Мотив сосуда в символдраме

Мотив сосуда в символдраме thumbnail

МОТИВ “СОСУД” В СИМВОЛДРАМЕ

Главная суть архетипа Великой Матери, по К.Г. Юнгу, – это способность содержать в себе, что и выражает сосуд. В психотерапии по методу символдрамы для проработки этой темы используется специальное диагностическое упражнение «Сосуд». Как уже говорилось, то, как мотив «Сосуд» представляет женщина, отражает ее отношение к себе как к женщине, к своей женственности. То, что представляет мужчина, отражает его Аниму.

Мотив «Сосуд» задается так:

«Представьте себе какой-нибудь сосуд… Любой сосуд, который Вы когда-нибудь видели или который рисует Вам Ваше воображение… Или любой другой образ… Все, что Вы представите, хорошо… Попробуйте в своем воображении дотронуться до сосуда… Проведите по нему рукой… Какой он на ощупь? Постучите по нему… Как Вам кажется, из какого материала он сделан? Есть ли на сосуде какие-то линии, рисунки или узоры? Загляните в сосуд… Какой запах Вы чувствуете? Возьмите сосуд в руки… Сколько он весит? Попробуйте прижать сосуд к груди… Какую энергию Вы ощущаете? Что Вам хочется сделать с сосудом?»

Подробно символику сосуда разбирает ученик и последователь К.Г. Юнга Эрих Нойман, который в своем фундаментальном труде «Великая Мать» на материале анализа огромного ряда произведений культуры, начиная с верхнего палеолита и до современности, наполняет абстрактные теоретические положения К.Г. Юнга конкретным содержанием. По Э. Нойману, различные части сосуда символически связаны с тем, как в нашем коллективном бессознательном представлены различные части тела и отношение к миру.

Например, основание сосуда может символизировать, по К.Г. Юнгу и Э. Нойману, на уровне связи с внешним окружающим миром отношение к преисподней, бездне, аду, пропасти, темноте, пещере, глубинам моря. Это может быть также связь со своими корнями. На уровне отношения к своему телу и внутреннему миру основание сосуда может символизировать лоно и органы таза. Например, трещины и дефекты в основании сосуда могут символизировать гинекологические проблемы. Середина сосуда может символизировать на уровне связи с внешним миром окружающие нас город, селение, дом, стены, забор, ворота; на уровне внутренних переживаний – потребность в комфорте, уюте, защищённости, на уровне тела – живот. Горлышко сосуда может символизировать рот, дыхание, Логос, потребность в общении .

Материал, из которого сделан сосуд, может отражать особенности характера человека. Например, при преобладании депрессивных черт сосуд чаще всего бывает сделан из глины или дерева, а шизоиды чаще всего представляют себе сосуд из камня, металла, стекла или хрусталя. При истерической акцентуации личности часто представляется пластмассовые или фарфоровые сосуды.

То, чем и насколько заполнен сосуд, тоже может иметь диагностическое значение. Когда сосуд представляется заполненным “до краёв”, это можно проинтерпретировать как то, что сердце человека заполнено любовью. Соответственно, когда в сосуде ничего нет, это можно проинтерпретировать как то, что человек готов влюбиться (“Сердце жаждало любви, она влюбилась”). Желание вылить старое содержимое и сполоснуть сосуд – это желание внутреннего и внешнего очищения.

Если у сосуда есть ручка или несколько ручек, то это символизирует потребность: “возьмите меня”. Причём, если ручка находится справа (а правая сторона в нашей культуре обычно символизирует интеллект), то человеку больше нравятся умные люди, которые говорят умные слова. У кого ручка слева, т.е. с эмоциональной стороны, те предпочитают добрых и эмоционально тёплых людей. Если же ручки и справа, и слева, то такая женщина хотела бы, чтобы её “взял” мужчина и умный, и добрый. Если ручек вообще нет, то это может означать, что в данный момент женщина хочет, чтобы её никто не трогал, и оставили в покое.

Специально прорисованный носик сосуда может символизировать потребность давать. Если носик направлен в левую сторону, то это может отражать потребность давать тепло, ласку, нежность, заботу ; носик, направленный в правую сторону может символизировать потребность учить, давать знания.

Часто воображаемый сосуд украшен орнаментом или рисунками. Это может соответствовать желанию украсить себя, своё тело, например, когда некоторые женщины не могут выйти из дома на улицу, «не накрасившись».

Обухов Я.Л.
https://symboldrama.ru/article/mech/

Источник

Василец Татьяна,

директор РИИМиЖ.

СНАЧАЛА БЫЛА СИМВОЛДРАМА…

Метод инициационной* терапии мужской и женской зрелости создавался при непосредственной опоре на опыт и техники психологической практики по методу символдрамы. Автором метода символдрамы (кататимного переживания образов) является немецкий психотерапевт, профессор, доктор медицины Ханскарл Лейнер (21.01.1919-22.06.1996). В Россию и страны СНГ этот метод привез и широко распространил, создав профессиональное сообщество символдраматерапевтов, кандидат психологических наук,  член Центрального Совета Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ) Обухов Яков Леонидович.

Наша работа по методу символдрамы принесла не только богатый практический опыт и освоение уникального инструментария техник переживания образов на заданную тему. Символдраматический подход давно и успешно  зарекомендовал себя при работе и с личностью в целом, а также – при работе с так называемым «детским слоем личности».Ландшафтные мотивы символдрамы прекрасно справляются с задачами устранения многих нарушений, приобретенных в раннем детстве, являясь при этом комфортной и вполне посильной нагрузкой для клиентов с любой подготовкой к внутренней работе.

Читайте также:  Длительное ношение линз сосуды

Целебное влияние образов (мотивов) символдрамы на особенности личности, сформировавшиеся на этапах психосексуального развития от нарциссического до генитального, позволяет успешно справляться со многими психологическими нарушениями. Работа по методу символдрамы эффективно укрепляет границы личности, способствует удовлетворению ее архаических потребностей, устраняет целый ряд внутренних конфликтов, запретов, а также – многих психосоматических отклонений, работает со сложными ситуациями утрат и многое др.

Кроме того, в методе символдрамы используются важные инструменты для работы с формированием мужской и женской идентичности – процессу, который впервые достигает наибольшей активности на эдипальной стадии психосексуального развития. Разработанный  Обуховым Я.Л. и Орловой М.И. мотив «Ведьма» (ж. «Символ и драма», № 2, 2000 г.), а также — мотив «Куст розы» для мужчин и для женщин, знаменитый мотив «Автостоп» и другие техники символдрамы — открыли большую перспективу для поиска дальнейших техник, поддерживающих процессы созревания мужского и женского начал личности.

Развивая используемый с этой целью символдраматический инструментарий,  мы  обратились к сокровищнице архетипического**  коллективного сознания – символическим ресурсам мифов, сказок, былин, легенд и т.д. как уникальному источнику знаний о созревании мужественности и женственности.

…И ПОЯВИЛАСЬ ИНИЦИАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

Итак, работая с проблемами эдипальной стадии психосексуального развития – одним из важнейших этапов формирования мужской и женской идентичности, а также – с удовлетворением потребностей последующих стадий развития, и особенно – стадиями мужской и женской зрелости, мы обратились к архетипическим персонажам и темам, в которых отражалось здоровое распределение семейных и родовых ролей, мужских и женских духовных функций – иначе говоря, природная мужско-женская и семейная иерархия.

Кроме того, важно было рассмотреть, по каким ступенькам, созревая, поднимаются мужское и женское начала личности, как распределяются мужская и женская виды ответственности в отношениях архетипических героев и героинь. Как известно, ответы на эти и другие заветные вопросы любовных и семейных отношений всегда скрывались в символике многих сказок, мифов и т.п.

Удивительно целебными и поучительными в этом смысле оказались, например, сказки для самых маленьких. Переживание образов на тему сказки «Курочка Ряба» — открывает символический опыт постижения родителями Души идущего в семью ребенка. Причем сказка подчеркивает, что происходит это еще до зачатия.

Главной здесь выступает именно отцовская ответственность. Если разглядеть в образе сказочного деда символ отцовской мудрости, то очевидно, что первым познать Душу ребенка (золотое яйцо) пытается именно отец («Дед бил-бил, не разбил…»). В сказке «Репка» мудрый отец – уже не только инициатор гармоничного зачатия («Посадил дед Репку…»), но и тот, кто отвечает за своевременные и гармоничные роды («Пришел дед тянуть Репку…»).

Оказалось, что, проживая  образы на темы этих и других сказок, а также — проигрывая их сюжеты в группах, обретая эмоциональный опыт героев, несущих образцы мужской и женской зрелости, мужчины и женщины неизменно получают реальный эмоциональный опыт здоровых мужско-женских отношений.

Не меньше нас интересовали и образцы своевременной сепарации архетипических героев – многочисленные символические варианты их эмоционального и физического отделения от родительской семьи, создание архетипическими героями собственной семьи. В результате родились такие инициационные темы как «Освобождение от чар», «Освобождение из плена Злодея (Злодейки)», «Исцеление Ильи Муромца», «Свадебный пир» и многие другие.

И, наконец, наше внимание особенно привлекали герои и героини, успешно преодолевающие препятствия на пути к своему счастливому союзу. Практика показала, что прожитый в образах или полученный в групповых инициациях мужской и женской зрелости опыт победы над разлучающими силами (сказочными и мифологическими злодеями) переносится затем в отношения с реальными партнерами, постепенно внося все больше гармонии в парные, семейные и родовые отношения. Этим целям служат такие архетипические темы для инициаций как «Битва с Драконом», «Битва с Кощеем», «Одоление Великого Паука» и др.

Сегодня, в результате более чем 13 лет инициационной практики в области мужской и женской зрелости, стало очевидным: переживание в режиме направленного воображения образов и сюжетов о счастливых героях и героинях, а также проигрывание их опыта в инициационных группах — трансформирует сознание мужчин и женщин в сторону все большей зрелости, все большей компетентности в отношениях.

Отметим, что опыт героев сказок, мифов и т.п. оказался для клиентов настоящим внутренним испытанием, несущим могучие трансформации – внутриличностные  изменения, гармоничные перемены в мужских и женских судьбах. Поэтому мы назвали переживание образов на архетипические темы инициациями (от лат. initiatio – переход, таинство, посвящение).

Читайте также:  Какими продуктами укрепить стенки сосудов

Метод проживания инициаций, как известно, получил название инициационная терапия мужской и женской зрелости, а клиенты, проживающие инициации, стали — участниками инициаций. На сегодня существует более 200 архетипических тем для проведения индивидуальных и групповых инициаций мужской и женской зрелости.

Многие индивидуальные инициации проводятся для участников, которые, как и при работе по методу символдрамы, сидя в мягком кресле (или лежа на кушетке, диване и т.п.) с закрытыми глазами, после легкого расслабления переживают образы на выбранную ими заранее архетипическую тему. Тема выбирается в предварительной беседе с клиентом на основе его актуального запроса.

Нередко перед тем, как предложить клиентам инициационные нагрузки, многим из них показан курс так называемой предварительной терапии, в которой используются мотивы первой и двух последующих ступеней символдрамы, ее «сексуальные» мотивы. Кроме того, целый ряд символдраматических мотивов включен в специальные инициационные программы –отцовскую иженскую, о которых будет отдельно сказано несколько позже.

Что касается групповых иницииаций мужской и женской зрелости, то они проводятся в виде веселых и увлекательных инициационных игр, упражнений, обрядов, ритуалов, а также – в форме проигрывания участниками группы сюжетов сказок, мифов, былин и т.п. Эти незабываемые групповые действа направлены на созревание мужественности и женственности, получение опыта одоления естественных эволюционных препятствий в создании гармоничных любовных отношений.

         В случае индивидуальной работы — известные сказочные и мифологические сюжеты в ходе переживания их в виде образов часто преломляются личностью и приобретают индивидуальные черты. Так рождаются внутренние сюжеты и сказки участников инициаций.  При этом универсальные архетипические образцы (образы героев и целые сюжеты) как некие духовные матрицы подпитывают индивидуальное мужское и женское начала личности коллективными ресурсами мужественности и женственности, выраженными символически.

ЗА ЧТО ИНИЦТЕРАПИЯ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ БЛАГОДАРНА СИМВОЛДРАМЕ

Поначалу отметим, что практика проведения инициаций мужской и женской зрелости привела нас к использованию семи мужских и семи женских базовых архетипических внутренних фигур-функций. С нашей точки зрения, можно рассматривать эти архетипические фигуры как «населяющие» внутренний мир мужчины и женщины на разных уровнях. Эти функции стремятся к гармоничному внутреннему союзу. К.Г. Юнг назвал этот духовный союз мужского и женского начал личности «сакральным браком».

Инициационная терапия мужской и женской зрелости видит мужские архетипические функции (ступени зрелости) как функции: Разведчика (сбор и анализ информации), Защитника (защита жизни и достоинства), Кормильца (обеспечение, строительство и т.п.), комплексной функции Мужа-Генерала (ответственность, инициатива), Короля (родовое сознание), Целителя (исцеление души и тела), Творца (создание нового).

Женские архетипичекие функции можно представить как фигуры (ступени зрелости):

Мотив сосуда в символдрамеВедьмы (информация о содержании бессознательного)

 
 
 
Мотив сосуда в символдраме

Амазонки (женская конкурентная агрессия, направленная на выживание),

 
 
 
Мотив сосуда в символдраме

Гейши (эрос, эстетика, искусства), комплексной функции
 
 
 
 
 
 
 

Мотив сосуда в символдрамеЖены-Матери (сотворчество с мужем, в том числе – в рождении детей),

Мотив сосуда в символдрамеКоролевы (женское достоинство и родовое сознание),

Мотив сосуда в символдрамеФеи (подарки, праздники, спасение, исцеление),

Мотив сосуда в символдрамеБогини (идеология, творение мыслью).

Многолетняя практика проведения инициаций мужской и женской зрелости показала, что мужское начало личности является наиболее здоровым комплексным защитным механизмом как для мужчины, так и для женщины. Вынужденные самостоятельно защищать интересы личности женские защитные функции (при отсутствии достаточной защиты со стороны мужского начала) оказываются излишне перегруженными, особенно – материнская. Это выражается в страхах и защитной агрессии женской природы. Такое внутреннее защитное перенапряжение женских сил личности приводит к чрезмерным обидам, соматическим проблемам и дисгармонии в любых отношениях, и особенно – любовных.

«ОТЦОВСКАЯ ПРОГРАММА» И СИМВОЛДРАМА

  Архетипический анализ развития мужской и женской зрелости привел к пониманию следующей закономерности: искомое здоровое мужское начало личности «растет» из «отцовского» ее слоя как растение из земли. Поэтому по предложению ростовского психолога, специалиста по индивидуальным инициациям мужской и женской зрелости Олешко Т.С. была разработана так называемая «Отцовская программа». Ее цель – проживание образов, воссоздающих во внутреннем мире архетипическую фигуру-функцию зрелого Внутреннего Отца.

          Инициационный подход к мужской и женской зрелости и в этом случае в очередной раз обратился к богатому опыту символдрамы. «Отцовская программа» наряду с архетипическими темами использует мотивы символдрамы, отвечающие этапам пестования (взращивания), обучения (инициирования) и благословения (отпускания) отцом растущего сына.

          Здесь используется такие образы как «Дельфин»(зачинающий отец, выносящий Душу сына или дочери из океана небытия на сушу проявленного мира) и Кит» (пестующий, носящий на своей спине отец).

          Весьма популярны при работе с темами «Отцовской программы» образы пушистых хищников. Эта ветвь программы навеяна такими мотивами символдрамы как «Медведь», «Лев», «Волк». Плеяда пушистых хищников приняла в свои ряды такие темы как «Тигр» (сила, скорость, удачливость, защита границ), «Леопард» (к предыдущим характеристикам хищников добавляется взгляд сверху – леопард может взбираться на деревья), «Снежный барс» (добавляется выносливость в суровых условиях), «Песец» (отцовская ласка) и другие. Все они несут энергии мужской силы, удачливости в охоте, умения охранять свою территорию и одновременно –  содержат символику тепла и мужской-отцовской нежности. Недаром нам всегда необъяснимо хочется пообниматься с медведем или зарыться в мягкую гриву льва. Становится понятнее, почему детям дарят плюшевых медведей – защищающие отцовские символы.

Читайте также:  В закрытом глазу вижу свои сосуды

В инициационном подходе к мужской и женской зрелости для удовлетворения детской потребности в отцовской защите используется и такая веселая рекомендация для взрослых: при желании можно купить для себя большого плюшевого медведя (слона, бегемота и др.), чтобы вдоволь обниматься с ним без свидетелей, когда этого хочется, реализуя неудовлетворенные в свое время потребности Внутреннего Ребенка.

Символизируя очередной этап отцовского обучения в «Отцовской программе» используются образы копытных самцов, дающих силу, либидонозную эстетику и скорость стремления к цели. Эти задачи выполняет тематический ряд от мотивов «Слон», «Бык», «Лось» и «Конь» до архетипических тем «Единорог», «Пегас» и «Кентавр».

Символдраматический мотив «Орел» стал основой для создания целой ветви пернатых самцов – носителей небесной мудрости («Голубь», «Сокол», «Мудрый филин», «Мудрый ворон», «Аист» и др.).

Мотивы символдрамы, посвященные темам конфронтации – «Побег из тюрьмы», «Переход с контрабандой через границу», «Ограбление банка» — образовали отдельную ветвь «Отцовской программы», отвечающую за преодоление мужским началом личности внутренних запретов, страхов и барьеров, поставленных Сверх-Я. Женщины по своему выбору могут переживать эти темы и в женском,  и в мужском обличии, инициируя активность своего Анимуса.

Большую роль играют в «Отцовской программе» так называемые «Оружейные темы». Здесь успешно используется тематический ряд от образов «Дубины» и «Палицы» (направление наиболее архаичных форм мужской агрессии в созидательное русло) – до разработанных в символдраме мотивов «Ружье» и «Пистолет» (интеллектуальные формы мужской-отцовской управляемой агрессии).

В целом, на сегодня «Отцовская программа» насчитывает 14 тематических ветвей. Здесь и так называемые «Золотые темы» — инициации обретения социальных благ, и «Темы управления движением» — формирование видов мужской ответственности за свою судьбу и судьбы подопечных, «Обучающие» и «Благословляющие» темы.

«ЖЕНСКАЯ ПРОГРАММА» И СИМВОЛДРАМА

Пробуждение женственности Возникшая позже в инициационном подходе «Женская программа», направленная на пробуждение сил высшей женственности, также успешно использует целый ряд мотивов символдрамы.

Как и «Отцовская», «Женская программа» имеет ряд тематических ветвей. Участники инициаций проживают образы копытных, пернатых, земноводных и других персонажей женского пола.

Разработанный в символдраме мотив «Змея» возглавляет ветвь земноводных самок «Женской программы». Образ змеи среди других его символических значений полезен и тем, что утверждает право на природную женскую агрессию. Архетипическая тема «Мудрая змея» придает созидательное направление женской агрессии, отвечает за активацию внутренних сакральных знаний. Тема «Мудрая саламандра» — по сути, представляет собой разновидность побежденного Дракона как побежденной родительской не отпускающей женской силы. Тема «Черепаха» — отвечает за женскую способность к автономии, созерцанию, отказу от суеты.

Символические возможности создания новых мотивов символдраматерапевтами всех поколений вдохновили и продолжают вдохновлять специалистов по инициациям мужской и женской зрелости на создание новых архетипических тем, богатых ресурсами природных, иначе говоря, божественных женских сил.

В этой связи популярны такие архетипические темы, олицетворяющие силы природной женственности как «Земля», «Теплая земля», «Трава, «Роса», «Луна», «Лунная ночь», «Звезда», «Звездная ночь», «Заря», «Река», «Любимая река», «Водоросль», «Жемчужина», «Медуза» и другие.

х х х

Таким образом, инициационный подход к мужской и женской зрелости благодарно опирается на богатый опыт и инструментарий метода символдрамы. Это позволяет инициационной терапии мужской и женской зрелости успешно нести дальнейшую эстафету исследования этапов формирования мужского и женского сознания как ступеней, по которым поднимаются мужская и женская зрелость. Как мы уже отметили, рождаются и новые архетипические темы для инициаций, участники которых получают все больше возможностей для гармонизации личных, семенных и родовых отношений.

Современный метод восхождения по ступеням личного счастья:  инициационная терапия мужской и женской зрелости и ее теоретическая база — архетипический анализ мужской и женской зрелости — продолжают успешно развиваться и широко распространяться, опираясь на опыт символдрамы и других направлений практической психологии.

* Инициация – от лат. initiation – переход, таинство, посвящение.

**Архетипы – понятие, введенное К. Г. Юнгом: универсальные «кирпичики», из которых строится стуктура личности человека любой культуры. Например, существуют архетипы Мудреца, Героя, Злодея, Служителя, Ведьмы, Королевы, Феи,  Великой Матери и многие другие.

Источник