Кубок сосуд для питья

Кубок сосуд для питья thumbnail
  1. Большая советская энциклопедия

I

Ку́бок

питьевой сосуд для вина, известный с древности в Европе и Азии. Первоначальное назначение К. обусловило торжественную строгость формы; его тулово (нередко с крышкой), большей частью на ножке или подставке, расширяется кверху. К. делают главным образом из металла, стекла, кости и часто украшают орнаментом, резьбой, гравировкой, росписью. К. древнейших времён отличаются органическим единством утилитарных и художественных качеств (золотой К. из Вафио, 2-е тыс. до н. э., Национальный археологический музей, Афины), тогда как в К. 15—19 вв., употреблявшихся главным образом как памятные подарки (серебряный К. императора Фридриха III, 15 в., Художественно-исторический музей, Вена), декоративные качества приобрели самодовлеющий характер. В настоящее время К. используется главным образом в качестве спортивных призов.

Кубок

Кубок. Бесцветное стекло с гранением и росписью золотом и серебром. Петербург. Последняя четверть 18 в. Русский музей. Ленинград.

II

Ку́бок

спортивный, 1) название спортивных соревнований, проводимых большей частью по т. н. олимпийской системе (проигравший выбывает из дальнейшей борьбы) и в основном по спортивным играм. Существуют К. международные — всемирные (например, К. Дэвиса, учрежденный в 1900, — неофициальный чемпионат мира по теннису), межконтинентальные (например, К. по футболу, разыгрываемый с 1960 между сильнейшими клубными командами Европы и Америки), континентальные (например, К. чемпионов европейских стран по баскетболу, футболу, хоккею и др., большинство которых учреждено в 50—60-е гг. 20 в.), отдельных стран (в СССР в 1973 — по 25 видам спорта, первый по футболу — с 1936). Один из старейших — Кубок Стэнли для сильнейших профессиональных хоккейных команд Канады и США (с 1892).

Иногда название К. получают командные и личные соревнования, проводимые по другим (круговой, смешанной и т. д.) системам, например К. Мира по волейболу (с 1965), К. Европы по гимнастике (с 1955), лёгкой атлетике (с 1965) и др.

2) Приз, как правило, переходящий, которым награждается победитель соревнований (команда, спортсмен). См. также Спортивные соревнования, Спортивные знаки и награды и статьи об отдельных видах спорта (например, Футбол, Хоккей).

Источник:
Большая советская энциклопедия
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. кубок —
    орф. кубок, кубка
    Орфографический словарь Лопатина
  2. кубок —
    -бка, м. 1. Старинный сосуд для питья вина. Серебряный кубок. □ Пирует Петр. — В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает. Пушкин, Полтава.
    Малый академический словарь
  3. кубок —
    К’УБОК, кубка, ·муж. (·ист. ). Сосуд, преим. металлический, в форме большого бокала. «Твой кубок полон не вином, но упоительной отравой.» Пушкин. «(Петр) за учителей своих заздравный кубок поднимает.» Пушкин.
    Толковый словарь Ушакова
  4. кубок —
    КУБОК -бка; м. 1. Старинный сосуд для питья вина. Серебряный, золотой к. Поднять заздравный к. 2. Сосуд, ваза (обычно из ценного материала), вручаемые как приз победителям в спортивных состязаниях; само такое состязание. Переходящий к. Играть…
    Толковый словарь Кузнецова
  5. кубок —
    КУБОК, кубована, см. кубан. Также см. кубан
    Толковый словарь Даля
  6. Кубок —
    Питьевой сосуд (из металла, стекла, кости), известный с древности в Европе и Азии. Его тулово (нередко с крышкой), большей частью на ножке или подставке, расширяется кверху. Кубки украшают орнаментом, резьбой, гравировкой, росписью. Ныне используются главным образом в качестве спортивных призов.
    Художественная энциклопедия
  7. Кубок —
    (англ. beaker, нем. Becher), термин означает керамический сосуд для питья, достаточно высокий (по отношению к диаметру), обычно без ручек (фото 46). В европейской археологии К. называется тип керамики, распространенный около 2000 г. до н.э.
    Археологический словарь
  8. кубок —
    Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от куб (1) («котел», см.).
    Этимологический словарь Шанского
  9. КУБОК —
    КУБОК — питьевой сосуд (из металла, стекла, кости) — известный с древности в Европе и Азии. Его тулово (часто с крышкой, большей частью на ножке или на подставке) нередко расширяется кверху.
    Большой энциклопедический словарь
  10. кубок —
    Ку́бок/.
    Морфемно-орфографический словарь
  11. кубок —
    Образовано от кубъ – “большой чан”.
    Этимологический словарь Крылова
  12. кубок —
    сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? кубка, чему? кубку, (вижу) что? кубок, чем? кубком, о чём? о кубке; мн. что? кубки, (нет) чего? кубков, чему? кубкам, (вижу) что? кубки, чем? кубками, о чём? о кубках 1. Кубок — это старинный сосуд для питья вина.
    Толковый словарь Дмитриева
  13. кубок —
    КУБОК 1. Приз в спортивных соревнованиях. 2. Вид соревнований в спортивных играх, в которых розыгрыш проводится по системе с выбыванием проигравших команд. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)
    Словарь спортивных терминов
  14. кубок —
    кубок I м. устар. 1. Сосуд для вина в виде большого бокала. 2. Количество жидкости, вмещающееся в такой сосуд. II м. Приз в виде сосуда, похожего на большой бокал, вручаемый победителям спортивных соревнований.
    Толковый словарь Ефремовой
  15. кубок —
    Кубок, кубки, кубка, кубков, кубку, кубкам, кубок, кубки, кубком, кубками, кубке, кубках
    Грамматический словарь Зализняка
  16. кубок —
    КУБОК, бка, м. 1. Сосуд в виде чаши, бокала (обычно массивный, из ценного материала). Поднять заздравный к. 2. Спортивный (обычно переходящий) приз в форме такого сосуда. | прил. кубковый, ая, ое (во 2 знач.). К. матч (состязание за спортивный кубок).
    Толковый словарь Ожегова
  17. кубок —
    сущ., кол-во синонимов: 14 аклей 11 бокал 13 вильком 2 еврокубок 1 канфар 2 канфор 2 кубец 2 приз 12 сосуд 187 столбуха 3 стопа 38 суперкубок 1 фужер 7 чаша 26
    Словарь синонимов русского языка
Читайте также:  Киста сосудов нижних конечностей

Источник

Для каждого напитка предполагается своя, правильная форма. Только она способна раскрыть все тонкости вкуса и аромата. Шампанское принято наливать в одну посуду, а водку и коньяк – совершенно в другую. Уяснить тонкости использования различных бокалов бывает непросто. Попробуем разобраться.

Источник: www.depositphotos.com

У культуры питья множество особенностей. Алкогольные напитки нужно правильно хранить, наливать и даже держать в руке. И, конечно, для всех напитков предусмотрена своя собственная форма.

Коньячный бокал

Источник: www.depositphotos.com

Этот бокал чем-то похож на бочку. Он несколько сужается кверху. Его объем – от 250 до 500 мл. В таких бокалах подают коньяк, коньячные коктейли, бренди, кальвадос.

Арманьячный бокал

Источник: www.depositphotos.com

При такой тюльпанообразной форме бокала весь аромат коньяка легко концентрируется в верхней части. Емкость меньше, чем у обычного коньячного бокала. Всего 250 мл.

Фужеры для шампанского

Под этот игристый напиток принято подавать сразу три формы бокала.

Флют

Источник: www.depositphotos.com

У этой классической формы вытянутое тело и плоское основание, а ножка средних размеров. Узкое горлышко позволяет уменьшить площадь соприкосновения вина с воздухом, а достаточная глубина бокала помогает образованию пузырьков. Емкость– 160-300 мл. Лучше всего в такую форму наливать молодые игристые вина.

Тюльпан

Источник: www.depositphotos.com

Шампанское с большой выдержкой принято наливать в бокал «Тюльпан» или «Трампет». Чаша имеет конусообразную форму и широкое основание. Емкость такая же – 160-300 мл.

Флер

Источник: www.depositphotos.com

Емкость этого бокала меньше – 120-200 мл. Эта форма была особенно популярна в 1940-х. Сейчас в такой бокал чаще наливают коктейли. А для шампанского применяют, если нужно составить красивую пирамиду.

Хайбол

Источник: www.depositphotos.com

Этот универсальный, широкий и высокий стакан встречается практически у любого бармена. Емкость стакана – 350 мл. В стакане подают алкогольные напитки на основе спрайта, кока-колы, содовой и другой минеральной воды. Например, джин с тоником.

Коллинз

Источник: www.depositphotos.com

В этом бокале-цилиндре когда-то подавали коктейль «Том Коллинз». Сейчас его используют для различных лонгдринков. Объем – до 400 мл.

Бокал для вина

Источник: www.depositphotos.com

Красное вино принято подавать в высоком бокале на высокой ножке. Такой бокал имеет широкую чашу и зауженный верх. Фужер для белого вина имеет более узкую середину, а его максимальный объем – 350 мл. Главное – чтобы такое вино не грелось в руке.

Ликерная рюмка

Источник: www.depositphotos.com

Это специальный маленький бокал на высокой ножке. В него хорошо наливать не только ликеры, но также и десертные вина или фруктовый бренди. Объем – до 60 мл.

Харрикейн

Источник: www.depositphotos.com

Этот бокал имеет тюльпанообразную форму. Внизу он округлый, ближе к верху имеет перегиб, при этом края бокала расширяются. Это и позволяет декорировать бокал фруктами и другими коктейльными атрибутами. Крепится чаша на короткую ножку, форма которой может варьироваться. Подают в бокале коктейль «Хиррикейн» и другие тропические напитки, а также слинги. Объем – до 500 мл.

Тумблер

Источник: www.depositphotos.com

Виски, в отличие от вина, нужно греть в руке. Поэтому для него придумали особую форму – стакан с выпуклым донышком. Это сделано специально, чтобы он плохо стоял на столе. Объем – до 300 мл.

Old Fashioned

Источник: www.depositphotos.com

В этом укороченном стакане принято подавать аперитив – виски и бурбон. Применяется он и для сервировки других крепких напитков. Объем – до 470 мл.

Pousse Cafe

Источник: www.depositphotos.com

Это сравнительная молодая форма бокала для слоистых коктейлей и ликеров. Его удлиненная форма позволяет наливать ингредиенты с помощью ложки.

Маргарита

Источник: www.depositphotos.com

Как следует из названия, форма создавалась для коктейля «Маргарита». Но также эта красивая сдвоенная чаша подходит для «Дайкири» и других тропических коктейлей. Объем – до 300 мл.

Бокал для хереса

Источник: www.depositphotos.com

Рюмка обладает формой конуса и красивой декоративной ножкой. Попивать из такой можно только маленьким глотками. Объем – 60 мл.

Бокал для мартини

Источник: www.depositphotos.com

Под мартини нужно подавать специальные изысканные бокалы с треугольным верхом и высокой ножкой. В таком бокале напиток не теряет вкус. Объем – до 240 мл.

Стопка (шот)

Источник: www.depositphotos.com

Чем крепче алкоголь, тем меньше емкость. Стопка создана именно для того, чтобы пить водку и другие шутеры очень быстро. Емкость – не более 60 мл.

Рюмка

Миниатюрный тюльпанообразный бокал с небольшой ножкой вмещает только 40 мл водки.

Чаша для пунша

Источник: www.depositphotos.com

Она очень похожа на чайную кружку. Отливается из жаропрочного стекла. Объем – 180 мл.

Пивная кружка

Источник: www.depositphotos.com

Классическая кружка сделана из толстого стекла, очень увесиста, имеет основательную ручку. Объем – 500 мл.

Выбирайте форму и вкусные ингредиенты для ее наполнения!

Источник

Бокал по сути – это сосуд для подачи напитков. Фужер – одна из разновидностей бокала. Предназначен исключительно для молодого игристого вина и шампанского.

Бокал для шампанского Ocean Glass флюте

Виды

Хоть мода на посуду для питья часто меняется, но сегодня наиболее распространены три вида фужеров.

  1. Флюте. Или чаще его называют «флейта». У чаши вытянутая форма, ножка тонкая и длинная. Такую посуду для игристых вин считают классической и наиболее распространенной. Существует уже не первое столетие почти в неизменном виде.
  2. Кубок. Либо чаша с очень широким горлышком. Площадь для поднимания пузырьков газа в таком бокале намного больше, а значит – через пару минут их почти не остается. В прошлом столетии (годах в 40-х-50-х) эта форма была весьма популярной, но сегодня используется разве что при построении пирамид из бокалов.
  3. Тюльпан похож на флюте, но больше заужен к концу. И хоть весьма элегантен внешне, но встречается реже, чем флейта и кубок. Чаша расширена к центру и сужена к краю, чем напоминает цветок не до конца раскрывшегося тюльпана. Меньшая площадь контакта напитка с воздухом способствует долгой сохранности игристых пузырьков. К тому же позволяет концентрировать букет ароматов, при этом не ударяя в нос парами алкоголя. За это тюльпан особенно ценится любителями хороших шампанских вин.

Фужеры из Богемского стекла – кубок.

Читайте также:  Гимнастика для сосудов афанасьева

Стоимость

Наиболее часто материалом служит тонкое стекло либо хрусталь. Обычная вместимость – 160-170 мл, реже – 200 мл. От этого зависит и цена.

За набор стеклянных фужеров из 6 штук придется заплатить от 750 р. В последнее время популярными стали наборы из 3 единиц. Их стоимость обычно – 350-550 р.

Хрусталь по-прежнему в цене. И набор из 6 единиц «потянет» на 2200-2600 р.

История слова

Вытянутая чаша на длинной ножке придумана во французском городе Фужер, отсюда и название. И хотя такой сосуд существует уже несколько десятилетий, за это время его форма не изменилась (хотя и есть варианты), поскольку именно такая форма доказала свое удобство.

Так лучше чувствуется аромат вина, замечательно видна игра пузырьков, поднимающихся в вине и создающих праздничное настроение. Причем именно в фужере пузырьки поднимаются красиво и активно, за что и ценится шампанское. Кроме того, в таком сосуде прекрасно гасится пенистость, если правильно наливать напиток.

Тюльпан – LSA Набор бокалов Polka wine glass.

Назначение для разных напитков

«Флейта» имеет вытянутую форму, чтобы предотвратить «убегание» игристых вин и шампанского, которые при наливании образуют пену.

А вот для итальянского «Асти», созданного в одноименном винодельческом округе, придуман сосуд с не просто вытянутой чашей, но еще и сужающейся кверху. Асти имеет свойство сильно пениться, а суженная чаша как бы гасит его прыть.

Кроме того, существует фужер-труба, в котором также подают шампанское.

К этому же классу посуды для питья относится и бокал-тюльпан, в котором принято подавать белые вина.

При выборе специалисты советуют:

  • форму «тюльпан», если вы отдаете предпочтение игристым винам премиум класса. Считается, что эта форма идеальна для сухих либо полусухих шампанских вин;
  • классические «флейты» подходят для игристого, находящегося в средней ценовой категории, а также для классического шампанского;
  • для сладких игристых вин идеален широкий бокал-кубок.

Теперь вы знаете о назначении фужеров. Надеюсь, это поможет вам правильно выбрать их к своему столу. Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях.

Еще статьи на канале:

Виды бокалов и их назначение для разного спиртного

Как правильно мыть бокалы и фужеры без разводов до блеска

Как выбрать стаканы и бокалы для домашнего бара?

Источник

Существует мнение, что этот удивительный артефакт доказывает то, что наши предки опередили своё время. Техника изготовления кубка является настолько совершенной, что его мастера уже в то время были знакомы с тем, что мы сегодня называем нанотехнологиями. Древне-Римский Кубок Ликурга несёт в себе тайну далёкого для нас времени, силу мысли и фантазию древних учёных. Предположительно изготовлен он был в 4 н.э.

Это необычная и уникальная чаша, изготовленная из дихроичного стекла, способна менять свой цвет в зависимости от освещения – например,  с зелëного на ярко-красный. Такой необычный эффект возникает из-за того, что дихроичное стекло содержит в себе небольшое количество коллоидного золота и серебра.

Высота этого сосуда составляет 165 мм, а диаметр – 132 мм. Кубок подходит под категорию сосудов, которые называются диатреты, это такие изделия из стекла выполненные обычно в форме колокола и состоящие из двух стеклянных стенок. Внутренняя часть сосуда – тулово, украшено сверху резной узорной «сеткой», также изготовленной из стекла.

Стекло при изготовлении кубка древние римляне использовали необычное – дихроичное, имеющее свойство изменять свой цвет. При обычном комнатном освещении такое стекло отдаёт красным цветом, но при изменении внешнего освещения оно меняет цвет на зелёный. Необычный сосуд и его таинственные свойства всегда привлекали внимание учёных из разных стран. Многие из них выносили свои гипотезы, доводы их были научно не обоснованы и все попытки разгадать секрет таинственного изменения цвета стекла оказывались тщетными. Лишь в 1990 году учёные выяснили, что такой необычный эффект создается потому что, дихроичное стекло в очень малом количестве содержит в себе серебро и коллоидное золото. Исследовавший чашу археолог из Лондона по имени Йен Фристоун считает, что создание этого кубка это «удивительный подвиг». При обзоре кубка с разных сторон, находящегося при этом в статичном положении, меняется его цвет.

Изучив осколки стекла при помощи микроскопа, стало понятно, что римляне в те времена смогли пропитать его крошечными частицами серебра и золота, измельчёнными до размера в 50 нанометров в диаметре. Для сравнения можно отметить, что кристаллик соли больше чем эти частицы примерно в тысячу раз. Таким образом, они пришли к мнению, что кубок был создан по технологии, которая в настоящее время широко известна во всём мире под названием «нано технология». Само понятие трактуется как контроль над манипуляцией материалов на атомном и молекулярном уровне. Выводы экспертов, основанные на фактах, подтвердили версию о том, что римляне были самыми первыми людьми на земле, применившими нано технологии на деле. Эксперт в области нано технологий инженер Лю Ган Логан утверждает, что римляне использовали наночастицы при изготовлении подобных произведений искусства вполне осмысленно.Естественно, учёные не могли подвергнуть тщательному изучению оригинальный Кубок Ликурга, хранящийся в Британском музее, история которого насчитывает около 1600 лет. Для этих целей они воссоздали его точную копию и проверили на ней версию изменения цвета стекла при заполнении сосуда различными жидкостями.

Читайте также:  Узи брахиоцефальных сосудов в иркутске

«Это удивительно развитая технология для того времени», – комментирует открытие археолог Университетского колледжа Лондона Ян Фристоун. Настолько тонкая работа позволяет утверждать, что древние римляне очень хорошо ее освоили.

Принцип действия технологии следующий: на свету электроны драгоценных металлов начинают вибрировать, меняя цвет кубка в зависимости от расположения источника освещения. Инженер, специалист в области нанотехнологий Университета штата Иллинойс Лю Ган Логан и его команда исследователей обратили внимание на огромный потенциал этого метода в сфере медицины – для диагностики заболеваний человека.

Руководитель группы отмечает: «Древние римляне знали, как использовать наночастицы в произведениях искусства. Мы хотим найти этой технологии практическое применение».

Исследователи предположили, что при наполнении кубка жидкостями его цвет, благодаря различной вибрации электронов, будет меняться (в современных домашних тестах на беременность также используются отдельные наночастицы, которые меняют цвет контрольной полоски).

Естественно, ученые не могли экспериментировать с ценным артефактом, поэтому они использовали пластиковую пластину размером примерно с почтовую марку, на которую через миллиарды крошечных пор нанесли наночастицы золота и серебра. Таким образом, у них получилась миниатюрная копия Кубка Ликурга. Исследователи наносили на пластину различные вещества: воду, нефть, растворы сахара и соли. Как выяснилось, при попадании данных веществ в поры пластины ее цвет менялся. Например, светло-зеленый цвет получался при попадании в ее поры воды, красный – при попадании нефти.

Прототип оказался в 100 раз более чувствительным к изменению уровня соли в растворе, чем распространенный сегодня коммерческий датчик, созданный для аналогичных тестов. Хочется верить, что в скором времени ученые создадут на базе заново открытых технологий портативные устройства, способные обнаружить патогены в образцах слюны или мочи человека, а также предотвратить возможную перевозку террористами опасных жидкостей на самолетах.

Артефакт IV века нашей эры Кубок Ликурга использовался, скорее всего, только в особых случаях. На его стенках изображен сам Ликург, попавший в ловушку из виноградных лоз. Согласно легенде, виноградные лозы удушили правителя Фракии за злодеяния против греческого бога вина Диониса. Если ученые сумеют создать на базе древней технологии современные тестирующие приборы, то можно будет сказать, что настала очередь Ликурга расставлять ловушки.

Как сообщают учёные, эти изучения могут послужить во благо всему человечеству. Знания, полученные в этих исследованиях, помогут развить медицину в сфере диагностики различных заболеваний и даже в какой-то мере предотвратить акты терроризма. Эксперименты, проведённые учёными, могут внести свой вклад в разработку устройств по обнаружению патогенных микроорганизмов в слюне или моче.

Американские физики предложили использовать технологии изготовления цветного стекла, которые применяли римляне в начале IV века нашей эры, для создания химических сенсоров и диагностики заболеваний. Исследование технологии опубликовано в журнале Advanced Optical Materials, кратко о ней пишут Smithsonian и Forbes.

Созданный авторами химический сенсор представляет собой пластиковую пластинку, в которой проделано около миллиарда наноразмерных отверстий. Стенки каждого отверстия несут наночастицы золота и серебра, поверхностные электроны которых играют центральную роль в процессе детекции.

При связывании того или иного вещества внутри отверстий, резонансная частота плазмонов (квазичастица, отражающая колебания свободных электронов в металле) на поверхности наночастиц изменяется, что приводит к изменению длины волны проходящего через пластинку света. Метод напоминает поверхностный плазмонный резонанс (SPR), но, в отличие от него, приводит к гораздо более значительному сдвигу длины волны света — около 200 нанометров. Обработка такого сигнала не требует сложного оборудования, поэтому связывание вещества можно детектировать даже невооруженным глазом.

Чувствительность сенсора к разным типам веществ (в том числе и тем, наличие которых имеет диагностическое значение в медицине) обеспечивается иммобилизацией на поверхности отверстий специфических антител.

Устройство химического детектора было, по словам ученых, подсказано им необычными свойствами хранящегося в Британском музее римского Кубка Ликурга. Сделанный из стекла с добавлением порошка наноразмерных частиц золота и серебра, кубок выглядит зеленым в отраженном свете и красным — в проходящем. Это объясняется тем, что наночастицы металла изменяют длину волны света в зависимости от угла его падения. Исходя из этого, авторы решили назвать устройство «матрицей наноразмерных ликурговых чаш» (nanoscale Lycurgus cup arrays — nanoLCA).

[источники]источники

https://istorii-x.ru/artifacts-unusual-finds/264-rimskij-kubok-likurga.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BA_%D0%9B%D0%B8%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0

https://lenta.ru/news/2013/08/27/nanolicurgus/

https://www.km.ru/science-tech/2013/09/20/issledovaniya-rossiiskikh-i-zarubezhnykh-uchenykh/721044-vpervye-nanotekhnol

И еще несколько загадок и артефактов древности : вот например Карта двух Америк Доколумбовой эпохи, а вот Загадочные динозавры «коллекции Джульсруда». Вспомним еще что это за Золотая птичка инков как культ Карго ? и как работает Батарейка 2000-летней давности ?. Есть еще Загадочная долина кувшинов в Лаосе и мы уже пытались разгадать Тайну римского додекаэдра

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия – https://infoglaz.ru/?p=73138

Источник