Материал из которого делали сосуд

Материал из которого делали сосуд thumbnail

Прочитав крайне интересную публикацию об истории стекла, тут же захотелось углубиться в такую специфическую тему, как история и производство предметов из стекла. Но не всех сразу, а тех, которые близки именно мне, и о которых я знаю что-то из личного общения с ними. Продолжу с момента, когда стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство и стало предметом повседневного быта. Случилось это в конце XIX века. Догадайтесь, о каких стеклянных предметах может написать Бутылочный Маньяк? 🙂

Ода Бутылке

1. О сосудах вообще.

Энциклопедия определяет бутылку как «сосуд для жидкостей с узким горлышком». По данным историков и археологов, первые бутылки начали производить в странах Ближнего Востока и Северной Африки в VI веке. Они имели «ушки» под ремешки для удобства при переноске. До этого жидкости хранили и перевозили в глиняной посуде (амфорах), медных кувшинах, деревянной посуде и бурдюках, что было не очень удобно и практично. Поэтому как только человек научился лить стекло, едва ли не первыми предметами стекольного производства стали БУТЫЛКИ.

Первые опыты при производстве бутылок были разнообразными — сосуды получались кривыми, мутными, непонятного цвета и формы (надо сказать, и сейчас они такими получаются у не слишком опытных мастеров-стеклодувов, века мелькают — ничего не меняется), но уже легкими и удобными, что как раз и нужно было для производства и хранения напитков (удобными — возможно, а вот легкими — спорное утверждение, особенно, когда из мастерской приходит небольшая бутылочка весом 4 кг…. ээ.. ну да ладно).

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 1

Когда в Венеции развилось стекольное ремесло и слава венецианских изделий ушла далеко за границы Апеннинского полуострова, местные умельцы бутылки отливали в металлических формах и они стали художественными изделиями: причудливого облика, высокие и изящные, плоские или почти шарообразные, украшенные выпуклыми рельефными рисунками с изображением не только цветов и плодов, но и жанровых сценок из мифологии. В таких бутылках на стол в богатых домах подавали напитки и приправы (благословенные времена были, эх!). Другие служили для хранения прочих жидких продуктов, но и они были в то время весьма дорогими.

В XVII — XVIII веках в стеклянных сосудах стали хранить медикаменты и парфюмерные изделия. А бутылка без пробки — это уже не бутылка, а просто сосуд для жидкости. Тогда же появились притертые пробки из стекла же или коры пробкового дуба, обеспечивающие герметичную укупорку; до этого использовались пробки из различных материалов (даже пучок лыка), а сверху, как правило, заливались воском, на котором владелец или изготовитель продукции ставил свою печать. Сургуч для этих целей стали применять значительно позже.

Заводское производство стекла в России началось в 1635 году. Примерно в то же время освоили и выпуск бутылок. Первая отечественная бутылка была выпущена на стекольном заводе, построенном в районе нынешней подмосковной станции Истра, и предназначалась только для аптекарских целей.

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 2

Чуть позже, при Петре I, появилась мера «бутылка».

Русская бутылка = 1/20 ведра = 1/2 штофа = 5 чарок = 0,6 литра (поллитровка появилась позже — в двадцатые годы XX века). Поскольку в ведре вмещалось 20 бутылок (2 0 x 0,6 = 12 л), а в торговле счет шел на ведра, то ящик до сих пор вмещает 20 бутылок.

Или так:

После создания метрической системы в 1792 году винная бутылка стала служить мерой. Тем более что ее производство строго контролировалось. Емкость в 0.75 литра была утверждена в 1866 году. Это было выбрано не случайным образом: ящик из 6 бутылок (4.5 литра) был эквивалентен галлону согласно британской имперской системе. И практическая сторона: бутылку в 0.75 литра можно разлить на 6 фужеров (или 6 винных бокалов).

В конце XIX века, американский инженер Майкл Оуэнс изобрел автоматическую машину для производства бутылки. К 1920 году в Соединенных Штатах уже работало примерно 200 машин Оуэнса. Вскоре подобные машины получили широкое распространение во всем мире. C тех пор бутылки — один из наиболее массовых видов продукции стекольного производства. Они такие разные! По назначению, форме, цвету, вместимости — одно неизменно — они стеклянные (пластиковую тару я тут в расчет не беру — это тоже емкости, конечно, но мы говорим о настоящих бутылках).

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 3

В СССР количество видов бутылок, выпускаемых для пищевых жидкостей, было довольно ограничено, в соответствии с действующим стандартом, всего несколько десятков: для тихих вин, шампанского, коньяков, водки, ликеров, соков, пива, безалкогольных напитков, растительного масла и молочных продуктов, в отличие от парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности, где самой разнообразной стеклянной тары великое множество. Но мой экскурс в историю посвящен опять же не всем подряд сосудам, а только самым совершенным — бутылкам для вин и прочих алкогольных продуктов.

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 4

В Мадриде существует единственный в мире музей, где экспонируется более 10 тыс. экземпляров стеклянных сосудов со всего света (хочу жить в этом музее).

2. Биография бутылки.

Когда-то вино пили вместо воды (разводили, конечно, до цвета аметиста). До начала XVII столетия вино считалось единственным и неповторимым целебным, укрепляющим силы, долго хранящимся напитком. В городах сырую воду пить было опасно. Эль без содержания хмеля портился очень быстро. Кроме того, в те времена не существовало напитков, содержащих кофеин. Для хранения вина кроме глиняной и деревянной посуды еще использовали большие кожаные мешки из цельной шкуры коз или овец специальной выделки. Они вмещали до 60 литров напитка из забродившего винограда. Для больших бурдюков вместимостью 300 литров использовались шкуры быков и буйволов. Сшитую шкуру выворачивали мехом внутрь — шерсть с подшерстком служила дополнительным фильтром для вина. Снаружи кожу натирали солью, а изнутри пропитывали дегтем. Вкус вина в таком сосуде приобретал «дымный» оттенок. В XVII в. все изменилось: из Центральной Америки по миру отправился шоколад, из Аравии — кофе и, наконец, чай — из Китая.

Читайте также:  Маски для лица с выраженными сосудами

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 5

В это же время в Дании развивалось искусство дистиллировать воду, на западе Франции изобретались перегонные аппараты для дешевого белого вина, добавки хмеля превратили эль в гораздо более «выносливое» пиво; в крупнейших городах побежала по трубам чистая вода, которой раньше так недоставало их жителям.
Над винной индустрией нависла угроза исчезновения — необходимы были новые замыслы и свежие проекты.

Поэтому не случайно создание самых прославленных марок вина, которые сегодня считаются классическими, относится ко второй половине XVII века. Их успеху способствовало изобретение стеклянных бутылок.

Бутылка, больше похожая на современную, была впервые произведена в 1630 году англичанином Кенелмом Дигби. Впрочем, это был скорее декантер, чем бутыль. Декантером называется специальный графин, в который любители все делать правильно наливают вино, прежде чем разлить его по бокалам. Произведение мистера Дигби, сделанное из тонкого и хрупкого стекла, и предназначалось для того, чтобы донести вино от бочки, стоящей в погребе, до стола.
Начали появляться бутыли круглой формы из толстого стекла темно-коричневого и зеленого цвета. Ведь, как известно, вино не любит свет, и должно храниться в максимальной темноте.

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 6

Примечательно, что в вопросе изготовления бутылок Россия практически не отстала от Запада. Производство стеклянных бутылок началось в нашей стране всего через 5 лет после изобретения мистера Дигби. Это при том, что примерно в это же время в России вообще узнали, что такое стекло и как его делать. С тех пор и повелось — жидкости (кроме нефти) — лучше в стекле.

3. Мое признание в любви Бутылке.

Посмотрите на бутылку раз в жизни не как на оболочку напитка, а как на самостоятельное произведение искусства! Её форма совершенна, как фигура женщины, она стройна и грациозна; она живая… Её так приятно держать в руках, она податлива и отзывчива (Фрейда оставим в покое), она на все готова, и совершенно несправедливо относиться к ней, как к обычному ничего не значащему предмету, или даже как к хламу, который не жалко выбросить.

Несколько фотографий старых гутных бутылок из моей домашней коллекции:

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 7

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 8

Ода бутылке история и производство стеклянных сосудов, фото № 9

4-й сон Бутылочного Маньяка: пройдет какая-то сотня-другая лет, и бутылка станет очень редким антикварным предметом, дорогим подарком, стоящим только на столе истинных ценителей прекрасного. Теперь вина разливают в коробки и пластиковые пакеты, все реже увидишь на столе изящную бутылку или основательный штоф, даже посуда сменяется бумажными тарелками и пластиковыми стаканами — это же так удобно — раз! и выбросил… а где же фарфор и фаянс, столовое серебро, хрустальные бокалы? Нет их, что разбилось, что осело в коллекциях, что затерялось при переездах — жизнь стремительна и нам некогда задумываться о красоте…

Хрупкое стекло ждет та же участь, оно тяжелее картона, его не так удобно складировать, его сложнее перерабатывать, могу назвать еще кучу причин, почему бутылки скоро вытеснятся более совершенными материалами. А про стеклянные бутылки люди забудут, и только изредка, по большим праздникам в домах состоятельных людей будет появляться на столе такая редкость — стеклянная бутылка с вином, виски, коньяком… (проснулась — хороший был сон, часто снится)

Еще говорят, именно в красивых бутылках охотнее всего поселяются джинны, готовые исполнить любое желание владельца бутылки, так что будьте внимательны… Я искренне верю в то, что пишу. И не только я, у Рэя Бредбери есть чудесный рассказик «Синяя бутылка» — он короткий и очень философский, прочитайте на досуге, не пожалеете.

Очень уж я люблю этот предмет, его форму, его душу; надеюсь мне удалось передать словами то, что я чувствую, когда беру в руки БУТЫЛКУ.

Факты и некоторые фотографии найдены на просторах интренета, часть фотографий и мыслей — мои собственные. Статья не образовательная, в интернете полно информации о бутылках с самыми противоречивыми сведениями, если хочется — копайте, читайте, делитесь..

Автор статьи о стекле (ссылка в начале) обещал написать еще о лэмпворке, а я, если интересно, могу написать о гутной технике и выдувании крупных форматов — бутылок, конечно.

Спасибо за внимание, ваш Бутылочный Маньяк, Ольга Родионова

Источник

Слово «посуда» появилось не сразу. То из чего можно было есть раньше называли «судно». А то из чего можно было пить, называли «сосуд». В России первый раз слово «посуда» встречается в XVII веке. Материалом для изготовления утвари служило дерево, глина, металл, стекло.
Посуда служила русскому народу не только как емкость для хранения и приготовления пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры русского народа. 

Первые индивидуальные тарелки стали появляться в конце XIV. Ели из них далеко не все, а лишь самые знатные и богатые люди. Поэтому, если перед гостями ставили угощение на тарелке, это считалось знаком особого уважения.

Люди не столь богатые ели из общих блюд. По посуде можно было судить о статусе хозяина дома, его богатстве и сословии.
императорский фарфор эрмитаж.jpg

Читайте также:  Отеки после удаления сосудов

Помимо индивидуальной посуды в доме особо богатых людей в XVIII веке появляются сначала столовые, а потом и чайные фарфоровые сервизы. Российские дворяне с удовольствием пользовались фарфором из Германии, Англии и Франции. А позже в России появился и собственный, Отечественный фарфор. Стоили такие сервизы больших денег.

Была и не такая дорогая посуда, например: 

Горшок – (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных керамических сосудов с широким горлом, в основном кухонных. Они предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или волнистыми полосками.

Ендова (также яндова) — низкая и широкая медная или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам. 

Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости от больших (вмещали в себя несколько ведер жидкости) до маленьких.

Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев. 
ендова1111.jpg

Корчага — глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения — кипячения белья со щелоком. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. 
корчага.png

Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л).

Крынка — глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. 
крынка.jpg

Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока. 

Гусятница — керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. 
Гусятница.jpg

Латка — древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится в собственном соку. 

Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

латка 111.jpg

Миски — небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками ложками употреблялись только в постные дни. 
миска11111.jpg

С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. 

Термин «миска» известен с глубокой древности. В XII в.  в большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари — блюдо, тарелку, чашу. 

А эту посуду мы используем и сейчас! Некоторые предметы за более чем два века практически не изменились. Убедитесь сами:

1.jpg

Сервиз столовый из фарфора, 37 предметов, Идиллия Мадонна 4С0414 Добрушский фарфоровый завод

2.jpg

3.jpg 
Набор для сока, 3 предмета (кувшин 2000 мл, кружка, 350 мл – 2 шт), “Красная глина”
5.jpg
Гусятница алюминиевая Биол ГО800 с крышкой, 8 л

 

Источник

Материалы, применяемые для изготовления сосудов, должны обеспечивать их надежную работу в течение расчетного срока службы с учетом заданных условий эксплуатации (расчетное давление, минимальная отрицательная и максимальная расчетная температура), состава и характера среды (коррозионная активность, взрывоопасность, токсичность и др.) и влияния температуры окружающего воздуха.

Читайте также:  Артериями называются сосуды по которым кровь

При выборе материалов для сосудов, предназначенных для установки на открытой площадке или в неотапливаемых помещениях, должна учитываться абсолютная минимальная температура наружного воздуха для данного района по СНиП 2.01.01 в случае, если температура стенки находящегося под давлением сосуда может стать отрицательной от воздействия окружающего воздуха.

Качество и свойства материалов и полуфабрикатов должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и технических условий и подтверждаться сертификатами поставщиков. При отсутствии или неполноте сертификата или аркировки изготовитель сосуда (ремонтная, монтажная организация) должен провести все необходимые испытания с оформлением их результатов протоколом, дополняющим или заменяющим сертификат поставщика материала. В сертификате должен быть указан режим термообработки полуфабриката на предприятии – изготовителе.

Методы и объемы контроля основных материалов должны определяться на основании стандартов и технических условий, согласованных с Госгортехнадзором России.

Присадочные материалы, применяемые при изготовлении сосудов и их элементов, должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов или технических условий. Использование присадочных материалов конкретных марок, а также флюсов и защитных газов должно производиться в соответствии с техническими условиями на изготовление данного сосуда и инструкцией по сварке.

Применение новых присадочных материалов, флюсов и защитных газов разрешается руководством предприятия после подтверждения их технологичности при сварке сосуда, проверке всего комплекса требуемых свойств сварных соединений (включая свойства металла шва) и положительного заключения специализированной научно-исследовательской организации по сварке.

Применение электросварных труб с продольным или спиральным швом допускается по стандартам или техническим условиям, согласованным со специализированной научно – исследовательской организацией, при условии контроля шва по всей длине радиографией, ультразвуковой или другой равноценной им дефектоскопией. Каждая бесшовная или сварная труба должна проходить гидравлическое испытание. Величина пробного давления при гидроиспытании должна быть указана в нормативной документации на трубы. Допускается не производить гидравлическое испытание бесшовных труб, если они подвергаются по всей поверхности контролю физическими методами (радиографией, ультразвуковым или им равноценным).

Плакированные и наплавленные листы и поковки с наплавкой должны подвергаться ультразвуковому контролю или контролю другими методами, обеспечивающими выявление отслоений плакирующего (наплавленного) слоя от основного слоя металла, а также несплошностей и расслоений металла поковок. При этом объем оценки качества устанавливается стандартами или техническими условиями на плакированные или наплавленные листы и поковки, согласованными со специализированной научно – исследовательской организацией. Биметаллические листы толщиной более 25 мм, предназначенные для изготовления сосудов, работающих под давлением свыше 4 МПа (40 кгс/кв. см), должны подвергаться полному контролю ультразвуковой дефектоскопией или другими равноценными методами. Методы и нормы контроля сцепления плакирующего слоя должны соответствовать 1-му классу по ГОСТ 10885. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.09.1997 N 25)

Углеродистая и низколегированная листовая сталь толщиной более 60 мм, предназначенная для изготовления сосудов, работающих под давлением свыше 10 МПа (100 кгс/кв. см), должна подвергаться полистному контролю ультразвуковым или другим равноценным методом дефектоскопии. Методы и нормы контроля должны соответствовать 1-му классу по ГОСТ 22727.

Поковки из углеродистых, низколегированных и легированных сталей, предназначенные для работы под давлением свыше 6,3 МПа (63 кгс/кв. см) и имеющие один из габаритных размеров более 200 мм и толщину более 50 мм, должны подвергаться поштучному контролю ультразвуковым или другим равноценным методом. Дефектоскопии должно подвергаться не менее 50% объема контролируемой поковки. Методика и нормы контроля должны соответствовать нормативной документации.

Гайки и шпильки (болты) должны изготовляться из сталей разных марок, а при изготовлении из сталей одной марки – с разной твердостью. При этом твердость гайки должна быть ниже твердости шпильки (болта). Длина шпилек (болтов) должна обеспечивать превышение резьбовой части над гайкой на величину, указанную в нормативной документации.

Материал шпилек (болтов) должен выбираться с коэффициентом линейного расширения, близким по значениям коэффициенту линейного расширения материала фланца. Разница в значениях коэффициента линейного расширения не должна превышать 10%. Применение сталей с различными коэффициентами линейного расширения (более 10%) допускается в случаях, обоснованных расчетом на прочность.

Допускается применять гайки из сталей перлитного класса на шпильках (болтах), изготовленных из аустенитной стали, если это предусмотрено нормативной документацией.

В случае изготовления крепежных деталей холодным деформированием они должны подвергаться термической обработке. Отливки стальные должны применяться в термообработанном состоянии. Проверка механических свойств отливок проводится после термообработки.

Неметаллические материалы, применяемые для изготовления сосудов, должны быть совместимы с рабочей средой в части коррозионной стойкости и нерастворимости (изменении свойств) в рабочем диапазоне температур. Среда, для которой предназначен сосуд, должна быть указана в паспорте на сосуд. Применение неметаллических материалов допускается с разрешения Госгортехнадзора России на основании заключения специализированной научно – исследовательской организации.

Для металлопластиковых сосудов материал герметизирующего слоя (лейнера) выбирается таким образом, чтобы при испытании сосуда пробным давлением в материале отсутствовали пластические деформации. Методики расчета напряженно-деформированного состояния сосуда и экспериментального определения остаточных деформаций согласовываются со специализированной научно – исследовательской организацией.

Материалы наполнителя и связующего, применяемые для изготовления сосуда, должны иметь гарантированные сроки использования, которые указываются в сертификате на эти материалы.

Чугунные отливки из высокопрочного чугуна следует применять термически обработанными.

Необходимость термической обработки резьбы, изготовленной методом накатки, регламентируется нормативной документацией.

Источник