На поверхности молока налитого в сосуд через некоторое время

На поверхности молока налитого в сосуд через некоторое время thumbnail

Инфоурок

› Физика ›Презентации›Презентация по физики на тему “Взаимодействие молекул”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

Объясните увеличение объема тела при нагревании с помощью гипотезы о строении вещества. Все тела состоят из мельчайших частиц, между которыми существуют промежутки. При нагревании тел их размеры увеличиваются в связи с увеличением расстояния между частицами и их удале- нием друг от друга.

3 слайд

Описание слайда:

2. Как проверить достоверность данной гипотезы?

4 слайд

Описание слайда:

Частицы вещества очень малы и не видны невооруженным глазом. 3. Почему все тела нам кажутся сплошными?

5 слайд

Описание слайда:

4. Что такое молекула? Состав молекулы воды. Молекула – мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. Н2О

6 слайд

Описание слайда:

5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества? Молекулы одного и того же вещества одинаковы и не зависят от состояния вещества. лед водяной пар вода

7 слайд

Описание слайда:

6. Беспорядочное движение маленьких твердых частиц, находящихся в жидкости или газе, называют ________________ движением. БРОУНОВСКИМ

8 слайд

Описание слайда:

7. Показана траектория перемещения пылинки в воздухе в течение нескольких секунд. Почему пылинку много раз поменяла направление своего движения? В каких точках это происходила?

9 слайд

10 слайд

Описание слайда:

Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул. Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени. Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате. Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде, чем в холодной.

11 слайд

Описание слайда:

На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаиваются быстрее, чем в теплом помещении. Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине – гниют.

12 слайд

Описание слайда:

Тема урока «Взаимодействие молекул» Почему тела, у которых вещества состоят из отдельных молекул, расположенных на расстоянии, не рассыпаются на эти отдельные молекулы?

13 слайд

Описание слайда:

Возникает на расстояниях, сравнимых с размерами молекул силы ПРИТЯЖЕНИЯ силы ОТТАЛКИВАНИЯ преобладают в твердых телах в газах определяют прочность тела восстановление формы

14 слайд

Описание слайда:

Существуют одновременно С  расстояния между молекулами –  сварка, пайка склеивание смачивание – это ПРИТЯЖЕНИЕ Распрямление сжатого тела Раскручивание пружины – это ОТТАЛКИВАНИЕ

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

Описание слайда:

Смачивание твердого тела жидкостью происходит в результате более сильного …………………. между молекулами жидкости и молекулами твердого тела, чем между молекулами воды. притяжения Несмачивание твердого тела жидкостью происходит в результате более сильного ……………….. между молекулами жидкости, чем между молекулами жидкости и молекулами твердого тела. притяжения

20 слайд

Описание слайда:

СМАЧИВАНИЕ НЕСМАЧИВАНИЕ

21 слайд

Описание слайда:

Заполните пропуски в тексте, используя слова сильнее, слабее, притяжение, отталкивание. Нам приходится прикладывать усилие, чтобы сломать палку или разорвать ткань, потому что между молекулами существует взаимное …. Если жидкость смачивает твердое тело, это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу ….,чем к молекулам тела. Если капля воды попадает на поверхность, покрытую жиром или парафином, она принимает форму сплюснутого шара, потому что молекулы воды притягиваются друг к другу ….,чем к молекулам жира или парафина. При растяжении тела заметнее проявляется…. между молекулами, а при сжатии ….

22 слайд

Описание слайда:

Будет предложен ряд утверждений, Вам необходимо записать под соответствующим номером «да», если Вы считаете утверждение верным, или «нет», если считаете его неверным.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель физики

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Учебник: «Физика», Перышкин А.В.

Тема: §11 Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Номер материала: ДБ-1681547

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок физики в 7 классе

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Цели урока: познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; научить объяснять явление диффузии и скорость ее протекания в зависимости от температуры тела.

Оборудование: пузырек с духами; модель хаотического движения молекул; набор пробирок; вода; медный купорос.

Эпиграф к уроку: «Наблюдать,изучать,работать» – кредо жизни М.Фарадея

Ход урока

Актуализация знаний

Самостоятельная работа.

I вариант

1. Выберите верное утверждение.

А. Только твердые тела, состоят из молекул. Б. Только жидкости состоят из молекул. В. Только газы состоят из молекул. Г. Все тела состоят из молекул.

2. Отличается ли чем-нибудь молекулы твердого йода и молекулы

газообразного йода.

А. Не отличаются. Б. Отличаются формой. В. Отличаются числом атомов. Г. Молекулы твердого тела больше молекул газа. Д. Молекулы твердого тела меньше молекул газа.

3. Промежутки между молекулами жидкости и молекулами твердого

тела при одной и той же температуре…

А. Одинаковы. Б. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости больше, чем между молекулами твердого тела. В. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости меньше, чем между молекулами твердого тела. Г. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости могут быть и больше и меньше, чем между молекулами твердого тела.

4. Можно ли утверждать, что объем водорода в воздушном шаре ра-

вен сумме объемов отдельных молекул водорода?

А. Да, объем водорода в воздушном шаре равен сумме объемов отдельных молекул водорода. Б. Нет, объем водорода в воздушном шаре не равен сумме объемов отдельных молекул водорода, так как есть промежутки между молекулами.

5. Есть л и отличие между молекулами холодного молока и молекула-

ми горячего молока?

A. Молекулы холодного молока больше, чем молекулы горячего.

Б. Молекулы холодного молока меньше, чем молекулы горячего.

B. Молекулы одинаковы.

Вариант

Номер вопроса и ответ

1

2

3

4

5

1

Г

А

Б

Б

В

II вариант

  1. Мельчайшей частицей вещества является… А. Элементарная частица. Б Атом. В. Молекула.

  2. Отличается ли чем-нибудь молекулы водяного пара от молекулы

воды?

А. Отличаются формой. Б. Молекулы пара больше молекул жидкости. В. Молекулы пара меньше молекул жидкости. Г. Отличаются числом атомов. Д. Не отличаются.

3. Промежутки между молекулами твердого тела и молекулами газа

при одной и той же температуре… А. Неодинаковы: промежутки между молекулами твердого тела больше, чем между молекулами газа. Б. Неодинаковы: промежутки между молекулами твердого тела меньше, чем между молекулами газа. В. Неодинаковы: промежутки между молекулами твердого тела могут быть и больше и меньше, чем между молекулами газа. Г. Одинаковы.

4. В стакан, наполненный до краев чаем, осторожно всыпали пол-

ную чайную ложку сахарного песка, и чай не перелился через

края стакана. Почему? А. Сахар испарился. Б. Чай, заполненный сахарным песком, раздвинул стенки стакана. В. Молекулы сахара заняли промежутки между молекулами воды. Г. Молекулы воды стали меньше размером и освободившееся пространство заполнили молекулы сахара.

5. Есть ли отличие между молекулами серебра в ложке, опущенной в

горячий чай, и в ложке, лежащей на столе? А. Нет, молекулы одинаковы. Б. Молекулы серебра горячей ложки меньше, чем молекулы серебра холодной. В. Молекулы серебра холодной ложки меньше, чем молекулы серебра горячей.

Вариант

Номер вопроса и ответ

1

2

3

4

5

2

В

д

Б

В

А

Мотивация.

Запах духов, как известно, ощущается на довольно большом расстоянии. Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы духов движутся. Молекулы духов на своем пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха. Они постоянно меняют направление движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате.

Изучение нового материала

Опытным доказательством того, что тела состоят из молекул, которые находятся в непрерывном беспорядочном движении, является диффузия.

Проделаем опыт, связанный с растворением кристаллика медного купороса в воде. Этот опыт также указывает на возможность молекул разного сорта перемешиваться между собой.

Если в раствор купороса аккуратно налить воду, то между двумя слоями образуется четкая граница раздела (медный купорос тяжелее воды). Но через два дня в сосуде будет однородная голубоватая жидкость. Это происходит совершенно произвольно.

Процесс проникновения молекул одного вещества между молекулами другого, вследствие хаотичного движения называется диффузией. Таким образом, диффузия – результат хаотичного движения всех молекул без всякого механического воздействия.

Так как молекулы движутся и в газах, и в жидкостях, и в твердых телах, то в этих веществах возможна диффузия. Чем больше скорость молекул, тем интенсивнее процесс диффузии. В газах диффузия происходит быстрее, чем в жидкости и твердом теле, а в жидкости скорость диффузии больше, чем в твердых телах.

Взаимное проникновение молекул гладкой свинцовой пластинки между молекулами золотой пластинки при комнатной температуре может стать заметным лишь через 4-5 лет. Проникновение составит 1лш.

Английский металлург Вильям Роберте-Аустин в простом эксперименте измерил диффузию золота в свинце. Он наплавил тонкий диск золота на конец цилиндра из чистого свинца длиной 1 дюйм, поместил этот цилиндр в печь, где поддерживалась температура около 200 °С, и держал его в печи 10 дней. Затем разрезал цилиндр на тонкие диски и измерил массу золота, которое проникло в каждый срез свинца.

Оказалось, что к «чистому» концу через весь цилиндр прошла вполне измеримая масса золота; в противоположном направлении в глубь золотого диска проник свинец. Роберте-Аустин обнаружил, что нагретый металл проникает в другой, когда они тесно прижаты друг к другу.

Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул. Таким образом, явление диффузии протекает по-разному при разной температуре: чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия.

А теперь давайте попробуем решить, почему диффузия протекает по-разному при разной температуре? Как изменяются свойства молекул при изменении давления?

– Какую гипотезу можно выдвинуть? (При высокой температуре молекулы движутся быстрее и из-за этого быстрее перемешиваются.)

  • А если вещество однородное? Что произойдет с его молекулами при нагревании? (Молекулы будут быстрее двигаться.)

  • Правильно. А как можно проверить эту гипотезу? (Выслушиваются предложения учащихся.)

Мы знаем, что из-за движения молекул происходит такое явление, как испарение. Нужно предсказать, как будет протекать испарение при разной температуре.

Учащиеся делают предположение: испарение протекает быстрее при более высокой температуре, так как чем быстрее движутся молекулы, тем больше молекул улетает из жидкости за одно и то же время.

Демонстрация опыта

В два одинаковых стакана наливается вода – горячая и холодная. Стаканы ставятся на чашки весов. Весы в равновесии. Скоро чашка с холодной водой начинает перевешивать.

Решение задач

Теперь давайте попытаемся использовать наши знания при решении задач. Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул.

  1. Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени.

  2. Белье быстрее сохнет на ветру.

  3. На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаиваются быстрее, чем в теплом помещении.

  4. Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.

  5. Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде, чем в холодной.

  6. При использовании фена волосы высыхают тем быстрее, чем теплее воздух.

  7. Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине – гниют.

Первичное закрепление изученного материала.

Физический диктант

Предлагается ряд утверждений, ученики записывают под соответствующим номером «да», если считают утверждение верным, или «нет», если считают его неверным:

I вариант

  1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет).

  2. Объем газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по размеру (нет).

  3. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).

4. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда (да).

5. Атомы состоят из молекул (нет).

II вариант

  1. Объем тела при нагревании уменьшается (нет).

  2. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, так как промежутки между молекулами становятся меньше (да).

  3. При сжатии газа уменьшается размер молекул (нет).

  4. Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды (нет).

  5. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд (да).

Рефлексия.

Оцените:

-Как я работал на уроке?

-Кто мне помогал?

-Что запомнил?

-В чем кредо жизни ученого Фарадея?

Итог урока

Процессы диффузии имеют очень большое значение в природе. Дыхание животных и растений, проникновение кислорода из крови в ткани – все это диффузия.

Можно сделать вывод: чем горячее тело, тем больше скорость молекул; чем холоднее тело, тем меньше скорость молекул.

Слова горячее, холодное, теплое характеризуют тепловое состояние тел. Чтобы описать это состояние, необходима физическая величина – температура. Температура измеряется термометром.

Дополнительный материал

Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома для приготовления пищи, не имеет ни цвета, ни запаха. Поэтому трудно было бы сразу заметить утечку газа. А при утечке за счет диффузии газ распространяется по всему помещению. Между тем при определенном соотношении газа с воздухом в закрытом помещении образуется смесь, которая может взорваться, например, от зажженной спички. Газ может вызвать и отравление.

Чтобы сделать поступление газа в помещение заметным, на распределительных станциях горючий газ предварительно смешивают с особыми веществами, обладающими резким неприятным запахом, который легко ощущается человеком даже при весьма малой его концентрации. Такая мера предосторожности позволяет быстро заметить накопление газа в помещении, если образовалась утечка.

Выставление оценок . Домашнее задание

Экспериментальное задание:

Задание 1.

Явление диффузии можно пронаблюдать дома, имея крепкий чай и воду.

В тонкостенный стакан с водой с помощью пипетки опустите на дно несколько капель крепкого чая. Через некоторое время чай окрасит воду во всем стакане.

Взяв два стакана – с холодной и горячей водой, выясните зависимость скорости диффузии от температуры.

Задание 2.

Вместе с товарищем проделайте опыт.

Возьмите часы с секундной стрелкой, кусок шпагата, линейку (или рулетку), флакон духов и встаньте в разные углы комнаты.

Пусть ваш товарищ заметит время и откроет флакон. Вы отметьте время, когда почувствуете запах духов. Измерьте расстояние между вами и найдите скорость диффузии (опыт повторите не менее трех раз и найдите среднее значение скорости.)

Сравните скорость диффузии со средней скоростью движения молекул газа при комнатной температуре. Как можно объяснить разницу?

Источник

Технологическая карта урока физики

Тема

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

Метапредметный результат – развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия, самостоятельности в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.

Предметный результат – – формирование понятия всемирного тяготения, силы тяжести;

– формировать умение анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку;

– показать взаимосвязь силы тяжести и массы тела.

Задачи урока

  1. используя основные положения МКТ объяснить явление диффузии

  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

  3. Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Планируемые результаты:

УУД

Личностные: Наблюдают и объясняют явление диффузии

Познавательные: Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы

Регулятивные: Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи

Коммуникативные: Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь

Тип урока

Урок открытия нового знания

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

Сила, сила тяжести, закон всемирного тяготения.

Источники информации

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011

2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. -М.: Издательство «Экзамен» 2013

Ресурсы

Рабочий лист, технологическая карта, набор мензурок, медный купорос, флакон духов

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать Вас на моем уроке. Присаживайтесь. Командиры групп, подойдите и возьмите рабочие листы.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Самостоятельная работа.

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Решите кроссворд.

  1. Вода в твердом состоянии.

  2. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют ..

  3. Жидкое полезное ископаемое

  4. Наука о природе.

  5. Самое медленное животное.

  6. Холодное время года.

  7. Прибор, служащий для рассмотрения мелких тел.

  8. Измеряется в секундах.

Какое слово у вас получилось в выделенном синем цвете прямоугольником? (диффузия). Сегодня на уроке мы как раз и познакомимся с новым для нас физическим понятием – диффузией. Тема урока звучит следующим образом: « Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах». Запишите в рабочий лист. Какую цель вы поставите на уроке? (Познакомиться с новым физическим понятием, узнать зависимость диффузии от температуры).

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

(беру флакон духов и несколько раз распыляю в классе). Ребята, скажите, вы что – нибудь чувствуете? (да, запах духов). Запах духов, как известно, ощущается на довольно большом расстоянии. Распространение запахов происходит из – за того, что молекулы духов движутся. Молекулы духов на своем пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха. Они постоянно меняют свое направление движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате.

Давайте проделаем опыт. На ваших столах находится медный купорос и стаканчики с водой. Насыпьте немного медного купороса в воду. Что вы наблюдаете? (вода окрашивается). А что это значит? (что молекулы разных веществ могут перемешиваться между собой). Хорошо! А теперь налейте раствор медного купороса в другой стакан с чистой водой. Что вы наблюдаете? (вода четко отделена от раствора купороса). Давайте один стакан отставим и посмотрим на него на следующем уроке.

Процесс проникновения молекул одного вещества между молекулами другого, вследствие хаотичного движения называют диффузией. СЛАЙД 3.

Мы с вами выяснили, что диффузия может происходить в газах и в жидкостях. А как вы думаете, происходит ли диффузия в твердых телах? (ответы детей). На самом деле диффузия в твердых телах происходит, но очень медленно. Взаимное проникновение молекул гладкой свинцовой пластинки между молекулами золотой пластинки при комнатной температуре может стать заметным лишь через 4 – 5 лет.

Давайте проделаем опыт. В стакан с холодной водой опустите пакетик чая. Что вы наблюдаете? (вода постепенно окрашивается). Хорошо. А теперь опустите пакетик в стакан с горячей водой. Что вы теперь наблюдаете? (вода окрашивается гораздо быстрее). Какой вывод из этого опыта можно сделать? (чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия). А почему диффузия происходит быстрее? (потому что при повышении температуры скорость движения молекул увеличивается). СЛАЙД 4

ДЕМОНСТРАЦИЯ. На чаши весов ставится два стакана с водой, только в одном горячая вода, а в другом – холодная. Весы в равновесии. И через некоторое время чаща весов с холодной водой начинает перевешивать. Почему? (чем выше температура воды, тем быстрее происходит испарение, следовательно, через некоторое время в чаше с горячей водой молекул будет меньше).

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Теперь давайте попытаемся использовать наши знания при решении задач. Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул.

  1. Лужи быстрее высыхают на солнце, чем тени.

  2. Белье быстрее сохнет на ветру.

  3. На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаивается быстрее, чем в теплом помещении.

  4. Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.

  5. Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде, чем в холодной.

  6. При использовании фена волосы высыхают быстрее, чем теплее воздух.

  7. Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине – гниют. СЛАЙД 5

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ СЛАЙД 6 – 8

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Всем: Параграф 9.

По желанию:

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Процесс диффузии имеет очень большое значение в природе. Дыхание животных и растений, проникновение кислорода из крови в ткани – все это диффузия. Можно сделать вывод: чем горячее тело, тем больше скорость молекул наоборот.

Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.

  • Я сегодня на уроке открыл для себя…

  • Мне понравилось на уроке то, что…

  • На уроке меня порадовало…

  • Я удовлетворён своей работой, потому что…

  • Мне хотелось бы порекомендовать…

  • Если бы я был учителем, то …

Источник

Читайте также:  Как и чем оздоровить сосуды