можно таким образом: скатать кусочек глины колбаской, свернуть ее в колечко. Если по бокам трещины отсутствуют, значит можно смело брать. Природный материал следует сначала полностью просушить, а после залить горячей водой, дав впитать ее в себя. Переминая разбухшую глину, очистить ее от мелких камней и мусора. Хранить массу можно в ведре, залив на одну треть водой и накрыв крышкой.
Процесс лепки из жгутиков
Пифосы имели дно с заостренным концом, поэтому их начинали лепить с венчика. Сначала лепили кольцо, а потом на него по спирали формировали весь сосуд. Этот способ удобен для изготовления больших полых сосудов. Если лепить изделие среднего размера, можно начинать конструкцию со дна. Перед началом лепки глину необходимо хорошо размять до послушного, пластичного состояния.
Пошаговая инструкция лепки жгутами кувшина из глины
Для формирования дна взять небольшой кусок длины и раскатать в пласт толщиной 1 см.
Вырезать из пласта донышко будущего кувшина, воспользовавшись круглым шаблоном.
Сделать заготовки жгутов, раскатывая глину в длинные колбаски толщиной 1 см.
Смочить водой заготовленное дно по краям, отходя на 1 см., для хорошего сцепления можно нанести небольшие насечки.
Прикрепить жгут, оборачивая спиралью по краю дна, слегка придавливая, чтобы не оставался воздух. Руки в процессе работы периодически смачивать водой.
После того, как первый виток сформирован, поднимать спираль на следующий уровень, слегка смачивая водой и делая надсечки в местах соединения.
Спиралью за спираль поднять стенки кувшина по задуманной форме: если сосуд должен сузиться, диаметр витка делать меньше и наоборот.
Жгуты соединять между собой, срезав концы под углом и смочив места стыков водой.
Если изделие запланировано высоким, нужно делать его с перерывами для небольшой просушки, чтобы оно не потеряло форму. Так, подняв стенки на 10-15 см., прерваться, дать слегка подсохнуть, после чего продолжить.
После того, как кувшин сформирован, оставить его сохнуть на 2-3 часа.
Если требуется гладкая фактура стенок, можно затереть борозды жгутиков при помощи наждачной бумаги.
Оставить готовый кувшин сохнуть на 8-10 дней.
Если Вас заинтересовало изчение керамики, изготовление её и вы хотите более подробно изчить все техничи связанные с лепкой глины предлогаем вам обратить внимание на обучение в гончарной школе курсам лепки или мастер классам.
Источник
УДК 902
Россия, Санкт-Петербург, ИИМК РАН
Технологические аспекты в формообразовании древней керамики*
Аннотация: Основными приемами ручной лепки сосудов из глины принято считать жгуты и ленты. В процессе формовки сосудов, как правило, используется кольцевой или полукольцевой налеп из жгутов или лент, а также лоскутный налеп из небольших кусков жгутов или лент. Спиралевидный налеп используется в жгутовой технике лепки. Однако приёмов лепки значительно больше. Этнографические исследование по формовке керамики и проведенные эксперименты по формовке керамики неолита и ранней бронзы показали, что процесс формообразования древней керамики нельзя представлять линейно. Это достаточно сложный процесс развития и заимствования технологических традиций в древности. Формообразование керамики можно связать изменением в мировоззрении отдельных культур и влиянии на них соседних племен или культур. Для древних культур характерно сохранение устойчивости культурной традиции в технологии изготовления керамики.
Ключевые слова: технология керамики, формовка керамики, этнография керамики, культурные традиции древней керамики
Summary: The main methods of manual modeling of vessels from clay are considered to be bundles and tapes. During the formation of vessels, as a rule, a ring or semi-annular of bundles or bands is used, as well as patchwork from small pieces of bundles or bands. Spiral-shaped is used in the plait technique. However, the methods of modeling are much larger. Ethnographic re on the molding of ceramics and conducted experiments on the formation of Neolithic and Early Bronze ceramics have shown that the process of shaping ancient ceramics can not be represented linearly. This is a rather complex process of developing and borrowing technological traditions in antiquity. Formation of ceramics can be ed by a change in the worldview of individual cultures and the influence of neighboring tribes or cultures on them. Ancient cultures are characterized by the preservation of the stability of the cultural tradition in the technology of making ceramics
Key words: technology of ceramics, ceramic molding, ethnography of ceramics, cultural traditions of ancient ceramics
Экспериментально-трасологическое исследование древней керамики неолита Нижнего Дона на материалах многослойного поселения Ракушечный Яр и изучение керамики майкопской культуры на Северо-Западном Кавказе
*Работа выполнена при поддержке Гранта РФФИ, проект 18-09-00568А
позволили автору существенно расширить представления о формообразовании керамики в древности. Сразу стало понятно, что этот процесс нельзя представить линейно, как будто бы один способ лепки может сменять другой. Здесь все сложнее. Трасологический анализ неолитической керамики из нижних слоев поселения ракушечный Яр показал, что структура теста основной массы фрагментов керамики очень плотное, без пор, оно не рыхлое, а имеет однородную структуру и камнеподобную плотность, характерную для плотной гончарной керамики позднего времени. Отсутствие в неолите гончарного круга и признаков его использования на фрагментах керамики позволили предположить, что формовка керамики в нижних слоях (23-17 слои) осуществлялось сочетанием двух способов лепки. Сначала лепка керамики выполнялась в ленточной технике, и ее признаки хорошо читаются на многих фрагментах керамики, а затем готовый сосуд дополнительно выколачивали по стенкам с помощью деревянных лопаточек снаружи сосуда и каменных подставок изнутри его либо выколачивание проводилось на подставленной внутри сосуда руке мастера. Эксперименты по изготовлению сосудов из местных отложений илистых глин вблизи поселения позволили получить аналогичные по плотности и структуре сосуды (Поплевко, 2010; 2011 а, б, в, г, д, е, ж; 2012 а, б, в; 2013 а, б, в, ). Вопреки сложившемуся мнению о ручной ленточной лепке сосудов (Белановская, 1995) и формовке лоскутным методом (Мазуркевич, Долбунова, Кулькова, 2013), после длительных экспериментальных и трасологических исследований и сопоставлений образцов керамики, а также наблюдений по изготовлению керамики в современной этнографии считаю возможным еще раз констатировать, что изготовление неолитической керамики на многослойном поселении Ракушечный Яр на Нижнем Дону проводилось ручной лепкой лентами и сочетанием ленточной лепки с последующей выколоткой стенок сосудов, для придания более плотной структуры и последующему заглаживанию поверхности сосудов отмученной однородной глиной другого состава. Петрографический анализ фрагментов керамики показал, что для формовки сосудов использовалась местная илистая глина (Поплевко, Кулькова 2011). Это была глина из древних илистых прибрежных отложений. также отмечает, что некоторые сосуды на своей поверхности имеют тонкий слой отмученной глины, которым разглаживали поверхность готового сосуда. Сосуды, выполненные в технике ручной лепки, имеют более пористую структуры и на них хорошо «читаются» места состыковки лент. На фрагментах, выполненных сочетанием разных приемов лепки, в профиле стенки сосуда прослеживаются растянутые ленты до 4-5 см. такая растянутость ленты достигается при использовании техники выколотки деревянными лопаточками на каменной наковаленке или на руке мастера.
Трасологическое исследование материалов эпохи ранней бронзы на Северном Кавказе на примере шести поселений майкопской культуры помогло более широко и глубже окунутся в проблему формообразования керамики в древности. Данные этнографии и экспериментального моделирования позволяют выделить следующие приемы:
1. Ручная лепка из целого куска глины.
2. Жгутовая техника.
3. Ленточная техника.
4. Ленточно-жгутовая техника.
5. Пластовая техника (ее ещё называют текстильной или лоскутной).
6. Выколотка сосудов из целого куска глины.
7. Выколотка куска глины и формовка сосуда на твердой основе.
8. Обминание раскатанного или выколоченного куска глины в готовую форму.
9. Сочетание выколотки и ленточно-жгутовой техники лепки при формовке.
10. Ручная лепка из целого куска глины и последующее переформатирование плоскодонного сосуда в круглодонный.
Практически для каждого из выше перечисленных приемов могут быть варианты разного использования этого приема. Кратко остановлюсь на каждом приеме лепки.
Ручная лепка из целого куска глины практикуется до сих пор по данным этнографии у народов Африки, которые не используют гончарный круг, а остаются верными последователями древних традиций. В качестве «поворотного устройства» они используют крупные фрагменты круглодонной керамики, поставленные один на один на деревянной доске. Формовка начинается из большого комка глины путем выбивания кулаком одной руки углубления в его центре. При дальнейшем формовке сосуда он поворачивается на подставленных фрагментах керамики, которые выполняют функцию поворотного устройства. При постоянном поворачивании и разглаживании руками сосуд постепенно приобретает круглодонную форму.
Жгутовая техника лепки распространена в эпоху неолита и более позднее время, при изготовлении толстостенных сосудов. Это один из основных приемов лепки керамики, но собственно жгуты в профиле стенки сосудов встречаются крайне редко в высокотехнологичной керамике юга России. Проследить ее в формах сосудов не так просто, так как при формовке сосудов в процессе разглаживания поверхности происходит «растягивание» жгутов полностью или частично по краям стыков.
Ленточная техника предполагает раскатывание жгутов в ленту на плоскости с помощью деревянной скалки и последующую лепку лентами всего сосуда. Ленты могут быть получены и раскатыванием куска глины на плоскости с последующим разрезанием его на узкие или широкие ленты. Края лент либо намеренно утончались перед лепкой, либо в процессе лепки.
Ленточно-жгутовая техника. Лепка сосудов лентами без основы представляет собой лепку жгутами разной толщины, причем жгуты сразу же уплощаются в ленту между ладонями, в процессе приклеивания ленты к телу сосуда. Часто эту формовку можно определить как ленточную лепку. Хотя, собственно ленточная лепка предполагает предварительное расплющивание жгута на плоскости вручную или с помощью раскатывания жгута в ленту, используя деревянную скалку.
Пластовая техника – это лепка нарезанными широкими лентами, пластами или лоскутами, из раскатанного куска глиняного теста. В этой технике происходит формовка сложных форм профилированной керамики или художественных изделий.
Выколотка сосудов из целого куска глины. Формовка начинается из выколачивания в центре круглого куска глины каменным пестом в круглом углублении в земле. По мере выколачивания углубления в куске глины она поворачивается по периметру в углублении в земле. По мере увеличения выколоченной формы сосуда, поворачивать его помогает вторая женщина. Когда будет выколоткой получена половина или большая часть сосуда, тогда он ставится в круглодонную миску и оставшуюся верхнюю часть доделывают в ленточно – жгутовой технике, когда толстые жгуты сразу же расплющивают в ленту в процессе лепки.
Выколотка куска глины и формовка сосуда на твердой основе. Выколотка куска глины в тонкий круглый пласт каменным пестом или плоской галькой на плоскости, а затем этим пластом глины покрывают дно круглодонного сосуда (стоящего перевернутым вверх дном) и продолжают разглаживать глину каменным пестом или галькой. Также готовят вторую полусферу. Затем обе части состыковывают и разглаживают поверхность, а затем выколачивают деревянной лопаточкой на каменной наковаленке.
Обминание раскатанного или выколоченного куска глины в готовую форму. В данном случае проводится раскатывание или выколачивание на плоскости куска глины в тонкий пласт. Затем этот пласт глины обминается вовнутрь формы-основы в виде полусферы изнутри. Затем две полусферы склеиваются. По этнографическим данным в Южной Америке были найдены и полусферы в виде продольно разрезанного круглодонного сосуда, выполненные в камне. Эти две продольно разрезанные части сосуда, затем состыковываются в целый сосуд, и разглаживается зона стыка.
Сочетание выколотки и ленточно-жгутовой техники лепки при формовке. В данном случае нижнюю круглодонную часть сосуда готовят следующими приемами:
1) использование формы-полусферы для выколачивания нижней части на сосуде;
2) выколачивание пласта глины из куска глиняного теста на плоскости, а затем наложение этого пласта глины на дно сосуда;
3) обминание внутрь полусферы выколоченного на плоскости куска глины. Верхняя часть сосуда лепят вручную из жгутов, которые в процессе лепки расплющиваются в ленты.
Ручная лепка из целого куска глины и последующее переформатирование плоскодонного сосуда в круглодонный с помощью техники проковки каменным пестом снаружи сосуда на наковаленке внутри сосуда
Заключение
1. Экспериментальное моделирование помогло восстановить несколько разных приемов лепки сосудов с использование формы-основы и без нее. Ранее уже было показано, что можно предположить 6 приемов ручной лепки круглодонных сосудов (Поплевко, 2012; 2014а, б, в, г; 2015а, б). В 2013 – 2016 гг. были проведены эксперименты по моделированию сосудов с помощью техники выколотки. Была изготовлена целая серия круглодонных сосудов с помощью техники выколотки и сочетанием разных приемов ручной лепки и выколотки. Изучение большого разнообразия техники лепки круглодонных сосудов следует продолжить и провести экспериментальное моделирование разных приемов, с целью последующего сравнительного анализа структуры поверхности и стенок сосудов, для выявления характерных признаков разных приемов лепки.
2. Проведенные этнографические исследования по поиску племен с продолжающейся традицией ручной лепки круглодонных сосудов, показали, что приемов лепки значительно больше, чем ранее было предложено для реконструкции техники лепки. Обращение к этнографическим материалам помогло существенно расширить наши представления о моделировании круглодонных и других профилированных сосудов, и помогли лучше понять некоторые детали конструирования сосудов, на которые ранее не обращали внимания (Эдектронные ресурсы: 1-6). Подводя итоги рассмотренных выше этнографических примеров, можно говорить о выбивке из куска глины руками почти целой формы сосуда и последующей доработке его руками на подручных поворотных устройствах с последующей выколоткой деревянными лопаточками и переформатированием конечной формы сосуда.
3. Экспериментально-трасологические и этнографические исследования показали, что при изготовлении керамики часто мог быть использован не один прием лепки.
4. Экспериментальное моделирование и трасологическое исследование полученных образцов позволили доказать, что керамика майкопской культуры была изготовлена руками, а не на гончарном круге или поворотном устройстве, как ранее считалось. Сейчас уже стало очевидным, что при формовке сосудов часто использовали сочетание разных приемов лепки керамики.
5. Разные наблюдения по технологии изготовления круглодонной керамики, сделанные после трасологического и технологического исследования материалов майкопской культуры, относящейся к эпохе ранней бронзы на Северном Кавказе, послужат моделью при изучении материалов других культур. В 2013-2016 гг. были проведены эксперименты по моделированию сосудов с помощью техники выколотки. Была изготовлена целая серия круглодонных сосудов с помощью техники выколотки и сочетанием разных приемов ручной лепки и выколотки.
Список источников и литературы
, 1995. Из древнейшего прошлого Нижнего Подонья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. 199 с.
, , Керамические традиции в раннем неолите Восточной Европы // Российский археологический ежегодник. № 3, 2013. С. 27-109.
, 2010. Экспериментальное моделирование керамических форм эпохи неолита // Геология, Геоэкология, Эволюционная география. Т. Х: Сб. научн. тр. Под ред. . – СПб.: Изд-во РПГУ им. , 2010. С. 173-176.
?Методический подход к комплексным трасологическим, экспериментальным и естественнонаучным исследованиям? // Этническая история
и культура тюркских народов Евразии. – Омск: Издатель-Полиграфист, 2011а. – С. 376-379.
Статистический анализ керамики нижних слоев неолитического поселения Ракушечный Яр и некоторые экспериментальные наблюдения по ее орнаментированию // Археологические источники и культурогенез. Таксоны высокого порядка в системе
понятий археологии каменного века: тез. докл. – СПб. 2011б. – С. 100-106.
Методика экспериментальных исследований по моделированию лепной керамики // Труды III (XIX) археологического съезда. Великий Новгород – Старая Русса. – СПб. – М. – Великий Новгород, 2011в.- Т. II. – С. 399-401.
, Комплексное исследование керамики из нижних слоев поселения Ракушечный Яр и экспериментальных образцов из источников глин вблизи него // Археологические источники и культурогенез. Таксоны высокого порядкав системе понятий
археологии каменного века: тез. докл. – СПб., 2011г. – С. 107-119.
Эксперименты по лепке и обжигу лепной кераміки // Неолит Среднего Поволжья в системе культур Евразии: матер. междунар. научн. конф. (г. Самара, 17-18 июня 2011). – Самара, 2011д. – С. 24-27.
Эксперименты по лепке сосудов из разных глин на твердой основе // Экология древних и традиционных обществ: сб. докл. конф. – Тюмень, 2011е. – Вып. 4. – С. 136-139.
Эксперименты по формовке и обжигу лепных керамических сосудов // Проблемы археологии Кавказа (к 70-летию ): сб. матер. междунар. научн. конф., посв. 70-летию . – Сухум, 2011ж. – С. 45-52.
Комплексное исследование керамики поселения Ракушечный Яр на Нижнем Дону // Badania archeologiczne w Polsce srodkowo-wschodniej, zachodniej Bialorusi i Ukrainie w roku 2011/Streszczenia referatow XXVIII konferencji sprawozdawczej. – Lublin, 2012а. – S. 11-12.
Экспериментальное моделирование керамики эпохи неолита // Археологические записки. – Ростов-на-Дону: Донское археологическое об-во,
2012б. – Вып. 7. – С. 342-353.
Поплевко, моделирование профилированной керамики // Новейшие открытия в археологии Северного Кавказа: исследования и интерпретации. XXVII Крупновские чтения: материалы международной научной конференции. – Махачкала: издательский дом «Мавраевъ», 2012в. – С. 117-119.
Комплексное исследование и реконструкция древних технологий (методический аспект) // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. научн. тр. междунар. симпозиума. – Иркутск – Омск, 2013а. – Т. 1. – С. 145-150.
Технология изготовления майкопской керамики // Тезисы докладов Круглого стола «Цивилизационные центры и первобытная периферия в эпоху раннего металла: модели взаимодействия». – М.: ФГБУН Институт археологии РАН, 2013б. – С. 29-31.
Трасологическое исследование материалов поселения майкопской культуры Чекон // Материалы Шестой международной Кубанской археологической конференции. – Краснодар-Широкая Балка: Экоинвест, 2013в. – С. 344-349.
Эксперименты по лепке профилированной керамики // Гiстарычна-археалагiчны зборнiк. – Мiнск: Беларуская навука, 2013г. – Вып. 28. – С. 271-279.
Н. Разные технологические приемы ручного изготовления профилированной керамики // Верхнедонской археологический сборник. Вып. 6. Липецк: ФГБОУ ВПО «ЛГПУ». 2014а. С. 151-157.
Н. Приемы ручной лепки круглодонной керамики по данным археологии, этнографии и экспериментального моделирования // Материалы XXVIII Крупновских чтений « и развитие археологии Северного Кавказа». М.: ФГБУН Институт археологии РАН, 2014б. С. 88-91.
Н. Техника выколотки и ручная лепка сосудов без использования гончарного круга» // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. Том I. Казань. 2014в. С. 482-485.
Н. Об устойчивости культурной традиции в технологии изготовления керамики (на примере данных археологии и этнографии) // «Культура русских в археологических исследованиях». Т. I. Изд-во Магеллан. Омск-Тюмень-Екатеринбург, 2014г. С. 118-124.
Комплексный подход к исследованию древней керамики и возможности экспериментально-трасологических исследований // Древний Тургай и Великая Степь: часть и целое. Сборник научных статей, посвященный 70-летнему юбилею
. Костанай – Алматы, 2015а. С. 255-266.
Сочетание разных приемов лепки сосудов по археологическим, экспериментально-трасологическим и этнографическим данным // Самарский научный вестник, № 3 (12), 2015б. С. 132-142.
Электронные ресурсы:
CCE Canar – Jatumpamba: Alfareria canari: Видео. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. /watch? v=dOya8D22h2s Pottery in Palakkad: Видео. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. /watch? v=Xi9wX4peQSM Cazuelas de Barro: Видео. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. /watch? v=synYKMG74dk Bundi bicycle tour 2: Видео. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. /watch? v=mkxai99MHI4 Matka – The earthen pot making India: Видео. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:
https://www. /watch? v=kAPLoLcL08Q
Pottery Traditions of India: Видео. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. /watch? v=7QmIkx2v2EY
Подписи к рисункам
Рис. 1. Керамика майкопской культуры поселения Чекон.
1, 7-8 – следы лощения на внешней поверхности фрагмента биконического сосуда. 2 – пролощенный орнамент, выполненный по влажной керамике. 3-4 – микроструктура теста в изломе с микропорами от склеивания двух полусфер биконического сосуда. Увеличение от 14 до 28 раз. 5-6 – фрагмент биконического сосуда с пролощенным орнаментом.
Источник