Лепка сосудов из жгутиков
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация “Спиральная лепка сосуда из жгутов”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Практическая работа по теме: «Спиральная лепка сосуда из жгутов» г. Усолье, 2016 г. МКОУ Романовская СОШ Автор: учитель ИЗО МКОУ Романовской СОШ Малышева Анастасия
2 слайд
Описание слайда:
Спиральная лепка из жгутов – один из древнейших способов лепки, он зародился еще в каменном веке.
3 слайд
Описание слайда:
Самые древние следы использования керамики найдены в Моравии. Им примерно 25 000 лет..
4 слайд
Описание слайда:
Техника лепки из жгутов незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге.
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Рассмотрим различные варианты сосудов.
7 слайд
Описание слайда:
Инструменты: вращающийся студийный станок, деревянные стеки, скалка, кисть, металлические цикли, керамический нож, губка.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Раскатываем глину для донышка сосуда.
10 слайд
Описание слайда:
Намечаем нужную окружность и вырезать стеком донышко будущего сосуда.
11 слайд
Описание слайда:
Выкладываем донышко на вращающуюся подставку, наносим по краю крестообразные насечки и промазываем шликером.
12 слайд
Описание слайда:
Из другого куска глины скатайте на поверхности стола жгут толщиной около 1 см.
13 слайд
Описание слайда:
Готовый жгут приклейте сверху вдоль краев донышка. Затем к его торцу присоедините следующий жгут и плотно уложите сверху.
14 слайд
Описание слайда:
Так постепенно, виток за витком, промазывая каждый жгут наращивайте стенки сосуда до его горловины .
15 слайд
Описание слайда:
Благодарим за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-650984
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Конспект по технологии
Тема: «Лепка из глины методом жгутового налепа»
Выполнила студентка 342 группы
Коданёва Антонина
СГПК им. И. А. Куратова
Место прохождения практики:
Шк. №16 2 «б» класс 36 каб.
Дата и время проведения урока:
25.09.2012 14ч. 15 мин.
преподаватель Бугаева Елена Энгельсовна
(число, подпись)
_______________________________
учитель Чегесова Надежда Михайловна
(число, подпись)
_______________________________
Цель: вылепить глиняный сосуд методом жгутового налепа
Задачи:
Познакомить с новым природным материалом – голубой глиной
Расширить кругозор детей о керамической посуде разных народов мира через сообщения их же одноклассников.
Познакомить детей с лепкой методом жгутового налепа
Развивать мышление через анализ предложенных учителем образцов
Воспитывать чувство толерантности к культуре других народов
Развивать мелкую моторику руки
Ход урока:
Содержание:
1.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку
– Здравствуйте, ребята!
– Садитесь.
– Сегодня я проведу у вас урок технологии, а начать я его хочу с небольшой игры, которая называется «Проверь друга»
– Сейчас я буду называть то, что нужно для работы на уроке, а вы проверите наличие этого друг у друга, кто сидит один у себя: стеки, подкладные доски, кусочек глины, влажная тряпочка.
(обеспечение недостающим)
2.
Повторение правил рабочего человека
– Хорошо, ребята, я вижу, все справились.
– Давайте сразу повторим главное правило сегодняшнего урока, как вы думаете, если сегодня мы будем работать с глиной, что это будет за правило?
– Как мы должны работать? (аккуратно)
3.
Выход на тему
– Ребята, вам интересно из чего ели первобытные люди, из чего они делали первую посуду? Оказывается посуда была каменная, деревянная и даже кожаная… Маори из Новой Зеландии варили мясо и рыбу в полотняных мешочках, причем вместо кастрюли с кипятком использовался гейзер. Казахи готовили в кожаных «котлах» — суп в нем, конечно, не сваришь, а творожный сыр получался замечательно. Пигмеи Африки делали посуду из скорлупы яиц страуса. Австралийские аборигены выдалбливали каменные миски. В Юго-Восточной Азии популярны были «кастрюльки» из бамбука; якуты и эвенки предпочитали бересту. Но глиняная посуда произвела революцию в кулинарии.
– Итак ребята, надеюсь мой рассказ произвёл на вас впечатление и вы узнали много интересных и увлекательных фактов.
– А мне интересно, догадались ли вы о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о посуде)
– Но о посуде не современной, а наших предков.
4.
Выступление докладчиков. Анализ сосудов разных народов
– Давайте послушаем сообщение ваших товарищей, которые они подготовили специально для вас:
Грузия
Квеври – так называли керамические сосуды грузин. Они бывают всех размеров, от обычного, до нескольких сотен литров. В Грузии такие сосуды используются для приготовления и хранения вина. Квеври вкапывают в землю, поэтому дно сосуда имеет заострённую форму, затем внутрь заливают виноградный сок, закрывают крышкой и замазывают глиной. Спустя некоторое время в квеври получается вино.
– Спасибо!
– Итак, ребята, что вы запомнили из сообщения?
– Как называется сосуд грузин? (квеври)
– Каких размеров он бывает? (от обычного до нескольких сотен литров)
– Какую форму имеет сосуд? (дно сосуда имеет заострённую форму)
– Для чего служит такой сосуд? (для приготовления вина)
– Молодцы, вы были внимательными слушателями!
– Давайте послушаем сообщение о русских сосудах.
Русь
Крынка – традиционный керамический русский сосуд для хранения и подачи молока на стол. Особенность сосуда – высокое и довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла рассчитана на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании даёт толстый слой сметаны.
– И снова я хочу проверить на сколько внимательными слушателями вы были.
– Что запомнили из сообщения? (название, материал, назначение, форма)
– Из следующего сообщения мы узнаем о коми сосудах.
Коми
Глиняные сосуды коми имеют чашевидную форму с наклонённой внутрь, прямой или отогнутой шейкой. Расположение узоров на сосуде было горизонтальное. Узор выполнялся на горлышке способом вдавливания и оттиска штампов. Сосуд использовали для приготовления и хранения пищи.
– Что нового и интересного узнали о коми сосудах? (материал, форма, узор, назначение)
– Большое спасибо, выступавшим ребятам!
– А теперь, рассмотрим все эти сосуды и найдём, что в них общего и чем они различаются?
– Из какого материала выполнен каждый сосуд? (из глины)
– Для чего использовали сосуд коми, русские и грузины?
– В чём главное отличие квеври (если говорить о его форме и размерах)?
– Какие сосуды имеют название?
– Чем отличается коми сосуд от русского и грузинского? (узором)
– Поразмышляйте, почему квеври и крынка узора не имеют? (квеври – закапывали в землю, крынка – использовалась повседневно)
– Хорошо, ребята, я вижу, что вы усвоили особенности каждого сосуда. Давайте двигаться дальше.
5.
Знакомство с методом жгутового налепа
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо обсудить ещё один вопрос. Как вы думаете, какой? (как будем лепить)
– Сегодня мы с вами познакомимся с лепкой методом жгутового налепа(параллельно с объяснением на доске появляется схема):
Промни кусок глины, скатай шар, придави шар ладонями. Это дно сосуда.
Раскатай жгуты для изготовления стенок сосуда.
На дно сосуда уложи жгуты, последовательно, один на другой, придавая сосуду нужную форму.
Пригладь стенки сосуда пальчиками.
При помощи стека нанеси на сосуд элементы оформления.
– Лепка одного из наших сосудов будет отличаться от остальных. Как вы думаете, какого и чем?
– Особенность грузинского сосуда в том, что его дно имеет заострённую форму.
– Тогда как же мы будем его лепить?
– Лепить его мы будем сверху вниз, т.е начнём лепку с горлышка, а дно вылепим в последнюю очередь.
– А теперь ребята, вам необходимо выбрать один из трёх сосудов, уметь объяснить свой выбор. Вылепить сосуд методом жгутового налепа, соблюдая все этапы. Главная задача – отразить особенности наци, так, чтобы смотря на ваш сосуд, мы без труда могли определить
– Приступайте к работе!
6.
Подведение итога урока. Оценивание. Рефлексия.
(Анализ работ 1-2 ребят:
– Сосуд какого народа вылепил(а) …? – Верно? – Почему ты вылепила сосуд этого народа? Чем он тебя привлёк? – … оцени пожалуйста работу … по (критерий ниже))
– А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу по следующим критериям:
1. Точность передачи формы (насколько точно вы смогли передать форму сосуда, показали его особенности)
2. Освоение метода жгутового налепа (насколько хорошо вы освоили метод жгутового налепа)
3. Аккуратность (насколько аккуратно вы выполнили работу)
– У каждого из вас на столах лежат сигнальные карточки:
Красная – я молодец
Зелёный – могу и лучше
Жёлтый – в следующий раз постараюсь
– Сейчас я буду зачитывать критерий, а вы оцените себя по этому критерию и покажите мне соответствующую сигнальную карточку.
– Спасибо, мне очень приятно, что вы умеете себя правильно оценить, видите «плюсы» и «минусы» в своей работе.
Источник
План-конспект
практического занятия творческого объединения
«Юные мастера»
Тема: Лепка посуды из глиняных жгутов.
Автор: учитель ИЗО МКОУ Романовской СОШ Малышева Анастасия Сергеевна
Тип урока: комбинированный
Вид занятия: лепка из глины, практическая работа
Цель: знакомство со способом лепки глиняного сосуда из жгутов
Возраст обучающихся – 12 лет.
Задачи:
Образовательные:
– знакомство учащихся с техникой лепки «из жгута»;
– формирование практических умений по лепке сосуда из жгутов;
– вырабатывание умений по использованию стеков для формировки сосуда.
Развивающие:
– развитие навыков конструирования сосуда ручным способом;
– развитие чувства объема и пропорции;
– развитие мелкой моторики пальцев, воображения и интереса к творчеству;
– формирование представлений о связи эстетических и функциональных свойств
керамики.
Воспитательные:
– воспитание эстетического вкуса, чувства меры, усидчивости и трудолюбия;
– воспитание веры учащихся в свои собственные силы и стремления к
самостоятельной деятельности.
Оборудование и материалы;
Для учителя: Образцы сосудов из жгутов. Компьютер, проектор. Зрительный ряд: презентация с последовательным показом этапов лепки сосуда из глиняных жгутов.
Для учащихся: студийные вращающиеся круги, деревянные стеки, металлические цикли, губки, скалки, шаблоны для донышка, кисти, небольшие емкости, глина.
Время выполнения: 45 минут.
Словарная работа: сосуд, пифос, быт, корчага, крынка, шликер, жгут, шамот.
Содержание занятия.
Теоретическая часть (7 мин.)
Приветствие педагога и учащихся;
Ознакомление с темой занятия.
Презентация:
1 слайд.
Сегодня на занятии мы познакомимся со способом спиральной лепки сосудов из «глиняного жгута».
2 слайд. Эта техника – один из древнейших способов лепки, он зародился еще в каменном веке, а затем активно использовалась в Древнем Египте и Месопотамии, странах Африки и Азии. Как вы думаете, ребята, чем это было обусловлено?
3 слайд.
Самые древние следы использования керамики найдены в Моравии. Им примерно 25 000 лет. Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном.
4 слайд.
Техника лепки из жгутов незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге. Так лепились, например,пифосы – достигающие двухметровой высоты сосуды для воды в Древней Греции.
5 слайд.
Скажите, пожалуйста, у вас дома или у ваших бабушек есть старинная керамическая посуда. Может, кто напомнит, как она называется и для чего используется?
Учащиеся отвечают, рассматривая образцы старинных сосудов. Педагог на примере их рассказывает о сосудах, которыми пользовались наши предки (чашки, миски, солонцы, блюда, чарки, братины) .
6 слайд.
Мы сегодня с вами увидели много самых разных керамических сосудов. Но всё-таки строение у них одно. Кто заметил, из каких составных частей они состоят?
7 слайд.
Прежде чем приступить к работе над керамическим изделием, необходимо познакомиться с материалами, специальными инструментами и оборудованием, которые могут понадобиться. Какие из них вам знакомы и для чего они нужны?
8 слайд.
Учитель наглядно демонстрирует этапы выполнения работы.
Сейчас на экране вы увидите последовательность выполнения работы. Будьте внимательны. Постарайтесь заполнить порядок выполнения действий.
Подготовка рабочих мест учащихся. Проговаривание этапов работы с опорой на технологическую карту. Распределение предметы посуды, для каждого участника группы.
Практическая часть (35 мин.)
Педагог раздает глину и предлагает выполнить практическое задание, используя наглядный материал. Перед работой все вместе вспоминаем правила безопасности и основные приемы подготовки глины.
9 слайд.
Для лепки в технике «жгута» используется следующая последовательность: раскатываем глину для донышка сосуда, ограничители позволяют раскатать пласт определенной толщины.
10 слайд.
Намечаем нужную окружность, и вырезать стеком донышко будущего сосуда.
11 слайд.
Выкладываем донышко на вращающуюся подставку, центруем и наносим по краю крестообразные насечки. Дополнительно промазывая шликером.
12 слайд.
Из другого куска глины скатайте на поверхности стола жгут нужной вам толщины. Такого же диаметра нужно стараться делать все последующие жгуты.
13 слайд.
Готовый жгут приклейте сверху вдоль краев донышка. Затем к его торцу присоедините следующий жгут и плотно уложите сверху.
14 слайд.
Глиняные жгуты одинаковой толщины накладывать один за другим, Тщательно приглаживая пальцами внутри, а затем, и снаружи.
Подведение итогов:
По окончанию работы педагог предлагает подготовить получившиеся изделия к просмотру. Каждый представляет свою работу; рассказывает, какие способы были использованы при лепке. Дети оценивают работы по критериям: соответствие, красочность, умение «презентовать».
Рефлексия. Беседа с учениками об их впечатлениях от новой техники. Самооценка качества выполненных изделий.
Обсуждение технологии предстоящих процессов сушки, обжига и декорирования.
Как бы вы хотели в будущем использовать ваш сосуд?
В какой жизненной ситуации вам мог бы пригодиться тот опыт,
который вы сегодня получили?
Сколько времени надо сушить законченную работу?
Каким образом происходит процесс обжига? При какой температуре?
Как вы хотели бы декорировать ваш сосуд?
Вывод: Используя предложенную технологию изготовления керамических изделий методом лепки из жгутов педагог решает одновременно несколько задач в образовательной и воспитательной деятельности, а ученик имеет возможность реализовать свои творческие замыслы овладев конкретными навыками. Поэтому эта методика вызывает интерес у школьников и педагогов.
Литература
1. Буббико Д. Керамика: техника, материалы, изделия Джованни Буббико , Хуан Круус. – М.: НИОЛА-ПРЕСС, 2006. – 357с.
2. Рос Д. Керамика: техника, приемы, изделия Долорос Рос. – М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2003. – 144с.
3. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла / – М.: АСТ_ПРЕСС, 1999.
Этапы лепки сосуда из жгутов
Источник
Изделия из керамикиДорошенко Татьяна Николаевна
Техника спиральной лепки из жгутов
Цветочный горшок
Это один из древнейших и довольно простых способов лепки. Им пользовались мастера и в Китае, и в Англии, Греции, даже в далекой Новой Гвинее. Чаще всего он применялся для изготовления больших сосудов, которые невозможно изготовить на гончарном круге. Для этого способа самой подходящей будет глина с низкой пластичностью.
Перед началом работы заранее представьте себе, какой формы вы хотите сделать сосуд, определитесь с его размерами. Попробуйте нарисовать карандашом будущее изделие. Начинайте с самого простого. Форма сосудов может быть разной, необязательно классической.
В зависимости от размеров вашего изделия заготовьте глину. Теперь приступайте к изготовлению жгута: он должен быть как можно длиннее, толщиной 2–3 см.
Есть разные способы подготовки глиняного жгута. Можно сделать его от начала до конца и затем приступить к навертыванию спирали (чем длиннее жгут, тем лучше) (рис. 17).
Рис. 17.
Можно из общей массы глины «выдавить» нужное количество для первого слоя спирали, а уж по ходу работы наращивать жгут постепенно.
Самый простой способ – это заготовить нужное количество жгутов, накрыть их полиэтиленовой пленкой, чтобы не высыхали, и использовать по мере необходимости (рис. 18).
Рис. 18.
Все способы приемлемы, их достоинства и недостатки вполне уравновешены (они связаны с неоднородностью глины, что вызвано различной скоростью высыхания в процессе работы), поэтому можете выбрать тот, который вам больше подходит.
Начинаем лепить с основания. Раскатайте комок глины в небольшой жгут и выложите донышко в виде небольшой спирали, затем стеком и губкой разровняйте его. Смочите края донышка шликером, сделайте надрезы там, где будет начинаться стенка изделия, и начинайте выкладывать первый жгут. Каждый необходимо плотно прижимать к плоскости донышка, чтобы потом все они слиплись. Но при этом не повредите форму первого слоя и побеспокойтесь заранее, чтобы осталось достаточно места для соединения со вторым. Ни в коем случае не сдвигайте изделие с места до окончания работы! Концы жгутов шпателем или ножом отрезайте под углом – тогда поверхность соприкосновения будет больше, чем если бы надрезы делались перпендикулярно. Во избежание растрескивания при высыхании нужно следить за тем, чтобы соединение жгутов не происходило друг над другом (рис. 19).
Рис. 19.
Дальнейшее просто: каждый раз перед выкладыванием очередного слоя спирали нужно хорошо смачивать и его, и поверхность предыдущего, помещая его на подготовленное место (рис. 20).
Рис. 20.
Затем при помощи пальцев, стека и губки глина выравнивается, внутри – от себя и вниз, с внешней стороны – на себя и вверх. По мере необходимости промазывайте рабочие места жидкой глиной. Если изделие большое, необходимо, чтобы его нижняя часть могла немного подсохнуть – «устояться» перед тем, как на нее лягут очередные жгуты. Иначе не избежать перекоса на одну сторону или того, что изделие сломается.
Хотите сделать сосуд расширенным в верхней части? Тогда каждый очередной жгут укладывайте ближе к внешней стороне нижнего. Чтобы получить изделие с сужающейся кверху формой, необходимо верхний жгут располагать ближе к внутренней поверхности сосуда.
Для придания изделию оригинального вида часть жгутов снаружи можно не затирать (рис. 21).
Рис. 21.
Их можно дополнительно декорировать резьбой или слегка отполировать (см. вкладку, фото 9).
Меняя диаметр очередного слоя, вы изменяете форму изделия. В этом особое преимущество данной техники: форма изделия совсем не обязательно должна быть симметричной. Вот и изготовленный вами сосуд может иметь самые фантастические формы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Техника «декупаж»
Почти на каждой даче найдется такая мебель, которая уже давно сослужила свою службу, но выбросить ее жалко. Мало кто знает, что таким предметам можно дать вторую жизнь и сделать их яркими и необычными. В этом вам поможет техника «декупаж».Дизайн старой
Техника газовой сварки
Газовая сварка – способ универсальный, но при ее выполнении необходимо помнить, что нагреванию подвергается достаточно большой участок вокруг сварного соединения. Поэтому нельзя исключить возникновение коробления и развитие внутренних
Техника покраски
При окрашивании потолков и стен обратите внимание на направление падающего из окна света. Если вы будете производить покраску кистью, предпоследний слой краски обязательно нанесите против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе после
Бытовая техника
Домашние электроприборы не зря носят такое название. Это именно приборы, которые требуют к себе бережного и технически грамотного отношения. Их надо оберегать от влаги, поскольку наличие на приборе воды может привести и к несчастному случаю, и к выходу
Техника вышивания
А теперь ознакомимся с техникой вышивания:1) если вы делаете стежки сверху вниз, то 1-й ряд следует выполнять в направлении справа налево;2) затем нужно выполнить 2-й ряд стежков слева направо (завершая таким образом стежки, выполненные ранее);3) если вы
Техника шпаклевания
Берут немного шпаклевки на шпатель и наносят ее на поверхность стены мазками средней толщины, затем нажимают на лезвие шпателя чуть сильнее и разравнивают шпаклевочный слой движениями по вертикали.Шпаклевку разравнивают до получения очень тонкого
Техника покраски
При окрашивании потолков и стен обращают внимание на направление света, падающего из окна. Если покраска производится кистью, предпоследний слой краски обязательно наносят против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе, после
Техника безопасности
Каждый профессиональный электрик, перед тем как переходить непосредственно к практике, сдает специальный экзамен по технике безопасности. В этот экзамен входят вопросы по эксплуатации электроустановок и способам работы с ними, которые были бы
Техника склеивания
Столярные изделия должны изготовляться из древесины с влажностью не выше 12 %. При повышенной влажности качество склейки снижается и клей может загнивать в изделиях.Намазав склеиваемые части изделия клеем, им дают простоять примерно три минуты, чтобы
Техника строгания
При любом строгании, особенно при черновом, когда снимается толстый слой древесины, очень важно определить направление волокон, чтобы древесина не задиралась. Определяют это осмотром (волокна должны выходить на поверхность в направлении движения
Техника «сграффито»
При использовании техники «сграффито» изделие полностью покрывают ангобом или наносят его широкой полосой. После подсыхания легко нанесите карандашом какой-нибудь орнамент или рисунок, а затем по этим линиям процарапайте ангоб до основы черепка
Техника «резерваж»
Резерваж – способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазурованием. В пчелиный воск добавляют скипидар и нагревают до растворения. С помощью кисточки накладывают состав на места, не
Техника надглазурной росписи
Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия. Она хотя и менее прочна, чем подглазурная, но имеет богатую цветовую палитру, так как закрепительный обжиг происходит при более низкой температуре. Неудавшуюся роспись
Техника безопасности
Ручными столярными и плотничными инструментами надо уметь владеть, но в том случае, когда нужно не только хорошо, но и быстро выполнить работу, необходимо воспользоваться электрическим инструментом, который в 5–10 раз производительнее. Но перед этим
Источник