Муж бережет жену как хрустальный сосуд
Из книги священника Павла Гумерова «Малая
Церковь», изданной Сретенским
монастырем в 2008 г.
Когда мне приходилось участвовать в
разрешении какого-нибудь семейного конфликта, то почти
всегда я принимал сторону женщины (да простят меня
мужчины) по двум причинам. Во-первых, женщины —
немощнейший сосуд (1 Пет 3, 7), как говорит апостол
Петр. Какой с нее может быть спрос? Если ты считаешь
себя настоящим мужчиной и главой семьи, как ты мог
довести ситуацию до кризиса? Какой ты после этого
хозяин? Во-вторых, наши мужчины действительно иногда
очень недостойно и несправедливо обращаются со своими
женами.
Один композитор, певец, побывав с гастролями в Америке,
рассказывал мне: «Вы не представляете, какие там
некрасивые женщины. Любая из наших девушек там могла бы
быть актрисой кино, фотомоделью. У нас самые красивые
женщины, но мы их совершенно не ценим. Женщины в России
очень быстро стареют (в отличие от западных). Они загнаны
работой, бытом и тяжелой жизнью». Этот человек
поведал, что сам по молодости не жалел жену, не понимал,
как тяжела женская доля: ведение хозяйства, воспитание
детей… У них в семье много лет не было стиральной
машины, жене приходилось стирать вручную. Но потом он
понял, что не жалеть жену — это значит наносить вред
своему семейному счастью и самому себе, и стал всячески
стараться помочь ей и порадовать ее.
Говорят, что к жене нужно относиться как к лошади.
Кажется, что звучит это грубо, но, если разобраться,
многие мужья даже так к своим женам не относятся. Ведь
лошадь, чтобы она работала, нужно кормить, поить, холить,
выгуливать. Лошадь нельзя загонять, иначе она надорвется и
не будет тебе служить. И вообще, это очень тонкое,
прихотливое животное. Недаром именно лошадь в крестьянских
семьях была первой кормилицей. Самых бедных крестьян
называли безлошадными, то есть не имеющими даже одной
лошадиной силы.
Наши ко всему привыкшие женщины пользуются большим успехом
за рубежом, это так. Существуют целые службы,
Интернет-сайты «Замуж за иностранца». Мужское
население России катастрофически уменьшается. А, например,
в Германии мужчин больше, чем женщин. Не говоря уже о том,
что наши девушки красивее, добрее и не испорчены идеями
эмансипации. Вот так мы теряем наших женщин.
А.Ильин, автор книги «Женское счастье», пишет:
«Когда в Германии я спросил, почему русские женщины
так популярны, мне рассказали про одну русскую жену,
которая не покинула мужа, когда у него случился серьезный
перелом ноги.
— И что? — ничего не понял я.
— Она не ушла от него, — повторили мне.
— Ну и что? Ведь я спросил, почему вы любите русских
женщин. А вы мне рассказываете про переломы!
И тут я начал соображать, в чем дело. Дело в эмансипации и
в том, что с больным мужем жить очень трудно и очень
убыточно. И гораздо рациональней — не жить. А наши
жены — хоть с парализованным алкоголиком»1.
Задам несколько риторических вопросов. Много ли вы видели
женщин, которые после тяжелой рабочей недели отдыхали бы
на рыбалке, охоте или с друзьями за пивом? Мужики —
сплошь и рядом. Кто берет детей после развода и потом
растит, кормит, ставит на ноги? И наконец, кого больше в
храме на службе: мужчин или женщин? На этом остановимся
немного подробнее.
Однажды на радиостанцию «Радонеж» позвонила
женщина и сказала: «Вся надежда России на
ответственных православных мужчин». И отец Димитрий
Смирнов, который вел тогда передачу, ответил примерно
следующее: «Да где вы видели этих ответственных
православных мужчин? Я двадцать пять лет служу в церкви,
являюсь настоятелем нескольких храмов и могу сказать: если
тебе что-то обещает мужчина, то, как правило, не делает. У
нас все держится на женщинах, вот они действительно
ответственные». Есть известное выражение:
«Белые платочки спасли Церковь во время советской
власти».
Да, у нас крайне мало мужчин. Очень маленькая средняя
мужская продолжительность жизни и высокая смертность. А
знаете почему? Потому что у нас в России огромное
количество мужчин умирает от алкоголя и других пороков. В
сотни раз больше, чем женщин. Здесь есть о чем задуматься.
Все это я говорю вовсе не для того, чтобы унизить мужчин и
провозгласить всеобщую эмансипацию женщин. Мужчина и
женщина созданы Богом как два совершенно родных существа.
Друг без друга они жить не могут. Мужчина и женщина
призваны дополнять друг друга. Бог создал Адама и Еву
только для одного — для любви. И мы также призваны
любить и беречь друг друга.
Иногда православные (да и не только) мужья рисуют идеал
жены, матери таким образом. Жена сидит дома, воспитывает
детей, ведет домашнее хозяйство, нигде не работает и ждет
мужа, готовя ему вкусный ужин. Этот образ взят из
дореволюционного времени, когда в основном так и было. Муж
кормил семью, жена хранила домашний очаг. Но вспомним,
какими были уклад жизни и система образования до
революции. Образование было раздельным. Мальчики и девочки
учились отдельно и в гимназии, и в других учебных
заведениях. Притом юношей учили мужским специальностям
(например, в Инженерном корпусе), а девушек учили женским
занятиям: быть женами, вести хозяйство (к примеру, в
Институте благородных девиц учили языкам, музыке, танцам,
рисованию и другим предметам). Даже среди представителей
таких профессий, как врач, учитель, женщины встречались
очень редко. Только с конца XIX века женщинам было
разрешено поступать вольнослушательницами или студентками
в некоторые университеты. Подавляющее большинство женского
населения вообще не работало, а лишь вело хозяйство и
растило детей.
Переносить категории царской России в наше время —
значит сбрасывать со счетов девяностолетнюю
послереволюционную историю, когда женщины учились во всех
вузах наравне с мужчинами. К сожалению, возврата к
прошлому нет. Для этого пришлось бы полностью перестроить
бытовую и образовательную системы.
Конечно, для матери, жены на первом месте должна стоять
семья, и реализовывать себя она должна не в ущерб семье.
Но требовать от женщины, чтобы она полностью отдавала все
силы и время мужу и детям, тоже нельзя. Труд хозяйки
подчас незаметен, но очень тяжел. И в этом труде нужна
бывает иногда какая-нибудь отдушина. Кому-то хочется
завершить образование, кому-то работать с небольшой
нагрузкой, чтобы не потерять квалификацию. И хорошо, когда
это можно осуществить. Но, опять же, это не всегда
обязательно. Некоторые мамы прекрасно себя реализуют,
занимаясь с собственными детьми, обучая их рукоделию или
музыке. Сколько семей, столько и ситуаций. Но задача мужа
не отметать желание жены иметь занятие, кроме ведения
хозяйства, как блажь, а по возможности помочь ей в этом.
Еще немного поругаю наших мужчин. Когда мы ухаживали за
нашими будущими женами, то уделяли им много времени,
говорили комплименты, дарили цветы. Часто ли мы делаем это
сейчас? Неужели они этого не достойны? А ведь как это
замечательно: купить хотя бы один цветок и подарить
как-нибудь просто так, не в праздник, а просто потому, что
сегодня, например, воскресенье. А когда мы в последний раз
водили любимую в театр, музей, на концерт? Или гуляли
вместе, ведя душевную беседу? Как хорошо иногда, уложив
детей, приготовить что-нибудь вкусное и посидеть,
поужинать вдвоем. Такие счастливые минуты любви
способствуют укреплению и обновлению отношений. Супруги
как будто возвращаются в то время, когда были женихом и
невестой или праздновали свой медовый месяц.
С вопросами к отцу Павлу можно обратиться в храм
святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище.
Телефон для справок 361-36-43.
Также священник Павел Гумеров проводит лекции-беседы
«Православная семейная школа» каждый
понедельник в 18.00 в лектории Государственного
Исторического музея. В лекциях также принимают участие
православные психологи и педагоги. Устроитель лекций –
цетр “Православная семья”. Тел. центра
246-87-34, 246-74-92. Вход бесплатный.
Источник
Прп. Исидор Пелусиот
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Почему в послании Петровом повелено, чтобы мужи воздавали честь, яко немощнейшу сосуду женскому?
Хотя брак честен и ложе законно, но не всегда должно приступать к нему, а иногда должно оставлять его пустым и уступать законам естества, пока оно не очистится и не сделается способным к чадородию. И сие постановил закон; благодать же дает совет, чтобы делалось сие для чистоты и при посредстве непрестанных молитв, и устами Ап. Павла сказала: да пребываете в молитве (1Кор.7:5), а устами Ап. Петра изрекла то самое, что ты желал узнать, а именно, что мужи должны воздавать честь яко немощнейшу сосуду женскому.
Письма.
Прп. Макарий Великий
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Тогда через змия с женой говорил лукавый – возможно, потому, что не дерзал даже приближаться к Адаму, но, убедив женщину – слабейший сосуд, –
через нее обманул Адама, и таким образом напала на них смерть <…> Точно так же здесь словом второго Адама вторая Ева – Мария – зачала, и через нее произошла жизнь и спасение всем верующим во имя Христа.
Слово.
Блж. Августин
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Разве такие супруги не думают о Господнем, как угодить Господу (1 Кор. 7:32)? Но они встречаются очень редко – кто станет это отрицать?
О супружеском благе.
Блж. Феофилакт Болгарский
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
См. Толкование на 1 Пет. 3:5
Север Антиохийский
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Наставив к послушанию жен, апостол увещевает и мужей быть к ним долготерпеливыми. Он указывает и на другую причину для долготерпения – чтобы не было препятствий молитвам, ведь домашние распри являются препятствием для Божьих дел.
Фрагменты.
Иларий Арелатский
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Головам приносят беспокойство члены, но сначала Петр исправляет члены, то есть людей презренных и служащих, чтобы большие не презирались меньшими. Однако в конце речи он напоминает большим, чтобы они сострадали меньшим.
[Все говорится] согласно учению, то есть согласно закону, устанавливающему молитву супружества, чтобы муж не осквернялся во время поста, так как это может препятствовать в молитвах.
Как с немощнейшим сосудом – потому что слабое тело женщины не способно сопротивляться сильному мужу. Как сонаследницам благодатной жизни – словно [Петр] говорит прямо: пока Бог призывает жен к воздаянию
вечной жизни, не насмехайтесь над ними. Хорошо говорится: благодатной жизни, потому что жизнь вечная – в благодати, не в плате за труд, разве лишь Бог даст ее даром, как сказано: не от желающего и не от подвизающегося,
но от Бога милующего (Рим 9:16).
Трактат на семь Кафолических посланий.
Беда Достопочтенный
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Он говорит также, призывая мужей к подражанию, потому что еще раньше он предписывал это женам словами: когда мужи увидят ваше чистое, богобоязненное житие; а благоразумно [сказано] – чтобы они поняли, чего хочет Бог, и оказывали честь немощному сосуду. Если мы воздерживаемся от соития, мы оказываем честь; если не воздерживаемся, очевидно, что соитие есть
нечто противоположное чести. Дабы не было вам препятствия в молитвах. И
Павел говорит: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для
упражнения в молитве (1 Кор 7:5).
О семи Кафолических посланиях.
Лопухин А.П.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Подчинение жены мужу в христианстве не должно иметь рабского характера, напротив, должно носить характер свободного нравственного повиновения при ответном добром отношении к ней мужа-христианина. Отношения христианских мужей к женам своим, по Апостолу, должны отличаться благоразумною бережностью обращения, как со стороною слабейшею, и, кроме того, особою почтительностью, деликатностью, уважением. Обе черты представляют новое, чисто христианское основание: женщины вместе и наравне с мужами являются сонаследницами благодатной жизни и вечного спасения (ср. Гал 3:28); частнее, взаимная, совместная молитва супругов, домашняя и общественная (ср. 1Кор.7:5; 1Тим. 2:8-9), требует примиренного и ничем не возмущаемого христианского духа, а это возможно лишь при требуемых Апостолом чисто нравственных взаимных отношениях супругов-христиан.
Источник
Из книги священника Павла Гумерова «Малая
Церковь», изданной Сретенским
монастырем в 2008 г.
Когда мне приходилось участвовать в
разрешении какого-нибудь семейного конфликта, то почти
всегда я принимал сторону женщины (да простят меня
мужчины) по двум причинам. Во-первых, женщины —
немощнейший сосуд (1 Пет 3, 7), как говорит апостол
Петр. Какой с нее может быть спрос? Если ты считаешь
себя настоящим мужчиной и главой семьи, как ты мог
довести ситуацию до кризиса? Какой ты после этого
хозяин? Во-вторых, наши мужчины действительно иногда
очень недостойно и несправедливо обращаются со своими
женами.
Один композитор, певец, побывав с гастролями в Америке,
рассказывал мне: «Вы не представляете, какие там
некрасивые женщины. Любая из наших девушек там могла бы
быть актрисой кино, фотомоделью. У нас самые красивые
женщины, но мы их совершенно не ценим. Женщины в России
очень быстро стареют (в отличие от западных). Они загнаны
работой, бытом и тяжелой жизнью». Этот человек
поведал, что сам по молодости не жалел жену, не понимал,
как тяжела женская доля: ведение хозяйства, воспитание
детей… У них в семье много лет не было стиральной
машины, жене приходилось стирать вручную. Но потом он
понял, что не жалеть жену — это значит наносить вред
своему семейному счастью и самому себе, и стал всячески
стараться помочь ей и порадовать ее.
Говорят, что к жене нужно относиться как к лошади.
Кажется, что звучит это грубо, но, если разобраться,
многие мужья даже так к своим женам не относятся. Ведь
лошадь, чтобы она работала, нужно кормить, поить, холить,
выгуливать. Лошадь нельзя загонять, иначе она надорвется и
не будет тебе служить. И вообще, это очень тонкое,
прихотливое животное. Недаром именно лошадь в крестьянских
семьях была первой кормилицей. Самых бедных крестьян
называли безлошадными, то есть не имеющими даже одной
лошадиной силы.
Наши ко всему привыкшие женщины пользуются большим успехом
за рубежом, это так. Существуют целые службы,
Интернет-сайты «Замуж за иностранца». Мужское
население России катастрофически уменьшается. А, например,
в Германии мужчин больше, чем женщин. Не говоря уже о том,
что наши девушки красивее, добрее и не испорчены идеями
эмансипации. Вот так мы теряем наших женщин.
А.Ильин, автор книги «Женское счастье», пишет:
«Когда в Германии я спросил, почему русские женщины
так популярны, мне рассказали про одну русскую жену,
которая не покинула мужа, когда у него случился серьезный
перелом ноги.
— И что? — ничего не понял я.
— Она не ушла от него, — повторили мне.
— Ну и что? Ведь я спросил, почему вы любите русских
женщин. А вы мне рассказываете про переломы!
И тут я начал соображать, в чем дело. Дело в эмансипации и
в том, что с больным мужем жить очень трудно и очень
убыточно. И гораздо рациональней — не жить. А наши
жены — хоть с парализованным алкоголиком»1.
Задам несколько риторических вопросов. Много ли вы видели
женщин, которые после тяжелой рабочей недели отдыхали бы
на рыбалке, охоте или с друзьями за пивом? Мужики —
сплошь и рядом. Кто берет детей после развода и потом
растит, кормит, ставит на ноги? И наконец, кого больше в
храме на службе: мужчин или женщин? На этом остановимся
немного подробнее.
Однажды на радиостанцию «Радонеж» позвонила
женщина и сказала: «Вся надежда России на
ответственных православных мужчин». И отец Димитрий
Смирнов, который вел тогда передачу, ответил примерно
следующее: «Да где вы видели этих ответственных
православных мужчин? Я двадцать пять лет служу в церкви,
являюсь настоятелем нескольких храмов и могу сказать: если
тебе что-то обещает мужчина, то, как правило, не делает. У
нас все держится на женщинах, вот они действительно
ответственные». Есть известное выражение:
«Белые платочки спасли Церковь во время советской
власти».
Да, у нас крайне мало мужчин. Очень маленькая средняя
мужская продолжительность жизни и высокая смертность. А
знаете почему? Потому что у нас в России огромное
количество мужчин умирает от алкоголя и других пороков. В
сотни раз больше, чем женщин. Здесь есть о чем задуматься.
Все это я говорю вовсе не для того, чтобы унизить мужчин и
провозгласить всеобщую эмансипацию женщин. Мужчина и
женщина созданы Богом как два совершенно родных существа.
Друг без друга они жить не могут. Мужчина и женщина
призваны дополнять друг друга. Бог создал Адама и Еву
только для одного — для любви. И мы также призваны
любить и беречь друг друга.
Иногда православные (да и не только) мужья рисуют идеал
жены, матери таким образом. Жена сидит дома, воспитывает
детей, ведет домашнее хозяйство, нигде не работает и ждет
мужа, готовя ему вкусный ужин. Этот образ взят из
дореволюционного времени, когда в основном так и было. Муж
кормил семью, жена хранила домашний очаг. Но вспомним,
какими были уклад жизни и система образования до
революции. Образование было раздельным. Мальчики и девочки
учились отдельно и в гимназии, и в других учебных
заведениях. Притом юношей учили мужским специальностям
(например, в Инженерном корпусе), а девушек учили женским
занятиям: быть женами, вести хозяйство (к примеру, в
Институте благородных девиц учили языкам, музыке, танцам,
рисованию и другим предметам). Даже среди представителей
таких профессий, как врач, учитель, женщины встречались
очень редко. Только с конца XIX века женщинам было
разрешено поступать вольнослушательницами или студентками
в некоторые университеты. Подавляющее большинство женского
населения вообще не работало, а лишь вело хозяйство и
растило детей.
Переносить категории царской России в наше время —
значит сбрасывать со счетов девяностолетнюю
послереволюционную историю, когда женщины учились во всех
вузах наравне с мужчинами. К сожалению, возврата к
прошлому нет. Для этого пришлось бы полностью перестроить
бытовую и образовательную системы.
Конечно, для матери, жены на первом месте должна стоять
семья, и реализовывать себя она должна не в ущерб семье.
Но требовать от женщины, чтобы она полностью отдавала все
силы и время мужу и детям, тоже нельзя. Труд хозяйки
подчас незаметен, но очень тяжел. И в этом труде нужна
бывает иногда какая-нибудь отдушина. Кому-то хочется
завершить образование, кому-то работать с небольшой
нагрузкой, чтобы не потерять квалификацию. И хорошо, когда
это можно осуществить. Но, опять же, это не всегда
обязательно. Некоторые мамы прекрасно себя реализуют,
занимаясь с собственными детьми, обучая их рукоделию или
музыке. Сколько семей, столько и ситуаций. Но задача мужа
не отметать желание жены иметь занятие, кроме ведения
хозяйства, как блажь, а по возможности помочь ей в этом.
Еще немного поругаю наших мужчин. Когда мы ухаживали за
нашими будущими женами, то уделяли им много времени,
говорили комплименты, дарили цветы. Часто ли мы делаем это
сейчас? Неужели они этого не достойны? А ведь как это
замечательно: купить хотя бы один цветок и подарить
как-нибудь просто так, не в праздник, а просто потому, что
сегодня, например, воскресенье. А когда мы в последний раз
водили любимую в театр, музей, на концерт? Или гуляли
вместе, ведя душевную беседу? Как хорошо иногда, уложив
детей, приготовить что-нибудь вкусное и посидеть,
поужинать вдвоем. Такие счастливые минуты любви
способствуют укреплению и обновлению отношений. Супруги
как будто возвращаются в то время, когда были женихом и
невестой или праздновали свой медовый месяц.
С вопросами к отцу Павлу можно обратиться в храм
святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище.
Телефон для справок 361-36-43.
Также священник Павел Гумеров проводит лекции-беседы
«Православная семейная школа» каждый
понедельник в 18.00 в лектории Государственного
Исторического музея. В лекциях также принимают участие
православные психологи и педагоги. Устроитель лекций –
цетр “Православная семья”. Тел. центра
246-87-34, 246-74-92. Вход бесплатный.
Источник