Крышку из глины для сосуда
Для некоторых изделий, выполненных при помощи гончарной обработки, включая керамические кастрюльки, горшки, супницы и чайники, требуются крышки. Крышка и основное изделие должны составлять единое целое. Форма венчика на изделии определит тип крышки. Ниже описан процесс гончарной обработки крышки с точным диаметром для соответствия внутреннему или внешнему краю.
Крышку следует ставить на место после того, как выполнена гончарная обработка ее и изделия, чтобы изделия высохли и не искривились. Изделие и крышку следует также обжигать одновременно.
При помощи гончарной обработки можно выполнить два типа крышек: при положении крышки дном вниз и вверх дном При использовании первого способа вместе с крышкой изготовляется бобышка и они не требуют обтачивания, если только не нужен венчик. При использовании второго способа можно либо использовать дополнительную глину для бобышки, либо добавить ее после обтачивания. Оба метода правильные, поэтому вы можете выбрать наиболее удобный для вас в соответствии с формой крышки. У некоторых крышек есть венчик для более плотного соприкасания с изделием, в то время как для других крышек венчик не требуется, так как гончарная обработка изделия будет выполняться с венчиком на краю.
Формирование крышек – Гончарная обработка крышки дном вниз
1. Расположите по центру ком глины и ногтем разметьте количество глины.
2. Выполняйте гончарную обработку пальцами правой руки.
3. Для сохранения центрального положения глины перемещайте пальцы двух рук в соединении между собой.
4. Закончите обработку бобышки кончиками пальцев.
5. Подготовьте другую крышку из того же кома глины, только теперь ком глины будет приобретать форму пиалы. Обратите внимание на соединение рук, действующих как единое целое для сохранения центрального положения изделия.
6. При помощи гребешка выровняйте поверхность и нанесите разметку линии среза.
7. Крышка может также выполняться кз глиняного шарика на деревянном диске.
8. Расположите глиняный шарик на линии разметки. Проталкивайте глину к середине для образования держалки.
9. Руки должны находиться в указанном положении для формования бобышки.
10. Продолжайте захватывать боковые поверхности бобышки для утончения и поднятия стенок.
11. Отрежьте верхушку бобышки гончарной иглой.
12. Гончарная обработка крышки с венчиком завершена
Гончарная обработка крышки, расположенной вверх дном
1. Начните придавать глине форму пиалы, открывая кусок глины большим пальцем левой руки и указательным пальцем правой.
2. Выполните край и венчик крышки, захватывая внешний край указательным и большим пальцами левой руки и внутренний край – указательным и большим пальцами правой руки.
3. Выровняйте край и венчик гребешком
4. Другой тип крышки, выполненной в положении вверх дном, можно формировать из глиняного шарика, расположенного по центру деревянного диска.
Обтачивание крышки
1. Подготовьте болванку в форме округленного конуса для обтачивания. Накройте ее тряпочками и поставьте на нее крышку бобышкой вниз, внутрь болванки. Скосите край и затем, используя инструмент для обтачивания, вырезайте внутреннюю поверхность крышки.
2. Законченная крышка будет выглядеть приблизительно так.
3. Закруглите внешнюю поверхность треугольным инструментом для обтачивания
4. При помощи гончарной иглы сделайте разметку по центру, добавьте комок глины и поместите маленький глиняный шарик на него.
5. Откройте комок глины, вытягивая стенки.
6. Поднимите стенку.
7. Прямоугольным гребешком проведите по внутренней, внешней поверхности и краю крышки.
8. Проверьте внутренний диаметр кронциркулем
Поделитесь статьей в соц. сетях:
Источник
Ручное формирование глиняных сосудов предшествовало формовке на гончарном круге. Продолжая развиваться параллельно с ней какое то время.
В наше время еще остались мастера, которые продолжают изготавливать посуду дедовским способом.
Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге. Возможности гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел вращения, а искусным рукам мастера подвластны любые формы.
Сосуды, выполненные без гончарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные всей стране гончары.
Существует довольно много различных способов ручной лепки сосудов. Многие из них отличаются простотой и остроумием технических решений.
Интересный старинный метод формирования сосудов из глины описан в книге Геннадия Федотова «Энциклопедия ремёсел. Глина и керамика.»
Геннадий Федотов описывает найденную находку на раскопках древних поселений в Двуречье ( Месопотамия). Там археологи обнаружили странные сосуды: внутри каждого из них были видны отпечатки веревочного узора. Такими узорами гончары украшали посуду довольно часто.
Вдавливая веревку в мягкую глину получали красивые оттиски. Но почему украшения оказались вдруг внутри?
Секрет древних мастеров был разгадан. Отпечатки веревки были частью технологии изготовления. Древние гончары сматывали веревку в тугой клубок и вокруг него лепили стенки сосуда. Когда стенки были готовы, веревку осторожно тянули за оставленный снаружи конец, клубок разматывался, а на месте его образовывалась просторная полость сосуда.
Этот метод действен и в наше время. Вот как вкратце выглядит весь процесс.
ФОРМОВКА НА ВЕРЕВОЧНОЙ БОЛВАНКЕ
Этим древним способом можно сформовать молочный кувшин, или крынку с широким горлышком.
Рассмотрим поэтапно:
Подготавливается форма:
- Подбирается стержень, удерживающий витки веревки в нужном положении. Думаю для этого может подойти любой подручный материал. Федотов описывает выточку шпули из дерева на токарном станке.
- Нужно прикинуть, сколько рядов веревки надо на нее намотать, чтобы получилась нужная форма задуманных размеров. При определении числа рядов нужно исходить из того, чтобы самый большой диаметр стержня был обязательно меньше внутреннего диаметра горловины.
- Если выйдет так, что нужно намотать нечетное число рядов веревки, то ее конец следует закрепить снизу.
- При четном числе веревочных рядов намотку надо начинать сверху.
- Закрепить конец веревки. Закончив обмотку, конец веревки закрепляется булавкой.
Лепка:
- Под рукой должны быть необходимые инструменты, хорошо промятая глина, покрытая мокрой тряпкой, и чашка с водой для смачивания рук.
Какая бы техника изготовления сосудов ни использовалась, всегда нужно стремиться к тому, чтобы толщина стенок сосуда, или, как говорят гончары, черепка, всюду была одинаковой. Только тогда можно надеяться, что при сушке, особенно при обжиге, посуда не треснет.
Лепку начинается с подготовки глиняных пластов толщиной 5 – 7 мм. Вырезается из пласта круглое донышко, укрепляется на подставке, а сверху устанавливается обмотанную веревкой форма. Раскатанную глину нарезают пластинами с помощью ножа и линейки на узкие полоски и, начиная с донышка, ими постепенно облепливается вся болванка. Стыки соединений между полосками смачиваются шликером – глиной того же состава, но разведенной до сметанообразного состояния.
Последним на краю горлышка лепится венчик. Он должен быть толще стенок в два-три раза.
Венчик как бы венчает верх посуды (отсюда его название), придает ей особую выразительность и законченность. Но все же лепят венчик не только красоты ради, но и с определенной практической целью.
- Если края сосуда оставить такой же толщины, как и стенки, то на нем могут появиться многочисленные трещины. Ведь тонкий край высохнет гораздо быстрее, чем все остальные части сосуда. При этом он уменьшится в объеме, в то время как соседние участки будут еще оставаться влажными. Возникшие внутренние напряжения неизбежно приведут к трещинам. Чтобы высыхание происходило равномерно, край сосуда стали делать более массивным. Так постепенно на сосудах стал появляться венчик.
Закончив лепку, тщательно выравнивается поверхность крынки циклями, а затем разглаживается.
Ну, что же, наступает тот самый момент истины:
- Когда глина слегка подсохнет, вынимается булавка и медленно вытягивается веревка за конец из глиняной оболочки. Сматывая с формы верхний ряд веревки, нужно быть особенно осторожным: при резком движении на сосуде могут появиться трещины. Если такое все же произойдет, трещины с помощью кисти заполните жидкой глиной, а затем слегка уплотните поверхность сосуда в месте образования трещин. Второй ряд веревки будет сматываться намного проще, третий – совсем легко.
Вслед за веревкой из сосуда вынимается деревянная форма. Теперь осторожно выровняйте стеками стенки внутри изделия, насколько это возможно.
- Горшочек готов, его остается только хорошо высушить, а затем обжечь и покрыть глазурью.
Согласитесь, метод интересен. При желании таким же способом можно слепить другие сосуды, используя не только деревянные формы, но и подходящие по форме предметы.
Материал подготовила Герасимова София.
Источник
Алабастр
Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.
Амфора
Овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.
Арибалл
Небольшой шарообразный или грушевидный сосуд, часто с художественной росписью. Использовался для хранения парфюмерных и ритуальных мазей.
Аскос
Небольшой плоский ритуальный сосуд с трубкообразным горлом и прикрепленной к нему полой ручкой; часто украшался фигурной росписью.
Балакиръ
Кувшин, кринка, горлан, горшок для молока.
Блюдо
Большая плоская чаша, род большой тарелки, круглой или продолговатой, обычно с широкими краями и иногда с крышкой.
Бо
Древнекитайская чашка с широким устьем и округлым или плоским дном, как правило, украшена геометрическим орнаментом, представляющим стилизацию рисунков рыб.
Братина
Братина, братинка, братыня (по В.И. Далю) – сосуд, в котором разносили пития, пиво на всю братию и разливали по чашкам и стаканам; медная полуведерная ендова или деревянная, с развалом и носком;
большая деревянная чашка.
Бутылка
Узкогорлый стеклянный или глиняный сосуд, в котором держатся и подаются виноградные вина; по наружному виду и по вместимости, различают: столовые или простые бутылки; рейнские, шампанские, мадерные, круглые или раздутые, для сладких вин;
портерные, с крутым оплечьем и т. п. Плоская бутылка называется флягою.
Бутыль
Большой, округлый, стеклянный или глиняный сосуд, узкогорлый, вмещающий полведра, ведро и более.
Ваза
(по В.И. Далю) – сосуд древнего или иного изящного образа, напоминающего кувшин с перехватом, чаще всего с раструбом кверху,
для украшения покоев и зданий.
Гидрия
Керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.
Глек
Глек, глечек – кринка, малый горлач.
Горлан
Горлан (по Далю) – кубан или кринка, балакирь, кувшин без носика и ручки, узкогорлый горшок для молока, высокий горшок с пережабиной. Употреблялся как кухонная посуда и как сосуд для хранения сыпучих и жидких веществ.
Дискос
(по Далю) – церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену – дископокровец.
Ендова
(по Далю) – широкий сосуд с отливом или носком, для разливки питей; медная посудина в виде чугуна, с рыльцем.
Канфар
Древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.
Киаф
Сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на
ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и
как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).
Килик
Керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.
Кратер
Сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.
Кринка
Кринка, криночка, (по Далю) малый горлач, балакирь, глок, глечик, узкий высокий молочный горшок с раструбом; в кринках держат простоквашу, молоко в бурачках.
Кубан
Кубан (по Далю) – большая кринка, балакирь, горланчик, горлач.
Кубатка
то же, что и горлач.
Кувшин
Кувшин (по В.И. Далю) – – глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою; урна, ваза.
Кумка
Кумка (по Далю) – чайная чашка (по себе, без блюдца); полоскательная чашка.
Лебес
Лебес (греч. котел) – большой сосуд в форме чаши на треножнике или подставке. Использовался, как правило, для мытья и приготовления
пищи). Свадебный лебес с длинными ручками играл роль вазы для цветов.
Лекиф
Лекиф – древнегреческий сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.
Лутрофор
Лутрофор – сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом,
широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным
украшением любых могил.
Миса
Миса, миска, мисочка (по Далю) – чаша, чашка; посуда, в которой подают на стол щи, похлебку; чаша к самовару, кумка, поддон под миску, на стол.
Мисник
Мисник (по Далю) – – поставец, судница, полки или шкаф для посуды.
Ойнохоя
Ойнохоя – кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.
Окрин
Окрин (по Далю) – церковный сосуд, чаша; кувшин, горлач; ваза.
Патера
Патера – глубокая или плоская чаша, используемая для питья в жертвенном ритуале.
Пелика
Пелика – расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками.Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.
Пиксида
Пиксида (греч. самшит) – круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота, У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.
Пин
Пин – – древнеяпонская бутыль с округлым горлышком
Посуда
Посуда (по В.И. Далю) – домашний, обиходный сосуд, судно, хозяйственная утварь, особенно столовая; вообще, в ней держат, готовят и подают харч, пищу: посуда кухонная и столовая.
Псиктер
Псиктер – сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.
Ритон
Ритон (греч. рог для питья) – – керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.
Скифос
Скифос (или котила) – сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался рим-
лянами как мера жидкости (0,27 л).
Сосуд
Сосуд (по Далю) – – посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держанья, храненья чего либо,
особенно жидкости. Все содержащее или носящее в себе что-либо. Сосуд деревянный, скудельный, глиняный или медный. Сосуды церковные, чаша или потир и дискос.
Стамнос
Стамнос – сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.
Стопа
Стопа, коноб – кружка, большой бокал, который обходит в круговую.
Тарелка
Тарелка (по Далю – тарелъ стар, тале(и)рка) столовая посуда, на которой едят. У крестьян деревянный кружек, на котором крошат
мясо.
Урна
Урна – древнеримские сосуды для сбора и захоронения праха умершего. Для особо знатных погребений изготовлялись лицевые и фигур-
ные урны, домашние ларцы для пепла. Часто изящно выполненную урну помещали в более грубо обработанную.
Фиала
Фиала – сосуд в виде круглой бутыли с зауженным горлом, используемый для возлияний богам. Алхимики использовали ее в качестве аппарата для дистилляции.
Фляга
Фляга, фляжка (по Далю) – бутылка, скляница, баклажка; часто плоский, дорожный сосуд, для питья.
Ху
Ху – древнекитайский высокогорлый кувшин с выпуклым туловом, обычно украшенный рисунками рыб.
Циста
Циста (лат. корзина) – цилиндрический ларец для хранения туалетных принадлежностей.
Чаша
Чаша (по Далю) – сосуд полушаром или около того; братина; миса.
Чашка
Чашка – небольшой округлый сосуд с ручкой для питья либо хлебанья. Деревянная чашка, мис(к)а, ставец.
Источник: Бугамаев М. Гончарное ремесло. – Ростов-на-дону. .”Феникс”, 2000 г.
Источник
ТегиЗаказ на кувшины ручной работы из красной глины и глиняные бутылки разных размеров от мастеров “Гжельской гончарни” можно оформить на сайте или через нашего оператора по телефону +7 (495) 727 73 96. Удачных Вам покупок в интернет-магазине гончарных изделий Маматаки. |
Источник