Круговой налеп лепка сосудов

Конспект по технологии
Тема: «Лепка из глины методом жгутового налепа»
Выполнила студентка 342 группы
Коданёва Антонина
СГПК им. И. А. Куратова
Место прохождения практики:
Шк. №16 2 «б» класс 36 каб.
Дата и время проведения урока:
25.09.2012 14ч. 15 мин.
преподаватель Бугаева Елена Энгельсовна
(число, подпись)
_______________________________
учитель Чегесова Надежда Михайловна
(число, подпись)
_______________________________
Цель: вылепить глиняный сосуд методом жгутового налепа
Задачи:
Познакомить с новым природным материалом – голубой глиной
Расширить кругозор детей о керамической посуде разных народов мира через сообщения их же одноклассников.
Познакомить детей с лепкой методом жгутового налепа
Развивать мышление через анализ предложенных учителем образцов
Воспитывать чувство толерантности к культуре других народов
Развивать мелкую моторику руки
Ход урока:
Содержание:
1.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку
– Здравствуйте, ребята!
– Садитесь.
– Сегодня я проведу у вас урок технологии, а начать я его хочу с небольшой игры, которая называется «Проверь друга»
– Сейчас я буду называть то, что нужно для работы на уроке, а вы проверите наличие этого друг у друга, кто сидит один у себя: стеки, подкладные доски, кусочек глины, влажная тряпочка.
(обеспечение недостающим)
2.
Повторение правил рабочего человека
– Хорошо, ребята, я вижу, все справились.
– Давайте сразу повторим главное правило сегодняшнего урока, как вы думаете, если сегодня мы будем работать с глиной, что это будет за правило?
– Как мы должны работать? (аккуратно)
3.
Выход на тему
– Ребята, вам интересно из чего ели первобытные люди, из чего они делали первую посуду? Оказывается посуда была каменная, деревянная и даже кожаная… Маори из Новой Зеландии варили мясо и рыбу в полотняных мешочках, причем вместо кастрюли с кипятком использовался гейзер. Казахи готовили в кожаных «котлах» — суп в нем, конечно, не сваришь, а творожный сыр получался замечательно. Пигмеи Африки делали посуду из скорлупы яиц страуса. Австралийские аборигены выдалбливали каменные миски. В Юго-Восточной Азии популярны были «кастрюльки» из бамбука; якуты и эвенки предпочитали бересту. Но глиняная посуда произвела революцию в кулинарии.
– Итак ребята, надеюсь мой рассказ произвёл на вас впечатление и вы узнали много интересных и увлекательных фактов.
– А мне интересно, догадались ли вы о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о посуде)
– Но о посуде не современной, а наших предков.
4.
Выступление докладчиков. Анализ сосудов разных народов
– Давайте послушаем сообщение ваших товарищей, которые они подготовили специально для вас:
Грузия
Квеври – так называли керамические сосуды грузин. Они бывают всех размеров, от обычного, до нескольких сотен литров. В Грузии такие сосуды используются для приготовления и хранения вина. Квеври вкапывают в землю, поэтому дно сосуда имеет заострённую форму, затем внутрь заливают виноградный сок, закрывают крышкой и замазывают глиной. Спустя некоторое время в квеври получается вино.
– Спасибо!
– Итак, ребята, что вы запомнили из сообщения?
– Как называется сосуд грузин? (квеври)
– Каких размеров он бывает? (от обычного до нескольких сотен литров)
– Какую форму имеет сосуд? (дно сосуда имеет заострённую форму)
– Для чего служит такой сосуд? (для приготовления вина)
– Молодцы, вы были внимательными слушателями!
– Давайте послушаем сообщение о русских сосудах.
Русь
Крынка – традиционный керамический русский сосуд для хранения и подачи молока на стол. Особенность сосуда – высокое и довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла рассчитана на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании даёт толстый слой сметаны.
– И снова я хочу проверить на сколько внимательными слушателями вы были.
– Что запомнили из сообщения? (название, материал, назначение, форма)
– Из следующего сообщения мы узнаем о коми сосудах.
Коми
Глиняные сосуды коми имеют чашевидную форму с наклонённой внутрь, прямой или отогнутой шейкой. Расположение узоров на сосуде было горизонтальное. Узор выполнялся на горлышке способом вдавливания и оттиска штампов. Сосуд использовали для приготовления и хранения пищи.
– Что нового и интересного узнали о коми сосудах? (материал, форма, узор, назначение)
– Большое спасибо, выступавшим ребятам!
– А теперь, рассмотрим все эти сосуды и найдём, что в них общего и чем они различаются?
– Из какого материала выполнен каждый сосуд? (из глины)
– Для чего использовали сосуд коми, русские и грузины?
– В чём главное отличие квеври (если говорить о его форме и размерах)?
– Какие сосуды имеют название?
– Чем отличается коми сосуд от русского и грузинского? (узором)
– Поразмышляйте, почему квеври и крынка узора не имеют? (квеври – закапывали в землю, крынка – использовалась повседневно)
– Хорошо, ребята, я вижу, что вы усвоили особенности каждого сосуда. Давайте двигаться дальше.
5.
Знакомство с методом жгутового налепа
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо обсудить ещё один вопрос. Как вы думаете, какой? (как будем лепить)
– Сегодня мы с вами познакомимся с лепкой методом жгутового налепа(параллельно с объяснением на доске появляется схема):
Промни кусок глины, скатай шар, придави шар ладонями. Это дно сосуда.
Раскатай жгуты для изготовления стенок сосуда.
На дно сосуда уложи жгуты, последовательно, один на другой, придавая сосуду нужную форму.
Пригладь стенки сосуда пальчиками.
При помощи стека нанеси на сосуд элементы оформления.
– Лепка одного из наших сосудов будет отличаться от остальных. Как вы думаете, какого и чем?
– Особенность грузинского сосуда в том, что его дно имеет заострённую форму.
– Тогда как же мы будем его лепить?
– Лепить его мы будем сверху вниз, т.е начнём лепку с горлышка, а дно вылепим в последнюю очередь.
– А теперь ребята, вам необходимо выбрать один из трёх сосудов, уметь объяснить свой выбор. Вылепить сосуд методом жгутового налепа, соблюдая все этапы. Главная задача – отразить особенности наци, так, чтобы смотря на ваш сосуд, мы без труда могли определить
– Приступайте к работе!
6.
Подведение итога урока. Оценивание. Рефлексия.
(Анализ работ 1-2 ребят:
– Сосуд какого народа вылепил(а) …? – Верно? – Почему ты вылепила сосуд этого народа? Чем он тебя привлёк? – … оцени пожалуйста работу … по (критерий ниже))
– А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу по следующим критериям:
1. Точность передачи формы (насколько точно вы смогли передать форму сосуда, показали его особенности)
2. Освоение метода жгутового налепа (насколько хорошо вы освоили метод жгутового налепа)
3. Аккуратность (насколько аккуратно вы выполнили работу)
– У каждого из вас на столах лежат сигнальные карточки:
Красная – я молодец
Зелёный – могу и лучше
Жёлтый – в следующий раз постараюсь
– Сейчас я буду зачитывать критерий, а вы оцените себя по этому критерию и покажите мне соответствующую сигнальную карточку.
– Спасибо, мне очень приятно, что вы умеете себя правильно оценить, видите «плюсы» и «минусы» в своей работе.
Источник
Чем не подзаголовок: круговой и спиральный налеп, как способ развития рук и глазомера детей… Ух!
Ну, сначала я буду ходить вокруг да около. Кругами и спиралями. Вот бывают такие методики, что прямо за пять минут блог люди создают, за десять минут на гитаре играть научаются. Мне на такое даже не завидно: задачу -развитие рук и глазомера у детей наскоком решить ну никак невозможно. И я так и смотрю на это: работать, работать и работать.
Приёмы развития рук и глазомера зачастую несколько однообразны. Как разучивание гамм. Некоторые задания, хотя и очевидно полезны, но кажутся скучными даже мне самой. В таких случаях выручают сказки. Я знаю множество сказок и очень-очень люблю их рассказывать. Однообразную монотонную работу можно расцветить хорошей сказкой. И – глядишь, я уж и сама увлеклась темой и дети пашут, как на соцсоревновании. Интересная и с задором рассказываемая сказка задаёт ритм и даёт энергию. Но, хватит рекламы, я только хотела сказать: я вот сказки вам, уважаемые читатели, пересказываю, так не проходите мимо, они все проверенные на многих классах.
А сейчас вернёмся к развитию рук и глазомера. Вот недавно я начала разрабатывать тему «рептилии», да как слепили мы с вами черепаху, так я и поняла – в теме “спиральный налеп” да “круговой налеп” одним черепаховым панцирем не обойтись. Если по-честному, то надо делать посуду.
Способом спирального или кругового налепа в древности изготовляли крынки и горшки. Вот подумаем теоретически: да зачем же столько мороки? Катать глиняные жгуты, складывать их плотной спиралью – дно, затем накладывая витки на края всё выше делать края посудины, потом замазывать получающиеся щели… А что бы взять да и слепить кувшин из одного куска…? Прямо и без странных промежуточных этапов.
Ну, тут такие встречные соображения: нынче этот спиральный налеп отнюдь не распространён. А с другой стороны, если нет гончарного круга, то получить из одного куска кувшин – тоже задачка не из простых.
Так что Лепка из Жгутиков так же имеет право на существование и внимание.
В детских садах и в начальной школе в основном этим способом лепят корзинку чуть больше скорлупки грецкого ореха. Я вообще всегда поражаюсь миниатюрности детских изделий на выставках в детских садах. Размер, видимо, задаётся величиной стандартного бруска пластилина из набора, но я убеждена – это очень мелко. Пятилетних детей успешно учат рисовать на листах А3, и их же вполне можно учить работать с кусками пластилина величиной с кулак. Опыт показывает, что дети вполне могут размять такой кусок, слепить изделие и при этом ещё и сказку прослушать и понять – и всё это за одно занятие.
Итак, собираемся лепить большой горшок.
Сначала я делала жгуты в локоть длиной и лично убедилась – неудобно раскатывать. Свободный от обработки конец вихляется в воздухе, как лопасть винта и быстро отпадает. Чем-то это мне напоминает сказку “Портной и чёрт”. Так получается, что жгуты следует катать сантиметров по 15, длиннее не стоит, качество пострадает. Диаметр – 4-5 миллиметров. Жгуты между собой склеивать тоже дело хитрое. Их приходится примазывать, стараясь не продавить стенку посуды вовнутрь.
И – щели! Их получается ужасно много. Да, товарищи, вам, мои взрослые читатели, я сознаюсь – из моей щелястой крынки молоко наверняка убежит.
Вобщем не мытьём так катаньем(жгутиков) горшок мы слепили. Варить в нём кашу пока воздержимся, пусть постоит до следующего урока лепки, он нам ещё пригодится. А для чего – потом скажу.
Про тонкости спирального налепа вам рассказала Марина Новикова.
Понравилась статья?Подписывайтесь на обновления нашего блога Handykids.ru l
Метки: лепка конструктивным способом
Google+
Марина Новикова
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Педагогический колледж «Черёмушки»
План-конспект пробного урока
По учебному предмету «Технология»
Класс 2 «В», гимназия № 1532
Тема: «Создание сосудов из пластилина в технике кольцевого налепа»
Дата проведения урока: 27 апреля 2015г.
Время проведения урока
К уроку допущена:
Барковская Анастасия Александровна
1 курс, 16 группа
Специальность 440205
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Учитель: Царькова Юлия Петровна
Преподаватель-методист: Замбор Ольга Павловна
Оценка за урок:
Москва, 2015
Тема: «Создание сосудов из пластилина в технике кольцевого налепа.»
Задачи:
Обущающие : продолжить учить лепить сосуды в технике кольцевого налепа ; закреплять приёмы лепки (раскатывание жгута и примазывание).
Развивающие: развитие интереса к предмету ; развить художественный вкус, внимание, память, образное мышление.
Воспитательные: воспитывать умение сохранять порядок на парте в течение всего урока ; соблюдать правила лепки.
Формирование УУД:
Личностные:
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
-развитие навыков работать сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов;
-формирование мотивации к творческому труду;
Метапредметные:
-формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;
Предметные:
-приобретение навыков самообслуживания;
-овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
Подготовка урока:
Для учителя: вариативные образцы, заготовки для фронтальной демонстрации приёмов лепки( брикеты пластилина, длинный жгут ,шар) ,бумажные салфетки ,презентация, распечатки способов лепки сосудов.
Для учащихся: пластилин, листы бумаги. Подложка ,бумажные салфетки, стека.
Литература: Конышева, Федотов «Послушная глина» , Геронимус, методика Конышевой.
Этапы урока | Содержание урока | Рисунки схемы | Приме- чания | ||
Действия учителя | Действия учащихся | ||||
Орг.момент 1-2 минуты | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна Давайте проверим вашу готовность к уроку: на столе у вас должны лежать : пластилин,дощечка | Приветствуют. Готовятся к занятию, проверяют свою готовность к уроку. | |||
Сообщение темы урока 5-7 минут | Ребята,какие виды декоративно прикладного искусства вы знаете: Ребята,я думаю все вы видели древне-греческие сосуды.Как вы думаете,как их создавали ? Ведь их нельзя слепить .Раньше лепили только в технике кольцевого налепа. Сосуды принято было утыкивать в землю, а на расширении вверху прикрепляли 4 ручки, ваза использовался в хозяйственных целях. Очень известны греческие амфоры и стамнос, которые были незаменимы в хозяйстве и предполагались для сохранения вина, а также масла. Стамнос довольно часто использовали при обрядах в храмах, например, в нем приносили вино в жертву какому-то божеству. Формой стамнос напоминал пифос, только по бокам приделывались две узкие ручки, которые походили на рога, а внизу ножка. Самым популярным сосудом у греков считалась амфора,использовалась для хранения продуктов, а также с эстетической целью. Ваза под названием гидрия, которая включала 3 ручки, применялась для ношения жидкостей, чаще всего воды Сосуды бывают гжельские, скапинские. Показ презентации видов русской керамики. Обычно гончарные промыслы возникали там, где была доброкачественная глина. Глину смешивали с водой до тестообразного состояния и на гончарном круге формовали изделия, затем сушили и после этого обжигали в печи. Каждый гончарный промысел на Руси имел свои неповторимые особенности, которые проявлялись и в необычных формах, и в местных названиях предметов быта, и в своеобразном декорировании продукции. | Хохломская роспись, городецкая, гжельская. На гончарном круге | Показ презентации «виды декоративно прикладного искусства» | Фотографии элементов | |
3.Анализ конструкции образца, анализ технологии изготовления 5-7 минут 4.Составление плана работы, подготовка к работе. 3-4 минуты 5.Начало самостоятельной работы. 6.Физкультминутка. 7.Подведение итогов. 8.Рефлексия. | Давайте посмотрим, а из чего же сконструирован сосуд? Что нам потребуется для изготовления сосуда? Сегодня мы попробуем самостоятельно слепить сосуд . Для начала мы слепим дно . Потом мы скатаем жгутик и прилепим его ко дну. И так с каждый жгутиком. Можно брать жгутики, разных размеров ,чтобы ваза меняла форму. Учитель помогает учащимся мастерить. Раз-подняться,подтянуться, Два-согнуться,разогнуться Три-в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка. На четыре- руки шире. Пять-руками помахать, Шесть-за парты сесть опять. Ребята, давай все выйдут к доске и покажут ,что у вас получилось. Какие вы все молодцы, отличные работы. Ребята, на доске показаны фразы, продолжите их : «Я научился …» «Я узнал(а) нового на уроке…» «я думаю…» Вам понравился урока?Спасибо за урок. | Из пластилина Жгутики, донышко Учащиеся начинают мастерить сосуд. Повторение упражнений за учителем. Показ работ. Ответы учащихся | Показ приплюснутого шара, который является донышком |
Источник
6 класс раздел ДПИ «Народное и современное декоративно – прикладное искусство»
2 урок
Тема: «Лепка декоративного сосуда»
Цели и задачи: обучение лепки декоративных изделий, развитие художественно – творческих способностей учащихся, понимание красоты, богатства, разнообразие глиняных изделий. Воспитание интереса к декоративной работе, предметам быта и их украшений.
Материалы: картон, стек, глина, салфетки, фактура, скалка.
Оборудование для учителя: мультимедиа, магнитофон, предметы быта (глиняная посуда). Использование классной доски, глина, салфетки, стек.
Ход урока:
Здравствуйте ребята!
-Ребята, скажите, чем мы занимались на прошлом уроке?
-На прошлом уроке мы выполнили эскизы декоративных ваз в карандаше (показ работ учащихся)
-А из чего можно выполнить данную работу? из глины, из пластилина
– А как можно выполнить этот эскиз?
– Можно выполнить из пласта глины, можно применить лепку из жгутов (ответы детей)
– Сегодня мы с вами должны закончить работу, чтобы все увидели результат. Мы выполним лепку декоративного сосуда из глины, украсив её внешний вид декорированием различной фактурой.
сл.слово Декор – придавать красивый вид, украшать.
– выпуклой (шарики, полоски)
– вдавленной – (оттиски различных предметов)
Ребята, готовясь к уроку задавалась вопросом, какой же должен быть состав готовой глины к применению? Может из вас кто – то знает? (ответ ребенка)
Для лепки декоративных изделий подходит глина средней жирности, в нее входит примерно 15% песка. Определить пригодность глины для лепки, можно довольно просто. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатать между ладонями жгут, затем медленно согнуть его пополам. Если на месте сгиба не образуются трещины, то глина пригодна для работы (показ)
Люди еще с незапамятных времен лепили из глины предметы быта, прежде всего посуду.
Может среди вас, кто-то знает историю появления глины? (ответ учащегося)
Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумело человека обжигать посуду на костре.
Ребята, а сейчас обратите свое внимание на экран, вашему вниманию будут представлены слайды, какие существуют способы формования глины:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4слайд
5 слайд
Ребята, а сейчас посмотрите на следующий слайд, какие виды формования глины здесь представлены?
– формование на гончарном круге
– глиняное литье
Сейчас ребята давайте подготовим наши руки для работы. Чтобы наши пальчики были гибкими, умелыми, подвижными. Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной. Это вам пригодится в работе.
Физ.минутка:
Карандаш в руке катаю,
между пальчиков верчу,
непременно каждый пальчик
быть послушным научу.
Ребята, сегодня мы продолжаем работу, которую начали на прошлом уроке. Прежде чем приступить к работе, зачитайте алгоритм выполнения работы по пунктам, который имеется у вас на партах.
Самостоятельная деятельность учащихся
Алгоритм выполнения декоративного сосуда
из пласта глины:
1. Взять небольшой кусок глины
2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.
3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.
4. При помощи стека срезать лишнее.
5. Скатать дно вазы.
6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра
7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.
8. Декорирование изделия (фактурой)
Алгоритм выполнения декоративного сосуда, спиральная лепка
из жгутов:
1. Взять небольшой кусок глины
2. Раскатать между ладонями
3. Из другого куска глины скатать жгут
4. Все делать последующие жгуты
5. Готовые жгуты приклеивают вдоль краев диска, наращивая стенки
6. Отдельно из коротких жгутов выполнить ручку, завитки
Перед тем как приступить к работе, нужны стеки, колющие и режущие предметы. Вспомним, как ими пользоваться (читают технику безопасности)
1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.
3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.
В работе используем стилизованные изображения (птиц, животных, растений)
сл. слово Стилизация- упрощение природных форм.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Ребята, сейчас мы проведем выставку работ. При просмотре работ на выставке, обратить внимание на аккуратность и правильность выполнении работы.
Ребята, у нас получилась незаконченная выставка работ. Почему эти работы незаконченные? Не в цвете, не прошли обжиг в печи, не покрыты лаком. Правильно, это мы сделаем на последующих уроках. Ребята, а какие чувства вы испытывали при выполнении данной работы? У вас у всех лежат на столе квадраты синий красный, оранжевый. Синий – безразличие, красный- радость , оранжевый- удовлетворение. Возьмите и поднимите тот квадрат, какой вы считаете нужный. Аргументируйте свои ответы.
Вопросы:
1. Где будет использована ваша работа?
2. Какие элементы стилизации вы использовали? Почему?
3. Понравилась ли вам работа?
Можно данную работу использовать для украшения интерьера
На этом наш урок закончен, всем спасибо, до свидания! А вам ребята , спасибо за проявленное творчество!
Алгоритм выполнения декоративного сосуда
из пласта глины:
1. Взять небольшой кусок глины
2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.
3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.
4. При помощи стека срезать лишнее.
5. Скатать дно вазы.
6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра
7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.
8. Декорирование изделия (фактурой)
Техника безопасности:
1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.
3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.
Алгоритм выполнения декоративного сосуда
из пласта глины:
1. Взять небольшой кусок глины
2. Раскатать кусок глины на столе при помощи скалки.
3. Посмотреть на эскизы, определить длину, высоту изделия при помощи линейки.
4. При помощи стека срезать лишнее.
5. Скатать дно вазы.
6. Взять пласт глины, соединить в форме цилиндра
7. Приложить пласт ко дну, удалить лишнее.
8. Декорирование изделия (фактурой)
Техника безопасности:
1. Стеки, ножи, ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
2. Передавая острые предметы, держать их за ручку или сомкнутые лезвия.
3. Хранить в определенном месте в подставке, рабочей коробке.
Источник