Кто открыл сосуд зла

Кто открыл сосуд зла thumbnail

У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Пандора (значения).

Пандо́ра (др.-греч. Πανδώρα — «»[2][3], или [4][5]), в древнегреческой мифологии — первая женщина[* 1], создана по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня[2]. До появления Пандоры женщины были только богинями, управляющими людьми, по воле Зевса женщина появилась на Земле, среди мужчин, как копия богинь-женщин. Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд (πίθος) (ящик Пандоры[* 2]), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а на дне, под захлопнутой крышкой, осталась одна лишь надежда[3][6].

В Новое время стала крылатой фраза «открыть ларец Пандоры», что означает совершить действие с необратимыми последствиями (обычно негативными).

Мифология[править | править код]

В древнегреческой мифологии, у Гесиода в Теогонии (VIII—VII век до н. э.) — первая женщина на земле[4][7], созданная Гефестом по велению Зевса (в наказание людям за огонь, похищенный для них у богов Прометеем)[3]. Бог огня Гефест, смешав глину с водой, слепил её при участии Афины и других богов, которые наделили Пандору подарками (отсюда её имя)[2][8]: так, Афродита одарила её красотой, Гермес — сладкоречием, хитростью и коварством, Афина нарядила её[3][6][7][9].

Соблазнила Эпиметея, младшего брата Прометея, и стала его женой[10][11][12]. От мужа она узнала, что в доме есть ларец (либо пифос[13][14]), полученный им от Зевса (или же этот сосуд (ящик) был получен ею от Зевса[7][15][16]), и его нельзя открывать. Если же нарушить запрет, человечество ждут неисчислимые беды. Поддавшись любопытству, она открыла его, и все эти беды обрушились на мир. Когда Пандора захлопнула крышку, то на дне осталась лишь надежда[6], — это толкуется как то, что люди остались лишены её[2][5][17][18].

Их с Эпиметеем дочь Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами, за своё благочестие они, единственные из смертных, пережили потоп и возродили человеческий род[2][18][19].

О Пандоре рассказывается в гесиодовской «Теогонии». У Гигина и Аполлодора не упоминается её знаменитый ящик, у Гесиода нет о рождении Пирры[20].

Пандоре приносили в жертву белую овцу[21].
Она — действующее лицо сатировской драмы Софокла «Пандора, или Молотобойцы» и комедии Никофона Афинского «Пандора».

Рецепция образа[править | править код]

  • Драму Пандора (1992) написал Жан-Кристоф Байи.

В астрономии[править | править код]

Именем Пандоры назван астероид (55) Пандора, открытый в 1858 году, и спутник Сатурна Пандора, открытый в 1980 году.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Dora and Erwin Panofsky, Pandora’s Box: The. Changing Aspects of a Mythical Symbol. [1956] (рус. «Ящик Пандоры»)

Ссылки[править | править код]

  1. ↑ Пирра // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1898. — Т. XXIIIа. — С. 677.
  2. 1 2 3 4 5 Греческая мифология. ПАНДОРА
  3. 1 2 3 4 Пандора — статья из Большой советской энциклопедии. 
  4. 1 2 Пандора // Словарь античности
  5. 1 2 Пандора // Редис Б. Кто есть кто в античном мире
  6. 1 2 3 Пандора // Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь, 2006 г.
  7. 1 2 3 Пандора // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000. // Энциклопедия Кольера
  8. ↑ Гесиод. Труды и дни 59-82; Гигин. Астрономия II 15, 3; Эсхил. Прометей-огневозжигатель, фр. 369 Радт
  9. ↑ Пандора
  10. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 24, 7
  11. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 2
  12. ↑ Пандора // А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.
  13. ↑ Нонн. Деяния Диониса VII 56
  14. ↑ Пандора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. ↑ Пандора — в словарях-справочниках по античному миру
  16. ↑ Введенский Б. А. Большая советская энциклопедия. Том 31 — Большая Советская Энциклопедия Второе издание (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 апреля 2015. Архивировано 3 апреля 2015 года.
  17. ↑ Пандора
  18. 1 2 Пандора // Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1998.
  19. ↑ Девкалион // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000.
  20. ↑ Примечание 142
  21. ↑ Аристофан. Птицы 971
  • Пандора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Пандора — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Мифы народов мира. М., 1991—1992. В 2 т. Т. 2. С. 281 / А. А. Тахо-Годи
  • Пандора // Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1998.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2020; проверки требуют 4 правки.

Ящик Пандоры — артефакт в древнегреческой мифологии, связанный с мифом о Пандоре, увековеченном в поэме «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода[1]. Ёмкость, упомянутая в первоначальной версии мифа, на самом деле была большим сосудом для хранения, но впоследствии она была неправильно переведена как “ящик”.

В современную эпоху он стал играть роль идиомы, означающей «любой источник больших и неожиданных неприятностей»[2], или, как вариант, «подарок, который кажется ценным, но который на самом деле является проклятием»[3]. Более поздние описания роковой ёмкости были разнообразны, в то время как некоторые литературные и художественные переработки мифа фокусировались больше на содержании идиоматического ящика, чем на самой Пандоре.

В мифологии[править | править код]

Согласно Гесиоду, когда Прометей похитил огонь с Олимпа, Зевс, царь богов, отомстил, подарив созданную им Пандору брату Прометея, Эпиметею. Пандора открыла оставленный на его попечение сосуд с болезнями, смертью и многими другими неуказанными напастями, которые в результате этого были выпущены в мир[4]. Хотя она поспешила закрыть сосуд, в нём осталась только одна сущность, обычно переводимая как «надежда», хотя она также могла иметь негативное значение как «обманчивое ожидание»[5].

Читайте также:  Презентация сосуды нижних конечностей

Этот миф породил идиому «открыть ящик Пандоры», означающую сделать или начать что-то, что вызовет множество непредвиденных проблем[6].

Аттическая пиксида, 440—430 до н. э., Британский музей

Этимология «ящика»[править | править код]

«Ящик» первоначально в самом мифе представлял собой большой древнегреческий кувшин (пифос, πίθος)[7][8]. Он использовался для хранения вина, масла, зерна или другой провизии, или в ритуальных целях как сосуд для погребения человеческого праха, из которого, как считалось, души вырывались и обязательно возвращались[9]. Многие исследователи видят близкую аналогию между самой Пандорой, которая была создана из глины, и глиняным сосудом, который включал в себя пороки[10].

Неправильный перевод слова пифос обычно приписывают гуманисту XVI века Эразму Роттердамскому, который в своем латинском изложении истории Пандоры изменил греческое пифос на пиксис, обозначающий «ящик»[11]. Эта история появилась в его сборнике «Пословицы» (1508), иллюстрирующая латинское изречение «Malo accepto stultus sapit» (Глупый становится умнее после ущерба). В его версии ящик открыл Эпиметей, чьё имя переводится как «запоздалая мысль» — или, по Гесиоду, «тот, кого его ошибки сделали мудрым»[12].

Различные версии «ящика»[править | править код]

  • Статуя Пандоры в Петергофе, 1801

  • Статуя Джона Гибсона, 1899

Содержимое «ящика»[править | править код]

В греческой мифологии существовали альтернативные описания ёмкостей, содержавших блага и несчастья, дарованные человечеству, самое раннее из которых имеется в «Илиаде» Гомера:

Две глубокие урны лежат перед прагом Зевеса,
Полны даров: счастливых одна и несчастных другая.
Смертный, которому их посылает, смесивши, Кронион,
В жизни своей переменно и горесть находит и радость;
Тот же, кому он несчастных пошлёт,- поношению предан;
Нужда, грызущая сердце, везде пег земле его гонит;
Бродит несчастный, отринут бессмертными, смертными презрен[13]

Гравюра Джулио Бонасоне XVI века с изображением Эпиметея, открывающего роковой сосуд

Древнегреческий поэт Феогнид в своей элегии предлагает противоположную версию истории Гесиода, в которой сосуд наполнен не пороками, а благами[14]. Эта версия подтверждается в современную эпоху басней Эзопа, записанной Бабрием, в которой боги посылают людям сосуд с благами. Вместо конкретной женщины в ней «глупый человек» (κκρατννρρωπος) открывает ёмкость из любопытства и позволяет им убежать. После того, как крышка была закрыта, осталась только надежда, «обещая, что она одарит каждого из нас хорошими сущностями, которые ускользнули». Эта басня имеет номер 312 в индексе Перри[15].

В эпоху Возрождения история сосуда Пандоры была вновь интерпретирована двумя известными писателями: Андреа Альсиато в его «Книге эмблем» (1534) и неолатинским поэтом Габриэле Фаэрно в его сборнике «Сто басен» (Fabulum Centum, 1563). Альциато лишь намекнул на эту историю, изобразив богиню надежды, сидящую на кувшине, в котором, как она заявляет, «Я одна осталась дома, когда зло витало вокруг, как рассказала вам почтенная муза старого поэта [Гесиода]»[16]. В короткой поэме Фаэрно также говорится о происхождении надежды, но в данном случае речь идёт об уцелевших «Вселенских благах» (bona universa): «из всех благ, которых недостаёт смертным, одна надежда в душе осталась»[17].

Идея о заключённых в сосуд благах отображена и в ренессансной гравюре Джулио Бонасоне, где виновником произошедшего является супруг Пандоры Эпиметей. Он держится за крышку большого сосуда, из которого в воздух взлетают женские изображения римских добродетелей. Они идентифицируются их названиями на латыни: безопасность (salus), согласие (concordia), справедливость (aequitas), милосердие (clementia), свобода (libertas), счастье (felicitas), мир (pax), стойкость (virtus) и радость (laetitia). Надежда (spes) задерживается на крае сосуда и держит высоко цветок, который служит её атрибутом[18].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Hesiod, Works and Days. 47ff.
  2. Chambers Dictionary, 1998
  3. Brewer’s Concise Dictionary of Phrase and Fable, 1992
  4. ↑ Гесиод, Труды и дни, (90)
  5. Brill’s Companion to Hesiod, Leiden NL 2009, p.77
  6. Longman Dictionary of Contemporary English
  7. ↑ Schlegel and Weinfield, «Introduction to Hesiod» p. 6
  8. ↑ Meagher 1995, p. 148
  9. ↑ Cf. Harrison, Jane Ellen, Prolegomena to the Study of Greek history, Chapter II, «The Pithoigia», pp.42-43
  10. ↑ Cf. Jenifer Neils 2005, p.41
  11. ↑ Meagher 1995, p. 56
  12. ↑ William Watson Baker, The Adages of Erasmus, University of Toronto 2001, 1 i 31, p.32
  13. ↑ Iliad, 24:527ff
  14. ↑ Theognis, 1135ff.
  15. ↑ Aesopica
  16. In simulachrum spei
  17. Fabulum Centum, London 1743, Fable 94, p.216
  18. ↑ Metropolitan Museum

Литература[править | править код]

  • Athanassakis, Apostolos, Hesiod: Theogony, Works and Days and The Shield of Heracles. Translation, introduction and commentary, Johns Hopkins University Press, Baltimore and London, 1983. Cf. P.90
  • Beall, E. «The Contents of Hesiod’s Pandora Jar: Erga 94-98,» Hermes 117 (1989) 227-30.
  • Gantz, Timothy, Early Greek Myth: A Guide to Literary and Artistic Sources, Johns Hopkins University Press, 1996, Two volumes: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Vol. 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Vol. 2).
  • Griffith, Mark. Aeschylus Prometheus Bound Text and Commentary (Cambridge 1983).
  • Гесиод; Труды и дни, in The Homeric Hymns and Homerica with an English Translation by Hugh G. Evelyn-White, Cambridge, MA.,Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1914. Online version at the Perseus Digital Library.
  • Lamberton, Robert, Hesiod, New Haven: Yale University Press, 1988. ISBN 0-300-04068-7. Cf. Chapter II, «The Theogony», and Chapter III, «The Works and Days», especially pp. 96-103 for a side-by-side comparison and analysis of the Pandora story.
  • Leinieks, V. «Elpis in Hesiod, Works and Days 96,» Philologus 128 (1984) 1-8.
  • Meagher, Robert E.; The Meaning of Helen: in Search of an Ancient Icon, Bolchazy-Carducci Publishers, 1995. ISBN 978-0-86516-510-6.
  • Neils, Jenifer, «The Girl in the Pithos: Hesiod’s Elpis», in Periklean Athens and its Legacy. Problems and Perspective, eds. J. M. Barringer and J. M. Hurwit (Austin: University of Texas Press), 2005, pp. 37-45.
  • Panofsky, Dora and Erwin. Pandora’s Box. The Changing Aspects of a Mythical Symbol (New York: Pantheon, Bollingen series) 1956.
  • Revard, Stella P., «Milton and Myth» in Reassembling Truth: Twenty-first-century Milton, edited by Charles W. Durham, Kristin A. Pruitt, Susquehanna University Press, 2003. ISBN 9781575910628.
  • Rose, Herbert Jennings, A Handbook of Greek Literature; From Homer to the Age of Lucian, London, Methuen & Co., Ltd., 1934. Cf. especially Chapter III, Hesiod and the Hesiodic Schools, p. 61
  • Schlegel, Catherine and Henry Weinfield, «Introduction to Hesiod» in Hesiod / Theogony and Works and Days, University of Michigan Press, 2006. ISBN 978-0-472-06932-3.
  • Verdenius, Willem Jacob, A Commentary on Hesiod Works and Days vv 1-382 (Leiden: E.J. Brill, 1985). ISBN 90-04-07465-1. This work has a very in-depth discussion and synthesis of the various theories and speculations about the Pandora story and the jar. Cf. p. 62 & 63 and onwards.
  • West, M. L.. Hesiod, Works and Days, ed. with prolegomena and commentary (Oxford 1978)
Читайте также:  Апельсин лимон мед очищение сосудов

Источник

Фразу «ящик Пандоры» мы слышим довольно часто, однако многие из нас не осведомлены о том, кем была Пандора (в древнегреческом языке эта фраза означала «всем одаренная») и какие выводы из легенды были сделаны.

Легенда гласит, что создали эту женщину боги

Помните легенду Прометея, который украл пламя у богов с горы Олимп и передал его человечеству?

Бессмертные были крайне недовольны. Они полагали, что люди накормлены, невредимы и довольны благодаря полученному ими пламени. Зевс велел Гефесту, своему сыну, изготовить женщину. В своей мастерской на Олимпе Гефест изваял Пандору из воды и земли и дал ей дар слова.

Дары богов

Каждый из богов поспособствовал созданию облика и нрава Пандоры. Афродита, богиня красоты и любви, дала ей прекрасную внешность. Гермес, в ведении которого находились силы стихии, подарил Пандоре изворотливость, коварство и косноязычие. Афина, покровительница мудрости и справедливости, подарила девушке прекрасные одеяния.

Подарок и женитьба

Боги подарили это создание Прометею, но тот никаких благоприятных новостей от них не ожидал и потому не согласился принять «подарок». Разумеется, Прометей предупредил и Эпиметея, своего младшего брата, чтобы он был начеку.

Однако Эпиметей поддался чарам Пандоры и вступил с нею в брак. Он верил, что такая прекрасная девушка никому не сможет навредить. Первое время дела шли замечательно и влюбленные радовались жизни.

Ящик от Зевса

Однако коварный Зевс послал Эпиметею ящик, который был крепко-накрепко закрыт. В нем хранились все недуги, преступления и недостатки, которые только существовали на Земле. Зевс приказал Меркурию, богу торговли, привезти этот ящик новобрачным. Тот повиновался и доставил ящик Эпиметею, но до того как уйти он приказал молодоженам оставить сосуд нетронутым.

Любознательность Пандоры

Любопытство Пандоры не давало ей покоя в том, что же сокрыто в ящике. Стащив загадочный предмет у супруга, стала его открывать.

Ящик не поддавался. Вдруг изнутри начали раздаваться негромкие мольбы о спасении. Пандора оказалась в нерешительности, а голоса продолжали упрашивать их освободить. Наконец, она открыла крышку ящика и из него тотчас же стали вылетать всевозможные беды и ужасы. Пандора захлопнула крышку, но было поздно – освободившиеся пороки уже принялись за свои коварные дела.

На дне ящика Пандоры

Вокруг распространилась боль и раздражение друг на друга, начались конфликты и неурядицы.

Внезапно из ящика раздался тоненький голосок. Пандора, которая горько сожалела о содеянном, попросила мужа не открывать, но Эпиметей заметил, что слишком много горя уже свалилось на человечество и еще одна беда ничего не изменит. Ящик был вновь открыт и из него выпрыгнула надежда, она коснулась ран – боль и ненастья прекратились. Вслед за этим надежда полетела дальше, чтобы спасать всех, кто пострадал от бед и недугов, по сей день терзающих человечество. Теперь она всегда сопровождает несчастье.

В заключение…

Легенда о ящике Пандоры присутствует в литературных работах многих писателей, включая Софокла, братьев Стругацких и Жвана-Кристофа Байи. Режиссеры также помнят об этой истории, Фильм Аватар разворачивается на планете Пандора. Ящик Пандоры – главный объект, на который ориентирован сюжет таких произведений, как Расхитительница гробниц, Доктор Кто и Зена – королева воинов.

В XVII веке под Пандорами понимали манекены, которые представляли последние достижения моды.

В наши дни Пандора – это спутник Юпитера и новый вирус.

Выводы из легенды делают разные: кто-то заключает, что не стоит совершать безрассудных действий, а кто-то — что женщины легкомысленны и безрассудны. Есть мнение, что необходимо верить в судьбу и везение…

А что думаете вы?

Изображение: infinitymultimediaproductions, LLC

Источник

Добрый день, дорогие читатели канала МОДА+ИСКУССТВО!

Сегодня поговорим о ящике Пандоры, разберёмся, что в нём хранилось и почему фраза «ящик Пандоры» стала нарицательной, а также проследим связь между древнегреческим мифом и Ветхим Заветом.

Подписывайтесь на канал МОДА+ИСКУССТВО и не открывайте сомнительные ящички!

Читайте также:  Витамины при хрупкости сосудов

Согласно легендам, Пандора была первой женщиной, созданной Гефестом по воле громовержца Зевса в наказание людям за то, что Прометей передал им огонь (что за люди были друзьями Прометея и почему среди них не было женщин — вопрос открытый, но придираться не будем. Одна из версий гласит, что до Пандоры все женщины, которых встречали простые, человеческие мужчины, были богинями).

Гефест смешал глину с водой и вместе с другими богами-олимпийцами создал женщину, обладавшую всеми возможными талантами, дарами и способностями (имя Пандора переводится как “всем одарённая” и “всем одаряющая”).

Джон Уильям Уотерхаус «Пандора». 1896 г. С сайта https://gallerix.ru/album/Waterhouse/pic/glrx-2085871449

Джон Уильям Уотерхаус «Пандора». 1896 г. С сайта https://gallerix.ru/album/Waterhouse/pic/glrx-2085871449

Глина + вода = женщина.

Ничего не напоминает?

Напомню:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Бытие: 1:26-27, 2:7)

Кстати, про “мужчину и женщину сотворил их” — это не о Еве, а о другой даме, о которой я уже писала в статье “Была ли Ева у Адама первой”.

Так есть ли что-то общее между древнегреческой Пандорой и древнееврейской Евой? Конечно, есть!

Фактически, Пандора — это и есть Ева, а ящик Пандоры — плод с Древа познания добра и зла, или смертная жизнь.

Кузен Жан Старший «Ева — первая Пандора». 1-я половина XVI века. С сайта https://gallerix.ru/album/Louvre/pic/glrx-500958211

Зевс создаёт первую женщину не богиню, а значит — смертную. Ева тоже становится смертной, вкусив плод с Древа познания добра и зла. Плод этот, кстати, совсем не факт, что был яблоком — эта трактовка появилась гораздо позже первых упоминаний о сотворении мира.

Да и в первой версии мифа о Пандоре сказано о ёмкости для хранения, а не о ящике, и в реальной жизни пред-человечество действительно использовало для хранения не ящики — они появились позднее, а глиняные сосуды.

Рене Магритт “Это не яблоко”. С сайта https://gallerix.ru/storeroom/656483613/N/1198938550/

Но чем бы ни был «ящик Пандоры», в нём хранились болезни, смерти и прочие напасти, которые согнал туда могучий Зевс, и которые вырвались на свободу, как только Пандора этот сосуд/ящик открыла.

Зачем же Пандора открыла злосчастный ящик (или сосуд)?

Из любопытства, по той же причине, что и Ева, соблазнённая не столько самим запретным плодом, сколько змеем, обещавшим возможность узнать нечто большее, чем было дано Богом.

Любопытство с древнейших времён считалось одной из самых опасных слабостей человеческой натуры.

Лоуренс Альма-Тадема «Пандора». Конец XIX века. С сайта https://gallerix.ru/album/Lawrence-Alma-Tadema/pic/glrx-554998779

В православии сохранилось множество комментариев святых отцов о том, что любопытство — не просто дурной порок, а смертный грех.

Преподобный Варсонофий из Оптиной Пустыни предупреждал:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., — а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

У любопытства Евы и Пандоры действительно были гибельные последствия — до сих пор “расхлёбываем”.

Любопытство – грех. С сайта https://images.pexels.com/photos/219614/pexels-photo-219614.jpeg?auto=compress&cs=tinysrgb&fit=crop&h=627&w=1200

В наши дни фраза “открыть ящик Пандоры” имеет однозначно негативное значение, так говорят, если происходит неприятное событие с необратимыми последствиями, хотя в ранних мифах о загадочном сосуде, где всё хранилось, есть упоминание и о таком, где были собраны не напасти, а блага. Но, что интересно, и в первом, и во втором случае в мифе фигурировала надежда, которая осталась на дне ящика/сосуда.

Это очень важный момент, поскольку если мы допускаем, что плод с Дерева добра и зла — это ящик Пандоры, то у Бога относительно людей осталась надежда на исправление (собственно, все древнейшие священные книги как раз о том, что человечество послано на Землю для искупления и исправления своей бессмертной души), но это уже совсем другая история…

А как вы думаете, связана ли история Пандоры и Евы, или видимое сходство — просто совпадение? Я в совпадения не верю, так как слишком давно и глубоко изучаю историю мировой культуры, но мне бы очень хотелось прочитать ваше мнение по этому вопросу.

Пожалуйста, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал МОДА+ИСКУССТВО, чтобы не пропускать наши статьи, а если вы хотите узнать больше о любовных похождениях Зевса, переходите по этой ссылке и наслаждайтесь. Но помните, что с точки зрения большинства религий, любопытство — это грех. Предлагаю вам подумать, почему…

Ваш искусствовед и семиотик моды и искусства, Полина УХАНОВА

Тех, кто не боится быть любопытными и открывать для себя что-то новое, интересное и полезное, приглашаю на мой вебинар 7 мая. Ссылка ниже:)

Записывайтесь на вебинар “Кризис арт и fashion-индустрии. Время возможностей”. Всех жду! Никакой “воды” не будет, только по делу и на реальных примерах.

Источник