Колода огонь мерцающий в сосуде
© Семейный психолог Наталия Филимонова, 2019. Все права защищены.
Вчера обещала рассказать об этом в предпраздничной статье
Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
И я выполняю своё обещание.
Только прежде, чем преступить к обзору колоды метафорических ассоциативных карт Татьяны Ушаковой, хочется напомнить стихи Николая Заболоцкого, фраза «…огонь, мерцающий в сосуде» стала крылатой, только мало кто из молодого поколения помнит, что само стихотворение называется «Некрасивая девочка».
Прочитали? Если это про Вас давайте возьмёмся за работу!
Но сначала, всё-таки, несколько слов об этой необычной колоде МАК.
Колода отличается от других тем, что состоит из 2-х частей:
Как, вы успели заметить, есть здесь
- Контейнеры
- Рюмочки
- Банки
- Склянки
- Пробирки
- Флакончики от духов
и многое другое
и таких же разных
Теперь, когда познакомились самой колодой, посмотрим, как же можно с ней работать?
Есть много разных вариантов. Рассмотрим один, из них самый простой.
Часть первая «Выбираем сосуды»
- Выберите сосуд, который соответствует вашему актуальному состоянию.
- Ответьте себе на вопрос: «Почему вы именно этот сосуд?»
- Оцените насколько, выбранный вами сосуд, нравиться вам, по шкале от 0 до 10 баллов (чем больше нравится, тем выше балл)
- Выберите сосуд, которым вам бы хотелось стать
- Снова ответьте на вопрос: «Почему ООН?»
- И снова оцените его по шкале от 0 до 10 баллов
- А теперь посчитайте разницу в баллах.
- Подумайте, над тем, какие конкретные (не метафорические) шаги помогут вам приблизиться к своему идеалу? Например: диета, спорт, здоровый образ жизни и т.д.
- Оцените реальность достижения этой цели (можно по той же десятибалльной шкале)
- Если необходимо, выберите третий, промежуточный сосуд и снова ответьте на вопрос «Почему он» и оцените его.
Например:
Актуальный сосуд – банка, 3 балла (полезная, но некрасивая)
Желаемый сосуд – флакончик духов, 10 балов, (изящный, изысканный)
Промежуточный сосуд – пробирка, 6 баллов (полезная и более утонченная, чем банка)
Часть вторая «Наполняем сосуды содержанием»
- Выберите наполнители (состояния души) для каждого сосуда
- Положите наполнители под сосуды
- Посмотрите на них внимательно и подумайте, какие чувства у вас вызывают эти картинки? Чтобы было проще ориентироваться, смотрите табличку чувств (ниже)
- А теперь попробуйте в актуальный сосуд поместить наполнитель из идеального сосуда.
- Ответьте на вопросы (под картинкой):
– Изменилось ли ваше настроение?
– Как теперь вы оцените актуальный сосуд от 0 до 10?
– Какие реальные изменения вам доступны уже сегодня, для того, чтобы начать больше ценить себя?
– Что хорошего для себя вы можете сделать прямо сейчас?
– Какие конкретные шаги вы сделаете завтра?
– Через какой время вы сможете стать тем, что являет собой промежуточный сосуд?
– осталась ли необходимость стать идеальным сосудом? Если да, когда вы сможете этого достичь?
А еще вспомните во эту героиню, кстати, на нее немного похожа моя племянница, которая в 35 лет вышла замуж за американца и уже несколько лет счастлива и очень красива!
И эту песню
Ключевые слова этой песни: “В жизни тоже много сказок!”
P.S. Работаю с этой колодой онлайн. Всех женщин с праздником Весны!
Мои техники и упражнения
И это, далеко не все мои техники и упражнения
Источник
Страна:
Город / населенный пункт:
Введите в поле или выберите из списка
- Главная
- Метафорические (ассоциативные) карты
- Огонь, мерцающий в сосуде. Метафора образа Я. Метафорические карты
- Код товара: 607
- Отзывы (0)
- Вопросы и ответы (0)
14,8 x 10,4 x 3,5 см
Производство
Россия
Издательство
Генезис
Автор
Татьяна Ушакова
Состав
16 карт-трафаретов (изображения сосудов разной формы) + 48 карт-фонов + инструкция
Год
2016
Вес
304 г
Разделы каталога:
Метафорические (ассоциативные) карты
С этими материалами можно работать как комплексно, так и по отдельности.
О чем эта колода?
Сосуд, наполненный или опустошенный, — распространенная метафора человека и его состояния — духовного, эмоционального, интеллектуального. «Я чувствую себя наполненным», «это событие меня опустошило», «это последняя капля», «чаша переполнена», «во мне все кипит», — фразы, которые мы часто произносим и слышим при описании эмоционального состояния человека. «Внутри как будто все горит», «эмоций столько, что выплескиваются», «со мной все носятся, как с хрустальной вазой», — эти и многие другие фразы моих клиентов всплывают в памяти, когда я думаю о метафоре человека и его состояний. Вспоминаются также поэтические строки: «Что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?..» (Н. Заболоцкий). Именно в сосудах живут сказочные джинны, а иногда и волшебники. Сосуд в этих случаях выступает то в роли убежища, то в роли темницы, — но бесплотные волшебные духи проживают именно в них. Вот так можно метафорически описать специфику этой колоды. Она в первую очередь о человеке и его состоянии. Колода позволяет работать с Я-концепцией, представлением человека о себе и своих возможностях; исследовать разные характеристики личности: границы, открытость—закрытость, гибкость—ригидность и т.д. Эта колода не совсем обычна. Строго говоря, это не совсем метафорические карты. С одной стороны, в ней есть две составляющие (карты, символизирующие форму, и карты, символизирующие содержание), из которых можно сложить некий ассоциативный образ. С другой — она устроена так, что открывает широкие возможности не только для традиционной психологической работы с метафорическими картами, но и для арт-терапевтического выстраивания образов.
Как работать с колодой?
С колодой можно работать разными способами. 1. Основной вид работы, ради которого набор и создавался, — совмещение фигуры (трафарета) и фона (фотографии). Человеку предлагается выбрать один из сосудов — тот, который соответствует его представлению о себе. Затем из множества фонов он выбирает тот, который может символизировать его внутреннее состояние, — это будет «наполнитель» для сосуда. Трафарет-сосуд может накладываться на одну карту-фон, — в этом случае сосуд будет с однородным наполнением, или на несколько карт — в таком случае «наполнители» сосуда будут каким-то образом сочетаться. 2. Поскольку трафарет сделан из ламинированного картона, на нем можно рисовать специальными смываемыми маркерами: изменять контур сосуда, дорисовывать его, прибавляя к нему ручки, подставки и т.п. 3. Можно также работать исключительно с фотографиями-фонами как с традиционными метафорическими картами.
Упражнения
«Какой я?» Упражнение ориентировано на личностное самоопределение клиента, актуализацию внутренних противоречий и ресурсов. — Выбери сосуд, который чем-то похож на тебя. — Расскажи об этом сосуде. — Этот сосуд не пустой, он чем-то наполнен. Возможно, в сосуде много чего умещается. Выбери наполнение для сосуда. — Расскажи о том, как ты себя чувствуешь с таким наполнением. — Чем еще ты хотел бы наполнить свой сосуд? Как новое содержание может поместиться в уже наполненный сосуд? Что для этого надо сделать? (В данном случае возможно самостоятельное создание фона в арт-терапевтическом ключе.) — На что в твоей жизни это похоже?
«Разные наполнения»
Упражнение ориентировано на работу по осознанию клиентом своих внутренних противоречий и стратегий поведения. — Выбери карты (из фонов) похожие на те настроения, состояния, которые у тебя бывают. Как приятные, так и дискомфортные. Расскажи о своем выборе. — Выбери сосуд, который похож на тебя. — Расскажи об этом сосуде. — Объедини в одном сосуде несколько состояний, в которых ты пребываешь. Как живется в одном сосуде двум (трем, четырем и т.д.) картам-состояниям? Что будет, если одна карта начнет занимать в сосуде больше места? А если другая карта займет больше места? — Какое состояние для тебя наиболее комфортно? — Какое отношение все происходящее имеет к твоей жизни?
«Другой сосуд»
Упражнение ориентировано на работу по формированию личностной и поведенческой гибкости клиента, на развитие рефлексии. — Выбери сосуд, который сейчас похож на тебя. — Расскажи об этом сосуде. — Выбери карты, которые отражают свойственные тебе настроения, состояния. Как приятные, так и дискомфортные. Расскажи о своем выборе. — Положи сосуд на одну из выбранных карт. Посмотри, что получилось. Подходит ли это содержимое твоему сосуду? Хочется ли тебе поменять что-то во внешнем виде сосуда? Если да, то внеси в него изменения. Расскажи об изменениях. — Теперь положи сосуд на другую карту. Что ты чувствуешь на сей раз? Хочется ли тебе изменить форму сосуда? И т.д. — Влияет ли содержание сосуда на его внешний вид? Расскажи об изменениях, которые происходят с сосудом в зависимости от наполнения. — С каким содержанием сосуд выглядит наиболее гармонично, а с каким — наименее? — Какое отношение все происходящее имеет к твоей жизни? Хочется отметить, что предложенные способы и упражнения не являются жестко заданным алгоритмом. Мы предлагаем специалистам творчески отнестись как к формам работы, так и к колоде в целом.
Статью “Метафорические (ассоциативные) карты” читать здесь.
Другие товары раздела Метафорические (ассоциативные) карты
Книга посвящена метафорическим картам (их еще называют ассоциативными, проективными, терапевтическими) — относительно новому, бурно развивающемуся и получающему все большее распространение инструменту психологической работы, используемому в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Основные стратегии, техники, приемы и правила работы с картами представлены в форме, доступной даже тем, кто только знакомится с терапевтическими картами как с профессиональным инструментом. Однако и опытные “пользователи” найдут в книге интересную и полезную для себя информацию: специальный раздел посвящен подробному анализу новых авторских наборов карт — “Пути-дороги. Метафора жизненного пути” и “Окна и двери. Метафора взаимодействия с внешним миром”, а особым достоинством книги являются описанные легким и живым языком случаи терапевтической работы.
Комплект является инструментом работы практического психолога, называемым метафорическими (ассоциативными, проективными, терапевтическими) картами. Карты могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе. Подробно о правилах, стратегиях и техниках работы с ними написано в книге Г. Кац, Е. Мухаматулиной «Метафорические карты. Руководство для психолога» (М.: Генезис, 2014). В инструкции к этому набору вы найдете краткое описание возможностей работы именно с этим комплектом, который может помочь психологам и их клиентам вглядеться в мир своих чувств и научиться более тонко воспринимать переживания других людей.
В набор входят фотографии с изображениями окон и окошек, дверей и калиток — открытых и закрытых, ухоженных и заброшенных. Кроме того, в нем есть маленькие карточки со словами и словосочетаниями. Все это — инструмент работы практического психолога, называемый метафорическими картами. Карты могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Подробно о правилах, стратегиях и техниках применения метафорических карт в работе психолога написано в книге Г. Кац, Е. Мухаматулиной «Метафорические карты. Руководство для психолога», здесь же охарактеризуем возможности и основные правила работы кратко.
«Карты любви» сделают счастливыми отношения, когда фаза влюбленности осталась позади. Автор Чак Спеццано в соавторстве с художницей Петрой Кюне создали 90 карт — настоящих произведений искусства, которые помогут преодолеть все препятствия и подводные камни любви. Книга объясняет значение каждой карты, показывает принципы развития отношений, а также предлагает примеры раскладов.
Карты в нашей новой колоде образно выражают и границы-линии, и защищаемое этими границами чувство безопасности. Именно поэтому колода имеет двойное название — «Границы и Убежища». За этим стоят два интересующих психолога вопроса: 1. Как мы защищаемся? (Какие границы устанавливаем в разных жизненных ситуациях, при взаимодействии с разными людьми? Как ограничиваем свою территорию?) 2. Что мы защищаем? (Куда мы убегаем? Где чувствуем себя защищенными? Какова эта территория?) Психологам-практикам приходится сталкиваться с темой границ очень часто. Детские психологи хотят понять, какие границы устанавливают их маленьким клиентам родители. Школьные психологи говорят о том, что ученик должен научиться принимать авторитет и правила взрослого мира, но одновременно и формировать границы собственного Я, защищая свое личностное и физическое пространство. К психотерапевтам сплошь и рядом обращаются люди, не чувствующие себя в безопасности, страдающие из-за нарушения границ. Словом, эта тема актуальна для любых психологов — с каким бы возрастом и в какой бы концепции они не работали. Обратите внимание! В этой колоде по сравнению с предыдущими есть два новшества: 1. Для удобства использования карточек (например, для протоколирования сессии или просто для понимания, все ли карточки на месте, и если какие-то потерялись, то какие именно) все карты этой колоды пронумерованы. Мы настаиваем на том, что цифра на картинке не имеет никакого отношения к изображению и не несет решительно никакого смысла, кроме технического. 2. В наборе не 32 карточки со словами, как во всех предыдущих, а 64.
В комплект «Роботы» входят два идентичных набора метафорических карт (84 цветных и 84 черно-белых), каждый из которых включает в себя три вида изображений: головы (28 карт), туловища (28 карт) и ног (28 карт). В методическом пособии описана специфика этого комплекта, основные принципы, цели и способы работы с картами, приведены случаи из практики. Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка. Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать.
«Кнуты и пряники» — это колода про воспитание, ограничения, наказания, подавление, про чувства, ресурсы и опоры, про детско-родительские отношения и отношения с окружающими.Колода создавалась как инструмент работы, в первую очередь, именно с детьми — жертвами разных форм жестокого обращения в семье. Речь идет обо всех формах жестокого обращения, включая физическое, психологическое, сексуальное насилие и пренебрежение нуждами ребенка. Колода дает возможность ребенку отреагировать, вывести вовне сложные эмоциональные переживания, найти точки опоры для дальнейшей жизни и ресурсы для преодоления травматических событий.
Источник
В набор входят:
- 16 карт-трафаретов (изображения сосудов разной формы)
- 48 карт-фонов
- инструкция
С этими материалами можно работать как комплексно, так и по отдельности.
О чем эта колода?
Сосуд, наполненный или опустошенный, — распространенная метафора человека и его состояния — духовного, эмоционального, интеллектуального. «Я чувствую себя наполненным», «это событие меня опустошило», «это последняя капля», «чаша переполнена», «во мне все кипит», — фразы, которые мы часто произносим и слышим при описании эмоционального состояния человека. «Внутри как будто все горит», «эмоций столько, что выплескиваются», «со мной все носятся, как с хрустальной вазой», — эти и многие другие фразы моих клиентов всплывают в памяти, когда я думаю о метафоре человека и его состояний. Вспоминаются также поэтические строки: «Что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?..» (Н. Заболоцкий).
Именно в сосудах живут сказочные джинны, а иногда и волшебники. Сосуд в этих случаях выступает то в роли убежища, то в роли темницы, — но бесплотные волшебные духи проживают именно в них. Вот так можно метафорически описать специфику этой колоды. Она в первую очередь о человеке и его состоянии. Колода позволяет работать с Я-концепцией, представлением человека о себе и своих возможностях; исследовать разные характеристики личности: границы, открытость—закрытость, гибкость—ригидность и т.д.
Эта колода не совсем обычна. Строго говоря, это не совсем метафорические карты. С одной стороны, в ней есть две составляющие (карты, символизирующие форму, и карты, символизирующие содержание), из которых можно сложить некий ассоциативный образ. С другой — она устроена так, что открывает широкие возможности не только для традиционной психологической работы с метафорическими картами, но и для арт-терапевтического выстраивания образов.
Как работать с колодой?
С колодой можно работать разными способами.
1. Основной вид работы, ради которого набор и создавался, — совмещение фигуры (трафарета) и фона (фотографии). Человеку предлагается выбрать один из сосудов — тот, который соответствует его представлению о себе. Затем из множества фонов он выбирает тот, который может символизировать его внутреннее состояние, — это будет «наполнитель» для сосуда. Трафарет-сосуд может накладываться на одну карту-фон, — в этом случае сосуд будет с однородным наполнением, или на несколько карт — в таком случае «наполнители» сосуда будут каким-то образом сочетаться.
2. Поскольку трафарет сделан из ламинированного картона, на нем можно рисовать специальными смываемыми маркерами: изменять контур сосуда, дорисовывать его, прибавляя к нему ручки, подставки и т.п.
3. Можно также работать исключительно с фотографиями-фонами как с традиционными метафорическими картами.
Упражнения
«Какой я?»
Упражнение ориентировано на личностное самоопределение клиента, актуализацию внутренних противоречий и ресурсов.
— Выбери сосуд, который чем-то похож на тебя.
— Расскажи об этом сосуде.
— Этот сосуд не пустой, он чем-то наполнен. Возможно, в сосуде много чего умещается. Выбери наполнение для сосуда. — Расскажи о том, как ты себя чувствуешь с таким наполнением.
— Чем еще ты хотел бы наполнить свой сосуд? Как новое содержание может поместиться в уже наполненный сосуд? Что для этого надо сделать? (В данном случае возможно самостоятельное создание фона в арт-терапевтическом ключе.)
— На что в твоей жизни это похоже?
«Разные наполнения»
Упражнение ориентировано на работу по осознанию клиентом своих внутренних противоречий и стратегий поведения.
— Выбери карты (из фонов) похожие на те настроения, состояния, которые у тебя бывают. Как приятные, так и дискомфортные. Расскажи о своем выборе.
— Выбери сосуд, который похож на тебя.
— Расскажи об этом сосуде.
— Объедини в одном сосуде несколько состояний, в которых ты пребываешь. Как живется в одном сосуде двум (трем, четырем и т.д.) картам-состояниям? Что будет, если одна карта начнет занимать в сосуде больше места? А если другая карта займет больше места?
— Какое состояние для тебя наиболее комфортно?
— Какое отношение все происходящее имеет к твоей жизни?
«Другой сосуд»
Упражнение ориентировано на работу по формированию личностной и поведенческой гибкости клиента, на развитие рефлексии.
— Выбери сосуд, который сейчас похож на тебя.
— Расскажи об этом сосуде.
— Выбери карты, которые отражают свойственные тебе настроения, состояния. Как приятные, так и дискомфортные. Расскажи о своем выборе.
— Положи сосуд на одну из выбранных карт. Посмотри, что получилось. Подходит ли это содержимое твоему сосуду? Хочется ли тебе поменять что-то во внешнем виде сосуда? Если да, то внеси в него изменения. Расскажи об изменениях.
— Теперь положи сосуд на другую карту. Что ты чувствуешь на сей раз? Хочется ли тебе изменить форму сосуда? И т.д.
— Влияет ли содержание сосуда на его внешний вид? Расскажи об изменениях, которые происходят с сосудом в зависимости от наполнения.
— С каким содержанием сосуд выглядит наиболее гармонично, а с каким — наименее?
— Какое отношение все происходящее имеет к твоей жизни?
Хочется отметить, что предложенные способы и упражнения не являются жестко заданным алгоритмом. Мы предлагаем специалистам творчески отнестись как к формам работы, так и к колоде в целом.
Источник