Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда thumbnail

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков по изготовлению  керамического сосуда.

Задачи формирования УУД.

Личностные: проявлять внимательное, вдумчивое и уважительное отношение к объектам культурного наследия, стремление к их изучению, уважение к мастерству и творчеству мастеров; проявлять стремление к познавательной самостоятельности и добросовестному выполнению работы.

Регулятивные: организовывать рабочее место для работы с пластилином, поддерживать порядок на рабочем месте в течение урока; ориентироваться в задании, принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу, осуществлять поэтапный и итоговый контроль и вносить коррективы в работу; производить оценку работы.

Познавательные: воспринимать и анализировать учебную информацию (текст, рисунки, инструкции) и обсуждать её; понимать предлагаемый план действий; выполнять работу по инструкции; проявлять учебно-познавательный интерес, догадку.

Коммуникативные: вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого; производить оценку работы товарищей, проявляя доброжелательность и интерес.

Уметь: выполнять простейшие приёмы лепки из пластилина.

Оборудование: учебник «Технология» 4 класс, презентация, пластилин, стек, дощечка.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

1 мин

-Добрый день ребята! Садитесь! Сегодня урок технологии проведу у вас я, меня зовут Лариса Александровна.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Проверьте, всё ли готово к сегодняшнему уроку? (Учебник, пластилин, стек, дощечка)

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

II.Актуализация знаний

Работа с П.О.Т.

2 мин

-Сегодня мы с вами будем работать с одним материалом, а вот с каким именно, вы узнаете, если решите ребус.

-Что это?

-Какие правила техники безопасности с пластилином вы знаете?

Правила безопасной работы с пластилином.

1.  Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.  По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Отгадка: пластилин

Учащиеся вспоминают технику безопасности с пластилином.

III.Постановка целей и задач урока.

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 мин

-Как вы поняли, сегодня мы с вами будем работать с пластилином. А вот что мы будем делать из пластилины вы догадаетесь, когда посмотрите на этот сосуд, как вы думаете, что это?

-Из чего он сделан?

-Кто знает, как называется искусство изготовления изделий из глины?

-Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?

-Вы почти правы, наша тема Керамика в культуре народов мира

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Глиняный горшок

Из глины

Керамика

Изготовление глиняных сосудов. Керамика.

Научиться лепить глиняный сосуд, узнать о керамике.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1)Вступительная беседа.

2)Демонстрация образца изделия.

3)Анализ образца.

4)Назначение изделия.

13 мин

-Чтобы узнать о возникновении и создании глиняных горшков мы с вами обратимся к тексту учебника.

-Откройте страницу 4. Прочитайте название 1-ого раздела, как вы его понимаете?

-Прочитайте про себя эпиграф, что подразумевает под этой фразой Великий князь Симеон Гордый?

-Так давайте же узнаем, когда и как в прошлом делали глиняные горшки, начнём читать текст в учебнике со страницы 5 (до 10 с.) по одному предложению.

-А теперь рассмотрим наш пластилиновый кувшин. Посмотрите, так должна выглядеть наша работа в конце урока.

1)Как называется изделие, которое мы будем выполнять?

2)Какую форму должно иметь наше изделие? Объёмную или плоскую?

3)Какой материал необходим для выполнения работы?

4)Какие инструменты будем использовать?

-Ребята, а где можно использовать сделанный нами кувшин?

Предположения учащихся.

Нужно помнить прошлое своего народа.

1)Кувшин

2)Объёмную

3)Пластилин.

4)Стек.

Для декоративного оформления комнаты дома, класса.

V. Первичная проверка понимания

1)Краткий инструктаж.

2)Практическая работа

3)Физкультминутка

20 мин

-Посмотрите на сделанную мною модель кувшина из пластилина. Как вы думаете, как я  её выполнила?

-Из каких фигур она состоит?

-Сначала я отрезала стекой половину бруска пластилина. От одной половины отрезала меньшую часть. Взяла большую пластинку и скатала её  в форму шара. А потом пластинку меньше этой и скатала цилиндрик правильной формы. Поставила цилиндр на шар. Сгладила место соединения двух фигур. Взяла наименьший кусочек пластилина и вылепила из него 2 жгутика, чтобы сделать донышко и горлышко сосуда. На этом, работа по лепке сосуда заканчивается.

-Приступайте к выполнению работы самостоятельно (Сначала надо отрезать и т.д.)

Вверх и вниз рывки руками, 
Будто машем мы флажками. 
Разминаем наши плечи. 
Руки движутся навстречу.
Руки в боки. Улыбнись. 
Вправо-влево наклонись.
Приседанья начинай. 
Не спеши, не отставай.
А в конце — ходьба на месте, 
Это всем давно известно.

Из разных брусков пластилина, из одного бруска и т.д.

Из цилиндра, шара и т.д.

Учащиеся прослушивают, порядок работы над изделием.

Делают самостоятельно или с помощью подробного показа учителя.

Выполняют упражнения вместе с

учителем.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа с П.О.Т.

5 мин

-Давайте посмотрим, как вы выполнили кувшин.

-Пусть к доске выйдет 1(2,3)ряд и представит всему классу свои кувшины.

-Чья ваза вам понравилась больше всего? Кому мы можем поставить отметку 5,4…?

-Молодцы, ребята, все без исключения справились с заданием.

-Ребята, какая тема у нас была на уроке?

-Какую цель вы перед собой ставили?

-Добились вы своей цели?

-Окончив работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.

Учащиеся представляют свои кувшины и оценивают кувшины других ребят.

Керамика в культуре народов мира.

Научиться лепить глиняный сосуд, узнать о керамике.

Да

Учащиеся убирают своё рабочее место.

VIII. Информация о домашнем задании.

1 мин

-На дом вам будет задание украсить кувшин так, как вам захочется.

Учащиеся записывают домашнее задание.

IX.Рефлексия

1 мин

-Оцените свою работу на уроке с помощью брусочков пластилина.

Если у вас на уроке всё получилось, то поднимите перед собой красный брусочек пластилина.

Если у вас получилось не всё, то синий.

Если у вас ничего не получилось, то поднимите чёрный пластилин.

-Ребята, спасибо вам за работу на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу, поднимают красный, синий или чёрный пластилин.

Источник

Инфоурок

Технология
›Презентации›Презентация к уроку технологии по теме “Керамика” (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева

Описание слайда:

Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева

2 слайд

Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а так­

Описание слайда:

Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а так­же сами эти изделия. Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку. В ней как в зеркале отразились различные эпохи*. Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.

3 слайд

Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского

Описание слайда:

Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.

4 слайд

В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку с

Описание слайда:

В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охва­тывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает. А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Современная керамическая посуда

5 слайд

А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люд

Описание слайда:

А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.

6 слайд

Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а кост

Описание слайда:

Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костёр. Над костром устанавливается котелок. Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.

7 слайд

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда

8 слайд

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда

9 слайд

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда

10 слайд

Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не

Описание слайда:

Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, изли­шеств, которые мастер добавлял бы от себя ради того, чтобы выделиться. Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок… Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!

11 слайд

Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты про

Описание слайда:

Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение. Современные мастера изучают и возрожда­ют культуру предков.

12 слайд

Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних с

Описание слайда:

Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности. На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой. Но приглядимся внимательнее: во многих рисун­ках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.

13 слайд

Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается

Описание слайда:

Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики. Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.

14 слайд

Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны и

Описание слайда:

Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны или дождь. Вода, как и Солнце, источник жизни. Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.

15 слайд

В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах.

Описание слайда:

В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах. В древних росписях все символы спле­таются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.

16 слайд

Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а сост

Описание слайда:

Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а состав­лял из строго определённых символов. По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красо­ты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.

Выберите книгу со скидкой:

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда

Курс повышения квалификации

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-807013

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок технологии на тему «Кувшин» (Лепка из глины)

План – конспект урока
Цели и задачи:
– Познакомить детей с некоторыми элементами быта разных народов, способствовать развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, расширять детский кругозор.
– Формировать художественную культуру учащихся.
– Учить организовывать свою деятельность.
– Развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного.
– Воспитывать любовь к творчеству, доброжелательное, уважительное отношение к народному творчеству, стремление к созиданию через собственный труд.
Цель для учащихся:
Научиться лепить кувшин, передавая характерные особенности.
Совершенствовать технические приёмы лепки из целого куска глины.

Межпредметные связи технологии с обществознанием, изобразительным искусством.

Оборудование:
– глина (вымешанная),
– стеки,
– клей в баночках,
– баночки для воды,
– тряпочки (сухая и влажная),
– таблицы с образцами узоров для украшения поверхности глиняных изделий,
– горшочки (демонстрация этапов выполнения работы по изготовлению глиняных горшочков).

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
– Все мы знаем, что издавна человек не может обходится без посуды. В быту посуда просто необходима; в ней едят, готовят, хранят пищу. Скажите в чем подают на стол воду, соки, молоко?
– Чем отличается кувшин от графина?
Графин.
Когда-то его называли “карафин”. Слово это довольно старинное, берёт корни из арабского языка. Предполагают, что происходит от арабского глагола “черпать”. Но сейчас графинами ничего не черпают. Графины, как правило, выглядят как некий сосуд, представляющий собой два соединённых между собою элемента. Это нижняя часть (вместилище для жидкости) и верхняя (удлинённое горлышко). Третий элемент – это крышка в виде пробки. Она является отдельным элементом и тоже чаще всего бывает стеклянной. Самое его первое и главное отличие от кувшина в том, что графин ни ручки не имеет, ни носика для более удобного переливания из него жидкости в другие посуды.
Кувшин.
Он может быть очень похожим внешне на графин. Но есть и отличия:
Кувшины могут быть глиняными, а графины нет. Кувшины и с ручками бывают, и с носиками. А у графинов их нет.
III. Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе.
– Перед работой давайте вспомним правила работы Т.Б.:
– Куда кладём вымешанную глину? (На дощечку).
– Что делать с грязными руками? (Вытереть салфеткой).
– Как работать со стеками? (Не ковыряться в зубах, не размахивать в разные стороны и т.д.).
– Можно ли толкать соседа локтем? (Нет. Можно нечаянно нанести травму).

Читайте также:  Таблетки для лечения сосудов нижних конечностей

Порядок изготовления горшочка:
– от целого куска отщипнуть маленький кусочек, скатать шарик, отложить;
– из оставшейся глины скатать шар;
– сделать донышко;
– методом вдавливания большим пальцем в середине шара сделать углубление;
– методом расплющивания вытянуть стенки шара и придать изделию форму горшочка;
– сформировать горлышко и носик;
– загладить водой;
– привести руки в порядок (вытираем по очереди мокрой, а потом сухой тряпочкой);
– из маленького шарика скатать колбаску, придавая форму ручки;
– приклеить к горшочку, прижать.

Беседы к уроку
– У разных народов могут быть разные формы кувшина, в основном, из-за разного назначения кувшинов. Различают следующие виды кувшинов:
— Кувшин для воды, молока – низкий, широкий, округлый.
— Кувшин для сока, компота – удлиненной формы с крышкой.

– У украинцев – куманец — глиняный сосуд для воды, кваса. Куманец был символом украинской ярмарки, самобытной украинской жизни. Такой куманец, да не один, а несколько сразу, одевали на палку двое молодцов и разносили по базару с шутками и прибаутками. Куманец поворачивали на палке, не снимая ее с плеч, поэтому делался он похожим на бублик. Впоследствии куманец стали делать уже без дырки «от бублика», а сам куманец превратился в флягу.

– На Кавказе родники были местом встреч молодых людей, где нередко горцы подыскивали себе невест, а кувшин являлся носителем деликатной информации об его владелице.
Так, обладательница изящного сосуда с утонченным горлышком – незамужняя девушка, а сосуд с коротким горлышком и менее изящной формы говорил о том, что его хозяйка замужем. Заигрывать с ней или отпускать вслед комплименты считалось верхом неприличия.

– Давным-давно, приблизительно в 10 веке, через Астрахань проходил Великий Шелковый путь – это дорога, по которой шли караваны с товарами из стран Востока в Европу. Проходил он через Среднюю Азию, а затем по побережью Каспийского моря. По морю везли товары на кораблях, а по пустыне на верблюдах, которых тоже называли кораблями. Астрахань была пристанищем, торговой точкой и таможней. Но до Астрахани надо было добраться. Труднее всего было купцам в пустыне, если заканчивалась вода. Вот и решили азиаты в пустыне, в городе Карши, создать гончарную мастерскую – это помещение, где из глины делают посуду: кувшины, пиалы, подносы из глины. Изготавливают они посуду или вручную, или при помощи гончарного круга. Изготавливали эти мастера кувшины. Только были эти кувшины с загадкой. Они были огромных и небольших размеров. Большие кувшины имели размеры в несколько метров. Их называли хумы. Эти кувшины находились по самое горлышко в мокром песке, поэтому вода в них всегда была холодная. Кувшины средних размеров наполняли этой водой и продавали путникам, проезжавшим по Шелковому пути. Купцы помещали кувшины с водой в мешки, свисавшие с боков верблюдов.
IV. Подведение итогов урока.

Список использованной литературы
1. Лариш Цецилия Сам себе гончар. Москва: Изд-во Аркаим, 2004.
2. Яковлев С.М. Волшебная глина. Смоленск: Изд-во Русич, 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда
Медведь из глины или пластилина. Мастер-класс

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда
Подкова из глины своими руками

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда
Панно из глины на тему: Дары Осени. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Конспект урока по технологии 4 класс лепка простого сосуда
Дымковская барыня из глины своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Ооредилгелиг-кижизидилгелиг план.

17.04.2015. Пятница

Лепка кичээли.

Тема: Весенняя травка

Сорулгазы: 1. Уругларга пластилини кезектерге чарарын уламчылап ооредиир.

2. Уругларнын салаларын сайзырадып шойбек палочкаларны адыш иштинге ойдурер.

3. Уругларны демниг, найыралдыг болгаш арыг-силиг пластилин – биле ажылдарынга кижизидер.

Херек чуулдери: пластилин, салфетка, доскалар, часкы бойдустун чуруу (оът-сиген)

Кичээлдин чорууду:

  1. Орг.кезээ: – Экии,уруглар! Бо хун бис кичээливисте чкаскы шыкта унуп олурар сигеннерни хевирлеп пластилин – биле кылып ооренир бис.

  2. Кол кезээ:

Чазын оът-сиген кандыг оннуг болурул? (ногаа)

Ынчангаш ам ногаан оннуг пластилиннерден шилип алгыылынар. Частын чылыг хуннери эгелээн даштын ойнаар шолчугештеривис ногаан оннуг оът-сиген, чечектер частып унуп эгелээр, шээй уруглар. Ам даразында бистин кылыр чуулувус-сигенчилер. Ону кижи бурузу кылыптар болзувуса будун ойнаар шолчугежитин нога оннуг шыкчыгажын шыва берген оът-сигеннерин кылыптар шей бис. Ам мен силерге канчаар кылырын айтып, чижээн коргузейн шупту менче кичээнгейлиг корунер, уруглар.

Бо мээн кылганым сиген-дир. Ол болза палочка хевирлиг шойбек. Ынчангаш ам шупту кылып эгелээлинер, кижи бурузу чараш кылдыр ковей санныг сигеннерден кылыпталынар, уруглар.

Сула шимчээшкин: «Ветерок»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Деревцо все выше, выше.

Башкы кылып чадап турар уругларга дузалажып. Оът-сигени улаштыр кылырлар, уруглар.

Быжыглаашкын:

Хаа, чаражын! Кандыг кончуг ковей, чараш оът-сиген кылып каапканынар ол, уруглар? Будун шолчугешти шыва алабээр.

– Кым коргузуптерил сигени канчаар адыштарынга ойдуруп кылырын?

Туннели: Эр-хейлер, уруглар! Арыг-силиг кичээлдединер. Кичээл тонген, дыштанып алынар, уруглар.

Ооредилгелиг-кижизидилгелиг план.

03.04.2015. Пятница

Лепка кичээли.

Тема: «Лучик солнышка»

Сорулгазы: 1. Уругларга пластилини ийи холунун адыштарынга дорт хевирни ойуп ооредиир.

2. Уругларнын салаларын сайзырадыр.

3. Уругларны арыг-силиг пластилин – биле ажылдарынга кижизидер.

Херек чуулдери: пластилин, салфетка, доскалар уруг бурузунге.

Кичээлдин чорууду:

  1. Орг.кезээ: – Экии,уруглар! Бо хун бис кичээливисте пластилинден хуннун херелдерин хевирлеп тудуп ооренир бис, уруглар.

  2. Кол кезээ:

Бо мээн холумда дощечка, дощечканын ортузунда хуннун ортузу борбак сарыгоннуг тогерик саазын.

Уруглар, ам хуннун тогеринче чузу четпес-тир? Хуннун херелдери четпес шээй. Чок, корунер даан. Ынчангаш, ам Бистер бо хуннун херелдер ин кылыр бис. Пласилиннин кандыг онун шилип алыр бис, уруглар? Бо тогерик ышкаш сарыг оннуг плвастилин шээй.

Читайте также:  Что принимать при спазме сосудов

Бо шилип алган пластилинивисти кезектерге узуп алылынар, оон адыжывыска шойбек кезектерни ойдуруп кылыр бис.

Ол хуннун Херелдери дорт болгаш шойбек болур ургалар.

Бо мээн хуннун херелдери дег кылып эгелээр силер че , уруглар.

Сула шимчээшкин: Башкы шулук чугаалап бээр. Уруглар шулук аайы биле шимчээшкинерни кылыр.

Выглянула солнышко,

Блещет на лугу,

Я навстречу солнышку

По травке бегу.

И ромашки белые

Рву я на лету.

Я веночек сделаю,

Солнышко вплету.

Башкы кылып чадап турар уругларга дузалажып. Ол кылып алган хуннчугештеривисти ам биске кежээге бээр хуннээр, уруглар.

Быжыглаашкын:

Ынчангаш ам эки ажылдаан уругларымга айтырыглар салыптайн:

-Бо хун бис кичээливисте чуну кылдывыс уруглар?

-Херелдери канчаар кылган бис, коргузуп корунерем?

Ам холдарывыс арыглап аштап алгаш, салфеткаларынар чангыс черге салыр силер, урглар.

Туннели: Эр-хейлер, уруглар! Арыг-силиг кичээлдединер. Кичээл тонген, дыштанып алынар, уруглар.

Ооредилгелиг-кижизидилгелиг план.

15.04.2015. Пятница

Чугаа сайзырадылгазынын кичээли.

Тема: Кто что есть? Домашние животные и их детеныши

Сорулгазы: 1. Уругларга азырал дириг амытаннар – биле болгаш оларнын чаш оолдарын шын адын билиринге ооредирин чедип алыр.

2. Уруг бурузунун дыл- домаан, кичээнгейлиг болурун, чугаазын сайзырадыр.

3. Азырал дириг амытаннарга ынак болурунга кижизидер.

Херек чуулдери: Сюжетиг чуруктар, сут стаканда.

Кичээлдин чорууду:

  1. Орг.кезээ: – Экии,уруглар! Бо хун бис кичээливисте азырал дириг амытаннарны, оон чаш оолдарын танып, шын адып, оларнын чиир чемин оорениир бис, уруглар.

  2. Кол кезээ:

Ам силерге мен тывызык салыйн, силер ону тывар силер шуве.

ногаан чиир чиир болгаш биске сут бээр чуу дир ол, уруглар? (Инек)

мордочко усатая, шубка полосатая, часто умывается? (диспей)

длинная грива, скачет ретива, твердые копытца? (аът)

с хозяином дружит, дом сторожит? (ыт)

Уруглар ыттын оглун (эник) азы орустап шенок дээр, а дииспейнин оглун (дииспейжик) котенок. Инектин (бызаа) теленок, аъттын (кулун) жеребенок.

-Азырал дириг амытаннар чуну чиир урглар? (оът-сиген, сут, хлеб)

-Силенин аваларынар чуну чемгерер дир ытарынарга? (хлеб, сооктер октап бээр)

Чурукту коруп корунер уруглар чуну коргускен дир?

Шын-дыр, азырал дириг амытаннар.

Ыт улуг болур, оглу бичии болур шээй, уруглар. Ынчангаш азырал дириг амытаннар база чаш бичии чаптанчыг оолдарлыг болур . Чаш оолдары авазынын эмиглерин эмер озуп келир кылдыр. Авалары дылы-биле кежин аштап чылгап бээр чаш оолдарын. Оларны камгалаар, чылыдар.

Оюн: сайзырадыр лото: «Домашние животные»

Сорулгазы оюннун: уругларнын угаан-медерелин сайзырадыр. Оюнга сонургалын чедип алыр.

Сула шимчээшкин: Чаптанчыг мээн дииспейим

Зарядкалап кирипти

Холдары-биле хоп-хоп

Буттары-биле топ-топ.

Быжыглаашкын:

Чуну ооренип билип алдывыс, уруглар?

– Азырал дириг амытаннарны шын адын адап, оларнын чаш оолдарын ылгап чугаалап корунерем.

– Ам силер уруглар бичии стаканарда суттерин ижип корунерем. Сутту кандыг дириг амытан берип турарыл? (инек, ошку)

Туннели: Эр-хейлер, уруглар! Дынангыр кичээлдединер. Кичээл моон-биле доозулган дыштанып алынар, уруглар.

Ооредилгелиг-кижизидилгелиг план.

21.04.2015. Вторник.

Чурулга кичээли.

Тема: Рисование дождика.

Сорулгазы: 1. Уругларга кисточканы шын тудуп, кисточка, краска дузазы – биле чуруп ооредиир.

2. Уруг бурузунун дыл- домаан, салааларын, чугаазын сайзырадыр.

3. Кичээлге идекпейлиг болурунга, арыг-силиг ажылдарын кижизидер.

Херек чуулдери: карандаш, краска (гуашь хурен оннуг), кисточка, альбом, стакан суглуг, салфетка.

Кичээлдин чорууду:

  1. Орг.кезээ: – Экии,уруглар! Богун бис чурук кичээлинде чаъс, чаътын дамдыларын чуруп оорениир бис, уруглар.

  2. Кол кезээ:

Корунер даан бо мээн чуруп каан чуруум-дур. Мында, чечектер, шыкта оът-сиген. Олар чаъс манап турар, суггарар кылдыр. А ол чечектернин, оът-сигеннин кырында дээрде булуттарны чуруп каан. Булутардан саарлып чаап баткан чаъс чок шээй, коруп тур силер уруглар.

Ынчангаш ам силер болза чаъсты чуруп ийи дугаар дамды дээш улаштыр-ла аразын дыка чоокшулатпайн мээн чуруп коргускеним-биле домейлеп чуруп корунер урурглар.

Чуруп ооренирде чугле шын тудар кисточканы, саазынын шын салып алыр болгаш арыг-силиг чараш кылдыр чуруур, уруглар.

Уруглар чурутунар.

Сула шимчээшкин: Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать,

Все таки нужные,

Крепкие и дружные.

(уруглар холдарында салаларын санап чугалаарлар)

Башкы чуруп чадап турар уругларга дузалажып.

Быжыглаашкын:

Бо бистин ческтерилиг шыгывыс силенин чураан чаъзынар суггарып каан уруглар. Ам бо чечктер, оон даа улгадып озер.

-Кичээливисте кандыг оннуг краска –биле чаъс чурудунар ургалр?

– Чаъс чагбаска чечектер канчап баар?

Туннели: Эр-хейлер, уруглар! Шуптунарнын чураанынар чараш-тыр, уруглар. Дынангыр кичээлдединер. Кичээл тонген, дыштанып алынар, уруглар.

Ооредилгелиг-кижизидилгелиг план.

13.04.2015. Понедельник.

Познавательное развитие.

Тема: Что делает шофер?

Сорулгазы: 1. Уругларга чолаачынын ажылын билиндирип, шын ададып ооредирин чедип аар.

2. Уругларнын дыл-домаан, чугаазын сайзырадыр.

3. Машинаны чолачы удуртуур, оон ажылын унелеп билиринге кижизидер.

Херек чуулдери: машина, руль, кукла, кубик, посуда ойнааар, чуруктар сюжетиг.

Кичээлдин чорууду:

  1. Орг.кезээ: – Экии,уруглар! Корунер даа мээн холумда чуу-дур? (Машина). Машинаны кым удуртуп, азы башкарып чоруурул? (шофер) чолаачы.

  2. Кол кезээ:

Ам бис кичээливисте чолачы дугайында оорениир бис. Машиналар кандыг хевирлиг болурул, уруглар?

Улуг болгаш бичии машиналарны чолаачы удуртуп чоруур. Ол урелип каар болза чолачы кижи боду кылып алыр.

Улуг машина дээрге – чуък соортур, оон кузовунга хамык чувелерни чудуруп алыр. Чуък машиназынга чуу бар боор ик , уруглар? (кузов). Кузовка болза элезин, хомур, даштар, эт=сеп дээш оон даа оске чувелерни чудуруп алыр боор.

Чиик машиналарга чугле пассажирле азы кижилер олурар боор. Анаа чуну-даа соортуп болбас, чуге дизе кузову чок. Ол машиналарга чолаачы болгаш 4 пассажир олурар болур, урглар.

Ам бо чуруктарда машиналарнын аттарын шын адып корунер, уруглар?

Чолаачы кижи чуну кылыр боор уруглар? Машина мунар, хомур соортуп чоруур, пассажирлер сортуп чоруур, машина кылыр.

Сула шимчээшкин: Балыктар – эштиир

Пагалар – шураар

Ховаганар – ужар

Койгун – даалыктаар

-сырыныгда оът-сиген – чайганыыр

-сывыртаарга – дезип халыр

-угер сылдыс дээрде

-угу хундус удуур.

Быжыглаашкын:

Богун кичээлде чуну оорендивис уруглар?

-Машинаны кым мунуп турарыл?

-Машина урелий бээрге ону кым кылыр?

-Чолаачы куну кылып турарыл?

Туннели: Эр-хейлер, уруглар! Дынангыр кичээлдединер. Кичээл тонген, дыштанып алынар, уруглар.