Керамика простой сосуд 4 класс технология

Керамика простой сосуд 4 класс технология thumbnail

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков по изготовлению  керамического сосуда.

Задачи формирования УУД.

Личностные: проявлять внимательное, вдумчивое и уважительное отношение к объектам культурного наследия, стремление к их изучению, уважение к мастерству и творчеству мастеров; проявлять стремление к познавательной самостоятельности и добросовестному выполнению работы.

Регулятивные: организовывать рабочее место для работы с пластилином, поддерживать порядок на рабочем месте в течение урока; ориентироваться в задании, принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу, осуществлять поэтапный и итоговый контроль и вносить коррективы в работу; производить оценку работы.

Познавательные: воспринимать и анализировать учебную информацию (текст, рисунки, инструкции) и обсуждать её; понимать предлагаемый план действий; выполнять работу по инструкции; проявлять учебно-познавательный интерес, догадку.

Коммуникативные: вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого; производить оценку работы товарищей, проявляя доброжелательность и интерес.

Уметь: выполнять простейшие приёмы лепки из пластилина.

Оборудование: учебник «Технология» 4 класс, презентация, пластилин, стек, дощечка.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

1 мин

-Добрый день ребята! Садитесь! Сегодня урок технологии проведу у вас я, меня зовут Лариса Александровна.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Проверьте, всё ли готово к сегодняшнему уроку? (Учебник, пластилин, стек, дощечка)

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II.Актуализация знаний

Работа с П.О.Т.

2 мин

-Сегодня мы с вами будем работать с одним материалом, а вот с каким именно, вы узнаете, если решите ребус.

-Что это?

-Какие правила техники безопасности с пластилином вы знаете?

Правила безопасной работы с пластилином.

1.  Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.  По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Отгадка: пластилин

Учащиеся вспоминают технику безопасности с пластилином.

III.Постановка целей и задач урока.

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 мин

-Как вы поняли, сегодня мы с вами будем работать с пластилином. А вот что мы будем делать из пластилины вы догадаетесь, когда посмотрите на этот сосуд, как вы думаете, что это?

-Из чего он сделан?

-Кто знает, как называется искусство изготовления изделий из глины?

-Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?

-Вы почти правы, наша тема Керамика в культуре народов мира

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Глиняный горшок

Из глины

Керамика

Изготовление глиняных сосудов. Керамика.

Научиться лепить глиняный сосуд, узнать о керамике.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1)Вступительная беседа.

2)Демонстрация образца изделия.

3)Анализ образца.

4)Назначение изделия.

13 мин

-Чтобы узнать о возникновении и создании глиняных горшков мы с вами обратимся к тексту учебника.

-Откройте страницу 4. Прочитайте название 1-ого раздела, как вы его понимаете?

-Прочитайте про себя эпиграф, что подразумевает под этой фразой Великий князь Симеон Гордый?

-Так давайте же узнаем, когда и как в прошлом делали глиняные горшки, начнём читать текст в учебнике со страницы 5 (до 10 с.) по одному предложению.

-А теперь рассмотрим наш пластилиновый кувшин. Посмотрите, так должна выглядеть наша работа в конце урока.

1)Как называется изделие, которое мы будем выполнять?

2)Какую форму должно иметь наше изделие? Объёмную или плоскую?

3)Какой материал необходим для выполнения работы?

4)Какие инструменты будем использовать?

-Ребята, а где можно использовать сделанный нами кувшин?

Предположения учащихся.

Нужно помнить прошлое своего народа.

1)Кувшин

2)Объёмную

3)Пластилин.

4)Стек.

Для декоративного оформления комнаты дома, класса.

V. Первичная проверка понимания

1)Краткий инструктаж.

2)Практическая работа

3)Физкультминутка

20 мин

-Посмотрите на сделанную мною модель кувшина из пластилина. Как вы думаете, как я  её выполнила?

-Из каких фигур она состоит?

-Сначала я отрезала стекой половину бруска пластилина. От одной половины отрезала меньшую часть. Взяла большую пластинку и скатала её  в форму шара. А потом пластинку меньше этой и скатала цилиндрик правильной формы. Поставила цилиндр на шар. Сгладила место соединения двух фигур. Взяла наименьший кусочек пластилина и вылепила из него 2 жгутика, чтобы сделать донышко и горлышко сосуда. На этом, работа по лепке сосуда заканчивается.

-Приступайте к выполнению работы самостоятельно (Сначала надо отрезать и т.д.)

Вверх и вниз рывки руками, 
Будто машем мы флажками. 
Разминаем наши плечи. 
Руки движутся навстречу.
Руки в боки. Улыбнись. 
Вправо-влево наклонись.
Приседанья начинай. 
Не спеши, не отставай.
А в конце — ходьба на месте, 
Это всем давно известно.

Читайте также:  Верно ли что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул

Из разных брусков пластилина, из одного бруска и т.д.

Из цилиндра, шара и т.д.

Учащиеся прослушивают, порядок работы над изделием.

Делают самостоятельно или с помощью подробного показа учителя.

Выполняют упражнения вместе с

учителем.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа с П.О.Т.

5 мин

-Давайте посмотрим, как вы выполнили кувшин.

-Пусть к доске выйдет 1(2,3)ряд и представит всему классу свои кувшины.

-Чья ваза вам понравилась больше всего? Кому мы можем поставить отметку 5,4…?

-Молодцы, ребята, все без исключения справились с заданием.

-Ребята, какая тема у нас была на уроке?

-Какую цель вы перед собой ставили?

-Добились вы своей цели?

-Окончив работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.

Учащиеся представляют свои кувшины и оценивают кувшины других ребят.

Керамика в культуре народов мира.

Научиться лепить глиняный сосуд, узнать о керамике.

Да

Учащиеся убирают своё рабочее место.

VIII. Информация о домашнем задании.

1 мин

-На дом вам будет задание украсить кувшин так, как вам захочется.

Учащиеся записывают домашнее задание.

IX.Рефлексия

1 мин

-Оцените свою работу на уроке с помощью брусочков пластилина.

Если у вас на уроке всё получилось, то поднимите перед собой красный брусочек пластилина.

Если у вас получилось не всё, то синий.

Если у вас ничего не получилось, то поднимите чёрный пластилин.

-Ребята, спасибо вам за работу на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу, поднимают красный, синий или чёрный пластилин.

Источник

Тема: Особенности керамической посуды у разных народов

Цели:

расширить представления детей о разнообразии видов посуды;

познакомить учащихся с разными промыслами;

обобщить знания о истории посуды на Руси;

воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Учитель:– Сегодня мы завершаем наш проект. Вначале нашего путешествия разгадаем кроссворд.

Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.(супница)

Он пыхтит, как паровоз
Важно кверху держит нос.
Прошумит, закипятится –
Пригласит чайку напиться.(самовар)

Купили новенькое,
Такое кругленькое,
А все в дырках. (сито)

Не бык, но бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет.(ухват)

Круглое блюдо, на нем лебедя несут.(поднос)

На голове пуговка,
Одна рука, да и та на спине.(чайник)

В древней Руси слова «посуда» еще не было. То, из чего пили, называли сосуд, то, из чего ели – судно. Появилось слово посуда 400 лет назад. Посуда — обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Древние славяне верили в силу богов, старались защитить себя повсюду. Округлая форма посуды заключала в себе идею солнца – символ добра, света, тепла, уюта. С того времени посуда является спутником человека, сопровождает его по жизни.

3. Новый материал.

Учитель: – Представьте, что мы оказались в древней Руси.

– Из чего делали посуду вначале? (из дерева) Сначала посуда была не украшена, со временем люди решили приукрасить ее, стали расписывать. Отсюда и пошло прикладное искусство. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнаем, где они зародились, познакомимся с их историей, особенностями и художественной ценностью.

Ученик:

Эх, расступись, честной народ,
Нижний Новгород идет.
Привезли сегодня чудо – вещи Хохломы!
Золотая, золотая, золотая Хохлома!
Деревянная посуда – золотом кайма!
Ковшик яркий, расписной,
Какой он знаменитый,
Не достать его рукой – высоко висит он.
Но вижу листик золотой,
На веточке смородины,
Он шлет мне пламенный привет
От моей малой Родины!

Учитель: – Сейчас мы послушаем об уникальном не только в России, но и в мировом народном декоративном искусстве – о Хохломе.

Ученик: Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Делал посуду из дерева, однажды решил ее покрасить краской под золото. С той поры про его узорные чашки и ложки пошла слава, до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда мастер передал секрет «золотой» посуды жителям деревни Хохлома, а сам вскоре исчез… Позднее деревянные «золотые» изделия стали называть «Хохломой». Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов. Все изделия хохломы проникнуты тонким чувством природы. Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота. Эта же техника используется иконописцами. В хохломе свой орнамент – «травка», «Кудрина», «письмо под листок», «письмо под фон».(показ плаката и образцы посуды ) В годы войны Хохлома перенесла тяжелые времена. Закрылись многие красильни, часть мастеров ушла на фронт. После возник интерес к памятникам русской старины, их начинают изучать, коллекционировать. Это поднимает популярность и изделиям народных промыслов. Искусство хохломы продолжает жить и в наше время, украшая столы. Сегодняшняя хохлома – это искусство, которое творится руками одного большого художника – народа.

Читайте также:  Сосуды под давлением подлежащие регистрации

5. История керамической посуды.

Учитель: – Как вы думаете какая посуда появилась позже? (глиняная)

С появлением колеса, появился гончарный круг. Колесо также древний солнечный символ. Круг с точкой в центре и лучами спицами. Посмотрите как появляется из комочка глины кувшин.

6. Гончарное дело.

Посуда глиняная была придумана в древности – 6 тысяч лет назад. Первая глиняная посуда была не такой ровной и красивой, какую мы видим сегодня. Производство посуды, как вы видели, было ручным, и делали ее из простой глины. Как делалась первая посуда? Заготавливали глину, раскатывали в жгутики и укладывали по спирали. Получался сосуд. Потом его разглаживали, рисовали орнамент палочкой, и обжигали в огне. В глину добавляли другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название – керамика. Керамическая посуда в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Керамическая посуда является одним из любимейших объектов коллекционирования. Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще в VII веке. Его производство было глубоко засекречено и долго неизвестно в Европе. Первую попытку создать в России производство посуды из белой глины предпринял Петр I в 1724 году. Московский купец Афанасий Гребенщиков уже несколько лет интересовался белыми глинами, изучал их месторождения и свойства, вынашивая мечту создать российский фарфор. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, и он выдал секрет фарфора. Однако хитрый китаец недоговорил весь секрет, и у нас не получилось создать фарфор. И тогда наш мастер Дмитрий Иванович Виноградов отправился за границу учиться этому ремеслу. Успехи Виноградова превзошли все ожидания. В 1753 в России началось производство фарфора.

7. Изготовление посуды из деталей.

Гжель – это название живописного подмосковного района. Само слово Гжель означает обжигать и сегодня очень популярно. Оно включает в себя множество значений: красота и гармония, сказка и быль. Вначале гжель покупали люди среднего класса. Уже к 40 годам в Гжели стали выпускать фарфоровую посуду, которую стали вывозить в другие страны. Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется только вручную.(плакат)

Учитель: Сейчас украсим вашу посуду, станем гжельскими мастерами.(ученики в группах выбирают нужные узоры и приклеивают их к заготовкам) 

8. История ложки.

Учитель: – Накрывая на стол, что обязательно нужно положить? Без чего не сможем есть жидкую пищу? (ложка) Каждый день мы берем в руки ложку, а задумывались ли вы, когда люди впервые начали есть ложкой.

– Как вы думаете из чего была сделана первая ложка? (из камня)

– Удобно ли это было? Она была неровная и тяжелая. Быстро нагревалась и обжигала губы. Еще древние люди делали ложки из костей. Они были более гладкими и легкими. На Руси знатные люди – князья и бояре – садились за стол с серебряными ложками. Впервые я увидела свет, 5 тысяч лет назад. Видели бы вы меня тогда. Ничего похожего на то, что перед вами сейчас. Не было у меня ни длинной ручки с затейливыми узорами, ни удобной и вместительной зачерпывающей части. Делали меня из обожженной глины и захватывали ручку всей пятерней. Через время стали использовать и другие материалы: рога, рыбные кости, створки раковин, дерево, бронзу, а особенно меня радовало золото и серебро. Своим появлением на Руси обязана князю Владимиру. Меня изготовили из серебра и оставили при княжеском дворе. Для простых людей я была хороша и деревянной. Когда ввели в обеденное меню суп, я смогла, наконец проявиться во всем своем великолепии. Прежний способ управляться со мной – просто зажав в кулаке – плохо сочетался с камзолами и париками у мужчин, а также с длинными шлейфами женщин. И тогда, меня – ложку, как особу достойную, упомянули в специальном указе, который предписывал обращаться с ложкой, удерживая ее при помощи трех пальцев. Совершенствуя свои умения, мастера подарили мне более широкую и плоскую ручку, дополняя ее каждый раз все новыми украшениями. Так я приобрела форму, которая существует до сих пор. Но на этом моя история не закончилась. Появление в Европе чая, кофе привело к появлению новых центров духовной жизни: салонов, кофейных и чайных домов. И не удивительно, что именно я – ложка привлекла внимание посетителей и потребовалась им в новом качестве – кофейной и чайной ложки. Я стала в половину короче. Чем меньше стала, тем трогательней обращались со мной: во время размешивания сахара в чашке, ложечку полагалось нежно держать двумя пальцами. Но я служу человеку не только для принятия пищи, но и хранителем истории – сувенирные ложки. Откройте дома ящик и достаньте бабушкину ложку, и сразу вспомните ее улыбку, ласковые руки; а вот маленькая ложечка на первый зуб. Так вот друзья, я всегда с вами, незаметная и привычная, зато нужная, хранящая добрые традиции и тепло семейного очага.

Читайте также:  Церковные сосуды для масла

Учитель: – Мы убедились, что ложка – необходимый инструмент в быту. Предположим, что она исчезла. Сейчас в группах напишите последствия, которые нас ждут. Один человек от группы зачитывает последствия. Подведем итог.

Ученик: Последствия исчезновения ложки:

употребление супов и каш стало бы проблематично;

помешивать при приготовлении и снимать пробу без ложки неудобно;

сложности с меркой соли, сахара, уксуса , лекарств и т.д.;

риск инфекционных заболеваний (есть руками);

невозможность употреблять некоторые блюда: варенье, мед, соусы, майонез и т.д.

большие проблемы на природе, в походе.

9. Итог

Источник

«Декоративное искусство» Художественная керамика. Художественное стекло. Орна...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Декоративное искусство» Художественная керамика. Художественное стекло. Орна

Описание слайда:

«Декоративное искусство» Художественная керамика. Художественное стекло. Орнамент. Художественный текстиль. Художественный металл.

2 слайд

Керамика простой сосуд 4 класс технология

3 слайд

Как вы думаете , где встречается художественная керамика? Посуда; Вазы; Стату

Описание слайда:

Как вы думаете , где встречается художественная керамика? Посуда; Вазы; Статуэтки.

4 слайд

Для чего применяется керамика? Прочти. Керамика применяется и для украшения а

Описание слайда:

Для чего применяется керамика? Прочти. Керамика применяется и для украшения архитектурных сооружений: изразцы, декор интерьеров, фонтанов, бассейнов, садово-парковая скульптура. Как вы думаете, что еще можно украсить художественной керамикой? Можно ли назвать художественным изделием стакан? Чашку? Тарелку? Поясните свой ответ.

5 слайд

Как вы думаете, что не относится к художественной керамике? Керамика – издели

Описание слайда:

Как вы думаете, что не относится к художественной керамике? Керамика – изделия из глин и их смесей с минеральными добавками, закреплённые обжигом. Основные виды керамики различаются составом и техникой изготовления.

6 слайд

Разновидности керамики: ТЕРРАКОТА МАЙОЛИКА ФАЯНС ФАРФОР

Описание слайда:

Разновидности керамики: ТЕРРАКОТА МАЙОЛИКА ФАЯНС ФАРФОР

7 слайд

Керамика бывает: Тонкой – фаянс, фарфор; Грубой – глиняные горшки, черепица,

Описание слайда:

Керамика бывает: Тонкой – фаянс, фарфор; Грубой – глиняные горшки, черепица, кирпич и др.

8 слайд

Терракота - Глиняные изделия красивого красно-коричневого цвета без поливы.

Описание слайда:

Терракота – Глиняные изделия красивого красно-коричневого цвета без поливы.

9 слайд

Майолика- Изделия, имеющие на лицевой поверхности цветную поливу из стекловид

Описание слайда:

Майолика- Изделия, имеющие на лицевой поверхности цветную поливу из стекловидных прозрачных глазурей или непрозрачных эмалей.

10 слайд

Практическая работа. Выполни эскиз чайной чашки с блюдцем «Лесная ягода» (акв

Описание слайда:

Практическая работа. Выполни эскиз чайной чашки с блюдцем «Лесная ягода» (акварель). Сравните свои работы. д/з:т.с.12, задание №1,3.

11 слайд

Спасибо за урок. Как вы можете объяснить тот факт, что многие художественные

Описание слайда:

Спасибо за урок. Как вы можете объяснить тот факт, что многие художественные изделия неприменимы в быту?

Керамика простой сосуд 4 класс технология

Курс повышения квалификации

Керамика простой сосуд 4 класс технология

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Керамика простой сосуд 4 класс технология

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация составлена к программе УМК “Планета знаний”, ИЗО 4 класс Н.М.Соколовой. Первый слайд МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ по которому проводим беседу (у нас 1 учебник, поэтому презентация сопровождает текст учебника и дополняется заданиями и картинками); на уроке так же включена работа по карточкам, где ребята делят на группы виды керамики, использовала наглядный материал (в этом проблем не будет). Принесите в класс кирпич (я не догадалась, просто назвала у ребят было удивление, которое не описать словами).

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-874011

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник