Килик сосуд для чего

Килик сосуд для чего thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 февраля 2019; проверки требуют 6 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Килик (значения).

Ки́лик (др.-греч. κύλιξ — чаша, от κύλινδω — катать, крутить, лат. cаlix — кубок, чаша) [1] — древнегреческий сосуд, неглубокая круглая чаша с широким устьем, на ножке, с двумя горизонтальными ручками по бокам. В отличие от канфара, ручки, как правило, не превышают края чаши. Такие сосуды изготавливали из керамики, реже из серебра, в VI—II веках до н. э. В некоторых серебряных киликах IV в. до н.э. с очень плоским днищем и на высокой ножке боковые ручки делали из плетёной проволоки[2].

В застольных собраниях собраниях — симпосиях — из киликов пили вино, разбавленное водой. Разливали вино из кратéров черпаками — киафамии. Сцены таких пиров можно видеть в росписи самих киликов. Часто росписи снабжали весёлыми застольными надписями, например: «Радуйся, пей и живи счастливо». Киликии также использовали для игры в коттаб.

Форма древнегреческих киликов разнообразна — от широких чаш на низком поддоне до высоких, изящных на высокой ножке. Снаружи и внутри керамические килики украшали черно- или краснофигурной росписью на мифологические или бытовые сюжеты (сбор урожая, отдых, застолья, танцы, домашние ремёсла). Эта особенность делает такие сосуды важным историческим источником.

Роспись осуществляли кистью и специальным тростниковым или птичьим пером смесью из тёмной глины и древесной золы. После обжига такой состав давал матово-чёрный блеск, отчего и был назван «чёрным лаком» [3]. Повествовательные сцены размещали по кругу на внешней стороне килика. В перерывах между симпосиями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны. Но особенно замечательны композиции росписи донцев — внутренней поверхности чаш. Показательна их эволюция: от строгой тектоники к свободному, живописному заполнению поверхности. По наблюдениям выдающегося знатока античного искусства В.Д. Блаватского , на ранних сосудах VII—VI веков до н.э., внутри, на дне чаши, в том месте, где снаружи прикрепляется ножка, древнегреческий мастер, «обладая прирождённым тектоническим чувством», испытывал потребность каким-то образом отметить этот конструктивный момент и делал с помощью циркуля светлой краской (охристой глиной) маленький круг. Постепенно, в ходе эволюции, эта окружность увеличивалась в размерах и, уже не согласуясь с диаметром ножки, теряя тектоническую функцию, превращалась в обрамление самостоятельного изображения или даже многофигурной сюжетной композиции[4].

Росписи донцев краснофигурных киликов представляют собой шедевры античного искусства — примеры идеально уравновешенной композиции в круге. Выдающийся русский художник и теоретик искусства В. А. Фаворский, в годы преподавания в московском ВХУТЕМАСе (1921—1925) рисовал мелом на классной доске схемы этих композиций в качестве примера[5].

В античную эпоху использовали круглый деревянный, мраморный или бронзовый столик на трёх ножках — киликейон. В XV веке в Италии появляется схожий по форме сосуд — тацца. Тацца представляет собой плоскую чашу на высокой ножке, но, в отличие от килика, она не имеет ручек.

Индивидуальные килики[править | править код]

ИзображениеНазваниеДатаОписание
Чаша Аркесилая565—560 до н.э.Чаша названа так по имени царя Кирены Аркесилая II, изображенного на ней. Правитель изображен сидящим под навесом, в островерхой африканской шапке и с жезлом в руке, вокруг него люди, складывающие товары. Поясняющие надписи указывают их занятие и имя царя. Возможно, товар, который они загружают — растение сильфий, важная статья доходов Кирены. Некоторые детали росписи, такие как головной убор и одежда царя, а также животные на фоне указывают на африканское происхождение изображения[6][7].
Чаша Диониса540—530 до н.э.Одно из самых известных произведений афинского вазописца Эксекия, признанный шедевр древнегреческой вазописи. Изображает бога Диониса на корабле, мачту которого обвивает виноградная лоза с крупными гроздьями. Вокруг корабля резвятся дельфины. Парус окрашен в белый, в то время как остальной рисунок выполнен в чернофигурном стиле. Боковая поверхность чаши украшена стилизованным изображением лица с большими глазами и шести воинов, стоящих над мертвым телом[8].
Берлинская чашанач. V в. до н.э.Краснофигурный килик, главной особенностью которого является детальное изображение афинской бронзовой мастерской или литейного цеха, что делает его значимым источником для изучения древнегреческой технологии металлообработки. На внутренней стороне чаши изображен бог-кузнец Гефест, передающий богине Фетиде доспехи для ее сына Ахилла. Сюжеты связанные с мифологией и, в частности, преданиями о Троянской войне, довольно типичны для древнегреческой вазописи. Больший интерес исследователей вызывает изображение на внешней боковой стороне килика, демонстрирующее процесс создания бронзовых статуй на разных этапах[9][10].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Wörterbuch der antik Kultur. — Leipzig, 1983. — S. 260
  2. ↑ Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. — М.: Изд-во Московского университета, 1953. — С. 47
  3. ↑ Блаватский В.Д. — С. 27
  4. ↑ Блаватский В.Д. — С. 139—146
  5. ↑ «Как Фаворский учил компоновать блюдо» // Декоративное искусство СССР, 1986. — № 10. — С. 22
  6. ↑ Бордман, Джон: Early Greek Vase Painting. 11th to 6th Century BC. A Handbook. Thames and Hudson, London 1998 (World of Art), p. 185—188, ISBN 0-500-20309-1
  7. ↑ Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Eine Einführung. Theiss, Stuttgart 2002,p. 125—128, ISBN 3-8062-1743-2
  8. ↑ Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье»
  9. ↑ Gerhard Zimmer: Trinkschale. Namensgebendes Werk des Erzgießerei-Malers, in: Andreas Scholl (ed.): Die Antikensammlung: Altes Museum. Pergamonmuseum, von Zabern, Mainz 2007, p. 68f., ISBN 978-3-8053-2449-6
  10. ↑ Gerhard Zimmer: Antike Werkstattbilder, Mann, Berlin 1982 (Bilderheft der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz, Heft 42) ISBN 3-7861-1381-5
Читайте также:  Подмор пчелиный лечебные свойства для сосудов

См. также[править | править код]

  • Вина Древней Греции
  • Kylix — система программирования, которой дал название килик

Ссылки[править | править код]

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Килик (значения).

Ки́лик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix) — древнегреческий сосуд для напитков и игры в коттаб, плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые, в отличие от канфара, не превышают по высоте кромки самой чаши. Наиболее характерны для VI—II веков до н.э.

Чаще всего килики, как и другие древнегреческие сосуды, изготавливались из глины, реже из металла. Керамические килики расписывались в классической черно- или краснофигурной технике. Сюжеты чаще всего изображали мифологические либо бытовые сцены (такие как сбор урожая, отдых, танцы, ремесла), что позволяет рассматривать отдельные образцы в качестве исторических источников.

В XV веке в Италии появляется схожий по форме сосуд — тацца. Тацца представляет собой плоскую чашу на высокой ножке, в отличие от килика, без ручек.

Индивидуальные килики

ИзображениеНазваниеДатаОписание
Чаша Аркесилая565—560 до н.э.Чаша названа так по имени царя Кирены Аркесилая II, изображенного на ней. Правитель изображен сидящим под навесом, в островерхой африканской шапке и с жезлом в руке, вокруг него люди, складывающие товары. Поясняющие надписи указывают их занятие и имя царя. Возможно, товар, который они загружают — растение сильфий, важная статья доходов Кирены. Некоторые детали росписи, такие как головной убор и одежда царя, а также животные на фоне указывают на африканское происхождение изображения[1][2].
Чаша Диониса540—530 до н.э.Одно из самых известных произведений афинского вазописца Эксекия, признанный шедевр древнегреческой вазописи. Изображает бога Диониса на корабле, мачту которого обвивает виноградная лоза с крупными гроздьями. Вокруг корабля резвятся дельфины. Парус окрашен в белый, в то время как остальной рисунок выполнен в чернофигурном стиле. Боковая поверхность чаши украшена стилизованным изображением лица с большими глазами и шести воинов, стоящих над мертвым телом[3].
Берлинская чашанач. V в. до н.э.Краснофигурный килик, главной особенностью которого является детальное изображение афинской бронзовой мастерской или литейного цеха, что делает его значимым источником для изучения древнегреческой технологии металлообработки. На внутренней стороне чаши изображен бог-кузнец Гефест, передающий богине Фетиде доспехи для ее сына Ахилла. Сюжеты связанные с мифологией и, в частности, преданиями о Троянской войне, довольно типичны для древнегреческой вазописи. Больший интерес исследователей вызывает изображение на внешней боковой стороне килика, демонстрирующее процесс создания бронзовых статуй на разных этапах[4][5].

Примечания

  1. ↑ Бордман, Джон: Early Greek Vase Painting. 11th to 6th Century BC. A Handbook. Thames and Hudson, London 1998 (World of Art), p. 185–188, ISBN 0-500-20309-1
  2. ↑ Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Eine Einführung. Theiss, Stuttgart 2002,p. 125–128, ISBN 3-8062-1743-2
  3. ↑ Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье»
  4. ↑ Gerhard Zimmer: Trinkschale. Namensgebendes Werk des Erzgießerei-Malers, in: Andreas Scholl (ed.): Die Antikensammlung: Altes Museum. Pergamonmuseum, von Zabern, Mainz 2007, p. 68f., ISBN 978-3-8053-2449-6
  5. ↑ Gerhard Zimmer: Antike Werkstattbilder, Mann, Berlin 1982 (Bilderheft der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz, Heft 42) ISBN 3-7861-1381-5

См. также

  • Вина Древней Греции
  • Kylix — система программирования, которой дал название килик

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик
  • Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [858 дней])

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Килик (значения).

Ки́лик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix) — древнегреческий сосуд для напитков и игры в коттаб, плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые, в отличие от канфара, не превышают по высоте кромки самой чаши. Наиболее характерны для VI—II веков до н.э.

Чаще всего килики, как и другие древнегреческие сосуды, изготавливались из глины, реже из металла. Керамические килики расписывались в классической черно- или краснофигурной технике. Сюжеты чаще всего изображали мифологические либо бытовые сцены (такие как сбор урожая, отдых, танцы, ремесла), что позволяет рассматривать отдельные образцы в качестве исторических источников.

В XV веке в Италии появляется схожий по форме сосуд — тацца. Тацца представляет собой плоскую чашу на высокой ножке, в отличие от килика, без ручек.

Индивидуальные килики

ИзображениеНазваниеДатаОписание
Чаша Аркесилая565—560 до н.э.Чаша названа так по имени царя Кирены Аркесилая II, изображенного на ней. Правитель изображен сидящим под навесом, в островерхой африканской шапке и с жезлом в руке, вокруг него люди, складывающие товары. Поясняющие надписи указывают их занятие и имя царя. Возможно, товар, который они загружают — растение сильфий, важная статья доходов Кирены. Некоторые детали росписи, такие как головной убор и одежда царя, а также животные на фоне указывают на африканское происхождение изображения[1][2].
Чаша Диониса540—530 до н.э.Одно из самых известных произведений афинского вазописца Эксекия, признанный шедевр древнегреческой вазописи. Изображает бога Диониса на корабле, мачту которого обвивает виноградная лоза с крупными гроздьями. Вокруг корабля резвятся дельфины. Парус окрашен в белый, в то время как остальной рисунок выполнен в чернофигурном стиле. Боковая поверхность чаши украшена стилизованным изображением лица с большими глазами и шести воинов, стоящих над мертвым телом[3].
Берлинская чашанач. V в. до н.э.Краснофигурный килик, главной особенностью которого является детальное изображение афинской бронзовой мастерской или литейного цеха, что делает его значимым источником для изучения древнегреческой технологии металлообработки. На внутренней стороне чаши изображен бог-кузнец Гефест, передающий богине Фетиде доспехи для ее сына Ахилла. Сюжеты связанные с мифологией и, в частности, преданиями о Троянской войне, довольно типичны для древнегреческой вазописи. Больший интерес исследователей вызывает изображение на внешней боковой стороне килика, демонстрирующее процесс создания бронзовых статуй на разных этапах[4][5].
Читайте также:  Атеросклероз сосудов левой голени

Примечания

  1. ↑ Бордман, Джон: Early Greek Vase Painting. 11th to 6th Century BC. A Handbook. Thames and Hudson, London 1998 (World of Art), p. 185–188, ISBN 0-500-20309-1
  2. ↑ Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Eine Einführung. Theiss, Stuttgart 2002,p. 125–128, ISBN 3-8062-1743-2
  3. ↑ Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье»
  4. ↑ Gerhard Zimmer: Trinkschale. Namensgebendes Werk des Erzgießerei-Malers, in: Andreas Scholl (ed.): Die Antikensammlung: Altes Museum. Pergamonmuseum, von Zabern, Mainz 2007, p. 68f., ISBN 978-3-8053-2449-6
  5. ↑ Gerhard Zimmer: Antike Werkstattbilder, Mann, Berlin 1982 (Bilderheft der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz, Heft 42) ISBN 3-7861-1381-5

См. также

  • Вина Древней Греции
  • Kylix — система программирования, которой дал название килик

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик
  • Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [858 дней])

Источник

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ки́лик (др.-греч. κύλιξ, лат. calix) — древнегреческий сосуд для напитков и игры в коттаб, плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые, в отличие от канфара, не превышают по высоте кромки самой чаши. Наиболее характерны для VI—II веков до н.э.

Чаще всего килики, как и другие древнегреческие сосуды, изготавливались из глины, реже из металла. Керамические килики расписывались в классической черно- или краснофигурной технике. Сюжеты чаще всего изображали мифологические либо бытовые сцены (такие как сбор урожая, отдых, танцы, ремесла), что позволяет рассматривать отдельные образцы в качестве исторических источников.

В XV веке в Италии появляется схожий по форме сосуд — тацца. Тацца представляет собой плоскую чашу на высокой ножке, в отличие от килика, без ручек.

Индивидуальные килики

ИзображениеНазваниеДатаОписание
Чаша Аркесилая565—560 до н.э.Чаша названа так по имени царя Кирены Аркесилая II, изображенного на ней. Правитель изображен сидящим под навесом, в островерхой африканской шапке и с жезлом в руке, вокруг него люди, складывающие товары. Поясняющие надписи указывают их занятие и имя царя. Возможно, товар, который они загружают — растение сильфий, важная статья доходов Кирены. Некоторые детали росписи, такие как головной убор и одежда царя, а также животные на фоне указывают на африканское происхождение изображения[1][2].
Чаша Диониса540—530 до н.э.Одно из самых известных произведений афинского вазописца Эксекия, признанный шедевр древнегреческой вазописи. Изображает бога Диониса на корабле, мачту которого обвивает виноградная лоза с крупными гроздьями. Вокруг корабля резвятся дельфины. Парус окрашен в белый, в то время как остальной рисунок выполнен в чернофигурном стиле. Боковая поверхность чаши украшена стилизованным изображением лица с большими глазами и шести воинов, стоящих над мертвым телом[3].
Берлинская чашанач. V в. до н.э.Краснофигурный килик, главной особенностью которого является детальное изображение афинской бронзовой мастерской или литейного цеха, что делает его значимым источником для изучения древнегреческой технологии металлообработки. На внутренней стороне чаши изображен бог-кузнец Гефест, передающий богине Фетиде доспехи для ее сына Ахилла. Сюжеты связанные с мифологией и, в частности, преданиями о Троянской войне, довольно типичны для древнегреческой вазописи. Больший интерес исследователей вызывает изображение на внешней боковой стороне килика, демонстрирующее процесс создания бронзовых статуй на разных этапах[4][5].

Примечания

  1. ↑ Бордман, Джон: Early Greek Vase Painting. 11th to 6th Century BC. A Handbook. Thames and Hudson, London 1998 (World of Art), p. 185–188, ISBN 0-500-20309-1
  2. ↑ Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Eine Einführung. Theiss, Stuttgart 2002,p. 125–128, ISBN 3-8062-1743-2
  3. ↑ Архаика: Эксекий. Килик «Дионис в ладье»
  4. ↑ Gerhard Zimmer: Trinkschale. Namensgebendes Werk des Erzgießerei-Malers, in: Andreas Scholl (ed.): Die Antikensammlung: Altes Museum. Pergamonmuseum, von Zabern, Mainz 2007, p. 68f., ISBN 978-3-8053-2449-6
  5. ↑ Gerhard Zimmer: Antike Werkstattbilder, Mann, Berlin 1982 (Bilderheft der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz, Heft 42) ISBN 3-7861-1381-5

См. также

  • Вина Древней Греции
  • Kylix — система программирования, которой дал название килик

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Килик
  • Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [858 дней])

Источник

По какой-то причине, когда речь заходит о посуде, употреблявшейся в Древней Греции, сразу возникает ассоциация с амфорой – и только! Хотя, на самом деле, сами по себе древнегреческие вазы имели различные формы, в зависимости от их предназначения в быту. Так амфоры, пелики и стамносы служили для хранения разного рода продуктов, включая вино. Стамносы употребляли и для смешивания вина с водой. В этих же целях на симпосиях употребляли диносы и кратеры. Это сосуды так называемого мужского мира.

Древнегреческие вазыДиносПодставка под динос вазописца Антифона. Ок 490 г. до н. э.

Кратер – это большая глубокая чаша на ножке с двумя ручками. Само слово кратер происходит от древнегреческого «керраним» (κεράννυμ), что в переводе означает «смешиваю».
Для кратера, который представлял собой довольно-таки вместительный сосуд, характерна широкая горловина, две ручки по бокам и ножка.

Динос – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, выполненный из керамики или металла. Обычно динос устанавливался на искусно выполненной подставке.

В древнегреческой мифологии Диносом звали одного из коней Диомеда.

КратерЧернофигурный мастос. Геракл и критский быкКиаф. 550—540 гг. до н. э., Лувр

В греческом застолье использовались также и мастосы, напоминающие по форме женскую грудь (μαστός). Характерной особенностью этих сосудов было то, что их невозможно было поставить на стол, не допив налитое в них вино.

Как видно из древних текстов, вино было непременным атрибутом мужских пиров – сисситий. Если судить по диалогам Платона, ни одна философская беседа не обходилась без рубинового напитка.

Читайте также:  Что делать чтобы не было спазм сосудов

Согласно древнегреческой мифологии, богом вина в классическую и эллинистическую эпохи был Диониссын Зевса и смертной девушки Семелы, которая была дочерью фиванского царя Кадма. Дважды в год в честь Диониса устраивались ритуальные праздники, так называемые, Великие и Малые Дионисии.

Сами же Олимпийские боги пили нектар – божественный напиток, даривший им бессмертие. Виночерпием на Олимпе был похищенный Зевсом прекрасный юноша по имени Ганимед.

На симпосиях вино черпали киафом, который очень похож на привычные нашему глазу чашки, с разницей в том, что ручка у киафа, для удобства при черпании, намного возвышается над кромкой сосуда.

Объём киафа составлял 0, 045 литра, то есть четверть секстария. В свою очередь, половину секстария составляла котила (κοτύλη). Котилами также назывались древнегреческие вазы, которые по форме были похожи на скифосы.

Большой интерес представляет собой псиктер (от греч. ψύξη – «охлаждение») – керамический сосуд, напоминающий по форме гриб.

Псиктер использовался вместе с кубковым кратером на симпосиях. Первый из этих сосудов предназначался для хранения снега или ледяной воды, а во второй наливалось неразбавленное вино.

ПсиктерОйнохойяКанфар

А вот для подачи вина употребляли гидрии и ойнохойи. Ойнохойя (οἰνοχόη) – это кувшин для вина, имеющий одну ручку, с круглым или трилистниковым венчиком, который напоминает лист клевера.

Пили же вино из килика, канфара скифоса, и ритона.

Килик (κύλιξ) – сосуд для напитков плоской формы, стоящий на короткой ножке. Ручки с обеих сторон не превышают по высоте кромку самой чаши.

Канфар (κάνθαρος) очень похож на кубок с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Наверное, не случайно, потому что из канфаров пили греческие боги: к примеру, с канфаром очень часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.

Скифос (σκύφος) представляет собой керамическую чашу для питья, с низкой ножкой и двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.

Ритон (от греч. рέω – «теку») по своей форме напоминает рог животного. Он часто завершался в нижней части скульптурой, где находилось отверстие, и украшался рельефами и гравировкой. Пить из подобных сосудов можно было, приложив губы к верхнему широкому отверстию, или же направляя себе в рот струю напитка из дырочки, которая просверливалась на конце морды изображённого животного. Ритоны изготовлялись из металла (например, золота и т.д.), глины, кости, рога.

Древние воины носили с собой сосуд для питья с одной ручкой – кофон.

Чёрнофигурный скифос, ок. 490-480 гг. до н. э.РитонБольшой краснофигурный кофон с изображением рождения Елены (ок.. 410-00 до н. э.)

В домашнем обиходе употребляли леканиду, лекану и пинакион.

Рыбные блюда появились в V в. до н.э. Расписывались они, как правило, в стиле краснофигурной вазописи преимущественно рыбами и разнообразными морскими животными.

Плоская форма блюда называлась пинакион, что в переводе с греческого означает доска. В центре блюда было небольшое углубление для масла или соуса. Рыбное блюдо обычно возвышалось над столом на подставке.

Лекана представляла собой плоскую чашу с двумя горизонтальными ручками по бокам. Маленькая лекана с крышкой соответственно называлась леканидой. До сих пор точно не установлено назначение данного сосуда: возможно, лекана служила для хранения приготовленной еды, а, может быть, и для оливкового масла.

Три морских окуня, Апулийское краснофигурное рыбное блюдо, ок. 340-320 г. до н. э., Британский музейЛекана, ЛуврЛекиф

В свою очередь, к сосудам, в которых хранилось оливковое масло, относятся чернолаковые лекифы, алабастроны, арибалы и аскосы.

Лекиф (λήκυθος) предназначался для хранения оливкового масла, но он использовался и как погребальный дар. Для лекифа характерно узкое горлышко и небольшая ножка.

Лекифы часто украшались разноцветными росписями по белому фону. Если лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину, то лекиф соотносился с неженатым мужчиной.

Aлабастрон – грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Образцом для алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, изготавливавшихся из алебастра, которому они, собственно, и обязаны своим названием.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины (в особенности атлеты) для ухода за телом пользовались в аналогичных случаях арибалами, которые носили на ремешке на запястье.

Арибал (αρύβαλλος) – сосуд небольшого размера округлой формы с узким втянутым горлышком, который расширялся у плоского венчика. Его название происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. У арибала широкая, в форме ленты, ручка.

Аскос – плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике – применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.

AлабастронАрибалАскос

К сосудам женского мира относятся пиксида, эксалиптро, племахойя и эпинетрон.

Пиксида – сосуд, имеющий цилиндрическую формы, с крышкой. Название происходит от греческого слова πυξός – «самшит», из которого они изначально вытачивались. Пиксиды изготавливались также из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Это своего рода шкатулки, которые использовались женщинами для хранения украшений и косметики.

Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Племохойя – небольшой сосуд для хранения благовоний шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, которая увенчивалась шарообразной головкой.

Эпинетрон (έπίνητρον) – известный с V в. до н. э. древнегреческий прибор из глины или дерева, использовавшийся в прядении для вытягивания волокна.

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470—460 гг. до н. эЧёрнолаковая племохойя из Беотии (ок. 550—525 до н. э.), ЛуврЭпинетрон. Национальный археологический музей. Афины

Работа на эпинетроне описана у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху эпинетрон стал предметом культа и часто вкладывался в захоронение усопшим незамужним девушкам.

Для хранения благовонных и ароматических масел использовались лагиносы, напоминающие ойнохою, и ольпы с ручкой сбоку.

Лагинос с изображением музыкальных инструментов. 150—100 гг. до н. э. ЛуврОльпаСимпозиум на древнегреческой вазе

Источник