Мария магдалина с сосудом

Мария магдалина с сосудом thumbnail
Священный Грааль – символ бессмертия, духовной чистоты, двери в рай, космического начала, вдохновения, обновления и возрождения, способ общения с духовным миром, мистический центр Земли. Поиск Грааля символизирует стремление к самореализации и слиянию с Божественным.

#1. Видение Священного Грааля рыцарям Короля Артура. Миниатюра из Roman de Brut, 1470. via
Полный лист манускрипта с этой миниатюрой:

[Нажмите, чтобы увидеть]

via

О средневековых легендах, в которых хранительницей Грааля предстает Мария Магдалина, рассказывается в статье Татьяны Фадеевой, опубликованной в Независимой газете, 05.04.2006.

Тайна священного Грааля – одна из тех, которые никогда не будут разгаданы. К ней можно лишь прикоснуться. Мы даже не знаем, чем же был Грааль. Его образ, смутно просвечивающий сквозь завесы столетий, представлялся людям различных эпох по-разному: в виде сосуда, чаши, ларца, драгоценного камня.

Сказание о Граале возникло в XII веке, казалось бы, внезапно. Появление его связывают с рыцарскими романами Кретьена де Труа и Робера де Борона о короле Артуре. Продолжением и одновременно «исправлением» их столетие спустя, в начале XIII века, занялся Вольфрам фон Эшенбах под руководством некоего Киота, якобы нашедшего в Толедо первоисточник сказания, написанный по-арабски язычником-звездочетом по имени Флегетан.

Более ранние документальные упоминания о Граале, восходящие к VIII веку, описывают его как усыпанный драгоценными камнями сосуд, сияющий столь ослепительно, что пламя свечей меркнет рядом с ним.

#2. Снятие с креста. 15 век / DESCENDIMIENTO ARAGONES (S.XV)

В более древних европейских легендах повествуется о том, что Грааль – это священная чаша с божественной кровью. Вырезанный из цельного изумруда сосуд, из которого Иисус пил вместе с учениками во время Тайной вечери со словами «сие есть кровь Моя», после ареста Иисуса был вначале передан Пилату, а позже наполнен кровью распятого Иисуса Христа и сохранен Иосифом Аримафейским.

Согласно евангельскому тексту, член синедриона Иосиф Аримафейский снял тело Иисуса с креста и похоронил его в могиле-усыпальнице, приготовленной им для себя неподалеку от Голгофы. Согласно апокрифическому «Никодимову Евангелию», Иосиф служил римскому наместнику, и потому ему не отказали в просьбе снять мертвое тело, а заодно и отдали найденный сосуд.

#3. Джованни ди Паоло (ок.1400-1482) Оплакивание Христа, 1445 / GIOVANNI DI PAOLO DI GRAZIA. Il Lomento. 1445.  settemuse.it. В красном платье с распущенными волосами Мария Магдалина.

Когда Иосиф с помощью евангельского Никодима снял тело Иисуса, из раны, нанесенной копьем центуриона, снова потекла кровь, и ее собрали в этот сосуд.

#4. Братья Лимбурги. Великолепный часослов герцога Беррийского “Les Très Riches Heures du duc de Berry”, 15 век / Les Très Riches Heures du duc de Berry, Folio 157r – The Entombment the Musée Condé, Chantilly. Кликабельно via

После воскресения Христа иудеи обвинили его в тайном похищении тела и бросили в темницу. По преданию, туда пришел воскресший Иисус и вернул Иосифу сосуд с драгоценной кровью, назвав его «потиром причастия». Только после разрушения Иерусалима римлянами Иосифа выпускают из темницы: все эти годы он провел без еды и питья, чудесно питаемый из чаши Грааля.

После освобождения из темницы Иосиф собирает вокруг себя общину, и все вместе они отправляются в дальние края.

По преданию, Иосиф Аримафейский прибыл к южному берегу Франции в 35 году от Р.Х. Затем он пересек Галлию, перебрался через пролив и высадился в Англии, где поселился в Гластонбери и основал монастырь. В нем и сохранялась легенда о принесенном Иосифом чудесном сосуде и созданном для него знаменитом Круглом столе, который стал прообразом Круглого стола короля Артура.

#5. Иосиф Аримафейский приносит Священный Грааль в Британию. Миниатюра 14 века. / The Rochefoucauld Grail, a 14th century manuscript, Bibliotheca Philosophica Hermetica, MS 1 via1 via2
Иосиф из Аримафеи приносит Святой Грааль в Британию, пройдя через воду. Последователи Иосифа идут к Граалю по поверхности воды по плащу Иосифа. В то время как неверующие тонут.

Вместе с тем на южном побережье Франции на протяжении многих столетий бытовала легенда о том, что Грааль привезли в Марсель Мария Магдалина, ее сестра Марфа, брат Лазарь и Дионисий Ареопагит. Местные жители почитали Марию Магдалину как близкого и преданного друга Иисуса, жену-мироносицу, первой увидевшую Христа после воскрешения. Они считали ее основательницей истинного христианства и «матерью Грааля», который, как рассказывается в старинном предании, до своей смерти она прятала в пещере.

#6. Мария Магдалина несет сосуд с мирой. Утро Дня Воскресения Христова.
Жан Коломб (1430/35 – 1493), Великолепный часослов герцога Беррийского. Маргинальная миниатюра, 1485-1486.

#7. Мария Магдалина и Иисус. “Не прикасайся ко мне!”. Жан Коломб (1430/35 – 1493), Великолепный часослов герцога Беррийского. Маргинальная миниатюра, 1485-1486. / “NOLI ME TANGERE”

О том, что сталось с Марией Магдалиной после вознесения Учителя, существуют две версии – греческая и латинская.

Согласно греческим авторам VII века, вместе с апостолом Иоанном и Богоматерью она поселилась в Эфесе, где скончалась и была погребена. В 869 году византийский император Лев Философ повелел перенести тело Марии Магдалины из Эфеса в Константинополь в церковь святого Лазаря. В 1216 году крестоносцы, разграбившие Константинополь, захватили ее останки и привезли Папе Гонорию III, который распорядился поместить их в Латеранском соборе под алтарем в честь святой.

По латинской версии, Мария Магдалина вместе с Лазарем и сестрой Марфой, спасаясь от преследований, добралась морем на юг Франции в Прованс, где путешественники высадились между Марселем и Нимом. Мария поселилась в «гроте уединения» среди скалистых обрывистых утесов неподалеку от селения Сент-Бом – «Святое Благоухание». Он был назван так в честь благовоний, которыми Мария Магдалина помазала тело Иисуса во время Тайной вечери. [тут я не поняла почему “во время Тайной вечери”, видимо, имеется в виду в доме Симона – прим. gorbutovich]

#8. Христос в доме Симона Фарисея. Мария Магдалина вытирает ноги Иисуса своими волосами, после того, как помазала их миром. Giovanni da Milano, 14 век (работал 1346-1369), Италия.

Читайте также:  Швы сосуда по каррелю

Здесь она проповедовала христианство и здесь же скончалась в 63 году. Похоронили Марию Магдалину в аббатстве Сент-Максимин, расположенном в 30 милях от Марселя.

В XIII веке ее гробница была вскрыта, и в ней, по преданию, был обнаружен алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови, которая в Страстную пятницу становилась жидкой. В ту эпоху бытовало мнение, что это и был тот самый, упоминающийся в Евангелии сосуд из-под благовоний, которыми Мария Магдалина помазала ноги Иисуса, прежде чем отереть их своими волосами.

#9. “Не прикасайся ко мне!”. Мартин Шонгауэр (1448-1491), Германия  / MAGDALENA MARTIN SCHONGAUER – NOLI ME TANGERE

Останки были перенесены в город Везеле, а на месте нового захоронения воздвигли огромный собор в ее честь. В 1267 году король Людовик Святой присутствовал при перенесении останков святой из одной раки в другую, более богатую. А позже, во времена Великой французской революции, они были варварски уничтожены.

Предание это на юге Франции носило устойчивый характер. В музее Клюни хранится картина XV столетия, приписываемая королю Рене из Прованса, «Святая Мария Магдалина проповедует Слово Божие в Марселе».

#10. Карло Кривелли (1430/35-1495), Италия. Мария Магдалина.

В XIII веке многие предания о святой Марии Магдалине нашли отражение в знаменитой «Золотой легенде» – житиях святых, собранных генуэзским архиепископом Джакопо де Вораджини. Сначала ее издали на латинском, а позднее – на французском языках.

#11. Ян Госсарт, по прозванию Мабюз, Нидерланды, около 1530

Как и ранние христианские авторы, он отождествляет Марию Магдалину отнюдь не с евангельской блудницей, а с Марией из Вифании, сестрой Лазаря, воскрешенного Иисусом. В «Золотой легенде» говорится, что «Мария Магдалина родилась от благородных родителей, которые происходили из царского рода. Отец ее звался Сирус, мать – Евхария. Вместе с братом Лазарем и сестрой Марфой она владела крепостью Магдала по соседству с Генисаретом в Вифании, близ Иерусалима, и значительной частью этого города. Все это обширное владение было поделено таким образом, что Лазарь имел часть Иерусалима, Марфа – Вифанию, а собственно Магдала принадлежала Марии, и отсюда происходило ее прозвание Магдалина».

«После Вознесения Господня, – пишет Вораджини, – верные ему подверглись жестокому преследованию, и иудеи, желая отделаться от Лазаря, его сестер и многочисленных христиан, посадили их на судно без руля и парусов; но, ведомые ангелом по воле Божией, они причалили в Марселе».

#12. Мастер немецкой школы. Вознесение Марии Магдалины. Обращаю внимание на одежду Святой.

В другом месте указывается, что на судне вместе с сестрами Марией и Марфой и братом Лазарем находился также Иосиф Аримафейский.

Интересно, что это морское путешествие изображено и среди других сцен из жизни любимой ученицы Иисуса в левой части алтаря южнонемецкого города Тифенброн. Так, казалось бы, разные истории Иосифа Аримафейского и Марии Магдалины смыкаются в единую.

В честь святой Марии Магдалины, почитаемой как просветительница Галлии и Франкии, в разных областях южной Франции еще в раннем Средневековье было возведено множество храмов и часовен. Величественная базилика, заложенная в 1096 году в Везеле, в историю вошла также призывом аббата Бернарда Клервосского ко Второму крестовому походу. Именно здесь в 1146 году он призвал короля Людовика VII, королеву Элеонору Аквитанскую, рыцарей и народ двинуться на Восток, чтобы защитить христианские реликвии.

#13. Giovanni Pietro Rizzoli (работал 1495-1549), Италия. Читающая Магдалина.

Особенно широкое распространение культ Марии Магдалины получил в городке Ренн-ле-Шато в провинции Лангедок, где построенный в ее честь большой храм был расписан замечательными фресками о житии святой. В преданиях Лангедока Мария Магдалина упоминается как «владычица вод» и «Мария на море».

#14. Ян Массейс (Jan Massys, Matsys или Metsys; ок. 1509-1575), фламандский художник-маньерист. Мария Магдалина в пещере с сосудом и книгой.

Жизнь Марии Магдалины до сих пор будоражит воображение многих ученых и писателей. Вспомним хотя бы скандальный роман Дэна Брауна «Код да Винчи». Его интрига построена на том, что Иисус был женат на Марии Магдалине и их потомки продолжили его родословную в Западной Европе.

#15. Мария Магдалина. Византийская икона.

Можно также сказать, что в ее загадочном образе запечатлена идея поиска вечной женственности, недаром, согласно некоторым легендам, она также являлась земным воплощением Софии Премудрости Божией.

Татьяна Михайловна Фадеева – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН.

#16. Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898) Галахад достигает Святого Грааля / Edward Burne-Jones. Achievment Galahad the Sang Graal. via

Источник изображений, если иное не оговорено особо: Medieval Imago DiesIdade Media E Cotidiano

См. также:
Чаша Грааля. Часть 1. Фильм. Фотографии. Описания.
Часослов герцога Беррийского

Источник

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

О женщине, помазавшей Иисуса драгоценным миром, евангелисты рассказывают по-разному, но суть от этого не меняется.

По свидетельству Иоанна, за шесть дней до Пасхи Господь пришел в Вифанию (селение в трех километрах от Иерусалима) и разделил трапезу с хозяевами дома. Судя по всему, это был дом Лазаря, за несколько дней до того воскрешенного Иисусом. Одна из сестер Лазаря, Марфа, ухаживала за гостями, а другая, Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира (Ин 12:3). Миро — очень дорогое благовоние — использовали в особо торжественных случаях. Им помазывали царей и священников. Поэтому можно понять реакцию апостола Иуды, которого возмутил поступок женщины: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин 12:5). Но Христос вступается за нее, объясняя: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин 12:8). Не может быть чрезмерной щедрость, которую человек проявляет по отношению к Богу.

Читайте также:  Очистка сосудов от холестерина народными средствами

Из рассказов Матфея и Марка выходит, что всë это произошло за два дня до Пасхи, и не у Лазаря, а у Симона прокаженного. Женщина (имени ее евангелисты не называют) возлила миро на голову Спасителя, после чего Христос объяснил недовольным ученикам: так она приготовила Его к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала, — добавил Господь (Мф 26:13).

Женщина с сосудом мира: благодарение Богу

Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век

А вот Лука относит это событие к более раннему времени. Симон, уточняет он, был фарисей, а женщина, омывшая ноги Спасителя слезами и возлившая на них миро, — известная грешница. Хозяин дома был смущен ее появлением и еще больше — ее поступком: был бы Иисус пророком, подумал Симон, знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему. Эти мысли не укрылись от Господа, и Он рассказал Симону притчу: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?» — «Думаю, тот, которому более простил». — «Правильно ты рассудил, — ответил Иисус. — А теперь взгляни-ка на эту женщину. Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты при встрече целования Мне не дал, а она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (ср.: Лк 7:39–47).

В рассказах евангелистов действительно много неувязок. Если женщина была грешница, то вряд ли это была сестра Лазаря: судя по рассказам апостола Иоанна, Мария была девушкой благочестивой (кстати, в католической традиции этой грешницей долго считалась Мария Магдалина). Если Симон был болен проказой, вряд ли Иисус мог упрекнуть его за то, что тот не прикасается к Нему. И потом, в одном случае женщина помазывает миром голову Спасителя, в другом — ноги…

Некоторые комментаторы даже пришли к выводу, что евангелисты рассказывают не об одном событии, а о разных, просто похожих.

И тем не менее, факт остается фактом: за считанные дни до крестных страданий Иисуса Христа некая женщина пришла в дом, где Он был гостем, и помазала Его драгоценным благовонным миром. Чтó она хотела сказать этим поступком?

Знать этого наверняка мы, конечно, не можем. Но можем предположить, что таким образом женщина — кто бы она ни была — поблагодарила Христа за что-то очень для нее важное.

Мария, сестра Лазаря, была безмерно благодарна Ему за воскрешение брата. Мария Магдалина — за свое собственное исцеление (в Евангелии от Марка говорится, что Иисус изгнал из нее семь бесов). Любая грешница могла благодарить Господа за милость и сострадание, которые Он неизменно проявлял к таким, как она. Вспомним хотя бы эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии, и слова Христа: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:3–11). Или как в другой раз Он сказал: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк 2:17).

Каждому было за что поблагодарить Спасителя, и удивительно скорее то, что в Евангелии описано так мало случаев, когда люди изъявляли Ему свою благодарность. А уж то, как люди обошлись с Ним в конце концов, было, конечно, верхом неблагодарности.

Как же радостно, что накануне самых страшных дней нашлась женщина (или, может быть, даже несколько), которая пришла просто для того, чтобы Его поблагодарить.

Едва ли она догадывалась, что этот жест благодарности — больше, чем просто жест. Едва ли ей было ведомо, что всего через несколько дней Учителя распнут и будут хоронить — спешно, пока не зашло солнце и не наступила суббота, день покоя, и Его тело не успеют по обряду помазать благовониями. И возливая миро на Спасителя, эта женщина, сама того не зная, заранее совершила погребальное помазание и исповедала Его Христом, ведь греческое слово Χριστός и значит «Помазанник».

Все это, конечно, было очень важно и значимо. Но самое важное все-таки само решение этой женщины, которую мы даже точно не знаем по имени, выразить Спасителю мира простую человеческую благодарность. От себя и от всех других, кто тоже мог бы это сделать, но остался в стороне.

| Читайте также:

Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи

На заставке использована картина “Трапеза у Симона-фарисея” Филиппа де Шампейна, XVII век.

Источник

Мария Магдалина является, пожалуйста, одним из самых неоднозначных библейских персонажей. До сих пор между библеистами и историками не утихают ожесточённые споры о том, какие эпизоды из её жизни, описанные в священных текстах, являются вымыслом, а какие – правдой. Но мы всё же попробуем пролить свет (а где-то, наоборот, задаться дополнительными вопросами) о жизни этой библейской героини.

Место происхождения Марии Магдалины

Как известно, прозвище Марии берёт своё начало по названию населенного пункта, в котором она родилась и жила. Принято считать, что местом её рождения является древний галилейский город Магдала. Сейчас на месте этого города находится еврейское поселение Мигдаль и арабская деревня аль-Мадждаль.

Читайте также:  Воспаленные сосуды которые видны на коже

Однако существует и другая теория, согласно которой Мария родилась в городе Магдала – крепости на юге… Эфиопии. Нынче эту местность именуют не иначе, как Амра Мариам.

Исследователь культа Марии Магдалины Маргарет Старбёрд в своей книге “Женщина с алебастровым кувшинчиком” выдвинула ещё одну любопытную теорию происхождения имени библейской героини: “На еврейском языке эпитет “Магдала” в буквальном переводе означает “башня” или “нечто возвышенное, великое, великолепное”. Наше толкование слова “Магдала”, разумеется, “башня” – “Принцесса Магдалина”, приветствовавшая Карла I в Эдинбурге, имела головной убор в виде зубчатой башни – хотя это слово может быть истолковано и как “возвышающаяся” или “великая”. И во многих других языках прилагательное или имя “Магда”, строго переводимая как девственница” несёт в себе смысл “великолепная [женщина], “Магна” есть просто “великая”, как в латинском выражении “Магна Mater” титул богини “Великой Матери”.

Была ли Мария Магдалина проституткой?

важно отметить, что в Католической традиции Марию Магдалину отождествляют с кающейся блудницей. Но была ли она в действительности проституткой? Вот что по этому поводу пишет историк Линн Пикнетт:

Знаменательно, что Лука сразу после описания эпизода с помазанием Иисуса неназванной грешницей, рассказывает о путешествии Иисуса и двенадцати учеников с женщинами (8:1-2), среди которых была Мария (названная Магдалиной), веоятно, после многотрудной цензуры, он никак не мог изгнать её из головы. Однако в Евангелии от Иоанна ноги Иисуса помазала Мария из Вифании, а то, что она грешница, опущено. Очень интересно, какими словами оперирует Лука, говоря о нравственном её статусе: она harmat los, что означает и человека, преступившего еврейский закон, и это не обязательно проституция. Это термин, связанный со стрельянием из лука и не попавший в цель”. Им может быть обозначен любой, кто по каким-то причинам не исполнил религиозные предписания – или не платил налоги, возможно потому, что она не была еврейкой.”

Но с чего вдруг тогда Ватикан вдруг решил, что Мария Магдалина – непременно была проституткой? А так захотелось! В 591 году Папа Григорий I в Проповеди 33 объявил следующее: “Она, та, кого Лука назвал грешницей, кого Иоанн назвал Марией, есть, мы верим, Мария, из которой были изгнаны семь бесов, как говорит Марк. И что же означают эти семь бесов, как не все грехи?… Ясно, братья, что эта женщина использовала мази, чтобы надушить своё тело для запретных актов”.

И только в 1969 году Католическая церковь признала факт искажения библейских текстов. Вот что писал об этом Давид Тресемер и Лаура-Ли Кэннон писали в своём предисловии к переводу Жан-Ива Лелупа гностического Евангелия от Марии 1997 года:

“Только в 1969 году Католическая церковь официально сняла клеймо проститутки с Марии Магдалины, которое поставил Папа Григорий, тем самым признав ошибку – хотя образ Марии Магдалины как исправившейся проститутки по-прежнему фигурирует во всех христианских проповедях. Подобно набранному крошечным шрифтом в конце газеты извинению, это решение Церкви осталось незамеченным, тогда как первоначальная трактовка по-прежнему влияет на умы”.

Таинственные обряды Марии Магдалины

Продолжая тему отождествлений Марии Магдалины, Католическая церковь её также отождествляет с Марией из Вифании, сестрой Лазаря (к слову, такой догмат не признаётся Православной Церковью). И мы возвращаемся к обряду, уже описанному выше в цитате из Евангелия от Лука – по мнению Ватикана, обряд помазания миром ног Иисуса совершила именно Мария Магдалина.

А, собственно, что это был за обряд? В Евангелии от Иоанна мы можем встретить следующее его описание: “За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.”

Вернёмся к мнению Линн Пикнетт:

“Есть и другое толкование помазания, которое даёт ответ на многие вопросы об этом странном эпизоде и реальном характере Марии из Вифании (возможно, и Марии Магдалины?). Это толкование весьма неприятно для тех, кто воспитан в христианских традициях. Согласно этому толкованию помазание не было случайным экспромтом раскаявшейся грешницы, который стал неожиданностью для Иисуса, как и для всех других, но было заранее подготовленным священным ритуалом, цель которого двенадцати ученикам не была известна.

Намёк на это закрался в Евангелие от Марка, где некоторые ученики “вознегодовали” за трату денег на та-дорогое масло – “к чему сия трата мира? Ибо можно ныло продать его более, чем за триста динариев, и раздать нищим”.

Каков же был ответ Иисуса на претензии апостолов? Его мы можем найти в Евангелии от Марка: “Оставьте её, что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собой, и, когда захотите, можете им благотворить; А Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать Тело Моё к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её, и о том, что она сделала” (14:4).

Следовательно можно сделать вывод о том, что обряд помазания миром не был известен ученикам Иисуса, то бишь – иудеям I века н.э. Что косвенно подтверждают теорию о том, что Мария Магдалина вполне могла быть не еврейкой, а Иисус Христос познал практики, отличные от традиционного иудаизма начала нашей эры.

Как видно, даже спустя 2 000 лет период раннего христианства (и речь не только о Марии Магдалине) по-прежнему содержит в себе больше вопросов, нежели ответов. И, по всей видимости, сии ответы человечество уже не найдёт…

Источник