Лепка из глины сосудов
Техники работы с глиной – традиционные, базовые знания о том, какими способами можно создавать из глины изделия разных форм и размеров.
Новые ученики, впервые попадая к нам в мастерскую, стремятся сразу же приступить к урокам на гончарном круге. Многие из них даже представления не имеют, что кроме примитивной лепки руками и гончарного круга, можно еще как-то работать с глиной…
Ни смотря на разнообразие форм и размеров керамики, во всем мире существует всего несколько основных приемов лепки из глины. Все эти приемы известны гончарам уже много веков и практически не изменились.
Перечислим несколько основных традиционных способов лепки из глины:
1.Ручная лепка из цельного куска глины
2.Ленточно-жгутовая техника
3.Пластовая или текстильная техника
4.Отминка в готовую форму.
5.Отливка в гипсовую форму
6. Вытягивание изделий на гончарном круге.
Так же, при создании глиняных изделий можно сочетать два или более приемов лепки.
Ручная лепка.
Под понятием «ручная лепка» многие представляют ребенка, который лепит из глины примитивные фигурки. Однако, не стоит недооценивать возможности человеческих рук. Ручная выделка сосудов из глины не только появилась раньше формовки на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наши дни, к счастью, не перевелись еще мастера, которые умеют изготовлять посуду старыми дедовскими способами. При чем изделия ручной работы получаются настолько правильной формы, что вы можете подумать, что они сделаны на гончарном круге.
Но если на гончарном круге формы сосудов получаются только круглого сечения, но в ручной лепке мастер не ограничен никакими условиями.
Ручная лепка посуды до сих пор широко применяется в Индии, странах Африки и Южной Америке. В Японии, например, керамика, выполненная в традиционной ручной технике раку, ценится очень дорого и не каждый японец может позволить себе такую роскошь.
Подробней о том, как развивались искусство керамики, читайте в статье – история керамики.
Существует довольно много способов ручной лепки сосудов. Все они отличаются простотой и остроумием технических решений. Для того, чтобы ближе познакомиться с особенностями ручной лепки, мы будем их изучать в мастер-классах на конкретных примерах. Так что добро пожаловать к нам в мастерскую на курсы художественной керамики!
Однажды при раскопках поселений Двуречья, историки обнаружили интересные сосуды с отпечатками веревки на внутренних сторонах стенок. Древние гончары довольно часто украшали посуду орнаментом, вдавливая веревку в еще мягкую глину. Такую керамику ученые назвали шнуровая. Но зачем было мастерам делать узоры внутри сосудов? Как выяснилось позже, технология изготовления посуды заключалась в том, что древние гончары сматывали веревку с тугой клубок, и вокруг него лепили из глины стенку сосуда. Когда изделие было готово, веревку постепенно вытягивали за оставленный снаружи конец, клубок разматывался и получалась полость сосуда.
Жгутовая техника
Лепка из глиняных жгутов была известна людям еще в каменном веке. Прошли тысячелетия, а мастера до сих пор успешно пользуются ей для создания уникальных изделий. Жгутовая техника может применяться мастерами для создания изделий любых форм и размеров, даже скульптур. Особенно, жгутовая техника незаменима при создании огромных сосудов, которые невозможно вытянуть на гончарном круге. Имени в жгутовой технике древнегреческие гончары создавали пифосы – сосуды для вина, достигавшие более двух метров в высоту.
Современные керамисты способом жгутовой лепки создают огромные скульптуры из глины. Подобные шедевры – процесс создания скульптур, их обжиг и декорирование можно увидеть на фестивале «Белые Ночи» в городе Пермь, который проходит в июне каждый год.
Жгутовая техника до сих пор применяется ремесленниками в Средней Азии, странах Африки и на Кавказе.
Способ лепки посуды в жгутовой технике такой: из заранее раскатанного глиняного пласта стеком вырезают дно для будущего изделия, необходимого диаметра. Затем из глины раскатывают жгуты или, как объясняют детям – колбаски, одинаковой толщины. Начиная от дна и постепенно, поднимаясь ряд за рядом все выше, по спирали укладывают жгуты – таким образом, наращивают стенку изделия. Жгуты между собой скрепляют шликером – жидко разведенной глиной и замазывают места соединения жгутов пальцами или стеками.
Пластовая техника.
По своей сути этот способ лепки очень напоминает лоскутное шитье. Поэтому пластовую технику можно встретить так же под названием «текстильная керамика». Для раскатывания пластов, как правило применяют обычную кухонную скалку. Чтобы толщена была одинаковая, под скалку во время раскатки подкладывают рейки. Из готовых пластов стеком вырезают детали «выкройки». Далее детали, как конструктор соединяют между собой при помощи шликера.
В пластовой технике можно создавать как простые предметы быта, так и сложные скульптурные композиции. Не удивительно, что среди мастеров-керамистов, текстильная керамика очень популярна.
Отминка в готовую форму
Для применения этого способа лепки нужны готовые формы. Формы могут быть выполнены из любых материалов – гипс, керамика, дерево, пластик.
Первые древние керамисты в качестве формы использовали овальные камни – посыпали их золой, чтобы глина не прилипала к поверхности и облепляли глиной. Когда глина немного подсыхала, камень убирали.
Формы-болванки бывают как монолитные, так и разборные, состоящие из нескольких частей. Использовать одну форму для лепки можно бесконечное количество раз, поэтому способом отминки получают множество одинаковых предметов. Главное условие – изделие должно легко, без повреждений выниматься из формы.
Способом отминки, например, керамисты изготовляют потрясающей красоты изразцы для печей и каминов, лепнину, дамские украшения.
В дальнейшем, обязательно подробно изучим этот интересный прием лепки.
Отливка в гипсовую форму.
Среди всех остальных способов работы с глиной, метод отливки занимает особое место. Он позволяет с большой точностью изготовить большое количество одинаковых керамических предметов с тонкой стенкой.
Глиняное или шликерное литье основано на свойстве гипса впитывать воду из глины. В гипсовую форму наливают шликер – глину, разведенную до состояния жидкой сметаны. Гипс начинает интенсивно впитывать в себя воду из глины. При этом, слой глины равномерно уплотняется по всей внутренней поверхности формы, образуя стенки будущего изделия. Когда глиняная стенка наберет необходимую толщену, излишки шликера выливают. После того, как глиняный черепок немного подсохнет, изделие вынимают из гипса и досушивают.
Непосредственно глиняному литью предшествует большой подготовительный этап – разработка эскиза будущих гипсовых изделий, создание модели изделия, отливка гипсовой матрицы по модели.
В дальнейшем, я обязательно покажу читателям мастер-класс по технике шликерного литья. Поэтому не забудьте подписаться на обновления сайта, если хотите узнать больше секретов!
Вытягивание изделий на гончарном круге.
Гончарный круг – величайшее изобретение человечества. Ручной гончарный круг люди придумали даже раньше, чем колесо. Когда-то он был незаменим при изготовлении посуды и намного ускорял процесс производства по сравнению с ручной лепкой.
В наш век современных технологий гончарный круг по мимо практического значения приобрел еще и другое важное качество – стал служить людям одним о способов выразить свои художественные способности. Гончарный круг сродни музыкальному инструменту, на котором можно исполнить любую музыку, от народных напевов до новомодных композиций. Работа на гончарном круге учит терпению, заставляет забыть о насущных проблемах, учит тому, как находить гармонию в себе и в окружающем мире.
Первое, с чего начинают обучение работе на гончарном круге – это правильная постановка рук. Без правильно поставленных во время работы рук вы никогда не добьетесь хороших результатов. Не сможете идеально оцентровать глину, почувствовать толщину стенки изделия, а значит, изделие получиться не симметричным, тяжелым, либо совсем разрушится.
Научиться работать на гончарном круге можно, конечно, и по книгам или видео-урокам. Однако самый верный способ – посетить несколько уроков гончарного мастерства, где опытный гончар покажет передаст вам свои знания.
Источник
Ручная выделка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную посуду дедовским способом. Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге. Но если возможности гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел вращения, то искусным рукам мастера подвластны любые формы.
Сосуды, выполненные без гончарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные всей стране гончары.
Существует довольно много различных способов ручной лепки сосудов. Многие из них отличаются простотой и остроумием технических решений. Однажды при раркопках древних поселений в Двуречье археологи обнаружили странные сосуды: внутри каждого из них были видны отпечатки так называемого шнурового или веревочного узора. Такими узорами древние гончары украшали посуду довольно часто, вдавливая веревку в мягкую глину. Узоры размещали на видном месте, прскольку они должны были украшать посуду. Но почему украшения в странных сосудах оказались вдруг внутри, кто сможет любоваться ими? Вскоре, однако, секрет древних мастеров был разгадан. Не красоты ради внутри сосудов оказались отпечатки веревки, этого требовала технология их изготовления. Заключалась же она в том, что древние гончары сматывали веревку в тугой клубок и вокруг него лепили стенки сосуда. Когда стенки были готовы, веревку осторожно тянули за оставленный снаружи конец, клубок разматывался, а на месте его образовывалась просторная полость сосуда.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Прежде чем приступить к изучению различных видов ручной формовки сосудов, заготовьте инструменты и приспособления, необходимые для работы с глиной. Они потребуются вам и в дальнейшем (рис. 6).
Основными инструментами при лепке всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их делают из твердых пород дерева – самшита, яблони, сирени, бука, клена, березы.
Чтобы древесина не разбухла от влаги, стеки несколько раз пропитывают горячей олифой.
Для нанесения фактурных бороздок на поверхность глины применяются специальные стеки с зубчиками на рабочей части. Стеки-петельки используются для срезания лишней глины. Их выгибают из стальной проволоки или полоски (например, из пружины от будильника) и укрепляют на деревянных рукоятках. Нужно также выстрогать из твердого дерева лопатку для очистки подставки от, глины. Необходимы будут ножи с деревянным и металлическим лезвием, используемые в работе с мягкой и подсушенной глиной.
По ходу работы потребуются и другие специальные инструменты.
Кроме инструментов, необходимо подготовить дощечку, на которой будет непосредственно производиться лепка. Ее нужно хорошо высушить и так же, как и стеки, пропитать несколько раз горячей олифой. При лепке игрушек и других мелких изделий дощечку кладут на колени или на стол – кому как удобнее. Когда же приходится лепить вручную сосуд или камерную скульптуру, дощечка должна вращаться на подставке. Простейшую подставку для небольших работ можно сделать из цветочного горшка. Но удобнее работать на специальной вращающейся подставке, которую нетрудно сделать своими руками.
Источник
Мастер-класс по керамике в подарок
Выездные мастер классы
Мастер-классы в студии
‹ ›
Изначально следует провести аналогию между спортом и искусством. Почему, вы спросите? В спорте профессионального направления, как и в искусстве, очень важен конечный результат. Относительно спорта, здесь все очень просто понять – первая составляющая успеха это талант, а также добавим много упорства и тренировок, результат положительный. Как же с этим делом обстоит в искусстве? Конечно, без наличия таланта у мастера может ничего не получиться. Но все же, талант не является основополагающей составной частью. Чего же еще не хватает мастеру кроме таланта? В принципе, ответ напрашивается сам собой – это упорный труд, и еще раз труд. Давайте приведем в пример слова известного П.И. Чайковского, который делала акцент на том, что вдохновение может появиться у человека в момент упорной работы.
Опять обратимся к спорту – тренировки это развитие физических сил, отработка техники, обучение тактике и стратегии, а как же вы сможете натренировать себя в искусстве? Есть ли в природе подобные тренажеры, которыми могут воспользоваться художники и архитекторы, а также скульпторы и другие труженики искусственной сферы? На самом деле, они есть. Эти тренажеры также есть и для общества писателей. К примеру, произведение художественного перевода это и есть прекрасным тренажером для литератора. Данным способом можно тренировать и оттачивать свое литературное мастерство, поработать над техникой построения фраз, над чувством ритма и стилем изложения.
Мы намекаем на тот факт, что гончарное дело является тренажером в прямом смысле этого слова. Возьмем, к примеру, гончарный круг, освоив который вы сможете прочувствовать гармоничность сосуда, соответственно, это оборудование сможет помочь развить ваш пока еще небольшой талант. Мы все прекрасно знаем, что если вы читаете эту книгу, у вас этот талант все же есть! Но и гончарный круг необходимо использовать не ради игры, а с умом и толком. Изначально, необходимо познакомиться с различными исторически сложившимися способами работы с глиняной массой.
Описание традиционных приемов работы с глиной
Когда вы уже подготовили глиняную массу к работе, у вас, скорее всего, возникнет обычный и вполне разумный вопрос о том, а что дальше делать с этим материалом? Где начало? Даже ребенок сможет сориентироваться в этом вопросе лучше вас – он попросту возьмет этот кусочек глины и начнет лепить конечка или другое животное. Взрослый человек, в этом плане, гораздо менее поворотлив – накопленные знания, разнообразные стереотипы и штампы иногда мешают понять верное решение. Но выход можно найти всегда! Этот выход заключается именно в различных технологиях или способах обработки глиняной массы. Вот если вам удастся освоить данные технологии, выход найдется сам собой. Самое главное правило в этом случае – не останавливаться на полпути.
Издавна мастера знают несколько традиционных приемов работы с глиняным материалом. Основных приемов всего шесть:
- восточносибирская лепка изделий, которая заключается в составлении сосуда из нескольких отдельных частей со спаями, которые шли в вертикальном направлении;
- жгутово-ленточный прием, который является очень популярным в Таджикистане и в северо-западных регионах России;
- способ формовки (путем выбивания);
- способ среднеазиатской лепки изделия из четырех поясков, расположенных горизонтально;
- отминание в уже подготовленную форму;
- способ вытягивания изделия из цельного кусочка глины посредством гончарного круга.
Есть, конечно, еще один способ работы с глиной, но он вряд ли может стать отдельным, седьмым по счету приемом, потому что с его использованием можно производить оригинальные сосуды, но однообразного типа. К примеру, этот способ подойдет для изготовления сосудов для зерна или вина, которые широко использовали в хозяйстве еще в эпоху неолита. Данным же способом сосуды производились вручную, словно какая-то строительная постройка. Делали это последовательно – из куска грубой ткани изготавливали по определенным очертаниям сосуда специальную форму, которая впоследствии заполнялась песком. С наружной стороны уже заполненная форма песком обмазывалась размягченной глиной. После того, как мешок высыхал, песок извлекали, а сам сосуд садили в печь для обжига. Отпечатки тканевой оболочки иногда оставался на внутренней части изделия.
Способ ленточно-жгутовый
Если вы выбрали данный способ работы с глиной, вам необходимо будет запастись турнеткой (специальный стол, который вращается), но если таковой нет, вы можете на время ее заменить обыкновенным крутящимся диском по типу “Здоровье”. Перед началом работы прилепите к середине гончарного круга, предварительно раскатанную с помощью скалки, глиняную лепешку. Срежьте все лишнее, оставьте только ровный круг из глины и по краю этого круга начинайте вытягивать из глиняного жгута стенку вашего будущего изделия. Данная процедура напоминает процесс плетения корзинок, но без наличия вертикальных прутиков. Жгутики, в отличие от лозы, имеют свойство слепляться между собой, и таким образом, по мере роста стенки изделия их можно проточить пальчиками рук или специальной стекой.
Способ восточносибирской лепки
Данный способ изготовления сосуда довольно просто описать, но очень сложно воплотить в реальность. Вы должны скатать из глиняной массы, как из теста, небольшую лепешку, толщина которой около 4 – 5 мм, необходимо очень точно заняться выкройкой частей будущего сосуда, соответственно подготовить их к предстоящему склеиванию. Данная процедура может напомнить вам один из вариантов лоскутного шитья. Склеить лоскуты из глины вы сможете только в подвяленном состоянии (кожетвердое, если быть точным), на швы, склеиваемые поверхности лоскутков, необходимо нанести с помощью скальпеля специальную насечку, а также смазать после шликером, своеобразным раствором по виду напоминающим густую сметану. Данный тип работы с глиняной массой, в последнее время, стал боле популярным. Мастера-керамисты в прямом смысле слова сшивают из глиняных кусочков самые разнообразные сосуды и другие изделия – простейшие предметы и сложные скульптурные композиции. Если вы будете подкладывать под раскатываемый слой глины на поверхность рабочего столика разные кусочки фактурной ткани, в таком случае вы сможете получить глиняные части с уже готовым рисунком. На данный момент, этот способ имеет название “текстилькерамика”.
Способ среднеазиатской лепки
Этот способ работы с глиной от выше описанного отличается лишь разнообразным направлением склеиваемых шовчиков. В принципе, можно сказать, что это вариант глиняного шитья.
Способ формовки путем выбивания
Использование данного способа изготовления изделия из глины является довольно оригинальным, но и очень трудным. Мы можем поставить под сомнение тот факт, что используя данный способ наши далекие прародичи могли производить тонкостенную посуду. Также мы можем не поверить в то, что когда-то, в давние времена, первобытные люди, взяв в руки обычную палочку из дерева, часто ее потирая, могли добыть огонь. Но против фактов не пойдешь!
Чтобы произвести сосуд таким способом – выбивания, необходимо оторвать кусок глины, тщательно вдавить в эту массу скалку, но не продавить, чтобы скалка не вышла насквозь, а оставить слой, который будет будущим донышком. После чего, положите скалку с глиняным пластом горизонтально и расширяйте отверстие в глиняной массе, словно раскатываете тулово будущего изделия изнутри.
Как только стеночка сосуда станет прогибаться под своим весом, нужно поставить сосуд на донышко и, тихонечко ударяя рукой изнутри сосуда, при этом с наружной стороны необходимо подставить округленную досочку, довести толщину стенок сосуда до необходимой – около 5 -6 мм. После чего к образовавшемуся цилиндру нужно прилепить изготовленное заранее горлышко сосуда. Вот и вся работа!
Способ отминки в готовую форму
Конечно, для отминки глиняной массы в уже готовую формочку, изначально, необходимо приготовить данную форму. Формы для отминки могут быть изготовлены из дерева (точенные на токарном станке, сбивались из нескольких досок), из гипса, или из керамики (обожженной). Также можно применить в качестве материала для формы и природные материалы, к примеру, такие как камни оригинальной формы. Подобные формы использовали керамисты прошлых веков. Они везде искали камни с овальной гладкой формой, которые впоследствии посыпались золой и облеплялись глиной. Зола позволяла глине не прилипать к камню. Основной секрет данного способа в том, чтобы суметь таким образом налепить глину на камень, чтобы глиняный каркас смог без проблем сойти с формы.
Формы имелись двух видов – разборные и монолитные. Монолитная форма делалась на “выход” – это свойство формы отпустить сосуд или любое другое изделие после процедуры подвяливания, при этом, не ломая их. Гончарное изделие, в идеале, должно легко открепляться от формы. Это и есть недостатком монолитной формы – ограниченный выпуск отминаемых форм, горшков дл цветов, плошек, мисок и т. д.
Составная форма дает возможность выпускать гораздо более широкий ассортимент изделий из глины. Тем не менее, такая форма очень сложна в изготовлении. Составная форма может складываться из нескольких частей и деталей, которые соединялись в единое изделие. Для разъемов, которые образуются на форме, производились специальные замочки-штыри. Для отминки также можно применять литьевую форму.
Источник