Красота это сосуд в котором пустота или огонь мерцающем сосуде

Красота это сосуд в котором пустота или огонь мерцающем сосуде thumbnail

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

  • Следующий стих → Николай Заболоцкий — Неудачник
  • Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Не позволяй душе лениться

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Некрасивая девочка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Николай Заболоцкий

Мудрость времен

Персидская притча.

Однажды поэт пустился в странствие по свету, чтобы найти красоту и постичь. В путь отправился юнцом. Поэт всю жизнь провел в пути и всю жизнь искал красоту в жизни. В пути и состарился, умер и вознесся на небеса. Встретила его там дочь Природы в облике юной девы, нежно провела руками по волосам, терпеливо выслушала старика-поэта.

Читайте также:  Очищение сосудов на ноге

— Жизнью и смертью своей заклинаю, — молил старик, — скажи мне, что есть красота? Ведь люди по-разному определяют и познают ее, по-разному прославляют и любят!

И дева ответила:

— Красота — то, к чему у тебя есть влечение в душе; то, что ты видишь и хотел бы дать, а не взять; то, что тела считают испытанием, а души благодеянием, — это союз между печалью и радостью. Красота — то, что ты видишь, хотя оно и скрыто от твоих глаз, то, что узнаешь, хотя оно и неведомо, то, что ты слышишь, хотя оно и немо.

Умер поэт в одиночестве, но душа его повторяла:

— Красота — то, что ты видишь и хотел бы дать, а не взять.

Красота — это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. (Лабрюйер Ж.)

Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши. (Ницше Ф.)

Каждому свое красиво. (Цицерон)

Настоящая красота идет изнутри и не зависит от возраста. (М.Монро)

Нет некрасивых женщин — есть только женщины, не знающие, что они красивы. (Вивьен Ли)

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. (В. Гюго)

Красота разнолика, многогранна, каждый человек понимает ее по-своему, ей трудно дать определение.

Мы жалуемся на нехватку времени, мы “опускаем лапы” и прячем голову в песок рутины. И уже нет сил и желания подниматься и расти дальше. Часто случается так, что события и люди лишают нас воли и сил.

Для того, чтобы подняться и идти дальше, иногда нужно что-то, что разбудит сонный ум и согреет озябшую душу. Поэтому я делюсь здесь и сейчас важными и нужными словами, музыкой и красотой. Пусть они помогут нам двигаться и расти, сделают нас чуточку сильнее, мудрее и добрее.

С любовью, Дуся Грушина

Источник

Это стихотворение Заболоцкого впервые прочитала мне еще мама (она всю жизнь работала учителем русского и литературы, у нее почти к каждому случаю имелся подходящий пример из жизни учеников или классических произведений)). Мы с подружкой тогда с детской жестокостью дразнили свою, как нам тогда казалось, некрасивую соседку. Которая, кстати, выросла и стала даже очень симпатичной. Её мама пришла на нас жаловаться. А моя мама потом, вместо того, чтоб отругать глупых девчонок, провела с нами беседу и, в том числе, прочитала это стихотворение.

Дети и подростки бывают очень жестокими… Наша задача объяснять им, что к чему.

А недавно стала замечать, что старший сын в своих рассказах о школе часто упоминает одну девочку. Ирину. Мол, она такая вредная, весь класс ее ненавидит, она всех достает, а еще она очень страшная и некрасивая. Как оказалось, дети часто отпускают злые шутки о ее внешности. Особенно девочки.

Стала расспрашивать о подробностях. Сын заявил, что Ирина может просто проходя мимо, сказать одноклассникам какую-то гадость, бесцеремонно растолкать их, чтоб уступили дорогу, смеется над их промахами на уроках, огрызается и т.д. «Она такая страшная, некрасивая, а ведет себя, как королева», – явно повторил чьи-то слова сын.

Сколько комплексов многие люди выносят именно из детства… Из-за школьных дразнилок.

Мне-то было понятно, что эта девочка, скорее всего, ведет себя так вызывающе в ответ на дразнилки детей. Обзывает тех, кто смеется рядом, из-за того, что думает, что предмет шуток – именно она (привыкла к такому уже). Видимо, характер у нее имеется, вот и проявляет его, а не становится забитой тихоней.

Предложила сыну проверить. На следующий день они с другом пригласили Ирину на перемене поиграть в карточную игру, она с удовольствием согласилась, еще и угостила их «Фрутеллой». Почти как в «Крошке Еноте» получилось: что излучаешь, то и получаешь.

Не скажу, что они подружились, но сын больше не считает ее некрасивой и вредной. Иногда общаются в школе или в вибере.

Когда лучше узнаёшь человека, многое в его поведении становится понятным

Ну и, я подумала, что вся эта история – повод прочитать моим сыновьям это самое стихотворение о красоте со знаменитым и впечатляющим последним четверостишием. В нем сравниваются внутренние и внешние качества человека (маленькой девочки). Акцентируется внимание на важности души, а не идеальных пропорций лица и тела. А еще говорится о том, как реакция людей на непрезентабельную внешность может ранить человека и поселить в нем такие качества, как зависть, злость, обиду… Ну совсем как в истории с этой Ириной.

Николай Заболоцкий

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Читайте также:  Сосуды под глазами как убрать в домашних условиях

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Источник

  Ñòàòüÿ âåñíû 2014ã.

 
7 ìàÿ – äåíü ðîæäåíèÿ ñîâåòñêîãî ïîýòà Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî. 1903-1958.
111-àÿ ãîäîâùèíà â 2014ã. Ýòî íå þáèëåéíàÿ, ñòðîãî ãîâîðÿ, öèôðà, íî ïî ñâîåìó ïðèìå÷àòåëüíàÿ òðèàäà åäèíèö:111. Äà è ïðîñòî äåíü ðîæäåíèÿ!

Ðàìêè ýòîé çàìåòêè íå ïîçâîëÿò îáøèðíîãî ýêñêóðñà â áèîãðàôèþ è òâîð÷åñòâî, ïåðåâîä÷åñêèå øòóäèè Í.Çàáîëîöêîãî. Âñå ýòî ïðè æåëàíèè ìîæíî ëåãêî íàéòè íà ïðîñòîðàõ Ñåòè. Ìîÿ çàäà÷à ñêðîìíåå:íàïîìíèòü, ÷òî ñåãîäíÿ äåíü ðîæäåíèÿ çàìå÷àòåëüíîãî ïîýòà, îäíîãî èç íàèáîëåå ôèëîñîôñêè çâó÷àùèõ ïîýòîâ Ñîâåòñêîé ñòðàíû.

Êîãäà íàçûâàåòñÿ èìÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, òî ÷àùå âñåãî ïðèõîäÿò íà óì ëþáîìó ñêîëüêî-òî çíàêîìîìó ñ ðóññêîé ïîýçèåé 20 âåêà äâà åãî ñòèõîòâîðåíèÿ: “Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà” è “Ìåòàìîðôîçû”. Ïåðâîå ïðîíçèòåëüíàÿ êàðòèíêà, óâèäåííàÿ àâòîðîì è íàâåÿâøàÿ ýòîò ïîýòè÷åñêèé øåäåâð.

Î ÷èñòîòå äåòñêîé äóøè, î çàâèñòè, ðàçúåäàþùåé äóøó, âñòóïàþùóþ â âçðîñëåíèå, è íàêîíåö-èçóìèòåëüíûé àôîðèçì, âåí÷àþùèé ñòèõ, êîòîðûé äàâíî ñóùåñòâóåò ñàìîñòîÿòåëüíî, òàê ÷òî, öèòèðóÿ, ìíîãèå äàæå íå âñåãäà çíàþò èñòî÷íèê:

À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?

Ñòèõîòâîðåíèå “Ìåòàìîðôîçû” èçâåñòíåéøèé ôèëîñîôñêî-ïîýòè÷åñêèé øåäåâð,
è òàêæå ñîäåðæàùèé ñòðîêè, ñòàâøèå øèðîêî öèòèðóåìûì àôîðèçìîì:ýòî ïåðâûå ÷åòûðå ñòðîêè. ×èòàÿ ýòî ïðîèçâåäåíèå, ñîâðåìåííûé ÷èòàòåëü, êîíå÷íî, ïîäóìàåò, ÷òî àâòîð ãîâîðèò î ðåèíêàðíàöèè, ïåðåñåëåíèè äóø, â êîòîðóþ âåðèëè íà Âîñòîêå è êîòîðàÿ ñòàëà ìîäíîé âåðîé âî âñåì ìèðå. Îäíàêî ýòî íå òî ÷òî áû íå òàê, íî íåñêîëüêî øèðå.
 
Ýòî ñòèõîòâîðåíèå êâèíòýññåíöèÿ ôèëîñîôñêèõ âîççðåíèé Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî.
ß  áû ñêàçàëà  òàê.  ÑÑÑÐ ðåëèãèè  áûëè  ïðàêòè÷åñêè  çàïðåùåíû. Íî  ðåëèãèîçíîå  ñîçíàíèå ñóòü âðîæäåííûé èìïóëüñ, êàê íðàâñòâåííûé çàêîí. ×åì íðàâñòâåííî ñîâåðøåííåå ëè÷íîñòü, òåì áëèæå îíà ê Áîãó.
 
Íî ïîñêîëüêó êîììóíèñòû çàïðåòèëè Áîãà, òî ëþäÿì, èùóùèì “ïóòè ê õðàìó”, ïðèõîäèëîñü èçûñêèâàòü îñîáûå ïóòè. Ìíîãèå îáðàçîâàííûå ëþäè â ÑÑÑÐ íå ïðèåìëÿ â ñèëó ïîëó÷åííîãî îáðàçîâàíèÿ è îáùåãî íåðåëèãèîçíîãî ñòðîÿ æèçíè ïðèâåðæåííîñòè ê òðàäèöèîííûì êîíôåññèÿì, êîòîðûå ôîðìàëüíî íå áûëè çàïðåùåíû Ñîâåòñêîé âëàñòüþ, õîòÿ ðåëèãèè àêòèâíî åþ êðèòèêîâàëèñü, à îòêðûòàÿ ðåëèãèîçíîñòü íå ïîîùðÿëàñü, òåì íå ìåíåå èñïûòûâàÿ âðîæäåííîå áåñïîêîéíîå ñòðåìëåíèå ê âûñøåìó, íå íàçûâàÿ  ýòî ðåëèãèîçíûì ÷óâñòâîì, ñî÷èíÿëè  ðàçíîîáðàçíûå  êîíöåïöèè, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàëà  íàóêà è ìîãóùåñòâî ÷åëîâå÷åñêîãî  ðàçóìà, íî  â áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè ýòî  áûëè â  âñå òå æå ðàçíûå “Ïóòè ê Õðàìó”! ×àùå âñåãî â äóõå Ñïèíîçû:ïàíòåèçì, âîñïåâàíèå Ìàòåðèè, íî îäóõîòâîðåííîé è î÷åëîâå÷åííîé. Òàê ïîÿâëÿåòñÿ öåëûé ðÿä ïðîèçâåäåíèé â æàíðàõ ñàìûõ ðàçíûõ îò ôèëîñîôñêèõ òðàêòàòîâ äî íàó÷íîé ôàíòàñòèêè. Îò ôèëîñîôñêèõ ïðîèçâåäåíèé, òàêèõ êàê “Êîñìîëîãèÿ äóõà” Èëüåíêîâà â ðóñëå ðóññêîãî êîñìèçìà, ôàíòàñòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé è òðàêòàòîâ Öèîëêîâñêîãî äî “Òóìàííîñòè Àíäðîìåäû” Èâàíà Åôðåìîâà, ñèëüíåéøåå âîçäåéñòâèå  êîòîðîãî íà  óìû  â ÑÑÑÐ è âî âñåì ÷èòàâøåì ÍÔ ìèðå íûíå ïî÷òè çàáûòî.

×òîáû ïîíÿòü “Ìåòàìîðôîçû” Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî àóòåíòè÷íî, à èìåííî òîò ñìûñë, êîòîðûé âêëàäûâàë ñàì àâòîð – íóæíî  çíàòü, ÷òî îí îáùàëñÿ ñ Öèîëêîâñêèì, øòóäèðîâàë Ýíãåëüñà, Ãðèãîðèÿ Ñêîâîðîäó, Òèìèðÿçåâà, Âåðíàäñêîãî, ÷èòàë  òðóäû Ýéíøòåéíà. Èñïûòûâàë âëèÿíèå Âåëèìèðà Õëåáíèêîâà, îäíîãî  èç ñàìûõ çàãàäî÷íûõ ðóññêèõ  ïîýòîâ. Êîëëåêöèîíèðîâàë è èçó÷àë òâîð÷åñòâî õóäîæíèêîâ Øàãàëà, Ôèëîíîâà, âîîáùå âåñü ðóññêèé àâàíãàðä. Òàêæå ïðîÿâëÿë èíòåðåñ ê Áðåéãåëþ è äðóãèì ãîëëàíäöàì. Íàêîíåö, áûë âïå÷àòë¸í êîíöåïöèåé ðóññêîãî ôèëîñîôà Íèêîëàÿ Ôåäîðîâà.
 
Íàòóðôèëîñîôèÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî î÷åíü èíòåðåñíà è ìåíÿ íàâåëà íà ëþáîïûòíûå ïàðàëëåëè. Íî îá ýòîì â äðóãîé ñòàòüå. Çäåñü æå íàñëàäèìñÿ ïîýòè÷åñêèì êðèñòàëëîì Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, îñâåæèâ â ïàìÿòè íåñêîëüêî ñàìûõ èçâåñòíûõ ïîýòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé. Íî äàëåêî íå òîëüêî ýòè ñòèõè ñäåëàëè áû ÷åñòü ëþáîìó ïîýòó, íî øèðå î ïîýçèè Í.Çàáîëîöêîãî â äðóãîé ðàç.

Çäåñü ëèøü ïóíêòèðíî…

 Ìåòàìîðôîçû

Êàê ìèð ìåíÿåòñÿ! È êàê ÿ ñàì ìåíÿþñü!
Ëèøü èìåíåì îäíèì ÿ íàçûâàþñü,
Íà ñàìîì äåëå òî, ÷òî èìåíóþò ìíîé,-
Íå ÿ îäèí. Íàñ ìíîãî. ß – æèâîé
×òîá êðîâü ìîÿ îñòûíóòü íå óñïåëà,
ß óìèðàë íå ðàç. Î, ñêîëüêî ìåðòâûõ òåë
ß îòäåëèë îò ñîáñòâåííîãî òåëà!
È åñëè á òîëüêî ðàçóì ìîé ïðîçðåë
È â çåìëþ óñòðåìèë ïðîíçèòåëüíîå îêî,
Îí óâèäàë áû òàì, ñðåäè ìîãèë, ãëóáîêî
Ëåæàùåãî ìåíÿ. Îí ïîêàçàë áû ìíå
Ìåíÿ, êîëåáëåìîãî íà ìîðñêîé âîëíå,
Ìåíÿ, ëåòÿùåãî ïî âåòðó â êðàé íåçðèìûé,
Ìîé áåäíûé ïðàõ, êîãäà-òî òàê ëþáèìûé.
À ÿ âñå æèâ! Âñå ÷èùå è ïîëíåé
Îáúåìëåò äóõ ñêîïëåíüå ÷óäíûõ òâàðåé.
Æèâà ïðèðîäà. Æèâ ñðåäè êàìíåé
È çëàê æèâîé è ìåðòâûé ìîé ãåðáàðèé.
Çâåíî â çâåíî è ôîðìà â ôîðìó. Ìèð
Âî âñåé åãî æèâîé àðõèòåêòóðå –
Îðãàí ïîþùèé, ìîðå òðóá, êëàâèð,
Íå óìèðàþùèé íè â ðàäîñòè, íè â áóðå.
Êàê âñå ìåíÿåòñÿ! ×òî áûëî ðàíüøå ïòèöåé,
Òåïåðü ëåæèò íàïèñàííîé ñòðàíèöåé;
Ìûñëü íåêîãäà áûëà ïðîñòûì öâåòêîì,
Ïîýìà øåñòâîâàëà ìåäëåííûì áûêîì;
À òî, ÷òî áûëî ìíîþ, òî, áûòü ìîæåò,
Îïÿòü ðàñòåò è ìèð ðàñòåíèé ìíîæèò.
Âîò òàê, ñ òðóäîì ïûòàÿñü ðàçâèâàòü
Êàê áû êëóáîê êàêîé-òî ñëîæíîé ïðÿæè,
Âäðóã è óâèäèøü òî, ÷òî äîëæíî íàçûâàòü
Áåññìåðòèåì. Î, ñóåâåðüÿ íàøè!

1937

Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà

Ñðåäè äðóãèõ èãðàþùèõ äåòåé
Îíà íàïîìèíàåò ëÿãóøîíêà.
Çàïðàâëåíà â òðóñû õóäàÿ ðóáàøîíêà,
Êîëå÷êè ðûæåâàòûå êóäðåé
Ðàññûïàíû, ðîò äëèíåí, çóáêè êðèâû,
×åðòû ëèöà îñòðû è íåêðàñèâû.
Äâóì ìàëü÷óãàíàì, ñâåðñòíèêàì åå,
Îòöû êóïèëè ïî âåëîñèïåäó.
Ñåãîäíÿ ìàëü÷èêè, íå òîðîïÿñü ê îáåäó,
Ãîíÿþò ïî äâîðó, çàáûâøè ïðî íåå,
Îíà æ çà íèìè áåãàåò ïî ñëåäó.
×óæàÿ ðàäîñòü òàê æå, êàê ñâîÿ,
Òîìèò åå è âîí èç ñåðäöà ðâåòñÿ,
È äåâî÷êà ëèêóåò è ñìååòñÿ,
Îõâà÷åííàÿ ñ÷àñòüåì áûòèÿ.
Íè òåíè çàâèñòè, íè óìûñëà õóäîãî
Åùå íå çíàåò ýòî ñóùåñòâî.
Åé âñå íà ñâåòå òàê áåçìåðíî íîâî,
Òàê æèâî âñå, ÷òî äëÿ èíûõ ìåðòâî!
È íå õî÷ó ÿ äóìàòü, íàáëþäàÿ,
×òî áóäåò äåíü, êîãäà îíà, ðûäàÿ,
Óâèäèò ñ óæàñîì, ÷òî ïîñðåäè ïîäðóã
Îíà âñåãî ëèøü áåäíàÿ äóðíóøêà!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ñåðäöå íå èãðóøêà,
Ñëîìàòü åãî åäâà ëè ìîæíî âäðóã!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ÷èñòûé ýòîò ïëàìåíü,
Êîòîðûé â ãëóáèíå åå ãîðèò,
Âñþ áîëü ñâîþ îäèí ïåðåáîëèò
È ïåðåòîïèò ñàìûé òÿæêèé êàìåíü!
È ïóñòü ÷åðòû åå íåõîðîøè
È íå÷åì åé ïðåëüñòèòü âîîáðàæåíüå,-
Ìëàäåí÷åñêàÿ ãðàöèÿ äóøè
Óæå ñêâîçèò â ëþáîì åå äâèæåíüå.
À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?

Читайте также:  Пропарка сосудов работающих под давлением

1955
 
 Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!

Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
×òîá â ñòóïå âîäó íå òîëî÷ü,
Äóøà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!

Ãîíè åå îò äîìà ê äîìó,
Òàùè ñ ýòàïà íà ýòàï,
Ïî ïóñòûðþ, ïî áóðåëîìó
×åðåç ñóãðîá, ÷åðåç óõàá!

Íå ðàçðåøàé åé ñïàòü â ïîñòåëè
Ïðè ñâåòå óòðåííåé çâåçäû,
Äåðæè ëåíòÿéêó â ÷åðíîì òåëå
È íå ñíèìàé ñ íåå óçäû!

Êîëü äàòü åé âçäóìàåøü ïîáëàæêó,
Îñâîáîæäàÿ îò ðàáîò,
Îíà ïîñëåäíþþ ðóáàøêó
Ñ òåáÿ áåç æàëîñòè ñîðâåò.

À òû õâàòàé åå çà ïëå÷è,
Ó÷è è ìó÷àé äîòåìíà,
×òîá æèòü ñ òîáîé ïî-÷åëîâå÷üè
Ó÷èëàñü çàíîâî îíà.

Îíà ðàáûíÿ è öàðèöà,
Îíà ðàáîòíèöà è äî÷ü,
Îíà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!
1958

Èç ñáîðíèêà:
Íèêîëàé Çàáîëîöêèé. Ìåðêíóò çíàêè Çîäèàêà.
Ìîñêâà: Ýêñìî-Ïðåññ, 1998.
 
 

Источник

“×òî æå òàêîå ÊÐÀÑÎÒÀ,
Î ÷¸ì òàê äîëãî ñïîðÿò ëþäè:
ÑÎÑÓÄ, â êîòîðîì ïóñòîòà
Èëè ÎÃÎÍÜ, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?…”
      Í.Çàáîëîöêèé “Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà”

Íàòêíóëñÿ ÿ íà ýòî âûñêàçûâàíèå, ðàññìàòðèâàÿ ôîòîãðàôèè â îäíîì èç ôîòîàëüáîìîâ,íà ñòðàíè÷êå ìîåé ïîäðóãè.  ýòîì àëüáîìå îíà ñîáðàëà ôîòîãðàôèè ëþäåé ðàçíîãî âîçðàñòà,ïîëà, ðàçëè÷íûõ ýòíè÷åñêèõ ãðóïï. Ëþäåé ñ ñàìîé ðàçëè÷íîé âíåøíîñòüþ.  êà÷åñòâå çàãëàâèÿ äëÿ ýòîãî àëüáîìà îíà è âûáðàëà ýòó öèòàòó.Òàê âîò, ýòè ñëîâà è íåîðäèíàðíàÿ âíåøíîñòü, èçîáðàæåííûõ ëþäåé ïîáóäèëè ìåíÿ ê ðàçìûøëåíèþ íàä ýòèì âîïðîñîì….

 Íà ñàìîì äåëå, âîïðîñ î÷åíü íåïðîñòîé  è ãëóáîêèé… Êðàñîòà î÷åíü îòíîñèòåëüíîå ïîíÿòèå. Òî ÷òî êðàñèâî äëÿ îäíîãî – óðîäëèâî äëÿ äðóãîãî. Íàïðèìåð, â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ ýòàëîíîì êðàñîòû ñ÷èòàåòñÿ æåíùèíà ñ áîëüøèìè ãëèíÿíûìè òàðåëêàìè â óøàõ, èëè ñ òîíêîé øååé íà êîòîðîé íàäåòî ìíîãî æåëåçíûõ êîëåö. Åñëè ìû ïîñìîòðèì íà êàðòèíû ýïîõè Âîçðîæäåíèÿ, òî óâèäèì, ÷òî êðàñèâûìè ñ÷èòàëèñü æåíùèíû ñ áîëüøèìè ôîðìàìè. Ïîëíîòà äîëãîå âðåìÿ ñ÷èòàëàñü ñèìâîëîì êðàñîòû è äîñòàòêà. Òåïåðü æå, â ãëÿíöåâûõ æóðíàëàõ  àíîðåêñè÷åñêàÿ  õóäîáà âûäàåòñÿ çà ýòàëîí êðàñîòû…

Íåñîìíåííî, íèêòî íå ñòàíåò îòðèöàòü âàæíîñòè ôèçè÷åñêîé êðàñîòû â ñàìîóòâåðæäåíèè ÷åëîâåêà â îáùåñòâå â öåëîì è â îïðåäåëåííûõ ñîöèàëüíûõ êðóãàõ. Ê ñîæàëåíèþ, ôèçè÷åñêàÿ ïðèâëåêàòåëüíîñòü âëèÿåò è íà ïîëó÷åíèå ðàáîòû.

Îäíàêî, çäåñü åñòü íåñêîëüêî ÍÎ.×åëîâåê ìîæåò áûòü âíåøíå êðàñèâûì, íî óðîäëèâûì, ìåðçêèì âíóòðè, òàê ÷òî åãî âíåøíÿÿ ïðèâëåêàòåëüíîñòü ëèøü ìàñêà, êðàñèâàÿ îáåðòêà, âíóòðè êîòîðîé â ëó÷øåì ñëó÷àå ïóñòîòà . Êàê ñêàçàë öàðü Ñîëîìîí:”Ïðèâëåêàòåëüíîñòü áûâàåò îáìàí÷èâîé è êðàñîòà- ïóñòîé”.(Ïðèò÷è31:30). Òàêàÿ êðàñîòà ïðåõîäÿùà è ñêîðîòå÷íà. Ïîòåðÿòü ñâîþ ôèçè÷åñêóþ ïðèâëåêàòåëüíîñòü, â ðåçóëüòàòå ñòàðîñòè , áîëåçíè  èëè íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ, äëÿ òàêîãî ÷åëîâåêà ðàâíîñèëüíî ñìåðòè.
×åëîâåê æå ñ îðäèíàðíîé âíåøíîñòüþ èëè äàæå óðîäëèâûé ìîæåò áûòü ïðåêðàñíû.Âíóòðåííå ïðåêðàñíûì. È òàêàÿ êðàñîòà íå ïðîéäåò ñ ãîäàìè.

 íàðîäíûõ ñêàçêàõ ñóùåñòâóåò ïîäîáíàÿ èäåÿ.Âñïîìíèòå, íàïðèìåð, òàêèå ñêàçêè, êàê “Êðàñàâèöà è ÷óäîâèùå”, “Öàðåâíà -ëÿãóøêà” èëè ïðèìåð ñîâðåìåííîñòè – ìóëüòôèëüì “Øðåê”.
Êîíå÷íî âíóòðåííÿÿ êðàñîòà íå âèäíà íà ïåðâûé âçãëÿä. È íóæíî ïðèëîæèòü óñèëèÿ, ÷òîáû ðàçãëÿäåòü åå çà òîëñòîé îïðàâîé î÷êîâ, íåóêëþæåé ïîõîäêîé, íåñêëàäíûì òåëîñëîæåíèåì, êðèâûìè çóáàìè , èëè èõ îòñóòñòâèåì, äåôåêòàìè ðå÷è èëè äðóãèìè íåñîîòâåòñòâèÿìè ñ íàøèì ïðåäñòàâëåíèåì î êðàñîòå.

 çàêëþ÷åíèè ñâîåãî ïîâåñòâîâàíèÿ õîòåëîñü áû ïðèâåñòè  2 áèáëåéñêèå èñòîðèè.
Êîãäà Èåãîâà Áîã ïîâåëåë ñâîåìó ïðîðîêó Ñàìóèëó èçáðàòü öàðÿ äëÿ Èçðàèëÿ èç ñûíîâåé Èåññåÿ, âíèìàíèå ïðîðîêà ïðèâëåê âûñîêèé è êðàñèâûé Åëèàâ. «Íàâåðíîå, ýòî è åñòü òîò, êîãî èçáðàë Ãîñïîäü!» — ðåøèë Ñàìóèë. Íî Èåãîâà ñêàçàë åìó: «Åëèàâ âûñîê è êðàñèâ, íî íå ñìîòðè íà íåãî. Áîã ñìîòðèò íå òàê, êàê ñìîòðèò ÷åëîâåê. Ëþäè ñìîòðÿò íà ëèöî, à Ãîñïîäü ñìîòðèò íà ñåðäöå. Åëèà⠗ íå òîò ÷åëîâåê» (1 Öàðñòâ 16:6, 7, ÑîÏ).
 êà÷åñòâå ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ ðàññìîòðèì ïðèìåð Àâåññàëîìà, îäíîãî èç ñûíîâåé Äàâèäà. Íåñìîòðÿ íà çàâèäíóþ âíåøíîñòü, îí îêàçàëñÿ íåãîäíûì ÷åëîâåêîì.  Áèáëèè ãîâîðèòñÿ: «Íå áûëî âî âñåì Èçðàèëå ìóæ÷èíû ñòîëü êðàñèâîãî, êàê Àâåññàëîì, è ñòîëüêî õâàëèìîãî, êàê îí; îò ïîäîøâû íîã äî âåðõà ãîëîâû åãî íå áûëî ó íåãî íåäîñòàòêà» (2 Öàðñòâ 14:25). Îäíàêî èç-çà ñâîåãî ÷åñòîëþáèÿ Àâåññàëîì âîññòàë ïðîòèâ ñîáñòâåííîãî îòöà, ÷òîáû çàõâàòèòü ïðåñòîë. (2 Öàðñòâ 15:10—14; 16:13—22; 17:14; 18:9, 15).
 îáùåì è öåëîì, îí áûë îòòàëêèâàþùåé ëè÷íîñòüþ. Óäèâèòåëüíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êðàñîòà íèêàê íå îïðàâäûâàëà åãî íàäìåííîñòè è íåâåðíîñòè, à òàêæå îíà íå óáåðåãëà åãî îò ãèáåëè.

Òàê ×òî æå òàêîå êðàñîòà, ìîé äîðîãîé ÷èòàòåëü? Ðåøè ýòî äëÿ ñåáÿ ñàì…Íî íå ïîçâîëÿé,÷òîáû  ñðåäñòâà ìàññîâîé èíôîðìàöèè èëè îáùåñòâåííîå ìíåíèå èñêàæàëè ýòî ïîíÿòèå è âëèÿëè íà òâîå îòíîøåíèå ê îêðóæàþùèì òåáÿ  ëþäÿì.

Источник