Натюрморт с четырьмя сосудами

Франсиско де Сурбаран (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура – 27 августа 1664, Мадрид) – испанский художник, представитСурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.
Защита Кадиса от англичан (1634) (302 х 323 см) (Мадрид, Прадо)
В 1617-1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры – Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626-1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628-1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.
Распятие (ок.1630) (214 х 143,5 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)
В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений – картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца. В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики – им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».
Святой Франциск на молитве (1638-1639) (117.5 x 90.2 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)
Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе – наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов». Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.
Благовещение (1650) (217.6 х 316.4 см) (Филадельфия, Музей искусства)
В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве – «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны». В 1658-1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.
Агнец Божий (1635-1640) (37,3 х 62 см) (Мадрид, Прадо)
Битва между христианами и маврами в Эль Сотильо (1637-1639) (335 х 191,1) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Видение святого Петра Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)
Детство Девы Марии (1632-1633) (116,8 х 94) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Детство Девы Марии (ок.1660) (73.5 х 53.5 см) (С-Петербург, Эрмитаж)
Знамение святого Иакова (1659-1660) (291 х 165) (Мадрид, Прадо)
Мадонна с младенцем (1658) (101 х 78 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)
Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем (1662) (169 х 127 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)
Молитва святого Бонавентуры об избрании нового папы Римского (1628-1629) (239 х 222 см) (Дрезден, Худож. галерея новых мастеров)
Мученичество святого Иакова (1640) (252 х 186) (Мадрид, Прадо)
Натюрморт с айвами на блюде (1633-1664) (35 х 40.5 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)
Натюрморт с фруктами и чашкой (1633) (62.2 x 109.5 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)
Натюрморт с чашкой воды и розой (ок.1630) (21.2 x 30.1 см) (Лондон, Нац. галерея)
Натюрморт с четырьмя сосудами (ок.1660) (46 х 84 см) (Мадрид, Прадо)
Непорочное зачатие (1632) (252 х 992.1 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)
Непорочное зачатие (ок.1630) (128 х 89 см) (Мадрид, Прадо)
Омофор Богоматери (1655) (Севилья, Музей изобр. искусств)
Портрет Диего Деза (ок.1630) (166.4 х 137.8 см) (Пасадена, музей Нортона-Саймона)
Портрет доктора Хуана Мартинеса Серрано (193 х 107 см) (Частное собрание)
Портрет юриста (ок.1635) (195.5 х 104.5 см) (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер)
Распятие (ок.1655) (165.5 х 109 см) (Барселона, Нац. музей Каталонии)
Распятие с донатором (1640) (244 х 167,5 см) (Мадрид, Прадо)
Рождество Богородицы (1629) (141 х 109 см) (Пасадена, музей Нортона Саймона)
Сан Фернандо (1630-1634) (129 х 61 см) (С-Петербург, Эрмитаж)
Св. Иероним со св. Паулой и св. Евстахией (1640-1650) (264.2 х 192.4 см) (Вашингтон, Нац. галерея)
Святая Доротея (1648) (180.2 х 101.5 см) (Частное собрание)
Святая Евфимия (ок.1637) (83 х 73 см) (Мадрид, Прадо)
Святая Елизавета Португальская (1635) (184 х 98 см) (Мадрид, Прадо)
Святая Елизавета Тюрингская (1635-1640) (125 х 100.5 см) (Бильбао, Музей изобраз. искусств)
Святая Касильда (1630-1635) (171 х 107 см) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)
Святая Лючия (Луция) (1625-1630) (133.7 x 106 см) (Вашингтон, Нац. галерея)
Святая Маргарита (1630-1634) (163 x 105 см) (Лондон, Нац. галерея)
Святая Урсула (1635-1640) (171 х 105 см) (Генуя, музеи Страда-Нуова)
Святой Андрей (1631) (146.7 x 61 см)
Явление апостола Петра святому Петру Ноласко (1629) (179 х 223 см) (Мадрид, Прадо)
Святой архангел Михаил (совм с мастерской) (224 х 126 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)
Святой Бенедикт (17 век) (188 х 103,5) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Святой Диего де Алькала (1658 – 1660) (93 х 99) (Мадрид, Прадо)
Святой Лаврентий (1636) (292 х 225 см) (С-Петербург, Эрмитаж)
Святой Лука, как художник, перед распятием (1630-1639) (105 х 84 см) (Мадрид, Прадо)
Святой Франциск Ассизский по словам папы Николая V, Видение (ок.1640) (180.5 х 110.5 см) (Лионский музей изящных искусств)
Святой Франциск на молитве (1635-1639) (152 x 99 см) (Лондон, Нац. галерея)
Святой Франциск на молитве (1639) (162 x 137 см) (Лондон, Нац. галерея)
Уснувшая юная Дева Мария (1630-1635) (110 х 93 см) (Мадрид, Фонд банка Сантандер)
Христос-Вседержитель (1638) (100 х 72) (Мадрид, Прадо)
Христос-Младенец (1635-1640) (42 х 27 см) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)
Цикл о Геракле. Битва Геракла с критским быком (1634) (133 х 152) (Мадрид, Прадо)
Цикл о Геракле. Битва Геракла с Лернейской гидрой (1634) (133 х 167) (Мадрид, Прадо)
Цикл о Геракле. Борьба Геракла с Антеем (1634) (136 х 153) (Мадрид, Прадо)
Цикл о Геракле. Геракл и Цербер (1634) (132 х 151) (Мадрид, Прадо)
Цикл о Геракле. Геракл отделяет горы Кальпе и Абила (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)
Цикл о Геракле. Геракл перегородил реку Алфей (1634) (133 х 153) (Мадрид, Прадо)
Цикл о Геракле. Геркулес побеждает царя Гериона (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)
Цикл о Геракле. Смерть Геракла (1634) (136 х 167) (Мадрид, Прадо)
Вы также можете подписаться на мои страницы:
– в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
– в твиттере: https://.com/podosokorsky
– в контакте: https://vk.com/podosokorskiy
Источник
Сурбаран, Франсиско де
07.11.1598, Фуэнте де Кантос – 27.08.1664, Мадрид.
Сурбаран Франсиско де (Zurbaran) – испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614) и, возможно, у Ф. Пачеко. С 1628 жил и работал в Севилье.
Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана, сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма. Он родился в сельской местности, художественное образование получил в Севилье. Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах. Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью. Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью. Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.
Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени. Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.
Благоговейное отношение Сурбарана к предметам каждодневности чувствуется в его натюрмортах, полных сурового лаконизма и вещественной мощи «Натюрморт с четырьмя сосудами» (1632-1634, Мадрид, Прадо); «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633, Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, в настоящее время – Музей Нортон Саймон, Пасадена, Калифорния). В Испании уже в начале 17 столетия распространился обычай писать фрукты, цветы и предметы кухонного обихода. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану. Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне атмосферы повседневного быта. Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, монументальная архитектурно-ритмическая композиция, сила изысканного колорита рождают чувство спокойствия и торжественной значительности их бытия. Каждый предмет остро охарактеризован, подчеркнутые светом крепкие формы обладают весомостью. Вместе с тем в предметах выявлено то, что сближает их друг с другом,- соотношение форм, фактуры, красок, линий, образующих стройное, исполненное согласия целое.
Тарелка с лимонами, корзина с апельсинами и роза на блюдце. 1633 -60 x 107 смХолст, масло Фонд Нортона Саймона
Плоды айвы на оловянном блюде. 1633 * –
35 x 40 см Холст, маслоМузей искусств Каталонии
Чашка и вазы. 1633 * –
46 x 84 смХолст, масло Прадо
Цикл картин для монастыря конгрегации св. Иеронима в Гуадалупе. Сакристия. Милосердие фра Мартина де Вискайя. Фрагмент. 1639 –
Холст, масло Монастырь иеронимитов
Источник
Похожие пины
federica on
“@NucciRo ciao Rosi!! ????Serena domenica a tutti voi!! ☀???? @CpPilosio @Pastagramma @AdrianaCioci @Biagio960 FdZ”
Juan Cotan, Quince, Cabbage, Melon and Cucumber, 1602
Explore Gatochy’s photos on Flickr. Gatochy has uploaded 20864 photos to Flickr.
Francisco de Zurbarán, Still Life with Lemons, Oranges and a Rose, 1633
Old Paint
25cm Photo. Agnus Dei, c.1635-40 (oil on canvas)
25x20cm (10×8 inch) . XIR154905 Agnus Dei, c.1635-40 (oil on canvas) by Zurbaran, Francisco de (1598-1664); Prado, Madrid, Spain; Spanish, out of copyright. . Image supplied by Fine Art Finder. Product ID:12730278_8105_0
Francisco Zurbarán. (Francisco de Zurbarán (1594-1664) Saint Serapion (1628) Oil on canvas.
‘Jacob’s Dream’ Giclee – Jusepe de Ribera | Art.com
This Piece Figurative Art Think reality delights? You bet your walls do too. So, why not duce them to our collection of figurative art. Make acquaintance with inspiring muses of famous masters or get a glimpse of pop culture icons caught on camera. Any masterpieces you choose will give your space a unique story to in our handcrafted frames. Product Details The This giclée delivers a vivid image with maximum color accuracy and exceptional resolution. The standard…
La Luna de Metrópoli on
“La marca de Zurbarán, #álbum de la exposición que inaugura hoy el @museothyssen https://t.co/UCTrs4C7kO #Madrid #arte”
‘Young Beggars Playing Dice’ Giclee – Bartolome Esteban Murillo | Art.com
This Piece Animal Art Keep your furry and feathery friends close, whether they are a galloping stallion or a dog taking a selfie. Our gallery is here to turn empty walls into a cute and quirky display of animal art. Figurative Art Think reality delights? You bet your walls do too. So, why not duce them to our collection of figurative art. Make acquaintance with inspiring muses of famous masters or get a glimpse of pop culture icons caught on camera. Any masterpieces you choose…
lola on
“pantone 2021 x Zurbarán”
‘St Francis Of Assisi’ Giclee – Francisco de Zubaran | Art.com
Product Details The This giclée delivers a vivid image with maximum color accuracy and exceptional resolution. The standard for museums and galleries around the world, giclée is a ing process where millions of ink droplets are “sprayed” onto high-quality paper. With the great degree of detail and smooth transitions of color gradients, giclée s appear much more realistic than other reproduction s. The high-quality paper (235 gsm) is acid free with a smooth surface…
How to Clean Copper | LoveToKnow
Learning how to clean copper properly pays off in spades, especially if you don’t want to have to pay a professional to scour your prized copper possessions.
Saint Casilda
c. 1630-1635. Oil on canvas. 171 x 107 cm. Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid. 448 (1979.26).
Colores específicos (IV) y Luces y sombras (V) – El color de los les (I)
En esta locura que nos ha dado por determinados colores (traicionando nuestros propios principios) vamos a afrontar el tema de los les. Atenderemos de nuevo a la maestra Helen Van Wyk e incluir…
Colores específicos (IV) y Luces y sombras (V) – El color de los les (I)
En esta locura que nos ha dado por determinados colores (traicionando nuestros propios principios) vamos a afrontar el tema de los les. Atenderemos de nuevo a la maestra Helen Van Wyk e incluir…
Giclee : Water-seller in Sevilla, Spain. (1620). by Diego Velazquez : 32x24in
This Piece Waterseller in Sevilla, Spain. Oil on canvas (1620). : DIEGO VELAZQUEZ. Location: Wellington Museum, London, Great Britain Product Details The This giclée delivers a vivid image with maximum color accuracy and exceptional resolution. The standard for museums and galleries around the world, giclée is a ing process where millions of ink droplets are “sprayed” onto high-quality paper. With the great degree of detail and smooth transitions of color…
Flores españolas del Siglo de Oro
a gallery curated by <a href=”/photos/76509819@N04/”>Li Taipo</a>
Colores específicos (IV) y Luces y sombras (V) – El color de los les (I)
En esta locura que nos ha dado por determinados colores (traicionando nuestros propios principios) vamos a afrontar el tema de los les. Atenderemos de nuevo a la maestra Helen Van Wyk e incluir…
Arte y más on
“Francisco de Zurbarán fallece el 27 de agosto de 1664, fue un pintor del Siglo de Oro español. Destacó en la pintura religiosa, en la que su arte revela una gran fuerza visual y un profundo misticismo. Fue un artista representativo de la Contrarreforma.”
‘Still Life with Game, Vegetables and Fruit, 1602’ Giclee – Juan Sanchez Cotan | Art.com
This Piece Juan Snchez Cotn Still Life with Game Vegetables and Fruit Spanish School Oil on Canvas Cm X Cm P Work also known As Bodegn De Caza Hortalizas Y Frutas Museum Museo Del Prado Product Details The This giclée delivers a vivid image with maximum color accuracy and exceptional resolution. The standard for museums and galleries around the world, giclée is a ing process where millions of ink droplets are “sprayed” onto high-quality paper. With the great degree of…
Saint Hugh of Grenoble
April 1. Saint Hugh of Grenoble proves that you can’t run away from your problems-even if you run to a monastery. Saint Hugh tried it, and the Pope called h
Agnus Dei (Zurbarán) – Wikipedia, la enciclopedia libre
Francisco de Zurbarán Agnus Dei Museo del Prado, Madrid
Colores específicos (IV) y Luces y sombras (V) – El color de los les (I)
En esta locura que nos ha dado por determinados colores (traicionando nuestros propios principios) vamos a afrontar el tema de los les. Atenderemos de nuevo a la maestra Helen Van Wyk e incluir…
Manuel Jesús Roldán on
“Zurbarán expoliado. Muerte de San Bueentura. (Louvre) #Zurbarán350años @TDSevilla @MartaCarrasco4 @LoqCuentalArte”
Juan de Zurbaran, Nature morte au bol de chocolat
Vers 1640, Huile sur toile, 52 x 74,5 cm, Musée des Beaux-Arts et d’Archéologie, Besançon
‘The Man with the Golden Helmet’ Giclee | Art.com
This Piece Circa Oil on canvas x cm x in Gemaldegalerie Berlin Germany Product Details The This giclée delivers a vivid image with maximum color accuracy and exceptional resolution. The standard for museums and galleries around the world, giclée is a ing process where millions of ink droplets are “sprayed” onto high-quality paper. With the great degree of detail and smooth transitions of color gradients, giclée s appear much more realistic than other reproduction…
Источник
Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán), гений «золотого века» испанской живописи, имеет репутацию художника мистического и даже в некотором роде «зловещего». Его часто называют «испанским Караваджо» – впрочем, не из-за бурной жизни, состоящей из приключений и преступлений, а из-за того, что довольно долгое время Сурбаран использовал караваджиевские резкие контрасты света и тени. А еще говорят, что никто не сумел выразить особую, горячую и страстную испанскую религиозность с такой полнотой и силой, как это удалось Франсиско де Сурбарану.
Для гения такой величины о личности Сурбарана известно удивительно мало. Спорят даже о том, из какой семьи он был.
Расхожая легенда, которыми часто пересыпаны биографии художников, повествует, как маленький Франсиско, сын небогатого крестьянина Луиса Сурбарана, пас баранов на окраине деревушки Фуэнте де Кантос и от избытка свободного времени что-то рисовал на дереве. Мимо проезжал знатный сеньор, он заметил мальчишку и забрал его в Севилью учиться. Недаром-де впоследствии Сурбаран с такой фантастической материальной осязаемостью изображал ягнёнка («Агнец божий»).
Но мать Сурбарана Изабелла Маркес происходила из старинного аристократического рода: вряд ли её муж мог быть крестьянином. С недавних пор популярна версия, будто отец Сурбарана торговал дорогими тканями, и целая галерея написанных Франсиско христианских мучениц (Касильда, Доротея, Маргарита, Аполлония, Изабелла и другие) в великолепных платьях – не что иное, как реклама семейного бизнеса.
И ведь правда: святость в их облике едва ли просматривается, а вот роскошная фактура и разнообразие тканей не могут не вызывать восхищения. Неувязка лишь в том, что во время создания этого загадочного цикла Сурбарану было около сорока и он давно покинул родительский кров.
Бесспорно одно: когда Франсиско исполнилось 15, отец отвёз его в столицу Андалусии, Севилью к своему приятелю по имени Педро Диас де Вильянуэва. Артель Вильянуэвы расписывала статуи, использовавшиеся для религиозных процессий. Но Сурбаран рано понял: у Вильянуэвы ему учиться нечему и поступил в Академию, возглавляемую теоретиком искусства Франсиско Пачеко. Здесь он не только познавал основы мастерства, но и познакомился с двумя другими знаменитыми в будущем художниками – Алонсо Кано и Диего Веласкесом. И если Кано впоследствии неизменно будет видеть в Сурбаране соперника и плести против него интриги, то Веласкес на долгие годы станет Сурбарану другом.
В 19 лет Сурбаран закончил курс обучения у Пачеко, однако поступил странно и для товарищей, и для своего учителя: отказавшись сдавать квалификационный экзамен, уехал из Андалусии на родину, в Эстремадуру, где поселился в небольшом городке Льерен. О его творчестве в этот период ничего не известно. Зато известно, что Сурбаран поспешил жениться. Его избранницей стала молодая и небедная вдовушка Мария Перес Хименес, родившая художнику троих детей, но после шести лет брака скоропостижно скончавшаяся. Через пару лет Сурбаран женится снова. И снова на богатой вдове. Беатрис де Моралес была старше его на целых восемь лет. Увы, нам не суждено узнать, как выглядели эти женщины – в отличие от большинства художников, вдохновенно писавших своих возлюбленных, Сурбаран в свою интимную жизнь зрителей не допускал.
Портретов самого Сурбарана тоже не сохранилось. Должно быть, он полагал греховным или нескромным выпячивать собственное «я». Шум и блеск Севильи, а позднее – столичный лоск Мадрида остались чужды его сдержанному и суровому патриархальному нраву, сформировавшемуся в провинции.
Но есть мнение, что один автопортрет Сурбаран всё-таки написал. Множество раз за свою карьеру он будет повторять один и тот же живописный сюжет – «Распятие». На однородном черном фоне ярко выделяется деревянный крест с прибитой к нему освещённой фигурой. Контраст света и тени настолько рельефно «вылепливает» складки ткани, мышцы тела, даже гвозди на кресте, что когда в 1627-м году первое из «Распятий» Сурбарана поместят в полутёмной нише одной из церквей, молящиеся будут думать, что это не картина, а скульптура. А в «Распятии» конца 1630-х годов (его сейчас можно видеть в мадридском Прадо) у Сурбарана неожиданно возникнет еще один герой – евангелист и живописец Лука, стоящий, задрав горбоносый профиль, у креста. Некоторые искусствоведы полагают, что это и есть автопортрет Сурбарана.
Карьера Сурбарана по-настоящему началась около 1626-го года, когда, живя в провинции, он неожиданно получил крупный заказ из Севильи. Доминиканский монастырь Сан Пабло заказал ему серию из 21 картины, по завершении очень быстро сделавшую своего автора знаменитым. Отмечают, что та моментальная известность, которую обрёл Сурбаран, встречается в истории живописи редко. Но очевидно, сдержанно-эмоциональный строй его полотен как нельзя лучше соответствовал феномену испанской религиозности. После доминиканцев к Сурбарану обратился небедный орден мерседариев – для них были написаны картины из жизни местного святого Педро Ноласко. Сурбаран не успел еще завершить работу для мерседариев, как его персоной заинтересовались францисканцы: от них художник получает заказ на выполнение 4-х полотен, посвященных жизни христианского мистика XII века Бонавентуры. Ну, а почти монохромные изображения самого св. Франциска (1, 2, 3, 4, 5) становятся, как сказали бы теперь, «визитной карточкой» Сурбарана.
«Ни одному из художников не удавалось изобразить человеческую веру столь убедительно», – утверждает современный британский арт-критик Вальдемар Янушчак.
Когда к 1630-му году художник, устав кочевать по городам, окончательно переехал жить в Севилью, власти города были до крайности удивлены, что он до сих пор не имеет официального статуса и дали Сурбарану титул «почетный живописец Севильи», чем, кстати, вызвали ревность Алонсо Кано. Теперь Сурбаран выполняет заказы городских властей, но также продолжает сотрудничество с монашескими орденами: знаменитое «Видение Алонсо Родригеса» написано для иезуитов, а «Апофеоз Фомы Аквинского» – для францисканцев.
Парадокс творческой манеры Сурбарана в сочетании масштабности и монументальности его работ с доходящей до аскетизма экономией выразительных средств, которые он использует. Историки искусства с восхищением пишут о Сурбаране: «Нельзя достичь большего эффекта, пользуясь столь незначительными средствами».
Это, кстати, касается не только религиозных композиций, но и немногочисленных натюрмортов, которыми также славен Сурбаран. «Натюрморт с четырьмя сосудами», «Натюрморт с лимонами и апельсинами» – их совершенство в простоте. В них нет ничего лишнего, никакой избыточности.
Испанская слава Сурбарана, между тем, растёт и доходит до Мадрида. Веласкес, работающий при дворе, приглашает друга юности работать над оформлением новой монаршей резиденции, дворца Буэн Ретиро. Тут Сурбаран пробует себя в не свойственных ему жанрах – пишет батальную сцену «Оборона Кадиса» и особо понравившиеся королю Филиппу IV сцены подвигов Геракла (1, 2) – любимого у испанцев античного героя. Но, очевидно, сам Сурбаран понимает, что это «не его», и возвращается в Севилью, несмотря на то, что король пытался удержать мастера в Мадриде, пожаловав ему титул придворного художника.
В 1640-е Севилья постепенно утрачивает значение культурной столицы, к тому же половину города выкашивает беспощадная эпидемия чумы. В 1639-м умерла вторая жена Сурбарана, а спустя лет 5 он снова женится, приобретя в новом браке еще шестерых детей, ни один из которых, увы, не доживет до зрелого возраста. Сын Сурбарана по имени Хуан был единственным из детей своего отца, унаследовавших его ремесло. Он также стал художником, писал натюрморты (на современных выставках они экспонируются вместе с работами его великого отца) и много помогал отцу в его мастерской, но ранняя смерть Хуана стала для Сурбарана огромным ударом.
В Севилье не осталось состоятельных заказчиков, которых интересовало бы искусство Сурбарана. К тому же мода неуловимо изменилась: теперь в почёте были не его суровые и ясные композиции, а многоцветные и немного слащавые, в духе на два десятка лет младшего художника Бартоломе Эстебана Мурильо. От отчаяния Сурбаран даже пытался ему подражать: колорит его последних работ стал значительно светлее, появилась неведомая прежде сентиментальность (1, 2). Но всё было напрасно: былую славу вернуть художнику не удалось.
Последние несколько лет до своей смерти 27 августа 1664 года Сурбаран прожил в нищете и забвении.
Автор: Анна Вчерашняя
Источник