Лицензия сосуды под давлением

Лицензия сосуды под давлением thumbnail

Требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, наладке, монтажу, ремонту, техническому диагностированию и эксплуатации сосудов, цистерн, бочек, баллонов, барокамер, работающих под избыточным давлением установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03).

ПБ 03-576-03 распространяются на:

  • сосуды, работающие под давлением воды с температурой выше 115°С или других нетоксичных, невзрывопожароопасных жидкостей при температуре, превышающей температуру кипения при давлении 0,07 МПа (0,7 кгс/см);    
  • сосуды, работающие под давлением пара, газа или токсичных взрывопожароопасных жидкостей свыше 0,07 МПа (0,7 кгс/кв.см);
  • баллоны, предназначенные для транспортировки и хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов под давлением свыше 0,07 МПа (0,7 кгс/кв.см);
  • цистерны и бочки для транспортировки и хранения сжатых и сжиженных газов, давление паров которых при температуре до 50°С превышает давление 0,07 МПа (0,7 кгс/кв.см);
  • цистерны и сосуды для транспортировки или хранения сжатых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых давление выше 0,07 МПа (0,7 кгс/кв.см) создается периодически для их опорожнения;
  • барокамеры.

Сосуды, на которые распространяются ПБ 03-576-03, до пуска их в работу должны быть зарегистрированы в органах Ростехнадзора. Регистрация проводится на основании письменного заявления владельца сосуда.

Для регистрации должны быть представлены:

  • Паспорт сосуда установленной формы.
  • Удостоверение о качестве монтажа.
  • Схема включения сосуда с указанием источника давления, параметров, его рабочей среды, арматуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматического управления, предохранительных и блокирующих устройств. Схема должна быть утверждена руководством организации.
  • Паспорт предохранительного клапана с расчетом его пропускной способности.

Сосуды должны подвергаться техническому освидетельствованию после монтажа, до пуска в работу, периодически в процессе эксплуатации и в необходимых случаях – внеочередному освидетельствованию. Объем, методы и периодичность технических освидетельствований сосудов (за исключением баллонов) должны быть определены изготовителем и указаны в руководстве по эксплуатации.     

Техническое освидетельствование сосудов, не зарегистрированных в органах Ростехнадзора, проводится лицом, ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Первичное, периодическое и внеочередное техническое освидетельствование сосудов, регистрируемых в органах Ростехнадзора, проводится специалистом организации, имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств (сосудов).

Разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда, подлежащего регистрации, выдается инспектором после его регистрации на основании технического освидетельствования и проверки организации обслуживания и надзора, при которой контролируется:

  • наличие и исправность в соответствии с требованиями безопасности арматуры, контрольно-измерительных приборов и приборов безопасности;
  • соответствие установки сосуда правилам безопасности;
  • правильность включения сосуда;
  • наличие аттестованного обслуживающего персонала и специалистов;
  • наличие должностных инструкций для ответственных лиц;
  • наличие другой документации, предусмотренной ПБ 03-576-03.

Разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда, не подлежащего регистрации, выдается лицом, назначенным приказом по организации для осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением, на основании документации изготовителя после технического освидетельствования и проверки организации обслуживания.

Разрешение на ввод сосуда в эксплуатацию записывается в его паспорте.

В целях обеспечения содержания сосудов в исправном состоянии и безопасных условий их работы необходимо:

  • Назначить приказом из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний требований безопасности, ответственного за исправное состояние и безопасное действие сосудов, а также ответственных за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением (см. форму приказа).
  • Количество ответственных лиц для осуществления производственного контроля должно определяться исходя из расчета времени, необходимого для своевременного и качественного выполнения обязанностей, возложенных на указанных лиц должностным положением. Приказом по организации могут быть назначены специалисты, ответственные за исправное состояние сосудов и ответственные за их безопасную эксплуатацию.
  • Назначить необходимое количество лиц обслуживающего персонала, обученного и имеющего удостоверения на право обслуживания сосудов, а также установить такой порядок, чтобы персонал, на который возложены обязанности по обслуживанию сосудов, вел тщательное наблюдение за порученным ему оборудованием путем его осмотра, проверки действия арматуры, КИП, предохранительных и блокировочных устройств и поддержания сосудов в исправном состоянии. Результаты осмотра и проверки должны записываться в сменный журнал.
  • Обеспечить проведение технических освидетельствований, диагностики сосудов в установленные сроки (см. журнал учета технического освидетельствования сосудов).
  • Обеспечить порядок и периодичность проверки знаний руководящими работниками и специалистами Правил (см. протокол проверки знаний персоналом требований безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением).
  • Организовать периодическую проверку знаний персоналом инструкций по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов (см. журнал результатов проверки знаний персонала, обслуживающего сосуды, работающие под давлением).
  • Обеспечить специалистов Правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации сосудов, а персонал – инструкциями.
  • Обеспечить выполнение специалистами Правил, а обслуживающим персоналом – инструкций.

В организации, эксплуатирующей сосуды, работающие под давлением, должны быть разработаны и утверждены инструкция для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов и инструкция для ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов.

Читайте также:  В сосуд объемом v нагнетают воздух при помощи поршневого насоса

К обслуживанию сосудов могут быть допущены лица, обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания сосудов (см. приказ о допуске к работе обученного и аттестованного персонала, обслуживающего сосуды, работающие под давлением).

Организацией должна быть разработана и утверждена в установленном порядке инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов.

Для поддержания сосуда в исправном состоянии владелец сосуда обязан своевременно проводить в соответствии с графиком его ремонт (см. график планово-предупредительных ремонтов сосудов, работающих под давлением). При ремонте следует соблюдать требования по технике безопасности, изложенные в отраслевых правилах и инструкциях.

Источник

Вопрос:

На предприятии (Тульском оружейном заводе) имеются лицензии на:

1) эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов — действует до марта 2015 года;

2) на оборудование, работающее под давлением (котлы, сосуды) — действуют до ноября 2015 года.

Необходимо ли получать обе лицензии в один срок (до марта 2015 года), как требует этого Ростехнадзор? Правомерно ли его требование оформлять предприятию единую лицензию? Или можно сделать одну лицензию в марте, а другую — до окончания срока ее действия?

Дело в том, что из-за структурных изменений предприятие не успевает собрать необходимую документацию для получения сразу двух лицензий.

Ответ:

Скорее всего, в вашем случае смысл предъявляемых лицензирующим органом требований заключается не в наличии единой лицензии в организации, а в наличии оснований для переоформления лицензии.

В свою очередь, основания переоформления лицензии определены в п.1 ст.18, в п.п.4 и 6.1 ст.22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 N 399-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии подлежат переоформлению в следующих случаях:

— реорганизации юридического лица в форме преобразования;

— изменения наименования юридического лица;

— изменение адреса места нахождения юридического лица;

— изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

— изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;

— изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Кроме того, п.4 ст.22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает дополнительно два основания для переоформления лицензий, предоставленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

— подлежат переоформлению предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены;

— подлежат переоформлению предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности.

И, наконец, основания переоформления лицензии определены в п.6.1 ст.22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Так, Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ ст.22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» была дополнена частью 6.1 следующего содержания:

«Лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней выполняемых работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами РФ в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном ст.22, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности)».

Таким образом, п.6.1 ст.22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает три основания для переоформления лицензии:

— подлежат переоформлению лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены;

— подлежат переоформлению лицензии, не содержащие перечней выполняемых работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности;

— подлежат переоформлению лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами РФ в указанные перечни внесены изменения.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие основания для переоформления лицензии:

1) реорганизация юридического лица в форме преобразования (п.1 ст.18);

2) изменения наименования юридического лица (п.1 ст.18);

3) изменение адреса места нахождения юридического лица (п.1 ст.18);

4) изменение места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность (п.1 ст.18);

5) изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (п.1 ст.18);

6) изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (п.1 ст.18);

7) в случаях когда в лицензиях, предоставленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, изменены наименования лицензируемых видов деятельности (п.4 ст.22);

8) в случаях когда предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии не содержат перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности (п.4 ст.22);

9) подлежат переоформлению лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены (п.6.1 ст.22);

Читайте также:  В зависимости от характера повреждения сосудов

10) подлежат переоформлению лицензии, не содержащие перечней выполняемых работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности (п.6.1 ст.22);

11) подлежат переоформлению лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами РФ в указанные перечни внесены изменения (п.6.1 ст.22).

В силу требований п.2 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных ч.1 ст.18, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного ч.5 ст.18, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Таким образом, по общему правилу, до переоформления лицензируемая деятельность не приостанавливается.

В то же время законодатель определяет три случая, когда лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности до переоформления лицензии:

— осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии;

— истечение срока, определенного частью 5 статьи 18 указанного Федерального закона (15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц);

— выполнение работ или оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Тихомирова Л.А.,

 эксперт в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии

Источник

Новости

Все новости

Нам доверяют

26 июня 2018 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 12.12.2017 № 539. Документ внес коррективы в ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением». В том числе – изменил порядок пуска в работу, ввода в эксплуатацию и учета оборудования под давлением.

Пуск в работу и ввод в эксплуатацию

Чтобы проверить готовность оборудования к пуску в работу, комиссия теперь контролирует (дополнен п. 207 ФНП):

  • фактическое состояние оборудования;
  • соответствие проектной документации (документации на установку) установленным требованиям;
  • наличие документации изготовителя, ее соответствие техническим регламентам и ФНП;
  • наличие документации о качестве монтажа;
  • наличие документов о приемке оборудования после пусконаладочных работ;
  • наличие документов о соответствии – сертификат/декларация или заключение ЭПБ;
  • наличие положительных результатов технического освидетельствования;
  • наличие документов по результатам пусконаладочных испытаний и комплексного опробования (если установлено проектом и руководством по эксплуатации);
  • наличие, соответствие проекту и исправность арматуры, контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности и технологических защит;
  • правильность установки, размещения, обвязки оборудования – их соответствие требованиям промбезопасности, указаниям проекта и руководства по эксплуатации;
  • исправность питательных устройств котла и их соответствие проекту;
  • соответствие водно-химического режима котла требованиям ФНП.

Комплект документов для регистрации тепловых сетей купить и скачать

После проверки оборудования и организации надзора за ним составляют Акт готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию. Теперь есть образец этого документ – к ФНП добавили Приложение №7.

Если один из членов комиссии не согласен с выводами проверок, он может изложить свое особое мнение в письменном виде (дополнен п. 209 ФНП). В таком документе надо обосновать свои возражения, указать требования, выполнение которых не обеспечено, со ссылкой на:

  • пункты, части, главы нормативных актов, в том числе ФНП и/или технических регламентов;
  • разделы (части) проектной/конструкторской документации и (или) технической документации изготовителя.

Обратите внимание: особое мнение прилагается к Акту готовности оборудования (отметку о нем делают в самом акте) и становится его неотъемлемой частью.

Акт готовности:

1) прилагают к паспорту оборудования;

2) передают руководителю эксплуатирующей организации, чтобы принять решения о вводе (неготовности к вводу) оборудования в эксплуатацию с учетом:

  • содержащихся в Акте выводов;
  • особого мнения и рекомендаций по устранению замечаний (при наличии).

Обратите внимание: если в выводах комиссии (особом мнении) указаны нарушения, их надо устранить до пуска оборудования в работу.

Согласно новой редакции п. 212 ФНП, перед пуском (включением) в работу на каждой единице оборудования нужно разместить табличку или нанести надпись с указанием:

  • номера оборудования (по системе нумерации, принятой эксплуатирующей организацией);
  • разрешенных параметров (давление, температура рабочей среды);
  • даты следующего наружного и внутреннего осмотров (НВО) и гидравлического испытания (ГИ) котлов и сосудов, наружного осмотра (НО) трубопроводов;
  • даты истечения срока службы, установленного изготовителем или заключением ЭПБ.

Приказ о назначении ответственных за производственный контроль купить и скачать

Постановка на учет

Определен срок, в течение которого оборудование под давлением нужно поставить на учет в Ростехнадзоре:

  • не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию для осуществления учета оборудования под давлением (новая редакция п. 214 ФНП).

Изменен перечень оборудования, не подлежащего учету в органах Ростехнадзора (п. 215 ФНП):

Было Стало
215. Не подлежит учету в органах Ростехнадзора следующее оборудование под давлением:
 
 
 
а) сосуды, работающие со средой 1-й группы (согласно ТР ТС 032/2013), при температуре стенки не выше 200 °C, у которых произведение давления (МПа) на вместимость (м3) не превышает 0,05, а также сосуды, работающие со средой 2-й группы (согласно ТР ТС 032/2013), при указанной выше температуре, у которых произведение давления (МПа) на вместимость (м3) не превышает 1,0;
 
 
<…>
е) сосуды, включенные в закрытую систему добычи нефти и газа (от скважины до магистрального трубопровода), к которым относятся сосуды, включенные в технологический процесс подготовки к транспорту и утилизации газа и газового конденсата: сепараторы всех ступеней сепарации, отбойные сепараторы (на линии газа, на факелах), абсорберы и адсорберы, емкости разгазирования конденсата, абсорбента и ингибитора, конденсатосборники, контрольные и замерные сосуды нефти, газа и конденсата;
 
 
 
<…>
м) трубопроводы пара и горячей воды, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и давление 1,6 МПа (за исключением таких трубопроводов с условным проходом более 100 мм, расположенных в пределах зданий тепловых электростанций, котельных и производственных помещений предприятий, а также за исключением трубопроводов тепловых сетей в составе ОПО III класса опасности, имеющих признак опасности, указанный в подпунктах “а” и “б” пункта 2 настоящих ФНП.
215. Не подлежит учету в органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности следующее оборудование под давлением:
 
а) сосуды, работающие со средой 1-й группы (согласно ТР ТС 032/2013) при температуре стенки не более 200 °C, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м3) не превышает 0,05, а также сосуды, работающие со средой 2-й группы (согласно ТР ТС 032/2013) при указанной выше температуре, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м3) не превышает 1,0;
 
<…>
е) сосуды, включенные в закрытую систему добычи нефти и газа (от скважины до магистрального трубопровода), к которым относятся сосуды, включенные в технологический процесс подготовки к транспорту и утилизации газа и газового конденсата: сепараторы всех ступеней сепарации, отбойные сепараторы (на линии газа, на факелах), абсорберы и адсорберы, емкости разгазирования конденсата, абсорбента и ингибитора, конденсатосборники, контрольные и замерные сосуды нефти, газа и конденсата, сосуды, находящиеся на дожимных компрессорных станциях;
 
<…>
м) трубопроводы пара и горячей воды внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и избыточное давление 1,6 МПа.

 
Из списка исключены технологические трубопроводы. На них действие ФНП больше не распространяется (их убрали также из п. 3 ФНП).

Теперь для постановки сосудов на учет нужно дополнительно приложить к заявлению (изменен п. 216 ФНП, приводим только измененные п.п.):

1) копии акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию и приказа о вводе его в эксплуатацию, а также реквизиты документов о соответствии (сертификат/декларация или заключение ЭПБ);

2) в составе кратких сведений об оборудовании – сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или ЭПБ и сроках следующего технического освидетельствования или экспертизы;

3) если готовность оборудования проверяли без участия Ростехнадзора – комплект технической документации на русском языке (можно копии, заверенные эксплуатирующей организацией):

  • паспорт;
  • чертеж (комплект чертежей);
  • руководство (инструкция) по эксплуатации;
  • удостоверение (свидетельство) о качестве монтажа.

Оборудование не может быть поставлено на учет, если:

  • не представлена информация и документы, указанные в п. 216 ФНП;
  • информация и документы переданы не в полном объеме;
  • на основании представленной информации нельзя идентифицировать оборудование и оценить его соответствие установленным требованиям в области промышленной безопасности.

Оборудование под давлением подлежит снятию с учета:

  • при его утилизации (невозможно дальше эксплуатировать);
  • если утрачены признаки опасности (см. Приложение №1 к ФЗ №116 и ФНП).

Для снятия с учета владелец оборудования (эксплуатирующая организация) подает в Ростехнадзор:

  • заявление о снятии с учета;
  • документы, подтверждающие факт утилизации или утраты признаков опасности.

Обратите внимание: при передаче оборудования под давлением другой эксплуатирующей организации (продажа, аренда и т.д.) прежний владелец должен направить в Ростехнадзор:

  • информацию об организации, которой передано оборудование (наименование, адрес, e-mail, номер телефона);
  • копию документа, подтверждающего факт передачи (договор купли-продажи, договор аренды и т.д.).

Источник