Мужья обращайтесь благоразумно с женами как с немощнейшим сосудом

Мужья обращайтесь благоразумно с женами как с немощнейшим сосудом thumbnail

Прп. Исидор Пелусиот

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Почему в послании Петровом повелено, чтобы мужи воздавали честь, яко немощнейшу сосуду женскому?
Хотя брак честен и ложе законно, но не всегда должно приступать к нему, а иногда должно оставлять его пустым и уступать законам естества, пока оно не очистится и не сделается способным к чадородию. И сие постановил закон; благодать же дает совет, чтобы делалось сие для чистоты и при посредстве непрестанных молитв, и устами Ап. Павла сказала: да пребываете в молитве (1Кор.7:5), а устами Ап. Петра изрекла то самое, что ты желал узнать, а именно, что мужи должны воздавать честь яко немощнейшу сосуду женскому.

Письма.

Прп. Макарий Великий

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Тогда через змия с женой говорил лукавый – возможно, потому, что не дерзал даже приближаться к Адаму, но, убедив женщину – слабейший сосуд, –
через нее обманул Адама, и таким образом напала на них смерть <…> Точно так же здесь словом второго Адама вторая Ева – Мария – зачала, и через нее произошла жизнь и спасение всем верующим во имя Христа.

Слово.

Блж. Августин

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Разве такие супруги не думают о Господнем, как угодить Господу (1 Кор. 7:32)? Но они встречаются очень редко – кто станет это отрицать?

О супружеском благе.

Блж. Феофилакт Болгарский

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

См. Толкование на 1 Пет. 3:5

Север Антиохийский

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Наставив к послушанию жен, апостол увещевает и мужей быть к ним долготерпеливыми. Он указывает и на другую причину для долготерпения – чтобы не было препятствий молитвам, ведь домашние распри являются препятствием для Божьих дел.

Фрагменты.

Иларий Арелатский

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Головам приносят беспокойство члены, но сначала Петр исправляет члены, то есть людей презренных и служащих, чтобы большие не презирались меньшими. Однако в конце речи он напоминает большим, чтобы они сострадали меньшим.
[Все говорится] согласно учению, то есть согласно закону, устанавливающему молитву супружества, чтобы муж не осквернялся во время поста, так как это может препятствовать в молитвах.
Как с немощнейшим сосудом – потому что слабое тело женщины не способно сопротивляться сильному мужу. Как сонаследницам благодатной жизни – словно [Петр] говорит прямо: пока Бог призывает жен к воздаянию
вечной жизни, не насмехайтесь над ними. Хорошо говорится: благодатной жизни, потому что жизнь вечная – в благодати, не в плате за труд, разве лишь Бог даст ее даром, как сказано: не от желающего и не от подвизающегося,
но от Бога милующего
(Рим 9:16).

Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Он говорит также, призывая мужей к подражанию, потому что еще раньше он предписывал это женам словами: когда мужи увидят ваше чистое, богобоязненное житие; а благоразумно [сказано] – чтобы они поняли, чего хочет Бог, и оказывали честь немощному сосуду. Если мы воздерживаемся от соития, мы оказываем честь; если не воздерживаемся, очевидно, что соитие есть
нечто противоположное чести. Дабы не было вам препятствия в молитвах. И
Павел говорит: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для
упражнения в молитве
(1 Кор 7:5).

О семи Кафолических посланиях.

Лопухин А.П.

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Подчинение жены мужу в христианстве не должно иметь рабского характера, напротив, должно носить характер свободного нравственного повиновения при ответном добром отношении к ней мужа-христианина. Отношения христианских мужей к женам своим, по Апостолу, должны отличаться благоразумною бережностью обращения, как со стороною слабейшею, и, кроме того, особою почтительностью, деликатностью, уважением. Обе черты представляют новое, чисто христианское основание: женщины вместе и наравне с мужами являются сонаследницами благодатной жизни и вечного спасения (ср. Гал 3:28); частнее, взаимная, совместная молитва супругов, домашняя и общественная (ср. 1Кор.7:5; 1Тим. 2:8-9), требует примиренного и ничем не возмущаемого христианского духа, а это возможно лишь при требуемых Апостолом чисто нравственных взаимных отношениях супругов-христиан.

Источник

Книга: «ОН и ОНА» :: «Немощнейший сосуд»

Известно, что Господь сотворил первую жену Еву, как помощницу своему мужу. Возникает вопрос: почему тогда женская физическая природа значительно слабее мужской, ведь очень хорошо было бы иметь Адаму такого же физически крепкого, мощного напарника, который бы помогал ему во всех его трудах. Но Бог ничего случайного и ненужного не делает. Женщина призвана помогать мужу не только в житейских делах, но и в самом главном деле – в спасении. И даже физиологические различия мужского и женского пола служат этому. Адам, имея более слабую, хрупкую чем он сам помощницу, должен был беречь её и заботиться о ней. Слабость женщины должна пробуждать в мужчине самые лучшие качества его души: благородство, сострадание, милосердие.

Святой апостол Петр дает такое наставление мужчинам: «Также и вы, мужья обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни…» (1Петр. 3,7)

Христианство вообще в корне изменило отношение древнего мира к женщине. Она теперь не раба, не служанка мужу, не очередная вещь в его доме, а сестра во Христе, соработница и «сонаследница» спасения. Подчинение женщины мужу теперь носит свободно-нравственный характер. Мужу так же предписывается почитание жены, уважительное и бережное отношение к ней.

Именно христианство, а не феминизм возвысило женщину, сделало ее по-настоящему свободной. Эмансипация, наоборот, поработила женщин, навязав им несвойственные для них роли и модели поведения.

Как сказал один московский священник: «В результате борьбы женщин за равенство и равноправие с мужчинами, женщины получили право поднимать тяжести».

Апостол Петр сравнивает женщину с хрупким сосудом, обращаться с которым нужно весьма осторожно и бережно. Почти вся посуда: кувшины, горшки в древности из-за дороговизны металла была глиняной и при неосторожном обращении могла разбиться.

Читайте также:  Глиняный сосуд под вино

В сравнении женщины с сосудом есть и другой смысл. Женщина, жена – это мать, в ней зарождается новая жизнь, она вместилище, сосуд, сохраняющий эту жизнь. И её нежная, деликатная и тонкая физическая природа служит этой великой цели. Большинство физиологических различий между полами связано с репродуктивной функцией женщины. Мужчины и женщины два совершенно разных существа, не только по своему душевному, но и физическому устройству. На эту тему можно было бы написать целые тома, но остановимся только на некоторых, самых ярких различиях мужской и женской телесной природы. Американский психолог Джеймс Добсон, сравнивая физиологию мужчин и женщин приводит весьма интересные данные, вот некоторые из них:

1) «Мужчины и женщины отличаются по характеристикам обмена веществ, которые у женщин обычно ниже, чем у мужчин.

2) Они различаются по структуре скелета: у женщин голова короче, лицо шире, подбородок меньше выступает вперед, торс длиннее. У женщин указательный палец обычно длиннее безымянного, у мужчин наоборот. У мальчиков зубы не выпадают дольше, чем у девочек.

3) У женщин желудок, почки, печень и аппендикс большего, а легкие меньшего размера, чем у мужчин.

4) Женщины имеют функциональные особенно­сти, которые полностью отсутствуют у мужчин: менструация, беременность и лактация. Все это оказывает воздействие на поведение и эмоции. У женщин больше различных гормонов, чем у мужчин. Одинаковые железы функционируют по-разному у мужчин и женщин. Так, щитовид­ная железа у женщин больше, чем у мужчин, и функционирует более активно. Она увеличива­ется во время беременности, а также во время менструации. Женщины чаще страдают зобом, но более устойчивы к простудам. Они имеют бо­лее гладкую кожу, на теле практически отсут­ствует волосяной покров, и есть тонкая подкожная жировая прослойка, что является элемента­ми женской красоты.

Все это связано с работой щитовидной железы. Но она также является причиной эмоциональной неустойчивости — женщины чаще смеются и плачут.

5) В крови женщин больше воды и соответственно на 20 процентов меньше красных кровяных те­лец, а поскольку они снабжают организм кисло­родом, женщина устает быстрее, чем мужчина, и более подвержена обморокам. Поэтому ее жиз­неспособность зависит от обстоятельств. Когда во время войны в Англии рабочий день на фаб­риках увеличили с 10 до 12 часов, несчастные случаи с женщинами выросли на 150 процентов, тогда как количество несчастных случаев с муж­чинами не изменилось.

6) В смысле физической силы, мужчины на 50 про­центов сильнее женщин.

7) Женское сердце бьется сильнее (80 ударов у жен­щин и 72 у мужчин), кровяное давление у жен­щин меняется ежеминутно (на 10 единиц выше, чем у мужчин), но женщины менее склонны к повышенному давлению, по крайней мере в до­климактерическом возрасте.

8) Соотношение дыхательного объема легких у женщин и мужчин 7:10.

9) Женщины легче переносят высокую температуру; обмен веществ снижается у них медленнее»1.

Апостол Павел говорит, чтобы мужья любили своих жен как свою плоть: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит само себя. Ибо никто, никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». (Еф. 5.28-30) И вообще в том, что мужчина заботится о своей жене, бережет ее, оказывает ей уважение и почитание, нет собственно никакого особого подвига, сверх должной заслуги.

Муж и жена – это единое целое в браке и если плохо одному, но не может быть хорошо другому, именно поэтому «любящий жену любит самого себя». Жена сравнивается с телом. Тело – это то, что наиболее близко нам. Говорят: «Своя рубашка ближе к телу». Скажите, кому будет хорошо, если он перестанет заботиться о теле? Что случиться, если в один далеко не прекрасный день перестанем есть, пить, мыться и лечить наши болезни? Думаю, очень скоро протянем ноги.

На хрупкие женские плечи ложиться порой весьма тяжелый труд: воспитание детей, забота о муже, ведение домашнего хозяйства. А некоторые жены трудятся вообще в две смены; сначала на работе, а потом дома, у плиты и стиральной машинки. Думаю, что авторитет любого настоящего мужчины, главы семьи, даже если он занимает весьма важный, ответственный пост, не пострадает если он после работы найдет время помочь жене по хозяйству, облегчить ее труд. Скажем, помыть посуду или сделать уроки с детьми.

И конечно нужно не забывать благодарить наших любимых женщин за все то, что они делают для семьи и для нас лично. Труд хозяйки, в отличии от мужской работы, не очень заметен, зато весьма тяжел. Мужчина видит и чувствует результаты своего труда. Если он хорошо работает, его положительно оценивает начальство, окружающие. А домашний труд женщины может быть оценен только ее близкими. Все что делает жена она, по большому счету, делает для любимого мужа, и помогает ему этим самым в его деятельности. Нужно завести себе правило благодарить жен за все. За приготовленный обед, уборку в доме, выглаженную рубашку. Иногда очень хорошо сделать какой-нибудь неожиданный подарок, не в праздник, а просто так. Не потребуется особых средств и труда, чтобы купить жене цветок или какую-нибудь другую приятную мелочь. Ведь из таких приятных моментов и складывается семейное счастье. Когда женщина любима, когда ее ценят и заботятся о ней, она даже внешне меняется, расцветает и хорошеет. Для женщины вообще важны знаки внимания и заботы со стороны мужчины, она испытывает душевный подъем и прилив сил, когда ощущает заботливое покровительство любимого человека. Но более всего женщины ценят понимание и душевное тепло – это для них дороже самых дорогих подарков.

1 Джеймс Добсон. Что хотят женщины, чтобы о них знали мужья. Спб., 2006, С. 146, 147.

Источник

Мужья обращайтесь благоразумно с женами как с немощнейшим сосудом

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1Пет. 3, 1–2).

В Писании часто говорится, что жены должны повиноваться своим мужьям. При сотворении человека Бог создал жену в качестве помощницы мужу, а потом, после падения, жена стала покоряться мужу, потому что первой нарушила заповедь Божию и увлекла за собой Адама. Бог подчиняет жену мужу, и муж уже имеет власть над ней (ср. Быт. 3, 16). В Новом Завете тоже есть известная формула учения о том, что жены должны повиноваться своим мужьям. А мы говорим, что между полами существует равенство. Как же это согласуется со словами святого апостола Петра? А разве сейчас не так говорят?

Во-первых, в Священном Писании святой апостол Павел говорит, что нет ни мужеского пола, ни женского (ср. Гал. 3, 28). Нет разницы ни между мужчиной и женщиной, ни между варваром и эллином, ни между рабом и свободным, но все мы одинаковы пред Христом. А значит, мы будем исходить из этой основы.

Читайте также:  Виды освидетельствования сосудов работающих под давлением

Есть человек, т.е. мужчина и женщина. Бог сотворил человека, создал Адама, а потом Еву. У них была общая цель – связь с Богом, и Ева содействовала их общему приведению к Небесному Отцу, Богу. Из Ветхого Завета, где женщина действительно стояла ниже мужчины, мы, поскольку закон Моисеев был переходным этапом, переходим в период Нового Завета, период благодати, где больше нет разницы между мужчиной и женщиной: мы все одинаковы пред Богом, и у нас есть общая цель – спасение и связь с Богом.

Святой апостол Петр называет и причину, по которой надо повиноваться мужьям: не потому, чтобы вы были более слабыми или какими-то не такими, а чтобы мужья через поведение своих жен приобретаемы были без увещания, только видя ваше чистое, богобоязненное житие, т.е. чтобы ты без особой проповеди приобретала своего мужа. Когда жена дает мужу то, в чем он нуждается как муж, и муж дает жене то, в чем она нуждается как жена, тогда они взаимно приобретают друг друга, не властвуя над своей половинкой.

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1Пет. 3, 7). Апостол говорит это мужьям, потому что они, видимо, были недотёпами, не понимали, что значит жить с женой, и апостол подчеркивает здесь, какое это великое искусство – жить с женой.

Смейтесь, сколько хотите, мне это не мешает! У кого есть возражения, я готов их выслушать!

Оказывайте честь женскому полу. Видите, что говорит святой апостол Петр? Оказывайте честь – вот что важно, поскольку он не сказал чего-то еще, например, чтобы муж покупал ей платья или водил по салонам красоты, а именно это.

Посмотрите, равенство, конечно же, существует, и именно Христос внес это равенство между полами и покончил с незавидным положением женщины, которая в Римской империи считалась вещью и принижалась даже греческой философией. Евангелие приходит и возвышает женщину, и нет больше ни мужского, ни женского пола. Все мы делаемся одинаковыми пред Богом, но без того, чтобы исчезало своеобразие полов, т.е. мужчина остается мужчиной, и женщина – женщиной, каждый сохраняет своеобразие своего пола и свою психосоматическую индивидуальность.

Потому что, как ни крути, мужчина думает, живет и действует по-своему, у него одна психология и один эмоциональный мир, и другие они у женщины. Ни женщина не может стать мужчиной, ни мужчина женщиной. Не получится этого. Их душевность не может быть изменена. И Церкви хорошо было бы хоть иногда быть построже в некоторых вопросах, касающихся прежде всего женщин, это так, и именно для того, чтобы удержать женщину в положенных ей рамках, чтобы она функционировала как женщина во всех ипостасях своего существования, а также чтобы психосоматическое единение между мужчиной и женщиной происходило в должных границах и на должных уровнях.

Сильные травмы в браке начинают появляться из-за того, что мужчина не может понять, как думает женщина. С этим у нас самая большая проблема, потому что мужчины мыслят грубо. Ум у них здесь не работает – мы такие, такими мы созданы, и не Бог тому виной, просто мы грубые.

Мужчина не может даже заподозрить, с какой нежностью должен относиться к супруге, заботиться о ней. И в действительности проблемы в семьях начинаются именно с этого. Муж не знает, как себя вести с женой. Когда хочет завоевать ее, он делается мягким, как коврик, готов, чтобы она топтала его, делается сладким, как мед, и говорит только сладкие слова. Но это продолжается самое большее до свадьбы. А когда они поженятся, этому приходит конец, и все любезности отбрасываются, как ненужный хлам!

Он говорит:

– Ну что мы теперь, станем говорить о таких вещах? Мы же с тобой столько раз об этом говорили! Сколько тебе еще говорить об этом? Давай будем серьезными! Мы же с тобой уже давно стали взрослыми, нарожали детей, я работаю целыми днями, возвращаюсь домой разбитый, неужели у меня появится желание хвалить тебя, что ты помыла пол, приготовила торт, сделала новую прическу?

Он не говорит ей ничего такого. Ну ладно, не говорит – так не говорит, но только после этого жди последствий. Он заплатит за свое молчание! Причем дорого. Начнется роптание из-за одного, из-за другого, и даже по мелочам жена будет говорить:

– Ты меня не понимаешь! Я кто тебе: рабыня, слуга? Меня никто не понимает!

И всё это будет повторяться без конца, как кассета, которую заело на одном месте. Ну, скажи ты жене пару добрых слов, похвали ее, окажи честь, говорит святой апостол Петр.

Просто диву даешься апостолам, отцам и подвижникам Церкви: какое знание человека у них было! Ну ладно, святой апостол Петр был женат, может, у него имелся опыт, но ведь святой апостол Павел женатым не был. Или подвижники, которые десятилетиями, может, вообще не видели женщин, а в своих творениях с такой ясностью и точностью писали об этих вещах.

Итак, надо сказать себе: «Ну что, дитя мое, ты не знаешь, как вести себя с женой? А тебе не приходит на ум, что надо бы сказать ей такие-то слова, чтобы всё было хорошо? Что надо быть нежным, оказывать жене честь, то есть хвалить ее, обращаться с ней ласково, говорить одобрительные слова, замечать, что она для тебя делает, сказать, что еда вкусная?» Например, сказать ей, что варенье, которое она приготовила, отличное, и никогда не хвалить при ней свою маму, сестру, секретаршу, если они у тебя есть, или же соседку. Это всё очень важно. Мы шутим, конечно, но это именно так.

Муж нуждается в том, чтобы супруга его поддерживала

А почему жены должны повиноваться своим мужьям? Потому что муж нуждается в том, чтобы супруга его поддерживала. И ему многого не надо. Конечно, муж не из тех, кого легко растрогать, он не очень-то поддается, но все-таки чего он хочет от своей жены? Супруг хочет поддержки, и именно это его утешает. То есть жена должна утешать мужа. А что значит утешать? Это как когда садишься на хороший диван, на хорошую постель – и отдыхаешь, расслабляешься, и говоришь: «Как хорошо! Наконец-то я отдохну», – вот такой должна быть супруга для своего мужа.

Когда муж приходит домой и говорит жене: «Знаешь, я сегодня сделал то-то и то-то!» – жена никогда не должна подвергать это сомнению. С той минуты, как ты подвергнешь это сомнению, ты словно выплескиваешь ведро воды в огонь, который должна разжечь, чтобы согреться. И если усомнишься в нем и отреагируешь так: «Ну, что же ты наделал? И все-то тебя обкрадывают, дурят, смеются над тобой, никто всерьез тебя не воспринимает! Ты безвольный, слабый, не умеешь делать покупок, не умеешь распоряжаться деньгами!» – то у тебя с мужем всё будет покончено. Он сникнет и ничего больше говорить тебе не будет. Вернется домой, спросишь: «Как дела?» – «Хорошо», – ответит, и ничего больше.

Читайте также:  Акт испытаний сосудов под давлением

Так что муж ждет поддержки от своей супруги.

Ты точно так же приобретешь мужа, если будешь ему повиноваться, не становясь, конечно же, ему рабыней. У мужа имеется честолюбие. Если скажет тебе:

– Давай свожу тебя на прогулку по Афинам!

А ты ответишь:

– Пресвятая Богородице! Да мы же позавчера только были в Афинах! Сколько мы будем туда ездить? Я же говорила тебе, что не хочу туда!

Если откажешь ему и не покоришься, а начнешь всё это ему выговаривать, он больше никуда тебя не поведет. Скажет:

– Ну и сиди тогда взаперти! – или: – Делай что хочешь!

Если не что-нибудь похуже. Другое дело, если скажет тебе что-нибудь, а ты ответишь: «Хорошо, с удовольствием!» Например, он говорит: «Мне захотелось поесть того-то!» – а жена отвечает: – «С удовольствием приготовлю тебе это!» Или даже не ответит, а молча приготовит, тогда, поскольку у него имеется честолюбие, жена с легкостью сможет делать с мужем всё, что захочет. Это как если бы у тебя был слон, ты привязываешь его за веревочку и ведешь, куда хочешь.

Надо знать, как вести себя с другим человеком. Муж должен знать, как вести себя с женой, так же как и жена с мужем. В этом великое искусство супружества. Кто ему научился, кто нашел себя, кто отринул свой эгоизм и научился вести себя с другим человеком, тот многое приобрел и красиво проживет свою супружескую жизнь, он будет утешаться духовно и, по словам святого апостола Петра, не будет иметь преткновения в молитвах. То есть благодать Божия будет обитать в его сердце, и ему нетрудно будет молиться.

Часто женщины приходят к нам и говорят:

– Мне очень тяжело из-за того, что муж не ходит в церковь! – или: – Он неверующий! – или: – Он ругается со мной. Что ему сказать, чтобы пришел в церковь?

Что ему сказать? Да ничего не надо ему говорить, ты сама своим поведением покажи ему, что церковь тебе помогает, что в церкви ты сделалась хорошей супругой, что утешаешь его, уважаешь, чтишь, ценишь, признаешь, вдохновляешь. Ты должна окрылять своего мужа. Когда он маленький, он ждет, что мать будет окрылять его, а сразу после нее ждет того же от жены. Это так, так функционирует психология мужчины. Если сделаешь это, то не надо будет читать ему проповедей. Он постепенно сам придет, полюбит церковь и воцерковится.

Я видел много случаев, когда муж не ходил в церковь, но говорил:

– Моя жена ходит в церковь, исповедуется и стала очень хорошей матерью, хозяйкой. Она такая хорошая.

И видишь, что он этому радуется и хвастает перед другими. А когда ходишь в церковь, но остаешься язвительной, капризной, злобной, гневной, никто с тобой поговорить не может, ты никому не оказываешь снисхождения, ни во что не ставишь мужа, – тогда он же не сумасшедший, чтобы прийти в церковь! Не придет он. И скажет тебе:

– А что ты поняла из того, что стала ходить в церковь? Ты же стала еще хуже, чем была!

Сколько таких случаев было! Или же бывают женщины среднего возраста, которые во имя Церкви совершают трагические ошибки. Муж говорит ей:

– Поедем на экскурсию!

А она отвечает:

– Сначала спрошу у своего духовника!

Ну, не заслуживает ли она того, чтобы духовник задал ей трепку, образно говоря, Бога ради? Разве можно такое говорить своему мужу?

Или он тебе говорит:

– У тебя есть деньги в банке, дай мне три тысячи лир!

А ты говоришь:

– Подожди, спрошу у духовника, тогда скажу!

Так нельзя. Ты не можешь так разговаривать с ним. Ответь ему нормально и, если есть серьезная причина, посоветуйся с духовником. Но изволь правильно относиться к своему мужу.

Люди часто создают огромные проблемы в браке, прикрываясь Церковью

Или он просит оказать ему какую-нибудь услугу – сделай это, утешь его, не ищи религиозных поводов, чтобы сделать, как хочешь ты, тогда как Церковь ничего подобного не говорит. Знаете, люди часто создают огромные проблемы в браке, прикрываясь Церковью. Даже в супружеских отношениях жена часто, не желая почему-либо иметь связь с мужем, выдвигает тысячи причин:

– Нет, сейчас праздник! Я буду причащаться! Я пощусь! Я буду месить просфоры! Я буду проходить мимо храма!

Тысячи причин. Ну, разве это не естественно, если муж вознегодует и отвернется от Церкви? Церковь не говорит ничего подобного, ты всё это выдумала. Со своей точки зрения, может, ты и права, но по правилам супружеской жизни – ты не имеешь права так поступать.

То же самое касается мужа. Ты не можешь пренебрегать супругой под предлогом благочестия. Ты не можешь не уделять жене внимания из-за того, что якобы занимаешься Церковью, духовными делами. То есть прийти домой и сказать супруге:

– Знаешь, мы дома не будем разговаривать, чтобы не празднословить!

Вы знаете, что такое «празднословить»? Не говорить лишних слов и сидеть молча. Если бы ты был подвижник, монах – хорошо, делай это. Но ты у себя дома, и если сделаешь это, потеряешь жену.

Или муж говорит:

– Я не хвалю свою жену, чтобы она не возгордилась!

Ну, не хвали ее, тогда сосед ее похвалит, и у тебя будут проблемы

Ну, не хвали ее, тогда сосед ее похвалит, и у тебя будут проблемы. А ты не догадываешься, что ее надо ободрять? Если не похвалишь супругу, как ты ее приобретешь? И как ты вообще мог сказать такое, что будто бы ее охватит гордыня?

Такие поступки говорят о духовной неуравновешенности, создают огромные проблемы, и это вообще не в духе Христа и Церкви.

Когда мы говорим, чтобы жена покорялась мужу, это должно происходить так, как Христос покорился Своему Отцу: Он покорился не из-за того, что Отец выше Сына, а из любви. Чтобы приобрести другого, я из любви покоряюсь ему.

Когда хочу приобрести кого-нибудь, и он мне говорит:

– Ты не дашь мне ручку? – я отвечаю:

– С радостью, возьми! Я тебе целых две дам!

Потому что хочу стяжать его любовь, а не потому, будто я его раб. Или он говорит мне:

– Ты не окажешь мне одну услугу?

– Конечно, с удовольствием!

Одно дело сказать: «Ну хорошо, окажу, но только сначала подумаю», – и другое: «С радостью! С удовольствием!» Это совсем другое дело. Это и есть то повиновение, о котором говорит апостол.

Источник