Конспект по физике 7 класс перышкин сообщающиеся сосуды
Урок «Сообщающиеся сосуды».
Цель: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.
Оборудование: стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, модель фонтана, фотографии шлюзов, фонтанов, компьютерная презентация «Сообщающиеся сосуды», компьютер, проектор, экран.
Организационный этап. Актуализация знаний.
К новым знаниям спешим.
По давленью повторим.
Фронтальный опрос.
Работа по индивидуальным карточкам – 3 человека.
Объяснение нового материала.
Чтобы нам продолжить путь,
Надо знанья почерпнуть.
Мы тетради открываем
И сосуды изучаем.
А сосуды эти внизу сообщаются,
Опыты прекрасные с ними получаются!
Сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися.
Если в сообщающиеся сосуды налить однородную жидкость, то она в них установиться на одном уровне.
Демонстрируются сосуды. Опыт.
Доказательство:
P1=P2
так как жидкость покоиться
gρвh1= gρвh2
так как ρв=ρв
h1= h2
Закон сообщающихся сосудов.
В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.
Задание:
Известно, что в правом колене изогнутой трубки жидкость находится возле точки С. Сделайте в тетради такой же рисунок и покажите на нем расположение свободных поверхностей жидкости в обоих коленах трубки.
Если в сообщающиеся сосуды налиты разнородные жидкости, то столб жидкости меньшей плотности будет выше.
Демонстрация опыта.
Доказательство:
P1=P2
так как жидкость покоиться
gρвh1= gρкh2
так как ρв>ρк
h1< h2
Закон сообщающихся сосудов.
При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Задание.
В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?
Задачи:
В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как располо
жатся жидкости? (Вода будет выше ртути (по давление на дно
в обоих случаях будет одинаковое.))
Рассмотрите рис. а-в и ответьте на вопрос: что произойдет
с жидкостью, если открыть кран? (На рис. а – из правого колена
жидкость будет перетекать в левое, пока уровень жидкости в
сосудах не уравняется; на рис. б – из левого колена жидкость
будет перетекать в правое, пока уровень жидкости в обоих ко
ленах не станет равным; на рис. в – жидкость перетекать не
будет.)
Кофейники равны по объему. В какой кофейник можно налить больше жидкости?
Загадки:
1. Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник.)
Является ли чайник примером сообщающихся сосудов? (Да.)
2. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится. (Чайник.)
Нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носике чайника.
3. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод.)
Является ли водопровод примером сообщающихся сосудов? (Да.)
Мойдодыру я родня,
Отверни, открой меня.
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран.)
Применение сообщающихся сосудов.
Устройство шлюза. ( по фотографиям из личного альбома)
Фонтаны. (по фотографиям из личного альбома)
Устройство фонтана (на модели)
Водомерное стекло
Артезианский колодец
Лейка
Чайник
Сообщения учащихся о шлюзах, фонтанах, водопроводах.
Из «Книги рекордов Гиннеса»
Шлюзы
– Самый большой шлюз – в Бельгии, в г. Зеебрюгге. Его объем 655 300 м3, размеры 500 х 57 хх 23 м. Шлюз Берендрехт в Антверпене такой же длины, но шириной 68 м, глубиной 13,5 м и объемом 459 000 м3.
– Самый глубокий шлюз – Карапатело – в Португалии, на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 м.
– Самый большой перепад уровней (~ 68,58 м) – в шлюзовой камере на канале Шарлеруа в г. Брюгге (Бельгия). Два 236-колесных кессона грузоподъемностью 1350 т каждый, по наклонной плоскости перемещают судно на 1432 м в течение 22 мин.
Фонтаны.
– Самый высокий фонтан – на Фаунтин-Хиллз (США) – был по строен по заказу одной очень крупной фирмы и обошелся ей в 1,5 млн долл. При максимальном напоре 26,3 г/см? и расходе 26 500 л/мин высота струи составляет 170 м.Масса воды в ней более 8 т, скорость течения 236 км/ч.
– Самая высокая водонапорная башня (64 м) была построена в 965 г. в г. Юнион, США. Ее емкость 9 462 000 л.
Водопровод
– Самый протяженный в мире водопровод (563 км) проходит от г. Прета (Австралия) до золотогоприиска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 г.
– Самая протяженная водопроводная сеть (8 тыс. км) в нашей стране – в Москве. Её строитель которого началось в 1781 г. с 16-километрового Мытищинского водопровода, вступившего в строй в 1804 г.
Итог урока.
Окончен на сегодня путь,
Пора немного отдохнуть.
Расстроены ребята? Нет!
Тогда для вас ларец конфет!
Домашнее задание:
§ 39, упр 16 (1,2)
* Изготовить модель сообщающихся сосудов.
Источник
МБОУ Гусинская СШ Краснинского района Смоленской области
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ ПО ТЕМЕ : «СООЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ»
Выполнила учитель физики
Ермакова Светлана Александровна
2018-19 учебный год
План- конспект
Тема урока : Сообщающиеся сосуды
Цель урока:
сформировать представление о сообщающихся сосудах;
выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и разнородной жидкостей в сообщающихся сосудах;
уяснить применение сообщающихся сосудов в быту и технике;
отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.
Планируемые результаты
Предметные:
– иметь представление о сообщающихся сосудах,
– приводить примеры практического использования сообщающихся сосудов;
– знать факторы, от которых зависит и не зависит уровень жидкости в сообщающихся сосудах.
Метапредметные:
1. коммуникативные:
– уметь работать в группе,
– уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,
– признавать право другого человека на иное мнение,
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
– осуществлять совместную деятельность в паре и группе.
2. познавательные:
– уметь осуществлять самостоятельно поиск, анализ и отбор информации с использованием различных источников.
– понимать различие между исходными фактами и гипотезами,
– уметь мыслить, быть внимательными в ходе проведения проблемного эксперимента, демонстрации опытов, при устном ответе одноклассников;
3. регулятивные:
– иметь навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
Личностные:
– приобретать навыки самооценки учебной деятельности,
– проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Основные понятия
сообщающиеся сосуды, артезианский колодец, шлюз.
ПЛАН УРОКА.
Этапы урока | Время, мин | Приемы и методы |
1. Организационный момент. | 1 | Рассказ учителя. Постановка цели учащимися |
2. Актуализация знаний. | 6 | Конкурс «Ромашка», устные ответы учащихся или записи на доске. |
3. Изучение нового материала. | 25 | Беседа. Записи на доске и в тетрадях. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов. Презентация «Сообщающиеся сосуды.» |
4. Закрепление знаний при решении задач. | 5 | Решение задач. Устные ответы учащихся. |
5. Проверка знаний. | 5 | Индивидуальная работа ( тест). |
6. Рефлексия. | 2 | Подведение итогов. |
7. Домашнее задание. | 1 | Запись на доске. |
- Организационный момент. Мотивирует учащихся на плодотворную совместную работу. Они ставят цель урока. Сегодня мы с вами своими руками изготовим чудесные сосуды. Откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Узнаем их применение в быту и технике. Но для этого нам придется вспомнить ранее изученный материал.
- Актуализация знаний. Конкурс «Ромашка». На лепестках ромашки написаны вопросы. Вы по очереди подходите, отрываете лепестки и отвечаете на вопрос. За правильный ответ получаете 1 балл. Вопросы:
- Что такое давление?(Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.)
- Как определить давление, которое оказывает человек на пол? (Надо вес человека разделить на площадь его подошв, соприкасающихся с полом)
- В чем заключается закон Паскаля? (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях.)
- Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной? (Увеличивается)
- Как изменяется давление газа при уменьшении его объема?(При уменьшении объема газа его давление увеличивается при условии, что масса и температура газа останутся неизменными.)
- Зависит ли давление, которое оказывает жидкость на погруженное в нее тело, от плотности этого тела? (Давление зависит от плотности жидкости, не от плотности тела.)
- Как увеличить давление? Как уменьшить давление? (Чтобы увеличить давление надо уменьшить площадь поверхности; чтобы уменьшить давление – увеличить площадь поверхности.)
- Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тело очень большое давление?(У них площадь поверхности очень мала.)
- Изучение нового материала. (Слайд 2)
- Перед вами на столе чайник, сосуды различной формы, наполненные водой.
- Что общего у этих сосудов?
- Как они соединяются?
- Сколько может быть соединений?
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока «Сообщающиеся сосуды». Учащиеся записывают тему урока.
- Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?(Слайд 3)
Определение. Сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
- Физические эксперименты. Перед вами необходимое оборудование и листы с заданиями. Выполняйте эксперименты, занесите данные в таблицы и сделайте выводы. За правильно выполненный эксперимент получаете 2 балла.
Физический эксперимент(1). Определение закона сообщающихся сосудов для однородной жидкости.
Приборы и материалы: сообщающиеся сосуды разной формы и сечения, 2 стеклянные трубки, резиновая трубочка, воронка, сосуд с водой, штатив.
Задание1: изменяя положение трубок с водой, определите высоту(h) воды в каждой трубке и сделайте вывод.
Номер опыта | h1,м | h2,м | Рисунок |
1 2 3 | 0,2 0,25 0,15 | 0,2 0,25 0,15 |
Задание 2: в сообщающихся сосудах разной формы и сечения сравнить высоты воды каждой части, сделать вывод.
(Вывод: в сообщающихся сосудах, заполненных однородной жидкостью, уровень жидкости одинаков во всех сосудах)
Физический эксперимент(2). Определение закона сообщающихся сосудов для жидкостей с разными плотностями.
Приборы и материалы: 2 стеклянные трубки, резиновая трубочка, воронка, сосуд с водой, сосуд с подсолнечным маслом, штатив.
Задание: определить высоту воды и подсолнечного масла в каждой трубке, сравнить и сделать вывод.
Номер опыта | h1,м | ρ1, кг/м3 | h2,м | ρ2, кг/м3 |
1 2 3 | 0,1 0,15 0,2 | 1000 1000 1000 | 0,11 0,16 0,215 | 930 930 930 |
Сравнить произведение: ρ1*h1 и ρ2*h2.
(Вывод: для разнородных жидкостей имеет место соотношение: ρ1*h1=ρ2*h2.) Таблицы и выводы учащиеся делают в тетрадях.
Эксперименты проведены, выводы сделаны. Подведем итоги.
Итак, закон сообщающихся сосудов (Слайд 4) :
- В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхность однородной жидкости устанавливается на одном уровне;
- При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.(учащиеся записывают законы в тетрадь)
- Применение сообщающихся сосудов в быту и технике . За каждое верно выполненное задание – 1 балл.
- Чайник, кофейник, лейка (нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носике чайника.) (Слайд 5);
- Фонтаны (продемонстрировать работу фонтана на примере U-образной трубки) (Слайды 6,7) ;
- Водомерное стекло парового котла (объяснить действие этого прибора) (Слайд 8);
- Работа шлюзов (описать принцип действия шлюзов ) (Слайд 9);
- Водопровод с водонапорной башней ( описать принцип действия)(Слайд 10);
- Артезианские колодцы, гейзеры (Почему вода поднимается вверх? Объяснить) (Слайд 11);
- Чего не знали древние (дополнительная информация) (Слайд 12).
- Закрепление знаний при решении задач.
- Качественные задачи (текст задач на карточках, за каждый правильный ответ- 2 балла):
- Действует ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? (Не действует);
- В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?(Вода будет выше ртути , но давление на дно в обоих случаях одинаковое.)
- Рассмотрите рисунки 1и 2, ответьте на вопрос: что произойдет с жидкостью, если открыть кран?(На рис.1 из правого колена жидкость будет перетекать в левое; на рис.2 из левого колена жидкость будет перетекать в правое)
1 2
- Веселые задачи от Григория Остера (текст задач на карточках, за каждый правильный ответ- 2 балла):
- Близнецы – братья Митя и Витя по утрам пьют чай из сообщающихся сосудов. Пока Митя еще только сыплет сахар, Витя уже выпивает половину чая из своего сосуда. Куда при этом девается чай из Митиного сосуда? (Утекает в Витин сосуд. В сообщающихся сосудах равенство братских уровней жидкости. Пьешь из одного, а в другом становиться меньше.)
- Два сообщающихся сосуда сообщили один другому, что в них льют не смешивающиеся жидкости разной плотности. Установятся ли эти жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковом уровне, если жидкости с вдвое большей плотностью нальют вдвое меньше? (Никогда. Уровень жидкости с меньшей плотностью все равно окажется выше: в сообщающихся сосудах высота столбов двух разнородных жидкостей обратно пропорциональны плотностям жидкостей, а не их количеству. Зато давление на дно обоих сосудов будет одинаково.)
- Проверка знаний. Тест (Слайды 13-20). Если все задания правильно выполнены – получится слово «Паскаль» ( Самоконтроль : за 4 правильных ответа -1 балл, за 5 -2 балла,за 6- 3 балла, за 7 – 4 балла, меньше 4 – 0 баллов)
- Рефлексия. Итак, сегодня на уроке с какими сосудами мы познакомились? Как будут располагаться поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах? Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Чему еще научились на сегодняшнем уроке? Что понравилось на уроке? Что не понравилось? (Учащимся выставляются оценки по количеству набранных баллов). В заключении хочется сказать несколько слов. Зная физику, можно не только видеть и наслаждаться красотой окружающего мира, но и понимать природу, объяснять те или иные явления. Желаю вам научиться понимать природу. (Слайд 21).
- Домашнее задание. §39,упр16(4), зад. 9(3).
Ермакова С.А.
Источник
Конспект урока по физике в 7 классе на тему:
Сообщающиеся сосуды.
Подготовила Монгуш Маргарита Николаевна, учитель информатики и физики МБОУ СОШ с.Бай-Хаак.
Цель урока: сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.
Задачи урока:
Образовательная: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей.
Развивающая: развивать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в природе и технике.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через сравнение физических процессов, происходящих в окружающем нас мире.
Оборудование: ноутбук (Microsoft PowerPoint 2010, проигрыватель Windows Мedia), презентация «Сообщающиеся сосуды» (PowerPoint) и видеоролики применения сообщающиеся сосудов.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Организационный момент | 1 мин. | ||
Повторение изученного материала (разминка). | Сообщение задания. | Работа на доске. | 5мин. |
Постановка учебных проблем. | Наводящие вопросы, демонстрации. | Ответы на вопросы, формулировка цели урока. | 3 мин. |
Изучение нового материала. | Беседа, эксперимент, демонстрации. Просмотр видеоролика. | Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах. | 10 мин. |
Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. | Беседа. | Ответы на вопросы, беседа. | 3 мин. |
Развитие и закрепление знаний. | Групповое задание. Качественные задачи. Контрольный тест. Обобщение ответов учащихся | Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях. | 15 мин. |
Итоги урока. Рефлексия. | Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. | Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. Голосование смайлами. | 3 мин. |
Ход урока
- Организация начала урока.
- Повторение ранее изученного материала.
– Мы продолжаем сегодня с вами увлекательное путешествие в замечательную страну под названием «Физика». Вот уже несколько уроков мы занимаемся изучением очередного её уголка под названием «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». И прежде, чем наше путешествие продолжится, давайте немножко вспомним, а что же мы изучали ранее, чему научились, выполнив ряд заданий. (1 слайд) – повторение.
Внимание на доску. Первое задание – разгадать анаграммы: Давление -Ниеледав, Сила-Алси, Высота-Тавысо, Плотность-Ностьплот, Ньютон-Нотнью, Паскаль-Кальсап, Площадь-Щадьпло.( 2 слайд)
Второе задание – соединить звенья цепи. Указав физическую величину, её обозначение и основную единицу измерения. (2 ученика, по очереди). (3 слайд)
Физическая величина | Обозначение | Основная единица измерения |
Сила | m | |
Давление | F | кг |
Площадь | ρ | Н |
Масса | p | |
Объем | V | Па |
Плотность | S |
Третье задание – выразить данные единицы измерения физических величин в единицы измерения СИ. (2 ученика). (4 слайд)
4,5 гПа=450Па 0,65 кПа=650 Па
37,5 кН=37500Па 19 гПа= 1900 Па
237 мм=0,237 м 6,7 см = 0, 067 м
Четвертое задание – допиши формулы. (Это задание с проверкой, верные ответы скрыты). (2 ученика). (5 слайд)
Молодцы! Вполне неплохо справились с поставленной задачей. (аплодисменты – за хорошую работу).
- Постановка проблемной ситуации.
– Ну что ж, продолжим наше путешествие.
Я ещё не устала удивляться чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу рации, калькулятору на столе.
Самолёты летят сквозь тучи, мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое: кнопку тронешь – день настаёт.
Только кран откроешь рукою – и вода по трубам течёт.
Ток по проволоке струится, спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться человеческим чудесам.
Учащимся предлагается разгадать кроссворд и записать слово, которое выделено. (Слайд 3)
Кроссворд
1 Ч | А | Й | К | А | |||||||
2 А | Т | О | М | ||||||||
3 Г | Е | Р | О | Й | |||||||
4 Л | О | М | О | Н | О | С | О | В | |||
5 А | Р | И | С | Т | О | Т | Е | Л | Ь | ||
6 Ф | И | З | И | К | А |
Вопросы кроссворда:
1. Морская птица.
2. Частица, входящая в состав молекулы.
3. Человек, совершивший подвиг.
4. Выдающийся русский учёный, основатель Московского университета, наука о природе.
5. Древнегреческий учёный, который ввёл слово «физика».
6. Наука о природе.
Искусство чаепития возникло и развивалось в древнем Китае. Первые китайские керамические чайники изготовлялись из особой красной иссинской глины, которая считалась лучшей для заваривания чая. Иссинской называют глину, которую на протяжении веков добывают в городке Иссин. Этот город находится в Цзянсу, провинции Китая. Чайники из иссинской глины особенно ценятся. (Слайд 4)
В начале XVIв. чай впервые попал в Европу, да не один, а со своим верным другом заварочным чайником. Европейский чайник обязан своим видом турецкому кофейнику и испанским винным сосудам. (Слайд 5)
На рисунках изображены чайники разной формы. Но у всех чайников есть одна особенность, которая делает их похожими друг на друга. Какая именно? (Эта особенность заключается в том, что отдельные части этих чайников имеют соединение, заполненное жидкостью.)
Итак, сегодня мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему урока. (Слайд 6)
- Объяснение нового материала.
Начнём с главного слова в теме урока сообщающиеся, как вы понимаете это слово. Что оно для вас обозначает? Хорошо. Совершенно верно. Записываем в тетрадь определение сообщающихся сосудов. (7 слайд).
(8 слайд).- стихотворение.
– Что же интересного преподносят нам сообщающиеся сосуды?
1 опыт. Возьмём две стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой и заполним однородной жидкостью. Что видим? – вывод (поверхности воды в обеих трубках устанавливаются на одном уровне). (9 слайд).
Это можно обосновать следующим образом. Жидкость покоится, не перемещаясь из одного сосуда в другой. Значит, давление в обеих сосудах на любом уровне одинаковы. Жидкость в обеих сосудах одна и та же, т.е. имеют одинаковую плотность. Следовательно, должны быть одинаковы и ее высоты. (10 слайд)
Доказательство: по закону Паскаля , где , . Следовательно, , где .
2 опыт. Сообщающиеся сосуды разной формы и размеров заполним однородной жидкостью. Вывод (поверхности воды в сосудах устанавливаются на одном уровне). (11 слайд)
3 опыт. Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? Вывод (при равновесии уровни этих жидкостей не будут одинаковы). Объяснение: В этом случае плотности жидкостей различны, поэтому высоты столбов этих жидкостей различны. (12 слайд)
Доказательства: по закону Паскаля , где , . Следовательно, , где .
(13 слайд) Итог: выводы в тетрадь.
- Применение и использование сообщающихся сосудов.
(14 слайд) стихотворение.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в быту, разных технических устройствах и технике.
Историческая справка: Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов.
Что касается быта, то в нашей непосредственной жизни, мы применяем сообщающиеся сосуды каждый день. Кто назовёт примеры сообщающихся сосудов? верно. (15 слайд). Свойства сообщающихся сосудов, в которых вода стремится занять положение с одинаковым уровнем в разных частях сосуда, издревле используются человеком. Каждый день мы пользуемся тем, что вода в чайнике и его носике находится на одном горизонтальном уровне. При медленном наклоне чайника этот уровень не меняется, в результате вода из носика начинает выливаться. Примерно так же устроена и лейка для полива цветов. Однако за счет того, что отверстия в носике лейки маленькие, ее можно наклонить так, что уровень воды в центральной части лейки окажется выше. При этом вода через отверстия устремляется наружу, и струи при небольшой скорости истечения могут вылетать почти на высоту, которой они бы достигли в сообщающихся сосудах, то есть до уровня воды в центральной части лейки.
Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». (16 слайд)
Шлюзы рек и каналов также работают по принципу сообщающихся сосудов. (17 слайд)
(18 слайд) – принцип работы шлюза. В смежных шлюзовых камерах, отделенных друг от друга шлюзовыми воротами, вода стоит на одном уровне. Под воротами проходит подводный канал, соединяющий обе камеры; его можно открывать и закрывать. При открывании подводного канала обе камеры превращаются в сообщающиеся сосуды, и вода, перетекая из камеры с более высоким уровнем в камеру с более низким уровнем, устанавливается на одном уровне. Тогда и открываются шлюзовые ворота, и судно переводится из одной камеры в другую. В случае большой разницы в уровнях устанавливают целый ряд шлюзовых камер.
Устройство водопровода. Давайте посмотрим видеоролик принципа работы водопровода. На башне устанавливается большой бак с водой (водонапорная башня). От бака идут трубы с целым рядом ответвлений, вводимых в дома. Концы труб закрываются кранами. У крана давление воды, заполняющей трубы, равно давлению столба воды, имеющего высоту, равную разности высот между краном и свободной поверхностью воды в баке. Так как бак устанавливается на высоте десятков метров, то давление у крана может достигать нескольких атмосфер. Очевидно, что давление воды на верхних этажах меньше давления на нижних этажах. Вода в бак водонапорной башни подается насосами. (19 слайд)
Фонтаны. Насосы используются и для создания давления на входе в трубы большинства современных фонтанов. Однако до сих пор функционирует великолепный фонтанный комплекс, созданный по распоряжению Петра I в г. Петергофе, который работает по принципу сообщающихся сосудов. (20-22 слайды).
- Развитие и закрепление знаний.
Артезианские колодцы и водомерная трубка работают также по принципу сообщающихся сосудов. (23-25 слайды).
- Давайте разделимся на две команды. Первая команда объясняет принцип действия артезианского колодца (учебник, , упражнение 16 (2)), а вторая команда – принцип действие водомерного стекла парового котла (учебник, , упражнение 16 (1)). (26 слайд)
- Решение качественных задач (27 слайд)
- Тест «Сообщающиеся сосуды»
- Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации. (28 слайд)
Ученикам выдаются листки бумаги с изображением лестницы (лестницу можно также изобразить на доске). Их задача проанализировать то, как они усвоили материал и поставить отметку на нужной ступени. (Лестница содержит три ступени: материал усвоил, остались вопросы, материал не усвоил.) (29 слайд)
(Слайд 30) Постановка домашнего задания: § 39, вопросы , упр.16 (1,4).
Источник