Конспект урока по физике по теме сообщающиеся сосуды
План-конспект
урока «Сообщающиеся сосуды»
Автор: Ощепкова Анна Валериевна, учитель физики МКОУ «Мильковская средняя общеобразовательная школа №1»
Класс: 7
Предмет: физика.
Тема урока: Сообщающиеся сосуды
Базовый учебник: «физика-7» Перышкин А.В., 2010 г.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.
Задачи урока:
- образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;
- развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, развивать навыки самостоятельной работы;
- воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, воспитание толерантности( при работе в парах), умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, различные виды сообщающихся сосудов, пластиковые бутылки, трубки от капельниц, пластилин, презентация «Сообщающиеся сосуды», ЭОР
Структура урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Повторение изученного материала (разминка). | Сообщение задания. | Работа на интерактивной доске. | 7мин. |
2 | Постановка учебных проблем. | Наводящие вопросы, демонстрации. | Ответы на вопросы, формулировка цели урока. | 2 мин. |
3 | Изучение нового материала. | Беседа, эксперимент, демонстрации. Просмотр видеоролика. | Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах. | 15 мин. |
4 | Физминутка. | Учитель в процессе демонстраций свойств сообщающихся сосудов, подкрашивает жидкость и в это время предлагает построение модели диффузии., используя программу «Живая физика», Мальчики-молекулы воды, девочки- молекулы краски. | Учащиеся, перемещаясь по классу, демонстрируют поведение молекул. | 2 мин. |
5. | Моделирование. | Учитель предлагает из подручных средств, стоящих на партах у учащихся изготовить сообщающиеся сосуды. | Изготовление сосудов, проверка свойств сосудов. | 7 мин. |
6. | Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. | Беседа. | Ответы на вопросы, беседа. | 3 мин. |
7. | Выполнение учащимися контрольного задания | Обобщение ответов учащихся. | Работа за компьютерами, выполнение тестирования. | 7 мин. |
8. | Итоги урока. | Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. | Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. Голосование смайлами. | 3 мин. |
Ход урока.
1. Учитель и ученики приветствуют друг друга.
2. Начинается разминка. Учитель предлагает ученикам выполнить задания различного уровня сложности на интерактивной доске.
1.Анаграммы.
Давление -Ниеледав, Сила-Алси, Высота-Тавысо, Плотность-Ностьплот, Ньютон-Нотнью, Паскаль-Кальсап, Площадь-Щадьпло.
2. Соотнеси физическую величину и её единицу измерения. Соотношение отображается с помощью инструмента маркер.
3.Соотнеси понятие и его определение. Возможность перетаскивания объектов.
4.Поставь верный знак.
5.Допиши формулу. Это задание с проверкой, верные ответы скрыты за шторкой.
Работают ученики по цепочке, маркер доски служит эстафетной палочкой.
На доске появляется картинка сообщающихся сосудов. Презентация.
3.Учитель. Что общего между чайником и фонтаном? Чем интересно строение этих сосудов?
Модель сообщающихся сосудов
Учащиеся. Их части соединены между собой.
Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради).
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. (Вся беседа сопровождается демонстрациями.)
Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимаем и в одну из трубок наливаем воду. Что произойдет, если открыть зажим?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради).
4. Далее проводится ФИЗМИНУТКА. . Ученики строят модель физического понятия диффузия и в программе «Живая физика» моделируют её изменение от температуры.
Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму?
Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).
Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?
Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.
Учитель. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся записывают в тетради).
Попробуйте доказать это, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.… Проверим ваш результат.
По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = g1h1, p2 = g2h2, отсюда g1h1 = g2h2, т.е h1 : h2 = 2:1.
Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям. (Учащиеся записывают в тетради).
Учитель. Давайте просмотрим видеоролик, наглядно демонстрирующий все свойства, которые мы сейчас рассмотрели.
Видеоролик “Закон сообщающихся сосудов” (При загрузке видеоролика учитель должен учитывать время скачивания материала.)
5. Учитель. У Вас на партах находятся пластиковые бутылки, трубки от капельниц, пластилин, используя их, изготовьте модели сообщающихся сосудов и еще раз пронаблюдайте их свойства. (Учащиеся работают в парах)
6.Учитель. Где Вы наблюдали сообщающиеся сосуды на практике?
Учащиеся. Это различные предметы посуды, гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.
7.Учитель. Молодцы! Ну, а сейчас пришло время проверить ваши знания по данному вопросу. (Учащиеся занимают место у компьютеров.)
Тест для самопроверки
8.Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Учитель выставляет оценки и благодарит учеников за работу на уроке. Записывается задание на дом и начинается голосование смайлами.
Если на уроке ученику было комфортно, интересно, то он голосует веселым смайлом, если нет – грустным. Смайлы кладут на чаши рычажных весов.
Источник
Урок «Сообщающиеся сосуды».
Цель: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно и стенки сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.
Оборудование: стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, модель фонтана, фотографии шлюзов, фонтанов, компьютерная презентация «Сообщающиеся сосуды», компьютер, проектор, экран.
Организационный этап. Актуализация знаний.
К новым знаниям спешим.
По давленью повторим.
Фронтальный опрос.
Работа по индивидуальным карточкам – 3 человека.
Объяснение нового материала.
Чтобы нам продолжить путь,
Надо знанья почерпнуть.
Мы тетради открываем
И сосуды изучаем.
А сосуды эти внизу сообщаются,
Опыты прекрасные с ними получаются!
Сосуды, имеющие сообщение, заполненное жидкостью, называются сообщающимися.
Если в сообщающиеся сосуды налить однородную жидкость, то она в них установиться на одном уровне.
Демонстрируются сосуды. Опыт.
Доказательство:
P1=P2
так как жидкость покоиться
gρвh1= gρвh2
так как ρв=ρв
h1= h2
Закон сообщающихся сосудов.
В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.
Задание:
Известно, что в правом колене изогнутой трубки жидкость находится возле точки С. Сделайте в тетради такой же рисунок и покажите на нем расположение свободных поверхностей жидкости в обоих коленах трубки.
Если в сообщающиеся сосуды налиты разнородные жидкости, то столб жидкости меньшей плотности будет выше.
Демонстрация опыта.
Доказательство:
P1=P2
так как жидкость покоиться
gρвh1= gρкh2
так как ρв>ρк
h1< h2
Закон сообщающихся сосудов.
При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Задание.
В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?
Задачи:
В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как располо
жатся жидкости? (Вода будет выше ртути (по давление на дно
в обоих случаях будет одинаковое.))
Рассмотрите рис. а-в и ответьте на вопрос: что произойдет
с жидкостью, если открыть кран? (На рис. а – из правого колена
жидкость будет перетекать в левое, пока уровень жидкости в
сосудах не уравняется; на рис. б – из левого колена жидкость
будет перетекать в правое, пока уровень жидкости в обоих ко
ленах не станет равным; на рис. в – жидкость перетекать не
будет.)
Кофейники равны по объему. В какой кофейник можно налить больше жидкости?
Загадки:
1. Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник.)
Является ли чайник примером сообщающихся сосудов? (Да.)
2. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится. (Чайник.)
Нарисуйте схематично, как располагается вода в чайнике и носике чайника.
3. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод.)
Является ли водопровод примером сообщающихся сосудов? (Да.)
Мойдодыру я родня,
Отверни, открой меня.
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран.)
Применение сообщающихся сосудов.
Устройство шлюза. ( по фотографиям из личного альбома)
Фонтаны. (по фотографиям из личного альбома)
Устройство фонтана (на модели)
Водомерное стекло
Артезианский колодец
Лейка
Чайник
Сообщения учащихся о шлюзах, фонтанах, водопроводах.
Из «Книги рекордов Гиннеса»
Шлюзы
– Самый большой шлюз – в Бельгии, в г. Зеебрюгге. Его объем 655 300 м3, размеры 500 х 57 хх 23 м. Шлюз Берендрехт в Антверпене такой же длины, но шириной 68 м, глубиной 13,5 м и объемом 459 000 м3.
– Самый глубокий шлюз – Карапатело – в Португалии, на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 м.
– Самый большой перепад уровней (~ 68,58 м) – в шлюзовой камере на канале Шарлеруа в г. Брюгге (Бельгия). Два 236-колесных кессона грузоподъемностью 1350 т каждый, по наклонной плоскости перемещают судно на 1432 м в течение 22 мин.
Фонтаны.
– Самый высокий фонтан – на Фаунтин-Хиллз (США) – был по строен по заказу одной очень крупной фирмы и обошелся ей в 1,5 млн долл. При максимальном напоре 26,3 г/см? и расходе 26 500 л/мин высота струи составляет 170 м.Масса воды в ней более 8 т, скорость течения 236 км/ч.
– Самая высокая водонапорная башня (64 м) была построена в 965 г. в г. Юнион, США. Ее емкость 9 462 000 л.
Водопровод
– Самый протяженный в мире водопровод (563 км) проходит от г. Прета (Австралия) до золотогоприиска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 г.
– Самая протяженная водопроводная сеть (8 тыс. км) в нашей стране – в Москве. Её строитель которого началось в 1781 г. с 16-километрового Мытищинского водопровода, вступившего в строй в 1804 г.
Итог урока.
Окончен на сегодня путь,
Пора немного отдохнуть.
Расстроены ребята? Нет!
Тогда для вас ларец конфет!
Домашнее задание:
§ 39, упр 16 (1,2)
* Изготовить модель сообщающихся сосудов.
Источник
Предмет: Физика
Класс: 7в
Дата: 09.02.2016
Тема урока: Сообщающиеся сосуды
Цель урока:
образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Методы урока: словесный, наглядный,
Форма урока: коллективная
Задачи урока:
Исследовать поведение жидкости в сообщающихся сосудах;
Обобщить опыт, накопленный человеком в использовании знаний о сообщающихся сосудах.
Оборудование: видеопроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация «Сообщающиеся сосуды», различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой.
Межпредметная связь: география
План урока:
Организационный момент.
Мотивация.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление материала.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Выставление и комментирование оценок.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня дежурный в классе? Есть ли отсутствующие ученики? (дежурные отвечают на вопрос учителя)Как настроение у всех? (ученики хором ответили: – Хорошее настроение!)Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и ум. Все ли готовы к уроку? (учащиеся отвечают хором: – Да!)Начинаем тогда урок.
II. Мотивация.
– Ребята, для начала давайте вспомним, какую главу физики мы сейчас изучаем и повторим уже полученные знания по этой главе. Вашему вниманию я предлагаю тест, который мы решим коллективно. Тест вы будете делать со специальным устройством для тестирования, которое называется Activote. С этим устройством вы уже знакомы и знаете как с ним управлять, думаю вы справитесь. А теперь, обратите внимание на интерактивную доску.
Вопросы:
1) В каких единицах измеряется давление?
А) Н В) Па С) кг
2) Укажите где правильно написана формула давления?
А) P=mg В ) P=F*S С ) P=F/S
3) Как передают давление жидкости и газы?
А) во все стороны одинаково
В) в направлении внешнего воздействия
С)расположены в определенном порядке
4) Как называется прибор для определения давления жидкости и газов?
А) шар Паскаля В) мензурка Паскал С) весы Паскаля
5) Сколько Па содержится в 2кПа?
А) 20Па В) 2000Па С) 200Па
6) Как называются машины, действие которых основано на законах движения и равновесия жидкостей?
А) легковые машины В) грузовые машины С) гидравлические машины
Я вам всем желаю удачи в изучении нового материала, и чтобы каждый получил пять за активную работу на уроке!
III. Актуализация знаний.
– Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел физики, давление твердых тел, жидкостей и газов. И сегодня объектом изучения на нашем занятий мог бы стать чайник или кофейник с вашего кухонного стола, а может быть лейка с помощью которой вы поливаете цветы, в основу устройств которого ляжет принцип сообщающихся сосудов. Итак, тема нашего сегодняшнего урока – сообщающиеся сосуды. Давайте, открывайте тетради и записываем дату и тему урока. (ученики тем самым записывают дату и тему урока.)
IV. Изучение нового материала.
Самые простейшие сообщающееся сосуды это две стеклянные трубки, соединенные между собой резиновым шлангом. Если налить жидкость в одну из этих трубок, то мы с вами увидим, что уровень жидкости в обоих коленах, а так будет называться трубки сообщающихся сосудов, уровень жидкости в обоих коленах одинаков. С чем же это может быть связано? Давайте вспомним тему предыдущего занятия «Давление жидкости на дно и стенки сосудов». Высота столба жидкости сейчас одинаков. Жидкость в обоих коленах одна и та же. А значит и давление одинаково. Давайте посмотрим что произойдет если поменять расположение колен в сообщающихся сосудов. Я могу поднять одно колено выше другого, я могу опустить одно колено ниже другого, я могу наклонить колено по отношению к другому. Что вы могли заметить при проведении всех этих вариантов эксперимента. Я думаю, каждый для себя отметил, чтобы не происходило с коленами уровень жидкости остается одинаков в одном и другом колене. Значит, сосуды, имеющие между собой сообщение или общее дно, называют сообщающимися. (в это время ученики записывают определение в тетради)
А также есть и такие виды сообщающихся сосудов у которых тоже одно общее дно. (слайд №1)
Хотелось бы посмотреть, что произойдет если жидкость который будем мы наливать в наши сообщающиеся сосуды окажется не однородные, а разнородные. Возьмем два сосуда в одном из которых подсолнечное масло, а в другом подкрашенная вода и сообщающиеся сосуды. Нальем подкрашенную воду, а затем добавим в сосуд подсолнечное масло. Мы с вами видим, что эти жидкости разнородные, их плотности различные и между собой они не смешиваются. В одном колене у нас находится подкрашенная вода, а в другом подсолнечное масло. И мы видим, что уровень жидкости в этих коленах различные.
Посмотрите на картинки, как располагается жидкость в сообщающихся сосудах? (слайд №2) (ученики: на одном уровне)
Учитель: Да правильно жидкость располагается на одном уровне.
Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне, а жидкости с разной плотностью устанавливаются на разных уровнях. (слайд №3) (учащиеся записывают закон в тетради)
Ребята, а теперь давайте немножко сделаем физминутку. Наверное вы утомились. Смотрите все на экран и читая стихи повторите все движения, потом мы приступим ко второй части нашего урока. (слайд №4)
Очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
если правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
делай влево поворот.
Воздух обладает массой,
мы попрыгаем по классу.
К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!
Переходим к выполнению второй задачи урока – узнаем, каковы возможности использования сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов
– А как вы думаете где используются сообщающиеся сосуды? (учащиеся высказывают свои мнения)
Оказывается все моря и океаны мира являются тоже сообщающимися сосудами. Ведь все они соединены между собой проливами. Поэтому уровень моря во всем мире одинаков.
Сообщающиеся сосуды используются в быту, технике, природе. (слайд №5)
Шлюз
Водопровод Фонтан
Чайник, лейка
Фонтан.
Действие фонтана также основано на принципе сообщающихся сосудов. Вода из резервуара течет по трубке и стремится подняться до того же уровня, что и в большом сосуде. Но трубка заканчивается, и вода бьет фонтаном вверх. Даже если расположить шланг так, чтобы его уклон поднимался вверх, вода не перестает быть из фонтана.
Взгляните на экран, здесь изображены разные фонтаны, которые находятся в нашем родном городе Уральск. (слайд №6)
Фонтаны обязаны своим существованием знаменитому греческому изобретателю Герону Александрийскому, жившему в I-II в.н.э. (слайд №7)
Современный водопровод
Практический такой же фонтан вы наблюдаете каждый день, открывая кран, потому что действие водопровода основано на том же принципе. Принцип действия водопровода заключается в том, что на высокой башне устанавливается бак для накопления воды. От него идут трубы с ответвлениями, концы труб в квартирах домов закрыты кранами. Так как трубы и бак – сообщающиеся сосуды, то при открытии крана вода начинает течь. Такой водопровод не может подавать воду на высоту, большую, чем высота уровня воды в баке. (слайд №8)
Шлюз
Шлюз используется для перевода судов с одного уровня реки на другой. Устройство шлюза также основано на принципе сообщающихся сосудов. (слайд №9)
Также сообщающимися сосудами являются артезианские колодцы и гейзеры. Кто мне скажет, что называется гейзерами? Вы должны знать что такое гейзеры из курса географии? (ученики отвечают что такое гейзеры, затем учитель дает им полное определение)
V. Закрепление материала. (Исследовательская работа)
– Ребята, теперь для закрепления нашего сегодняшнего урока давайте повторим изученное.
Какие сосуды называются сообщающимися? (ученики дают определение сообщающихся сосудов )
Теперь обратите внимание на экран. Смотря на рисунок ответьте на вопрос? (слайд №10), (ученики отвечают, что уровень в трубке будет одинаков так, как однородные жидкости находятся всегда на одном уровне. В этом опыте однородной жидкостью является вода.)
Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике. (учащиеся отвечают: фонтан, чайник, лейка, водопровод, трубы)
– Молодцы, ребята, я теперь давайте для полного закрепления темы сделаем сами сообщающиеся сосуды. У Вас на партах находятся пластиковые стаканы, трубки, подкрашенная вода, ножницы, используя их, изготовьте модели сообщающихся сосудов и еще раз пронаблюдайте их свойства.(Учащиеся работают сначала в группе и отдельно делают сообщающиеся сосуды, затем соединяют сделанные сосуды и туда наливают жидкость. Для того, чтобы опыт получился подкрашенная вода должна течь от основного стакана через трубки в другие стаканы. )
VI. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. А вам понравился сегодняшний урок? (ученики отвечают на вопрос учителя). Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов в разных технических устройствах. Всем спасибо за работу. Записываем домашнее задание.
VI. Домашнее задание
Обязательное: изучить §38
Дополнительное: подумайте, из каких еще средств можно сделать сообщающиеся сосуды. (учащиеся записывают домашнее задание в дневники)
VII. Выставление и комментирование оценок.
(учитель оценивает активно участвовавших на уроке учеников)
Урок окончен, ребята. До свидания!
Источник