Конспект по физике сообщающиеся сосуды перышкин

Конспект по физике сообщающиеся сосуды перышкин thumbnail

МБОУ Гусинская СШ Краснинского района Смоленской области

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ ПО ТЕМЕ : «СООЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ»

Выполнила учитель физики

Ермакова Светлана Александровна

2018-19 учебный год

План- конспект

Тема урока : Сообщающиеся сосуды

Цель урока:

сформировать представление о сообщающихся сосудах;

выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и разнородной  жидкостей в сообщающихся сосудах;

уяснить  применение сообщающихся сосудов в быту и технике;

отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

Планируемые результаты

 Предметные:

– иметь представление о сообщающихся сосудах,

– приводить примеры практического использования сообщающихся сосудов;

– знать факторы, от которых зависит и не зависит уровень жидкости в сообщающихся сосудах.

Метапредметные:

1. коммуникативные:

– уметь работать в группе,

– уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,

– признавать право другого человека на иное мнение,

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

– осуществлять совместную деятельность в паре и группе.

2. познавательные:

– уметь осуществлять самостоятельно поиск, анализ и отбор информации с использованием различных источников.

– понимать различие между исходными фактами и гипотезами,

– уметь мыслить, быть внимательными в ходе проведения проблемного эксперимента, демонстрации опытов, при устном ответе одноклассников;

3. регулятивные:

– иметь навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

Личностные:

– приобретать навыки самооценки учебной деятельности,

– проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Основные понятия

  сообщающиеся сосуды, артезианский колодец, шлюз.

ПЛАН УРОКА.

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент.

1

Рассказ учителя. Постановка цели учащимися

2. Актуализация знаний.

6

Конкурс «Ромашка», устные ответы учащихся или записи на доске.

3. Изучение нового материала.

25

Беседа. Записи на доске и в тетрадях. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов. Презентация «Сообщающиеся сосуды.»

4. Закрепление знаний при решении  задач.

5

Решение  задач. Устные ответы учащихся.

5. Проверка знаний.

5

Индивидуальная работа ( тест).

6. Рефлексия.

2

Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

1

Запись на доске.

  1. Организационный момент. Мотивирует учащихся на плодотворную совместную работу. Они ставят цель урока. Сегодня мы с вами своими руками изготовим чудесные сосуды. Откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Узнаем их применение в быту и технике. Но для этого нам придется вспомнить ранее изученный материал.
  2. Актуализация знаний. Конкурс «Ромашка». На лепестках ромашки написаны вопросы. Вы по очереди подходите, отрываете лепестки и отвечаете на вопрос. За правильный ответ получаете 1 балл. Вопросы:
  • Что такое давление?(Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.)
  • Как определить давление, которое оказывает человек на пол? (Надо вес человека разделить на площадь его подошв, соприкасающихся с полом)
  • В чем заключается закон Паскаля? (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях.)
  • Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной? (Увеличивается)
  • Как изменяется давление газа при уменьшении его объема?(При уменьшении объема газа его давление увеличивается при условии, что масса и температура газа останутся неизменными.)
  • Зависит ли давление, которое оказывает жидкость на погруженное в нее тело, от плотности этого тела? (Давление зависит от плотности жидкости, не от плотности тела.)
  • Как увеличить давление? Как уменьшить давление? (Чтобы увеличить давление надо уменьшить площадь поверхности; чтобы уменьшить давление — увеличить площадь поверхности.)
  • Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тело очень большое давление?(У них площадь поверхности очень мала.)
  1. Изучение нового материала. (Слайд 2)
  1.  Перед вами на столе чайник, сосуды различной формы, наполненные водой.
  • Что общего у этих сосудов?
  • Как они соединяются?
  • Сколько может быть соединений?

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока «Сообщающиеся сосуды». Учащиеся записывают тему урока.

  • Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?(Слайд 3)

Определение. Сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

  1.  Физические эксперименты.  Перед вами необходимое оборудование и листы с заданиями. Выполняйте эксперименты, занесите данные в таблицы и сделайте выводы. За правильно выполненный эксперимент получаете 2 балла.

Физический эксперимент(1). Определение закона сообщающихся сосудов для однородной жидкости.

Приборы и материалы: сообщающиеся сосуды разной формы и сечения, 2 стеклянные трубки, резиновая трубочка, воронка, сосуд с водой, штатив.

Задание1: изменяя положение трубок с водой, определите высоту(h) воды в каждой трубке и сделайте вывод.

Номер опыта

h1,м

h2,м

Рисунок

1

2

3

0,2

0,25

0,15

0,2

0,25

0,15

Задание 2: в сообщающихся сосудах разной формы и сечения сравнить высоты воды каждой части, сделать вывод.

(Вывод: в сообщающихся сосудах, заполненных однородной жидкостью, уровень жидкости одинаков во всех сосудах)

Физический эксперимент(2). Определение закона сообщающихся сосудов для жидкостей с разными плотностями.

Приборы и материалы: 2 стеклянные трубки, резиновая трубочка, воронка, сосуд с водой, сосуд с подсолнечным маслом, штатив.

Читайте также:  Протоки лимфатических сосудов впадают

Задание: определить высоту воды и подсолнечного масла в каждой трубке, сравнить и сделать вывод.

Номер опыта

h1,м

ρ1, кг/м3

h2,м

ρ2, кг/м3

1

2

3

0,1

0,15

0,2

1000

1000

1000

0,11

0,16

0,215

930

930

930

Сравнить произведение: ρ1*h1 и ρ2*h2.

(Вывод: для разнородных жидкостей имеет место соотношение: ρ1*h1=ρ2*h2.) Таблицы и выводы учащиеся делают  в тетрадях.

Эксперименты проведены, выводы сделаны. Подведем итоги.

Итак,  закон сообщающихся сосудов (Слайд 4) :

  • В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхность однородной жидкости устанавливается на одном уровне;
  • При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.(учащиеся записывают законы в тетрадь)
  1.  Применение сообщающихся сосудов в быту и технике . За каждое верно выполненное  задание — 1 балл.
  • Чайник, кофейник, лейка (нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носике чайника.) (Слайд 5);
  • Фонтаны (продемонстрировать работу фонтана на примере U-образной трубки) (Слайды 6,7) ;
  • Водомерное стекло парового котла (объяснить действие этого прибора) (Слайд 8);
  • Работа шлюзов (описать принцип действия шлюзов ) (Слайд 9);
  • Водопровод с водонапорной башней ( описать принцип действия)(Слайд 10);
  • Артезианские колодцы, гейзеры (Почему вода поднимается вверх? Объяснить) (Слайд 11);
  • Чего не знали древние (дополнительная информация) (Слайд 12).
  1. Закрепление знаний при решении  задач.
  1.   Качественные задачи (текст задач на карточках, за каждый правильный ответ- 2 балла):
  • Действует ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? (Не действует);
  • В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?(Вода будет выше ртути , но давление на дно в обоих случаях одинаковое.)
  • Рассмотрите рисунки 1и 2, ответьте на вопрос: что произойдет с жидкостью, если открыть кран?(На рис.1 из правого колена жидкость будет перетекать в левое; на рис.2 из левого колена жидкость будет перетекать в правое)

1                     2

  1.  Веселые задачи от Григория Остера (текст задач на карточках, за каждый правильный ответ- 2 балла):
  • Близнецы — братья Митя и Витя по утрам пьют чай из сообщающихся сосудов. Пока Митя еще только сыплет сахар, Витя уже выпивает половину чая из своего сосуда. Куда при этом девается чай из Митиного сосуда? (Утекает в Витин сосуд. В сообщающихся сосудах равенство братских уровней жидкости. Пьешь из одного, а в другом становиться меньше.)
  • Два сообщающихся сосуда сообщили один другому, что в них льют не смешивающиеся жидкости разной плотности. Установятся ли эти жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковом уровне, если жидкости с вдвое большей плотностью нальют вдвое меньше? (Никогда. Уровень жидкости с меньшей плотностью все равно окажется выше: в сообщающихся сосудах высота столбов двух разнородных жидкостей обратно пропорциональны плотностям жидкостей, а не их количеству. Зато давление на дно обоих сосудов будет одинаково.)
  1. Проверка знаний.  Тест  (Слайды 13-20). Если все задания правильно выполнены — получится слово «Паскаль» ( Самоконтроль : за 4 правильных ответа -1 балл, за 5  -2 балла,за 6- 3 балла, за 7 — 4 балла, меньше 4 — 0 баллов)
  2. Рефлексия.  Итак, сегодня на уроке с какими сосудами мы познакомились? Как будут располагаться поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?  Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Чему еще научились на сегодняшнем уроке? Что понравилось на уроке? Что не понравилось? (Учащимся выставляются оценки по количеству набранных баллов). В заключении хочется сказать  несколько слов. Зная физику, можно  не  только видеть и наслаждаться красотой окружающего мира, но и  понимать природу, объяснять те или иные явления. Желаю вам научиться понимать природу.    (Слайд 21).
  3. Домашнее задание. §39,упр16(4), зад. 9(3).

Ермакова С.А.           

Источник

План-конспект

урока «Сообщающиеся сосуды»

Автор: Ощепкова Анна Валериевна, учитель физики МКОУ «Мильковская средняя общеобразовательная школа №1»

Класс: 7

Предмет: физика.

Тема урока: Сообщающиеся сосуды

Базовый учебник: «физика-7» Перышкин А.В., 2010 г.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.

Задачи урока:

  • образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;
  • развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, развивать навыки самостоятельной работы;
  • воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, воспитание толерантности( при работе в парах), умения слушать и быть услышанным.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, различные виды сообщающихся сосудов, пластиковые бутылки, трубки от капельниц, пластилин,  презентация «Сообщающиеся сосуды», ЭОР

Структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Повторение изученного материала (разминка).

Сообщение задания.

Работа на интерактивной доске.

7мин.

2

Постановка учебных проблем.

Наводящие вопросы, демонстрации.

Ответы на вопросы, формулировка цели урока.

2 мин.

3

Изучение нового материала.

Беседа, эксперимент, демонстрации. Просмотр видеоролика.

Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

15 мин.

4

Физминутка.

Учитель в процессе демонстраций свойств сообщающихся сосудов, подкрашивает жидкость и в это время предлагает построение модели диффузии., используя программу «Живая физика», Мальчики-молекулы воды, девочки- молекулы краски.

Учащиеся, перемещаясь по классу, демонстрируют поведение молекул.

2 мин.

5.

Моделирование.

Учитель предлагает из подручных средств, стоящих на партах у учащихся изготовить сообщающиеся сосуды.

Изготовление сосудов, проверка свойств сосудов.

7 мин.

6.

Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

Беседа.

Ответы на вопросы, беседа.

3 мин.

7.

Выполнение учащимися контрольного задания

Обобщение ответов учащихся.

Работа за компьютерами, выполнение тестирования.

7 мин.

8.

Итоги урока.

Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске.

Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. Голосование смайлами.

3 мин.

Читайте также:  Что делать при спазме сосудов при температуре

Ход урока.

1. Учитель и ученики приветствуют друг друга.

2. Начинается разминка. Учитель предлагает ученикам выполнить задания различного уровня сложности на интерактивной доске.

1.Анаграммы.

Давление -Ниеледав, Сила-Алси, Высота-Тавысо, Плотность-Ностьплот, Ньютон-Нотнью, Паскаль-Кальсап, Площадь-Щадьпло.

2. Соотнеси физическую величину и её единицу измерения. Соотношение отображается с помощью  инструмента маркер.

3.Соотнеси понятие и его определение. Возможность перетаскивания объектов.

4.Поставь верный знак.

5.Допиши формулу. Это задание с проверкой, верные ответы скрыты за шторкой.

Работают ученики по цепочке, маркер доски служит эстафетной палочкой.

На доске появляется картинка сообщающихся сосудов.  Презентация.

3.Учитель.  Что общего между чайником и фонтаном? Чем интересно строение этих сосудов?

Модель сообщающихся сосудов

Учащиеся. Их части соединены между собой.

Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради).
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. (Вся беседа сопровождается демонстрациями.)

 Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимаем и в одну из трубок наливаем  воду. Что произойдет, если открыть зажим?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради).

4. Далее проводится ФИЗМИНУТКА. . Ученики строят модель физического понятия диффузия и в программе «Живая физика» моделируют её изменение от температуры.
Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму?

Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).

Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Учитель. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся записывают в тетради).

Попробуйте доказать это, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.… Проверим ваш результат.

По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = g1h1, p2 = g2h2, отсюда g1h1 = g2h2, т.е  h1 : h2 = 2:1.
Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям. (Учащиеся записывают в тетради).

Учитель. Давайте просмотрим видеоролик, наглядно демонстрирующий все свойства, которые мы сейчас рассмотрели.

Видеоролик “Закон сообщающихся сосудов” (При загрузке видеоролика учитель должен учитывать время скачивания материала.)

 5.  Учитель. У Вас на партах находятся  пластиковые бутылки, трубки от капельниц, пластилин, используя их, изготовьте модели сообщающихся сосудов и еще раз пронаблюдайте их свойства. (Учащиеся работают в парах)

6.Учитель. Где Вы наблюдали сообщающиеся сосуды на практике?

Учащиеся. Это различные предметы посуды, гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.

7.Учитель. Молодцы! Ну, а сейчас пришло время проверить ваши знания по данному вопросу. (Учащиеся занимают место у компьютеров.) 

Тест для самопроверки

8.Подведение итогов урока,  запись домашнего задания.

Учитель выставляет оценки и благодарит учеников за работу на уроке. Записывается задание на дом и начинается голосование смайлами.

Если на уроке ученику было комфортно, интересно, то он голосует веселым смайлом, если нет – грустным. Смайлы кладут на чаши рычажных весов.

Источник

Урок «Сообщающиеся сосуды».

Цель: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

Читайте также:  Давление в сосуде с жидким азотом

Оборудование: стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, модель фонтана, фотографии шлюзов, фонтанов, компьютерная презентация «Сообщающиеся сосуды», компьютер, проектор, экран.

Организационный этап. Актуализация знаний.

К новым знаниям спешим.

По давленью повторим.

Фронтальный опрос.

Работа по индивидуальным карточкам – 3 человека.

Объяснение нового материала.

Чтобы нам продолжить путь,

Надо знанья почерпнуть.

Мы тетради открываем

И сосуды изучаем.

А сосуды эти внизу сообщаются,

Опыты прекрасные с ними получаются!

Сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися.

hello_html_m3e3116b7.jpg

Если в сообщающиеся сосуды налить однородную жидкость, то она в них установиться на одном уровне.

Демонстрируются сосуды. Опыт.

Дhello_html_m4c516950.jpgоказательство:

P1=P2

так как жидкость покоиться

gρвh1= gρвh2

так как ρв=ρв

h1= h2

Закон сообщающихся сосудов.

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

hello_html_m43451398.jpg

Зhello_html_59fb8129.jpgадание:

  • Известно, что в правом колене изогнутой трубки жидкость находится возле точки С. Сделайте в тетради такой же рисунок и покажите на нем расположение свободных поверхностей жидкости в обоих коленах трубки.

Если в сообщающиеся сосуды налиты разнородные жидкости, то столб жидкости меньшей плотности будет выше.

Демонстрация опыта.

Дhello_html_m6c901411.jpgоказательство:

P1=P2

так как жидкость покоиться

gρвh1= gρкh2

так как ρв>ρк

h1< h2

Закон сообщающихся сосудов.

При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Задание.

  • В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?

Задачи:

  1. В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как располо­
    жатся жидкости? (Вода будет выше ртути (по давление на дно
    в обоих случаях будет одинаковое.))

  2. Рассмотрите рис. а—в и ответьте на вопрос: что произойдет
    с жидкостью, если открыть кран? (На рис. а из правого колена
    жидкость будет перетекать в левое, пока уровень жидкости в
    сосудах не уравняется; на рис. б
    из левого колена жидкость
    будет перетекать в правое, пока уровень жидкости в обоих ко­
    ленах не станет равным; на рис. в жидкость перетекать не
    будет.)hello_html_d0827df.jpg

hello_html_m54b58a8d.jpg

  1. Кофейники равны по объему. В какой кофейник можно налить больше жидкости?

Загадки:

1. Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

Является ли чайник примером сообщающихся сосудов? (Да.)

2. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедится. (Чайник.)

Нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носи­ке чайника.

3. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –

Как мы это назовем? (Водопровод.)

Является ли водопровод примером сообщающихся сосудов? (Да.)

  1. Мойдодыру я родня,
    Отверни, открой меня.
    И холодною водою
    Живо я тебя умою. (Кран.)

Применение сообщающихся сосудов.

  1. Устройство шлюза. ( по фотографиям из личного альбома)

  2. Фонтаны. (по фотографиям из личного альбома)

Устройство фонтана (на модели)

Водомерное стекло

Артезианский колодец

Лейка

Чайник

Сообщения учащихся о шлюзах, фонтанах, водопроводах.

Из «Книги рекордов Гиннеса»

Шлюзы

Самый большой шлюз – в Бельгии, в г. Зеебрюгге. Его объем 655 300 м3, размеры 500 х 57 хх 23 м. Шлюз Берендрехт в Ант­верпене такой же длины, но шириной 68 м, глубиной 13,5 м и объемом 459 000 м3.

– Самый глубокий шлюз – Карапатело – в Португалии, на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 м.

– Самый большой перепад уровней (~ 68,58 м) – в шлюзовой камере на канале Шарлеруа в г. Брюгге (Бельгия). Два 236-колесных кессона грузоподъемностью 1350 т каждый, по наклонной плоскости перемещают судно на 1432 м в течение 22 мин.

Фонтаны.

– Самый высокий фонтан – на Фаунтин-Хиллз (США) – был по­ строен по заказу одной очень крупной фирмы и обошелся ей в 1,5 млн долл. При максимальном напоре 26,3 г/см? и расходе 26 500 л/мин высота струи составляет 170 м.Масса воды в ней более 8 т, скорость течения 236 км/ч.

— Самая высокая водонапорная башня (64 м) была построена в 965 г. в г. Юнион, США. Ее ем­кость 9 462 000 л.

Водопровод

– Самый протяженный в мире водопровод (563 км) проходит от г. Прета (Австралия) до золотогоприиска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 г.

– Самая протяженная водопро­водная сеть (8 тыс. км) в нашей стране – в Москве. Её строитель которого началось в 1781 г. с 16-кило­метрового Мытищинского водопро­вода, вступившего в строй в 1804 г.

Итог урока.

Окончен на сегодня путь,

Пора немного отдохнуть.

Расстроены ребята? Нет!

Тогда для вас ларец конфет!

Домашнее задание:

§ 39, упр 16 (1,2)

* Изготовить модель сообщающихся сосудов.

Источник