На дне сосуда бог

На дне сосуда бог thumbnail

На дне сосуда бог

ВЕРНЕР ГЕЙЗЕНБЕРГ — ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Он был истинным христианином в полном смысле этого слова

Нобелевская премия: Вернер Гейзенберг (1901-1976) был удостоен Нобелевской премии по физике в 1932 г. «за создание квантовой механики, применение которой привело, помимо прочего, к открытию аллотропических форм водорода». В 1927 году Гейзенберг сформулировал знаменитый принцип неопределенности, названный его именем.

Гражданство: Германия.

Образование: доктор философии (физика), Мюнхенский университет, Германия, 1923 г.; доктор философии, Геттингенский университет, Германия, 1924 г.

Профессиональная деятельность: профессор физики в университетах Копенгагена (Дания), Лейпцига, Берлина, Геттингена и Мюнхена.

1. «Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог». [«Der erste Trunk aus dem Becher der Naturwissenschaft macht atheistisch, aber auf dem Grund des Bechers wartet Gott.»] (Цит. по: Hildebrand 1988, 10).

2. Генри Маргенау (почетный профессор физики и естественных наук в Йельском университете) в автобиографической статье, опубликованной в журнале «Истина» (Truth), писал: «Хотя я ничего не сказал о годах с 1936-го по 1950-й, они были отмечены несколькими незабываемыми для меня событиями. Одним из них была первая встреча с Гейзенбергом, приехавшим в Америку вскоре после окончания Второй мировой войны. В личной беседе с ним я был поражен глубиной его религиозных убеждений. Он был истинным христианином в полном смысле этого слова». (Margenau 1985, Vol. 1).

3. В статье «Естественнонаучная и религиозная истина» (1973) Гейзенберг писал: «В ходе развития естествознания, начиная со знаменитого процесса против Галилея, снова и снова высказывалось мнение, что естественнонаучная истина не может быть приведена в согласие с религиозным истолкованием мира. Но должен сказать, что, хотя я убежден в неоспоримости естественнонаучной истины в своей сфере, мне все же никогда не представлялось возможным отбросить содержание религиозной мысли просто как часть преодоленной ступени сознания человечества — часть, от которой в будущем все равно придется отказаться. Так что на протяжении моей жизни мне постоянно приходилось задумываться о соотношении этих двух духовных миров, ибо у меня никогда не возникало сомнения в реальности того, на что они указывают». (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. — С. 328).

4. «Где нет уже никаких путеводных ориентиров, там вместе с ценностной шкалой пропадает и смысл наших действий и нашего страдания, и в конечном счете остаются лишь отрицание и отчаяние. Религия есть, таким образом, фундамент этики, а этика — предпосылка нашей жизни». (Гейзенберг, 1987. — С. 333).

5. Эйнштейн до конца своей жизни верил в строгую причинность. В последнем дошедшем до нас письме к Эйнштейну Гейзенберг писал, что хотя в новой квантовой механике излюбленный Эйнштейном принцип причинности не подтверждается, «мы можем утешаться тем, что благому Господу Богу, должно быть, известно положение частиц, так что принцип причинности все равно, наверное, остается в силе». (Цит. по: Holton 2000, vol. 53).

Тихомир Димитров «Они верили в Бога: пятьдесят нобелевских лауреатов и другие великие ученые»

Газета Протестант,ру

Источник

«Òå, êòî ãîâîðèò, ÷òî èçó÷åíèå íàóê äåëàåò ÷åëîâåêà àòåèñòîì, âåðîÿòíî, êàêèå-òî ñìåøíûå ëþäè» (Ìàêñ Áîðí, ëàóðåàò Íîáåëåâñêîé ïðåìèè ïî ôèçèêå). Çàíèìàÿñü íàóêîé, ïîãðóæàÿñü â ìèð èñêóññòâà è ëèòåðàòóðû, ÿ âñÿêèé ðàç âñïîìèíàë âûðàæåíèå Àëåêñàíäðà Ìåíÿ: «Ðåëèãèÿ è íàóêà ïðîòèâîïîñòàâëÿþòñÿ ëèøü òåìíîòîé, íåäîðàçâèòîñòüþ; ïðîòèâîðå÷àò äðóã äðóãó ëèøü â îáîþäíîì íåçíàíèè èëè íåæåëàíèè çíàòü. Èñòèííàÿ ðåëèãèÿ íàó÷íà, èñòèííàÿ íàóêà ðåëèãèîçíà» (Àëåêñàíäð Ìåíü). À ïîòîìó, íàì ñëåäóåò ñìèðåííî ïðèçíàòü, ÷òî «ëèøü ìàëîå çíàíèå óâîäèò ÷åëîâåêà îò Áîãà, çíàíèå áîëüøîå âíîâü âîçâðàùàåò ê Íåìó» (Ôð. Áýêîí). Äðóãèìè ñëîâàìè, «ïåðâûé ãëîòîê èç êóáêà åñòåñòâîçíàíèÿ ïîðîæäàåò àòåèçì, íî íà äíå ñîñóäà íàñ îæèäàåò Áîã» (Âåðíåð Ãåéçåíáåð, ëàóðåàò Íîáåëåâñêîé ïðåìèè ïî ôèçèêå).

Àíàëèçèðóÿ óñòðîéñòâî Âñåëåííîé, ñåðüåçíûå ó÷åíûå “ñêëîííû äóìàòü, ÷òî åñòü íåêèé ñâåðõúåñòåñòâåííûé ýëåìåíò áûòèÿ, íå ïîääàþùèéñÿ ðàöèîíàëüíîìó îáúÿñíåíèþ. Âàæíåéøåå íàó÷íîå îòêðûòèå ïîñëåäíåãî âðåìåíè ñîñòîèò â òîì, ÷òî îêðóæàþùèé íàñ ôèçè÷åñêèé ìèð ñóùåñòâîâàë îòíþäü íå âñåãäà”. Ïðè ýòîì ïîëó÷àþò ðàñïðîñòðàíåíèå íàó÷íûå òåîðèè î “ãåíåðàöèè Âñåëåííîé èç íè÷åãî”; “ìèð, âîçìîæíî, â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè ïîñòðîåí èç íè÷åãî”. Àíãëèéñêèé ôèçèê-òåîðåòèê Ïîë Äåâèñ ïîñâÿòèë ýòîé ïðîáëåìå êíèãó «Ñóïåðñèëà»: «Âñÿ ïðèðîäà, â êîíå÷íîì ñ÷åòå, ïîä÷èíåíà äåéñòâèþ íåêîé ñóïåðñèëû, ïðîÿâëÿþùåéñÿ â ðàçëè÷íûõ «èïîñòàñÿõ». Ýòà ñèëà äîñòàòî÷íî ìîùíà, ÷òîáû ñîçäàòü íàøó Âñåëåííóþ è íàäåëèòü åå ñâåòîì, ýíåðãèåé, ìàòåðèåé è ïðèäàòü åé ñòðóêòóðó. Íî ñóïåðñèëà – íå÷òî áîëüøåå, ÷åì ïðîñòî ñîçèäàþùåå íà÷àëî.  íåé ìàòåðèÿ, ïðîñòðàíñòâî-âðåìÿ è âçàèìîäåéñòâèå ñëèòû â íåðàçäåëüíîå ãàðìîíè÷íîå öåëîå, ïîðîæäàþùåå òàêîå åäèíñòâî Âñåëåííîé, êîòîðîå ðàíåå íèêòî íå ïðåäïîëàãàë» [Davies P. Superforce. (The search for a grand unified theory of nature). N.-Y., 1985. Ññûëêà íà ðóññêèé ïåðåâîä: Äýâèñ Ï. Ñóïåðñèëà. (Ïîèñêè åäèíîé òåîðèè ïðèðîäû). – Ì.: 1989, ñ.10-11, 161].

Читайте также:  Процессы в кровеносных сосудах

Ïðîøåäøèé âåê ïðèíåñ íàì öåëûé ðÿä ãåíèåâ â îáëàñòè èçó÷åíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. Èíòåðåñíî îòìåòèòü, ÷òî ïðàêòè÷åñêè âñå èç íèõ ïîìèìî íåçà¬óðÿäíîãî èíòåëëåêòà îáëàäàëè îäíîé ïîðàçèòåëüíîé îñîáåííîñòüþ: êàæäûé, â ðàçëè÷íîé ñòåïåíè, ïîñëå 40 èëè 50 ëåò æèçíåííîãî îïûòà, ïîñâÿùåííûõ àíàëèçó è ïðèñòàëüíîìó “÷òåíèþ” ÷åëîâå÷åñêîãî ìîçãà, ïðèøåë ê ðåëè¬ãèîçíîìó âçãëÿäó íà æèçíü. Òàê, àíãëèéñêèé ôèçèîëîã Øåððèíãòîí ïèñàë, ÷òî ìîç㠗 “ýòî, íàâåðíîå, ïîñëåäíÿÿ èç òàéí ïðèðîäû, êîòîðàÿ êîãäà-ëèáî îòêðî¬åòñÿ ÷åëîâåêó”. Àìåðèêàíñêèé õèðóðã Ïåíôèëä â ñâîèõ ïîñëåäíèõ ðàáîòàõ áûë âûíóæäåí ïðèçíàòü, ÷òî “ðàçóì — íå÷òî áîëüøåå, ÷åì ìîçã; ðàçóì ÿâëÿåòñÿ èçíà÷àëüíûì “ïîáóäèòåëåì”, êîòîðîìó íåëüçÿ íàéòè îáúÿñíåíèÿ â îðãàíè÷åñêèõ ôóíêöèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà”. Òðóäû àâñòðàëèéñêîãî ó÷åíîãî Ýêêëçà èçîáèëóþò òàêèìè âû¬ðàæåíèÿìè, êàê “âåëèêîå íåèçâåñòíîå”, “ñìûñë òâîðåíèÿ”, “íå¬ìîùü íàóêè”. “Èñòèíà, — ïèøåò Ýêêëç, — ïîëíîñòüþ íåïîñòèæèìà, ðàçâå ÷òî íà òðèâèàëüíîì óðîâíå”.  ðåçóëüòàòå ìíîãîëåòíèõ èñññëåäîâàíèé ó÷åíûé ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî ïîÿâëåíèå ñîçíàíèÿ íåëüçÿ îáúÿñíèòü çàêîíàìè ýâîëþöèè, ÷òî ÷åëîâåê ÿâëÿåòñÿ “äóõîâíûì ñóùåñòâîì” è ÷òî “äóøà, âûðàæàåìàÿ â ðåëèãèîçíûõ ïîíÿòèÿõ, ïðåäñòàâëÿåò åäèíñòâåííóþ ðåàëüíîñòü”.

Óàéëäåð Ïåíôèëä, âûäàþùèéñÿ íåéðîõèðóðã è ýêñïåðèìåíòà¬òîð, ïèøåò, ÷òî íà ïðîòÿæåíèè âñåé ñâîåé íàó÷íîé äåÿòåëüíîñòè, êàê è äðóãèå ó÷åíûå, “îí ñòàðàëñÿ äîêàçàòü, ÷òî îáúÿñíåíèå ñóù¬íîñòè ðàçóìà êðîåòñÿ â ãîëîâíîì ìîçãå”. “Íî òåïåðü ÿ óâåðåí, ÷òî íèêîãäà íåëüçÿ áóäåò îáúÿñíèòü ðàçóì íà îñíîâå íåéðîííûõ ïðîöåññîâ âíóòðè ìîçãà. Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ðàçóì ðàçâèâàåòñÿ è çðååò íåçàâèñèìûì îáðàçîì â òå÷åíèå âñåé æèçíè èíäèâèäóóìà êàê íåêèé ïîñòîÿííûé ýëåìåíò”. Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Óèëüÿì Äæåéìñ ñ÷èòàë âîïðîñ î ñâÿçè ìåæäó ìîçãîì è ðàçóìîì “ñàìîé îñíîâíîé èç âñåõ îñíîâíûõ ïðîáëåì”. Ó÷èòåëü Äæåéìñà, ×àðëüç Øåððèíãòîí, ïîëó÷èâøèé â 1932 ãîäó Íîáåëåâñêóþ ïðåìèþ çà èññëåäîâàíèÿ â îáëàñòè ðåôëåêñîëîãèè, çàÿ¬âèë: “Ìû äîëæíû ñ÷èòàòü ïðîáëåìó ñâÿçè ðàçóìà ñ ìîçãîì íå òîëü¬êî íåðåøåííîé, íî è ëèøåííîé âñÿêîãî îñíîâàíèÿ äëÿ åå ðåøå¬íèÿ”.  ñâîåé êíèãå “Èíòåãðàòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû”, â ïîñëåäíåì ïàðàãðàôå, îí ñëåäóþùèì îáðàçîì ñôîð¬ìóëèðîâàë ñâîé âûâîä: “Òî, ÷òî íàøå “ß” ñëàãàåòñÿ èç äâóõ îñíîâ¬íûõ ýëåìåíòîâ, ìîçãà è ðàçóìà, íè÷óòü íå ìåíåå âåðîÿòíî, ÷åì òî, ÷òî îíî çàâèñèò ëèøü îò îäíîãî”.

Ãåðìàí Âåéëü, îäèí èç êðóïíåéøèõ ó÷åíûõ XX âåêà, îñòàâèë ãëóáîêèé ñëåä â ìàòåìàòèêå è ôèçè¬êå, áóäó÷è â òî æå âðåìÿ ãëóáîêî âåðóþùèì ôèëîñîôîì.  ïåðâîé ãëàâå ýòîé êíèãè, íîñÿùåé íàçâàíèå “Áîã è Âñåëåí¬íàÿ”, îáñóæäàåòñÿ âîïðîñ î ñâÿçè ìåæäó ìàòåìàòèêîé áåñêîíå÷íî¬ãî è ïîñòèæåíèåì Áîãà. Ïî ìíåíèþ Âåéëÿ, ýòà ñâÿçü ÿâëÿåòñÿ âåñü¬ìà òåñíîé, èáî “ìèð íå åñòü õàîñ, îí åñòü êîñìîñ, ãàðìîíè÷åñêè óïîðÿäî÷åííûé ïîñðåäñòâîì íåðóøèìûõ çàêîíîâ ìàòåìàòèêè”, à èñòî÷íèêîì çàêîíîìåðíîé ìàòåìàòè÷åñêîé ãàðìîíèè ìèðà ÿâëÿ¬åòñÿ Áîã; èìåííî íàóêà (à íå èñòîðèÿ èëè ýòèêà), è â îñîáåííîñòè ìàòå¬ìàòèêà, îòêðûâàåò äëÿ ìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà ïóòü ê Áîãó, òàê êàê îíà äàåò “âèäåíèå òîé áåçóïðå÷íîé ãàðìîíèè, êîòîðàÿ ñîãëàñóåòñÿ ñ âîçâûøåííîé ïðè÷èíîé”… Îñîçíàíèå ìèðà, êàê îí ïðèõîäèò ê íàì îò Áîãà, íå ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî ïóòåì çíàíèÿ, êðèñòàëëè¬çîâàííîãî â îòäåëüíûõ ñóæäåíèÿõ, èìåþùèõ íåçàâèñèìîå çíà÷å-íèå è îòíîñÿùèõñÿ ê îïðåäåëåííûì ôàêòàì”. «Òå, êòî ãîâîðèò, ÷òî èçó÷åíèå íàóê äåëàåò ÷åëîâåêà àòåèñòîì, âåðîÿòíî, êàêèå-òî ñìåøíûå ëþäè» (Ìàêñ Áîðí, ëàóðåàò Íîáåëåâñêîé ïðåìèè ïî ôèçèêå). Äðóãèìè ñëîâàìè, «ïåðâûé ãëîòîê èç êóáêà åñòåñòâîçíàíèÿ ïîðîæäàåò àòåèçì, íî íà äíå ñîñóäà íàñ îæèäàåò Áîã» (Âåðíåð Ãåéçåíáåð, ëàóðåàò Íîáåëåâñêîé ïðåìèè ïî ôèçèêå).

– èç êíèãè “Ýêîëîãèÿ äóõà” (È.Ëåùóê)

Источник

Предлагаем вниманию читателей подборку цитат великих ученых-физиков о вере и Боге

Галилео Галилей (1564-1642) – итальянский
философ, математик, физик, механик и астроном, оказавший исключительное
влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для научных
открытий, которыми стали спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на
Луне, и фазы Венеры. Защитник гелиоцентрической системы Коперника и
основатель экспериментальной науки.

«Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать».

«Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо».

«В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания».

 Исаак Ньютон (1643-1727) – английский физик,математик, астроном. Основатель классической теории физики.

«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены
лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего
Существа. Вот – мое первое и последнее слово».

Читайте также:  Лопнувшие сосуды на ногах при беременности

Михаил Ломоносов (1711-1765) русский
ученый-естествоиспытатель, химик, физик, астроном, энциклопедист.
Заложил основы физической химии и молекулярно-кинетической теории
теплоты. Утвердил основания современного русского литературного языка,
поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Разработал проект Московского университета. Предсказал наличие атмосферы
у планеты Венера.

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое
величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им
созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его
зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного
понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево
благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских
богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие
церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики,
математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру
влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и
церковные учители».

«Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего
родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из
некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них
вражду восклеплет».

Андре Мари Ампер (1775-1836) –французский физик и математик, открыл основной закон электродинамики.

«Самое убедительное доказательство бытия Бога – это гармония средств,
при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому
порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для
развития и размножения своих физических и духовных способностей».

Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) – немецкий математик, астроном, физик.

«Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы
устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь
догадываться в этом мире».

«Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда – нас ожидает Бог».

Ганс Шерстед (1777-1851) – датский физик.

«Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога».

Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824-1907) один из
величайших физиков. Работал в области электростатики, тепло- и
электропередачи, термодинамики, теории упругости, геологии, практической
физики и техники. Первым сформулировал Второй закон термодинамики.

«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».

 Томас Эдисон (1847-1931) – американский изобретатель.

«Величайшее мое уважение и восхищение – всем инженерам, особенно же самому великому из них – Богу!»

Густав Ми (1868-1957) – немецкий физик.

«Нужно сказать, что мыслящий естествоиспытатель по необходимости
должен быть благочестивым человеком. Он должен благоговейно преклонить
колени перед Божественным Духом, Который так ясно проявляет Себя в
природе».

Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889) великий английский
физик. Работал над пониманием природы теплоты, ее взаимосвязью с
механической работой, что привело к открытию Первого закона
термодинамики. Совместно с лордом Кельвином разработал абсолютную шкалу
температуры.

«После того, как мы узнаем Волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще
одно важное дело: постичь Его Мудрость, Мощь и Милосердие из тех
свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы – есть
познание Бога».

Джон Амброз Флеминг (1849-1945) – британский физик и радиотехник.

«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые
материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами
как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя».

 Джозеф Джон Томсон (1856-1940), английский физик, изучал рентгеновские лучи, открыл электрон. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906г.

«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно
сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая
есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница
религии».

«С верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии».

Макс Планк (1858-1947) выдающийся немецкий физик, основатель квантовой теории.

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим
противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в
основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная
наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или
этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от
друга».

«Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для
религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в
конце. Для одних он означает фундамент, а для других – вершину
построения любых мировоззренческих принципов».

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) – автор
специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл
законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории
поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау)
Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Лауреат
Нобелевской  премии по физике 1921 г.

«Гармония
естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по
сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих
существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Читайте также:  От шампанского расширяются или сужаются сосуды

«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед
безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той
картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим
умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической
стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога»

«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и
мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что
нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности
человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог
допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во
тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому
пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом
человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те
невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не
им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно
совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте –
большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных
работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты».

Макс Борн (1882-1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.

Лауреат Нобелевской премиипо физике 1954 г.

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».

«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Нильс Бор (1885-1962) великий датский физик,
лауреат Нобелевской премии по физике. Создал первую квантовую теорию
атома, участвовал в разработке основ квантовой механики. Внёс
значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций,
процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».

Артур Комптон (1892-1962), американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1927 г.

«Для
меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную
и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и,
следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который
разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности
самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог»».

Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик,
один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории
поля, лауреат Нобелевской премии по физике 1945 г.

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления
зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в
религиозном языке название благодати».

Карл Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик, один из создателей основ квантовой физики, лауреат Нобелевской премии 1932 г.

«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

Поль Дирак (1902-1984) – английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики. Нобелевская премия по физике 1933 г. «За разработки новых, перспективных форм атомной теории»

«Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные
физические законы описываются математической теорией, аппарат которой
обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это
как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог
является математиком очень высокого ранга, и что он при построении
Вселенной использовал математику высшего уровня».

«Оказывается, одна из основных особенностей природы заключается в
том, что законы фундаментальной физики описываются очень изящными и
мощными математическими теориями. Для понимания этих теорий нужно быть
математиком высокого уровня. Вы можете удивляться: почему Природа
устроена таким образом? Единственное, что можно ответить на современном
уровне знаний – Природа таким образом сконструирована. Остается только
принять это. Другими словами, Бог – математик очень высокого уровня и Он
использовал самую совершенную математику при создании Вселенной. Наши
слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь
маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики
мы надеемся понять устройство Вселенной лучше».

Великие физики о вере и Боге

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Источник