Музей сосудов древней греции

Амфора – еще один древнегреческий сосуд, пожалуй, наверное, самый известный широкому кругу людей. Хотя тут как посмотреть наверняка слово такое слышали все, но вот как именно он выглядит, все же думаю, далеко не все себе представляют. Ну да амфора, сосуд такой, что-то там с Древней Грецией.
Сам я впервые увидел амфоры «в живую» в музее в Танаисе (древнегреческое поселение на территории современной Ростовской области), там же про них рассказывали. Помню, что-то про способы укладки при транспортировке на кораблях и про то, что амфоры это сосуды без плоского дна, которые самостоятельно стоять не могут, хотя «интернеты» и музеи в которых я побывал с тех пор, все же более широкий круг сосудов называют амфорами и более округлые и плоскодонные.
Итак, что же такое древнегреческая амфора?
А́мфора (с древнегреческого буквально то, что можно переносить с двух сторон или в других источниках «сосуд с двумя ручками») – античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. С плоским дном редки. Были распространены у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.
Часто для переноски амфор использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.
Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.
Иногда являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. Немного отвлекаясь, от темы повествования нужно сказать, что в истории Греции был период, когда вазопись являлась довольно таки значимой стороной не просто искусства но и социальной жизни. Было правило, что при отдыхе с друзьями нельзя говорить ни о делах, ни о политике, соответственно сюжеты росписей на сосудах становились темой для обсуждения и ведения непринужденной беседы.
Вернемся к амфоре. Для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили скалывая стенку амфоры, и укладывая в позе эмбриона внутрь сосуда. Захоранивали прямо в подвале дома. Соответственно амфора служила еще и символом материнской утробы. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом – «кормили» покойников. Так что амфора – это ещё и надгробный памятник. Получается, что амфора обладает двойной сущностью, это и начало, и конец жизни.
Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины – самым древним из них является ручная лепка. До сих пор особенно большие сосуды часто делают в технике лепки из жгутов. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем, также грекам был известен способ изготовления в формах.
Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. У греков и римлян амфора служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же амфора сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.
Также амфорами называются двуручные расписные вазы, так называемые панафинейские призовые амфоры (от Панафинейских игр*), наполненные оливковым маслом они служили призом в спортивных соревнованиях.
Не путайте с другим древнегреческим сосудом – пеликой. Пелика тоже имеет две ручки, но в отличии от амфоры к низу расширяется. Отдаленно напоминает нашу крынку, только с ручками и плоской ножкой.
В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием**.
Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.
Часто амфорами также называют сосуды похожих форм других культур, например египетские, с которых, судя по всему, греки и скопировали форму своих амфор.
Амфоры, поднятые с кораблекрушения, произошедшего у берегов Греции, примерно 2400 лет назад.
Этрурия, Цере. Около 600 г. до н. э.
Древняя Греция, Коринф. Около 620/615 – 570 гг. до н. э.
Сирия или Северная Италия. Середина – вторая половина I в.
«Бургонская ваза» – самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон
Амфора краснофигурная. Эос и Кефал. Создано: Аттика. Около 440 г. до н.э.
Южный Понт. I в. Найдено: Городище Танаиса.
Клазомены. Первая четверть VI в. до н.э.
Панафинейская чернофигурная амфора: Афина. Создано: Греция. Около 500 г. до н.э.
Найдено: Ритуальная площадка около могилы 15 (Некрополь Пантикапея. Раскопки В.В. Шкорпила 1911 г.).
Финиш в гонках повозок. Псевдо-панафинейская амфора. Ок. 500 г. до н. э. Глиптотека. Мюнхен
Некрополь Нимфея, погребение Д-2. Крым
Хиос. Вторая половина VI – начало V в. до н.э.
Лесбос. Середина VI в. до н.э. Найдено: Березань
Сирия или Северная Италия. Середина – третья четверть I в.
Менде. Третья четверть V в. до н.э. Найдено: Городище Нимфей. Крым
Фасосская амфора с клеймом и дипинто*** Найдено Пантикапей. Крым, окрестности Керчи
* Панафинеи, Панафинейские игры – самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.
**Эксекий – известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, 550 – 530 гг. до н. э.
***Дипинто надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов.
При копировании указывайте источник.
Источник
Древнегреческие сосуды служили емкостью или контейнером, которые предназначались для хранения жидкости, вина, фруктов и т.д. Их использовали древние греки в религиозных церемониях, в повседневных хозяйственных нуждах, для хранения еды.
Это были самые распространенные предметы древнего мира и по сей день их отыскивают при раскопках в местах, где были древние поселения греков. Самые знаменитые и ценные из них: «ваза Франсуа» (Музей Флоренции), «сосуд Портленда» (Британский Музей), «кратер Дервени» (Музей Салоники).
Первые сосуды были сделаны из камня, мрамора или алебастра, но от этих материалов быстро отказались из-за сложности изготовления из них. Чаще всего, для изготовления сосудов применяли глину, не мало было сосудов из металла: бронзы, серебра, золота.
Керамические вазы
От неолита и в последующие периоды, в изготовлении древнегреческих сосудах всё больше начинается использование глины. Изготовление сосудов из глины преобладало у всех доисторических народов из-за обилия сырья и легкости в изготовлении предметов. Художественные или бытовые изделия, изготовленные из глины, обожженные в печи или высушенных на солнце, назывались керамическими.
Для обжига глины, на склонах строились из камня печи различных размеров, для всевозможных видов сосудов, сам процесс длится около 10 часов.
В IV тыс. до н.э. был изобретён гончарный круг. Древний гончарный круг был сделан из дерева, он был прочным и тяжёлым, крутил его ученик гончара, слушая его команду.
Древние греки с большим воображением создавали глиняные сосуды, изображая на них сцены из повседневной жизни. Греческая керамика была очень известной, даже за пределами Эллады. Профессия керамика была почётной, в древних Афинах был большой район, который назывался «Керамикос», где жили и работали гончары. Кстати, в наше время этот район в современных Афинах имеет такое же название.
По рисункам на древнегреческих керамических вазах, современники узнали много информации о повседневной жизни древних греков, религии, мифологии, театра.
Керамические вазы имели различное предназначение, например кратер – большой кувшин с двумя ручками использовали для смешивания вина с водой, килики использовали для напитков, амфора использовалась для хранения продуктов, в небольших амфорах хранились благовония, киафос – большая чаша с ручкой, ей черпали вино. Подавалось вино в ойнохойях и гидриях. Использовались кальпиды – керамическая ваза для воды, псикторы – для охлаждения воды, гуттусы – для культовых обрядов и благовоний, диносы (разновидность кратера) – для смешивания вина с водой и для питья. Большим спросом у гончаров в Древней Греции пользовались небольшие керамические вазы для для парфюмерии, ароматических масел, косметики.
Вазопись Древней Греции
Впервые расписывать керамические вазы греки стали примерно с 2500 г. до н.э, включая в себя разные исторические периоды от минойской и кикладской эпохи до эпохи эллинизма. Древнегреческие вазы представляли собой восхитительные образцы художественной керамики. Сначала это были простые геометрические узоры, которые гончар наносил белой краской на матовый сосуд.
В тёмные века (900-700 гг. до н. э.) керамические вазы расписывают в так называемом протогеометрическом стилье – круги, горизонтальные полосы вокруг горла сосуда.
Чёрнофигурная вазопись
В архаический период (VII-IV вв), появляется чёрнофигурная вазопись, место её появления – Коринф. Керамическая ваза сначала высушивалась и перед обжигом, вазописец наносил рисунок с помощью насечек на шликере. После обжига, шликер становился чёрного цвета, а глина получала красноватый оттенок.
Краснофигурная вазопись
Краснофигурная вазопись появились в V в до н. э. В этом случае закрашивали фон сосуда, фигуры оставались не закрашенными, стала применяться кисть, с помощью которой рисунки становились тоньше, изящнее.
на фото сувениры – керамические изделия
Источник
На время карантина многие музеи мира открыли онлайн-доступ к своим экспозициям, чтобы время в самоизоляции можно было проводить с пользой и удовольствием. Если вы, как и мы, скучаете по Греции, или не скучаете, но любите красоту и историю, предлагаем совершить виртуальное путешествие по греческим музеям.
Собрали для вас музейные сайты и рассказываем, что и зачем смотреть.
Национальный археологический музей Греции
Самый большой музей Греции, более 20 000 экспонатов: археологические находки, обнаруженные в самой Греции, и подаренные музею древности Египта и Ближнего Востока.
Маска Агамемнона
У музея удобный и понятный сайт на английском, с рубрикатором коллекций: доисторическая эпоха, скульптура, бронза, вазы и керамика, египетские древности и кипрская экспозиция.
Сокровища микенских гробниц, кикладские идолы и настенные росписи – всё это можно в деталях рассмотреть онлайн.
Фреска «Боксёры» была обнаружена на месте раскопок в Акротири на острове Тира, он же современный Санторини.
Фреска «Боксирующие мальчики» Фреска «Боксирующие мальчики»
У фресок из Акротири узнаваемый стиль, и они хорошо сохранились под слоем вулканического пепла, которым засыпало город после извержения вулкана, вызванного сильнейшим землетрясением в 16 в до н.э. С Акротири связано много загадок, но главная состоит в том, что во время раскопок не было обнаружено ни человеческих останков, ни скелетов животных. До сих пор учёные предлагают разные версии такой стремительной и успешной эвакуации перед катастрофой. Большая коллекция фресок хранится в музее на Санторини, но составить представление об уровне мастерства местных мастеров можно, погуляв по сайту археологического музея.
К раннему кикладскому периоду относится и найденная на острове Сирос ваза, изображающая то ли ежа, то ли медведя.
Ваза с Сироса Ваза с Сироса Ваза с Сироса
Здесь же хранится знаменитая маска смерти, которую неутомимый исследователь Микен и жадный до открытий Генрих Шлиман считал маской Агамемнона, однако судя по всему она всё же относится к более раннему периоду.
В одной из гробниц в Арголиде было найдено страусиное яйцо, украшенное золотом и серебром. Чаши из страусиных яиц были распространены в Месопотамии, но добрались и до Греции, где использовались в качестве подношения.
Можно изучить эволюцию греческой скульптуры, от архаики до римского периода, – постепенно музей собрал все значимые и хранящиеся в разных коллекциях находки, всего в музее около 16 тыс. скульптур.
Мраморная мужская голова, вероятно, от статуи всадника, Аттика. Около 560 г. до н.э. Мраморная мужская голова, вероятно, от статуи всадника, Аттика. Около 560 г. до н.э. Мраморная мужская голова, вероятно, от статуи всадника, Аттика. Около 560 г. до н.э.
Если вы помните, что изначально скульптуры и статуи были цветными, то рассматривать их становится еще интереснее. Можно обратить внимание, что мужские скульптуры часто изображались с улыбкой, а женские, и не только на погребальных статуях,- печальными и задумчивыми.
Есть произведения, не теряющие своей актуальности. Вот эта фигурка мальчика с собачкой, названная «Маленьким беженцем», была найдена в Малой Азии в 1 в. до н.э. и привезена в Афины беженцами в 1922 г.
«Маленький беженец» с собачкой «Маленький беженец» с собачкой «Маленький беженец» с собачкой
В музее одна из самых богатых коллекций произведений из бронзы в мире. Большая часть из них была обнаружена в 19-20 вв. Представлены не только статуи, но украшения, оружие, посуда.
Именно здесь хранится Посейдон с мыса Артемисион, которого обнаружили в 1926-м ныряльщики за губками. Так как трезубца или другого божественного атрибута в руках у скульптуры не было, потому мнения по поводу, Посейдон ли это, разделились. Многие утверждают, что это Зевс. В любом случае это редкий бронзовый оригинал, который можно увидеть сегодня своими глазами. Пусть даже онлайн.
Посейдон с мыса Артемисион. 460 – 450 гг. до н.э. Посейдон с мыса Артемисион. 460 – 450 гг. до н.э. Посейдон с мыса Артемисион. 460 – 450 гг. до н.э. Посейдон с мыса Артемисион. 460 – 450 гг. до н.э.
Амфоры, кратеры, ойнохойи, пифосы, килики, пелики, киафы – малая часть древнегреческих сосудов, каждый из которых имел своё предназначение. Коллекция ваз в археологическом музее Греции – крупнейшая в мире.
Чернофигурная амфора, Аттика. 575-550 гг. Чернофигурная амфора, Аттика. 575-550 гг. Чернофигурная амфора, Аттика. 575-550 гг.
Отправиться в национальный археологический музей Греции – https://www.namuseum.gr.
Музей византийского и христианского искусства
Один из самых известных музеев Греции находится в центре Афин. Здесь собрано более 30 тыс. экспонатов византийского и христианского искусства, датированных от 3-го в. н.э. до 21-го в н.э. – это иконы, настенные росписи, рукописи, керамика, текстиль, картины, мозаика, украшения.
Мозаичная коллекция музея включает более 50 элементов мозаичного пола, найденного во время раскопок в раннехристианской церкви (базилике). Мозаичная коллекция музея включает более 50 элементов мозаичного пола, найденного во время раскопок в раннехристианской церкви (базилике).
На сайте можно совершить виртуальную прогулку по залам музея и рассмотреть предметы онлайн-коллекции, снабжённые информативными комментариями.
Любителям живописи будет интересно посмотреть на образ Сусанны из раннебиблейского мифа и сравнить ее с изображениями девушки на других картинах «Сусанна и старцы» мировых живописцев.
Праведная женщина купается в частном саду, двое старцев похотливо наблюдают за ней. Эта библейская сцена распространена в поствизантийском искусстве. Остров Сифнос. Праведная женщина купается в частном саду, двое старцев похотливо наблюдают за ней. Эта библейская сцена распространена в поствизантийском искусстве. Остров Сифнос.
В музее около 2000 скульптур, в том числе мраморные головы, которыми раньше украшали общественные здания и частные владения на Корфу, и настольные фигурки.
Мраморная голова, Корфу. Мраморная голова, Корфу. Мраморная голова, Корфу.
В Византийском музее собрано около 1000 текстильных изделий, в основном литургических, со всей Греции, Балкан и Малой Азии, а также более 3000 видов керамики, от раннехристианской эпохи до поствизантийского периода.
Отдельное развлечение – представлять быт людей далёкого прошлого, разглядывая предметы ежедневного обихода, утварь и украшения.
Облачение священника, саккос Византийского музея, сделано из красного шелка с льняной подкладкой, по бокам пришиты колокольчики. XVII в. Облачение священника, саккос Византийского музея, сделано из красного шелка с льняной подкладкой, по бокам пришиты колокольчики. XVII в. Облачение священника, саккос Византийского музея, сделано из красного шелка с льняной подкладкой, по бокам пришиты колокольчики. XVII в. Облачение священника, саккос Византийского музея, сделано из красного шелка с льняной подкладкой, по бокам пришиты колокольчики. XVII в. Облачение священника, саккос Византийского музея, сделано из красного шелка с льняной подкладкой, по бокам пришиты колокольчики. XVII в. Облачение священника, саккос Византийского музея, сделано из красного шелка с льняной подкладкой, по бокам пришиты колокольчики. XVII в.
С коллекцией Византийского музея можно смело знакомить детей: на сайте есть раскраски (раскрашенную мозаику можно скачать), пазлы и игры по музейным экспонатам – https://www.ebyzantinemuseum.gr/?i=bxm.en.games
Музей кикладского искусства в Афинах
Кикладские идолы были источником вдохновения для авангардистов XX века. Многие знают эти красивые мраморные статуи, с одной стороны, грубые в своем исполнении, с другой – совершенные в своей лаконичности. Но кикладская культура – не только идолы.
В Афинах есть целый музей, посвящённый кикладскому искусству, и если вы хотите знать больше о красивейших греческих островах архипелага Киклады, то рекомендуем вам познакомиться с его коллекцией.
Голова женской фигурки типа Спедос. Голова женской фигурки типа Спедос. Голова женской фигурки типа Спедос.
Музей был основан в 1986 году под подаренную греческому государству коллекцию Николаса и Долли Гуландрис, которые собирали археологические объекты с 1960-х. Особенное место в их коллекции занимали фигурки и сосуды с Киклад.
Самые узнаваемые идолы относятся к так называемому типу «Спедос», авторство которого приписывается некоему мастеру из Наксоса. Эти фигурки отличает вытянутое лицо с широкими скулами и длинным треугольным носом, узкое тело, изогнутые плечи. Именно простота, симметрия и абстракция этих работ так привлекли художников и скульпторов XX века: Бранкузи, Джакометти, Архипенко, Модильяни, Пикассо.
Сидящая статуэтка. Возможно, использовалась в жертвоприношениях. Сидящая статуэтка. Возможно, использовалась в жертвоприношениях. Сидящая статуэтка. Возможно, использовалась в жертвоприношениях. Сидящая статуэтка. Возможно, использовалась в жертвоприношениях.
На выставке в хронологическом порядке размещены около 400 артефактов, первые из которых датируются 2 тыс. до н.э.: скульптуры, керамика, терракоты, рельефы. Известно, что предметы искусства предназначались не только для общественных зданий или для обстановки роскоши, но и для повседневного использования.
Однако предназначение некоторых их них до сих пор не установлено. Например, в гробницах часто находили артефакт, по форме похожий на сковороду, потому он и получил такое название, однако его роль вряд ли сводилась к приготовлению еды.
«Сковорода» 2800 до н.э. – 2300 до н.э. «Сковорода» 2800 до н.э. – 2300 до н.э. «Сковорода» 2800 до н.э. – 2300 до н.э.
Помимо кикладской коллекции, на сайте представлены предметы древнегреческого и кипрского искусства. Музей предлагает вдохновиться образами и провести время с детьми: рисовать орнаменты, упражняться в причёсках и нарядах, представить жилище в Древней Греции – https://cycladic.gr/en/page/paizontas-sto-spiti.
На главной странице сайта Кикладского музея история про Гигиею – дочь врачевателя Асклепия, богиню здоровья. Она предупреждает: оставайтесь дома, берегите себя и ходите в музеи онлайн!
И ещё
Для тех, кому трёх музеев недостаточно, есть другие музеи Греции с онлайн-экспозицией:
Музей Бенаки – частный музей, один из самых популярных в Афинах. Посмотреть видео о музее.
Виртуальный тур по музею оливкового масла в Спарте или музей мраморных ремёсел на острове Тинос.
Древняя Греция в Британском музее.
Музей Акрополя на Google Arts & Culture.
Оставайтесь с нами!
Источник