Конспект урока роспись сосуда

Тема урока: Эскиз декоративной росписи сосуда
Цели и задачи: Воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству , самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности, познакомить с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями с художественными промыслами Гжели.
учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею изделие; формировать практические умения и навыки рисования с образца;
воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
развивать детскую фантазию и индивидуальность
Оборудование: презентация, иллюстрации, таблицы, кисти, краски, альбомный лист, тряпочка, подкладной лист
Ход урока
- Организационный момент.
1) Слайд №2
– Наш урок мне хотелось бы начать с загадки:
Белым снегом замело
Луг и лес, и всё кругом.
И, замёрзнув, речка стала,
Скованная синим льдом.
II. Вступительная беседа
– Какие цвета используются в загадке при описании зимних картин? (синий, белый)
2) слайд №3 Мих. Ник. Ромадин «Зима»
– Зима находит отражение и в творчестве художников.
(дети рассматривают слайд)
– Какие краски и цвета использует художник, чтобы передать прелесть русской зимы?
3) слайд №4 стихотворение А. С. Пушкина «Под голубыми небесами…»
– Свои замечательные стихи адресовал зиме известный вам поэт-классик
– Какими бы красками воспользовались вы, чтобы сделать иллюстрацию к этому стихотворению?
Итог:
– Голубые тени на белом снегу нашли отклик в творчестве русских мастеров. Догадались?
II. Сообщение темы и целей урока.
– На сегодняшнем уроке мы поговорим о гжельской росписи, будем расписывать кувшины .
III. Рассказ о гжельской росписи. ( сообщение делает ученица)
Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.
слайд №5 Гжель
Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин.
Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор. Он воспроизводит сценки народной жизни или цветочные композиции и выполнен в русской национальной манере.
слайд №6 Традиционные изделия гжельских мастеров
Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки.
слайд №7 Использование гжельской росписи для украшения предметов обихода
В наши дни очень модно украшать гжельской росписью самые неожиданные предметы: валенки, кроссовки, ноутбуки и, даже, мотоцикл.
4. Практическая часть
1) повторение элементов гжельской росписи (таблица с образцами на доске)
– Назовите основные элементы росписи, которые собираетесь использовать при росписи своих кувшинов
( усики и завитки, капельки и листочки, синяя роза- как центральный элемент)
– Так как работа очень ответственная и каждый неверно сделанный мазок невозможно будет исправить, то каждый из вас заранее продумал и выполнил предварительный эскиз.
2) эскизы кувшинов, выполненные учениками заранее
3) повторение правил работы с кисточкой
слайд №8
* Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
* Не оставляй кисточку в баночке с водой.
* Не забывай прополоскать кисточку.
5.Физкультминутка
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
6. самостоятельная работа обуч-ся – роспись кувшинов (под музыку)
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить её.
7. Выставка работ обуч-ся
– Как приятно смотреть на творение своих собственных рук, правда? Как можно будет использовать ваши кувшинчики?
( в качестве подарка, поставить на полку в качестве сувенира)
-Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.
8. Итог урока
– Зачем в современной жизни нужны знания о народных промыслах?
( важно помнить о национальных корнях)
– Храните дух, эпоху,
Предметы старины,
Что нам как выдох вдоху
Предшествовать должны.
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение Крымская средняя
общеобразовательная школа № 5
Изобразительного искусства 7 класс.
Тема урока: « Античная керамика.
Декоративная роспись сосуда».
Разработка учителя высшей квалификационной категории
Болдыревой
Шохакат
Вартересовны.
План открытого урока в 7 классе по изобразительному искусству.
Тема урока: Античная керамика.
Декоративная роспись сосуда.
Тип учебного занятия: Комбинированный урок: творческая ситуация и эвристическая беседа. Интеграция внутренняя и с уроками истории; дифференциация задания, группировка дидактических блоков в контексте освоения теории и практики декоративной росписи, на фоне эстетического постижения окружающей действительности и формирования чувства прекрасного.
Цель: приобщение школьников к художественной культуре ознакомление с отличительными чертами искусства Древней Греции, изучение стилей древнегреческой вазописи, особенности чернофигурной и краснофигурной росписи, ознакомление с особенностями росписи мотивов и видов орнамента.
Задачи:
Ознакомление учащихся с видами сосудов античной керамики.
Развитие творческой самостоятельности.
Формирование умений составлять декоративную роспись выбранного сосуда с учетом его формы.
Воспитание эмоционального отклика к произведениям античного искусства.
Оборудование и материалы: информационные материалы к уроку – диск СД. Авторский слайд – фильм, план урока.
Зрительный ряд: иллюстративный материал; учебные таблицы, образцы древнегреческих орнаментов, изображения различных сосудов античной керамики, работы учащихся прошлых лет, рисунки учителя на классной доске.
Музыкальный ряд: греческая музыка «Сиртаки».
Художественный материал: бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра, пастель.
Форма урока:
а) эвристическая беседа
б) дифференцированное творческое задание
в) экспресс – диагностика.
План урока.
2
2.
Дидактический блок 2
Введение в содержание урока.
5
3.
Дидактический блок 3
Теория учебного предмета.
10
4.
Дидактический блок 4
Самостоятельная работа.
20
5.
Дидактический блок 5
Закрепление полученных знаний.
3
6.
Дидактический блок 6
Анализ работ «экспресс-вернисаж»
4
7.
Дидактический блок 7
Подведение итогов урока.
1
Структура и ход урока.
Дидактический блок 1.
– приветствие, организация рабочего места
– сообщение темы и цели урока.
Дидактический блок 2.
Введение в содержание урока:
В древней Греции во второй половине 6в. до нашей эры одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных керамических сосудов. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наиболее известными были: кратер, амфора, пелика, гидрия, лекиф ,кальпида, динос.
Вспомним из курса истории, что амфоры предназначались для хранения оливкового масла, вина, и зерна. Ребята, где вы видели древние амфоры? Что вы знаете о музее Танаисе? Да это крупнейший в России археологический музей – заповедник , который располагается на территории нашего Мясниковского района и мы этим должны гордиться (представить материал по Танаису).
Кроме амфор эллины пользовались кратерами – для смешивания вина, гидриями – для воды, лекифами , которые ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем жизненном пути. Великолепные расписные амфоры вручались победителям олимпийских игр.
Дидактический блок 3
Теория учебного предмета.
Сосуды гончары обжигали в печи. По поверхности красной обожженной глины рисовали черным лаком. Этот стиль называли чернофигурным. Со второй половины 7в. до начало 5в. до нашей эры чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подвергались изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. На вазах кроме орнамента изображались различные сюжеты; охоты, Олимпийских игр, бытовые и исторические сюжеты. Особое место в древнегреческой вазописи занимал орнамент. Многие варианты орнаментов имели символический характер. Например :
морская волна.
Этот орнамент очень часто встречается на фресках на керамике и одежде эллинов. Давайте подумаем почему? Вспомним географию. Греция омывается тремя морями. Какими? Эгейское море с востока. Адриатическое море с запада. И Средиземное море с юга.
лабиринт
крепостная стена
Древнегреческий
орнамент.
Геометрический орнамент
Растительный орнамент
Стили росписи.
Чернофигурный.
Краснофигурный.
Сюжетная роспись.
Объяснение задания на данный урок:
а) выполнить построение рисунка выбранного сосуда или обвести контуры по шаблону.
б) подобрать орнамент для горловины средней части и основания сосуда (обязательный уровень).
в) в центре сосуда выполнить сюжетный рисунок (дополнительный уровень) .
При работе использовать карточки и весь иллюстративный материал на таблицах и доске.
Дидактический блок 4.
Самостоятельная творческая работа – роспись сосуда ( карандаш) .
Ребята представьте, что вы мастера мастерской декоративной росписи и выполняете творческую работу в следующей последовательности.
1.Построение рисунка или обводка по шаблону.
2.Выбор орнамента и разметка его на сосуде (в живописной технике, в технике «граттаж», в технике аппликации из цветной бумаги).
3.Соблюдение ритма орнамента.
4.Выполнить сюжетный рисунок.
Дидактический блок 5.
Закрепление полученных знаний. Рефлексия.
Вопросы для мини викторины:
1.Когда в Греции вазопись стала самой высокоразвитой областью в искусстве?
2.Какие стили вазописи существовали в Греции 5 веке до н. э.
3.Назовите некоторые виды древнегреческих керамических сосудов.
Дидактический блок 6.
Анализ выполненных творческих работ на основе « экспресс – вернисажа».
1.Проводят мастера мастерской декоративной росписи.
– мы любуемся сделанным на уроке.
-мы учимся рассуждать и говорить о своих работах и о работах одноклассников.
-мы сравниваем работы не по мастерству – хорошо или плохо, а по многообразию выражения художественных образов.
Дидактический блок 7.
Подведение итогов урока.
Отметить и поблагодарить активных учеников и тех учеников которые справились с обязательным уровнем и похвалить тех, кто справился с дополнительным уровнем.
Завершение урока.
Дидактический словарь:
Античность – перевод от латинского «древний», история и искусство древней Греции и Рима.
Граттаж – рисунок или картина выполненная техникой царапнья по поверхности пером или другим острым предметом.
Керамика – перевод с греческого глина. Изделия из глины изготовленные гончарами на гончарных станках.
Источник
Тема: Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.
Цель: Познакомить обучающихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; развивать познавательные потребности, способности; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Вступительная беседа.
Из уроков истории вы знаете, что во все времена человек стремился к прекрасному. Древний человек украшал свое жилище. В дальнейшем, по мере развития человеческого разума, он стремился изготовить себе оружие, одежду, посуду. Все эти предметы он украшал по-своему. Если мы обратимся к временам наших бабушек и дедушек, мы увидим, что в основном все предметы быта изготавливались собственными руками. Это и орудия труда: грабки, косы, вилы; посуда, а сделана она была из глины: кувшины, тарелки и т.д.; это и одежда: рубахи, платья, кофты; это и вещи, предназначенные для убранства русской избы: дорожки, рушники, занавески.
Предметы из железа изготавливали кузнецы. Человек, который хорошо умел изготовить посуду и другие предметы быта из глины, назывался гончар. Одежду в те времена умела изготавливать каждая женщина. На Руси каждая незамужняя девушка готовила себе сундук с приданным. Считалось, что размер приданого говорит о том, какая из нее получится хозяйка. Чем тяжелее сундук и красивее изготовлены вещи, тем лучше. Значит девушка – настоящая рукодельница. Узоры придумывали и составляли сами. Говоря современным языком, каждой вещи был присущ свой орнамент. Что же обозначает это слово? В переводе с латинского «орнамент» – это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет декоративные формы, заимствованные из внешних форм животных, растений, путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике. Орнамент появился еще в глубокой древности несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга, пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом делались первые украшения на предметах.
Источником создания оригинальных композиций для орнамента современного человека стала природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков: плоды и листочки разных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
Виды орнамента. Орнамент имеет три разновидности:
Ленточный
Замкнутый
Сетчатый
Ленточный – орнамент обычно располагается в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.
Замкнутый – орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной фигуре (салфетка, скатерть).
Сетчатый – орнамент строится при помощи сетки, на которой расположены различные узоры. Он применяется в оформлении потолка, стен, пола в помещении.
Для выполнения узора используются контрастные цвета:
Красный – зеленый
Оранжевый – синий
Фиолетовый – желтый
Черный цвет придает выразительность узору.
Орнаменты бывают:
Растительные
Животные (зооморфные)
Символические
Комбинированные
Геометрические
Русский орнамент очень разнообразен. В старину декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувство и интересы крестьянина. Например: фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай. Цвет в узоре имел особое значение. Красный выражал восторг, радость, это цвет солнца, огня и жизни. Белый цвет связывался со светом, чистотой. Желтый – цвет солнца. Зеленый сочетался с природой, окружавшей человека.
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых, духов. На воротниках и рукавах рубашек делались вышивки, которые «охраняли» от всякой нечисти.
Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и народу: Россия, Украина, Молдавия, Узбекистан и т.д.
Орнамент можно вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву, металлу. Его можно сплести из кружева, нарисовать красками, карандашами, гуашью.
-Ребята, а вам бы хотелось научиться выполнять такие красивые узоры?
Так как у нас сегодня урок изобразительного искусства, то мы будем рисовать орнамент.
Задание: выполнить узор в полосе, состоящий из одного вида орнамента.
(Работа по шаблону)
Прорисовывание узора простым карандашом.
Правильный подбор цветовой гаммы.
Роспись узора при помощи кисти.
3. Творческая работа обучающихся.
Работу выполняют под музыку П.Чайковского «Вальс цветов».
4. Рефлексия.
-Какие основные виды орнамента бывают?
– Каковы особенности орнамента?
5. Анализ работ обучающихся, выставление оценок.
Дополнительный материал, используемый на уроке:
У нас в России живут поистине волшебники, создающие неповторимые, красочные узоры, это создатели дымковской игрушки.
Слобода Дымково находится на берегу реки Вятки, близ города Вятки. Слободчане издавна делают глиняные игрушки. Главным образом это были свистульки. Ассортимент их разнообразен – это и барашки, и лошадки, всадники на конях. Стиль росписи красочный, яркий, жизнерадостный.
Городецкая роспись.
Жители села Городец, расположенном на берегу реки Волги,
занимались строительством и украшением домов. Дома они покрывали резьбой от конька до завалинки. Тут же работали мастера-игрушечники, балалаечники, сундучники. Они изготавливали и расписывали свои изделия. Для этого использовали яркие, красочные цвета: красный, зеленый, синий.
Хохломская роспись.
Хохлома – село, стоящее за рекой Узолой в Заволжье. Здесь расписывали волшебные узоры на золотом фоне. В основном деревянную посуду: ложки, чашки, сахарницы, вазы. Способ золочения дерева и письма по нему заимствовали у иконописи. На проолифленную доску тампоном наносили обыкновенный оловянный порошок, по нему писали красками, потом покрывали слоем специально сваренной олифы и ставили в протопленную печь калить. И делали это несколько раз. Олифа спекалась до такой густоты, что серебристое под ней казалось золотым и светилось.
В 1918 году в селе Семеново была организована школа художественной обработки дерева, которая выросла в большую фабрику – «Хохломская роспись». Орнамент – травка, точки-ягодки.
Источник
Цель: познакомить учащихся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства; выполнять приёмы рисования кистью элементов узора хохломы (простейшие приёмы народной росписи).
для учащихся: белый лист бумаги; краски; кисти.
для учителя: презентация, краски, кисти, наглядность.
Этап урока (занятия) | Методы приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
| Здравствуйте, ребята меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня проведу у вас урок изобразительного искусства. | Приветствуют учителя | Умение сконцентрироваться на работу. | |
| Фронтальный опрос | Ребята посмотрите на экран, прочитайте тему четверти: «Чем и как работают художники» С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? «Волшебная чёрная» | Активно слушают и отвечают на вопросы, оценивают свои знания | Умение находить и решать проблему |
| Эвристический поиск, эвристическая беседа. | В 1 классе вы познакомились с известным и прекрасным искусством. Сейчас, я прочитаю вам стихотворение про это искусство, в стихотворении есть подсказка для того, чтобы вы верно определили тему урока. Внимательно слушайте, и смотрите на экран, там вы тоже увидите подсказку. В Хохломе, что на Волге, зимой вьюги мели, Мастера воспевали красоту милой русской земли. Горят золотом вазы, ложки, плошки, ковши Народные мастера творят от души! Хохлома! Хохлома! Хохлома золотая! Смотрим как на чудо, радости не скрывая! Ребята, посмотрите на экран. Что вы там видите? ( Посуда расписанная хохломским узором) – Ребята знакомы ли вы с этими изделиями? Все эти изделия выполнены в старину русскими народными умельцами. – Есть ли у вас дома предметы с такими или похожими орнаментами? – Кто знает, как называется такая роспись? – Какие цели поставим на урок? На уроке мы, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи. | Самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему цель урока Наблюдают за презентацией анализируют Участвуют в учебном диалоге, отвечают на вопросы учителя Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы | Умение пользоваться полученной информацией, умение наблюдать и делать выводы. Умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать |
| Знакомство с новым материалом Эвристический полилог, наглядно-иллюстративный Демонстрационный объяснение | Тренировка 4 мин. – Сядьте ровно. Возьмите в руки тонкую кисть. –Расположите перед собой половину листа А4 -Сейчас мы с вами потренируемся, повторяете за мной и работаем вместе со мной. Мы потренируемся рисовать некоторые элементы хохломской росписи. 1. Криуль- выполняется волнообразными движениями «осочки» – выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; 2. «травинки» – это мазки с небольшим плавным утолщением; 3. «кустик» – наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов – 4.«осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»; Теперь каждый из вас придумает свою необычную роспись, для этого возьмите вашу чашку в руки расположите его перед собой немного под на клоном, представьте что вы рисуете на полосе.. | Учавствуют в учебном диалоге, отвечают на вопросы учителя Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы | Умение пользоваться полученной информацией, умение наблюдать и делать выводы. Умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать |
Постановка творческой задачи | Инструктаж | Итак, ребята. Главное, ребята, чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включайте свою фантазию, воображение! Вашу работу будет сопровождать мелодия. Придумайте необычный орнамент хохломской росписи , но так чтобы посмотрев на расписную посуду я почувствовала руку народного мастера. | Принимают задачу общую и личную | Умение внимательно следить за планом работы. Умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу. |
Практическая работа учащихся | Практ.работа | Звучит народная музыка Учитель дает общие указания классу. Следит за правильностью выполнения задания. Помогает, хвалит словом. | Самостоятельно выполняют задание | Умение уважать не только соседа, но и всех в классе |
Подведение итогов урока | Демонстрационный обобщающий вопрос | Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Приготовьтесь к итогу темы. Как звучит тема нашего урока? « Роспись сосуда узором хохломы» С каким народным искусством мы знакомились? Какие элементы учились выполнять? А теперь давайте организуем выставку. Принесите свои расписные сосуды на первую парту. Ребята, сегодня вы большие молодцы хорошо справились и потрудились. Эти работы останутся на выставке, а после перемены ваш учитель поставит вам отметки Спасибо за работу .Успехов вам! | Осматривают выставку, оценивают достижения свои и одноклассников | Поведенческие умения корректно рассматривать работы других учеников, умение анализировать результаты труда. Умение запоминать и удерживать в памяти задание. |
Источник