Муж должен относится к жене как к немощнейшему сосуду

Прп. Исидор Пелусиот
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Почему в послании Петровом повелено, чтобы мужи воздавали честь, яко немощнейшу сосуду женскому?
Хотя брак честен и ложе законно, но не всегда должно приступать к нему, а иногда должно оставлять его пустым и уступать законам естества, пока оно не очистится и не сделается способным к чадородию. И сие постановил закон; благодать же дает совет, чтобы делалось сие для чистоты и при посредстве непрестанных молитв, и устами Ап. Павла сказала: да пребываете в молитве (1Кор.7:5), а устами Ап. Петра изрекла то самое, что ты желал узнать, а именно, что мужи должны воздавать честь яко немощнейшу сосуду женскому.
Письма.
Прп. Макарий Великий
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Тогда через змия с женой говорил лукавый – возможно, потому, что не дерзал даже приближаться к Адаму, но, убедив женщину – слабейший сосуд, –
через нее обманул Адама, и таким образом напала на них смерть <…> Точно так же здесь словом второго Адама вторая Ева – Мария – зачала, и через нее произошла жизнь и спасение всем верующим во имя Христа.
Слово.
Блж. Августин
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Разве такие супруги не думают о Господнем, как угодить Господу (1 Кор. 7:32)? Но они встречаются очень редко – кто станет это отрицать?
О супружеском благе.
Блж. Феофилакт Болгарский
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
См. Толкование на 1 Пет. 3:5
Север Антиохийский
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Наставив к послушанию жен, апостол увещевает и мужей быть к ним долготерпеливыми. Он указывает и на другую причину для долготерпения – чтобы не было препятствий молитвам, ведь домашние распри являются препятствием для Божьих дел.
Фрагменты.
Иларий Арелатский
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Головам приносят беспокойство члены, но сначала Петр исправляет члены, то есть людей презренных и служащих, чтобы большие не презирались меньшими. Однако в конце речи он напоминает большим, чтобы они сострадали меньшим.
[Все говорится] согласно учению, то есть согласно закону, устанавливающему молитву супружества, чтобы муж не осквернялся во время поста, так как это может препятствовать в молитвах.
Как с немощнейшим сосудом – потому что слабое тело женщины не способно сопротивляться сильному мужу. Как сонаследницам благодатной жизни – словно [Петр] говорит прямо: пока Бог призывает жен к воздаянию
вечной жизни, не насмехайтесь над ними. Хорошо говорится: благодатной жизни, потому что жизнь вечная – в благодати, не в плате за труд, разве лишь Бог даст ее даром, как сказано: не от желающего и не от подвизающегося,
но от Бога милующего (Рим 9:16).
Трактат на семь Кафолических посланий.
Беда Достопочтенный
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Он говорит также, призывая мужей к подражанию, потому что еще раньше он предписывал это женам словами: когда мужи увидят ваше чистое, богобоязненное житие; а благоразумно [сказано] – чтобы они поняли, чего хочет Бог, и оказывали честь немощному сосуду. Если мы воздерживаемся от соития, мы оказываем честь; если не воздерживаемся, очевидно, что соитие есть
нечто противоположное чести. Дабы не было вам препятствия в молитвах. И
Павел говорит: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для
упражнения в молитве (1 Кор 7:5).
О семи Кафолических посланиях.
Лопухин А.П.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Подчинение жены мужу в христианстве не должно иметь рабского характера, напротив, должно носить характер свободного нравственного повиновения при ответном добром отношении к ней мужа-христианина. Отношения христианских мужей к женам своим, по Апостолу, должны отличаться благоразумною бережностью обращения, как со стороною слабейшею, и, кроме того, особою почтительностью, деликатностью, уважением. Обе черты представляют новое, чисто христианское основание: женщины вместе и наравне с мужами являются сонаследницами благодатной жизни и вечного спасения (ср. Гал 3:28); частнее, взаимная, совместная молитва супругов, домашняя и общественная (ср. 1Кор.7:5; 1Тим. 2:8-9), требует примиренного и ничем не возмущаемого христианского духа, а это возможно лишь при требуемых Апостолом чисто нравственных взаимных отношениях супругов-христиан.
Источник
Адам и Ева после изгнания из Рая. Библия Мациевского.
Наверное,
ни о чем не написано столько, сколько об отношениях
между мужчинами
и женщинами. И в православном разрезе тоже. А
может быть – особенно в православном разрезе.
Мне кажется, есть в православных взаимоотношениях мужчин и
женщин некоторые нюансы, не совсем правильно понимаемые и
той, и другой стороной. Поэтому часто одни обвиняют других
(кто вслух, кто мысленно). Постоянно я встречаю публикации
православных авторов, несколько агрессивно утверждающих
мужскую доминанту. Скажем так: это верно лишь отчасти.
Давайте вместе проследим по Писанию замысел Божий о
мужчине и женщине.
Итак, впервые мы встречаемся с волей Божией о мужчине и
женщине в книге Бытие
(см.: 1: 26–29), где Бог заповедует человеческой
семье плодиться и размножаться и владычествовать над
зверями. Тут нет даже еще речи о какой-либо иерархии.
Потому что вначале говорится о сотворении
человека как феномена, а потом
уже о разделении этого феномена. Как пишет иеромонах
Серафим (Роуз): «В Божией идее
человека, можно сказать – человека как гражданина
Небесного Царствия, – нет различия на мужа и жену,
но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это
различие».
Ева такая же помощница Адаму, как и Адам –
помощник Еве. Помощник – в богопознании через
ближнего
Во 2-й главе книги Бытие мы подробнее узнаем о сотворении
человека: Адам был сотворен первым, Ева вторая – из
ребра Адама, как «помощник, подобный» Адаму
(ср.: Быт. 2: 20). Некоторые склонны усматривать иерархию
в том, что Ева – помощница Адаму: раз она помощница,
значит, Адам – главный. Однако чтобы правильнее
понять это место, нужно задать вопрос: а в чем нужно было
помогать Адаму? Конечно, в Бытии есть слова о том, что
Адам должен был возделывать Эдем и хранить его (см.: Быт.
2: 15), но наивно полагать, что Адам с Евой по замыслу
Божиему должны были пахать землю. «Что же
недоставало в раю? – замечает святитель Иоанн
Златоуст в толковании на этот фрагмент. – Но если
даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие
орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать
и хранить заповедь Бога, оставаться верным
заповеди… что если коснется (запрещенного дерева),
то умрет, а если не коснется, то будет жить». В этом
свете становится более понятным, что значит
«помощник». Как говорят богословы, Адам не
видел в раю одного – человека. И чтобы
усовершенствоваться, ему не хватало в том числе и того,
чтобы всмотреться в еще один образ Божий, выйти
из себя, чтобы взглянуть на такое же создание
Божие. С этой точки зрения Ева такая же помощница Адаму,
как и Адам – помощник Еве. Помощник – в
богопознании через ближнего.
Сотворение Евы.
Когда Господь привел Еву к Адаму, тот сказал: «Вот,
это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет
называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому
оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к
жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:
23–24). Сотворение Евы из ребра Адама также
указывает не на подчиненное состояние Евы (яснее это будет
видно далее), а на тождество их природы. Чтобы Адам и Ева
были одой плотью поистине – для этого Господь
использует для сотворения Евы не землю, как было со всеми
животными и Адамом, а часть тела Адама.
В третий раз мы становимся свидетелями взаимоотношений
Бога с человеческой семьей уже после грехопадения. После
того как и Адам, и Ева сваливают свою вину за прегрешение
на другого, Господь изрекает свой праведный суд. Вот тут
нам нужно внимательно вслушаться в библейский текст:
Господь «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в
беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к
мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над
тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены
твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав:
не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь
питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы
произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в
поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься
в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах
возвратишься» (Быт. 3: 16–19).
Обратим внимание: Бог оглашает Свой приговор. Всё, что
написано в этих стихах, – кара Божия. То есть для
женщины наказание – и скорбь беременности, и боль
родов – далее логика не дает нам останавливаться,
– и влечение к мужу, и господство мужа над ней. Это
новое прочтение позволяет нам вернуться чуть назад и
понять, что, если господство мужа над женой –
наказание за грехопадение, следовательно, до грехопадения
муж не господствовал над женой, но они были вполне
полноправны. Как говорит святитель Иоанн
Златоуст: «Как бы оправдываясь перед женою,
человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя
равночестной (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с
ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу,
так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поскольку
ты не воспользовалась равночестием как должно, за
это подчиняю тебя мужу: и к мужу твоему влечение твое, и
тот тобой обладать будет…
Изгнание из рая
Так как ты не умела
начальствовать, то научись быть хорошей подчиненной.
Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его
управлением, чем, пользуясь свободой и властью,
носиться по стремнинам».
Далее, после изгнания из рая Адама и Евы мы видим во всей
ветхозаветной истории осуществление Божиего суда: над
женщиной господствует мужчина. Прежде всего, это
выражается в узаконенном факте многоженства.
Собственно, и в Новом Завете апостол увещевает женщин
также покоряться мужьям: «И вы, жены, повинуйтесь
своим мужьям» (1 Пет. 3: 1). Но тут уже есть и
другая нота, совершенно немыслимая для ветхозаветных
отношений: «Также и вы, мужья, обращайтесь
благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая
им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1
Пет. 3: 7). Уже и женщина воспринимается не совсем так,
как раньше, и любовь супругов воспринимается более
духовно: «Мужья, любите своих жен, как и Христос
возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).
Однако мы видим из Евангелия, что и эти возвышенные
отношения – не тот предел, которого мы должны
достичь, не «план» Божий о человеке.
Совершенство мы познаем из слов Христа, и относится оно к
таинству будущего века: «Ибо, когда из мертвых
воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить,
но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12: 25). И
апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет
раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо
все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).
Неравенство мужчины и женщины – это наказание
Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный
характер
Итак, мы видим, что равенство мужчины и женщины нарушено
грехопадением, неравенство же является частью отношений
падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это
наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит
временный характер и прекращается с разрешением от греха.
В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все
пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только
благодатью и славой, которую святые прияли за свои
подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем
земным.
На мысль приходит также аналогия из аскетических творений.
Вероятно, все помнят, как рассуждает преподобный авва
Дорофей о страхе Божием. Он говорит, что каждый христианин
должен иметь его, но новоначальный и совершенный имеют его
в разном качестве. Страх новоначального – страх
раба, который боится наказания. Страх среднего –
страх наемника, который боится потерять оплату труда.
Страх совершенного – страх сына, который опасается
опечалить родителя. В некотором смысле и женщина в Ветхом
Завете оказывает послушание, как раба. В Новом – уже
более как свободная, имеющая получить за это награду в
вечности. И в будущем веке – входит в достоинство
дочери, как мужчина – сына, и оказывает истинное
послушание лишь Отцу.
Что следует из всех этих рассуждений? Прежде всего,
предостережение мужчинам. Много мне, как священнику,
случилось повидать мужчин, которые считают, что послушание
– особенность женской природы, поэтому пытаются
своей второй половине послушничество навязать словами, а
иногда и делами. Видел я «православных»
бородачей, которые за своеволие могли своей прекрасной
половине и в зубы двинуть. Понятно, что таких уже не
образумить, – их просто нужно отлучать от Причастия,
пока мозги не встанут на место. Мое слово – к людям
вменяемым. Не нужно прессовать женщин! Им и так нелегко.
Кто на Небесах будет выше – знает только Бог.
За непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но и
мужчины должны относиться к женщине, как к хрустальному
сосуду
Да, женщины должны оказывать послушание, и, как говорит
старец Паисий Святогорец, за непослушание от женщины
отходит благодать Божия. Но точно так же и мужчины –
должны относиться к женщине, как к хрустальному
(«немощнейшему», как говорит апостол) сосуду.
Если мужчина может сказать, что он всегда так
относится к жене, – ну что ж, такой муж вправе
искать послушания. Но я думаю, что любой мужчина, положа
руку на сердце, не найдет в себе непоколебимой
снисходительности и терпеливости, постоянной ласки и
отзывчивости, а значит, нечего и от других требовать
святости. Как говорится, научись соблюдать акривию по
отношению к себе – и узнаешь, как творить икономию
по отношению к другим.
Еще очень важный момент послушания (безотносительно к кому
бы то ни было): послушание тогда является истинным, когда
осуществляется с первого слова. Так говорит преподобный
Силуан Афонский. Если приходится повторить второй и
третий раз – это уже не имеет отношения к
добродетели послушания. Это требование, настоятельная
просьба, «пиление» – но никак не
послушание. И это так – в среде и монашествующих, и
мирян, по отношению и к детям, и ко взрослым. (Речь,
конечно, не о том, если человек не услышал или не понял.)
Поэтому, дорогие, если вас не слушают с первого раза, то
нужно задуматься не о том, как заставить человека
подчиниться, а о том, стоит ли повторять второй раз
(сейчас я говорю только о взрослых).
Александр Дейнека. На стройке новых цехов. 1926
Третье.
Как уже в начале статьи мы заметили, наказание
мужчины – «в поте лица своего есть
хлеб», то есть зарабатывать. В наших нелегких
земных условиях иногда происходит так, что женщине
приходится работать наряду с мужчиной. (Оставим в
стороне досужие разговоры о том, что труд –
облагораживает.) Получается, мало того, что женщина
несет сугубо женское наказание – тяжесть
беременности, рождения детей и послушания мужу, так
еще должна и за мужчину «мотать срок»
– вкалывать в поте лица. Понятно, что под
тяжестью двойного наказания сломаться может любой
человек. Я уже не говорю о том, что суровое мужское
наказание совсем не по женским плечам. Понятно, что у
женщины есть свои труды – и так было испокон
веков. Речь сейчас не совсем об этом. Речь о том, что
в нормальной житейской ситуации женщина не должна
вкалывать с восьми утра до пяти вечера. И испокон
веков женщина не была включена всё время, скажем, в
полевые работы. Когда женщина была нужна – для
помощи при уборке урожая или в каких-то других особых
случаях, – конечно, она вставала в строй с
мужчинами, но вне этого аврального времени у нее была
своя специфическая сфера деятельности. Эта сфера
– создание и поддержание семейного очага, что в
некотором смысле вкладывается в пресловутое «к
мужу твоему влечение твое». Это влечение и
побуждает женщину сделать из дома такое уютное
гнездышко, придя в которое муж особо остро понимает
свое семейное счастье.
Поэтому если другого выхода в семье нет (я имею в виду
заработок женщины), то мужчина должен с максимальным
пониманием относиться к этим неспецифическим для женщин
условиям существования. И если уж ярмо зарабатывания денег
накинуто на обоих, то так же на обоих, а не только на
жену, должна быть наброшена лямка домашних обязанностей.
Чадородие само по себе не спасает. А спасает
тогда, когда приводит женщину (да и всю семью) к
«вере и любви в святости»
И еще несколько слов о третьем факторе в семье –
детях. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о
значении многодетности в жизни, основанных на словах
послания апостола Павла к Тимофею, что женщина
«спасется через чадородие» (1 Тим. 2: 15).
Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет
проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа
любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что
говорится через запятую после этих слов: «спасется
через чадородие, если пребудет в вере и любви и в
святости с целомудрием» (выделено мной.
– о. С.Б.). То есть чадородие само по
себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А
спасает в том случае, когда естественно приводит женщину
(да и всю семью) к «вере и любви в святости».
Из-за неправильного понимания этих слов некоторые
многодетные мамы считают себя чуть ли не наполовину
спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных!
Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит!
Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных
Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки,
Анну – мать пророка Самуила, а также новозаветных
праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы
понять, из какого русла проистекает это фарисейское
осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь
одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и
вовсе бездетных. Иоанн Златоуст был единственным ребенком
в семье. Василий Великий – один из 9 детей. А в
семье Иоанна Кронштадтского не было детей вовсе, потому
что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг
– выше многодетности
или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с
женщиной, со своей женой, и при этом соблюдать
девство и целомудрие – это поистине пребывание в
печи Вавилонской! Я думаю, монашествующие меня поймут.
Поэтому остережемся осуждения, братья. Остережемся
жестокости и немилостивости. Остережемся всего, что
противно духу любви Христовой, и Сам Податель сей любви
пребудет с нами во веки.
Источник