Найди лишнее слово объясни свой выбор судить подсудить суд сосуд
Городской тур олимпиады по русскому языку, март 2013 г.
4 класс
Код №_____________ Общее кол-во баллов: ________
№1. Выпиши слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Билет, теперь, около, потом, пять, семя.
№2. Вычеркни все буквы, которые встречаются два и более раз. Из оставшихся букв сложи имя сказочного героя.
Тля, крот, дятел, тире, лиса.
№3. Подчеркни лишнее слово. Объясни свой выбор.
- Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
- Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник
- Судить, подсудят, суд, сосуд
- Сорняк, сор, насорю, мусор
№4. Разгадай шараду.
Мой первый слог – предлог,
Второй достоин порицанья,
А вместе все – животного названье.
№5. К данным словам напиши синонимы и антонимы.
Синонимы | Антонимы | |
быстрый | ||
работа | ||
найти | ||
скука | ||
смелый |
№6. Выпиши из стихотворения Я.Козловского подчеркнутые слова и определи их принадлежность к частям речи.
Нёс медведь, шагая к рынку ( )
На продажу мёду крынку. ( )
Вдруг на Мишку, вот напасть, ( )
Осы вздумали напасть. ( )
Мишка с армией осиной ( )
Дрался вырванной осиной. ( )
Мог ли в ярость он не впасть, ( )
Если осы лезли в пасть. ( )
№7. Кто как подаёт голос? Определи спряжение найденных глаголов.
Лошадь _____________
Пчела_______________
Голубь______________
Курица_______________
Овца ________________
Кошка_______________
Комар________________
№8. Расставь знаки препинания и определи, сколько человек встретил Пётр. Запиши все возможные варианты.
Ответ: На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.
______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
№9. Замени устойчивое выражение одним словом.
Кот наплакал_- __________________
Сломя голову_- __________________
Втирать очки__- _________________
Во все лопатки_- _________________
Заправлять арапа_- ________________
№10. Подчеркни имена существительные. Укажи склонение и падеж. Запиши словосочетание с существительным в падеже, какой отсутствует в тексте.
На сосне и на берёзе – бахрома.
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.
_____________________________________________________
Проверяющий:
Городской тур олимпиады по русскому языку, март 2013
Ответы, 4 класс
№ 1. Ответ: теперь, пять, семя. (1 балл за три слова)
№2. Ответ: Садко. (1 балл)
№3. 1) огурчик – суффикс –ик- (в остальных –чик-)
- подорожник – приставка по- (в остальных – под-)
- сосуд – не однокоренное (остальные – родственные)
- насорю – глагол (остальные – существительные)
1 балл за каждый ответ с обоснованием.
№4. Ответ: олень 1 балл
№5. 1 правильный ответ – 0,5 балла. Обратить внимание: синонимы и антонимы д.б. одной частью речи со словом.
№6. По 0,5 балла за правильный ответ.
Нёс медведь, шагая к рынку (предл. +сущ.)
На продажу мёду крынку. (сущ.)
Вдруг на Мишку, вот напасть, (сущ.)
Осы вздумали напасть. (глаг.)
Мишка с армией осиной (прилаг.)
Дрался вырванной осиной. (сущ.)
Мог ли в ярость он не впасть, (глаг.)
Если осы лезли в пасть. (предл. +сущ.)
№7. 0,5 балла за каждый правильный ответ
Лошадь ржёт – І спр. Овца блеет – І спр.
Пчела жужжит – ІІ спр. Кошка мяукает – І спр.
Голубь воркует – І спр. Комар пищит – ІІ спр.
Курица клохчет, квохчет – І спр.
№8. По 1 баллу за правильный ответ.
На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища. На вокзале Петр встретил мать, сестру брата своего товарища.
№9. 0,5 балла за слово
Кот наплакал_- мало
Сломя голову_- быстро
Втирать очки__- обманывать
Во все лопатки_- быстро
Заправлять арапа_- обманывать
№10. 1 балл за правильно определенную часть речи, склонение и падеж.
1 балл за словосочетание с сущ. в родит. падеже.
Источник
Шифр участника ____________
Задания школьной Олимпиады по русскому языку
для младших школьников
2013-2014 учебный год
1. Найдите слова, что не меняются,
Когда с конца они читаются.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпиши слова, в которых есть звук [й].
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
(Л. Мартынов)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запиши, вставляя подходящие по смыслу слова.
А. Черепаху защищает крепкий ____________________.
Б. Наука о лечении называется ___________________.
В. _______________________ по осени считают.
Г. Значок для записи числа называется ____________________.
Д. Длинный Тик легко и просто
Обегает __________________________.
Ну, а так поменьше ростом,
Чем его минутный брат.
(С. Баруздин)
4. Найди лишнее слово, объясни свой выбор.
А. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.
Б. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
В. Судить, подсудить, суд, сосуд.
Г. Сорняк, сор, насорю, мусор.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Найди слова по их значению.
1 | С | Т | 5 | С | Т |
2 | С | Т | 6 | С | Т |
3 | С | Т | 7 | С | Т |
4 | С | Т | 8 | С | Т |
1. Группа птиц. 2. Большая, высокая копна сена. 3. Предмет для сидения. 4. Команда «остановиться». 5. Сооружение для перехода (проезда) через реку. 6. Твердая корка на снегу. 7. Пункт, который охраняет часовой. 8. Длинная палка.
7. Разгадай шараду.
А. Наш первый слог тот отгадает,
Кто ноты хоть немного знает,
Второй и третий – оленя украшают,
А целое – нередко сил лишает.
Б. Мой первый слог – предлог,
Второй достоин порицанья,
А вместе всё – животного названья.
В. Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Назовите русское женское имя, которое не оканчивается ни на –а, ни на –я.
_____________________________________________________________________________
9. Кто как подаёт голос? Определите спряжение найденных глаголов.
Лошадь …, овца…, кошка…, курица…, пчела…, голубь…, комар….
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Спиши существительные, поставь их в родительный падеж множественного числа.
Копна, копьё, кочерга, оладья, швея, земля,
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ Задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | Итого |
Кол-во баллов |
Ключ к заданиям школьной олимпиады по русскому языку для младших школьников
2013-2014 учебный год
№ Задания | Ответы | Баллы |
1. | Кок, поп, тот, потоп, шалаш, казак, еле-еле, мадам и т.д. | 2,5 балла(по 0,5б за каждое правильное написанное слово) |
2. | Змея, своя, я, извиваясь. | 2 балла (по 0,5б за каждое слово) |
3. | А. Панцирь. Б. Медицина. В. Цыплят. Г. Цифра. Д. Циферблат. 5 баллов. | 2,5 балла ( по 0,5б за каждое слово) |
4. | А. Огурчик – суффикс -ик-. Разговорчик – в слове есть приставка Б. Подорожник – приставка по-. В. Сосуд – корень -сосуд-. Г. Мусор – корень -мусор-. | 5 баллов (0,5 за лишнее слово и 0,5 за обоснование ) |
5. | Суффикс -ищ-. | 3 балла |
6. | 1. Стая. 2. Стог. 3. Стул. 4. Стоп. 5. Мост. 6. Наст. 7. Пост. 8. Шест. | 4 балла (за каждое правильное Слово по0,5б) |
7. | А. Дорога. Б. Олень. В. Картина. | 3 балла |
8. | Любовь. | 2 балла |
9. | Лошадь ржет (I спр.), овца блеет (I спр.), кошка мяукает (I спр.), курица клохчет/квохчет (I спр.), пчела жужжит (II спр.), голубь воркует (I спр.), комар пищит (II спр.). | 7 баллов (по 0,5б за каждое написанное слово и 0,5б за определение спряжения) |
10. | Копён и копен; копий; кочерёг; оладий ; швей; земель; | 6 баллов (по 1баллу за слово) |
Итого 37 баллов |
Источник