Кровеносные сосуды кожи могут егэ по русскому языку

Кровеносные сосуды кожи могут егэ по русскому языку thumbnail

Решать тест ЕГЭ 2020 по русскому языку. Вариант 9

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Свёртывание крови – это многоэтапный ферментативный процесс, особая защитная реакция организма, которая предохраняет его от потери крови. (2)Механизм свёртывания крови очень сложный и строго последовательный, <…> каждая реакция катализируется ферментом, образующимся в результате предыдущей реакции. (3)Этот механизм обеспечивает быстрое свёртывание крови при повреждении кровеносного сосуда.

Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Быстрое свёртывание крови – многоэтапный, строго последовательный ферментативный процесс, защищающий организм от потери крови при повреждении кровеносных сосудов.
2) Механизм свёртывания крови – процесс небыстрый: каждая реакция катализируется ферментом, образующимся в результате предыдущей реакции.
3) Свёртывание крови – это защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови, причём важную роль в процессе свёртывания крови играют соли кальция.
4) Многоэтапный, строго последовательный ферментативный процесс быстрого свёртывания крови обеспечивает защиту организма от потери крови в случае повреждения кровеносного сосуда.
5) Фермент, образующийся в результате реакции организма на повреждение сосудов, обеспечивает постепенное свёртывание крови и в то же время препятствует её свёртыванию в неповреждённых сосудах.

Задание 2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБЕСПЕЧИВАТЬ, -чиваю, -чиваешь; несов.
1) кого-что чем. Снабжать чем-н. в нужном количестве. О. сырьём. О. фермы техникой.
2) кого-что. Предоставлять достаточные материальные средства к жизни. О. свою семью.
3) Делать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех.
4) кого-что от кого-чего. Ограждать, охранять (устар.). О. от нищеты.

Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

снялА
повтОрит
нЕдруг
сверлИшь
зАсветло

Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Дедушка никогда не искал для себя материальной ВЫГОДЫ.
Во всех статьях автор обращается к одним и тем же проблемам, в результате чего сборник больше напоминает ЦЕЛОСТНЫЙ текст.
ДЕЛЬНОЕ предложение, которое внёс один из участников дискуссии, было всеми поддержано.
Став кинологом, я быстро научился РАЗЛИЧАТЬ одну породу собак от другой.
Начальник отдела лёгкой промышленности в своём докладе перечислил условия, которые могли бы обеспечить НАРАЩИВАНИЕ темпов производства.

Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нужны КОНТЕЙНЕРЫ
им ДВИЖЕТ тщеславие
банка ТОМАТОВ
ОБА супруга
в ТРЁХСТА книгах

Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения
1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду».
2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.
3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.
4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.
5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.
6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.
7) Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны, которые несли службу на засечных чертах.
8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.
9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) выб..рать, гарм..ничный, подр..жание
2) пол..гать, расст..лать, заж..мать
3) отв..рить (картофель), (гости) п..руют, сг..ряча
4) забл..ставший, оз..ряться, распол..гаться
5) из..бразить, пом..стить (в колбу), тв..рец

Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть
2) гидропод..ёмник, с..езд, без..ядерный
3) по..бросить, на..бровный, о..биться
4) пр..скорбный, пр..града, пр..старелый
5) бе..печность, и..чезнуть, ни..провергать

Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) устар..вать, придирч..вый
2) напутств..вать, наслед..вать
3) приветл..во, разобид..ться
4) никел..вый, наста..вать
5) нефт..ная (скважина), ветр..ная (мельница)

Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) несдерж..нный (человек), слыш..щий
2) вскоч..шь, вспен..вшийся
3) замес..шь (тесто), воссоздава..мый
4) обяж..шь, предусмотр..нный
5) ищ..щий (правду), (куры) кудахч..т

Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)РАЗ мы возвращались к этому вопросу.
Ему было (НЕ)(ЗА)ЧЕМ туда ехать.
Мне (НЕ)(С)(КЕМ) посоветоваться.
Ответ на наш запрос (НЕ)ПОЛУЧЕН.
Ты (НЕ)ДОЛЖЕН верить слухам.

Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Водолазы погрузились (В)ГЛУБЬ моря и (В)ТЕЧЕНИЕ часа изучали глубоководный мир.
Сидя на коне, командир (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких минут пристально смотрел (В)ДАЛЬ.
Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.
ЧТО(БЫ) ни говорили другие, я считаю, что человек сам (В)ПРАВЕ распоряжаться своим будущим.
Будучи просвещённейшим человеком своего века, А. С. Пушкин (НИ)РАЗУ не был (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.

Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Как ни густы бывают студё(1)ые осе(2)ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3)ым, неторопливым ударам стари(4)ого колокола.

Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Низкий дом с голубыми ставнями (1)
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года…
Восхищаться (2) уж (3) я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но (4) наверно (5) навеки имею (6)
Нежность (7) грустную русской души.
(С. А. Есенин)

Читайте также:  Как правильно чистить организм и сосуды

Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Задание 21
Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Кандалакшский залив Белого моря в Мурманской области прекрасен своей строгой красотой. (2)Неспешно и тихо перекатываются волны по его водной глади. (3)Временами только слышится неожиданный всплеск — это уточки гаги поднялись с воды. (4)Суровый северный край завораживает простотой и бесхитростностью. (5)Тут нет яркой зелени и роскошных цветов, наоборот: скалистые берега, редкие скромные растения, прозрачный холодный воздух создают атмосферу отстранённости от жизненной суеты. (6) Здесь хорошо думается: на фоне великой природы можно правильно определить приоритеты, отделить главное от пустого, принять важные решения. (7)К Кандалакшскому заливу выходит второй по величине горный массив Кольского полуострова — Домашние горы.
(8) У них изрезанные выветриванием скалистые склоны. (9)Посмотришь на склоны гор — глаза слепит от увиденного!

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.

(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому – горы, кому – морское, пропахшее рыбой побережье, а кому – родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки

о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов – разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов – всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) С раннего детства человек осознаёт свою любовь к Родине.
2) Любовь к Родине – сложное чувство, оно вмещает в себя и любовь к родной природе.
3) Люди родились и выросли среди природы, поэтому чувство любви к природе для каждого человека стихийно.
4) Любовь к родной природе воспитана в людях писателями, поэтами, художниками, музыкантами.
5) И.С. Соколов-Микитов из внимательного наблюдателя, как это часто бывает со старыми людьми, превратился в азартного охотника.

Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4, 5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3.
2) В предложениях 6–8 содержатся рассуждение и описание.
3) Предложения 11, 12 содержат повествование.
4) В предложении 25 представлено описание.
5) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.

Задание 24
Из предложений 12–14 выпишите один фразеологизм.

Задание 25
Среди предложений 9–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, форм слов и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26
«В.А. Солоухин – мастер художественного пейзажа. Тропы: (А)__________ («белоснежных вершин» в предложении 6, «доброе, тихое солнышко» в предложении 9) и (Б)__________ («стёклышками озёр» в предложении 8) – помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к Родине подчёркивают приём – (В)__________ («чувство» в предложении 27) и синтаксическое средство – (Г)__________ (предложения 17, 18)».

Список терминов:
1) эпитет
2) гипербола
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) анафора
8) вопросительные предложения
9) диалектизм

Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст Солоухина с проблемами и авторской позицией
Теория ЕГЭ по русскому языку 2020

Источник

Часть 1

(1)Свёртывание крови – это многоэтапный ферментативный процесс, особая защитная реакция организма, которая предохраняет его от потери крови. (2)Механизм свёртывания крови очень сложный и строго последовательный, <…> каждая реакция катализируется ферментом, образующимся в результате предыдущей реакции. (3)Этот механизм обеспечивает быстрое свёртывание крови при повреждении кровеносного сосуда.

Читайте также:  Сосуды у цветковых растений состоят из клеток мертвых

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Быстрое свёртывание крови – многоэтапный, строго последовательный ферментативный процесс, защищающий организм от потери крови при повреждении кровеносных сосудов.

2) Механизм свёртывания крови – процесс небыстрый: каждая реакция катализируется ферментом, образующимся в результате предыдущей реакции.

3) Свёртывание крови – это защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови, причём важную роль в процессе свёртывания крови играют соли кальция.

4) Многоэтапный, строго последовательный ферментативный процесс быстрого свёртывания крови обеспечивает защиту организма от потери крови в случае повреждения кровеносного сосуда.

5) Фермент, образующийся в результате реакции организма на повреждение сосудов, обеспечивает постепенное свёртывание крови и в то же время препятствует её свёртыванию в неповреждённых сосудах.

2Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЕСПЕЧИВАТЬ, -чиваю, -чиваешь; несов.

1) кого-что чем. Снабжать чем-н. в нужном количестве. О. сырьём. О. фермы техникой.

2) кого-что. Предоставлять достаточные материальные средства к жизни. О. свою семью.

3) Делать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех.

4) кого-что от кого-чего. Ограждать, охранять (устар.). О. от нищеты.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кровотОчащий

прибЫв

добралА

накренИтся

тамОжня

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено важностью вопросов сохранения водных ресурсов страны.

Оценку ТЕХНИЧЕСКОГО состояния мостов проводят не реже одного раза в полугодие.

Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧНЫМ из всего написанного.

В работе жюри фестиваля принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧНОЙ пластики университета театрального искусства.

При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В школьной стенгазете «Переменка» появилась сатирическая карикатура на двоечников и прогульщиков.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЕГЧЕ всего выполнить

подбросить УГЛЕЙ в костёр

мало ВРЕМЕНИ

около ШЕСТИСТА рублей

нет ТУФЕЛЬ

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Предложения

  1. Благодаря развития в первой половине XIX века богатейших золотоносных приисков территория на берегах реки Лены стала быстро заселяться людьми.
  2. Результатом наблюдений медиков, связанных с изучением сердечно-сосудистой системы человека, стало выявление зависимости между самочувствием людей и погодой.
  3. Сила языка, сила точного образа в рассказе И.А. Бунина «Тёмных аллеях» таковы, что рождают грусть и волнение.
  4. Те, кто стремится быть всегда в центре общего внимания и нравиться всем, ведёт себя зачастую очень эгоистично.
  5. Оказавшись в доме незнакомых людей, мне понравились хозяева.
  6. Как хороши теперь острова, на которых поднимаются мягкие и нежные, будто мех, травы и яркие, щедро цветущие орхидеи!
  7. В основе правил этикета лежит забота о том, чтобы люди, находясь вместе, чувствовали себя хорошо.
  8. Приближаясь к перекрёстку, сбавьте скорость.
  9. Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций, получившие наименование «утечка умов».

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

2) доп..лнительный, эл..ктроника, з..ря

3) осн..вной, вел..чайший, об..зать

4) оранж..рея, приг..рающий, интелл..ктуальный

5) г..ревать, бесп..лезный, эк..логический

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..земельный, и..сякнуть, ни..посланный

2) по..заправка, на..классовый, о..дежурить

3) пр..горелый, пр..исполненный, пр..открытый

4) из..сканный, от..грывать, пред..дущий

5) транс..европейский, суб..ективизм, двух..ярусный

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ноздр..ватый, расплывч..тый (силуэт)

2) отво..вавший, претерп..вая

3) обустра..ваться, горош..к

4) миндал..вый, ненавид..вший

5) исслед..вать, раздум..вать

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) ма..щийся, ветры ве..т

2) стрел..ный (воробей), леле..щий

3) подвеш..нные (флажки), ненавид..мый

4) увенч..н славой, они не знач..тся

5) выполн..вший, недвиж..мый

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ВЕРЯЩИЙ в чудеса фокусник лукаво улыбался.

Никогда ещё мерцание звёзд (НЕ)КАЗАЛОСЬ таким золотым и чистым.

(НЕ)ЗАМЕТНАЯ контрастность увеличилась, и древние письмена стали видны отчётливо.

Мы (НЕ)ДОЛЖНЫ легкомысленно относиться к огромному богатству, которым владеем в наших городах, имеющих древнюю историю.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Никонов с КАКОЙ(ТО) злой радостью принялся месить снег, его было ЧУТЬ(ЛИ) не по колено.

(ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.

(С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса.

(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени.

15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Пострадавшее от пожара 1812 года здание университета было восстановле(1)о и частично перестрое(2)о архитектором Доменико Жилярди, сохранившим композицио(3)ый замысел архитектора М.Ф. Казакова.

16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Миниатюрные лаковые изображения персонажей песен А.В. Кольцова или скачущих на лошадях волхвов вызывают невольное восхищение искусством Мстёры.

2) Воспитанников военного училища основательно учили не только математике но и танцам.

3) В саду были посажены лилии и хризантемы нарциссы и розы.

4) Посаженные студентами клён и тополь весело и приветливо зеленели.

5) И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Торжествуя (1) и смеясь (2) катилось по верхушкам сосен (3) обрамляющих околицу (4) солнце (5) обещая долгий и счастливый летний день.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В музыке Бетховена (1) конечно (2) и в самом деле есть нечто особенное. Волевой взмах палочки дирижёра – и в зал (3) как будто (4) ворвалась неистовость творца великой музыки.

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К числу товаров (1) для срочного приобретения (2) которых (3) банк может предоставить беспроцентный кредит (4) не следует
относить предметы роскоши.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.

Читайте также:  В сосуде лежит кусок льда доля льда

21Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Село Карабиха стоит чуть в стороне от большой дороги. (2)Рядом горка, которая носит это же звучное название. (3)В горку упирается конец гряды, тянущейся от берегов Волги. (4)Дальше начинается крутой спуск к бескрайней равнине. (5)Усадьба Некрасова, как и село, возле которого она расположена, носит название Карабиха. (6)Досталась она поэту после долгих поисков места, где жилось бы вольно среди родной русской природы. (7)Газеты того времени пестрели объявлениями о продаже земель, экипажей, всякого инвентаря, оранжерей, конных заводов, псарен. (8)Купив Карабиху, Некрасов не стремился к доходам. (9)Карабиха стала только летним местом пребывания поэта.

(1)Над письменным столом висит фотография отца: он без шапки, седоватые волосы вьются буйно и молодо над широким лбом, а глаза чуть прищурены, улыбаются насмешливо и проницательно, всё видя, всё понимая… (2)Глаза у отца были тёмно-синие, а на фотографии они совсем чёрные, южные, очень живые.

(3)Старые знакомые часто говорят матери:

− Дима стал очень похож на отца. (4)Вылитый Пётр Андреевич!

(5)Вадиму приятно это слышать: ему хочется быть похожим на отца. (6)А Вера Фадеевна, улыбаясь грустно и сдержанно, отвечает:

− Да, много общего есть…

(7)Отец погиб в начале войны, в декабре сорок первого года. (8)Это была его третья война, хотя профессия у отца была самая мирная − учитель. (9)Последние пятнадцать лет он работал директором школы. (10)И‚ когда отец вместе с другими ополченцами уезжал на фронт − это было в июле, на Белорусском вокзале, − провожать его пришло много учителей и школьной молодёжи. (11)Они стояли вокруг отца шумной, тесной толпой, говорили, перебивая друг друга, тёплые прощальные слова, а завуч, седенькая старушка в очках, даже всплакнула, и отцу пришлось утешать её.

(12)Сам он был спокоен, говорил шутливо:

− Я же с немцами третий раз встречаюсь. (13)Третий раз не страшно…

(14)Вадиму непривычно и странно было видеть отца в тяжёлых солдатских сапогах, со скаткой шинели на плече, в пилотке.

(15)Прощаясь с Вадимом, отец сказал:

− Главное − крепко верить, сынок. (16)Это самое главное в жизни. (17)Крепко верить − значит наполовину победить. − (18)И, сильно, по-мужски, сжав руку Вадима, добавил вполголоса:
− Мать береги! (19)Ты, брат, глава семьи теперь, опора…

(20)Когда возвращались с вокзала, Вадим первый раз взял маму под руку. (21)Всю дорогу молчал. (22)Он думал о словах отца: «Ты теперь глава семьи, опора». (23)Значит, он уже не мальчик, а глава семьи, отец поручил ему беречь мать. (24)Отец и раньше, уезжая в командировку, говорил Вадиму нарочито громким и строгим голосом: «Смотри − маму береги!» (25)Сегодня он это же сказал тихо и назвал маму необычно сурово − мать… (26)Да, теперь начнётся для Вадима новая жизнь, полная забот и ответственности. (27)И Вадим раздумывал: когда же и с чего именно начинать ему эту новую жизнь?

(28)А на следующей неделе «глава семьи» тайком от семьи пошёл в военкомат и попросился на фронт. (29)Ему отказали, так как у него ещё не было паспорта, никто не поверил его словам, что ему уже семнадцать лет. (30)Об этой неудачной попытке он не сказал никому.

(31)Наступил сентябрь. (32)Вадим должен был бы заканчивать в этом году десятый класс. (33)Но занятий всё не было. (34)Он поступил в молодёжную пожарную команду и два месяца трудился: ночью стоял на дежурстве, тушил зажигалки, ловил ракетчиков, а днём работал вместе со всей командой на дровяном складе, на разных вокзалах, чаще всего на речном − разгружал баржи с боеприпасами. (35)Спать приходилось мало.

(36)Стоя осенней ночью у чердачного окна в каком-нибудь доме на Полянке или на Коровьем валу, глядя на вспышки зениток в небе и мгновенно возникающие розовые нити трассирующих пуль, Вадим проникался новым ощущением: он был уже опорой не только семьи, но и всей своей улицы, всего района, десятков, сотен семей, невидимо спящих или бодрствующих в кромешном мраке затемнённого города. (37)Он отвечал за жизни тысяч людей, за целость их домов. (38)Позже, на фронте, это чувство ответственности ещё больше укрепилось в нём, и уже не улица, не город, а вся страна, казалось ему, стояла за его спиной, и он был её опорой и отвечал за её судьбу.

(39)Вадим попал на фронт в тот великий год, когда сокрушительные удары отбрасывали врага всё дальше на запад. (40)Вадим участвовал в разгроме гитлеровцев под Корсунью и в августовском наступлении под Яссами. (41)Стремительный марш на Бухарест и потом через Трансильванские Альпы в Венгрию, битва за Будапешт и кровопролитные бои у озера Балатон, взятие Вены и освобождение Праги − вот путь, который прошёл Вадим со своим танком по Европе.

(42)После победы над Германией танковый полк, в котором служил Вадим, перебросили на Дальний Восток. (43)Началась война с Японией − труднейший марш через безводную, сожжённую солнцем пустыню и Хинганские горы, бои с самурайскими бандами в Маньчжурии и, наконец, Порт-Артур. (44)На краю материка, в городе русской славы, завершила Советская Армия победоносный путь.

(45)Два военных года закалили Вадима, научили его разбираться в людях, научили смелости − быть сильнее своего страха. (46)Они показали ему, на что способен он, Вадим Белов. (47)На войне он научился многому из того, что было необходимо не только для войны, но и просто для жизни. (48)На войне он увидел свой народ, узнал его стремления и характер и понял, что это его собственный характер, собственные стремления.

(По Ю.В. Трифонову*)

* Юрий Валентинович Трифонов (1925–1981) – русский советский писатель.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Отец Вадима Белова‚ учитель и директор школы‚ погиб на фронте в 1941 году.

2) Вадим просился на фронт‚ но ему отказали и отправили в пожарную команду‚ где Вадим отслужил более двух лет.

3) Думая о словах отца, сказанных на прощание, Вадим размышлял, с чего ему нужно начать новую жизнь.

4) Пехотный полк, в котором служил Вадим, при взятии и освобождении городов проходил маршем по их главным улицам.

5) Вадим Белов участвовал в боевых действиях по освобождению Европы и Дальнего Востока.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 содержится описание.

2) В предложении 11 содержится описание действий.

3) В предложениях 20, 21 представлено рассуждение.

4) Предложение 37 поясняет содержание предложения 36.

5) В предложениях 45–47 представлено повествование.

24Из предложений 31-35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25Среди предложений 3–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)
с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26«В центре художественного текста Ю.В. Трифонова – военное время и судьба скромного, упорного, всего добивающегося нелёгким кропотливым трудом Вадима Белова. Передать своё отношение ко времени и к персонажу автору помогают тропы: (А)__________ («это чувство ответственности ещё больше укрепилось в нём, и уже не улица, не город, а вся страна, казалось ему, стояла за его спиной, и он был её опорой и отвечал за её судьбу» в предложении 38) и (Б)__________ («великий год» в предложении 39, «победоносный путь» в предложении 44). Чтобы показать изменения в мировосприятии своего героя, писатель использует такое синтаксическое средство, как (В)__________ (предложения 36–38), и такой приём, как (Г)__________ («крепко верить» в предложениях 15 и 17, «глава семьи» в предложениях 19, 22 и 23, «стремления» и «характер» в предложении 48)».

Список терминов:

1) эпитет

2) парцелляция

3) восклицательные предложения

4) развёрнутая метафора

5) сравнение

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) ирония

9) ряды однородных членов предложения

Часть 2

27
Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, ко?