Меч и сосуд обухов

Меч и сосуд обухов thumbnail

Меч и сосуд обухов

Сосуд – центральный символ женского

Нередко в практике психологической работы с женщинами появляется необходимость обратиться к теме женской идентичности, к тому, как женщина относится к себе, к своему женскому началу. И эта тема побуждает обратиться к большому количеству переживаний и информации, ведь тут нужно учесть и то, как у человека формировалось представление о себе и своём поле, с учётом тех отношений, в которые женщина была включена, а также влияние культуры, которая тоже задаёт определённые взгляды на женственность и отношение к ней. Также, говоря о женственности, мы сталкиваемся с темой отношений с мужчинами, отношением к материнству отношением к себе, своему телу и так далее. Это колоссальный объём информации, сталкиваясь с которым женщина формирует своё уникальное представление о себе как о человеке, как женщине. И, конечно, часть этой информации осознанно воспринимается, но часть является бессознательной. И для работы с таким большим объёмом данных удобно обратиться к символизации. Символ – «это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу» [1]. Получается, что через символ можно выражать некие внутренние содержания, что особенно важно для отражения абстрактных понятий.

Один из учеников Карла Густава Юнга, Эрих Нойманн, провёл большое исследование структур, граней и символов Великого Женского на основе большого количества мифологического и психологического материала. В своей книге «Великая мать» он отмечает, что центральным символом сущности женского является сосуд. Этот архетипический символ женского обнаруживается с самого начала и до самых поздних стадий развития человечества [2].

Поэтому и в практике психотерапии работа с этим символом применяется уже давно. Впервые мотив «сосуд» предложил французский психотерапевт Робер Дезуаль (Robert Desoille) в 30-е годы ХХ века. Он предлагал женщинам в своём воображении представить сосуд и посмотреть за развитием этой фантазии [3]. Несколько позже, в конце 40х – начале 50х годов ХХ века, немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер создал психотерапию по методу символдрамы (Кататимно-имагинативная психотерапия). Независимо от Робера Дезуаля, в рамках своих исследований, Ханскарл Лёйнер пришёл к работе с мотивом «сосуд» [3]. Работа с образом сосуда может дать много материала для анализа, но важным достоинством такой работы является то, что это не просто пассивное воображение, а активное – в процессе представления образа может что-то происходить, можно совершать различные действия, может происходить трансформация, выстраиваются определённые отношения. Всё это открывает большие возможности для психотерапевтического применения.

Разбитый сосуд

Получается, что представляя в своём воображении сосуд, женщина в символической форме рассказывает о себе как о женщине. Проведя соответствующую аналитическую работу, она может много нового узнать о себе. И иногда так бывает, что представленный сосуд оказывается разбитым или с какими-нибудь сколами, трещинами и т.п. И это может быть символичным. Нередко разбитый или треснувший сосуд может указывать на перенесённую в прошлом психологическую травму или на наличие соматического расстройства. В реальности сосуд может оказаться разбитым вследствие какого-то внешнего воздействия, например, его могли специально или «случайно» уронить и разбить, или сосуд мог пострадать вследствие неправильного хранения или от воздействий агрессивной среды. Хронология получается следующей: сначала сосуд был произведён целым, но потом что-то происходило, какое-то насилие, и сейчас сосуд находится в повреждённом состоянии. Нарушилась или утратилась его основная функция – способность содержать в себе. И в психологическом плане разбитый сосуд может указывать на некое совершённое насилие по отношению к человеку, на психическую травму.

И в этой ситуации появляется важный вопрос – что делать? Если оставить всё как есть, то в психологическом смысле это могло бы означать оставить случившуюся травму непроработанной, застрять на этих травматических переживаниях и не делать ничего. Это благодатная почва для таких тяжёлых переживаний как грусть, горе, безысходность, отчаяние, вина, ненависть. Когда в жизни бьётся посуда, мы говорим «на счастье», но когда мы понимаем, что образ разбитого сосуда – это отражение внутреннего состояния, то говорить о счастье не приходится.

Поэтому в такой ситуации символдраматист предложит развить тему сосуда и поработать с мотивом «старинная мастерская по изготовлению сосудов». В рамках этой работы у пациентки будет возможность творчески переработать свой опыт, свои ценности, взгляды и преобразовать свою женскую идентичность, что символически будет выражено в появлении нового сосуда, который будет выражать личностный рост в ходе терапии.

Ваби-саби и кинцуги

Однако можно ли что-то сделать с имеющимся разбитым сосудом? Или стоит от него отказаться и просто заменить новым? Это важный вопрос, потому что современное общество потребления учит нас избавляться от старых вещей и взамен старого приобретать новое. Получается, что какая-то вещь может быть ценной до тех пор, пока она работает, пока она целая, пока сохранён товарный вид. Как только эта ценность пропадает, от вещи избавляются. На уровне психологических переживаний это может выражаться в страхе перед старением, перед телесным несовершенством и попыткой связать свою идентичность и самооценку с внешними атрибутами, что приводит к постоянной гонке, например, за обладанием последней версией мобильного телефона, за обладанием совершенным телом и т.д. и т.п. И появляется большой страх утратить эти внешние атрибуты.

Что этому можно противопоставить? В японском эстетическом мировоззрении важное место занимает концепция ваби-саби, которая связана с особой красотой вещей, которыми уже пользовались. То есть речь идёт о вещах со своей уникальной историей. Это может быть старинный дом, который мы однозначно выделяем на фоне современных строений. Или это может быть старое дерево в парке, глядя на которое мы можем вообразить его историю. Или это может быть любимая вещь из гардероба, которая особо притягательна тем, что связана для нас с разными приятными переживаниями и, несмотря на свою потрёпанность, её приятно носить. Эти примеры можно продолжать до бесконечности, важно, что в них отражается главная идея – со временем какие-то вещи могут приобретать для нас большую ценность.

Читайте также:  Ломкие сосуды причины и симптомы

Любопытное развитие эта концепция получила в японском искусстве реставрации керамических изделий, которое называется кинцуги. Философская основа кинцуги заключается в идее, что различные сколы, поломки и трещины неотделимы от истории объекта, и их не стоит скрывать, наоборот, их стоит подчеркнуть. В результате имеющиеся изъяны включаются в новый художественный образ. Для реставрации в этой технике используется специальный лак уруси, который смешивается с золотым, серебряным или платиновым порошком. Выбор дорогого материала подчёркивает особую ценность и значимость реставрируемого предмета. Таким образом, при восстановлении в технике кинцуги, имеющиеся повреждения подчёркиваются и выделяются, что философски напоминает о превратностях судьбы, неотвратимо присутствующих, как в прошлом, так и в будущем [4] [5]. Не все травмы мы можем предотвратить, но в наших силах что-то с этим сделать, добавить к этому элемент эстетики и искусства. «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня» (Жан-Поль Сартр).

И, если снова вернуться к образу с разбитым сосудом, то можно сказать, что одним из вариантов продолжения работы с этим образом может стать его восстановление в технике кинцуги. Поскольку речь идёт о воображаемом сосуде, то его восстановление также будет происходить в воображении. И символически такая работа будет связана с уважением и признанием ценности всей той длительной истории, которая связана с этим объектом. И если вернуться к символическому значению сосуда как центрального символа женского, то мы понимаем, что речь идёт не просто об абстрактном воображаемом сосуде, а о сосуде как отражении образа Я, женской идентичности. Поэтому бережное и уважительное отношение к нему будет символически связываться и с бережным, внимательным и уважительным отношением к себе. А символизм кинцуги поможет интегрировать травматические переживания в свой опыт. И, да, восстановленный таким образом сосуд может стать ещё более ценным, значимым, чем до произошедшей с ним истории.

Возможно, в некоторых ситуациях имагинативное восстановление сосуда может стать логичным этапом в подготовке к работе с мотивом «старинная мастерская по изготовлению сосудов». В этом случае старый разбитый сосуд не оказался просто выброшенным и забытым, наоборот, к нему проявляются любовь и внимание, в чём может быть большая потребность для компенсации ранее проявленной к сосуду агрессии. И мы понимаем, что за образом сосуда стоит реальный человек, с реальными переживаниями и потребностью в заботливом и внимательном отношении к себе.

Меч и сосуд обухов

Меч и сосуд обухов

Меч и сосуд обухов

Меч и сосуд обухов

Меч и сосуд обухов

Меч и сосуд обухов

Фотографии

Автор всех представленных в статье фотографий Костя КорКА (www.kintsugi.ru)

Видео

Литература

1 Карл Густав Юнг «Символы и толкование сновидений» (Карл Густав Юнг. Сочинения. «Символическая жизнь» М.: «Когито-Центр», 2013, стр. 199, п.416)

2 Эрих Нойманн «Великая мать» М.: «Добросвет, Издательство «КДУ»», 2012, стр 47

3 Обухов Я.Л. Мотивы «Меч» и «Сосуд» // Психоаналитический вестник. 2009. Вып. № 2. С. 172-183 (https://symboldrama.ru/category/Obuchov_article3/)

4 Кинцуги. Материал из Википедии — свободной энциклопедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинцуги)

5 Charly Iten «Ceramics Mended with Lacquer – Fundamental Aesthetic Principles, Techniques and Artistic Concepts», раздел «Fundamental Aesthetic Principles», перевод А. Земляной (https://www.kintsugi.ru/kintsugi-aesthetic, 2017)

**

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
https://helpmenow.ru/)

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии ссылки на мой сайт (https://helpmenow.ru/)

Источник

Опубликовано Чт, 21/07/2011 – 12:19 пользователем root

Меч имеет довольно простую конструкцию: длинный клинок с рукоятью, при этом у мечей есть множество форм и способов применения. Меч более удобен, чем топор, который является одним из его предшественников. Меч приспособлен для нанесения рубящих и колющих ударов, а также для парирования ударов противника. Будучи более длинным, чем кинжал, и не так легко скрываем в одежде, меч является во многих культурах благородным оружием, символом статуса. Он обладал особенной значимостью, являясь одновременно произведением искусства, фамильной драгоценностью, символом войны, правосудия, чести, и конечно же славы.

Строение меча

Меч обычно состоит из следующих элементов:

a. Эфес
b. Клинок
c. Навершие
d. Рукоять
e. Гарда (перекрестье)
f. Лезвие (заточенная часть клинка)
g. Острие (колющая часть)

Известно множество вариантов форм сечений клинка. Обычно форма клинка зависит от предназначения оружия, а также от стремления совместить в клинке жесткость и легкость. На рисунке показаны некоторые двухлезвийные (позиции 1, 2) и однолезвийные (позиции 3, 4) варианты форм клинков.

Имеется три основных формы клинков мечей. У каждой из них имеются свои преимущества:

  • Прямой клинок (а) предназначен в первую очередь для укола.
  • Клинок, изогнутый назад, в сторону обуха (b) наносит при ударе глубокую резаную рану.
  • Клинок, изогнутый вперед, в сторону лезвия (с) эффективен для нанесения рубящего удара, особенно когда он имеет расширяющуюся и тяжелую верхнюю часть.

Важно понимать, что специализация меча на каком-то одном типе ударов не делала невозможными другие их виды – укол можно нанести саблей, а режущий удар шпагой.

Лица гражданские при выборе меча руководствовались в основном веяниями моды. Военные же пытались найти идеальный клинок, сочетающий в себе одинаковую эффективность как при нанесении рубящих, так и колющих ударов.

Читайте также:  Идеальный газ находится в вертикальном сосуде под тяжелым поршнем

Африка и Ближний Восток

В большинстве этих регионов меч является весьма распространенным оружием, однако в Африке он встречается редко и с трудом поддается датированию. Большинство из показанных здесь мечей попало в западные музеи и к коллекционерам благодаря путешественникам XIX – начала XX вв.

Африка

  1. Обоюдоострый меч, Габона, Западная Африка. Тонкий клинок выполнен из стали, рукоять меча обмотана латунной и медной проволокой.
  2. Такоуба, меч племени туарегов Сахары.
  3. Флисса, меч племени кабилов, Марокко. Однолезвийный клинок,  украшенный гравировкой и инкрустированный латунью.
  4. Каскара, прямой обоюдоострый меч народа багирми, Сахара. По стилю данный меч близок к суданским мечам.
  5. Обоюдоострый меч восточно-африканских масаев. Ромбическое сечение клинка, гарда отсутствует.
  6. Шотел, обоюдоострый меч с двойным изгибом клинка, Эфиопия. Серповидная форма меча предназначена для поражения противника за его щитом.
  7. Суданский меч с характерным прямым обоюдоострым клинком и крестовидной гардой.
  8. Арабский меч, XVIII в. Клинок, вероятно, европейского происхождения. Серебряный эфес меча покрыт позолотой.
  9. Арабский меч, Лонгола, Судан. Обоюдоострый стальной клинок украшен геометрическим орнаментом и изображением крокодила. Рукоять меча выполнена из эбенового дерева и слоновой кости.

Ближний Восток

  1. Килич (клыч), Турция. Показанный на рисунке экземпляр имеет клинок XV в., а эфес XVIII в. Часто у вершины клинок килиджа имеет елмань – расширенную часть с прямым лезвием.
  2. Ятаган, классическая форма, Турция. Меч с изогнутым вперед однолезвийным клинком. Костяная рукоять имеет большое навершие, гарда отсутствует.
  3.  Ятаган с серебряной рукоятью. Клинок украшен кораллами. Турция.
  4.  Саиф, изогнутая сабля с характерным навершием. Встречается везде, где жили арабы.
  5. Шашка, Кавказ. Черкесское происхождение, широко применялась русской кавалерией. клинок этого экземпляра датирован 1819 г., Персия.
  6.  Кинжал, Кавказ. Кинжал мог достигать размеров короткого меча, один из таких экземпляров представлен здесь.
  7. Шамшир, типичная форма. Персидская сабля с изогнутым клинком и характерной рукоятью.
  8. Шамшир с волнистым клинком, Персия. Стальной рукоять украшена золотой инкрустацией.
  9. 18. Кваддара. Большой кинжал. Рукоять выполнена из рога. Клинок украшен травлением и золотой насечкой.

Индийский субконтинент

Регион Индии и смежных областей богат разнообразными типами мечей. В Индии изготавливали лучшие в мире стальные клинки с роскошными украшениями. В некоторых случаях трудно дать верное название некоторым образцам клинков, определить время и место их изготовления, так что основательное их изучение еще впереди. Указанные даты относятся только к изображенным экземплярам.

  1. Чора (хайбер), тяжелый однолезвийный меч племен афганцев и пуштунов. Афгано-пакистанское пограничье.
  2. Тулвар (тальвар). Меч с изогнутым клинком и рукоятью с дисковидным навершием, Индия. Данный экземпляр обнаружен в Северной Индии, XVII в.
  3. Тулвар (тальвар) с широким клинком. Был оружием палача. Данный экземпляр имеет происхождение Северная Индия, XVIII-XIX вв.
  4. Тулвар (талвар).Стальная рукоять в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в.
  5. Кханда, стальная рукоять с позолотой в «староиндийском» стиле. Обоюдоострый прямой клинок. Непал. XVIII в.
  6. Кханда. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в.
  7. Сосун паттах. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок с одним лезвием. Центральная Индия. XVIII в.
  8. Южноиндийский меч. Стальная рукоять, квадратное деревянное навершие. Клинок изогнут вперед. Мадрас. XVI в.
  9. Меч из храма народа наяр. Латунная рукоять, обоюдоострый стальной клинок. Танджавур, Южная Индия. XVIII в.
  10. Южноиндийский меч. Рукоять стальная, обоюдоострый волнистый клинок. Мадрас. XVIII в.
  11. Пата. Индийский меч с латной рукавицей – стальной гардой, защищавшей руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (в настоящее время штат Уттар-Прадеш). XVIII в.
  12. Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять выполнена из серебра. Кург, Юго-Западная Индия.
  13. Зафар такех, Индия. Атрибут властителя на аудиенциях. Навершие рукояти выполнено в форме подлокотника.
  14. Фиранги («чужой»). Данное название применялось индийцами для европейских клинков, имеющих индийские рукояти. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в.
  15. Обоюдоострый двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в.
  16. Кора. Клинок изогнут вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в.
  17. Кукри. Длинный узкий клинок. Имел распространение в XIX в. Непал, около 1850 г.
  18. Кукри. Железной рукоять, изящный клинок. Непал, приблизительно XIX в.
  19. Кукри. Был на вооружении индийской армии во II Мировой войне. Изготовлен подрядчиком в Северной Индии. 1943 г.
  20. Рам дао. Меч, применяемый для жертвоприношения животных в Непале и Северной Индии.

Дальний Восток

  1. Дао. Меч племени качинов, Ассам. Показанный на рисунке экземпляр показывает самую распространенную форму клинка из многих известных в этом регионе.
  2. Дао (нокланг). Двуручный меч, народ кхаси, Ассама. Рукоять меча железная, отделка выполнена из латунью.
  3. Дха. Однолезвийный меч, Мьянма. Цилиндрическая рукоять меча покрыта белым металлом. Инкрустация клинка серебром и медью.
  4. Кастане. Меч имеет украшенную резьбой деревянную рукоять и предохранительную стальную дужку. Украшен инкрустацией серебром и латунью. Шри-Ланка.
  5. Однолезвийный китайский железный меч. Рукоять представляет собой черешок клинка, обмотанный шнуром.
  6. Талибон. Короткий меч филиппинских христиан. Рукоять меча выполнена из дерева и оплетена тростником.
  7. Баронг. Короткий меч народа моро, Филиппины.
  8. Мандау (паранг ихланг). Меч племени даяков – охотников за головами, Калимантана.
  9. Паранг пандит (пандат). Меч племени морских даяков, Юго-Восточная Азия.  Меч имеет однолезвийный, изогнутый вперед клинок.
  10. Кампилан. Однолезвийный меч племен моро и морских даяков. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.
  11. Клеванг. Меч с острова Сула-веси, Индонезия. Меч имеет однолезвийный клинок. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.
Читайте также:  Вздутие сосуда на ноге

Европа бронзового и раннего железного веков

История европейского меча – это процесс не столько улучшения функциональности клинка, сколько его изменения под воздействием веяний моды. На смену мечам из бронзы и железа пришли стальные, конструкцию приспосабливали к новым теориям боя, но никакие нововведения не приводили к полному отказу от старых форм.

  1. Короткий меч. Центральная Европа, ранний бронзовый век. Клинок и рукоять меча соединены клепкой.
  2. Изогнутый однолезвийный короткий меч,Швеция. 1600-1350 гг. до н.э. Меч изготовлен из цельного куска бронзы.
  3. Бронзовый меч гомеровских времен, Греция. ок. 1300 г. до н.э. Данный экземпляр найден в Микенах.
  4. Длинный цельный бронзовый меч, один из островов Балтики. 1200-1000 гг. до н.э.
  5. Меч позднего бронзового века, Центральная Европа. 850-650 гг. до н.э.
  6. Железный меч, гальштатская культура, Австрия. 650-500 гг. до н.э. Рукоять меча выполнена из слоновой кости и янтаря.
  7. Ксифос – железный меч греческих гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Греция. Приблизительно VI в. до н.э.
  8. Фальката – железный однолезвийный меч,Испания, около V-VI вв. до н.э. Мечи данного типа также использовались в классической Греции.
  9. Железный клинок меча, латенская культура. Около VI в. до н.э. Данный экземпляр найден в Швейцарии.
  10. Железный меч. Акуилея, Италия. Рукоять меча выполнена из бронзы. Около III в. до н.э.
  11. Галльский железный меч. Департамент Об, Франция. Антропоморфная бронзовая рукоять. Около II в. до н.э.
  12. Железный меч, Камбрия, Англия. Рукоять меча выполнена из бронзы, и украшена эмалью. Около I в.
  13. Гладиус. Железный римский короткий меч. Начало I в.
  14. Римский гладиус позднего типа. Помпеи. Края клинка параллельны, острие укороченно. Конец I в.

Европа Средних Веков

В течение всего раннего средневековья меч был весьма ценным оружием, особенно в Северной Европе. Многие скандинавские мечи имеют богато украшенные рукояти, а рентгеновское их исследование позволило установить весьма высокое качество их клинков. Однако, позднесредневековый меч, несмотря на свой значительный статус рыцарского оружия, часто имеет обычную крестовидную форму и простой железный клинок; лишь навершие меча давало мастерам некоторый простор для фантазии.

Раннесредневековые мечи ковались с широкими клинками, предназначенными для нанесения рубящего удара. С XIII в. стали распространяться узкие клинки, предназначенные и для колющих ударов. Предполагается, что данная тенденция была вызвана возросшим использованием лат, которые легче было пробить именно колющим ударом в местах сочленений.

Для улучшения балансировки меча на конце рукояти прикреплялось тяжелое навершие, как противовес клинку. Навершия имели самые разнообразные формы, наиболее распространенные из них:

  1. Грибовидное
  2. В форме “чехла для чайника”
  3. В форме американского ореха
  4. Дисковидное
  5. В форме колеса
  6. Треугольное
  7. В форме рыбьего хвоста
  8. Грушевидное

Меч викингов (справа), Х век. Рукоять обмотана серебряной фольгой с тисненым «плетеным» орнаментом, который оттенен медью и чернью. Стальной обоюдоострый клинок имеет широкий и неглубокий дол. Данный меч был найден в одном из шведских озер. В настоящее время храниться в Государственном историческом музее в Стокгольме.

Средневековье

  1. Широкий железный однолезвийный меч. Дания. Найден в болоте. 100-300 гг.
  2. Обоюдоострый железный меч с бронзовой рукоятью и оковками ножен. Дания. 400- 450 гг.
  3. Однолезвийный меч викингов. Норвегия. Около 800 г.
  4. Каролинг – обоюдоострый железный меч. Скандинавия. IX или Х вв.
  5. Немецкий обоюдоострый меч с навершием в форме американского ореха. 1150- 1200 гг.
  6. Фальшион, Англия, 1260-1270 гг. Короткий тяжелый меч с искривленным лезвием. Тылье клинка может быть прямым, изогнутым или скошенным около острия. Данный экземпляр хранится в кафедральном соборе Дарема.
  7. Обоюдоострый меч с треугольным навершием. Около 1380 г.
  8. Меч бастард (полутораручный, или просто полуторный, меч). Около 1380 г. Этот вид меча имеет длинную рукоять, позволявшую работать мечом как одной, так и двумя руками, поэтому они назывались еще полутораручными.
  9. Меч конца XIV в., Франция. Суживающийся к концу клинок предназначен для колющего удара.
  10. Меч конца XIV в., Италия. На гарде имеется скоба для указательного пальца. Такая гарда облегчала пользование оружием.
  11. Меч с двумя скобами для пальцев, Испания. Конец XV в.

Эпоха Возрождения и XVII век

В XVI-XVII вв. меч претерпел определенные изменения. Получили большое распространение двуручные мечи, позднее они использовались и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились намного сильнее, чем за несколько предыдущих столетий. Усложнилась гарда, поскольку использование защитных доспехов шло на убыль. Появились рапиры.

Двуручные и полутораручные(полуторные) мечи

  1. Полуторный меч, Южная Германия, начало XVI в.. Имеется спиральное навершие и изогнутые вперед плечи гарды.
  2. Двуручный меч, Германия. Клинок в сечении имеет форму плоского ромба. Начало XVI в.
  3. Боршверт (першверт) – колющий меч без лезвия, Германия. Клинок в сечении имеет форму ромба. Первая половина XVI в.
  4. Клеймор (клейдхим мор). Двуручный меч, Шотландия. Середина XVI в.
  5. Полуторный меч, Германия, 1540-1580 гг. Клинок меча однолезвийный, нижняя треть клинка обоюдоострая.

Одноручные мечи XVI-XVII веков

  1. Чинкуэда. Италия. Укороченная разновидность чинкведеа использовалась как кинжал. Около 1500г.
  2. Кацбальгер («кошкодер») – обоюдоострый меч с горизонтальной S-образной гардой. Оружие немецких наемников (ландскнехтов) XVI в.
  3. Меч Густава Вазы, шведского короля. Меч сделан в Германии приблизительно в 1550 г. В настоящее время находится в Арсенале, Стокгольм.
  4. Скьявона, обоюдоострый меч с защитной «корзиной» на эфесе. Венеция. Около 1600 г.
  5. Палаш. Обоюдоострый широкий меч, Шотландия. Гарда плетеная. Около 1610г.
  6. Сабля середины XVII в, Швейцария. Имеет характерную открытую гарду.

Источник