Клейма на древнерусских сосудах

Клейма на древнерусских сосудах thumbnail

Н. Б.
Васильева
Средневековые гончарные клейма
(по материалам раскопок на ул. Бурмагиных, 20)
// Археология Вологды. История и современность: Сборник статей. – Вологда, 2007. – С. 53 – 61.

Керамика – обломки глиняной посуды – самый массовый вид находок при раскопках средневековых поселений. Она дает неоценимую по глубине и разнообразию информацию, начиная от скучных, понятных только специалисту типологических построений и заканчивая наглядной реконструкцией особенностей древних трапез и элементов быта.
Украшению (орнаментации) глиняной посуды издревле уделялось особое внимание. На некоторых сосудах встречаются особые знаки – клейма, нанесенные на дно, ту часть сосуда, которая обычно не видна. Клейма на днищах гончарных средневековых сосудов – одна из неразгаданных загадок археологии.
Клеймо на горшке – отпечаток изображения, вырезанного в центре гончарного круга, на котором лепился сосуд. Рисунок клейма обычно прост, он легко запоминается и легко воспроизводится. Неразгаданным остается смысл нанесения этих знаков на дно сосуда. Исследователи постепенно перешли от толкования их как «знаков загадочных», до объяснения их как обыденного элемента повседневной жизни. В современной археологической науке существует обширная историография, посвященная гончарным клеймам, и не менее многочисленные толкования назначения этого атрибута средневекового гончарства. Приведем некоторые из них. Гончарные клейма – это:
– магические знаки, посвященные божеству;
– знаки домовой собственности;
– знаки-метки гончаров;
– символы юридической зависимости гончаров от князя (знаки Рюриковичей);
– знаки заказчиков;
– магические символы-обереги;
– торговые марки и знаки различия;
– контрольные знаки на горшках, которые предназначались для уплаты дани;
– метки на посуде, предназначенной для ритуальной пищи, и так далее.
Как известно, большинство сосудов с клеймами происходит с городищ, относительно немного их найдено на селищах. Довольно долго в отечественной науке клейма рассматривались как знак ремесленника. На основе их изучения делались выводы о характере гончарного производства, количестве гончаров на данном городище. Б.А.Рыбаков пришел к выводу о том, что «тесная производственная связь клейм с гончарным кругом и полное отсутствие каких-либо предшественников их на лепной керамике языческого времени позволяют видеть в них языческие символы и утверждают в мысли, что это знаки гончаров-ремесленников».
Наиболее ранние гончарные клейма на Руси относятся к IX веку, широкое распространение получают в Х-ХII веках, в XIII веке их количество сокращается, в XIV веке – это единичные находки.
Символика знаков на клеймах достаточно однообразна на гигантских пространствах восточнославянских земель. Почти полную аналогию с русскими клеймами можно найти в керамике древнеболгарских центров, то же нужно сказать о керамике западнославянских земель. Конечно, причиной такого сходства является культурное единство славян в Средние века, идентичность же символов на клеймах – частное выражение этого. Существует мнение, что большинство клейм-символов связано с солярно-аграрной символикой.
Первоначально клейма появились на керамике еще в языческое время, когда они были религиозными символами, общими для славянских земель. Характерно, что на кирпичах клейма являлись только марками мастеров или мастерских, и почти нет знаков, сходных с керамическими клеймами. Истолкование клейм как символов, утративших свое первоначальное значение, и употребляемых в дальнейшем ремесленниками как производственные тамги, может объяснить сходство керамических клейм в разных, очень удаленных друг от друга, частях славянских земель. Этнографы видели у гончаров еще и в наши дни клейма, сходные с древнеславянскими. В 1926-1927 годах Б.А.Куфтин выяснил у гончаров Дмитровского и Воскресенского уездов Московской губернии, что клеймо в это время уже было не знаком собственности, не производственной тамгой, но с ним были связаны какие-то древние поверья. «Бабы с хрестом любят, – говорят, больше наварит», – рассказывали гончары.
Прежде чем обратиться к характеристике клейм на вологодских сосудах, зададимся вопросом: а что такое символ? По словам К.Г. Юнга, «то, что мы называем символами – это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу. Предполагается, что они содержат нечто смутное, неизвестное или скрытое от нас. Такие предметы, как колесо или крест, известны повсеместно, но при определенных условиях и они имеют символическое значение. То, что они символизируют, все еще является предметом противоречивых суждений. Таким образом, слово и изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий «бессознательный» аспект, который всякий раз точно не определен или не может быть объяснен. Когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого смысла».
В этой заметке мы хотели бы продемонстрировать разнообразие клейм на днищах сосудов из раскопок в Вологде, на улице Бурмагиных, 20. Наиболее ранние из сосудов с клеймами на днищах в Вологде относятся к XIII-XIV векам, к периоду, когда на более южных территориях эта традиция уже приходила в упадок. Итак, приведем примеры гончарных клейм на сосудах, найденных нами в Вологде.
Основой деления клейм на группы в данном случае являются геометрические фигуры, участвующие в формировании знака-символа. Первая, самая многочисленная группа включает в себя символы, вписанные в круг или его дополняющие. К ним относятся следующие семь клейм в виде круга:
– без внутреннего заполнения (2 образца, например, рис. 2,1),
– с вписанными друг в друга окружностями, напоминающие лабиринт (рис. 1; 2, 2);
– с вписанными в него шестью лучами (рис. 1, 3; 3);
– с вписанным крестом (рис. 2, 4);
– с вписанным крестом, напротив концов которого за пределами круга расположены подпрямоугольные выступы (рис. 2, 5; 4);
– разделенного посередине линией (рис. 1, 6);
Круг чаще всего выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Круг как фигура, образуемая правильной кривой линией без начала и конца, ориентирована в любой своей точке на некий невидимый центр. Круг выступает как универсальная проекция шара, признаваемого идеальным телом как в мифопоэтической, так и в научно-философской традиции. Так, во многих традициях космос представляется именно как шар или его более или менее опредмеченные варианты (яйцо, черепаха). Круг в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвленную область символических и эмблематических ассоциаций: круг и крест – центр и четыре направления вселенной.
Среди клейм присутствует крест, заключенный в квадрат (рис. 2, 7; 5). Крест в мифо-поэтических и религиозных системах – один из наиболее распространенных символов, нередко функционирующий
как символ высших сакральных ценностей. В отличие от круга и квадрата, главная идея которых состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчеркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует все пространство, определяя в нем линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том самом сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретен, испытан и воздвигнут. Крест часто выступает как модель человека или антропоморфного божества. Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает широко появляться в разных, сильно удаленных друг от друга, традициях, становясь все более геометричным. В посленеолитическую эпоху крест становится почти универсальным символом единства жизни и смерти. Во многих культурно-исторических традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало. С ним связывается идея процветания, удачи. Это позволяет объяснить ту важную роль, которую играет крест в ритуале и ритуальном поведении, в магии, в народной медицине, гаданиях, в архаичном искусстве и быту. Вместе с тем крест соотнесен и с образом мучения и смерти. Основная мифологема, связанная с крестом, подчеркивает, что человек или божество, висящий на кресте, умирает, чтобы через крестные мучения возродиться к новой (вечной) жизни. Эта двоякая ориентированность креста объясняет еще одну идею, связываемую с крестом – выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком. На этом основано использование креста в гаданиях, в качестве талисмана, амулета, оберега и т.д. Человек мифопоэтического сознания стоит перед крестом, как перед перекрестком, развилкой пути, где налево – смерть, направо – жизнь, но он не знает, где право и где лево в той метрике мифологического пространства, которая задается образом креста.
В народных представлениях горшечнику приписывалась связь с огнем, преисподней, нечистой силой. В конце дня мастер крестил гончарный круг или рисовал на нем крест; оставлял кусок глины на круге и делал на ней крест, чтобы дьявол не вращал его ночью. Поэтому вполне логична версия, объясняющая наличие клейм в виде креста их охранительными функциями.
Мифопоэтическое использование квадрата акцентирует его особенности как геометрической фигуры. Вместе с тем выявляется связь квадрата с такими идеями, как число четыре, абсолютное равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина… Квадрат или четырехугольник, как и соотносимый с ним круг, образуют горизонтальную плоскость схемы мирового древа, при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обозначающие четыре или восемь основных направлений. Четырехугольная схема совмещает в себе классификационную систему двоичных противопоставлений, описывающих мир (верх – низ, правый – левый) или основных элементов мира с образом идеально устойчивой структуры, статистической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса. Квадрат – одна из составных частей орнамента архаичного типа, он также широко распространен в поздней символике и эмблематике.
Интересен символ, использованный как клеймо на одном сосуде, довольно часто фигурирующий в мифологии различных народов: свастика (рис. 1, 8). По сведениям, приведенным в «Энциклопедии символов» В.М.Рошаля, свастика обычно рассматривается как самостоятельный древний символ космической энергии, но она, в сущности, является разновидностью креста, «сломанные» концы которого передают вращательное движение.
На дне одного сосуда читается клеймо в виде пятиконечной звезды (пентаграммы) (рис. 1, 9). Это – один из самых древних символов. Первоначально этот символ появился как астрономический, он утвердился в символике как знак звезды. Затем он приобрел и магический смысл, стал признаваться амулетом от демонов. Стоит добавить, что в каждом луче пентаграммы проявляется «золотое сечение», и это во многом объясняет популярность этого магического символа.
Среди клейм присутствует слабо различимый отпечаток трилистника (рис. 2, 10; 7). Оказывается, этот символ также имеет множество значений: может символизировать Троицу, объединение, равновесие, а также разрушение.
Практически все описанные символы встречаются среди клейм в других средневековых центрах славянских земель.
Уникально изображение в виде трех расходящихся из одной точки лучей с длинными закручивающимися концами (рис. 2, 11; 8). По своему начертанию этот символ ближе всего к изображению спирали, также являющейся древней сакральной формой, пришедшей из природы. Спираль, прежде всего, трактуется как символ созидательной силы. Она сочетает в себе форму круга и импульс движения и является также символом времени, циклических ритмов.
Интересно клеймо, напоминающее трехлучевую звезду неправильной формы, (рис. 2, 12; 9); возможно, это только часть клейма.
На наш взгляд, объяснение традиции клеймения посуды напрямую связано с символикой использующихся для этого изображений. Найти однозначное объяснение непросто, так как за прошедшее время все без исключения символы приобрели многозначность и выделить смысл, присущий им в Средневековье, весьма затруднительно. Однако многообразие символов, нанесенных на днища сосудов, наверняка не случайно.
В данной статье опубликована небольшая серия клейм, полученных при раскопках на улице Бурмагиных, 20. За годы раскопок в Вологде получено значительное количество подобного материала. В научной литературе уже были публикации, посвященные клейменой гончарной посуде Вологды. Предпринятый обзор материала позволяет сделать следующие выводы. Знаки многих клейм в Вологде повторяют знаки на гончарных сосудах в других средневековых городах, но встречены и неповторяющиеся, уникальные знаки, аналогов которым в других городах не найдено. Интересно, что традиция клеймления сосудов, по-видимому, сохранялась в Вологде дольше, чем в других городах, вплоть до XV-XVI веков.

Читайте также:  Работа с сосудами под давлением документ

В статье использованы материалы:

Монгайт
А. Л. Старая Рязань // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 49.

Гупало В.Д. Гончарные клейма Прикарпатья и Западной Волыни (опыт систематизации) // Советская археология. – 1985. – № 4.

Гупало В.Д. Раннесредневековые гончарные клейма (к дискуссии о назначении) // Российская археология. – 2001. – №1. С. 27-37.

Григорьева Г.В., Терехина Л.С, Терехина Н.А., Халиков А.Х. Гончарная керамика Билярского городища (по материалам раскопок 1967-1972 гг.) // Исследования Великого города. М., 1976.

Мифы народов мира. Т. 1, 2. М., 1992.

Сеничев М.Ю. Клейма на гончарной посуде из г. Вологды // Вестник Карельского краеведческого музея. Вып. 3. – Петрозаводск, 1995.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.- С. 139.

Энциклопедия символов / Сост. В.М. Рошаль. – М., 2006.

Юнг К.Г. Символическая жизнь. Символы и толкование сновидений. – М., 1998. – С. 199-200.

Источник

ДРЕВНЕРУССКИЕ КНЯЖЕСКИЕ ЗНАКИ В ГОНЧАРНЫХ КЛЕЙМАХ

Юрий Михайлович Лесман (1954–2013) не раз выговаривал мне за то,
что я не публикую свои картотеки древнерусских княжеских знаков.
В конце 2012 г., когда я в очередной раз отговаривался тем, что не готов
комментировать большую часть знаков, он, хмыкнув, сказал: «Да кому
нужны комментарии. Ты опубликуй собранные материалы. Ну, хоть
так, как ты опубликовал десять лет назад свод знаков на пломбах. Чего
там у тебя больше всего? Гончарных клейм? Вот с них и начни». Я пообещал Лесману подготовить такую публикацию.

Гончарные клейма в виде княжеских знаков в последнее время стали называть в литературе «геральдическими клеймами». Однако в число «геральдических клейм» часто включают изобразительные символы, не имеющие отношения к древнерусской геральдике, так что понятие оказывается размытым. Поэтому применительно к изображенным
в клеймах двузубцам и трезубцам, а также производным от них формам,
я предпочитаю использовать традиционное обозначение «княжеские знаки», или «знаки Рюриковичей».

Читайте также:  Полопались сосуды в глазу от удара что

В настоящее время известно не менее 298 клейм, несущих изображения
княжеских знаков. Они происходят не менее чем из 59 пунктов — от Ладоги на севере до низовьев Дона на юге и от Дрогичина на западе до Болгара на востоке.

Из большинства пунктов происходит от одной до трех находок. От 4 до 9
клейм найдено в одиннадцати пунктах.

И только в двух пунктах — Киеве и Владимире — зафиксированы массовые находки гончарных клейм с изображениями княжеских знаков: во Владимире их найдено 672 , а в Киеве — 91.

К X–XI вв. могут быть более или менее определенно отнесены 9 знаков.
Из Плеснеска происходит клеймо с изображением двузубца.
Двузубец или трезубец помещен в клейме из Пскова.
Трезубцы с усложненной вершиной центрального зубца зафиксированы в клеймах из Берестья , Вышгорода, Киева , Суздаля и Владимира, а трезубец с усложненной вершиной не только центрального, но и одного
из боковых зубцов происходит из Могилева.

Кроме перечисленных находок известны также клейма в виде простого
трезубца. Однако отличить по публикациям знаки на днищах сосудов X–XI от таковых XII–XIII вв. достаточно сложно. К числу ранних знаков можно отнести трезубцы в клеймах из нижнего слоя поселения на Менке, поскольку отложения древнерусского слоя позднее XI в. здесь, как будто бы, отсутствуют.

Вероятно, ранним временем следует датировать два клейма, найденные при раскопках поселения Рыловщина . Правда, одно из этих клейм найдено в заполнении котлована постройки 8 вместе с керамикой X — начала XII в., что, строго говоря, не исключает его датировку началом XII в. Однако другое клеймо происходит из котлована постройки 9, в заполнении которого найдена керамика X — первой половины XI в..

Возможно, к раннему временем относится клеймо из Листвина, которое «було выявлене в наземнiй спорудi на дытынцi» и отнесено «до раннього перiоду виникнення цих клейм, тобто до Х ст.» .

Трезубец из Могилева И. Марзалюк атрибуировал Владимиру Святославичу — т. е. датировал клеймо концом X — началом XI в. Комментируя в статье 2000 г. этот трезубец, я напомнил об изображениях подобных трезубцев на пломбах и не исключал, что знак в клейме из Могилева может быть датирован XII в. . Однако в настоящее время это предположение должно быть пересмотрено.

Из трех могилевских гончарных клейм одно определенно относится
к концу X или самому началу XI в., а еще одно — ко времени не ранее XIII в. Город Могилев возник в середине XIII в., так что первое из двух названных клейм, скорее всего, связано с одним из предшествовавших
городу сельских поселений, а второе могло происходить из культурного слоя уже собственно города Могилева. Датировка клейма в виде простого трезубца серединой — второй половиной XIII в. представляется мне маловероятной, так что решусь связать эту находку с одним из догородских поселений X–XI вв.

Определенно к раннему времени можно отнести два клейма-трезубца
из Шестовицкого могильника. Одно из них зафиксировано на днище
сосуда из кургана 21, второе — на днище сосуда из кургана 53 . Оба погребения совершены не позднее начала XI в.

Не исключено, что к X в. относятся также клейма в виде простого трезубца из Новгорода . Характеризуя эти клейма, О.И. Хижняков пишет:
«Всего их 17, больше всего найдено на Неревском и Троицком раскопах.
В целом они датируются X–XIV вв., но наибольшее количество приходится на XII–XIII в.».

В число 17 знаков автор включает не только простые трезубцы (тип 104.1, по О. И. Хижнякову), но также знаки в форме «птичьей лапы» (типы 102–103) и невнятно нарисованный знак в виде мачты с багровидными отрогами вправо и влево (тип 105). Судя по статистическим таблицам в статье Хижнякова, в Новгороде найдены два клейма типа 104.1, одно из которых происходит из Неревского раскопа, а другое — из Троицкого. Одно из этих клейм (какое именно — неясно) датировано Х в., а о датировке другого сведений нет.

Прочие клейма, имевшие вид простого трезубца , уверенно отнести
к X — началу XI в. не удается (клейма из Плеснеска и Киева), а в некоторых случаях находки относятся к более позднему времени (клейма из Скрябино и Усть-Шексны).

Остальные знаки датируются XII–XIII вв.
В соответствии с классификацией знаков, известных по памятникам сфрагистики, они разделены на пять классов.

КЛАСС I
Двузубцы
Тип I/1. Двузубцы с отогнутыми наружу завершениями зубцов и крестовидной ножкой. Такие знаки зафиксированы в клеймах из Киева и городища близ города Белополье, отождествляемого с древнерусским городом Вырь. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбах из Дрогичина, Новгорода и Городца на Волге, а также на щитке перстня из Княжей Горы. Такой же двузубец зафиксирован на пломбе из коллекции А.А. Алферова (№ 37).

Тип I/2. Двузубцы с отогнутыми наружу завершениями зубцов и вертикальной ножкой. Клейма с такими знаками происходят из Киева и Киевщины, Новгорода. Болгара, Владимира, Суздаля, Плеса, Городца на Волге, Григоровки, Дорогобужа, Канев, Ревутово, поселения Кочето, городища Царино, а также с непоименованного памятника в Тверском Поволжье.

Происхождение двух клейм в публикации не указано. Среди памятников
сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбах из Дрогичина, Новгорода, Витебска, Городца на Волге, поселений Сакор-Гора, Ратминское и Оснувка.
Такие же двузубцы зафиксированы на пломбах из коллекции А.А. Алфёрова (№ 12, 117, 316).

Тип I/3. Двузубцы с отогнутыми наружу завершениями зубцов и раздвоенной ножкой. Клейма с таким знаком происходят из Киева, Плеснеска и из Губинского городища.

Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбах из Дрогичина. Такие же двузубцы зафиксированы на пломбах из коллекции А.А. Алфёрова (№ 30,
1000, 1065).

Читайте также:  Средство для укрепления и чистки сосудов

Тип I/4. Двузубцы с отогнутыми наружу завершениями зубцов и Тобразной ножкой . Клейма с таким знаком происходят из Киева, Владимира и Дрогичина. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбах из Дрогичина.

Тип I/5. Двузубцы с отогнутым наружу завершением левого зубца, раздвоенной вершиной правого зубца и вертикальной ножкой. Оба
известных клейма с таким знаком происходят из Владимира. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбах из Дрогичина и Чернигова. Такой же двузубец зафиксирован на пломбе из коллекции А. А. Алфёрова (№ 832).

Тип I/6. Двузубцы с отогнутым наружу завершением правого зубца,
раздвоенной вершиной левого зубца и вертикальной ножкой.
Клеймо с таким знаком зафиксировано на дне сосуда из могильника Яблоновка.

Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбе из Городца на Волге, на печати из Новгорода, а также по оттиску печати-матрицы из Белоозера. Такой же двузубец зафиксирован на пломбе из коллекции А.А. Алфёрова (№ 1119).

Тип I/7. Двузубцы с отогнутым наружу завершением правого зубца, вертикальным левым зубцом и вертикальной ножкой. Клейма с таким
знаком происходят из Владимира и Григоровки. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбе из Дрогичина и Пскова.

Тип I/8. Двузубцы с отогнутым наружу завершением левого зубца, вертикальным правым зубцом и вертикальной ножкой . Клейма с таким
знаком происходят из Григоровки, Ревутово и Тверского Поволжья. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбах из Дрогичина.

Тип I/9. Двузубцы с отогнутыми наружу завершениями зубцов и ножкой,
отогнутой вправо . Клейма с таким знаком происходят из Белгорода
и Киева. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбах из Дрогичина.

Тип I/10. Двузубцы с отогнутыми наружу завершениями зубцов и ножкой,
отогнутой влево . Клеймо с таким знаком найдено в Трубчевске. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбах из Дрогичина, а также по изображению
на деревянной пломбе из Новгорода. Такой же двузубец зафиксирован на пломбе из коллекции А. А. Алфёрова (№ 1037).

Тип I/11. Двузубцы с раздвоенными завершениями зубцов и вертикальной ножкой. Клейма с таким знаком найдены в Киеве. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображению на печати из Киева.

Тип I/12. Двузубцы с отогнутым наружу завершением правого зубца, перекрестием на вертикальном левом зубце и ножкой, отогнутой вправо. Клеймо с таким знаком происходит из Киева. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображению на пломбе из Дрогичина.

Тип I/13. Двузубцы с вертикальными зубцами и вертикальной ножкой. Клейма с таким знаком найдены в Изяславле, Киеве, Вышгороде, Дорогобуж, Новгороде, Твери, на Донецком городище и городище Осовик. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на пломбах из Дрогичина, Городца на Волге и Ратминского поселения, а также по изображению на деревянной пломбе из Новгорода. Такой же двузубец зафиксирован на пломбе из коллекции А. А. Алфёрова (№ 737).

Тип I/14. Двузубцы с отогнутым наружу завершением правого зубца, перекрестием на вертикальном левом зубце и вертикальной ножкой.
Клеймо с таким знаком найдено в Киеве . Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображению на пломбах из Дрогичина и Новгорода.

Тип I/15. Двузубцы с вертикальными зубцами и раздвоенной ножкой. Клеймо с таким знаком найдено в Киеве. Среди памятников сфрагистики аналогичный двузубец известен по изображению на пломбе из Дрогичина.

Тип I/16. Двузубцы с отогнутым наружу завершением правого зубца, раздвоенным завершением левого зубца и крестовидной ножкой. Клеймо
с таким знаком найдено в Торжке.

Среди памятников сфрагистики аналогичный двузубец известен по изображению на пломбе из Дрогичина.

Тип I/17. Двузубцы с отогнутыми наружу завершениями зубцов и вертикальной ножкой, на левом зубце отрог внутрь. Клеймо с таким
знаком найдено в Ревутово . Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы известны по изображениям на печатях из Новгорода и Ратминского поселения, на пломбах из Дрогичина, Новгорода, Ладоги, Пскова и Городца на Волге. Такой же двузубец зафиксирован на пломбе из коллекции А. А. Алфёрова (№ 688).

Тип I/18. Двузубцы с вертикальным левым зубцом, раздвоенным завершением правого зубца и вертикальной ножкой. Клеймо с таким знаком
найдено в Вышгороде . Среди памятников сфрагистики аналогичный двузубец известен по изображению на пломбе из Дрогичина.

Тип I/19. Двузубцы с отогнутым наружу завершением левого зубца, раздвоенным завершением правого зубца и вертикальной ножкой. Клейма
с таким знаком найдены в Вышгороде. Среди памятников сфрагистики аналогичные двузубцы как прямоугольных, так и колоколовидных
очертаний известны по изображениям на пломбах из Дрогичина
и Чернигова. Изображение такого же двузубца зафиксировано на пломбе из коллекции А. А. Алфёрова (№ 832).

Тип I/20. Двузубцы с отогнутым наружу завершением правого зубца,
раздвоенным завершением левого зубца и раздвоенной ножкой.
Клейма с таким знаком найдены в Трубчевске23 и на Донецком городище.
Среди памятников сфрагистики изображение аналогичного двузубца зафиксировано на пломбе из коллекции А. А. Алфёрова (№ 1055).

Тип I/21. Двузубцы с отогнутым наружу завершением левого зубца, вертикальным правым зубцом и кольцевидной ножкой. Клеймо с таким
знаком найдено в Киеве.

Тип I/22. Двузубцы с вертикальными зубцами и кольцевидной ножкой. Клеймо с таким знаком найдено в Киеве. Подобный знак зафиксирован
на деревянной пломбе из Новгорода.

Тип I/23. Двузубцы с отогнутыми наружу завершениями зубцов и кольцевидной ножкой . Клейма с таким знаком найдены в Киеве .

Тип I/24. Двузубцы с отогнутым наружу завершением правого зубца, раздвоенным завершением левого зубца и кольцевидной ножкой.
Клеймо с таким знаком найдено на поселении Казачий Ерик.

Тип I/25. Двузубцы с отогнутым наружу завершением левого зубца, вертикальным правым зубцом и раздвоенной ножкой. Клеймо с таким
знаком найдено в Вышгороде.

Тип I/26. Двузубцы с отогнутым наружу завершением правого зубца,
вертикальным левым зубцом и ножкой, отогнутой вправо. На правом зубце перекрестие. Клеймо с этим знаком найдено в Волковыске .

Тип I/27. Двузубцы с отогнутым наружу завершением левого зубца, раздвоенным завершением правого зубца и раздвоенной ножкой. Выступы над основанием зубцов образовались в результате небрежного вырезания в два приема ножки знака на матрице клейма. Клеймо с таким знаком
найдено в Киеве. Среди памятников сфрагистики аналогичный двузубец известен по изображению на пломбе из Дрогичина. Изображение такого же двузубца зафиксировано на пломбе из коллекции А. А. Алфёрова(№ 304).

С. В. Белецкий
#Русь_археология_история_источники

Источник