Найди лишнее слово судить подсудить суд сосуд

Найди лишнее слово судить подсудить суд сосуд thumbnail

Городской тур олимпиады по русскому языку, март 2013 г.

4 класс

Код №_____________ Общее кол-во баллов: ________

№1. Выпиши слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Билет, теперь, около, потом, пять, семя.

№2. Вычеркни все буквы, которые встречаются два и более раз. Из оставшихся букв сложи имя сказочного героя.

Тля, крот, дятел, тире, лиса.

№3. Подчеркни лишнее слово. Объясни свой выбор.

  1. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
  1. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник
  1. Судить, подсудят, суд, сосуд
  1. Сорняк, сор, насорю, мусор

№4. Разгадай шараду.

Мой первый слог – предлог,

Второй достоин порицанья,

А вместе все – животного названье.

№5. К данным словам напиши синонимы и антонимы.

Синонимы

Антонимы

быстрый

работа

найти

скука

смелый

№6. Выпиши из стихотворения Я.Козловского подчеркнутые слова и определи их принадлежность к частям речи.

Нёс медведь, шагая к рынку ( )

На продажу мёду крынку. ( )

Вдруг на Мишку, вот напасть, ( )

Осы вздумали напасть. ( )

Мишка с армией осиной ( )

Дрался вырванной осиной. ( )

Мог ли в ярость он не впасть, ( )

Если осы лезли в пасть. ( )

№7. Кто как подаёт голос? Определи спряжение найденных глаголов.

Лошадь _____________

Пчела_______________

Голубь______________

Курица_______________

Овца ________________

Кошка_______________

Комар________________

№8. Расставь знаки препинания и определи, сколько человек встретил Пётр. Запиши все возможные варианты.

Ответ: На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

№9. Замени устойчивое выражение одним словом.

Кот наплакал_- __________________

Сломя голову_- __________________

Втирать очки__- _________________

Во все лопатки_- _________________

Заправлять арапа_- ________________

№10. Подчеркни имена существительные. Укажи склонение и падеж. Запиши словосочетание с существительным в падеже, какой отсутствует в тексте.

На сосне и на берёзе – бахрома.

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

_____________________________________________________

Проверяющий:

Городской тур олимпиады по русскому языку, март 2013

Ответы, 4 класс

№ 1. Ответ: теперь, пять, семя. (1 балл за три слова)

№2. Ответ: Садко. (1 балл)

№3. 1) огурчик – суффикс -ик- (в остальных -чик-)

  1. подорожник – приставка по- (в остальных – под-)
  1. сосуд – не однокоренное (остальные – родственные)
  1. насорю – глагол (остальные – существительные)

1 балл за каждый ответ с обоснованием.

№4. Ответ: олень 1 балл

№5. 1 правильный ответ – 0,5 балла. Обратить внимание: синонимы и антонимы д.б. одной частью речи со словом.

№6. По 0,5 балла за правильный ответ.

Нёс медведь, шагая к рынку (предл. +сущ.)

На продажу мёду крынку. (сущ.)

Вдруг на Мишку, вот напасть, (сущ.)

Осы вздумали напасть. (глаг.)

Мишка с армией осиной (прилаг.)

Дрался вырванной осиной. (сущ.)

Читайте также:  Удостоверение для работы с сосудами под давлением образец

Мог ли в ярость он не впасть, (глаг.)

Если осы лезли в пасть. (предл. +сущ.)

№7. 0,5 балла за каждый правильный ответ

Лошадь ржёт – І спр. Овца блеет – І спр.

Пчела жужжит – ІІ спр. Кошка мяукает – І спр.

Голубь воркует – І спр. Комар пищит – ІІ спр.

Курица клохчет, квохчет – І спр.

№8. По 1 баллу за правильный ответ.

На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища. На вокзале Петр встретил мать, сестру брата своего товарища.

№9. 0,5 балла за слово

Кот наплакал_- мало

Сломя голову_- быстро

Втирать очки__- обманывать

Во все лопатки_- быстро

Заправлять арапа_- обманывать

№10. 1 балл за правильно определенную часть речи, склонение и падеж.

1 балл за словосочетание с сущ. в родит. падеже.

Источник

Задания Олимпиады по русскому языку.

1. Запиши по три слова, где: А. букв больше, чем звуков; Б. звуков больше, чем букв.

2. Найди слова, что не меняются,

Когда с конца они читаются.

3. Расставь ударение в словах.

Столяр, засуха, кулинария, договор, красивее, звонит, алфавит, средства.

4. Подчеркни слова, в которых все согласные мягкие.

Билет, теперь, около, потом, пять, семя.

5. Вставь буквы так, чтобы получилось два разных слова. Составь с каждым словом предложение.

А. Зап…вать – зап…вать. Б. П…сец – п…сец.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Запиши, вставляя подходящие по смыслу слова.

А. Черепаху защищает крепкий ____________________.

Б. Наука о лечении называется ____________________.

В. ___________________по осени считают.

Г. Значок для записи числа называют ________________.

Д. Длинный Тик легко и просто

Обегает __________________.

Ну, а Так поменьше ростом,

Чем его минутный брат.

(С. Баруздин)

7. Замени одним словом, разбери его по составу.

А. Состояние, когда человеку не спится.

Б. Слабый, не имеющий сил.

В. Вступительная, вводная часть книги.

Г. Молодые растения, выращенные в парниках для пересадки в грунт.

8. Найди лишнее слово, объясни свой выбор.

А. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик

Б. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

В. Судить, подсудить, суд, сосуд.

Г. Сорняк, сор, насорю, мусор.

9. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?

10. Замени устойчивое выражение одним словом.

Кот наплакал –

пруд пруди –

спустя рукава –

как снег на голову –

повесить нос –

11. Подбери синонимы:

смышленый –

замкнутый –

вежливый –

12. Запиши, как называют жителя (м.р.), жительницу (ж.р.), и всех вместе жителей (мн.ч.) этих городов.

Читайте также:  Гост сосуды с давлением

А. Москва – _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Б. Красноярск – ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

В. Санкт-Петербург – __________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Г. Пермь – ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Д. Мурманск – ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

13. Определи род данных слов.

Георгин, туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведёрки, тюль, какао, лебедь, кофе, шампунь.

14. Спиши существительные, поставь их в родительный падеж множественного числа.

сапог – мандарин – кочерга –

носок – апельсин – оладья –

чулок – копьё – ласка –

швея – земля – копна –

15. Расставь знаки препинания и определи, сколько человек встретил Пётр. Запиши все возможные варианты.

На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища

Источник

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

Фамилия, имя ______________________________________________, класс _________________________

1. Составь как можно больше слов из слова звездочёт:

________________________________________________________________________________________

2. Выпиши слова, в которых есть звук [й]:

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я-то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя.

3. Подбери слова так, чтобы получилась пирамида:

К

О

К

О

К

О

К

О

К

О

К

О

4. Запиши слова в алфавитном порядке, вставь пропущенные буквы:

Ог…род, к…пуста, ябл…ки, м…лина, пш…ница, р…стение.

________________________________________________________________________________________

5. Вычеркни все буквы, которые встречаются два и более раз. Из оставшихся букв сложи имя

сказочного героя:

Тире, тля, лиса, дятел, крот.

_________________________________________________________________________________________

6. Спиши, вставь пропущенные буквы. Слова с пропущенными буквами разбери по составу.

Мама простыни стирала

И на речке пол…скала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку пол…скала.

К старости наш дедушка

Очень пос…дел.

Он в саду на брёвнышко

Сел и пос…дел.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Найди лишнее слово, объясни свой выбор:

а) стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.

б) подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

в) судить, подсудить, суд, сосуд.

г) сорняк, сор, насорю, мусор.

а) ___________________________________________________________________________________

б) ___________________________________________________________________________________

в) ___________________________________________________________________________________

г) ___________________________________________________________________________________

8. Выпиши сначала устойчивые сочетания со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро»:

Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

Бездельничать: ___________________________________________________________________________

Обманывать: _____________________________________________________________________________

Быстро: _________________________________________________________________________________

9. Выпиши существительные в три столбика: 1-ый – те, которые употребляются только в единственном

числе; во 2-ой – те, которые употребляются только во множественном числе, в 3-ий – те, которые

могут быть и в единственном, и во множественном числе.

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила,

Читайте также:  Глазное дно сосуды сетчатки

кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.

единственное число

множественное число

единственное и множественное число

10. Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы. Разбери его по членам предложения и по частям

речи. Определи падеж существительных.

По крыш… л…сной ст…рожк… медленно сб…гали крупные капли д…ждя.

_________________________________________________________________________________________

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС (ОТВЕТЫ)

1. Составь как можно больше слов из слова звездочёт:

По 1 баллу за слово.

2. Выпиши слова, в которых есть звук [й]:

Змея, своя, я, извиваясь.

За каждое слово – 1 балл.

3. Подбери слова так, чтобы получилась пирамида:

К

О

Т

К

О

З

А

К

О

Н

Е

Ц

К

О

Р

О

В

А

К

О

Л

Я

С

К

А

К

О

С

Т

Р

И

Щ

Е

По 1 баллу за слово.

4. Запиши слова в алфавитном порядке, вставь пропущенные буквы:

Капуста, малина, огород, пшеница, растение, яблоки.

По 0,5 балла за слово.

5. Вычеркни все буквы, которые встречаются два и более раз. Из оставшихся букв сложи имя

сказочного героя:

Садко.

2 балла.

6. Спиши, вставь пропущенные буквы. Слова с пропущенными буквами разбери по составу.

Полоскала (простыни)

Поласкала (кошку)

Поседел (к старости)

Посидел (в саду)

По 1 баллу за слово.

7. Найди лишнее слово, объясни свой выбор:

а) огурчик – суффикс -ик;

б) подорожник – приставка по-;

в) сосуд – корень сосуд;

г) насорю – глагол; мусор – корень мусор.

По 1 баллу за обоснование.

8. Выпиши сначала устойчивые сочетания со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро»:

Бездельничать: сидеть сложа руки, лодыря корчить, бить баклуши, собак гонять;

Обманывать: водить за нос, вводить в заблуждение;

Быстро: сломя голову, во все лопатки, во весь дух, высунув язык, со всех ног.

По 1 баллу за полную группу.

9. Выпиши существительные в три столбика: 1-ый – те, которые употребляются только в единственном

числе; во 2-ой – те, которые употребляются только во множественном числе, в 3-ий – те, которые

могут быть и в единственном, и во множественном числе.

единственное число

множественное число

единственное и множественное число

Железо

Сани

Обед

Смех

Ворота

Полотенце

Трусость

Ножницы

Пожар

Кашель

Кудри

Варежка

Темнота

Чернила

Воз

Капуста

Дрова

Валенок

2 балла.

10. Спиши предложение, вставляя пропущенные буквы. Разбери его по членам предложения и по частям речи. Определи падеж существительных. По крыш… л…сной ст…рожк… медленно сб…гали крупные капли д…ждя.

По 2 балла за разбор по членам предложения и по частям речи. По 1 баллу за каждое обозначение падежа.

Источник