Кратер сосуд для смешивания вина с водой
У этого термина существуют и другие значения, см. кратер.
Кра́тер (др.-греч. κεράννυμι — «смешиваю») — древнегреческий сосуд из металла или глины, реже — мрамора для смешивания вина с водой. Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по бокам вместительного сосуда и ножка.
В античной керамике встречаются кратеры двух типов:
- оксибафоны, оксибафы (όξύβαφον, oxybaphon) — колоколообразные, с расширяющимся кверху туловом, опирающимся на поддон, с двумя горизонтальными ручками внизу;
- сосуды с широким горлом, над устьем которого расположены вертикальные волютообразные ручки, внизу соединённые с туловом.
В Микенах найден так называемый «Кратер воинов» — глиняный кратер XII века до н. э. Кратер украшен изображениями идущих воинов, вслед которым смотрит женщина.
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:
1 691
2 086
44 943
✪ Архаика: Смесительный сосуд с изображением Одиссея, спасающегося из пещеры циклопа
✪ Геометрический орнамент: терракотовый кратер
✪ Geometric: Dipylon Amphora
Привет. Я доктор Франческа Тронкин и собираюсь отсюда,
из Виллы Гетти в Южной Калифорнии,
рассказать вам о созданном в Древней Греции в период архаики кратере.
О смесительном сосуде с изображением великого героя Одиссея,
спасающегося из пещеры Полифема.
Можно мне только спросить, что там смешивали?
Хороший вопрос, но, к счастью, простой.
Греки всегда смешивали вино с водой.
Для нас это звучит странно, но греческое вино было,
очевидно, очень плотным и густым.
Некоторые вина даже смешивали с мёдом,
приправами и травами и так далее.
Греки считали, что только варвары пьют вино неразбавленным.
Это про нас. Но, может быть, стоит начать с краткого рассказа о том,
что именно изображено на сосуде?
Хорошо. Этот сюжет взят из «Одиссеи» Гомера —
— истории Одиссея, который сражался на стороне победителей троянской войны.
Он был одним из великих греческих воинов,
которым удалось её пережить, и хотел только одного —
— вернуться домой на Итаку, остров у побережья Греции.
К своей жене Пенелопе и сыну Телемаху.
Совершенно верно.
Однако на пути домой Одиссея ждало множество трудностей.
Мягко говоря
По Гомеру, этот путь занял у героя десять лет.
Перед нами — маленький фрагмент эпизода,
который произошёл после того, как Одиссей
и его спутники провели ночь в пещере циклопа Полифема —
— сына бога моря Посейдона.
Циклоп — это великан, причём одноглазый.
Великан заманил этих людей к себе в пещеру, чтобы их съесть.
Верно?
Он закусил несколькими.
Как подобает варвару,
Полифем пил неразбавленное вино.
Он перепил, разъярился и начал хватать спутников Одиссея и поедать их, как орешки.
Одиссей и другие выжившие придумали план, как спастись из пещеры.
Так как Полифем был уже совсем пьяный и засыпал,
Одиссей и его спутники взяли длинный ствол дерева,
накалили и заострили его конец и, когда Полифем уснул,
выкололи ему глаз.
Здорово!
Мой преподаватель латинского языка любил рассказывать эту историю.
Знаете, история жуткая, но она очень многое говорит о греческом мировоззрении.
Нельзя плохо обращаться с гостем.
А ведь именно это сделал Полифем.
Поэтому грекам нужно было спасаться,
поэтому они ослепили Полифема гигантским колом.
А затем Одиссей со спутниками привязали себя под овец и баранов,
стадо которых было у Полифема.
Когда овцы выходили из пещеры, Полифем ощупывал их спины и не понял,
что люди спрятались у них под животами.
Он стоял на страже у входа в пещеру.
Именно.
Чтобы не дать им убежать.
Да. А когда Одиссей со своими спутниками убежали и готовились уплыть,
Полифем сказал: «Хотя бы назови своё имя!».
И Одиссей сказал ему по-гречески:
«Меня зовут Никто».
Полифем в ярости вскричал:
«Никто ослепил меня и Никто украл моих овец!».
Вот какой эпизод здесь представлен.
На самом деле, это лишь маленький фрагмент истории, однако стоит иметь в виду,
что греки моментально понимали, о чём идет речь.
Одной сцены вполне хватало, чтобы напомнить всю историю.
Кажется, есть дополнительный юмор в том,
что этот эпизод изображён на сосуде для подачи вина.
Просто замечательно подходит к такому случаю.
О, конечно.
Я думаю, что на многих греческих вазах, созданных для подачи вина,
изображены такого рода поучительные истории, если можно так выразиться.
И, конечно, эта — одна из них.
Посмотрев на маленький кадр из истории Одиссея,
вспоминаешь Полифема и то, что не стоит слишком много пить.
Я надеюсь.
А как это написано?
Когда речь идёт о керамике, мы вспоминаем о глазурях.
Этот сосуд в некоторых местах очень блестит.
Однако у греков не было глазурей в том смысле, как это слово понимаем мы.
Совершенно верно.
Для росписи ваз греки брали не глазурь в современном смысле и даже не краску.
Они использовали поливную глазурь —
— то есть очень сильно разведённую водой глину.
Это говорит нам о том, что вазопись была чрезвычайно трудным делом.
После того, как гончар снимал сосуд с гончарного круга,
он мог расписать его сам или передать кому-то, кто занимался только вазописью.
Затем осуществлялась роспись.
А писать разведённой глиной на глиняном сосуде —
— почти то же самое, что писать чёрной краской на чёрном холсте.
Многие участки росписи было просто трудно разглядеть.
Но сейчас мы видим всю роспись. Что же сделало её видимой?
Это произошло благодаря волшебству обжига глины.
И кислороду, попадающему в горн?
Да. Греки очень рано разработали способ обжига подобных сосудов,
позволяющий в ходе него в нужные моменты впускать воздух в горн и убирать его оттуда.
Поэтому участки, не покрытые росписью, оставались глиняно-красного цвета —
— терракотового, красновато-оранжевого.
А те, которые были расписаны, —
— по которым прошлась кисть, —
— становились чёрными вследствие окисления.
А затем брался за работу художник, который маленьким стилусом
гравировал узоры по чёрным участкам.
Это происходило после обжига?
Да, после обжига.
Так что детали, которые вы видите, — например,
рука Одиссея, обнимающая бок барана,
или верёвки, которыми Одиссей привязан к барану,
а также глаз барана, — все они выгравированы, как Вы сказали, стилусом.
Здесь использована ещё одна техника — добавление цвета.
Большие белые участки имеются в двух больших белых глазах,
которые изображены по обе стороны сосуда.
Их значение совершенно загадочно.
Полагаю, никто так и не выяснил, что означают эти гигантские глаза.
Кроме того, белый цвет добавлен на животе барана и его рогах.
О, да!
Белый цвет добавили после процесса обжига.
Это объясняет, почему соответствующий краситель так осыпался.
Мне очень интересно смотреть на лицо Одиссея.
Посмотрите только на него.
Нескольких его спутников съели.
Он в прямом смысле убегает от смертельной опасности.
Но он же герой. . И выглядит так спокойно.
Он так красив. Его лицо так решительно.
Думаю, можно сказать, что для греческого искусства архаического и классического периодов
вообще характерны непроницаемые выражения лиц даже в очень жестоких сценах.
Например, вспомним, на фронтоне храма Зевса изображено нападение
кентавров на греческих мужчин и женщин.
И даже там у всех совершенно спокойные лица.
Почему они так делали?
Это связано с идеей, что нужно быть выше всего земного?
Или дело просто в том, что спокойствие считали проявлением благородства?
Как и вы, я могу только догадываться.
Это пример чёрнофигурной керамики?
Да. Чёрнофигурная роспись —
— самая ранняя форма вазописи.
Она заключается в закрашивании позитивных участков —
— то есть того, что видит зритель.
Дерево, овца и так далее.
А в краснофигурной росписи соответствующие участки оставляли нетронутыми,
закрашивали только фон.
Так что это силуэты — своего рода резервные линии.
Да.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Кратер
Источник
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).
Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать.
Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на котором содержится надпись процарапанная острым предметом, чернилами или краской. Остракон или острак использовался свободными гражданами в политической жизни античной Греции для голосования в процедуре остракизма. Остракизм — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. Остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а предупредительная мера во избежание, например, захвата власти и т.п.
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.
Пиксида (греч. pyxís, pyxídos — ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.
Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.
Племохойя — небольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.
Псиктер (лат. Psykter), есть другое название бавкалид — керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI века до н. э.
Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой — для вина.
Рыбное блюдо — блюдо специальной формы с углублением в центре для масла или соуса. На блюдах изображались различные породы рыбы животом к краю и морских обитателей: кальмар, осьминог, каракатица, гребешок, двустворчатый моллюск, креветки, мурекс, денталий, тунец, лещ, окунь, летучая рыба, скат, скорпена, рыба-шар, липарис, гиппокампус, крабы, дельфины и другие.
Плоское по форме блюдо называлось пинака или пинакион — доска. Края плоского блюда загнуты вниз для того, чтобы оно стояло возвышаясь над столом на небольшой подставке. Начиная с V века до н. э. рыбные блюда стали расписывать орнаментом из спиральных волн, венков из лавровых листьев, стилизованных листьев, которые назывались меандры. В археологических раскопках найдено около 1000 рыбных блюд.
Стамнос – сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.
Фиала — плоская, широкая и мелкая чаша без ручек, в античные времена использовалось как сосуд для ритуальных возлияний и жертвоприношений. Фиалу преподносили в качестве жертвенного дара, при расставании дарили на память, об этом свидетельствуют изображения на вазах древней Греции.