Конспект урока на тему кровеносные сосуды

Конспект урока на тему кровеносные сосуды thumbnail

Дата:17.01.18.

Тема:Кровеносные сосуды.

Цель урока:изучить строение кровеносных сосудов в связи с выполняемыми функциями.

Задачи урока:

Образовательная:

изучить особенности строения кровеносных сосудов

Развивающая:

содействовать формированию умению работать с учебником и дополнительной литературой, схемами, сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная:

обеспечить условия для формирования этических отношений в коллективе, при работе в группах – взаимопомощи, отзывчивости.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, карточки.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальная беседа по вопросам. Объясните следующие понятия.

Автоматизм – особенностью сердечной мышцы является ее независимость от нервных импульсов. Сердце способно ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Это явление называется автоматией сердца.

Сердечный цикл – период от одного сокращения предсердий до следующего называется сердечным циклом.

Систола – период сокращения желудочков, что позволяет протолкнуть кровь в артериальное русло.

Диастола – период времени, в течение которого сердце расслабляется для приема крови. В целом характеризуется снижением давления в полости желудочков, закрытием полулунных клапанов и открытием предсердно-желудочковых клапанов с продвижением крови в желудочки.

Взаимопроверка учащихся.

2. «Согласны ли вы что …» За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Сердце – это двигатель крови в организме. (да)

2. Сердце – это трёхкамерный мышечный орган в грудной полости. (нет)

3. Между предсердиями и желудочками сердца находятся полулунные клапаны. (нет)

4. Сокращение предсердий длится 0, 1 секунды. (да)

5. Вены – это сосуды несущие кровь от сердца. (нет)

Самопроверка учащихся.

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Стадия вызова.

Учитель:

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, – объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, – поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

(В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения. )

Учитель: Что такое кровообращение?

(Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови по замкнутой системе в организме. )

Действительно жизнедеятельность организма возможна лишь при условии доставки каждой клетки питательных веществ, кислорода, воды и удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются сердечнососудистой системой, органами которой является изученное нами сердце и кровеносные сосуды

Стадия осмысления.

Поэтому сегодня мы с вами объединим свои усилия для лучшего усвоения нового материала, ведь тема сегодняшнего урока « Кровеносные сосуды».

И так, сегодня на уроке, работаем в группах. (Используется прием «Я-Ты-Мы»). Прежде чем начнем изучение новой материала. Вспомним правила работы в группах

Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора).

Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3. По окончании работы каждая группа защищает рассмотренный материал.

1 группа. «Капилляры» Вопрос: «Каково строение капилляров? Полностью охарактеризуйте капилляры».

2 группа. «Вены» Вопрос: «Каково строение вен? Полностью охарактеризуйте вены».

1 группа. «Артерии» Вопрос: «Каково строение артерий? Полностью охарактеризуйте артерии».

Защита проектов.

IV. Закрепление пройденного материала.

1. «Сводная таблица».

При рассмотрении темы «Кровеносные сосуды» – заполняется сводная таблица по следующим признакам.

Читайте также:  Влияние адреналина на сосуды органов брюшной полости

Весь материал – в документе.

2. «Согласны ли вы что …» За каждый правильный ответ 1 балл

1.Сердце – это двигатель крови в организме. (да)

2.Сердце – это трёхкамерный мышечный орган в грудной полости.(нет)

3. Между предсердиями и желудочками сердца находятся полулунные клапаны.(нет)

4.Сокращение предсердий длится 0, 1 секунды. (да)

5. Вены – это сосуды несущие кровь от сердца.(нет)

Самопроверка учащихся.

  1. Индивидуальная работа по карточкам

  1. Стадия вызова

Учитель:

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, – объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, – поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

(В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.)

Учитель: Что такое кровообращение?

(Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови по замкнутой системе в организме.)

Действительно жизнедеятельность организма возможна лишь при условии доставки каждой клетки питательных веществ, кислорода, воды и удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются сердечнососудистой системой, органами которой является изученное нами сердце и кровеносные сосуды

  1. Стадия осмысления.

Поэтому сегодня мы с вами объединим свои усилия для лучшего усвоения нового материала, ведь тема сегодняшнего урока « Кровеносные сосуды»

И так, сегодня на уроке, работаем в группах. (Используется прием «Я-Ты-Мы»). Прежде чем начнем изучение новой материала. Вспомним правила работы в группах

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

  7. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  8. Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3. По окончании работы каждая группа защищает рассмотренный материал.

1 группа. «Капилляры» Вопрос: «Каково строение капилляров? Полностью охарактеризуйте капилляры».

2 группа. «Вены» Вопрос: «Каково строение вен? Полностью охарактеризуйте вены».

1 группа. «Артерии» Вопрос: «Каково строение артерий? Полностью охарактеризуйте артерии».

Защита проектов.

  1. Закрепление пройденного материала

  1. «Сводная таблица»При рассмотрении темы «Кровеносные сосуды» – заполняется сводная таблица по следующим признакам.стр. 145 таблица.

  2. Распределите признаки сосудов.

Сосуды, несущие кровь от сердца к органам.

Сосуды, несущие кровь от органов к сердцу.

Самые тонкие сосуды.

Скорость оттока крови в них высокая.

На них внутренних стенках имеются клапаны.

Стенки состоят из одного слоя плоских клеток.

Стенки плотные, эластичные.

Для них характерна медленность течения крови.

Расположены глубоко между мышцами.

Сосуды, соединяющие артерии и вены.

  1. Рефлексия

  1.  сегодня я узнал…

  2.  было интересно…

  3.  было трудно…

  4.  я выполнял задания…

  5.  я понял, что…

  6.  теперь я могу…

  1. Итог урока. Выставление оценок.

Источник

«Кровеносная система. Кровообращение»

Кровеносная система – физиологическая система, состоящая из сердца и кровеносных сосудов, обеспечивающая замкнутый круговорот крови. Вместе с лимфатической системой входит в состав сердечно-сосудистой системы.

Кровообращение – циркуляции крови в организме. Кровь может выполнить свои функции, только циркулируя в организме. Система opганов кровообращения: сердце (центральный opган кровообращения) и кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры).

кровеносная система

Кровеносная система человека замкнутая, состоит из двух кругов кровообращения и четырёхкамерного сердца (2 предсердия и 2 желудочка). Артерии проводят кровь от сердца; в их стенках много мышечных клеток; стенки артерий эластичны. Вены проводят кровь к сердцу; их стенки менее упругие, но более растяжимые, чем артериальные; имеют клапаны. Капилляры осуществляют обмен веществ между кровью и клетками организма; их стенки состоят из одного слоя эпителиальных клеток.

Читайте также:  Узи диагностика сосудов ног

Строение сердца

Сердце – центральный орган кровеносной системы, его ритмические сокращения обеспечивают циркуляцию крови в организме (рис. 4.15). Это полый мышечный орган, расположенный преимущественно в левой половине грудной полости. Масса сердца взрослого человека – 250-350 г. Стенка сердца образована тремя оболочками: соединительнотканной (эпикард), мышечной (миокард) и эндотелиальной (эндокард). Сердце расположено в соединительнотканной околосердечной сумке (перикард), стенки которой выделяют жидкость, увлажняющую сердце и уменьшающую его трение при сокращениях.

движение крови в сердце

Сердце человека – четырёхкамерное: сплошная вертикальная перегородка делит его на левую и правую половины, каждая из которых при помощи поперечной перегородки со створчатым клапаном разделена на предсердие и желудочек. При сокращении предсердий створки клапанов провисают внутрь желудочков, обеспечивая переход крови из предсердий в желудочки. При сокращении желудочков кровь давит на створки клапанов, в результате они поднимаются и захлопываются. Натяжение сухожильных нитей, прикреплённых к внутренней стенке желудочка, предотвращает выворачивание створок в полость предсердий.

строение сердца

Кровь выталкивается из желудочков в сосуды – аорту и лёгочный ствол. В местах выхода этих сосудов из желудочков находятся полулунные клапаны,, имеющие вид кармашков. Прижимаясь к стенкам сосудов, они пропускают в них кровь. При расслаблении желудочков кармашки клапанов заполняются кровью и закрывают просвет сосудов для предотвращения обратного тока крови. В итоге обеспечивается односторонний ток крови: из предсердий в желудочки и из желудочков в артерии.

сердце

Для работы сердца необходимо значительное количество питательных веществ и кислорода. Кровоснабжение сердца начинается двумя коронарными (венечными) артериями, которые отходят от начальной расширенной части аорты (луковицы аорты). Они снабжают кровью стенки сердца. В сердечной мышце кровь собирается в сердечные вены. Они сливаются в венечный синус, впадающий в правое предсердие. Ряд вен открывается непосредственно в полость предсердия.

Работа сердца

Функции сердца заключается перекачке крови из вен в артерии. Сердце сокращается ритмично: сокращения чередуются с расслаблениями. Сокращение отделов сердца называется систолой, а расслабление диастолой. Сердечный цикл – период, охватывающий одно сокращение и одно расслабление. Он продолжается 0.8 с и состоит из трех фаз:

  • I фаза – сокращение (систола) предсердий – длится 0,1 с;
  • II фаза – сокращение (систола) желудочков – длится 0,3 с;
  • III фаза – общая пауза – и предсердия и желудочки расслаблены – длится 0,4 с.

цикл сердечного сокращения

В состоянии покоя частота сердечных сокращений взрослого человека составляет 60-80 раз в 1 мин, у спортсменов 40-50, у новорожденных 140. При физической нагрузке сердце сокращается чаще, при этом продолжительность общей паузы сокращается. Количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение (систолу), называется систолический объем крови. Он составляет 120-160 мл (60-80 мл для каждого желудочка). Количество крови, выбрасываемое сердцем за одну минуту, называется минутный объем крови. Он составляет 4,5-5.5 л.

Частота и сила сердечных сокращений зависят от нервной и гуморальной регуляции. Сердце иннервируется автономной (вегетативной) нервной системой: регулирующие его деятельность центры находятся в продолговатом и спинном мозге. В гипоталамусе и коре больших полушарий находятся центры регуляции сердечной деятельности, обеспечивающие изменение частоты сердечных сокращений при эмоциональных реакциях.

регуляция кровеносной системы

Электрокардиограмма (ЭКГ) запись биоэлектрических сигналов от кожи рук и ног и от поверхности грудной клетки. ЭКГ отражает состояние мышцы сердца. При работе сердца возникают звуки, называемые тонами сердца. При некоторых заболеваниях характер тонов изменяется и появляются шумы.

Кровеносные сосуды

Кровеносные сосуды делят на артерии, капилляры и вены.

Артерии – сосуды, по которым кровь под давлением двигается от сердца. Они имеют плотные эластичные стенки, состоящие из трёх оболочек: соединительнотканной (наружной), гладкомышечной (средней) и эндотелиальной (внутренней). По мере удаления от сердца артерии сильно ветвятся на более мелкие сосуды – артериолы, которые распадаются на тончайшие сосуды – капилляры.

кровеносные сосуды

Стенки капилляров очень тонкие, они образованы лишь слоем эндотелиальных клеток. Через стенки капилляров происходит газообмен между кровью и тканями: кровь отдаёт тканям большую часть растворённого в ней О2 и насыщается СО2 (превращается из артериальной в венозную); из крови в ткани переходят также питательные вещества, а обратно – продукты обмена веществ.

Читайте также:  Полезно ли пить вино для сосудов

Из капилляров кровь собирается в вены – сосуды, по которым кровь под небольшим давлением переносится в сердце. Стенки вен снабжены клапанами в виде карманов, препятствующими обратному движению крови. Стенки вен состоят из тех же трёх оболочек, что и артерии, однако мышечная оболочка развита слабее.

Кровь движется по сосудам благодаря сокращениям сердца, создающим разницу давлений крови в разных частях сосудистой системы. Кровь течет от места, где ее давление выше (артерии), туда, где ее давление ниже (капилляры, вены). В то же время движение крови по сосудам зависит от сопротивлении стенок сосудов. Количество крови, проходящей через opгaн, зависит от разности давлений в артериях и венах этого органа и сопротивления течению крови в eго сосудистой сети.

Для движения крови по венам недостаточно одного давления, создаваемою сердцем. Этому способствуют клапаны вен, обеспечивающие ток крови в одном направлении; сокращение близлежащих скелетных мышц, которые сжимают стенки вен, проталкивая кровь к сердцу; присасывающее действие крупных вен при увеличении объема грудной полости и отрицательное давление в ней.

Кровообращение

Кровеносная система человека – замкнутая (кровь движется только по сосудам) и включает два круга кровообращения.

кровообращение

Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, из которого артериальная кровь выбрасывается в самую крупную артерию – аорту. Аорта описывает дугу и затем тянется вдоль позвоночника, разветвляясь на артерии, несущие кровь к верхним и нижним конечностям, голове, туловищу и внутренним органам. В органах расположены сети капилляров, пронизывающие ткани и доставляющие кислород и питательные вещества. В капиллярах кровь превращается в венозную. Венозная кровь по венам собирается в два крупных сосуда – верхнюю полую вену (кровь от головы, шеи, верхних конечностей) и нижнюю полую вену (остальные части тела). Полые вены открываются в правое предсердие.

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, из которого венозная кровь по лёгочному стволу, распадающемуся на две лёгочные артерии, переносится к лёгким. В лёгких они распадаются на капилляры, оплетающие лёгочные пузырьки (альвеолы). Здесь происходит газообмен, и венозная кровь превращается в артериальную. Обогащённая кислородом кровь по лёгочным венам возвращается в левое предсердие. Таким образом, по артериям малого круга кровообращения течёт венозная кровь, а по венам – артериальная.

Кровяное давление и пульс

Кровяное давление – это давление, при котором кровь находится в кровеносном сосуде. Наиболее высокое давление в аорте, меньше в крупных артериях, еще меньше и капиллярах и самое низкое в венах.

Кровяное давление у человека измеряют с помощью ртутного или пружинного тонометра в плечевой артерии (артериальное давление). Максимальное (систолическое) давление давление во время систолы желудочков (110-120 мм pт. ст.). Минимальное (диастолическое) давление давление во время диастолы желудочков (60 80 мм рт. ст.). Пульсовое давление разность между систолическим и диастолическим давлением. Повышение кровяного давлении называется гипертонией, понижение – гипотонией. Повышение артериального давлении происходит при тяжелой физической нагрузке, понижение – при больших кровопотерях, сильных травмах, отравлениях и др. С возрастом эластичность стенок артерий уменьшается, поэтому давление в них становится выше. Нормальное кровяное давление организм регулирует с помощью введении или изъятия крови из кровяных депо (селезенки, печени, кожи) или с помощью изменении просвета сосудов.

Движение крови по сосудам возможно благодаря разности давлений в начале и в конце круга кровообращения. Кровяное давление в аорте и крупных артериях составляет 110-120 мм рт. ст. (то есть на 110-120 мм рт. ст. выше атмосферного); в артериях 60-70, в артериальном и венозном концах капилляра – 30 и 15 соответственно; в венах конечностей 5-8, в крупных венах грудной полости и при впадении их в правое предсердие почти равно атмосферному (при вдохе несколько ниже атмосферного, при выдохе несколько выше).

Артериальный пульс – это ритмичные колебании стенок артерий в результате поступления крови в аорту при систоле левого желудочка. Пульс можно обнаружить на ощупь там. где артерии лежат ближе к поверхности тела: в области лучевой артерии нижней трети предплечья, в поверхностной височной артерии и тыльной артерии стопы.

Это конспект по теме «Кровеносная система. Кровообращение». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Обмен веществ
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии.

Источник