Керамика сосуд для вина
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.
Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.
Основные формы[править | править код]
Форма | Назначение | Примечания | Пример |
---|---|---|---|
Алабастрон | Для масла и благовоний | Использовался женщинами, мужчины использовали арибалл | |
Амис | урна | ||
Амфора (Αμφορεύς) | Тара для транспортировки и хранения продуктов | Расписные сосуды — награда в соревнованиях | |
Амфориск | Для благовоний | Миниатюрная амфора | |
Арибалл (Αρύβαλλος) | Для масла, используемого в гимнастике | Носился в мешочке на поясе | |
Аскос (Ασκός) | Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы | ||
Бальзамарион | Для благовоний | ||
Батанион | Для хранения продуктов | ||
Гидрия | Сосуд для воды | ||
Гуттус | Для благовоний и культовых обрядов | ||
Динос | Для питья | Разновидность кратера | |
Кадос (Κάδος) | Транспортировка продуктов | ||
Каккаба | Для хранения продуктов | упоминается в письменных источниках | |
Калаф (Κάλαθος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Канфар (Κάνθαρος) | Для питья | ||
Кернос (Κέρνος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Киаф | Черпак для вина и воды | ||
Килик | Для питья | Другое название — каликс. | |
Китра | Для хранения продуктов | ||
Котила | Для питья | Похож на скифос | |
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпрон | Для благовонного масла | Сделан по принципу чернильницы-непроливайки | |
Кратер (Κρατήρ) | Для смешивания вина и воды | ||
Лагинос (Λάγυνος) | Для благовоний | ||
Лебес (Λέβης) | Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд | ||
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός) | Для свадебных обрядов | ||
Лекана (Λεκάνη) | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Миска на ножке | |
Леканида | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Маленькая лекана с крышкой | |
Лекиф (Λήκυθος) | Для хранения ароматического масла | ||
Лопас | Столовый сосуд | ||
Лутерион | Столовый сосуд | ||
Лутрофор (Λουτροφόρος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Лидион (Λύδιον) | Для благовоний | ||
Лампа | Для освещения | ||
Мастос | Для питья вина | ||
Несторида (Νεστορίς) | Для хранения продуктов | Известна в Южной Италии как тройзелла | |
Ойнохоя (Οινοχόη) | Для разлива вина и воды | ||
Ольпа | Для разлива вина и воды | ||
Патера | Для культовых обрядов | ||
Пелика (Πελίκη) | Для хранения продуктов | ||
Перрирантерион | Открытая чаша на ножке | Часто изготовлялась из камня | |
Пиксида (Πυξίς) | Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п. | ||
Пинака | Вотивный предмет | Другое название — пинакион (Πινάκιον) | |
Пифос (Πίθος) | Для хранения продуктов | Глиняная бочка | |
Псиктер (Ψυκτήρ) | Для вина и воды | ||
Рыбное блюдо | Для подачи на стол рыбы | В центре имеется ёмкость для соуса | |
Ритон | Для питья | ||
Ситула | Ведро | ||
Скифос (Σκύφος) | Для питья | ||
Стамнос (Στάμνος) | Для хранения продуктов | ||
Ступка | Размельчение пряностей и т. д. | ||
Тарелка | Столовая посуда | ||
Тимиатерион | Для курения благовоний | Бытовое украшение | |
Треножник | Подставка для сосудов и т. п. | Также любой сосуд на трёх ножках | |
Фиала (Φιάλη) | Для питья | Другое название — омфальная чаша | |
Формискос (Φορμίσκος) | Для культовых обрядов | Погремушка | |
Экселиптра | Для благовоний | Другое название — племохойя или клотон | |
Эпинетрон | Наколенник | Применялся при ткачестве | |
Эпихизис (Επίχυσις) | Для благовоний |
Литература[править | править код]
- Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 февраля 2019; проверки требуют 6 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Килик (значения).
Ки́лик (др.-греч. κύλιξ — чаша, от κύλινδω — катать, крутить, лат. cаlix — кубок, чаша) [1] — древнегреческий сосуд, неглубокая круглая чаша с широким устьем, на ножке, с двумя горизонтальными ручками по бокам. В отличие от канфара, ручки, как правило, не превышают края чаши. Такие сосуды изготавливали из керамики, реже из серебра, в VI—II веках до н. э. В некоторых серебряных киликах IV в. до н.э. с очень плоским днищем и на высокой ножке боковые ручки делали из плетёной проволоки[2].
В застольных собраниях собраниях — симпосиях — из киликов пили вино, разбавленное водой. Разливали вино из кратéров черпаками — киафамии. Сцены таких пиров можно видеть в росписи самих киликов. Часто росписи снабжали весёлыми застольными надписями, например: «Радуйся, пей и живи счастливо». Киликии также использовали для игры в коттаб.
Форма древнегреческих киликов разнообразна — от широких чаш на низком поддоне до высоких, изящных на высокой ножке. Снаружи и внутри керамические килики украшали черно- или краснофигурной росписью на мифологические или бытовые сюжеты (сбор урожая, отдых, застолья, танцы, домашние ремёсла). Эта особенность делает такие сосуды важным историческим источником.
Роспись осуществляли кистью и специальным тростниковым или птичьим пером смесью из тёмной глины и древесной золы. После обжига такой состав давал матово-чёрный блеск, отчего и был назван «чёрным лаком» [3]. Повествовательные сцены размещали по кругу на внешней стороне килика. В перерывах между симпосиями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны. Но особенно замечательны композиции росписи донцев — внутренней поверхности чаш. Показательна их эволюция: от строгой тектоники к свободному, живописному заполнению поверхности. По наблюдениям выдающегося знатока античного искусства В.Д. Блаватского , на ранних сосудах VII—VI веков до н.э., внутри, на дне чаши, в том месте, где снаружи прикрепляется ножка, древнегреческий мастер, «обладая прирождённым тектоническим чувством», испытывал потребность каким-то образом отметить этот конструктивный момент и делал с помощью циркуля светлой краской (охристой глиной) маленький круг. Постепенно, в ходе эволюции, эта окружность увеличивалась в размерах и, уже не согласуясь с диаметром ножки, теряя тектоническую функцию, превращалась в обрамление самостоятельного изображения или даже многофигурной сюжетной композиции[4].
Росписи донцев краснофигурных киликов представляют собой шедевры античного искусства — примеры идеально уравновешенной композиции в круге. Выдающийся русский художник и теоретик искусства В. А. Фаворский, в годы преподавания в московском ВХУТЕМАСе (1921—1925) рисовал мелом на классной доске схемы этих композиций в качестве примера[5].
В античную эпоху использовали круглый деревянный, мраморный или бронзовый столик на трёх ножках — киликейон. В XV веке в Италии появляется схожий по форме сосуд — тацца. Тацца представляет собой плоскую чашу на высокой ножке, но, в отличие от килика, она не имеет ручек.
Индивидуальные килики[править | править код]
Изображение | Название | Дата | Описание |
---|---|---|---|
Чаша Аркесилая | 565—560 до н.э. | Чаша названа так по имени царя Кирены Аркесилая II, изображенного на ней. Правитель изображен сидящим под навесом, в островерхой африканской шапке и с жезлом в руке, вокруг него люди, складывающие товары. Поясняющие надписи указывают их занятие и имя царя. Возможно, товар, который они загружают — растение сильфий, важная статья доходов Кирены. Некоторые детали росписи, такие как головной убор и одежда царя, а также животные на фоне указывают на африканское происхождение изображения[6][7]. | |
Чаша Диониса | 540—530 до н.э. | Одно из самых известных произведений афинского вазописца Эксекия, признанный шедевр древнегреческой вазописи. Изображает бога Диониса на корабле, мачту которого обвивает виноградная лоза с крупными гроздьями. Вокруг корабля резвятся дельфины. Парус окрашен в белый, в то время как остальной рисунок выполнен в чернофигурном стиле. Боковая поверхность чаши украшена стилизованным изображением лица с большими глазами и шести воинов, стоящих над мертвым телом[8]. | |
Берлинская чаша | нач. V в. до н.э. | Краснофигурный килик, главной особенностью которого является детальное изображение афинской бронзовой мастерской или литейного цеха, что делает его значимым источником для изучения древнегреческой технологии металлообработки. На внутренней стороне чаши изображен бог-кузнец Гефест, передающий богине Фетиде доспехи для ее сына Ахилла. Сюжеты связанные с мифологией и, в частности, преданиями о Троянской войне, довольно типичны для древнегреческой вазописи. Больший интерес исследователей вызывает изображение на внешней боковой стороне килика, демонстрирующее процесс создания бронзовых статуй на разных этапах[9][10]. |
Примечания[править | править код]
- ↑ Wörterbuch der antik Kultur. — Leipzig, 1983. — S. 260
- ↑ Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. — М.: Изд-во Московского университета, 1953. — С. 47
- ↑ Блаватский В.Д. — С. 27
- ↑ Блаватский В.Д. — С. 139—146
- ↑ «Как Фаворский учил компоновать блюдо» // Декоративное искусство СССР, 1986. — № 10. — С. 22
- ↑ Бордман, Джон: Early Greek Vase Painting. 11th to 6th Century BC. A Handbook. Thames and Hudson, London 1998 (World of Art), p. 185—188, ISBN 0-500-20309-1
- ↑ Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Eine Einführung. Theiss, Stuttgart 2002,p. 125—128, ISBN 3-8062-1743-2
- ↑ Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье»
- ↑ Gerhard Zimmer: Trinkschale. Namensgebendes Werk des Erzgießerei-Malers, in: Andreas Scholl (ed.): Die Antikensammlung: Altes Museum. Pergamonmuseum, von Zabern, Mainz 2007, p. 68f., ISBN 978-3-8053-2449-6
- ↑ Gerhard Zimmer: Antike Werkstattbilder, Mann, Berlin 1982 (Bilderheft der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz, Heft 42) ISBN 3-7861-1381-5
См. также[править | править код]
- Вина Древней Греции
- Kylix — система программирования, которой дал название килик
Ссылки[править | править код]
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик
Источник
Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.
Чтобы зазвучала бокальная мантра «прозрачный, бесцветный, тонкий – чистая форма», потребовалась вся история человечества, начиная с неолита. По одной из исторических версий, наш предок сначала изготовил сосуд, а уж затем позабыл в нем гроздья кисло-сладких ягод и пришел в восторг, отведав их забродивший сок.
«Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.
VII-V тыс. до н. э.
Из праха вышел
Рога, черепа и раковины были первыми сосудами для питья. Палеолитическая Венера граветтской культуры (около 25 тыс. лет назад), найденная близ поселка Лоссель (Франция), держит в правой руке рог. Греки любили смешивать вино и воду в раковинах моллюсков. Хан Куря вместе со своей женой пил вино из черепа князя Святослава, чтобы сын родился таким же храбрым и сильным. Помимо остроумного использования природных емкостей, пращуры также делали чаши из глины. Глиняные сосуды для вина вместе с обрезками виноградной лозы археологи находят на территории современных Ирана и Грузии и датируют их VII тыс. до н. э.
Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia
IV-II тыс. до н. э., Древний Египет
Откуда ни возьмись
Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у нее человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.). Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.
II тыс. до н.э., Китай
А в это время на Востоке
В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600–1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701–762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далекий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».
III-I тыс. до н. э., Древняя Греция
Геометрия пития
Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце – фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.
V-I вв. до н. э., Древний Рим
Сплав культур
Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покоренных царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом», – включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н .э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.
«Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия
I-IV вв., Древний Рим
Победа стекла
Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Все изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести 300 рабов.
V-VIII вв., Европа
В когтях кризиса
Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V веку. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII веках. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» – получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.
VIII-XII вв., Византия
Дефицит – двигатель прогресса
Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щелочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венеци-анского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно по- висший внутри тонкой стеклянной сети.
XII-XIV вв., Ближний Восток
Не для питья, так для продажи
Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно. С XII по XIV века так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.
«Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе
XII в., Константинополь. Венеция
Крестовый поход за бокалом
Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним – мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 году стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.
Секрет сплава не покидал острова Мурано.
XIV-XVI вв., Венеция. Остров Мурано
Чудеса с острова
В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрел способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как cristallo или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет все новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетеное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.
Начало XVII в., Богемия
Лесной бокал
В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная золапоташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравер и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками.
«Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам
Середина XVII в., Англия
Дефицит дров
Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 году король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.
Конец XVII в., Англия
Крылышки и защипы
В 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.
Начало XVIII в., Англия
Очарование простоты
Английский потребитель все больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII века представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.
Грани мешали наслаждаться видом вина.
Середина XVIII в., Англия
Невесомость в цене
В 1745 году в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились все более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали еще более изощренную технику – «играющую ртуть». Эти изыски повышали стоимость бокала, не увеличивая веса.
Конец XVIII в., Англия
Почти алмаз
В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя – бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала – его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.
«Завтрак гребцов», 1880–1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон
Конец XVIII – начало XIX вв., Франция
Империя и размеры
На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя.По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 году по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты (размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).
XIX в., Европа
Хор форм
XIX век воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».
Конец XIX – начало XX вв., Европа
Жертвы ар-нуво
Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоев стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а так-же делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX века, наоборот, пошел от формы, подчеркивая декором ее пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полете кузнечики, светятся обнаженные женские тела.
Баухаус передал бокалу функциональность.
60-е гг. XX в., Австрия
Бокальный баухаус
Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 году. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, шардоне, совиньон – «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.
Настоящее время.
Австрия и Германия
Идеал машинным способом Клаус Ридель создал новую форму бокала, Георг Ридель, его сын, сделал ее международным стандартом индустрии. Он открыл представительства Riedel по всему миру, а в 2004 году положил в портфель компании двух крупнейших игроков бокального рынка Германии. Фабрика F.X. Nachtmann продолжала традиции ар-деко, у Spiegelau к моменту покупки был огромный опыт в машинном производстве стекла. Именно благодаря Spiegelau идеальные формы риделевских бокалов, максимально раскрывающие тот или иной тип вина, стали доступны широкому потребителю.
Больше о вине и винной культуре – на swn.ru.
Источник