Кроссворд физика сообщающиеся сосуды
Цель урока:
- познакомить учащихся с сообщающимися сосудами.
- сформулировать закон сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей.
- узнать, где на практике нашли применение сообщающиеся сосуды.
Вашему вниманию я предлагаю кроссворд (см. приложение №1), который мы решим коллективно.
Вопросы:
- Чем создаётся давление в газах?
- Физическая величина, измеряемая в паскалях.
- Учёный, открывший закон передачи давления жидкостями и газами.
- Как называется давление, оказываемое покоящейся жидкостью?
- Аппарат, для исследования морских глубин.
Прочитаем слово, которое у нас получилось в столбце по вертикали: “Удача”.
Я вам всем желаю удачи в изучении нового материала, и чтобы каждый получил пять за активную работу на уроке!
Демонстрация кадра из диафильма: “Сообщающиеся сосуды”
– Ребята внимательно рассмотрите картинку.
Что изображено на ней? (после заслушивания ответов): на картинке изображены сосуды, которые имеют разную форму, но их объединяет то, что они имеют общее соединение, заполненное жидкостью.
Определение: Сосуды, соединенные между собой, называются сообщающимися
Приведите примеры сообщающихся сосудов: чайничек, лейка, кофейник и т.д.
ОПЫТ №1: Соединим два сосуда трубкой, зажав трубку в середине, нальем в один из сосудов воду. Теперь откроем зажим и проследим за протеканием воды из одного сосуда в другой, сообщающимся с первым.
Вода протекает из одного сосуда в другой. До каких пор? (пока поверхности воды в обоих сосудах не установятся на одном уровне).
Один из сосудов оставить закрепленным в штативе, а другой поднимать, опускать или наклонять в сторону, то все равно, как только движение воды прекратится, ее уровни в обоих сосудах окажутся одинаковыми.
Закон сообщающихся сосудов:
В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости находятся на одном уровне.
Доказательство:
ОПЫТ № 2: В одно колено сообщающегося сосуда нальем воду, а в другое нефть, мы видим, что уровни жидкостей в коленах разные. Почему?
Поскольку жидкости будут покоиться, то можно утверждать, что давления, создаваемые и правыми, и левыми столбами жидкостей (на уровне АВ) равны.
Смотрим рисунок:
Из полученного выражения мы видим, что чем > жидкости, тем < уровень этой жидкости в сообщающихся сосудах.
Вывод: В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет < высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Высота столба отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом!
Физпауза! Встали, потянулись на носочках, глубоко вздохнули, глазами влево, вправо, вверх, вниз, вдаль, поработали пальчиками.
Закрепление: Сформулируйте закон сообщающихся сосудов:
- для однородной жидкости
- для неоднородной жидкости
Задание №1: (на доске)
Для всех трех случаев, изображенных на рисунке, сравните давление жидкости на кран слева и справа. Будет ли жидкость переливаться из одного сосуда в другой, если открыть кран?
Применение сообщающихся сосудов.
1. (по кадрам диафильма) Недалеко от Санкт-Петербурга находится Петергоф – ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Фонтаны, а их более ста, уникальны в своем роде. Это единственный ансамбль, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Здесь используется принцип сообщающихся сосудов – разница в уровнях, на которых расположены фонтаны и пруды – хранилища.
ОПЫТ №3: демонстрация модели фонтана.
Самостоятельная работа с учебником. (7 мин.)
2. Откройте учебник на странице 100
- I ряд: задание №5 (по рис. 108 объяснить принцип действия водомерного стекла)
- II ряд: задание №6 (по рис. 109 объяснить принцип действия артезианского колодца)
- III ряд: задание №7 (по рис. 110, 111 объяснить принцип действия шлюза)
Проверка выполнения задания , рассказ учащихся по таблицам.
Вопрос классу:
Как с помощью сообщающихся сосудов, наполненных жидкостью, начертить на доске строго горизонтальную линию? Продемонстрируйте! Подумайте, где на практике вы можете столкнуться с такой проблемой?
(нанесение филенки: линии, отделяющей окраску панели от верхней части стены)
Закрепление: выполнение тестовых заданий по вариантам. (приложение №1).
Самопроверка, взаимопроверка.
Оценки:
- все задания – 5
- три задания – 4
- два задания – 3
- одно задание – 2
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 39, прочитать, уметь отвечать на все вопросы на стр. 100. Выполнить действующую модель фонтана.
Источник
1 | 2 | 3 | ||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | |||
11 | 12 | |||
13 | ||||
14 | 15 | 16 | ||
17 | 18 | |||
19 | 20 | 21 | ||
22 | 23 | |||
24 | 25 | |||
26 | 27 | |||
28 | 29 | |||
30 | 31 | |||
32 | 33 |
По горизонтали: 5. Самый легкий, но взрывоопасный газ, применяется в воздухоплавании. 9. Часть рычажных весов. 10. Гладкий цилиндрик, применяется в подшипниках качения, рассчитанных на большие давления. 11. Научное предположение. 12. Прибор для измерения давления в жидкостях и газах. 13. Форма, которую принимает жидкость, находящаяся в невесомости или внутри другой несмешивающейся с ней жидкости с такой же плотностью. 14. Бургомистр немецкого города Магдебург (ХVIIв.), изобрел воздушный насос и продемонстрировал ряд убедительных опытов, доказывающих существование атмосферного давления. 15. Столб жидкости, вырывающийся из области с повышенным давлением в атмосферу. 20. Механизм подъема тяжестей на небольшую высоту. 22. Переносной сосуд в виде ведра с трубкой, через которую льют жидкость для полива, действует по принципу сообщающихся сосудов. 23. Величина, характеризующая способность тела изменять свою скорость при взаимодействии с другими телами. 26. Вид движения птицы, когда сила давления на нее восходящих потоков воздуха уравновешивает силу тяжести. 27. Древнегреческий ученый, установил закон плавания тел. 30. Французский ученый XVII в., установил основной закон гидростатики, его именем названа единица давления. 31. Безжидкостный барометр. 32. Жидкость, в которой будет плавать любое стальное изделие. 33. Пластинка с отверстием, которую подкладывают под винт или болт для уменьшения давления на деталь.
По вертикали: 1. Линия, которую описывает тело при своем движении. 2. Кабина аэростата. 3. Аэростат, предназначенный для подъема в верхние слои атмосферы (в стратосферу). 4. Переносной кухонный прибор, работающий по принципу сообщающихся сосудов. 6. Предмет, служащий для поддержки чего-нибудь. 7. Величина, от которой зависит выталкивающая сила. 8. Внесистемная единица времени. 14. Легкий газ, применяется в воздухоплавании. 16. Устройство, создающее разность давлений для перемещения жидкостей и газов. 17. Итальянский ученый XVII в., изобрел жидкостный барометр. 18. Линия на корпусе судна, показывает максимально допустимую осадку. 19. Прибор, предназначенный для измерения высоты. 21. Глубоководный аппарат в форме шара, опускается на тросе с судна. 24. Рыхлая осадочная горная порода, применяется в строительстве. 25. Сосуд в виде открытой с двух сторон трубки с расширением посередине, предназначен для взятия проб жидкости. 28. Событие, которое на самом деле произошло. 29. Величина, характеризующая действие одного тела на другое.
Ответы к кроссворду
По горизонтали: 5. Водород. 9. Чашка. 10. Ролик. 11. Гипотеза. 12. Манометр. 13. Шар. 14. Герике. 15. Фонтан. 20. Домкрат. 22. Лейка. 23. Масса. 26. Парение. 27. Архимед. 30. Паскаль. 31. Анероид. 32. Ртуть. 33. Шайба.
По вертикали: 1. Траектория. 2. Корзина. 3. Стратостат. 4. Чайник. 6. Опора. 7. Объем. 8. Минута. 14. Гелий. 16. Насос. 17. Торричелли. 18. Ватерлиния. 19. Альтиметр. 21. Батисфера. 24. Песок. 25. Ливер. 28. Факт. 29. Сила.
Источник