Каждая подъемная установка, за исключением установок со шкивами трения, должна быть оборудована защитой от провисания струны и напуска каната. Исполнительные контакты защитных устройств включаются в цепь защиты и сигнализации подъемной установки. На установках с большой длиной струны каната, где при нормальной работе наблюдается значительная вибрация канатов, исполнительные реле защиты от провисания струны и напуска каната могут иметь выдержку времени не более 0,8 с. Эта выдержка времени необходима для отстройки от ложных срабатываний защиты.

При срабатывании защиты, ее исполнительный кантакт в цепи катушки контактора предохранительного тормоза шунтируется контактом обходного переключателя и одновременно другим контактором этого переключателя размыкается цепь катушки реверсора соответствующего направления движения, чем обеспечивается блокировка, предотвращающая движение машины в сторону дальнейшего напуска каната.

Устройства защиты.

В устройствах защиты от провисания струны и напуска каната могут использоваться различные способы контроля натяжения каната.

Ослабление каната можно определить:

  • по провисанию струны каната от подъемной машины до копрового шкива;
  • по изменению нагрузки на копровые шкивы;
  • по изменению положения прицепного устройства на подъемном сосуде;
  • по сравнению перемещения подъемной машины и подъемного сосуда.

Наибольшее распространение получили устройства защиты, контролирующие провисание струны каната от подъемной машины до копрового шкива. Такие устройства по конструкции могут быть самыми разными. Принцип их работы заключается в том, что при провисании струны канат приводит в действие аппарат защиты (конечный выключатель, реле) либо механическим переключением контактов выключателя, либо благодаря электрическому контакту между канатом и подканатной конструкцией. При этом следует заметить, что работа устройств, работающих по принципу непосредственного электрического контакта между канатом и подканатной  конструкцией, является менее надежной, так как из-за загрязнения (и обмерзания зимой) каната увеличивается вероятность отказа защиты.

Известны различные конструкции выполненные по рассматриваемому принципу. Этол и конечные выключатели, установленные у канатного проема в здании подъемной машины, на которые воздействует канат при провисании струны через различные подканатные конструкции (тросы, подвижные жесткие конструкции) и конечные выключатели, установленные на копре, на которые воздействует при ослаблении каната груз через ролик, оттягивающий канат на участке от шкива к подъемному сосуду. Наиболее распространенным являются конструкции, установленные под канатом на стене здания подъемной  машины так, чтобы при провисании канат воздействовал на подканатную конструкцию (трубку, тросик) и вызывал срабатывание защиты.

На наклонных подъемных установках, где по технологии работы подъема предусматривается ослабление каната (например, одноконцевые грузовые подъемы), защита от напуска каната выполняется в виде конструкции, контролирующей ослабление и провисание витков каната на барабане подъемной машины, и устанавливается под барабаном. В этом случае она не реагирует на ослабление каната и предотвращает значительный его напуск.

Наладка и испытание защиты

При наладке защиты и ее периодических осмотрах необходимо проверить:

  • надежность крепления и состояние датчиков ослабления каната;
  • состояние соединений зажимов и соединительных кабелей;
  • состояние исполнительных реле и их контактов;
  • исправность работы защиты;
  • исправность сигнализации о срабатывании защиты.

Для надежной работы защиты, реагирующей на провисание струны каната, подканатная конструкция должна устанавливаться на возможно меньшем удалении от каната. При этом допускается кратковременное касание подканатной конструкции раскачивающимся канатом. Выдержку времени исполнительных реле защиты необходимо устанавливать минимально возможной                               (не более 0,8 с), обеспечивающей отстройку защиты от ложных срабатываний при колебаниях каната.

При наладке защиты необходимо также убедиться, создав искусственный напуск каната большой величины (3-4 м), что канат надежно воздействует на подканатную конструкцию при любой величине напуска. В случае, если при напуске канат будет ложиться на ограждение канатного проема в стене здания и отходить от подканатной конструкции при какой-то величине напуска, необходимо опустить ограждение канатного проема до величины, обеспечивающей нормальное воздействие каната на подканатную конструкцию как при малых, так и при значительных напусках.

При наладке защит, реагирующзих на изменение нагрузки копровых шкивов или изменение положения элементов прицепного устройства подъемного сосуда, следует обратить особое внимание на то, что на установках, где в конечных положениях наблюдаются технологические ослабления каната (при посадке сосуда на кулаки, посадочные брусья, у опрокидных подъемных сосудов),возникает необходимость блокирования (шунтирования) защиты в конечных  положениях   подъемных сосудов. Шунтирование защиты в этом случае осуществляется на небольшом участке пути (не более 0,5 м) конечным выключателем, срабатывающим от воздействия подъемного сосуда, находящегося в данный момент в верхнем положении.

Проверку действия защиты от провисания струны и напуска каната произвести созданием искусственного напуска каната. Для этого подъемный сосуд установить на вымостку из балок или посадочные кулаки на нулевой площадке, на посадочные брусья в загрузочном устройстве (при небольшой глубине ствола) или удерживать вспомогательной лебедкой. Затем произвести разгон подъемной машины до срабатывания защиты и определить величину напуска каната. Эта величина должна быть по возможности минимальной (0,8-1 м).

Для исключения срабатывания защиты от переподъема во время испытаний защиты от напуска каната, ее следует зашунтировать нажатием кнопок (поворотом ключа) раздельной проверки концевой защиты от переподъема. Во время проверки защиты от напуска каната не должны вестись никакие другие работы на установке и в стволе.

Читайте также:  Какие сосуды в желудке

Как и перед проверкой других защит, до начала испытания защиты от напуска каната необходимо убедиться в исправности работы тормозной системы.

Литература: ” Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок”, Издательство Пермского национального исследовательского университета 2014