Культовый сосуд богини инанны из урука

Культовый сосуд богини инанны из урука thumbnail

А р т – г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

“Штандарт” из царской гробнице в Уре. Ок. 2600 г.до н.э.Британский музей,Лондон

Скульптура и росписи в силу отсутствия подходящих местных материалов (дерева и камня) и нестойкости глиняных стен в Месопотамии сохранились плохо, хотя, как мы знаем из письменных источников и тех фрагментов, которые дошли до нас, изображениям богов и самих граждан придавалось большое значение. Убитый горем в связи со смертью друга Гильгамеш тут же призывает к себе «ваятелей, медников, кузнецов, камнерезов»:

Друг мой, сделаю кумир твой,

Как никто не делал другу

Друга рост и облик в нем будет явлен –

Подножье из камня, власы – из лазури,

Лицо из алебастра, из золота – тело.

(«О всё видевшем…»)

Этот отрывок свидетельствует о том, что задолго до знаменитой хрисоэлефантинной статуи Зевса Олимпийского в Месопотамии существовали подобные драгоценные статуи, исполненные в смешанной технике. Но начиналось все куда как скромнее.

Терракотовое изображение кормящей матери. 5900 г. до н.э. Иракский музей, Багдад

От наиболее древнего Убайдийского периода (6-4 тыс. до н.э.) до нас дошли многочисленные терракотовые фигурки богинь плодородия. Своими геометризованными формами и символическим обозначением признаков пола они похожи на неолитические фигурки других народов. Отличительной особенностью именно убайдийских является ящероподобное лицо с узкими разрезами раскосых глаз. Такие же черты присущи и стилизованным маскам белого цвета (цвет богини неба) с темно-голубой разделительной чертой посередине, которая идет со лба, сливается с носом и переходит во что-то похожее на клюв. Столь устрашающее описание не мешает маскам быть очень изящными, женственными и таинственными и даже как будто бы улыбающимися. Изображениям женских божеств соответствуют столь же многочисленные фигурки быков той же расцветки, которые являются символами земли, бога земли и плодородия. Фигурки очень пластичны и массивны, они как бы сохраняют в своем монолите первоначальный нерасчлененный кусок глины. Примерно так же до сих пор делают дымковские игрушки, вытягивая из одного куска ноги, морду, рога.

В следующем, Урукском периоде (4-3 тыс. до н.э.) сохраняется пристрастие к необыкновенным глазам. В «Храме Глаза» (местечко Тель-Брак на севере Месопотамии) найдены тысячи глиняных фигурок так называемых «глазастых идолов» (илл 3), у которых вместо лица одни глаза, наподобие лежащей восьмерки. Линия глаз удваивается в линии сросшихся бровей, далее в неровной линии головы. Этот магический взгляд на многие столетия станет фирменным знаком месопотамской скульптуры. Тогда же складывается и своеобразный канон в изображении фигур на плоскости. Он близок египетскому (лицо в профиль при изображении глаз анфас, тело развернуто на зрителя, ноги – в профиль), но никогда не достигал той степени геометризации и ригористической строгости, как в Египте.

Стелла царя города Лагаша Эанатума (так называемая “Стелла коршунов”). 2550-2350 гг. до н.э.

Шумерские художники более непосредственны, неискушенны и всегда готовы отступить от канона для усиления экспрессии, которая достигается введением как натуралистических, так и подчеркнуто декоративно-геометризованных деталей. Так, абстрактный знак идеального миндалевидного глаза, усиленный линиями надбровных дуг и бровей, соседствует с весьма характерным для семитского профиля нависающим носом с горбинкой в лицах дарителей на древней алебастровой вазе из города Урука (илл 6).

Дарители на этой вазе включены в сложную систему иерархии, которая отражала представления о мире древних шумеров: в основании мира вазы лежит волнистый знак воды, над ней произрастают стилизованные стебли злаков, третий уровень занимают овцы, четвертый – люди-дарители, а на пятом располагаются боги, в данном случае богиня Инанна и ее царственный супруг (возможно, царь или жрец). Композиция очень динамична за счет смены направлений движения на разных уровнях и увеличения размеров фризов снизу вверх (на египетских рельефах древнего царства движение во всех уровнях направлено в одну сторону и размеры фризов одинаковы).

Три идола из Тель-Брака. 4-е тыс. до н.э. Национальный музей, Алеппо

На другой по форме плоской алебастровой чаше (Урук, конец 4 тыс. до н.э.) (илл 7) продемонстрирован другой принцип обозначения мира; в виде симметричной композиции, в центре которой находится божество. Разнесенные в предыдущем образце по разным уровням обозначения разных уровней космоса здесь спрессовываются в эмблему-символ: богиня Инанна представлена в виде тростниковой хижины (об этом свидетельствуют по особому прогнутые в виде двух рогов завитки тростника), которая в свою очередь имеет форму полусферы неба или горы и является символом оси мироздания, тем самым объединяя в едином знаке земной, небесный и растительный мир и саму богиню плодородия. Идущие к ней овцы и бараны, являясь сами символом изобилия, дополняют смысл композиции.

Мраморная цилиндрическая печать с ручкой в виде овцы. Ок. 3000-2500 гг. до н.э. Государственный музей, Берлин

Подобные геральдические изображения особенно часто встречаются на маленьких каменных цилиндрах, которые использовались в качестве личных печатей. Искусство печатей в Месопотамии достигло больших высот, и только благодаря им до нас дошли изображения многих богов, их символы, изображения многих мифов. При этом надо отметить, что насколько многословны были сказители, настолько лаконичны были резчики, которые могли в одну сцену уложить целый мифологический цикл. Так, например, на печати 4 тыс. до н.э. из Урука изображен миф об Инанне и Дамузи (илл 8): в центре стоят Дамузи и Инанна, но если Дамузи представлен в виде человека, то Инанна – в виде дерева со специфичными многолепестковыми цветами-звездами, которые в свою очередь подчеркивают функцию Дамузи как бога весеннего плодородия. Его функцию скотовода обозначают две симметричные фигуры баранов. Рядом стоит жертвенник, который намекает на будущую роль Дамузи, замещающего Инанну в подземном мире, на его жертву и смерть. О том же напоминают две жертвенные чаши, которые стоят между двух гор как бы ниже уровня земли, то есть в подземном царстве. Сама Инанна присутствует еще в виде многократно повторенного ростка тростника с завитком. Картина настолько символически емкая, что по уровню иносказательности приближается как к раннехристианским изображениям, так и к иконе. (Не будем забывать, что восточная культура была одной из составляющих при формировании христианского канона.)

Статуэтка богини Иштар. XVIII в. до н.э.

Раннединастический период (3000-2350 гг. до н.э.) ознаменовался появлением некоего стилистического единства на формальном уровне: приземистые, в широких юбках из свисающей прядями шерсти большеголовые фигуры с огромными глазами не спутаешь ни с чем. Они и на стенах Белого храма в Убайде, и на «Штандарте из Ура» (илл 9), и среди многочисленных статуэток молящихся, которые замещали хитроумных граждан в трудном деле ублажения богов. «Пусть статуя, к которой обратит свой слух моя повелительница, произнесет мои молитвы» – эта надпись на одной из фигурок со сложенными на груди в молитвенном жесте руками свидетельствует, что принцип магнитофона был запатентован еще в древнем Шумере. Статуэтки молящихся посредников умиляют простодушной непосредственностью: огромные доверчивые голубые глаза (расписные или инкрустированные), неуловимая улыбка даже на мужских бородатых лицах, неуклюжая скованность поз предстояния, робость и безусловная вера в действенность молитв – все это сродни той неповторимой прелести, которая осеняет греческую архаику.

Голова богини

Фигурки можно разделить на два типа: стоящие (статуя бога Набу) и сидящие (статуя сановника Эбих-Иля), крайне редко, но все же встречаются парные изображения (супружеская пара из храма Инанны в Ниппуре) (илл 10, 11, 12). Независимо от позы фигурки четко делятся на две части: верхнюю, трапециевидную, образуют прямые плечи и сложенные руки, нижняя формируется колоколом-трапецией массивной юбки.

Трапециевидные формы присутствуют как в архитектуре, так и в скульптуре, так что можно в самых общих чертах сказать, что трапеция является такой же интегрирующей формулой-символом в Месопотамии, как треугольник – в Египте.

Диадема царицы Пуаби. Ок. 2500 г.до н.э.

О структуре рельефа в этот период мы можем судить по уже упоминавшемуся «Штандарту из Ура» (двухсторонняя пластина, 55 Х 22,5 см, инкрустация перламутром и лазуритом) и «Стеле коршунов» (илл 13, 14) (двусторонняя каменная плита). В них продолжаются традиции предыдущего периода разделения плоскости на фризы и та же тенденция на разнонаправленность движения в разных уровнях и постоянное нарушение принципа единообразного рядоположения, что в свою очередь создает общее впечатление шума, суеты, многоголосой толпы. Это есть нечто противоположное четкому ритму и формульности египетского рельефа.

Изображение козла, происходящего из царского некрополя в Уре. ок. 2500 г. до н.э. Британский музей, Лондон

Особенно интересна в этом отношении «Стела коршунов», посвященная победе города Лагаша над соседним городом Умма. Верхняя полукруглая часть заполнена мечущимися в разные стороны коршунами, которые похищают отрубленные головы поверженных врагов, ниже на толпу уже коленопреклоненных врагов движется сомкнутый строй войск под предводительством царя. Изображение войск в боевом порядке примечательно: зритель видит прямоугольник, который образует множество горизонтальных копий, а над ним ряд из девяти голов; то есть видит одновременно войско и сбоку и сверху, при этом сохраняя единство визуального образа. Далее войско представлено на марше: копья подняты, зритель видит не последний, а первый ряд фигур и удаляющиеся в перспективе головы остальных воинов (примерно так же будут изображать войско в средневековой миниатюре). В самом низу сцена жертвоприношения сохранилась очень плохо, но по сохранившимся фрагментам можно сказать, что проходит она на фоне пейзажа и в центре ее стоит большая фигура царя. С другой стороны мощная фигура бога Нингирсу держит огромную сетку с врагами (примечательно, что город называли «сетью для врагов»), а над врагами расправила крылья птица Анзу.

Культовый сосуд из храма богини Инанны в Уруке. Додинастический период, начало 3-го тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад

Уникальные находки из царских погребений Ура раннединастического периода дают представление о тех высотах, которых достигли ювелиры Месопотамии, а заодно дают возможность воочию убедиться, как прекрасен был наряд богини Инанны, когда она сходила «с Великих небес к Великим недрам».

Любопытно, что убор царицы Пуаби (илл 15) полностью соответствует литературному описанию. Диадема держалась на двенадцатиметровой золотой ленте, обвитой вокруг головы кольцами и спиралями, и состояла из рядов пересекающихся золотых колец, буковых листьев, трилистников из ивы, бело-лазуритовых цветов и красных бусинок. Над всем этим возвышалась семилучевая розетка с семью золотыми цветами-звездами. Огромны золотые серьги в виде колец, амулеты в виде золотых бычков и рыбок, струящаяся вдоль тела сетка из серебряных, золотых, лазуритовых и красного сердолика бусинок. Одеянье застегивалось на правом плече брошью. Притирание для подводки глаз тоже присутствовало в погребальном уборе царицы: сурьма для бровей, лазурь для век… Царицу в мир иной сопровождали двадцать три человека (скорее всего добровольно, тела не повреждены, а рядом с ними были найдены сосуды с ядом), и так как, по-видимому, все подземные боги любили музыку (вспомним миф об Орфее или Садко), при них находились изумительной красоты арфы, украшенные бычьими головами. Лазуритовые борода и челка, морда из кованного по дереву золота – этот бык скорее всего был знаком бога луны Нанны, а богу солнца, который, кстати, тоже регулярно спускался под землю на ночь, принадлежит другая голова – полностью из золота.

Статуэтка Гудэа. XXII в. до н.э. Лувр, Париж

Загадочная статуэтка винторогого барана с густой (илл 16) шерстью из золота и лазурита, опирающегося на ветви дерева с золотыми цветами, возможно, является символом Думузи, бога весеннего обновления всей живой природы, или некоего небесного бога в виде барана (вспомним, что Энлиля называли «Козел-вожак небес и земли»), опорой для которого является ствол мирового древа.

Мраморная (гипсовая?) маска богини Инанны (илл 17) из Урука дает представление о монументальной скульптуре. Она, видимо, была частью статуи-горельефа, выполненного в смешанной технике, о чем свидетельствуют утраченные глаза и брови, которые, возможно, были сделаны из драгоценных камней. Спокойные обобщенные плоскости классически правильного лица богини весьма отличаются от архаики лиц молящихся. Это стремление к цельности, классической наполненности и одновременно строгости, ко все большей выверенности натурой получает развитие в последующие периоды: аккадский (2350-2150 гг. до н.э.), неошумерский (2150-2000), в искусстве Вавилона. Это и поразительная красота бронзовой головы Саргона II (XXIII в. до н.э.) (илл 18), и спокойное достоинство многочисленных портретов правителя Гудеса (XXII в. до н.э.) (19, 20, 21) из твердых пород камня, и монолитная цельность фигур Хаммурапи и бога Шамаша со стелы со сводом законом этого царя (XVIII в. до н.э.), и изящные пропорции статуи богини Инанны (XVIII в. до н.э.) (илл 22) с сосудом, из которого била неиссякаемая струя благодатной воды. Велик соблазн продолжить этот список произведениями ранней греческой классики.

К сожалению, искусство Передней Азии, ее мифы и литература стали доступны намного позже, чем греческая мифология и образы античности. А в силу сложной политической ситуации на протяжении многих веков доступ к памятникам был надолго закрыт для широкой публики. А ведь именно в этой области сокрыты многие истоки нашей цивилизации: критской и греческой, средневековой культуры Востока и Запада.

Читайте также:  Что значит гипоплазия сосудов

Источник

Студенческую выставку «Чистота» продолжает один из наиболее древних памятников – храмовый сосуд, которому более пяти тысяч лет! Описание объекта подготовила Снежана Чернявская. Фотографию можно будет увидеть в корпусе Б на Старой Басманной после 22 февраля.

«Урукская ваза» представляет собой разделенный на регистры сосуд с повествовательным рельефом. Сюжет кольцеобразной композиции отражает жизненный цикл и ритуал плодородия, посвященный покровительнице Урука, богине любви и урожая – Инанне (Иштар).

Описываемый объект относится к позднему Урукскому периоду в Месопотамии и датируется около 3300 г. до н. э. Ваза была обнаружена при раскопках храмового комплекса Эана («Храм небес») в Уруке и на сегодняшний день находится в коллекции Национального музея Ирака. Упоминание данного храма встречается в одном из древнейших дошедших до нас литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше»: «Светлый амбар Эаны священной…», «И вступи в Эану, жилище Иштар…». Сосуд выполнен из алебастра и украшен тонкой резьбой. Высота объекта – 100 см.

Повествование на Урукской вазе ведется снизу вверх. Нижний ярус алебастрового сосуда последовательно отражает экономический базис государства. На регистре, у основания объекта, волнистыми линиями передано изображение воды, над которой возвышается растительность – ряды ячменных колосьев и тростника, далее следует скот – стадо баранов и овец.

На среднем регистре высечена процессия из обнаженных мужчин (возможно, их нагота выступает как залог чистоты, или, напротив, призвана изобразить их как рабов?), которые несут в руках кувшины, плетеные корзины и миски с подношениями. Изображенные фигуры не имеют художественных различий и представлены в фас: головы и туловища повернуты в левую сторону, ноги выставлены вперед, создавая впечатление, что они «замерли» в шаге. Строение тела передано с относительной анатомической точностью, однако черты лица носят отпечаток месопотамской традиции: глаза мужчин намеренно преувеличены и подчеркнуты, имеют удлиненную миндалевидную форму.

Читайте также:  Убрала сосуды в линлайне

В верхнем регистре центральным персонажем является богиня Инанна, облаченная в длинные одежды с высоким венцом на голове. Позади богини высечены два высоких тростниковых шеста с петлевидными вершинами (один из символов Инанны и одновременно с этим логограмма ее имени), разграничивающие вход в храмовое хозяйство. Внутренняя часть храма представляет собой хранилище с подношениями: продуктами, живым скотом, статуями в виде животных и людей на пьедесталах, а также двумя сосудами, копирующими форму «урукской вазы». Перед Инанной стоит обнаженная мужская фигура, которая преподносит богине дар – чашу с фруктами и зерном. Далее следует фигура правителя в церемониальном одеянии со шлейфом, конец которого придерживает длинноволосый служитель. Однако стоит отметить, что четкая идентификация изображения из-за скола объекта затруднена и что существуют другие интерпретации персонажей верхнего яруса: женская фигура является верховной жрицей богини, а мужчина в дорогой одежде – божественным возлюбленным Инанны Думузи. Подобная двойственность в трактовке образов объясняется характерным для месопотамского искусства стиранием границ между сакральным царством богов и миром людей.

Рельеф на сосуде имеет четкую форму и пропорции, демонстрирует сюжет с ритуальным подношения даров. Кольцеобразные ярусы на «урукской вазе» складываются в единую композицию и отражают последовательное развитие действий.

Библиография

Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше: («О всё видавшем») (Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961), С. 214.

Bahrani Zainab Mesopotamia: Ancient Art and Architecture (Thames & Hudson, 2017), С. 376.

Meador Betty De Shong Inanna, Lady of Largest Heart: Poems of the Sumerian High Priestess (University of Texas Press, 2001), С. 225.

Урук // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/4701801.

Фото: Warka Vase, Iraq Museum, 2019 by Osama Shukir Muhammed Amin FRCP (Glasg) URL: https://commons.wiki.org/wiki/File:Warka_Vase,_Iraq_Museum.jpg.

Описание: Чернявская С.Н., БВВ196-2019

Источник

Это известная многим статуя многогрудой Артемиды из малоазийского города Эфеса, чей храм сжег Герострат, чтобы прославить в веках свое имя (её примерная копия, если быть точнее). Совершенно понятно, что под именем греческой Артемиды скрывалась другая богиня, местного происхождения, с похожими функциями. Но суть от этого не меняется.

А вот сосуд с Крита с многочисленными налепами, напоминающими женские груди, белее древний чем Статуя Эфесского божества. Возможный прототип статуи.

Все эти грудастые сосуды – символизируют Небесную воду, Молоко. Млечный путь, которым божество напитывает плодородием землю.

С неба шло плодородие земли – дождь обеспечивающий рождение посевам, солнечные лучи, дающие жизнь всему.

Женское тело стало для древних земледельцев моделью, лекалом, по которому они строили свою систему мироздания.

Грудь – верхний мир, мир жизни.

Гениталии – нижний мир, мир мертвых и спрятанного потенциала плодородия.

Средний же мир – живот, который обычно выпуклый, как у беременной женщины и тучный, подобно земному плодородию.

И эта модель в сознании неолитического человека нашла свое воплощение в виде представлений о Вселенной в виде сосуда, который был чревом их Великой Богини Неба. Богини, которая еще не имела четкого воплощения в антропоморфном виде, которая не была до конца отделена от природы. Она умела самозарождать внутри себя жизнь, потому была как бы двупола по своей природе, то есть даже женское и мужское начало еще не было разделено в неолитическом сознании.

Сосуды всегда были неотъемлемой частью ритуалов связанных с женскими богами плодородия и плодородием вообще. В женской обрядовой магии «чары на воде» наводили на чаше, заполненной водой.

Богини не редко изображались с сосудом в руках.

Статуя богини Иштар из города Мари 18 век до н.э.

Ритуальные сосуды трипольцев, которые изображают три или четыре обнаженные женщины, держащие в руках чашу, поднятую к небу. Чаша, которая суть Великая Богиня, украшена грудями.

Нам неизвестно имя той богини неба и небесной воды, к которой за благословением обращались безмолвные жрицы, но такие чаши с сосцами в трипольской культуры нередки и без композиции с женщинами.

В связи с этим вспоминается древнеегиетская богиня неба – Нут. Имя «Нут» означает небо, корень «ну», от которого происходит её имя, обозначается иероглифом «сосуд», который иногда изображают на голове богини.

Изображения древнеегипетской богини Нут с сосудом на голове

Изображение Нут, как небесного свода.

Нут, будучи богиней небес, была одновременно богиней коровой, которая давала жизнь богам, и плодородие земле, а так же была связана с миром мертвых. Священным деревом Нут была сикомора, и «мать звезд» объединялась «со звездным древом небес, в котором она пряталась или ветви которого образовывались ее членами». С этой Небесной Сикоморой был связан бог царства мертвых Осирис. В обряде выноса статуи Осириса во время ритуального праздника пахоты и сева, изображение бога возлагали на ветви сикоморы, уподобляя пребыванию его во чреве матери. Этот ритуал назывался празднеством в честь священной ветви, и в нем «сикомора была представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева». В «Книге Мертвых» душа умершего обращается с такими словами к сикоморе: “Привет тебе, о сикоморовое дерево богини Нут! Одари меня водой и воздухом, пребывающими в тебе». В композициях со священной сикоморой Нут, как и Хатхор, возливает струи воды на покойного, жаждущего живительной влаги, и приносит ему священные плоды.

Нут – владычица сикоморы.

Как в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо. Так и в образе Нут усматривается та же трехчастная модель мироздания – небо, земля, мир мертвых.

О том, что сосуд представлял собой не просто емкость для хранения пищи, а олицетворял собой модель мира, и был сакральным символом, можно увидеть в ритуалах, которые проводились при его изготовлении.

У горных таджиков, например, сосуд изготовляли только женщины. И обжиг, и изготовление осуществлялась только в определенные дни месяца. К месту обжига допускались только ритуально чистые женщины и дети. Первый сосуд ставила старшая женщина или ребенок, причем произносились заклинания, обращенные к духу – покровителю ремесла. В некоторых селениях на почетное место сажали кукол, изображавших покровителей гончаров, с ними разговаривали, а потом хоронили на кладбище (Антонова Е.В., 1984, с. 205, прим. 3).

В Шатапатха-Брахмане дается описание ритуала изготовления сосуда для жертвенного огня – ukhā. Изготавливая основание, жертвователь восклицает: «Ты – Земля!», вылепляя нижнюю часть стенки, обращается к ней как к Воздуху, завершая лепку верхней части, называет ее Небом. После того, как готов весь сосуд, он взывает ко всем богам и извещает, что окончил все стороны света. По поводу этого сосуда в тексте источника также говорится: «[Сосуд] так велик, именно как эти Миры и стороны света, так велик, как все это [мироздание]» (Литвинский Б.А., 1991, с. 70-71).

У древних племен андроновской культуры в погребальном обряде просматривается сильная сакральная символика сосуда. В раскопанных могильниках андроновской культуры (Алакульский, Синташтинский), перевернутый сосуд был, в той или иной степени, центром дизайна погребальной камеры. Эти сосуды связывали с небесной бадьей Варуны, в которой он держал свои священные воды, связывающие три мира (или мирового древа). То есть – это своего рода мировая ось, которая при переходе человека в нижний мир «переворачивалась для него с ног на голову».

Читайте также:  Избавится от тромбов в сосудах

В качестве гипотезы высказывалось предположение, что в ходе андроновского ритуала переворачивался сосуд, наполненный водой или каким-то напитком, символизирующим небесные (космические) воды. Это предположение основывается на гимне Ригведы (VIII. 72), в котором описывается ритуал приготовления священного напитка сомы и его приношения жрецами-хотарами в огонь. Причем действия жрецов в этом ритуале воспроизводят действия богов по переворачиванию небесной бадьи или источника (VIII. 72. 10)***: «Они (хотары) выливают с поклонением неистощимый источник, движущийся по кругу (?), с дном, обращенным кверху, /и/ краем, перевернутым вниз». Т.Я. Елизаренкова в своем комментарии в этому гимну отмечает, что небесная бадья или источник выступают здесь прообразом чана с соком сомы (Ригведа. Мандалы V-VIII, 1999, с. 717).

Правда в в андроновских памятниках не обнаружено прямых свидетельств приготовления и использования в ритуале священного напитка типа индийского сомы или иранского хаомы. Тем не менее, возможность существования подобного ритуала в андроновской среде не исключается. Имеются косвенные свидетельства существования культа священного напитка в погребальных памятниках комплекса Синташты, где достаточно часто в одной могиле встречаются каменные плитки или крупные камни с плоским основанием и каменные песты. Исследователи (Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В., 1992, с. 140, 153, 214, 234) интерпретируют эти находки как давильные камни для приготовления сомы (основание давильни и пест-толкушка). Ю.И.Михайлов приводит дополнительные аргументы в пользу связи этих находок с культом сомы/хаомы. Он обратил внимание на тот факт, что некоторые из них изготовлены из камня зеленого цвета, что соответствует цвету каменных ступок для приготовления хаомы из Персеполя и облику побегов хвойника (Михайлов Ю.И., 2001, с. 148). Это растение, по мнению И.М. Стеблина-Каменского (1981, с. 239), служило сырьем для приготовления напитка.

Очень интересное наблюдение сделал Андреев Ю.В. относительно Кикладских «сковородок» – плоских сосудов с одной ручкой – периода Скирос-Керос. Их назначение не ясно, возможно в них складывались «пища мертвых» – лепешки или плоды. Они найдены в погребениях. Спиралевидные узоры – это волны, в центре иногда можно различить стилизованное изображение корабля. Сходство с морем усиливает и рамка, которая обычно опоясывает композицию на таких «сковородах».

Деталь на ручке, очень напоминает стилизованное изображение женских гениталий, раздвоенные концы ручки, напоминающие ноги, усиливают сходство с женской фигурой. Вся внутренняя часть сосуда, таким образом, может являться чревом богини. Так перед нами предстает огромное тело Вселенского божества. Так древние жители Кикладских островов выразили свое представление о мироустройстве. Эта «сковородка» миниатюрная модель Вселенной – земля и море.

Можно усмотреть в этом изображение Гею (Рею), Тартар (Аид).

Гениталии богини символизируют собой и как Врата, в которые души усопших должны были войти на пути к Царству Мертвых и, одновременно, производительные силы вселенной, возрождение к новой жизни.

Орнаменты других сковородок придают им сходство с картой (группа Кампос). Здесь вписаны несколько поясов, которые если присмотреться, будто бы вращаются вокруг своей оси. В центре либо звезда, либо концентрические круги, либо одиночная спираль. Внешние пояса из спиралей – это океан, который опоясывает Ойкумену. Треугольники – горные цепи. Этот тип более ранний, и он отличается от «сковородок» группы Скирос.

Андреев Ю. В. предположил, что картообразные и антропоморфные сковородки отражают две модели мироздания:

– Образ Великого женского божества, которое еще первобытным сознанием не оформлен и не отделен о природы,

– картообразные свидетельствуют о переходе человеческого сознания на более высокий уровень, когда он переходил к мышлению абстрактными категориями, а не мифологическими антропоморфными,

В том или ином случае – сосуд все равно мыслится как олицетворение, мини-макет вселенной.

Можно так же припомнить сосуды с прахом умерших, которые имели антропоморфный облик. В них помещались кремированные останки. В поздние времен такие сосуды имели и мужской и женский облик, олицетворяя собой покойного, но, возможно ранее такие сосуды, имели только женский облик, поскольку олицетворяли Вселенную Богиню в её ипостаси богини смерти, которая принимала в себя прах покойного.

Центер у г. Озд, Северная Венгрия. Антропоморфные урны, содержавшие пепел и кальцинированные кости женщины 36 – 50 лет из одной могилы. Баденская культура I III тыс.

Условная неолитическая богиня была повилительницей трех сфер – рождения, жизни и смерти.

Это Египетская Нут, которая возможно, может иметь некоторое сходство с натуфийской Анат – древней богиней неба, почитавшейся в Угарите.

Им близка древнешумерская Инанна, в чьем имени есть корень «Ан» – небо. Её почитали в Уруке – города отца-всесоздателя Ана, которого считали или отцом или мужем Инанны, и которого она оттеснила по своему могуществу.

Древнеперсидская Анахита, которая так же ведет свое происхождение от Анат – была великой богиней Небесной влаги.

Крито-микенская Великая Богиня, условно названная «Владычица зверей» тоже звено этой цепи. В этом безымянном минойском божестве можно разглядеть будущие черты мудрой дочери Зевса – Афины, которая так же как и Инанна и Анат и «Владычица зверей» была очень воинственна, и теснила своего отца на небесном престоле.

Древние богини независимы, воинственны, и активны, за исключением, Нут, которая отошла на задний план, отодвинутая другими популярными женскими божествами-коровами – Хатхор и Исидой. Но именно в руки этой египетской небожительницы помещали древние художники жезл-Уас, что было очень редким явлением для богини, потому как это атрибут мужских божеств. Что говорит об их роли вселенской создательницы и хранительницы, о которой не смогли забыть даже по прошествии тысяч лет.

С течением времени Великая владычица была низвергнута с небес своим мужем-сыном, и превратилась в божество земли, олицетворение плодородия, то есть нижней части сосуда. Лишь у египтян сохранилась древняя вера в то, что небо – это Богиня. Богом земли у жителей Нила был Геб, которого представляли в виде змеи или человека с головой змеи. Но змея – это известный символ плодородия и женской богини. Как я уже говорила – неолитическая Великая мать была двупола, потому здесь египтяне решили задачку таким образом – превратив мужской аспект Великой небесной богини в бога-змею, но изначально и небо и земля были подвластны одной Нут.

Можно пофантазировать, что древние неолитические племена так и называли свою Богиню – Сосуд. И слово это могло быть однокоренным со словом Небо (на рассмотренном примере богини Нут). Она не имела еще конкретного образа, как ведическая Адити, а была бесконечным бескрайним небом, дающим жизнь своим детям.

СА 1965 № 2 Рыбаков Б.А. Космология и мифология земледельцев энеолита.

Сотникова С.В. О символике перевернутого сосуда и его роли в андроновском ритуале. Теория и практика археологических исследований. Выпуск 2, 2006, Барнаул

Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тысячелетия до н.э.). С.Петербург. 2002.

Источник