Клеймо на керамическом сосуде

Н. Б.
Васильева
Средневековые гончарные клейма
(по материалам раскопок на ул. Бурмагиных, 20)
// Археология Вологды. История и современность: Сборник статей. – Вологда, 2007. – С. 53 – 61.

Керамика – обломки глиняной посуды – самый массовый вид находок при раскопках средневековых поселений. Она дает неоценимую по глубине и разнообразию информацию, начиная от скучных, понятных только специалисту типологических построений и заканчивая наглядной реконструкцией особенностей древних трапез и элементов быта.
Украшению (орнаментации) глиняной посуды издревле уделялось особое внимание. На некоторых сосудах встречаются особые знаки – клейма, нанесенные на дно, ту часть сосуда, которая обычно не видна. Клейма на днищах гончарных средневековых сосудов – одна из неразгаданных загадок археологии.
Клеймо на горшке – отпечаток изображения, вырезанного в центре гончарного круга, на котором лепился сосуд. Рисунок клейма обычно прост, он легко запоминается и легко воспроизводится. Неразгаданным остается смысл нанесения этих знаков на дно сосуда. Исследователи постепенно перешли от толкования их как «знаков загадочных», до объяснения их как обыденного элемента повседневной жизни. В современной археологической науке существует обширная историография, посвященная гончарным клеймам, и не менее многочисленные толкования назначения этого атрибута средневекового гончарства. Приведем некоторые из них. Гончарные клейма – это:
– магические знаки, посвященные божеству;
– знаки домовой собственности;
– знаки-метки гончаров;
– символы юридической зависимости гончаров от князя (знаки Рюриковичей);
– знаки заказчиков;
– магические символы-обереги;
– торговые марки и знаки различия;
– контрольные знаки на горшках, которые предназначались для уплаты дани;
– метки на посуде, предназначенной для ритуальной пищи, и так далее.
Как известно, большинство сосудов с клеймами происходит с городищ, относительно немного их найдено на селищах. Довольно долго в отечественной науке клейма рассматривались как знак ремесленника. На основе их изучения делались выводы о характере гончарного производства, количестве гончаров на данном городище. Б.А.Рыбаков пришел к выводу о том, что «тесная производственная связь клейм с гончарным кругом и полное отсутствие каких-либо предшественников их на лепной керамике языческого времени позволяют видеть в них языческие символы и утверждают в мысли, что это знаки гончаров-ремесленников».
Наиболее ранние гончарные клейма на Руси относятся к IX веку, широкое распространение получают в Х-ХII веках, в XIII веке их количество сокращается, в XIV веке – это единичные находки.
Символика знаков на клеймах достаточно однообразна на гигантских пространствах восточнославянских земель. Почти полную аналогию с русскими клеймами можно найти в керамике древнеболгарских центров, то же нужно сказать о керамике западнославянских земель. Конечно, причиной такого сходства является культурное единство славян в Средние века, идентичность же символов на клеймах – частное выражение этого. Существует мнение, что большинство клейм-символов связано с солярно-аграрной символикой.
Первоначально клейма появились на керамике еще в языческое время, когда они были религиозными символами, общими для славянских земель. Характерно, что на кирпичах клейма являлись только марками мастеров или мастерских, и почти нет знаков, сходных с керамическими клеймами. Истолкование клейм как символов, утративших свое первоначальное значение, и употребляемых в дальнейшем ремесленниками как производственные тамги, может объяснить сходство керамических клейм в разных, очень удаленных друг от друга, частях славянских земель. Этнографы видели у гончаров еще и в наши дни клейма, сходные с древнеславянскими. В 1926-1927 годах Б.А.Куфтин выяснил у гончаров Дмитровского и Воскресенского уездов Московской губернии, что клеймо в это время уже было не знаком собственности, не производственной тамгой, но с ним были связаны какие-то древние поверья. «Бабы с хрестом любят, – говорят, больше наварит», – рассказывали гончары.
Прежде чем обратиться к характеристике клейм на вологодских сосудах, зададимся вопросом: а что такое символ? По словам К.Г. Юнга, «то, что мы называем символами – это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу. Предполагается, что они содержат нечто смутное, неизвестное или скрытое от нас. Такие предметы, как колесо или крест, известны повсеместно, но при определенных условиях и они имеют символическое значение. То, что они символизируют, все еще является предметом противоречивых суждений. Таким образом, слово и изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий «бессознательный» аспект, который всякий раз точно не определен или не может быть объяснен. Когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого смысла».
В этой заметке мы хотели бы продемонстрировать разнообразие клейм на днищах сосудов из раскопок в Вологде, на улице Бурмагиных, 20. Наиболее ранние из сосудов с клеймами на днищах в Вологде относятся к XIII-XIV векам, к периоду, когда на более южных территориях эта традиция уже приходила в упадок. Итак, приведем примеры гончарных клейм на сосудах, найденных нами в Вологде.
Основой деления клейм на группы в данном случае являются геометрические фигуры, участвующие в формировании знака-символа. Первая, самая многочисленная группа включает в себя символы, вписанные в круг или его дополняющие. К ним относятся следующие семь клейм в виде круга:
– без внутреннего заполнения (2 образца, например, рис. 2,1),
– с вписанными друг в друга окружностями, напоминающие лабиринт (рис. 1; 2, 2);
– с вписанными в него шестью лучами (рис. 1, 3; 3);
– с вписанным крестом (рис. 2, 4);
– с вписанным крестом, напротив концов которого за пределами круга расположены подпрямоугольные выступы (рис. 2, 5; 4);
– разделенного посередине линией (рис. 1, 6);
Круг чаще всего выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Круг как фигура, образуемая правильной кривой линией без начала и конца, ориентирована в любой своей точке на некий невидимый центр. Круг выступает как универсальная проекция шара, признаваемого идеальным телом как в мифопоэтической, так и в научно-философской традиции. Так, во многих традициях космос представляется именно как шар или его более или менее опредмеченные варианты (яйцо, черепаха). Круг в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвленную область символических и эмблематических ассоциаций: круг и крест – центр и четыре направления вселенной.
Среди клейм присутствует крест, заключенный в квадрат (рис. 2, 7; 5). Крест в мифо-поэтических и религиозных системах – один из наиболее распространенных символов, нередко функционирующий
как символ высших сакральных ценностей. В отличие от круга и квадрата, главная идея которых состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчеркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует все пространство, определяя в нем линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том самом сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретен, испытан и воздвигнут. Крест часто выступает как модель человека или антропоморфного божества. Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает широко появляться в разных, сильно удаленных друг от друга, традициях, становясь все более геометричным. В посленеолитическую эпоху крест становится почти универсальным символом единства жизни и смерти. Во многих культурно-исторических традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало. С ним связывается идея процветания, удачи. Это позволяет объяснить ту важную роль, которую играет крест в ритуале и ритуальном поведении, в магии, в народной медицине, гаданиях, в архаичном искусстве и быту. Вместе с тем крест соотнесен и с образом мучения и смерти. Основная мифологема, связанная с крестом, подчеркивает, что человек или божество, висящий на кресте, умирает, чтобы через крестные мучения возродиться к новой (вечной) жизни. Эта двоякая ориентированность креста объясняет еще одну идею, связываемую с крестом – выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком. На этом основано использование креста в гаданиях, в качестве талисмана, амулета, оберега и т.д. Человек мифопоэтического сознания стоит перед крестом, как перед перекрестком, развилкой пути, где налево – смерть, направо – жизнь, но он не знает, где право и где лево в той метрике мифологического пространства, которая задается образом креста.
В народных представлениях горшечнику приписывалась связь с огнем, преисподней, нечистой силой. В конце дня мастер крестил гончарный круг или рисовал на нем крест; оставлял кусок глины на круге и делал на ней крест, чтобы дьявол не вращал его ночью. Поэтому вполне логична версия, объясняющая наличие клейм в виде креста их охранительными функциями.
Мифопоэтическое использование квадрата акцентирует его особенности как геометрической фигуры. Вместе с тем выявляется связь квадрата с такими идеями, как число четыре, абсолютное равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина… Квадрат или четырехугольник, как и соотносимый с ним круг, образуют горизонтальную плоскость схемы мирового древа, при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обозначающие четыре или восемь основных направлений. Четырехугольная схема совмещает в себе классификационную систему двоичных противопоставлений, описывающих мир (верх – низ, правый – левый) или основных элементов мира с образом идеально устойчивой структуры, статистической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса. Квадрат – одна из составных частей орнамента архаичного типа, он также широко распространен в поздней символике и эмблематике.
Интересен символ, использованный как клеймо на одном сосуде, довольно часто фигурирующий в мифологии различных народов: свастика (рис. 1, 8). По сведениям, приведенным в «Энциклопедии символов» В.М.Рошаля, свастика обычно рассматривается как самостоятельный древний символ космической энергии, но она, в сущности, является разновидностью креста, «сломанные» концы которого передают вращательное движение.
На дне одного сосуда читается клеймо в виде пятиконечной звезды (пентаграммы) (рис. 1, 9). Это – один из самых древних символов. Первоначально этот символ появился как астрономический, он утвердился в символике как знак звезды. Затем он приобрел и магический смысл, стал признаваться амулетом от демонов. Стоит добавить, что в каждом луче пентаграммы проявляется «золотое сечение», и это во многом объясняет популярность этого магического символа.
Среди клейм присутствует слабо различимый отпечаток трилистника (рис. 2, 10; 7). Оказывается, этот символ также имеет множество значений: может символизировать Троицу, объединение, равновесие, а также разрушение.
Практически все описанные символы встречаются среди клейм в других средневековых центрах славянских земель.
Уникально изображение в виде трех расходящихся из одной точки лучей с длинными закручивающимися концами (рис. 2, 11; 8). По своему начертанию этот символ ближе всего к изображению спирали, также являющейся древней сакральной формой, пришедшей из природы. Спираль, прежде всего, трактуется как символ созидательной силы. Она сочетает в себе форму круга и импульс движения и является также символом времени, циклических ритмов.
Интересно клеймо, напоминающее трехлучевую звезду неправильной формы, (рис. 2, 12; 9); возможно, это только часть клейма.
На наш взгляд, объяснение традиции клеймения посуды напрямую связано с символикой использующихся для этого изображений. Найти однозначное объяснение непросто, так как за прошедшее время все без исключения символы приобрели многозначность и выделить смысл, присущий им в Средневековье, весьма затруднительно. Однако многообразие символов, нанесенных на днища сосудов, наверняка не случайно.
В данной статье опубликована небольшая серия клейм, полученных при раскопках на улице Бурмагиных, 20. За годы раскопок в Вологде получено значительное количество подобного материала. В научной литературе уже были публикации, посвященные клейменой гончарной посуде Вологды. Предпринятый обзор материала позволяет сделать следующие выводы. Знаки многих клейм в Вологде повторяют знаки на гончарных сосудах в других средневековых городах, но встречены и неповторяющиеся, уникальные знаки, аналогов которым в других городах не найдено. Интересно, что традиция клеймления сосудов, по-видимому, сохранялась в Вологде дольше, чем в других городах, вплоть до XV-XVI веков.

Читайте также:  Александр свияш как почистить сосуд кармы

В статье использованы материалы:

Монгайт
А. Л. Старая Рязань // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 49.

Гупало В.Д. Гончарные клейма Прикарпатья и Западной Волыни (опыт систематизации) // Советская археология. – 1985. – № 4.

Гупало В.Д. Раннесредневековые гончарные клейма (к дискуссии о назначении) // Российская археология. – 2001. – №1. С. 27-37.

Григорьева Г.В., Терехина Л.С, Терехина Н.А., Халиков А.Х. Гончарная керамика Билярского городища (по материалам раскопок 1967-1972 гг.) // Исследования Великого города. М., 1976.

Мифы народов мира. Т. 1, 2. М., 1992.

Сеничев М.Ю. Клейма на гончарной посуде из г. Вологды // Вестник Карельского краеведческого музея. Вып. 3. – Петрозаводск, 1995.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.- С. 139.

Энциклопедия символов / Сост. В.М. Рошаль. – М., 2006.

Юнг К.Г. Символическая жизнь. Символы и толкование сновидений. – М., 1998. – С. 199-200.

Источник

МАРКИ И КЛЕЙМА РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ КЕРАМИКИ
Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика “Красный фарфорист”
Марка зеленая надглазурная штампом — скрещенные серп и молот с монограммой “РФТ” (Росфарфортрест) в обрамлении переплетенных колосьев со звездой и лентой. На ленте надпись: “Ф-КА КР. ФАРФОРИСТ”. Слева и справа от ленты сокращения: “Н.К.” и “Л.П.” (Народный комиссариат легкой промышленности). Изображение на фарфоровой чашке (89 х 74 х 51 мм). Датировка предмета: 1931–1935 годы.
Завод Ф.Е. Емельянова в деревне Морье
Марка синяя надглазурная штампом — сильно искаженный двуглавый орел без скипетра и державы, и надписи: “Завода Ф.Е. Емельянова”, “МОРЬЕ” и “№ 1” (1 сорт) в фигурном обрамлении. Изображена на фарфоровом чайнике (211 х 136 х 143 мм). Датировка предмета: конец XIX – начало XX веков.
Известны близкие марки красного и синего цвета с дополнительным сокращением в виде буквы “Д” (деревня) перед названием местонахождения завода и без надписи, говорящей о сорте изделия, датируемые 1887 годом – началом XX века.
Завод основан в начале XIX века в деревне Морье Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии бароном Петром Фридрихсом. В 1817 году приобретен надворным советником Сергеем Яковлевичем Поскочиным, в 1842 году перешел в собственность графини Софьи Александровны Голенищевой-Кутузовой, а в 1851 году вновь продан барону Л.Ф. Корфу. Позднее завод перешел по наследству к баронессе М.Л. Корф. С 1851 по 1887 годы завод арендовался братьями Корниловыми, князем Долгоруким, охтинским купцом Гудковым (или Худковым), купцами Салмановым, Меншуткиным, Ступиным. С 1878 по 1887 годы арендовался купцом Федором Емельяновичем Емельяновым. В 1887 году был выкуплен Ф.Е. Емельяновым, а в начале XX века перешел к его сыну, А.Ф. Емельянову. Первоначально (до Ф.Е. Емельянова) завод выпускал продукцию из фаянса и каменных масс, а затем, при Ф.Е. Емельянове, — только из фарфора. На изделиях 1-го сорта ставилась марка синего цвета, на изделиях 2-го сорта — красного. В начале XX века на производстве было занято 40 человек, использовался печатный рисунок.
Продукция: чайная и столовая (трактирная) посуда. Литература: Т.Д. Карякина. С. 30, 40, 120; А.В. Селиванов. С. 136, 137–139, 148–149; Е.А. Бубнова. С. 72–77.

Читайте также:  В вертикально расположенном цилиндрическом сосуде на высоте

Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина
Марка синяя надглазурная штампом — монограмма “ЗиК” в разорванном круге и надпись “КОНАКОВО”. Ниже — “7–53” и “2 сорт”. Черным — цифра “9”. Изображена на фаянсовой вазочке для цветов (высота — 144 мм; диаметр — 88 мм). Датировка предмета: 1960–1962 годы.
Без указания характеристики и надписи с указанием сорта марка опубликована в различных изданиях (Т.Д. Карякина. С. 65; Е.А. Бубнова. Конаковский фаянс. М., 1978. С. 138; С.И. Дуденко, И.А. Никифоренко. С. 769; Т.И. Дулькина. С. 372) и датируется 1960–1962 годами.
Завод И.Е. Кузнецова на Волхове
Марка синяя надглазурная штампом — восьмиконечная звезда с двумя ветвями, два медальона и надписи “И.Е. Кузнецова” (на ленте) и “НА ВОЛХОВђ”. Изображена на фарфоровой чашке (97 х 78 х 67 мм). Датировка предмета: 1878–1917 года.
Известна близкая марка, отличающаяся некоторыми деталями (изображение медальонов, декоративный мотив между медальонами) (А.В. Селиванов. С. 399, № 8; С.И. Дуденко, И.А. Никифоренко. С. 773).
Завод основан в 1878 году близ станции Волхов Новгородского уезда Новгородской губернии промышленником Иваном Емельяновичем Кузнецовым. Первоначально на заводе работало 200 человек, в 1900-х годах — уже 1100 человек. Изготовлялся фарфор, фаянс, полуфаянс, майолика и огнеупорная посуда. На различных отече-ственных и зарубежных выставках продукция завода удостаивалась наград. В 1918 году завод был национализирован. Литература: Т.Д. Карякина. С. 78–79; А.В. Селиванов. С. 128; Т.И. Дулькина. С. 197.

Завод М.С. Кузнецова в Риге
Марка синяя надглазурная штампом — российский двуглавый орел со скипетром и державой, надписи: “Т ва”, “М.С. КУЗНЕЦОВА” (дугообразная), “Р.Ф.”. Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 127 мм). Датировка предмета: конец XIX – начало XX веков.
Без указания характеристик марка опубликована в различных справочниках (Т.Д. Карякина. С. 85; А.В. Селиванов. С. 405, № 12; С.И. Дуденко, И.А. Никифоренко. С. 765; Т.И. Дулькина. С. 186; З.А. Констант. С. 79, № III) и датируется 1889–1910 годами.
Завод основан в 1841 году в Дрейлингсбуше (окрестность Риги) Лифляндской губернии Т.Я. Кузнецовым. В 1853 году перешел по наследству к С.Т. Кузнецову, в 1864 году — к его сыну Матвею.
В 1887 году завод вошел в созданное на базе нескольких фабрик и заводов “Товарищество М.С. Кузнецова”. В 1940 году национализирован. В 1884 году на заводе работало 1103 человека, в начале 1900-х — 1868 человек. При заводе существовало училище на 200 детей. Выпускалась столовая посуда, чайная посуда и другие изделия из фарфора, фаянса и полуфаянса. На некоторых отечественных и зарубежных выставках продукция завода была отмечена наградами.
Литература: Т.Д. Карякина. С. 81–82, 89; А.В. Селиванов. С. 192–194; Т.И. Дулькина. С. 181–182; З.А. Констант.
Завод “Товарищества М.С. Кузнецова” в Вербилках
Марка синяя надглазурная штампом — дву-главый орел со скипетром и державой, надписи “Т ва М.С. Кузнецова”, “Д.Ф.” (Дмитровская фабрика). Изображена на фарфоровом сливочнике (125 х 93 х 105 мм). Датировка предмета: конец XIX – начало XX веков.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике С.И. Дуденко и И.А. Никифоренко (с. 770). Известны близкие марки, отличающаяся незначительными деталями: надписью “Т во” вместо “Т ва”, отсутствием точек в сокращении “ДФ” (Т.Д. Карякина. С. 89; Т.И. Дулькина. С. 196) или формой хвоста орла (Шедевры. С. 188, № 45). Все перечисленные марки датируются 1892–1917 годами.
Завод основан в 1766 году (датой основания называют также 1754, 1756 и 1759 годы) английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. В конце XVIII века завод перешел к сыну Ф.Я. Гарднера, Францу Францевичу, а в начале XIX века принадлежал внукам, Александру Францевичу и Петру Францевичу, однако за их малолетством управлялся их матерью, Сарой Александровной Гарднер. В 1829 году владельцами фабрики становятся Петр и Николай Францевичи, а с конца 1840-х годов завод принадлежал сыновьям Петра Францевича, Владимиру и Александру. В 1870-х годах предприятие перешло к вдове их брата Павла, Елизавете Николаевне Гарднер.
В 1892 году завод был приобретен “Товариществом М.С. Кузнецова”, в которое входил до национализации в 1918 году. В 1901 году на производстве были заняты 919 человек. Выпускалась столовая и чайная посуда, вазы, скульптура и другие изделия из фарфора. При декорировании использовались различные технологии (ручная роспись, деколь, трафарет).
Литература: Т.Д. Карякина. С. 24, 88; А.В. Селиванов. С. 37–44, 238, 288–293; Т.И. Дулькина. С. 44–48, 195–196.
Первомайский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная печатная — герб РСФСР (перевитые лентами колосья, восходящее солнце, земной шар с серпом и молотом, звезда). Ниже овал с надписью: “ПЕРВОМАЙСКАЯ РЫБИНСКАЯ ФАБР.”. Внутри овала надпись “ФАРФОРОТРЕСТ”. Изображена на фарфоровой чашке (89 х 68 х 61 мм). Датировка предмета: 1925–1930-е годы.
Известна практически идентичная марка, отличающаяся лишь одной надписью (вместо “ФАРФОРОТРЕСТ” на ней написано “ФАРФОРТРЕСТ”; возможно, ошибка художника). Марка, ставившаяся с конца 1925 года, наносилась методом надглазурной печати красной, синей или зеленой краской (Фарфор. Фаянс. Стекло. С. 31, 32, № XLV; Т.И. Дулькина. С. 374).

Читайте также:  Давление газа массой в сосуде

Фарфоровый завод “Пролетарий”
Марка красная надглазурная штампом — скрещенные серп и молот со звездой, монограмма “Р.Ф.Ф.Т” и круговая надпись: “ПРОЛЕТАРИЙ. Село БРОННИЦЫ”. Изображена на глубокой фарфоровой тарелке (диаметр — 220 мм). Датировка предмета: 1929–1931 годы.
Известна практически аналогичная марка, на которой вместо сокращения “Р.Ф.Ф.Т.” стоит “Ц.Ф.Ф.Т.” (Центрофарфорфаянстрест) (La Rivolutione. С. 116, № 24; Э.Б. Самецкая. С. 476).
Марка черная надглазурная штампом — скрещенные серп и молот, монограмма “РФТ” (Росфарфортрест) и надпись “БРАК”, обрамленные перевитыми колосьями со звездой и лентой с надписью “Ф-КА ПРОЛЕТАРИЙ”. Слева и справа от ленты — сокращения “Н.К.” и “Л.П.” (Народный комиссариат легкой промышленности). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 157 мм). Датировка предмета: 1931–1935 годы.
Марка синяя надглазурная штампом — скрещенные серп и молот, надписи: “РСФСР”, “НКМП” (Народный комиссариат местной промышленности) в обрамлении переплетенных колосьев со звездой и лентой. На ленте надпись: “Ф-КА ПРОЛЕТАРИЙ”. Ниже — “п/с МСТА ЛЕН. ОБЛ.” и “ГЛАВУНИВЕРМАГ”. Изображена на фарфоровой чашке (105 х 84 х 55 мм). Датировка предмета: 1935–1946 годы.
Марка зеленая надглазурная штампом — изображение чайника с надписями: “Р.С.Ф.С.Р.”, “Ф-КА ПРОЛЕТАРИЙ”, “МСТА”. Выше — звезда и монограмма “Н.К.М.П.” (Народный комиссариат местной промышленности). Ниже — “3с” (3-й сорт). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 135 мм). Датировка предмета: 1935–1946 годы.
Известны аналогичные марки красного и синего цветов, ставившиеся соответственно на изделиях первого и второго сорта (Л.В. Андреева. С. 95; Л. Матвеев. Советская и российская керамика. Марки, знаки и штампы // Антик.Инфо, декабрь 2004, № 23. С. 71–72). Без указания характеристик марка опубликована в работах Т.И. Дулькиной и Э.Б. Самецкой (Т.И. Дулькина. С. 377; Э.Б. Самецкая. С. 476).
Смоленский плиточный завод
Клеймо рельефное штампом — надпись “СМОЛЕНСК” и дата “1956”. Изображено на кафельной облицовочной плитке (151 х 151 х 4 мм). Датировка предмета: 1956 год.
Клеймо рельефное штампом — надписи “МПСМ (Министерство промышленности строительных материалов. — Л.М.) СССР”, “СМОЛЕНСК”, стилизованное изображение крепостной стены с башней и монограммой “СмкЗ” (в круге, заключенном в квадрат). Изображено на кафельной облицовочной плитке (150 х 150 х 4 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е годы.
Завод основан в 1950-х годах. Преобразован в Смоленский завод ЗАО “Фаянс”.
Сумский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — изображение цветка, буква “С” и надписи “с1” (1 сорт) и “IX-96” (сентябрь 1996 года). Изображена на фарфоровой кружке (113 х 92 х 89 мм). Датировка предмета: сентябрь 1996 года.
Без указания характеристик и дополнительных надписей, говорящих о сорте и дате изготовления изделия, марка опубликована в справочнике С.И. Дуденко и И.А. Никифоренко (с. 830).
Завод основан в 1964 году в городе Сумы Украинской ССР. В мае 1965 года выпустил первую продукцию. В 1991 году на производ-стве начался кризис, который в дальнейшем удалось преодолеть.
В 1990-х годах завод был преобразован в АОЗТ. На производстве работали художники В.Ф. Шевченко и В.И. Серобаба-Климко. В настоящее время завод выпускает различную фарфоровую посуду, кофейные и чайные сервизы, сувениры, изготавливает посуду по индивидуальным заказам с использованием живописи, люстра, деколя.
Харьковский плиточный завод имени VIII годовщины Октября
Клеймо рельефное штампованное — монограмма “ХЛПЗ”. Изображено на метлахской напольной плитке (99 х 99 х 7 мм). Датировка предмета: 1970-е годы.
Клеймо рельефное штампованное — надпись “ПК ХЛПЗ” и “74” (1974 год). Изображено на метлахской напольной плитке (99 х 100 х 8 мм)….

Датировка предмета: 1970-е годы.
Клеймо рельефное штампованное — надпись “ПК ХЛПЗ” и “74” (1974 год). Изображено на метлахской напольной плитке (99 х 100 х 8 мм). Датировка предмета: 1974 год.
Клеймо рельефное штампом — стилизованный кристалл с буквой “Х” в центре. Изображено на метлахской напольной плитке (102 х 102 х 8 мм). Датировка предмета: 1990–2000-е годы.
Завод спроектирован в 1936 году Украинским научно-исследовательским институтом. К началу Великой Отечественной войны строительство завода было почти завершено (кроме цеха облицовочных плиток). В годы войны производство было разрушено, но восстановлено уже в 1946 году. Начали выпускать напольную плитку, санитарно-технический фаянс, изоляторы, лако-красочные изделия. С 1949 года завод переведен на выпуск облицовочной фасадной керамики, а в 1951–1956 годах начато производство облицовочной плитки, декоративных пустотелых керамических блоков и метлахской плитки с различными видами рельефа, получившими название по особенностям фактуры (“цветы”, “шоколад”, “вафли”, “гармошка”).
В 1956 году завод уже выпускал 2,5 миллиона квадратных метров плитки для полов и 1,1 миллиона квадратных метров плитки для внутренней облицовки. В это же время была произведена модернизация производства. В 1966 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. С 1971 по 1981 годы производство вновь реконструируется. В сентябре 1994 году преобразован в ЗАО “Харьковский плиточный завод”. В настоящее время завод продолжает развиваться, расширяет ассортимент и улучшает качество продукции, выпуская плитку для пола, плитку для внутренней облицовки с рисунком и без него, сувенирно-художественные изделия, фризы.
Литература: В.П. Гинзбург. Керамика в архитектуре. М., 1983. С. 183; Р.М. Гурвич. Заводы строительной керамики. М., 1951. С. 25; И.А. Булавин. Производство керамических плиток. М., 1949. С. 3, 188.
Неустановленные производства:
Клеймо рельефное штампом — буква “Л” между трех квадратов, расположенных треугольником. Изображено на кафельной облицовочной плитке (149 х 149 х 5 мм). Датировка предмета: 1950–1970-е годы.
Марка в тесте штампом — монограмма “РФЗ” в овале. Изображена на химической фарфоровой подстановке (диаметр — 226, ширина — 9 мм). Датировка: 1950–1960-е годы.
Известны аналогичные серо-коричневая и зелено-коричневая подглазурные марки, различающиеся размерами (Матвеев Л. Советская и российская керамика. Некоторые сведения о марках, штампах, клеймах и знаках // Антик.Инфо, апрель 2005, № 27. С. 64).
Клеймо рельефное штампом — буква “Л” (меньше, чем на предыдущей) между трех квадратов, расположенных треугольником. Изображено на напольной метлахской плитке (151 х 151 х 9 мм). Датировка предмета: 1950–1970-е годы.
Марка в виде сосуда-петуха с изображением буквы “Т”. Напечатана на бумажной наклейке от майоликового кофейного сервиза из 15 предметов.Датировка сервиза: начало 1970-х годов (неустановленное украинское производство).
Марка черная надглазурная штампом — стилизованный цветочный бутон и дугообразные надписи “KATERINA” и “CERAMICS” в круге (надписи и бутон первоначально оттиснуты в тесте, а затем прорисованы цветом). Изображена на фарфоровой декоративной банке для специй (130 х 93 х 82 мм). Датировка предмета: 2000-е годы.
Источник: https://goodcoins.su/pics/button.png .

Источник