Кровеносные сосуды познание 3 класс
Учебный материал
Психологический настрой.
Учитель:
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнётесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Стадия вызова
Учитель
-Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш с вами организм. Мы многое уже узнали.
– Посмотрите, как разросся наш кластер.
– Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним что мы уже знаем.
«Верно ли что …..»
если утверждение верно, то ставим знак «+»
если не верно знак «-»
1.Верно ли что человек это часть живой природы?
2.Верно, ли что кожа защищает внутренние органы от повреждений
3.Верно, ли что Скелет служит только опорой.
4.Верно ли что нос служит только для распознавания запахов?
5.Верно ли что самая подвижная мышца языка
6.Верно ли что в лёгочных пузырьках происходит газообмен
7.Верно ли что пища в желудке находится 1 час
8.Верно ли что головной мозг находится в черепе
9.Верно ли что нервная система объединяет наш организм в единое целое?
10. Верно ли что в организме человека около 8 литров крови?
– Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?
(ответы детей)
– Итак, в ходе ответов появились затруднения, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данный вопрос.
– Как вы думаете, знакомство с какой системой поможет нам достичь цели?
(ответы детей)
– Сегодня на уроке вы узнаете, что такое кровь и познакомитесь со строением и работой кровеносной системы человека.
Стадия осмысления
– А что же такое кровь?
– Что вы знаете о крови? (ответы детей)
– А что хотели бы узнать? (ответы детей)
– Кровь – удивительная жидкость.
Ещё в древности люди считали кровь носительницей жизни.
Она разносит по всему телу питательные вещества без которых мы не могли бы жить, и собирает в нашем организме вещества, которые мешают ему жить. Прежде всего, каждую клеточку нашего организма кровь насыщает кислородом, а забирает углекислый газ. Кровь разносит по всему нашему телу питательные вещества, которые она получает из пищи в органах пищеварения. Вредные вещества кровь несёт к тем органам, которые их либо обезвредят, либо выбросят из тела.
Кровь разносит по всему телу воду и тепло.
Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше
– Но из чего же состоит кровь?
– Давайте посмотрим как выглядит капля крови под микроскопом .
– Мы видим прозрачную жидкость – это плазма, а в плазме находятся много разных клеток, следовательно, кровь – не однородная жидкость.
-А из каких клеток она состоит?
– Об этом вы узнаете, прослушав отчёт о небольшой исследовательской работе, которую выполнили Ксюша и Эльнары.
Сообщение учеников
1 ученик:
– Нас заинтересовало, какие клетки входят в состав крови. Мы пошли в библиотеку и из энциклопедии узнали. Что в состав крови входят:
Красные кровяные тельца – это эритроциты, именно они придают крови её цвет. В крови столько кровяных телец, что вся кровь выглядит красной. Внутри эритроцитов есть вещество – гемоглобин. Оно выполняет очень важную работу, разносит кислород ко всем органам.
2 ученик:
– Второй важный компонент – белые кровяные тельца, их меньше и называются лейкоцитами.
Лейкоциты борются с болезнями, уничтожая попавших в организм болезнетворных бактерий, а также способствуют выработке в крови особых веществ – антител, которые делают человека невосприимчивым к некоторым заболеваниям.
1 ученик:
– Третий компонент крови – тромбоциты. Мелкие клеточки тромбоцитов образуют что – то наподобие сети и опутывают кровяные тельца. В этом месте поток крови останавливается и образуется маленькая пробочка из кровяных клеток – корочка. Тромбоциты участвуют в свёртываемости крови.
2 ученик
– А ещё мы сходили к медсестре и поинтересовались у Натальи Анатольевны, для чего люди делают анализ крови. Она нам рассказала, что по химическому анализу крови видно здоров или болен человек.
Если в крови мало лейкоцитов, то организм погибает. А если много, то развивается болезнь – лейкемия (рак крови). У всех людей кровь сворачивается с различной скоростью. Есть люди, у которых кровь свёртывается очень медленно, а то и совсем не свёртывается. Такое состояние называется гемофилией. При больших потерях крови человек может умереть.
Учитель:
– Какие клетки входят в состав крови? Какую работу они выполняют?
-Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды». Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они расположены по всему организму. Одни сосуды широкие плотные. Другие очень узкие, что через них не пропустить и волоса. Так вот по этим сосудам по телу всё время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм.
-Ребята как вы думаете, а что заставляет кровь двигаться?
(ответы детей)
– Прижмите ладонь к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Это плотный мышечный мешочек,
– Сердце человека невелико.
– Хотите узнать какого размера сердце, которое бьётся у вас в груди?
-Сожмите кулак – вот такое сердце бьётся у вас в груди?
-Ежедневно оно прокачивает примерно 10 тыс.литров крови, т.е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам.
– Сердце это мышца.
-А что делают мышцы? (ответы детей)
-Мышцы сокращаются и расслабляются вот и сердце постоянно сокращается и расслабляется поэтому мы и чувствуем равномерные удары в груди.
– Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой фильм о сердце.
– Что вы узнали о сердце? (ответы детей)
– Продолжаем открывать новые знания.
– У вас на партах лежит текст.
– Прочитайте его, сделав пометы.
Инсерт
V- знал
+ – новое
? – не понятно
Сердце есть у каждого человека. Оно подобно насосу подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.
Сердце разделено сплошной перегородкой на левую и правую половины. Левая половина получает отработанную кровь, которая возвращается из путешествия по всему телу. Справа находится кровь обогащённая кислородом. Движется только в одном направлении, т.к. путь назад закрывает клапан.
К каждому органу подходят два кровеносных сосуда: артерия и вена . По артерии кровь проходит от сердца , принося клетке кислород и все необходимые вещества. Артерии ветвятся, словно ветви дерева. Самые маленькие кровеносные сосуды называются капиллярами. Пройдя через капилляры, кровь попадает в более толстые сосуды — вены. По вене кровь движется обратно к сердцу, унося отходы. Кровь, сердце, сосуды образуют кровеносную систему
– Что новое узнали сердце?(ответы детей)
– Ребята, у кого возникли вопросы после чтения?
– Давайте обратимся к кластеру?
– У вас на партах лежит часть кластера, заполните её.
– Какие органы входят в кровеносную систему? (ответы детей)
– Итак, ребята в кровеносную систему входят: сердце и сосуды.
Практическая работа
-Ребята, скажите, а как можно узнать, как работает наше сердце.
-О работе сердца можно судить по пульсу.
Пульс может рассказать, здоров или болен человек, слабый пульс говорит о болезнях сердца.
-Найдите у себя пульс на руке.
-Посчитайте ваш пульс.
-Какое количество сокращений сделало ваше сердце за минуту? (ответы детей)
-Запишите в тетрадь.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять. | Десять раз присесть и встать, | Нет нужней зарядки дела, |
-Сейчас посчитайте ваш пульс. (запишите в тетрадь)
– Какой вывод сделаете? (запишите в тетрадь)
– При физич. нагрузке начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха – и сердце начинает подавать их больше с кровью).
– Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни без остановки.
– Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки?
(ответы детей)
– Сердце надо укреплять.
«Корзина Идей»
– Сейчас вам предстоит ответить на вопрос.
– Как надо укреплять сердце?
- Индивидуальная работа. (1 минута)
работа в группах (3 минуты)
– Давайте посмотрим, что же надо делать, чтобы укреплять сердце.
– Обратимся к корзине «Идей»
– Все ли идеи наши верны?
Стадия рефлексии
1.
– Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение.
– Верно ли что в организме человека, находится около 8 литров крови? (ответы детей)
2. – Вы сегодня много узнали о сердце, о крови. И сейчас вам предстоит написать синквейн.
3.- Какую цель мы ставили в начале урока?
– Мы ответили на поставленный вопрос?
– Кого вы бы хотели сегодня за рок похвалить?
4. Оцените свою работу.
5.Домашне задание
Выполнить проект по теме « Здоровье – главное богатство»
Спасибо за урок!
Источник
Урок познания мира «Органы кровообращения» в 3 классе.
Подготовила и провела учитель начальных классов высшей квалификационной категории Вольвакова Елена Ивановна.
Цели урока:
– Дать понятие о том, что сердце, кровеносные сосуды – это
органы кровообращения, объяснить, что и сердце нужно закалять.
– Научить считать пульс по ударам крови в кровеносных сосудах.
– Расширить и углубить знания учащихся о своём организме.
– Дать представление о том, что сердце – главный орган в
организме, что через кровь организм живёт, дышит и выводит
вредные вещества.
– Умение самостоятельно делать выводы и высказывать своё
мнение.
Воспитательные цели:
– Бережное отношение к своему организму.
– Укрепление здоровья учащихся путём приобщения к
физическому труду, занятию спортом и физкультурой.
Вид урока:
Комбинированный:
– Новая тема
– Практическая работа
– Использование электронного учебника по Познанию мира.
Форма проведения урока:
– В мультимедийном кабинете школы.
– Использование макетов внутренних органов человека,
наглядного материала.
– Повторение пройденного материала с использованием
билетов с вопросами, теста.
Наглядный материал и оборудование:
– Тесты.
– Билеты с вопросами.
– Рисунки – наглядность к обобщению пройденного материала.
– Рисунки, таблицы по теме урока.
– Макеты с внутренними органами человека.
– Электронный учебник по Познанию мира для 3 класса.
– Компьютер в мультимедийном кабинете школы.
– Учебник «Познание мира» для 3 класса.
Технология:
– Система разноуровневого обучения по методике
Ж. А. Караева.
- ОРГМОМЕНТ.
Психологический настрой на урок.
Объяснение правила поведения и техники безопасности при
проведении урока в мультимедийном кабинете школы.
Подготовка рабочего места к уроку.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И РАБОТА НАД
ЗАКРЕПЛЕНИЕМ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Проверка и закрепление проводится в виде контрольного
опроса с использованием теста (3 учащихся), билетам с вопро-
сами по пройденным темам, использованием наглядного матери-
ала, рисунков.
Общее закрепление. Фронтальный опрос:
– Из каких частей состоит тело человека?
– Что такое здоровье?
– Отчего возникает искривление позвоночника?
– Чем человек отличается от животных?
( Человек мыслит, обладает речью, трудится.)
– Что такое «Валеология»?
Отгадайте загадку: Горшочек умён, семь дырочек в нём.
(голова)
- ФИЗМИНУТКА.
Дует ветер нам в лицо, ( учащиеся выполняют
Закачалось деревцо. соответствующие движения).
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
- ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
– Сегодня мы с вами продолжим знакомиться со строением
своего организма.
Тема урока: « Органы кровообращения. Сердце».
Рассказ учителя:
– Каждый, конечно, слышал, как стучит в грудной клетке
СЕРДЦЕ. Сердце – это орган, который состоит из мышцы. Мыш
ца сердца попеременно то сокращается, то расслабляется. Сердце
работает у человека всю жизнь беспрестанно. Если сердце останав
ливается, наступает смерть.
Сердце находится в левой части грудной клетки. Это плотный
мышечный мешок величиной с кулак. ( Давайте каждый сожмём
свои кулачки и узнаем, какого размера у каждого сердце. У всех
одинаковые кулачки? Вот и размер сердца у всех разный. А по мере вашего взросления вырастет и ваше сердце.) Сердце непрерывно сокращается и расслабляется. Оно – главный двигатель крови в нашем организме.
Внутри сердца есть небольшие полые пространства. Когда
сердечная мышца расслабляется, в сердце по трубочкам – крове
носным сосудам – вливается кровь. Когда сердце сжимается, оно. как насос, выталкивает кровь в другие кровеносные сосуды. Круп
ные кровеносные сосуды разветвляются на всё более мелкие. Из сердца по кровеносным сосудам кровь идёт во все органы тела. Она снабжает их питательными веществами и кислородом. Когда
сердце расслабляется, кровь, обежавшая всё тело, снова возвра-
щается и заполняет его. Такое движение в организме называется КРОВООБРАЩЕНИЕМ.
Сердце никогда не останавливается и делает за день до 12-ти
Тысяч ударов (сокращений). Толчки крови, выбрасываемой с силой из сердца, мгновенно отдаются в кровеносных сосудах. Это
называется – ПУЛЬСОМ. Когда человек лежит, сердце делает 60
ударов в минуту, при ходьбе – до 90 ударов , а при быстром беге –
примерно 120 ударов (в минуту).
Некоторые кровеносные сосуды на руках, на шее, на виске
иногда просвечивает сквозь кожу.
КРОВЬ – это жидкость ярко-красного цвета. Все вы её видели.
При порезах кожи кровь выступает из повреждённых сосудов наружу. В этом случае нужно быстро смазать по краям йодом и
перевязать чистым бинтом. Тогда через неё внутрь кожи не попадут микробы и кровь быстрее перестанет течь. Если рана большая, немедленно обратитесь к врачу.
ПО ХОДУ РАССКАЗА НОВОЙ ТЕМЫ УЧИТЕЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТ МАКЕТЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И
СЕРДЦА ЧЕЛОВЕКА.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
А) Рассмотрите на руках у себя, на висках и на шее у своих
товарищей просвечивающиеся сквозь кожу кровеносные сосуды.
Б) Прижмите правую руку к левой части грудной клетки и постарайтесь почувствовать работу своего сердца. Сосчитайте количество ударов сердца за одну минуту. Когда начать и закон
чить подсчёты, вам подскажет учитель, следящий по часам за
выполнением вашей работы
В) Прижмите пальцы к тому месту на руке, где начинается
кисть. Здесь кровеносные сосуды подходят близко к поверхности кожи. Во время каждого сокращения сердца его толчок отдаётся и в кровеносных сосудах. Это ПУЛЬС. Сосчитайте, сколько раз в минуту бьётся ваш пульс. Число ударов сердца и пульса совпадают.
Г) Сожмите кисть руки в кулак. Ваше сердце примерно такого размера, как кулак.
- РАБОТА ПО ЭЛЕКТРОННОМУ УЧЕБНИКУ.
Объяснить учащимся, что чтение нового материала мы можем провести не по индивидуальному учебнику, а по общему. Текст темы урока будет выведен на большом экране. Мы вместе его прочитаем, рассмотрим прилагающие рисунки и разберём предлагаемые для закрепления темы урока вопросы.
- ФИЗМИНУТКА – РАЗМИНКА.
1,2,3,4,5.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придётся встать,
Тихо сесть и продолжать.
- ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ЗАКРЕПЛЕНИЕМ
НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Новый материал мы с вами закрепим с помощью вопросов и
поупражняемся в практическом применении усвоенных
теоретических знаний и умений.
– Где расположено сердце?
– Может ли сердце работать как отдельный орган?
Почему? Докажи.
– Почему сердце сравнивают с мотором машины?
– Как надо развивать и укреплять сердце?
– Почему нельзя курить и употреблять спиртные напитки?
Вам на дом было дано задание: Самостоятельно или с помощью
Взрослых найти и подготовить следующую информацию:
– Какое значение для организма имеют лёгкие, сердце,
кровеносные сосуды?
– Что нужно делать, если вдруг у человека, находящегося
рядом, произошла остановка сердца? Как можно спасти его
до приезда врачей?
– Кто может на кукле показать, как можно спасти человека?
( искусственное дыхание рот – в рот, надавливание двумя
ладонями на грудную клетку в область сердца).
- ОБОБЩЕНИЕ. ИТОГИ УРОКА.
– Что нового о своём организме мы сегодня узнали?
– Чему научились на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что запомнили?
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать и подготовить пересказ текста на стр. 13-16.
Ответить на вопросы на стр. 17.
Провести практическую работу и записать её результаты в тетрадь по познанию мира: посчитать свой пульс после бега в
течении 1-2 минут, в положении сидя, после ходьбы в течении
1-2 минут.
- ПОУРОЧНЫЕ БАЛЛЫ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СИСТЕМЕ РАЗНОУРОВНЕВОГО
ОБУЧЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Ж. А. КАРАЕВА.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития
ребёнка. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Выделяются два уровня
в развитии ребёнка:
1) Уровень актуального развития – уже сформировавшегося
качества и то, что ребёнок может делать самостоятельно.
2) Зону ближайшего развития – те виды деятельности, которые
ребёнок пока ещё не в состоянии самостоятельно выполнить,
но может справиться с помощью взрослых.
Зона ближайшего развития – большая или меньшая возможность
перейти от того, что ребёнок умеет делать самостоятельно к
тому, что он не может, но умеет делать в сотрудничестве.
Кровь снабжает организм
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Кровь уносит из организма
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Вены от сердца
Артерии к сердцу
Капилляр самый крупный сосуд
Аорта самый мелкий сосуд
Кровь снабжает организм
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Кровь уносит из организма
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Вены от сердца
Артерии к сердцу
Капилляр самый крупный сосуд
Аорта самый мелкий сосуд
Источник
Конспект урока по окружающему миру.
3 класс УМК «Гармония» О.Т. Поглазова
Т
ема: Кровеносная система
Цель: создание условий для целостного представления о составе крови и её функции в организме; о системе кровообращения.
Задачи:
Образовательные:
углубить и расширить знания о строении организма человека
дать представление о составе и функциях крови и кровеносной системе, её значении в жизни человека;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к сердцу, прививать навыки здорового образа жизни
Развивающие:
развивать навыки наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении клеток крови;
развивать познавательный интерес учащихся;
Создать условия для формирования УУД:
Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
Регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;.
Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
Коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; слушать и понимать речь других.
Оборудование:
листы исследований
микроскоп
макет сердца
тонометр
пластилин
секундомер
резиновая груша с водой и стакан
гербарий растений: тысячелистника, подорожника и крапивы
раздаточный материал: тексты, сердечки для рефлексии
Тип урока: Открытие новых знаний.
Методы и приемы обучения, используемые на уроке:
Словесные, наглядные, практические, частично- поисковые, проблемно- исследовательские.
Понятийный аппарат: кровеносные сосуды, сердце, пульс, артерия, вена, капилляры, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, кровотечение, гипертония, донор.
Ход урока.
Организационное начало урока
Цель:проверить готовность к уроку
Прозвенел, звонок весёлый
Вы готовы? Всё готово?
Мы, сейчас не отдыхаем,
Мы, работать начинаем!
Самоопределение (мотивация учения) – личностные УУД.
2.
3.
Актуализация знаний.
Постановка проблемы
сообщение темы исследования.
-Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш с вами организм. Мы многое уже узнали.
Посмотрите, как разросся наш кластер.
– Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним что мы уже знаем.
«Верно ли что …..»
если утверждение верно, то ставим знак «+»
если не верно знак «-»
1.Верно ли что человек это часть живой природы?
2.Верно, ли что кожа защищает внутренние органы от повреждений
3.Верно, ли что скелет служит только опорой.
4.Верно ли что нос служит только для распознавания запахов?
5.Верно ли что самая подвижная мышца языка
6.Верно ли что в лёгочных пузырьках происходит газообмен
7. В выдыхаемом воздухе нет водяных паров
8.Верно ли что головной мозг находится в черепе
9.Верно ли что мышщ более 600.
10. Верно ли что в организме человека около 8 литров крови?
– Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?
– Итак, в ходе ответов появились затруднения, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данный вопрос.
– Как вы думаете, знакомство с какой системой поможет нам достичь цели?
– Что вы хотите узнать о крови?
– Предлагаю еще несколько проблем: (Таблички с темами вывешиваются на доске).
Что такое кровь?
Как кровь движется по организму?
Что входит в состав крови?
Какие функции выполняет кровь?
Как заботиться о сердце?
-Давайте вспомним, как мы с вами добываем информацию в школе.
а) можно прочитать в книге
б) понаблюдать
в) спросить у взрослых
г) найти информацию в Интернете
д) узнать из телевизионных передач
Общеучебные УУД
Коммуникативные УУД-
Умение анализировать и исправлять ошибки свои и других
Регулятивные УУД – умение ставить задачу
4.
5.
5.
6.
Работа в группах
Представление результатов групповой работы.
Открытие нового знания
Практическая работа
Физкультминутка
-Еще с незапамятных времен люди заметили, что раненое животное или человек, потеряв много крови, умирали. Эти наблюдения привели к мысли, что в крови заключена жизненная сила. Многие века истинное значение крови для организма, ее состав, законы, по которым совершается кровообращение, оставались загадкой. Люди считали, что кровь бывает голубая и красная. Даже существовало понятие «люди с голубой кровью»- короли, принцы, те, кто богат. Но настойчивый ум человека всегда пытается проникнуть в тайны строения человеческого организма.
Нам необходимо узнать, из чего же состоит наша кровь. Давайте распределимся на группы.
Каждая группа получает текст и «Лист планирования».
1 группа:
Дополнить предложения.
Основу крови составляет…………
Она несет всем органам……………
Она уносит от органов……………….
Красные кровяные тельца -………
Они приносят ко всем органам…
Уносят от органов………………
В этих клетках есть вещество……
Оно придает крови……….цвет
Задание: скатать из красного пластилина шарик, положить его между большим и указательным пальцами и слегка сдавить, чтобы получилась лепешка с вдавленной серединкой.
2 группа:
Дополнить предложения.
Белые кровяные тельца-………..
Они способны……………………
Задание: из белого пластилина скатайте небольшие шарики.
3 группа:
Дополнить предложения.
Кровяные пластинки-…………….
Они обеспечивают важное свойство крови…….
Благодаря этому свойству кровь…………..
Задание: из синего пластилина скатайте небольшие шарики.
4 группа:
Понаблюдайте в микроскоп за каплей крови.
Опишите свои наблюдения:
Под микроскопом мы увидели …………………
Они………………………………………………цвета.
Больше………………………..цвета.
По форме они……………….
5 группа: (1-2 человека) работают с ЦОР
Представители групп выходят к доске, рассказывают о своей клетке и крепят пластилиновые шарики к капле, вырезанной из бумаги.(Учитель крепит к доске названия клеток- эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и название жидкости- плазма)
-Ребята, в одной капле крови эритроцитов 4-5миллионов, лейкоцитов 6-8 тысяч, тромбоцитов 400 тысяч.
-Так почему же кровь красная?
-Подумайте, что происходит с лейкоцитами, когда вы болеете?
У человека 4,5-5 литров крови.
Вывод: функции крови
1.транспортная (эритроциты)
а) дыхательная (перенос кислорода )
б)питательная( питательные вещества)
2.защитная (лейкоциты)
Что заставляет кровь течь? (сердце) Слово «сердце» исконно русское, родственно слову «середина»
Прижмите ладонь к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Это плотный мышечный мешочек,
– Сердце человека невелико.
– Хотите узнать какого размера сердце, которое бьётся у вас в груди?
-Сожмите кулак – вот такое сердце бьётся у вас в груди?
-Ежедневно оно прокачивает примерно 10 тыс.литров крови, т.е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам.
– Сердце это мышца.
-А что делают мышцы? (ответы детей)
-Мышцы сокращаются и расслабляются вот и сердце постоянно сокращается и расслабляется поэтому мы и чувствуем равномерные удары в груди.
– Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой фильм о сердце.
– Что вы узнали о сердце?
Сердце – это плотный мышечный мешок, величиной с человеческий кулак. Внутри сердца находится кровь. Она выходит из сердца через крупные кровеносные сосуды. Сердце действует как насос: попеременно сокращается и расслабляется, выталкивая кровь в кровеносные сосуды (таблица «Кровеносная система человека», муляж сердца)
Демонстрация опыта.
Чтобы дать конкретное представление о работе сердца, показать детям резиновую грушу, наполненную водой. Когда грушу сжимают, из горлышка выталкивается струя воды.
-Ребята, скажите, а как можно узнать, как работает наше сердце.
-О работе сердца можно судить по пульсу. Толчки крови – это пульс.
Пульс может рассказать, здоров или болен человек, слабый пульс говорит о болезнях сердца.
-Найдите у себя пульс на руке.
-Посчитайте ваш пульс.
-Какое количество сокращений сделало ваше сердце за минуту? (ответы детей)
-Запишите в тетрадь.
У маленьких птиц – 200 ударов, у кошек – 130, у лошади – 35, у слона – 25, у человека – 75.
-Кто знает, какой аппарат придумали люди для измерения пульса, а также нашего давления? (тонометр) Попробуем измерить пульс при помощи тонометра. Как легче?
-Сейчас посчитайте ваш пульс (запишите в тетрадь)
– Какой вывод сделаете? (запишите в тетрадь)
– При физич. нагрузке начинают работать многие мышцы,
им нужно больше питания и воздуха – и сердце начинает подавать их больше с кровью).
– Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни без остановки.
-Почему наше сердце не устает? (отдыхает, когда расслабляется)
Давайте посчитаем, сколько времени ваше сердце работало и сколько отдыхало, если знать, что работает оно столько же, сколько и отдыхает. (Если 10 лет, то 5 лет работало и 5 отдыхало)
Поиск и выделение информации выведение следствий, построение логической цепи рассуждений – познавательные УУД.
Коммуникативные УУД – планирование, работа в парах.
Выведение следствий – познавательные УУД (логические).
Регулятивные УУД: умение запоминать, удерживать информацию.
Анализ – познавательные УУД.
7.
8.
Закрепление
«Корзина Идей»
-Кто знает, а как, по чем движется кровь, когда «наш насос» ее выталкивает? (предположения детей – по венам, по сосудам и т. д.)
-Сердце, вены, сосуды – это органы системы кровообращения.
Фрагмент фильма
-Как происходит движение крови по организму человека? (сердце выталкивает кровь и кровь движется по кровеносным сосудам, которые расположены по всему организму человека).
– Давайте обратимся к кластеру?
– У вас на партах лежит часть кластера, заполните её.
-Что образует кровеносную систему человека? (сердце и кровеносные сосуды)
-Прочтите текст учебника, рассмотрите схему движения крови и подготовьте рассказ по плану.
(План лежит на каждой парте)
План рассказа.
1.Где кровь обогащается кислородом?
2.По каким сосудам движется кровь из сердца?
3.К чему подходят артерии?
4.Артерии разделяются на ….
5.Куда сходятся капилляры?
6.Куда кровь течет по венам?
7.Цвет артериальной крови?
8.Цвет венозной крови?
9.За какое время кровь успевает побывать во всех органах и вернуться в сердце? (27 секунд)
– Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки?
(ответы детей)
– Сердце надо укреплять.
– Сейчас вам предстоит ответить на вопрос.
– Как надо укреплять сердце?
Работа в группах
– Давайте посмотрим, что же надо делать, чтобы укреплять сердце.
– Все ли идеи наши верны?
Самоосмысление
Познаватель
ные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения
Коммуникативные УУД
9.
Итог урока. Рефлексия.
Цель: провести общий анализ урока и оценить деятельность учащихся
– Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение.
– Верно ли что в организме человека, находится около 8 литров крови? (ответы детей)
– Какие задачи мы ставили в начале урока?
– Мы ответили на поставленные вопросы?
З
акончите предложение:
Теперь я знаю что…
Теперь я смогу…
Меня удивило…
Я понял, что…
В заключении я хотела бы вам предложить составить букет из волшебных сердечек. Если вам урок понравился, и вы поняли новый материал, то вы можете прикрепить своё сердечко, а если нет оставить у себя.
Контроль, коррекция, оценка – регулятивные УУД.
10.
Информация о домашнем задании
Цель: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Выберите любое задание
1) Подготовить сообщение о донорах
2) Составить памятку о том, как надо укреплять своё сердце.
3) Составить кроссворд по теме «Кровеносная система»
4) Стр. 28-33, прочитать и ответить на вопросы
5) Какие болезни крови бывают?
Познавательные УУД развитие творческого воображения
Источник