Квасник и сосуды из керамики

В детстве я очень любила сказки и однажды в гостях увидела маленький кувшинчик с длинным носиком и туловищем в форме бублика. Тогда я читала сказзки про Синдбада-морехода и кувшинчик меня заворожил, я думала, что он как раз откуда-то с Востока, из-за дальних морей и неведомых волшебных стран. И с тех пор почему-то я не встречала таких кувшинчиков.
И вдруг на курсах по гончарному мастерству. когда Александр Иванович Поверин, у которого я училась, учил нас выкручивать закрытые формы, обнаружилось, что сосуды с туловом в форме бублика вовсе не происходят из сказочных стран, а народные русские сосуды, которые называются “квасник”, и в которых подавали квас к столу. Все ещё не известно как использовалось отверстие в центре квасника , некоторые считают, что туда клали лед, некоторые считают, что благодаря такому отверстию квас просто быстрее остывал в холодном погребе.
В любом случае тулово квасника выкручивается сразу в форме закрытого со всех сторон бублика (тора), полого внутри.
Затем в стенке прорезаются отверстия для горловины и носика.
Вот тут Александр Иванович показывает как это делается :
Своими квасниками славится Скопин, и сейчас в Рязани можно купить чудесные скопинские зелено-коричневые квасники, украшенные орнаментами и фигурками зверей
Вот какие чудесные сосуды делали в Скопине. и сейчас делают. Конечно невозможно не захотеть сделать что-то подобное.
Конечно я не замахивалась на что-то подобное, но в принципе попробовать сделать квасник в виде какого-то животного мне хотелось. Я выбрала Жар-птицу.
Сперва я нарисовала эскиз и выкрутила на круге тор для тулова и “запчасти” – горло, ножку и крышку.
Из жгута сформировала носик и оставила его подсыхать. На следующий день разрезала носик скальпелем вдоль, выбрала из середины глину, чтобы носик был полым и склеила части обратно.
Тор тоже подсох и я собираю квасник из частей
Отвестия под носик и горло уже прорезаны. Приделываю носик, вырезаю из пласта крылья и приклеиваю их на шликер .
Оказывается крылья надо как-то выровнять одно относительно другого! тклеиваю одно крыло. Вырезаю заново ( хорошо. что сделала выкройку из бумаги ) , приклеиваю заново и стараюсь придать им одинаковую форму. Почти получилось.Украшаю носик перьями, приклеиваю горло на шликер. Ноз квасника держу в пакете, чтобы не подсыхал , мне ведь ещё ножку приклеивать и ручку. А вот место для ручки забыла в пакете держать. Но оно не успело пересохнуть. Фух
Формирую ручку и хорошенько приклеиваю. Укрепляю жгутами в местах соединения, примазываю. Форма ручки не нравится. Отклеваю, зачищаю место, снова делаю ручку. Снова не нравится, хотя делаю по выкройке. С тертьего раза понравилось не до конца. но не пойму никак что не так и оставила.
Теперь нужно собрать из двух частей ножку и установить квасник так, чтобы он не падал.
Добавляю к ручке завиток внизу и жгутами украшаю горловину и ножку. Вот, что получилось в сборе.
Иду отдыхать до завтра На следующий день украшаю.
Мне нужно сделать птице хвост из перьев, кроме того я хочу украсить тулово квасника рельевным рисунком, чтобы подчеркнуть красоту глазури. Делаю выкройку из бумаги для перьев хвоста, ведь они с обоих сторон тоже должны быть одинаковыми. Вырезаю, приклеиваю, украшаю тулово завитками. Посокльку я с глазурями не работала до этого, то я не знаю достаточно ли такой глубины, но мне кажется, что достаточно.
Смотрю на свой квасни – чего-то в нем не хватает. не пойму чего. Смотрю на картинки квасников и понимаю, что нужны перегородки, котоыре соединяют носик и горло и ручку и горло. Делаю перемычки и пимпочку на крышке. Ну вот! Теперь и ручка нравится наконец-то. И квасник приобрел законченный вид.
Теперь он отправляется в сушку. Мелкие детали я отдельно заматываю пищевой пленкой, чтобы они не пересохли. Ведь они будут сохнуть быстрее, чем тулово.Убираю квасник сохнуть в пакетах в шкаф и подпираю его другими горшками, чтобы он не грохнулся, если шкаф ткто-то случайно толкнет.
Через пару дней сниму пакеты, чтобы сохли крупные детали, а потом сниму пленку, чтобы подсохли мелкие. Через 10 дней отправлю в первый – утильный – обжиг.
Итак квасник досох и треснул Заделала трещину бумажной глиной с уксусом и отправила в шкаф подсушить трещину.
Достаю его из шкафа , упаковываю, чтобы везти на обжиг и…задеваю перемычку у ручки и отламываю её. Пытаюсь ещё приклеить обратно и ломаю её совсем. Пришлось убрать и перемычку у носика тоже. Зачищаю места, где они были приделаны.Теперь он выглядит не так красиво, но я решаю обжечь его, ведь это все равно первая проба.
Везу в обжиг.
Обжиг буду делать на 1000 С в 30 литровой печи в обычном режиме. По 100С в час до 600 С и дальше по 200 в час до 1000С. Я ещё никогда не обжигала изделия с выступающими деталями и не знаю как его установить в печи. Но установила у стенки. Всю ночь волновалась как он там, с утра приехала забирать, а в печи случился недожег по неизвестным причинам. обнаружила я его только дома, когда стала изделия мыть, а они мажутся.
Переобожгла в другой партии снова на 1000 С., но трещина в тулове не заделалась и квасник течет. Я конечно рассроилась, но решила продолжить тесты с глазурью…и уронила крышку и разбила
После первого обжига. На второй картинке видна трещина внизу тора и поптыки её заделать.
Но тут я купила гжельские глазури, и среди них Зеленая русская. Я когда её увидела. то сразу подумала – вот то, что я хотела бы для моего квасника.
Вот так она выглядит на сайте Гжели
Я покрыла квасник внутри белой эмалью. Но никак не могла понять хорошо он этой эмалью внутри покрылся или нет, ведь не видно же ничего. Вылила эмаль через носик, аккуратно подчистила губкой горло. И стала покрывать его снаружи Зеленой русской.
Это фото с другого раза, тут я развожу белую прозрачную глазурь, но обычно оно выглядит как-то так.
Оказалось, что вообще не понятно как его поливать. ведь он фигурный и глазурь стекает черти-как Заливается внутрь, портит эмаль! Ложится неровно. Смыла все в баночку. Развела глазурь пожиже. Покрыла. Она вся вообещ стекла. Покрыла вторым слоем, она стекла пятнами Покрыла третьим…смыла. Подправила эмаль на горловине. Покрыла наконец поливом тремя слоями
Решила поэкспериментировать и подкрасила с одной стороны квасника перья охристой глазурью и медной.
Отправила в политой обжиг на 1050С, с выдержкой 15 минут в конце. Ожидаю достать зеленый квасник с желтыми разводами
Достаю. Тадам!
Глазурь оказалась коричневой, но блестящей и красивой ( на фото цвета немного изменились, из-за плохой камеры и освещения ), если бы не запузырилась. Много прыщей и наколов, а на ручке одни сплошные пузыри. Цвет все равно не очень ровный, каой-то не сочный. И трещина не заплавилась глазурью, хотя я надеялась. Но квасник протекает, жаль .
Зато видны завитки на туловище, медная глазурь ( голубые пятна ) и охра ( желтые пятна ) на хвосте вышли очень красивыми. И , несмотря на все казусы, я ужасно довольна.
Какое-то время продолжаю изучать как справляться с деффектами глазурей с помощью режима обжига. И снова квасник отправляется в печь. теперь он будет долго обжигаться до 1050 С с длинной выержкой в час на 1050С, медленным контролируемым остыванием – конус в час – и длинной выдрежкой на предполагаемой мной температуре начале плавления глазури ( чуть даже ниже ) – на 900С. . предполгается. что это поможет мне справитсья с прыщами и наколами ( мелкими дырочками на глазури ), и сделает поверхность глазури ровной и гладкой и красивой.
И так и есть!
Вот , наконец-то квасник приобрел человеческий вид. Претерпев множество трудностей и лишившись множества частей себя А в последнем обжиге в итоге заплавилась трещина и квасник перестал протекать , но белая эмаль внутри так растеклась, что заплавился и носик – слив ))
Вот что в итоге получилось.
Надеюсь было интересно и весело
Источник
Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.
На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.
Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.
В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.
Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.
Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.
В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.
Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.
Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.
Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.
В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.
Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.
Ну и напоследок
Источник
Елейник
Елейником называется специальный глиняный сосуд, который использовался для хранения растительного масла.
По своей форме он схож с бочкарем, но его тулово имеет шаровидную форму. Все оставшиеся детали – ручки и носик, горлышко и крышка – такое, как у бочкаря.
Если вы уже умеете вытягивать форму закрытого шара, вам легко удастся сделать тулово для елейника. Иногда мастера гончарного дела выкручивали со специальной ножкой.
Изделия дисковидной формы в керамике Руси встретить можно очень редко. Распространенными формами являются дегтярница или баклага.
Баклага
Баклага это своеобразный, дисковидной формы, плоский сосуд, который имеет узкое короткое горлышко. Изготавливали эту посуду из глины в двух видах – с небольшими ушками на плечиках и на ножках, чтобы было удобно подавать на стол крепкие напитки. В баклагу, оснащенную плечиками, продевали специальные ремешки или веревочки, при помощи которых можно было носить баклагу на плече или на поясе.
Тулово баклажки можно выкрутить на гончарном круге, используя два основных способов – из одного кусочка глины, или же можно выкрутить из двух склеенных половинок. Первый способ – баклагу следует вытягивать в форме закрытого цилиндра довольно большого диаметра, высота которого не должна быть более 10 см. В результате вы получите низенький бочонок большой в диаметре.
Второй способ – предполагает выкручивание двух закрытых шаров без донышка с таким диаметром, который бы равнялся диаметру будущей баклажки. Ее высота должна быть в половину толщины баклаги. Готовые половинки баклаги необходимо подвялить, а затем склеить. Горлышко баклаги нужно вытягивать отдельно, после чего его нужно просто приклеить. Если же вы выбрали для изготовления баклаги второй способ, в таком случае у изделия появляется дополнительная плоскость симметрии – она будет выглядеть более гармонично.
Дегтярница
Дегтярница представляет собой специальный сосуд, который предназначался для хранения и транспортировки дегтя, чтобы в пути возможно было смазать дегтем колеса у телеги. Форма дегтярницы такая же, как у баклаги, но меньшей толщины и с узким горлом. Дегтярница скорее напоминала современную масленку. Так как она имела меньшую толщину, ее тулово склеивалось из двух небольших половинок, выкрученных в форме плоских тарелочек.
Бутылочная форма
Керамическая бутылка служила во времена Руси для хранения каких-либо жидкостей от кислых щей, как говорили сами люди. Этот уникальный вкусный напиток тех времен уже вышел из широкого употребления, хотя в свое время был очень популярен. Этот народный напиток утолял жажду, он мог свободно составить конкуренцию рассолу или квасу.
Квасник и кумган
Квасник и кумган – это уже более сложные сосуды, которые мастера-гончары также производили на гончарном круге. Эти глиняные изделия производились емкими и более широкими в области бедер, но тонкими в талии, так как этот сосуд был достаточно велик, он должен был быть таким же легким. Сюда же нужно прибавить большую ручку плоской формы и длинный тонкий носик.
Кумган пришло к нам из тюркского языка и переводится, как «сосуд пустыни». Кумган, как и квасник, используется для разнообразных напитков, и, непосредственно, для хранения кваса. Кумганы красивой формы и вида делали русские гончары еще в 17 веке в Ярославле и Великом Ростове. Кумганы сейчас можно увидеть Государственном историческом музее – на такое чудо следует посмотреть.
Источник
Кумган — восточный узкогорлый сосуд, кувшин для воды с длинным изогнутым носиком, ручкой и крышкой.
Металлические известны с глубокой древности в странах Среднего и Ближнего Востока.
В России в период 16—17 вв. по 19 в. получили распространение керамические Кумганы. В Государственном Русском музее собрана большая коллекция кумганов и квасников Гжели и Скопина.
На Руси квасники и кумганы – это сосуды для кваса, мёда и кислых щей.
Ки́слые щи (кислые шти) — это не современные щи из кислой капусты – это старинный русский медово-солодовый напиток, разновидность шипучего кваса.
Мёд питный — крепкий алкогольный напиток, изготавливающийся из мёда.Сегодняшние “медовухи” имеют мало общего со старинными мёдами. По технологии приготовления различают ставленый мёд, хмельной мёд, вареный мёд и медовое вино.
Старинный квас – это тоже хмельной напиток с долей этилового спирта не выше 2,2%. По технологии приготовления квас являлся разновидностью пива.
Основу формы квасников и кумганов составляет широкое, чаще всего дисковидное, реже – шарообразное тулово, поставленное вертикально на ножки. В отличие от кумганов, квасники имеют круглое отверстие в центре диска.
Гжельские кумганы выполнены их красной глины, покрыты белой глазурью. Роспись выполнена по необожженной эмали (майоликовая роспись). Большинство кумганов, изготовленных гжельсими мастерами, имеют дисковидное тулово, поставленные на четыре ножки, напоминающие звериные лапы.
Диск выполнялся двумя способами.
- На гончарном круге выкручивали широкую цилиндричскую чашу, которую закрывали сверху плоской круглой крышкой. Шов проходил в месте соединения боковых стенок чаши и крышки.
- На гончарном круге изготавливали две одинаковые не очень глубокие чаши, которые соединяли между собой так, что шов проходил посередине боковой стенки (ребра) тулова.
Далее на ребре дисковидного тулова устанавливали горло в форме чаши на круглой ножке-столбике. Горло либо выкручивали на гончарном круге, либо формовали. По сторонам от горла располагали изогнутые носик и ручку. Носик соединялся с горлом перемычкой. Ручки, как правило, украшены различными завитками, растительным скульптурным орнаментом.
Гжельские кумганы украшены не только майоликовой росписью, но и скульптурными изображениями людей, животных, растений и бытовых предметов, изготовленных в двустворчатых формах.
Этот дисковидный кумган на четырех ножках-лапках изготовлен гжельскими мастерами в последней трети XVIII века. Выполнен вторым способом их двух чаш. Продольная средняя часть при этом сделана чуть вдавленной, а стенки – округлыми. В центре диска также имеется углубление.
Горло в форме чаши на столбике соединено ажурной перемычкой с носиком. Сферическая крышка завершается фигурой двуглавого орла.
На плечиках сосуда скульптурные фигурки: с одной стороны – упавшая лошадь с всадником, который держит в руке пистолет, вторая скульптурная группа не сохранилась (отбита). с другой стороны – сидящий мужчина с птицей в руках, музыкант с мандолиной.
Сверху на носике – фигурка птицы.
Роспись полихромная по сырой эмали: птицы с желтым и синим оперением среди растений.
В углублениях дисковидного тулова изображена звезда с остроконечными желтыми лучами
На рубеже XVIII – XIX веков майолику стал вытеснять модный сине-белый английский фаянс. Изобретательные гжельские мастера создали уникальный в истории новый переходный материал – полуфаянс. Полуфаянсовые изделия имели черепок светло-серого цвета и покрывались бесцветной прозрачной глазурью. Сосуды украшались как подглазурной, так и надглазурной росписью преимущественно кобальтом – синей краской на белом фоне.
В это же время на смену четырем невысоким ножкам, напоминающим звериные лапы приходит одна коническая высокая ножка. Встречаются и низкие кольцевые ножки.
Вот два полуфаянсовых кумгана, находящихся в коллекции Государственного Русского музея.
Кумган 1823 г. 26х22х19 см
Шаровидный на кольцевой ножке. Горло в форме чаши на ножке-столбике соединено узкой перемычкой с рельефным носиком , в нижней части которого отформованный рельефный узор в виде пальметт и розетки.
Роспись синяя подглазурная располагается на тулове тремя горизонтальными поясами: в среднем – гирлянды из трилистников и спиралевидных завитков; ниже – гирлянда из свисающих трилистников; сверху – цветок на стебле с втянутыми листьями, пальмовидное дерево, орнаментальные ограды из стилизованных растительных и геометрических элементов и надпись «1823 году»
Кумган 1820-1830-е годы 30х22х13 см
Дисковидный на круглой профилированной ножке В центре диска отформованное рельефное изображение амура на дельфине окруженное двумя рядами жемчужника и пальметтами Горло в форме чаши на граненом столбике соединено плоской перемычкой с граненым носиком (верх носика отбит).
Петлевидная ручка с отформованным рельефным узором в основании. На плечиках кумгана скульптурные фигурки: с одной стороны, у горла – музыкант, играющий на мандолине, слева от него – такой же музыкант, справа – курильщик с трубкой и кисетом в руках (верхняя часть отбита). С другой стороны такие же скульптурные фигурки. Роспись золотом в виде гирлянд с цветами и листьями по фиолетовому люстру, создающему перламутровые переливы.
Люстр (люстровые краски) -органические лаки, содержащие специальные соединения висмута, железа, титана и др. металлов. Люстровые краски наносят на обожженную глазурованную поверхность. В процессе обжига на поверхности глазури образуется тончайшее металлическое покрытие в несколько микрон, которое придает изделию перламутровый блеск и своеобразный цвет.
Скопинские кумганы имеют характерные своеобразные формы. Здесь чаще встречается шаровидная форма тулова, горло, как правило, высокое, сложного профиля. Ручки и носики часто выполнены ввиде змей, голов птиц на длинных шеях. Характерным для скопинской керамики декором являлось тиснение глиняными штампиками по сырой глине. Скульптурные украшения в виде фигурок людей и животных тоже присутствуют, но в гораздо меньшем количестве, чем в гжельских кумганах.
Кумган 45х26х15 см
Дисковидный с профилированными стенками и лепными зубчикам на ребре диска на конической ножке.
Высокое горло сложного профиля. Крышка завершается хватком в виде перевитой перекладины, лежащей на опорах – завитках. Носик и ручка выполнены в виде скульптурных изображений извивающихся змей.
В центре дисковидного тулова помещено рельефное изображение масарона. Геометрический орнамент выполнен в технике тиснения штампиками. Полива зеленая.
Маскарон – это скульптурное украшение в виде маски лица человека или головы животного.
Кумган. 38х24х21 см
Шаровидный на кольцевой ножке. Горло высокое профилированное. Крышка с оттянутым гладким краем завершается хватком, украшенным лепной оборкой.
На ручке – фигурный выступ. Носик выполнен в виде фигурки медведя с открытой пастью.
Геометрический орнамент выполнен в технике тиснения штампиками. Полива коричневая.
Кумган. 24х21х15 см.
Шаровидный на кольцевой ножке. Горло высокое слегка утолщенное посередине, обрамлено по краю лепной оборкой. Носик хоботовидный. Ручка с выступом-упором.
На тулове и горле гладкие и рубчатые пояски. Полива зеленовато-серая, темно-коричневая и желтая.
А это – кумган -моя работа. Гончарная лощеная керамика, второй обжиг с молочной сывороткой.
Сейчас кумган находится в салоне Фонда культуры РФ на проспекте Мира в Москве.
Кумганы ещё и воспевают! Вот нашла песню барда Ефима Ташлицкого “Кумган”
Гончар на круге жизнь мою
Слепил в кумган неповторимый,
Веселый, стройный и ранимый,
И закалил, предав огню.
Замес из глины – плоть и кровь,
Страстей и мускулов движенье,
И поколений отраженье,
Венец и ревность и любовь.
На глянец кистью нанесен
Орнамент тайных предсказаний,
Надежд, сомнений и скитаний,
И перст, которым я спасен.
Спасен от доли скоропея,
От злой судьбы, да от сумы,
Не потому ли вместе мы
Живем, друзьями богатея.
Гончар уснул, аккорды смолкли,
Звезда моя, повремени,
Чтоб счастья золотые дни,
Не разлетелись на осколки.
Литература.
Григорьева Н.С. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея. Каталог, – Л.: Искусство,1987. – 150 с.
Пожалуйста, оставьте свой отзыв о статье, вопросы, комментарии. Буду Вам весьма признательна.
Источник