Керамический сосуд эпохи неолита

Одним из важнейших технологических изобретений неолита стала керамика. В разных районах мира к этому изобретению не редко приходили независимо. В палеолите и мезолите у людей были емкости из камня, но сосудов изготовленных из обожженной глины почти нигде не было. Широкое распространение керамической посуды ученые связывают с неолитической революцией – переходом от охоты и собирательства к оседлому земледелию и скотоводству начавшемуся примерно 12-10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке в Сирии, Леванте, горах Загрос и Тавр (современные Иран, Ирак и юго-восточная Турция).
6-ое тыс. до н.э. Северный Ирак
Месопотамия
Южная Турция
Иран
Крит
Греция
Аравийский полуостров
Индия
Приамурье
Япония
Однако горшки, найденные в 1993 году в пещере Сяньжэньдон на юго-востоке Китая, как показали исследования, завершенные в 2012 году, были слеплены 20 тысяч лет назад в позднем палеолите. Собиратели, изготовившие первую нехитрую утварь, варили в ней улиток и ракушки и кипятили кости животных.
Фрагменты древнейшей керамической посуды возрастом 20 000 лет. Китай
Фрагменты керамики. Неолит. Россия
Вестоницкая Венера. Эта скульптура из Чехии возрастом 29 000 лет является древнейшим предметом из обожженной глины
Керамика очень быстро вошла в обиход всех неолитических культур, а позже послужила исследователям для различения этапов их развития, поскольку мода влияла на ее украшение (тиснение, процарапывание, лепнина, роспись), на форму и количество ручек, и даже на форму самого сосуда.
Первые сосуды, в соответствии с древнейшей ремесленной традицией, изготовлялись из камня. Речь идет не о неуклюжих емкостях, а о старательно выполненных изделиях, тщательно отполированных, сделанных из твердого или полутвердого материала, к примеру, алебастра, мрамора, вулканического камня, стенки которых порой были невероятно тонкими, что особенно удивляет, если вспомнить, что способ изготовления таких сосудов состоял в удалении внутренней части каменного блока трением с помощью абразивного камня или мокрого песка. Первая фаза неолита, когда использовались каменные сосуды, но еще не было керамики, носит название докерамического неолита.
Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров. На этом этапе появились и мотивы геометрического орнамента, такие, как зубчатые, гребенчатые узоры, зигзаги, линии и т.п., сочетавшиеся со схематическими рисунками, ведущими происхождение от зооморфных изображений. Для тиснения глиняной поверхности прибегали к самым различным приемам, используя морские раковины (кардиальная керамика), шпатели, орнаментиры деревянные и каменные или колющие предметы. Другая техника состояла в выемке мягкой глины и инкрустации другого материала (например, белой пасты), и таким путем создавался впечатляющий декоративный цветовой эффект.
Первые сосуды были гладкими или украшались очень сдержанным декором, главным образом, линейным узором, к которому позже, с VI тысячелетия до нэ., добавляется роспись. В Балканском регионе ощутимо влияние восточной традиции с типичным для нее геометрическим монохромными мотивами на красном или белом фоне. Дагьше путь распространения неолитических традиций шел по Дунаю. Следуя течению этой реки, традиция неолита проникает в центр Европы, доходя до Эльзаса и Бельгии: это ленточная керамика с процарапанным узором в виде очень простых завитков, которые позже, в ходе развития, приняли прямолинейную форму.
Молдавия
Весьма богатая и совершенно самостоятельная история развития керамики была в Китае.
Керамика Тао является самой древней и масштабной отраслью китайского декоративно-прикладного искусства и ремесла. Помимо собственно гончарного дела, керамические материалы широко использовались и в изобразительном искусстве для изготовления погребальной и храмовой скульптуры и рельефных композиций, а также архитектурных деталей и многих других категорий предметов. Однако далее речь пойдет исключительно о посуде.
Начальная массовая стадия в истории развития китайской керамики относится к эпохе неолита, когда сложились основные технологические приемы изготовления керамики, базовый набор категорий и форм изделий и способы их орнаментации. Керамические изделия составляют самый объемный раздел материального наследия эпохи неолита. Гончарное дело являлось главным видом предметно-творческой деятельности во всех региональных культурах и общностях Китая.
Хотя нижний рубеж эпохи китайского неолита датируется XI–X тыс. до н.э., история неолитического гончарства прослеживается приблизительно с VII–VI тыс. до н.э. Керамические изделия во множестве присутствуют во всех известных сегодня неолитических памятниках Китая, включая как поселения, так и погребения. Например, только в комплексе Баньпо (4500–3500 до н.э., в окрестностях г. Сиань пров. Шэньси), в нижних слоях культуры Яншао, было найдено более 1000 целых керамических сосудов и около 50 тысяч их фрагментов.
Во всех региональных гончарных центрах были освоены исходные для изготовления керамики операции: выбор и обработка глины, приготовление керамического теста, формовка изделий, нанесение декора и обжиг.
Для культур Яншао основным керамическим материалом служили лёссовые осадочные породы бассейна Хуанхэ, состоящие из тонкозернистых частиц, которые образовались, предположительно, из песчаной пыли, принесенной ветром из пустынь, и имеющие в своем составе кварц, слюду, полевой шпат, известняк; эти породы характеризуются также высоким (до 30%) содержанием железа. В гончарном деле южного и юго-восточного регионов использовались в основном местные разновидности глин, принадлежащие к красноземам и отличающиеся повышенным содержанием гидрата окиси железа. Восточные культуры располагали местными сортами глин, относящимися к лугово-аллювиальным бескарбонатным почвам. Лёссовые глины, обладая жирностью и огнеупорностью, давали, тем не менее, мягкий, пористый и толстостенный (ок. 5–6 см) черепок. Южные, юго-восточные и восточные суглинистые и глинистые фракции, напротив, позволяли изготовлять изделия с предельно твердым и тонкостенным черепком. Высшим технологическим достижением неолитического гончарного дела Китая признается южная и восточная керамика III тысячелетия до н.э. имеющая толщину стенок до 2 мм.
Изготовление керамического теста начиналось с удаления содержащихся в породе примесей и сора. Самый простой способ очистки осуществлялся путем промывки («отмучивания»). Глину разводили в воде и взбалтывали, благодаря чему муть, т.е. собственно глинистая масса, оседала на дне, а сор поднимался на поверхность. Затем муть отделяли и обезвоживали, получая пластическая массу, пригодную для формовки изделия. Степень очистки определяет качество керамического теста («грубое» или «чистое»). Для уменьшения усадки глины при сушке и предотвращения растрескивания сосудов в процессе обжига в керамическое тесто добавлялись так называемые отощители – например, мелко истолченные раковины жемчужной устрицы, тальк, однако чаще всего во всех гончарных центрах в этом качестве использовали кварц (как правило, в виде более или менее крупного песка). Стандартный состав яншаоской керамики включает около 60% чистой лёссовой глины и 40% мелкозернистого песка. Примечательно, что использование песка в течение многих веков оставалось характерной особенностью китайского керамического производства, включая и некоторые сорта «каменной» керамики. К началу III тыс. до н.э. гончарство южных, юго-восточных и восточных культур практически полностью перешло к выпуску изделий из тонкоглинистого и тщательно отмученного теста, что способствовало не только уменьшению толщины черепка, но и усложнению форм сосудов.
Следующая технологическая операция — формовка изделий — имела на протяжении неолитической эпохи Китая несколько эволюционных стадий, развиваясь от ручной лепки, формовки шаблонным и спирально-ленточным методами к созданию предметов с помощью поворотного и гончарного круга. Ручная лепка наиболее широко использовалась в гончарном деле древнейших очаговых культур. Уже в Баньпо вручную лепились части сосудов, элементы рельефного орнамента и очень редко целые изделия. Основная масса керамики изготовлялась формовкой по шаблону и, несколько позже, спирально-ленточным методом. Формовка по шаблону — самый ранний известный в мировом гончарном деле технологический способ, который заключается в обмазывании слоем глины внутренней поверхности какого-либо предмета, чаще всего — плетеного изделия, в результате чего готовая вещь сохраняла на поверхности характерный оттиск плетения, расположенный в вертикальном направлении. Формовка спирально-ленточным методом осуществлялась так: на посыпанной песком доске делалось дно сосуда в виде круглой лепешки, края которой затем отгибали, накладывая на них вкруговую раскатанные ленты гончарного теста и наращивая таким образом стенки сосуда. На заключительном этапе формовки изделие помещали под груз или просто давили руками на стенки, чтобы удалить воздух и влагу с участков соединения лент. Поворотный круг — деревянная подставка, приводимая в движение руками, был изобретен в Китае в конце V тыс. до н.э.
Гончарный круг является изобретением мастеров юго-восточного (возможно, и южного Китая). Он появился предположительно в конце IV — начале III тыс. до н.э. (т.е. почти на тысячу лет раньше, чем в Средиземноморье). Однако наиболее сложные по формам категории изделий продолжали лепить вручную, применяя поворотный и гончарный круг лишь для их доработки.
Отделка была тесно связана как со способом производства, так и с назначением изделий. Стенки сосудов могли полироваться специальными бамбуковыми гребнями, костяными, деревянными или керамическими лощилами до появления характерного блеска. После полировки сосуд погружался в специально приготовленный и тщательно очищенный от примесей жидкий глинистый раствор, который способствовал тому, что поверхность керамического предмета становилась еще более гладкой и блестящей. Вслед за этим могли дополнительно использовать слой ангоба — декоративного покрытия цветной глинистой массой, в которую окунали сосуд, либо наносили ее на стенки хорошо просушенного изделия, тонируя ангобом всю поверхность или только отдельные части, предназначенные для росписи. В определенном отношении покрытие ангобом предшествовало такой важнейшей операции более развитого керамического производства как глазурование. Региональные гончарные центры располагали собственными палитрами ангобов, что, подчеркивая их самобытность, стало признаком атрибуции изделий.
Обжиг осуществлялся в гончарных печах, отличавшихся весьма сложным и совершенным для того времени устройством. Сохранились остатки неолитических печей двух основных конструктивных типов. Один из них характеризуется вертикально расположенной конструкцией, состоящей из мешкообразной топки и камеры для обжига, расположенной как бы на втором этаже. Высота такой печи колеблется от 1,3 до 3 м, диаметр у основания равнялся 1,9–2,75 м. Наверху, вместо трубы, обычно делались прямоугольные отверстия (общим числом до 6 штук), через которые отводились дым и газы, что позволяло обеспечивать в обжиговой камере более равномерную температуру. Другой вариант конструкции представляют горизонтальные цилиндрические печи «пещерного типа». Обжиговая камера располагалась в них не прямо над топкой, а несколько сбоку. Теплый воздух из топки проходил через наклонный газоход длиною до 2,1 м, затем расходился по трем специально предусмотренным ответвлениям и попадал в обжиговую камеру через прямоугольные отверстия числом до 10 штук. Устройство печи «пещерного типа» гарантировало сравнительно большую равномерность температуры, поскольку изделия, помещаемые ближе к отверстиям газохода, не перекалялись, а более удаленные не оставались необоженными. Перепад температуры в обжиговой камере не должен превышать 30–50º, и сделанные находки показывают, что неолитические мастера знали это правило. В печах горизонтального типа обжиговая камера обычно была круглой и отличалась небольшими размерами (диаметром 0,8–1 м.
Керамика Яншао создавалась при температуре 800–850º, вполне достаточной для лёссового керамического теста. Но другие сорта глин требовали более высокой температуры обжига, побуждая местных мастеров постоянно искать способы ее повышения. В гончарном деле ранних южных, юго-восточных и восточных культур температура обжига тоже не превышала 850º, но уже к III тыс. до н.э. она была доведена до 1000º. Столь высокая температура могла быть достигнута на древесном топливе исключительно за счет сильной тяги.
Неолитические мастера, по-видимому, применяли два в принципе возможных способа обжига керамики — окислительный и восстановительный (путем перекрытия доступа кислорода), целенаправленно используя их для получения желаемой окраски готовых изделий. При окислительном обжиге железо, содержащееся в природном материале, вступало в реакцию с кислородом и превращалось в окись железа, которая придавала черепку красный цвет. При восстановительном обжиге окислительный процесс предотвращался, и черепок сохранял свой естественный цвет, например, серый в керамике Яншао.
Самая совершенная и своеобразная в технологическом плане неолитическая керамика является достижением восточной культуры Луншань III тыс. до н.э. полуострова Шаньдун. По цвету черепка она определяется в научной литературе как «черная керамика». Секрет ее изготовления долгое время оставался загадкой, но недавно было высказано предположение, что луншаньская керамика получалась в результате восстановительного обжига в условиях недостатка кислорода и избытка окиси углерода. При наличии в глине хотя бы 10% окиси железа в ходе такого обжига образуется диспергированный углерод, придающий черепку сплошной черный цвет.
Формы сосудов существенно различаются в каждой из региональных традиций, служа одним из основных показателей самобытности местного художественного творчества.
В 5000-4600 гг. до н.э. на юго-востоке и востоке Китая было изобретено несколько уникальных категорий и форм неолитической керамики, таких как кувшины-куай, сосуды с шарообразным, элипсоидным или широким овальным туловом, дополненным дугообразной боковой ручкой; тулово переходит внизу в три полые ножки сосковидной формы, а сверху завершается трубкообразным или раструбовидным сливом. По очертаниям такие кувшины нередко напоминают фигуру животного. В восточных культурах они могли принимать вид полноценных скульптур.
Живописная палитра керамических изделий тоже существенно различается территориально.
В 3300-2000 гг. до н.э. искусство росписей по керамике достигло своего наивысшего расцвета в верхних слоях Западного Яншао (IV–III тыс. до н.э.). По мере эволюции были освоены многочисленные варианты узоров: геометрический, растительный орнаменты, а также изображения растений, животных и людей. Геометрический орнамент представлен в общей сложности более чем 20 разновидностями узоров и отдельных элементов. Среди них — точечный узор, образованный точками различных конфигураций и крючками; узор из полос (горизонтальных, косых, вертикальных, волнистых, зубчатых, зигзагообразных и дугообразных); комбинации простейших геометрических фигур (кругов, колец, ромбов, треугольников, дуг); зигзаги; спиралевидные мотивы; кресты (четырехконечный, двойной, свастика); сложносоставные узоры («сетки», «решетки», «шахматы», «меандры»). Среди растительных мотивов преобладают изображения цветов и производные от них орнаменты. Зооморфные узоры образованы фигурами рыб, оленей, птиц, лягушек, а также антропоморфными фигурами.
Еще одна особенность орнаментально-графического искусства Яншао заключается в том, что зооморфные изображения постепенно переводятся в стилизованные рисунки и абстрактно-геометрические композиции. Так, в росписях Баньпо натуралистические трактовки рыб были полностью заменены их стилизованными изображениями, распавшимися впоследствии на составные части, которые постепенно трансформировались в геометрические фигуры, образовав новый тип узора.
Особого внимания заслуживает расписная керамика, относящаяся к юго-восточной очаговой культуре Хэмуду 5000–3400 до н.э. Ее цветовая гамма ограничена красками кофейного и коричневато-черного цветов, однако живописная тематика весьма разнообразна. Помимо геометрических узоров присутствуют росписи, состоящие из сильно стилизованных изображений птиц, черепах и неизвестных существ, напоминающих водяных пауков, которые складываются в пространные композиции.
По материалам из различных источников
Китай. Мацзияо
Китай. Баньпо
Китай. Яншао
Китай
Китай
Китай
Источник
Тамара Година, ст. научный сотрудник Музея археологии, г. Хабаровск
В последние десятилетия всё больше учёных проявляют интерес к вопросам появления ранней керамики. Проводятся международные конференции, публикуются монографии, сборники и статьи.
Такое пристальное внимание к этой теме не случайно: многие археологи рассматривают керамику как один из основных вещественных критериев периодизации древности.
То, что глина обладает пластичностью и способностью после температурной обработки фиксировать заданную форму, узнали люди ещё в позднем палеолите. Около 26 000 лет назад охотники и собиратели Восточной Европы делали из глины небольшие фигурки животных и людей, имевшие, как полагают, сакральный смысл и использовавшиеся в ритуалах.
В Чехии, на юге Моравии, близ села Дольни Вестонице в 1922 году была открыта верхнепалеолитическая стоянка древнего человека. Она относится к граветтской культуре и существовала примерно в период с 30 000 до 27 000 лет до н. э. по данным радиоуглеродного датирования. Стоянка уникальна тем, что богата находками доисторических артефактов (особенно предметов искусства).
Именно там, в 1924 году археологи сделали поразительное открытие – нашли самые древние артефакты из глины.
В некотором отдалении от других жилищ, на склоне холма, были обнаружены остатки маленькой хижины. Она была врезана в склон, так что он образовывал её заднюю стену, боковые стены были частично сложены из камней и глины, а вход обращён в сторону подошвы холма.
Внутри посетитель увидел бы очаг, совсем не похожий на очаги в остальных хижинах, – глиняный свод над раскалёнными углями. Это была печь для обжига глины – одна из самых первых таких печей на Земле. Даже и тогда в этой печи обжигалось особо составленное глиняное тесто – не просто глина с берега ручья, но смешанная с толчёной костью, чтобы жар распространялся по ней равномерно, превращая вязкую массу в новый, твёрдый точно камень материал – керамику. Это первый в истории техники пример того процесса, которому предстояло стать повсеместным, – объединение и обработка двух или более разных веществ для получения нового полезного материала, не похожего на свои компоненты, что в дальнейшем привело к появлению стекла, бронзы, стали, нейлона и прочих бесчисленных материалов человеческого обихода. Было ещё около 15 тысяч лет до того, как другие люди, живущие на территории современного Китая, Японии и Хабаровского края, научились лепить из глины посуду. Тем не менее, как свидетельствуют находки в Дольни Вестонице, керамика уже была изобретена.
Реконструкция гончарной печи в Дольни Вестонице
Реконструкция гончарной печи в Дольни ВестоницеСамая древняя керамика
Когда хижина с печью была раскопана, оказалось, что её закопчённый пол усыпан осколками керамических фигурок. В очаге и вокруг него находилось более 2300 осколков обожжённой глины. Среди них были головы животных – медведей, лисиц, львов. В одной особенно красивой львиной голове зияет отверстие, имитирующее рану, – быть может, фигурка должна была помочь какому-нибудь охотнику нанести такую же рану настоящему льву. Валялись на полу и сотни глиняных катышков с отпечатками пальцев доисторического мастера. Возможно, он снимал их с комка необожжённой глины, когда начинал разминать его и придавать ему нужную форму. Рядом валялись руки и ноги человеческих фигурок, конечности животных. Скорее всего, они отвалились во время обжига или же древний скульптор небрежно отбрасывал фигурки, которые его не удовлетворяли.
Голова носорога из Дольни Вестонице
Медведь из Дольни Вестонице
Но гораздо интереснее и загадочнее всех этих обломков и даже фигурок животных на полу хижины найденные там человеческие статуэтки и особенно женские фигурки. В отличие от животных они не реалистичны. Их грудь и ягодицы непомерно велики, руки весьма условны, а ноги сходятся в острие. Специалисты и сейчас ещё не пришли к единому заключению относительно этих Венер, как их называют. Были ли они богинями домашнего очага и заострённые ноги втыкались в землю, чтобы они стояли прямо, оберегая дом? Были ли они символом плодоносности и их гипертрофированные формы должны были обеспечивать плодородие? Но как бы то ни было, они прекрасны, несмотря на свои гротескные пропорции. В них есть грация и достоинство, а стилизованная пластичность роднит их с некоторыми современными скульптурами.
Самая известная Венера из Дольни Вестонице была обнаружена 13 июля 1925 года в слое пепла, она была разбита на две части. Её датировка – 29 000–25 000 лет назад (граветтская культура). Эта фигурка, вместе с несколькими другими из близлежащих мест, является старейшей известной керамикой в мире. Она имеет высоту 111 миллиметров и ширину 43 миллиметра в своей самой широкой точке и изготовлена из глиняного теста, обжигаемого при относительно низкой температуре. Благодаря современным технологиям, удалось выяснить удивительную деталь. На томографическом снимке в 2004 году на спине фигурки был обнаружен отпечаток пальца ребёнка в возрасте от 7 до 15 лет. Вряд ли сам ребёнок слепил эту фигурку, но безусловно, он её рассматривал ещё до обжига.
Палеолитическая Венера из Дольни Вестонице
Принципиально новый этап в освоении глины как сырья наступил значительно позднее и был связан с появлением навыков изготовления керамической посуды.
На данный момент учёные выделяют три основных района появления древнейшей в мире керамики – восточно-азиатский (Восточная Азия), западно-азиатский (Западная Азия) и североафриканский (Северная Африка).
В данной работе рассматривается восточно-азиатский район, как место с наиболее ранними датировками керамической посуды. Древнейшая керамика здесь обнаружена на территориях островов Кюсю и Хонсю Японского архипелага, южной части Корейского полуострова, в областях северного и южного Китая, в бассейне реки Амур, западном и восточном Приморье.
Российский Дальний Восток является одним из регионов Восточной Азии, где ещё в эпоху позднего плейстоцена впервые на Земном шаре зародилось гончарное производство, традиции которого продолжали непрерывно развиваться на протяжении всего неолита и в последующее время.
Керамика российского Дальнего Востока в Приамурье и Приморье представлены материалами памятников Гася, Госян, Хумми, Гончарка-1, Громатуха, Устиновка-3, Черниговка-1 и некоторых других. Имеющиеся сегодня радиоуглеродные датировки этих комплексов позволяют поместить их в общий интервал около 14000–9000 лет назад, что в целом соответствует периоду послеплейстоценового потепления климата.
В Нижнем Приамурье наиболее ранним неолитическим комплексом является осиповская культура, выделенная А.П. Окладниковым как мезолитическая, со второй половины 1960-х годов её относят к раннему неолиту. Её характеризуют следующие признаки: присутствие следов растительной (травянистой) примеси в составе формовочной массы, наличие отпечатков желобков, оставленных протаскиванием гребенчатого инструмента на внешней и внутренней поверхности изделий, неравномерная толщина стенок, низкотемпературный обжиг, наличие ёмкостей с плоским дном.
Осиповская керамика Нижнего Приамурья
Таким образом, становление технологии изготовления керамической посуды происходит в Восточной Азии в самом конце плейстоцена – начале голоцена. Это было время кардинальных перемен не только в природе (глобальное потепление климата), но и в адаптивных реакциях общества на эти перемены. Усложняется структура хозяйственной деятельности, в частности начинает активно развиваться новая отрасль эксплуатации водных, прежде всего речных, ресурсов – рыболовство, собирательство моллюсков. Расширяется сфера сухопутного собирательства съедобных растений. Новые стратегии жизнеобеспечения влияют и на сам образ жизни, стратегию обитания: на смену мобильным охотникам палеолита приходят коллективы, для которых добыча пищи предполагала усиление элемента осёдлости, более стабильного освоения ограниченных территорий. Именно осёдлость, по мнению ряда исследователей, является тем фактором, который весьма важен для появления и дальнейшего развития гончарства в различных районах мира.
Источник