Кроссворд на тему сообщающиеся сосуды
Цель урока:
- познакомить учащихся с сообщающимися сосудами.
- сформулировать закон сообщающихся сосудов для
однородных и неоднородных жидкостей. - узнать, где на практике нашли применение
сообщающиеся сосуды.
Вашему вниманию я предлагаю кроссворд (см. приложение №1), который мы решим
коллективно.
Вопросы:
- Чем создаётся давление в газах?
- Физическая величина, измеряемая в паскалях.
- Учёный, открывший закон передачи давления
жидкостями и газами. - Как называется давление, оказываемое
покоящейся жидкостью? - Аппарат, для исследования морских глубин.
Прочитаем слово, которое у нас получилось в
столбце по вертикали: “Удача”.
Я вам всем желаю удачи в изучении нового
материала, и чтобы каждый получил пять за
активную работу на уроке!
Демонстрация кадра из диафильма:
“Сообщающиеся сосуды”
– Ребята внимательно рассмотрите картинку.
Что изображено на ней? (после заслушивания
ответов): на картинке изображены сосуды, которые
имеют разную форму, но их объединяет то, что они
имеют общее соединение, заполненное жидкостью.
Определение: Сосуды, соединенные между
собой, называются сообщающимися
Приведите примеры сообщающихся сосудов:
чайничек, лейка, кофейник и т.д.
ОПЫТ №1: Соединим два сосуда трубкой, зажав
трубку в середине, нальем в один из сосудов воду.
Теперь откроем зажим и проследим за протеканием
воды из одного сосуда в другой, сообщающимся с
первым.
Вода протекает из одного сосуда в другой. До
каких пор? (пока поверхности воды в обоих сосудах
не установятся на одном уровне).
Один из сосудов оставить закрепленным в
штативе, а другой поднимать, опускать или
наклонять в сторону, то все равно, как только
движение воды прекратится, ее уровни в обоих
сосудах окажутся одинаковыми.
Закон сообщающихся сосудов:
В сообщающихся сосудах поверхности однородной
жидкости находятся на одном уровне.
Доказательство:
ОПЫТ № 2: В одно колено сообщающегося сосуда
нальем воду, а в другое нефть, мы видим, что уровни
жидкостей в коленах разные. Почему?
Поскольку жидкости будут покоиться, то можно
утверждать, что давления, создаваемые и правыми,
и левыми столбами жидкостей (на уровне АВ) равны.
Смотрим рисунок:
Из полученного выражения мы видим, что чем > жидкости, тем <
уровень этой жидкости в сообщающихся сосудах.
Вывод: В сообщающихся сосудах, содержащих
разные жидкости, высота столба жидкости с
большей плотностью будет < высоты столба
жидкости с меньшей плотностью.
Высота столба отсчитывается от поверхности
соприкосновения жидкостей друг с другом!
Физпауза! Встали, потянулись на носочках,
глубоко вздохнули, глазами влево, вправо, вверх,
вниз, вдаль, поработали пальчиками.
Закрепление: Сформулируйте закон
сообщающихся сосудов:
- для однородной жидкости
- для неоднородной жидкости
Задание №1: (на доске)
Для всех трех случаев, изображенных на рисунке,
сравните давление жидкости на кран слева и
справа. Будет ли жидкость переливаться из одного
сосуда в другой, если открыть кран?
Применение сообщающихся сосудов.
1. (по кадрам диафильма) Недалеко от
Санкт-Петербурга находится Петергоф – ансамбль
парков, дворцов и фонтанов. Фонтаны, а их более
ста, уникальны в своем роде. Это единственный
ансамбль, фонтаны которого работают без насосов
и сложных водонапорных сооружений. Здесь
используется принцип сообщающихся сосудов –
разница в уровнях, на которых расположены
фонтаны и пруды – хранилища.
ОПЫТ №3: демонстрация модели фонтана.
Самостоятельная работа с учебником. (7 мин.)
2. Откройте учебник на странице 100
- I ряд: задание №5 (по рис. 108 объяснить принцип
действия водомерного стекла) - II ряд: задание №6 (по рис. 109 объяснить принцип
действия артезианского колодца) - III ряд: задание №7 (по рис. 110, 111 объяснить принцип
действия шлюза)
Проверка выполнения задания , рассказ учащихся
по таблицам.
Вопрос классу:
Как с помощью сообщающихся сосудов,
наполненных жидкостью, начертить на доске строго
горизонтальную линию? Продемонстрируйте!
Подумайте, где на практике вы можете столкнуться
с такой проблемой?
(нанесение филенки: линии, отделяющей окраску
панели от верхней части стены)
Закрепление: выполнение тестовых
заданий по вариантам. (приложение №1).
Самопроверка, взаимопроверка.
Оценки:
- все задания – 5
- три задания – 4
- два задания – 3
- одно задание – 2
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 39,
прочитать, уметь отвечать на все вопросы на стр.
100. Выполнить действующую модель фонтана.
Источник
Цель урока: сообщающиеся сосуды, закон
сообщающихся сосудов, применение закона
сообщающихся сосудов в жизни человека
Задачи урока:
- образовательная
- развивающая
- воспитательная
– продолжить формирование
понятия давления жидкости на дно сосуда и
изучение закона Паскаля на примере однородных и
разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
– формировать интеллектуальные
умения анализировать, сравнивать, находить
примеры сообщающихся сосудов в быту, технике,
природе, развивать навыки самостоятельной
работы с дополнительной литературой;
– воспитание аккуратности,
бережного отношения к оборудованию кабинета,
умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: различные виды сообщающихся
сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных
резиновой трубкой, презентация “Сообщающиеся
сосуды”, диск “Фонтаны С-П”.
Средства обучения: учебник,
карточки-инструкция.
Тип урока: эвристическая беседа.
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Постановка учебных проблем. | Сообщение. | Запись темы урока в тетради. | 2 мин. |
2 | Изучение нового материала. | Беседа, эксперимент, демонстрация Приложений 1–4. | Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах. | 15 мин. |
3 | Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. | Демонстрация Приложений 5–8, обобщение сообщений учащихся. | Сообщения учащихся о применении сообщающихся сосудов в быту, технике. | 18 мин. |
4 | Закрепление материала. | Демонстрация Приложений 9–10, обобщение ответов учащихся. | Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях. | 7 мин. |
5 | Итоги урока. | Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. | Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. | 3 мин. |
Ход урока
1. Мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет
сосудах, с которыми встречаемся каждый день дома
и в школе, когда наливаем чай или поливаем цветы
из лейки.
Демонстрация: Лека, чайник. Такие сосуды
получили название сообщающиеся сосуды
(Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).
Научное открытие свойства сообщающихся
сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый
Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней
Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод
(XIII в), работающий по принципу сообщающихся
сосудов.
2. Формирование умений и навыков
Учитель. Что общего у этих предметов? (Cлайд
1)
Учащиеся. Вода, налитая, например, в чайник,
стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой
трубке на одном уровне. Боковая трубка и
резервуар соединены между собой в нижней части.
Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами
называют сосуды, соединенные между собой в
нижней части. (Учащиеся записывают определение
в тетради).
С сообщающимися сосудами можно проделать
простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки,
соединенные резиновой трубкой. Сначала
резиновую трубку в середине зажимают и в одну из
трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть
зажим?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну
из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну
из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну
из трубок наклонить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся
сосудах устанавливается на одном уровне. (Слайд
2)
(Учащиеся записывают закон в тетради).
Изменится ли уровень жидкости, если правый
сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды
будут иметь разную форму?
Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. При изменении формы сосудов может
изменяться лишь высота уровня воды в сосудах,
отмеренная от уровня стола (из-за того, что
изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в
сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов
и останутся равны. (Демонстрация опыта с
сообщающимися сосудами различной формы).
(Слайд 3)
Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды
налить две несмешивающиеся жидкости разной
плотности?
Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах
будет разной.
Учитель. При равенстве давлений высота
столба жидкости большей плотности меньше, чем
высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся
записывают в тетради).
Попробуйте доказать это, используя закон
Паскаля и определение гидростатического
давления… Проверим ваш результат.
(Слайд 4)
По закону Паскаля p1 = p2, по
определению гидростатического давления p1 =
g 1h1, p2
= g 2h2,
отсюда g 1h1
= g 2h2,
т.е h1: h2 = 2:1.
Высоты столбов разнородных жидкостей
сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их
плотностям. (Учащиеся записывают в тетради).
Применение сообщающихся сосудов в быту,
природе, технике.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в
разных технических устройствах: водопроводах с
водонапорной башней; водомерных стеклах;
гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах
под раковиной, “водяных затворах” в системе
канализации.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в
водопроводах с водонапорной башней.
Водонапорная башня и стояки водопровода
являются сообщающимися сосудами, поэтому
жидкость в них устанавливается на одном уровне.
В водомерном стекле парового котла, паровой
котел (1) и водомерное стекло (3) являются
сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты,
жидкость в паровом котле и водомерном стекле
устанавливается на одном уровне, так как
давления в них равны.
В устройстве гидравлических машин
используется свойство сообщающихся сосудов. (Демонстрируется
гидравлический пресс). Так, большой и малый
цилиндры гидравлического пресса являются
сообщающимися сосудами. Высоты столбов жидкости
одинаковы, пока на поршни не действуют силы.
Видео “фонтаны города С-П” Каскады
падающей воды украшают многие города, а
действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся
сосудов. Виды знаменитых фонтанов Петродворца.
Фонтаны в парке “Победы”, Тбилиси. Фонтаны на
площади “Дружбы”, Ташкент. Фонтаны Еревана. И
конечно знаменитые фонтаны С-П.
Действие артезианских колодцев и гейзеров
основано на законе сообщающихся сосудов.
(Слайд 6) Горячий фонтан в местечке
Гейзер в Исландии. От названия этого местечка
возник термин “гейзер”.
(Cлайд 7) Римлянам был неизвестен закон
сообщающихся сосудов. Для снабжения населения
водой они возводили многокилометровые акведуки,
водопроводы, доставлявшие воду из горных
источников. Инженеры древнего Рима опасались,
что в водоемах, соединенных очень длинной трубой,
вода не установится на одинаковом уровне. Они
полагали, что если трубы проложены в земле,
следуя уклонам почвы, то в некоторых участках
вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне
боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они
обычно придавали водопроводным трубам
равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из
римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км,
между тем как прямое расстояние между ее концами
вдвое меньше. Полсотни километров каменной
кладки пришлось проложить из-за незнания
элементарного закона физики!
3. Систематизация умений и навыков
Учитель. Повторим изученное. Приведите
примеры использования закона сообщающихся
сосудов в природе, быту и технике.
Учащиеся. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы,
водопровод с водонапорной башней,
гидравлический пресс, водомерные стекла,
артезианские колодцы, сифоны под раковиной.
Учитель. (Слайд 7) Используя схему
устройства шлюза и схему шлюзования судов,
объясните принцип действия шлюзов.
Учащиеся. В работе шлюзов используется
свойство сообщающихся сосудов: жидкость в
сообщающихся сосудах находится на одном уровне.
Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем
течении и шлюзе устанавливается на одном уровне
и т.д., когда последние ворота откроются, уровень
воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль
будет опускаться вместе с водой и сможет
продолжить плавание.
4. Итоги урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с
сообщающимися сосудами, в которых жидкость
устанавливается на одном уровне. Мне очень
интересно было работать с вами. Вы показали
отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы
знаете, что закон сообщающихся сосудов люди
используют в разных технических устройствах:
водопроводах с водонапорной башней; водомерных
стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах;
сифонах под раковиной, “водяных затворах” в
системе канализации.
5. Домашняя работа
Всем спасибо за работу. Записываем домашнее
задание.
Обязательное: изучить §32 (Учебник, автор
Белага В.В. Ломанченков И.А. Панебратцев Ю.А.)
Создать модель фонтана.
(Учащиеся записывают домашнее задание в
дневники)
Источник
1 | 2 | 3 | ||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | |||
11 | 12 | |||
13 | ||||
14 | 15 | 16 | ||
17 | 18 | |||
19 | 20 | 21 | ||
22 | 23 | |||
24 | 25 | |||
26 | 27 | |||
28 | 29 | |||
30 | 31 | |||
32 | 33 |
По горизонтали: 5. Самый легкий, но взрывоопасный газ, применяется в воздухоплавании. 9. Часть рычажных весов. 10. Гладкий цилиндрик, применяется в подшипниках качения, рассчитанных на большие давления. 11. Научное предположение. 12. Прибор для измерения давления в жидкостях и газах. 13. Форма, которую принимает жидкость, находящаяся в невесомости или внутри другой несмешивающейся с ней жидкости с такой же плотностью. 14. Бургомистр немецкого города Магдебург (ХVIIв.), изобрел воздушный насос и продемонстрировал ряд убедительных опытов, доказывающих существование атмосферного давления. 15. Столб жидкости, вырывающийся из области с повышенным давлением в атмосферу. 20. Механизм подъема тяжестей на небольшую высоту. 22. Переносной сосуд в виде ведра с трубкой, через которую льют жидкость для полива, действует по принципу сообщающихся сосудов. 23. Величина, характеризующая способность тела изменять свою скорость при взаимодействии с другими телами. 26. Вид движения птицы, когда сила давления на нее восходящих потоков воздуха уравновешивает силу тяжести. 27. Древнегреческий ученый, установил закон плавания тел. 30. Французский ученый XVII в., установил основной закон гидростатики, его именем названа единица давления. 31. Безжидкостный барометр. 32. Жидкость, в которой будет плавать любое стальное изделие. 33. Пластинка с отверстием, которую подкладывают под винт или болт для уменьшения давления на деталь.
По вертикали: 1. Линия, которую описывает тело при своем движении. 2. Кабина аэростата. 3. Аэростат, предназначенный для подъема в верхние слои атмосферы (в стратосферу). 4. Переносной кухонный прибор, работающий по принципу сообщающихся сосудов. 6. Предмет, служащий для поддержки чего-нибудь. 7. Величина, от которой зависит выталкивающая сила. 8. Внесистемная единица времени. 14. Легкий газ, применяется в воздухоплавании. 16. Устройство, создающее разность давлений для перемещения жидкостей и газов. 17. Итальянский ученый XVII в., изобрел жидкостный барометр. 18. Линия на корпусе судна, показывает максимально допустимую осадку. 19. Прибор, предназначенный для измерения высоты. 21. Глубоководный аппарат в форме шара, опускается на тросе с судна. 24. Рыхлая осадочная горная порода, применяется в строительстве. 25. Сосуд в виде открытой с двух сторон трубки с расширением посередине, предназначен для взятия проб жидкости. 28. Событие, которое на самом деле произошло. 29. Величина, характеризующая действие одного тела на другое.
Ответы к кроссворду
По горизонтали: 5. Водород. 9. Чашка. 10. Ролик. 11. Гипотеза. 12. Манометр. 13. Шар. 14. Герике. 15. Фонтан. 20. Домкрат. 22. Лейка. 23. Масса. 26. Парение. 27. Архимед. 30. Паскаль. 31. Анероид. 32. Ртуть. 33. Шайба.
По вертикали: 1.Траектория. 2. Корзина. 3. Стратостат. 4. Чайник. 6. Опора. 7. Объем. 8. Минута. 14. Гелий. 16. Насос. 17. Торричелли. 18. Ватерлиния. 19. Альтиметр. 21. Батисфера. 24. Песок. 25. Ливер. 28. Факт. 29. Сила.
Источник