Килик это сосуд для
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 февраля 2019; проверки требуют 6 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Килик (значения).
Ки́лик (др.-греч. κύλιξ – чаша, от κύλινδω – катать, крутить, лат. cаlix – кубок, чаша) [1] – древнегреческий сосуд, неглубокая круглая чаша с широким устьем, на ножке, с двумя горизонтальными ручками по бокам. В отличие от канфара, ручки, как правило, не превышают края чаши. Такие сосуды изготавливали из керамики, реже из серебра, в VI-II веках до н. э. В некоторых серебряных киликах IV в. до н.э. с очень плоским днищем и на высокой ножке боковые ручки делали из плетёной проволоки[2].
В застольных собраниях собраниях – симпосиях – из киликов пили вино, разбавленное водой. Разливали вино из кратéров черпаками – киафамии. Сцены таких пиров можно видеть в росписи самих киликов. Часто росписи снабжали весёлыми застольными надписями, например: «Радуйся, пей и живи счастливо». Киликии также использовали для игры в коттаб.
Форма древнегреческих киликов разнообразна – от широких чаш на низком поддоне до высоких, изящных на высокой ножке. Снаружи и внутри керамические килики украшали черно- или краснофигурной росписью на мифологические или бытовые сюжеты (сбор урожая, отдых, застолья, танцы, домашние ремёсла). Эта особенность делает такие сосуды важным историческим источником.
Роспись осуществляли кистью и специальным тростниковым или птичьим пером смесью из тёмной глины и древесной золы. После обжига такой состав давал матово-чёрный блеск, отчего и был назван «чёрным лаком» [3]. Повествовательные сцены размещали по кругу на внешней стороне килика. В перерывах между симпосиями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны. Но особенно замечательны композиции росписи донцев – внутренней поверхности чаш. Показательна их эволюция: от строгой тектоники к свободному, живописному заполнению поверхности. По наблюдениям выдающегося знатока античного искусства В.Д. Блаватского , на ранних сосудах VII-VI веков до н.э., внутри, на дне чаши, в том месте, где снаружи прикрепляется ножка, древнегреческий мастер, «обладая прирождённым тектоническим чувством», испытывал потребность каким-то образом отметить этот конструктивный момент и делал с помощью циркуля светлой краской (охристой глиной) маленький круг. Постепенно, в ходе эволюции, эта окружность увеличивалась в размерах и, уже не согласуясь с диаметром ножки, теряя тектоническую функцию, превращалась в обрамление самостоятельного изображения или даже многофигурной сюжетной композиции[4].
Росписи донцев краснофигурных киликов представляют собой шедевры античного искусства – примеры идеально уравновешенной композиции в круге. Выдающийся русский художник и теоретик искусства В. А. Фаворский, в годы преподавания в московском ВХУТЕМАСе (1921-1925) рисовал мелом на классной доске схемы этих композиций в качестве примера[5].
В античную эпоху использовали круглый деревянный, мраморный или бронзовый столик на трёх ножках – киликейон. В XV веке в Италии появляется схожий по форме сосуд – тацца. Тацца представляет собой плоскую чашу на высокой ножке, но, в отличие от килика, она не имеет ручек.
Индивидуальные килики[править | править код]
Изображение | Название | Дата | Описание |
---|---|---|---|
Чаша Аркесилая | 565-560 до н.э. | Чаша названа так по имени царя Кирены Аркесилая II, изображенного на ней. Правитель изображен сидящим под навесом, в островерхой африканской шапке и с жезлом в руке, вокруг него люди, складывающие товары. Поясняющие надписи указывают их занятие и имя царя. Возможно, товар, который они загружают – растение сильфий, важная статья доходов Кирены. Некоторые детали росписи, такие как головной убор и одежда царя, а также животные на фоне указывают на африканское происхождение изображения[6][7]. | |
Чаша Диониса | 540-530 до н.э. | Одно из самых известных произведений афинского вазописца Эксекия, признанный шедевр древнегреческой вазописи. Изображает бога Диониса на корабле, мачту которого обвивает виноградная лоза с крупными гроздьями. Вокруг корабля резвятся дельфины. Парус окрашен в белый, в то время как остальной рисунок выполнен в чернофигурном стиле. Боковая поверхность чаши украшена стилизованным изображением лица с большими глазами и шести воинов, стоящих над мертвым телом[8]. | |
Берлинская чаша | нач. V в. до н.э. | Краснофигурный килик, главной особенностью которого является детальное изображение афинской бронзовой мастерской или литейного цеха, что делает его значимым источником для изучения древнегреческой технологии металлообработки. На внутренней стороне чаши изображен бог-кузнец Гефест, передающий богине Фетиде доспехи для ее сына Ахилла. Сюжеты связанные с мифологией и, в частности, преданиями о Троянской войне, довольно типичны для древнегреческой вазописи. Больший интерес исследователей вызывает изображение на внешней боковой стороне килика, демонстрирующее процесс создания бронзовых статуй на разных этапах[9][10]. |
Примечания[править | править код]
- ↑ Wörterbuch der antik Kultur. – Leipzig, 1983. – S. 260
- ↑ Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. – М.: Изд-во Московского университета, 1953. – С. 47
- ↑ Блаватский В.Д. – С. 27
- ↑ Блаватский В.Д. – С. 139-146
- ↑ «Как Фаворский учил компоновать блюдо» // Декоративное искусство СССР, 1986. – № 10. – С. 22
- ↑ Бордман, Джон: Early Greek Vase Painting. 11th to 6th Century BC. A Handbook. Thames and Hudson, London 1998 (World of Art), p. 185-188, ISBN 0-500-20309-1
- ↑ Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Eine Einführung. Theiss, Stuttgart 2002,p. 125-128, ISBN 3-8062-1743-2
- ↑ Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье»
- ↑ Gerhard Zimmer: Trinkschale. Namensgebendes Werk des Erzgießerei-Malers, in: Andreas Scholl (ed.): Die Antikensammlung: Altes Museum. Pergamonmuseum, von Zabern, Mainz 2007, p. 68f., ISBN 978-3-8053-2449-6
- ↑ Gerhard Zimmer: Antike Werktbilder, Mann, Berlin 1982 (Bilderheft der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz, Heft 42) ISBN 3-7861-1381-5
См. также[править | править код]
- Вина Древней Греции
- Kylix – система программирования, которой дал название килик
Ссылки[править | править код]
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик
Источник
У этого термина существуют и другие значения, см. Килик (значения).
Килик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix) – древнегреческий сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые в отличие от канфара не превышают по высоте кромку самой чаши.
См. также
- Скифос
- Мастос
- Kylix – система программирования, которой дал название килик
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик
Категория:
- Сосуды Древней Греции
Wiki Foundation. 2010.
Синонимы:
Смотреть что такое “Килик” в других словарях:
КИЛИК – (греч. kylix) древнегреческий глиняный, реже металлический сосуд для питья вина: плоская чаша на подставке с двумя горизонтальными ручками … Большой Энциклопедический словарь
Килик – сын финикийского царя Агенора и Телефассы, внук бога Посейдона и Ливии, брат Европы, Феникса и Кадма. Эпоним области Киликия в Малой Азии. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии
Килик – (греч. kylix кубок, чаша), древнегреческий керамический, реже металлический сосуд для питья: плоская чаша на ножке или на невысоком поддоне с 2 тонкими горизонтальными ручками. Керамические килики часто расписывались. (Источник:… … Художественная энциклопедия
килик – сущ., кол во синонимов: 1 • сосуд (187) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Килик – (греч. kýlix кубок, чаша) древнегреческий сосуд для питья: плоская чаша на ножке или на невысоком поддоне с 2 тонкими горизонтальными ручками у края. Керамические К. часто расписывались, а на дне оттискивался узор из пальметт. К.… … Большая советская энциклопедия
килик – (греч. kýlix), древнегреческий глиняный, реже металлический сосуд для питья вина; плоская чаша на подставке с двумя горизонтальными ручками. * * * КИЛИК КИЛИК (греч. kylix), древнегреческий глиняный, реже металлический сосуд для питья вина:… … Энциклопедический словарь
Килик – др. треч. сосуд для питья из металла или обожж. тлины; представляет собой открытую плоскую чашу на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками. Снаружи и внутри поверхность К. покрывалась росписью. Некоторые К. периода… … Словарь античности
килик – грубая шерстяная ткань , только русск. цслав. киликъ (Троицк. сборн. ХII в.; см. Срезн. I, 1208), из греч. κιλίκιον – то же, от Κίλιξ киликиец , Κιλικία Киликия – страна в Малой Азии … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
КИЛИК – • Cilix, Κίλιξ, сын Агепора и Телефассы, брат Кадма и Фойника. Подобно братьям своим отправленный отцом для отыскания сестры своей Европы, похищенной Зевсом, он поселился в Киликии, получившей от него свое название. Детьми его… … Реальный словарь классических древностей
Килик – см. Керамика. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3 е изд. Мн: Беларусь, 2001) … Античный мир. Словарь-справочник.
Книги
- Охотник на лис (DVD), Миллер Беннетт. Мультимиллионер Джон Дюпон приглашает в свое поместье обладателя олимпийской золотой медали по борьбе Марка Шульца для подготовки команды к Олимпийским играм в Сеуле 1988 года. В надежде… Подробнее Купить за 781 руб
- О чём думает моя голова (сборник), Ирина Пивоварова. Известную детскую писательницу Ирину Пивоварову читают и любят уже не одно поколение детей! Перед вами еще один прекрасный сборник – весёлые рассказы и повести о забавных приключениях… Подробнее Купить за 189 руб аудиокнига
Источник
Материал из Википедии – свободной энциклопедии
Ки́лик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix) – древнегреческий сосуд для напитков и игры в коттаб, плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые, в отличие от канфара, не превышают по высоте кромки самой чаши. Наиболее характерны для VI-II веков до н.э.
Чаще всего килики, как и другие древнегреческие сосуды, изготавливались из глины, реже из металла. Керамические килики расписывались в классической черно- или краснофигурной технике. Сюжеты чаще всего изображали мифологические либо бытовые сцены (такие как сбор урожая, отдых, танцы, ремесла), что позволяет рассматривать отдельные образцы в качестве исторических источников.
В XV веке в Италии появляется схожий по форме сосуд – тацца. Тацца представляет собой плоскую чашу на высокой ножке, в отличие от килика, без ручек.
Индивидуальные килики
Изображение | Название | Дата | Описание |
---|---|---|---|
Чаша Аркесилая | 565-560 до н.э. | Чаша названа так по имени царя Кирены Аркесилая II, изображенного на ней. Правитель изображен сидящим под навесом, в островерхой африканской шапке и с жезлом в руке, вокруг него люди, складывающие товары. Поясняющие надписи указывают их занятие и имя царя. Возможно, товар, который они загружают – растение сильфий, важная статья доходов Кирены. Некоторые детали росписи, такие как головной убор и одежда царя, а также животные на фоне указывают на африканское происхождение изображения[1][2]. | |
Чаша Диониса | 540-530 до н.э. | Одно из самых известных произведений афинского вазописца Эксекия, признанный шедевр древнегреческой вазописи. Изображает бога Диониса на корабле, мачту которого обвивает виноградная лоза с крупными гроздьями. Вокруг корабля резвятся дельфины. Парус окрашен в белый, в то время как остальной рисунок выполнен в чернофигурном стиле. Боковая поверхность чаши украшена стилизованным изображением лица с большими глазами и шести воинов, стоящих над мертвым телом[3]. | |
Берлинская чаша | нач. V в. до н.э. | Краснофигурный килик, главной особенностью которого является детальное изображение афинской бронзовой мастерской или литейного цеха, что делает его значимым источником для изучения древнегреческой технологии металлообработки. На внутренней стороне чаши изображен бог-кузнец Гефест, передающий богине Фетиде доспехи для ее сына Ахилла. Сюжеты связанные с мифологией и, в частности, преданиями о Троянской войне, довольно типичны для древнегреческой вазописи. Больший интерес исследователей вызывает изображение на внешней боковой стороне килика, демонстрирующее процесс создания бронзовых статуй на разных этапах[4][5]. |
Примечания
- ↑ Бордман, Джон: Early Greek Vase Painting. 11th to 6th Century BC. A Handbook. Thames and Hudson, London 1998 (World of Art), p. 185-188, ISBN 0-500-20309-1
- ↑ Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Eine Einführung. Theiss, Stuttgart 2002,p. 125-128, ISBN 3-8062-1743-2
- ↑ Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье»
- ↑ Gerhard Zimmer: Trinkschale. Namensgebendes Werk des Erzgießerei-Malers, in: Andreas Scholl (ed.): Die Antikensammlung: Altes Museum. Pergamonmuseum, von Zabern, Mainz 2007, p. 68f., ISBN 978-3-8053-2449-6
- ↑ Gerhard Zimmer: Antike Werktbilder, Mann, Berlin 1982 (Bilderheft der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz, Heft 42) ISBN 3-7861-1381-5
См. также
- Вина Древней Греции
- Kylix – система программирования, которой дал название килик
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик
- Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [858 дней])
Источник
У этого термина существуют и другие значения, см. Килик (значения).
Ки́лик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix) – древнегреческий сосуд для напитков и игры в коттаб, плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые, в отличие от канфара, не превышают по высоте кромки самой чаши. Наиболее характерны для VI-II веков до н.э.
Чаще всего килики, как и другие древнегреческие сосуды, изготавливались из глины, реже из металла. Керамические килики расписывались в классической черно- или краснофигурной технике. Сюжеты чаще всего изображали мифологические либо бытовые сцены (такие как сбор урожая, отдых, танцы, ремесла), что позволяет рассматривать отдельные образцы в качестве исторических источников.
В XV веке в Италии появляется схожий по форме сосуд – тацца. Тацца представляет собой плоскую чашу на высокой ножке, в отличие от килика, без ручек.
Индивидуальные килики
Изображение | Название | Дата | Описание |
---|---|---|---|
Чаша Аркесилая | 565-560 до н.э. | Чаша названа так по имени царя Кирены Аркесилая II, изображенного на ней. Правитель изображен сидящим под навесом, в островерхой африканской шапке и с жезлом в руке, вокруг него люди, складывающие товары. Поясняющие надписи указывают их занятие и имя царя. Возможно, товар, который они загружают – растение сильфий, важная статья доходов Кирены. Некоторые детали росписи, такие как головной убор и одежда царя, а также животные на фоне указывают на африканское происхождение изображения[1][2]. | |
Чаша Диониса | 540-530 до н.э. | Одно из самых известных произведений афинского вазописца Эксекия, признанный шедевр древнегреческой вазописи. Изображает бога Диониса на корабле, мачту которого обвивает виноградная лоза с крупными гроздьями. Вокруг корабля резвятся дельфины. Парус окрашен в белый, в то время как остальной рисунок выполнен в чернофигурном стиле. Боковая поверхность чаши украшена стилизованным изображением лица с большими глазами и шести воинов, стоящих над мертвым телом[3]. | |
Берлинская чаша | нач. V в. до н.э. | Краснофигурный килик, главной особенностью которого является детальное изображение афинской бронзовой мастерской или литейного цеха, что делает его значимым источником для изучения древнегреческой технологии металлообработки. На внутренней стороне чаши изображен бог-кузнец Гефест, передающий богине Фетиде доспехи для ее сына Ахилла. Сюжеты связанные с мифологией и, в частности, преданиями о Троянской войне, довольно типичны для древнегреческой вазописи. Больший интерес исследователей вызывает изображение на внешней боковой стороне килика, демонстрирующее процесс создания бронзовых статуй на разных этапах[4][5]. |
Примечания
- ↑ Бордман, Джон: Early Greek Vase Painting. 11th to 6th Century BC. A Handbook. Thames and Hudson, London 1998 (World of Art), p. 185-188, ISBN 0-500-20309-1
- ↑ Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Eine Einführung. Theiss, Stuttgart 2002,p. 125-128, ISBN 3-8062-1743-2
- ↑ Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье»
- ↑ Gerhard Zimmer: Trinkschale. Namensgebendes Werk des Erzgießerei-Malers, in: Andreas Scholl (ed.): Die Antikensammlung: Altes Museum. Pergamonmuseum, von Zabern, Mainz 2007, p. 68f., ISBN 978-3-8053-2449-6
- ↑ Gerhard Zimmer: Antike Werktbilder, Mann, Berlin 1982 (Bilderheft der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz, Heft 42) ISBN 3-7861-1381-5
См. также
- Вина Древней Греции
- Kylix – система программирования, которой дал название килик
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик
- Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [858 дней])
Источник
У этого термина существуют и другие значения, см. Килик (значения).
Ки́лик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix) – древнегреческий сосуд для напитков и игры в коттаб, плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые, в отличие от канфара, не превышают по высоте кромки самой чаши. Наиболее характерны для VI-II веков до н.э.
Чаще всего килики, как и другие древнегреческие сосуды, изготавливались из глины, реже из металла. Керамические килики расписывались в классической черно- или краснофигурной технике. Сюжеты чаще всего изображали мифологические либо бытовые сцены (такие как сбор урожая, отдых, танцы, ремесла), что позволяет рассматривать отдельные образцы в качестве исторических источников.
В XV веке в Италии появляется схожий по форме сосуд – тацца. Тацца представляет собой плоскую чашу на высокой ножке, в отличие от килика, без ручек.
Индивидуальные килики
Изображение | Название | Дата | Описание |
---|---|---|---|
Чаша Аркесилая | 565-560 до н.э. | Чаша названа так по имени царя Кирены Аркесилая II, изображенного на ней. Правитель изображен сидящим под навесом, в островерхой африканской шапке и с жезлом в руке, вокруг него люди, складывающие товары. Поясняющие надписи указывают их занятие и имя царя. Возможно, товар, который они загружают – растение сильфий, важная статья доходов Кирены. Некоторые детали росписи, такие как головной убор и одежда царя, а также животные на фоне указывают на африканское происхождение изображения[1][2]. | |
Чаша Диониса | 540-530 до н.э. | Одно из самых известных произведений афинского вазописца Эксекия, признанный шедевр древнегреческой вазописи. Изображает бога Диониса на корабле, мачту которого обвивает виноградная лоза с крупными гроздьями. Вокруг корабля резвятся дельфины. Парус окрашен в белый, в то время как остальной рисунок выполнен в чернофигурном стиле. Боковая поверхность чаши украшена стилизованным изображением лица с большими глазами и шести воинов, стоящих над мертвым телом[3]. | |
Берлинская чаша | нач. V в. до н.э. | Краснофигурный килик, главной особенностью которого является детальное изображение афинской бронзовой мастерской или литейного цеха, что делает его значимым источником для изучения древнегреческой технологии металлообработки. На внутренней стороне чаши изображен бог-кузнец Гефест, передающий богине Фетиде доспехи для ее сына Ахилла. Сюжеты связанные с мифологией и, в частности, преданиями о Троянской войне, довольно типичны для древнегреческой вазописи. Больший интерес исследователей вызывает изображение на внешней боковой стороне килика, демонстрирующее процесс создания бронзовых статуй на разных этапах[4][5]. |
Примечания
- ↑ Бордман, Джон: Early Greek Vase Painting. 11th to 6th Century BC. A Handbook. Thames and Hudson, London 1998 (World of Art), p. 185-188, ISBN 0-500-20309-1
- ↑ Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Eine Einführung. Theiss, Stuttgart 2002,p. 125-128, ISBN 3-8062-1743-2
- ↑ Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье»
- ↑ Gerhard Zimmer: Trinkschale. Namensgebendes Werk des Erzgießerei-Malers, in: Andreas Scholl (ed.): Die Antikensammlung: Altes Museum. Pergamonmuseum, von Zabern, Mainz 2007, p. 68f., ISBN 978-3-8053-2449-6
- ↑ Gerhard Zimmer: Antike Werktbilder, Mann, Berlin 1982 (Bilderheft der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz, Heft 42) ISBN 3-7861-1381-5
См. также
- Вина Древней Греции
- Kylix – система программирования, которой дал название килик
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик
- Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [858 дней])
Источник