Натюрморт со стеклянными сосудами

Пересчитаем главные направлениями живописного натюрморта в которых работали голландские живописцы XVII столетия подарившие миру основные сюжеты предметной живописи. Кратко опишу основные признаки, упомяну мастеров и посмотрим на примеры.

1. Цветочный

Цветочный букет, из нескольких одинаковых или множества разнообразных цветов, в том числе полевых в вазе, которая установлена в каменной нише в стене или на столе. Рядом с ней могут быть фрукты разной степени спелости. На цветах бабочки и стрекозы. На столе гусеница, ящерка или пустые раковины. Яркие краски, мягкое освещение. Концентрированная красота в чистом виде. Услада для глаз.

Яркие представители данного направления: Амбросиус Босхарт Старший (1573 – 1621) и Балтасар ванн дер Аст (1593/94 – 1657) .

Амброзиус Босхарт Старший. Stilleven. 1627

Балтасар ван дер Аст. Цветы и фрукты. 1621

2. Суета сует или Vanitas.

Череп, часто в компании с бедренной костью, лежащий на старых истрепанных книгах. Рядом огарок погасшей свечи. Могут присутствовать молчащие музыкальные инструменты, наброски рисунков, вырванные из книг листы с глубокомысленными цитатами, перевернутый бокал, пустая чернильница. Мрачные краски. Контрастное освещение. Напоминает о смертности человека и тщетности бытия и наводит на глубокомысленные размышления.

Представители направления: Давид Байли ( David Bailly )(1584 – 1657) , братья Хармен (1612 – 1659) и Питер (1615 – 1654) Стенвейки (Steenwijc) , приходившиеся Давиду племянниками.

Хармен Стенвейк. Vanitas

Питер Стенвейк. Ars Longs, vita brevis (Жизнь, коротка, а искусство вечно)

В дальнейшем у данного направления возник подвид условно называемый “кабинет ученого” развивашийся в университетских городах. Глобус, раскрытые книги, измерительные приборы, свернутые в рулоны географические карты. Все это в художественном беспорядке на столе или в углу помещения. Намекает на ученость незримо присутствующего владельца всех этих вещей. Часто на картине изображены раскрытые книги, нотные тетради, записки или распечатанные письма. Эти тексты можно прочесть, а ноты сыграть.

Эверет Кольер (1642 – 1708). Vanitas

В дальнейшем этот тип картин дал ответвление в виде картин изображающих атрибуты искусства – кисти, палитры, наброски, папки с рисунками, гипсовые головы или музыкальные инструменты, ноты и проч. все это в художественном беспорядке располагается в мастерской художника или жилище музыканта.

3. Накрытый стол (голл. banketje).

Готовые к приему гостей праздничный стол, накрытый скатертью с разнообразными кушаньями аккуратно расставленными по всей его поверхности непосредственно перед приходом гостей. Чаще всего включает пирамиду сыров, положенных друг на друга, несколько бокалов для пива или кувшин для вина, устрицы, ягодный пирог, экзотические фрукты в вазе и прочая хитрая снедь, все это на дорогой серебряной или оловянной посуде.

Мастера данного направления: Николас Гиллис (1580 – после 1632), Флорис Герритс ван Схотен (1590 – ?) , Клара Петерс (1594-1659)

Николас Гиллис. Накрытый стол.

Клара Петерс. Натюрморт с цыпленком, пирогом и оливками.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, кренделем и бокалом.

В дальнейшее своем развитии banketje трансформировался в т.н. “завтраки”. Стол скромного горожанина, непосредственно после того как он от него отошел от него. Недопитый бокал пива, сельдь на тарелочке, надкушенная булочка, скомканная белая салфетка, несколько пустых раковин от устриц, косточки, кулёк с перцем, нож. И конечно недочищенный лимон. Скромно, демократично, доступно. Картинка из будней обычного городского жителя. Портрет отсутствующего, через картину его жизненное пространства.

Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт с сыром, маслом и булочкой

4. Голландский тональный натюрморт. “Монохромные завтраки”

Развитие направления “завтраков” получило в творчестве первопроходцев данного направления Виллема Клас Хеды (1593 -1682) и Питера Класа (1597 – 1661). Единый колорит и ощущение некоего пронизывающего всю картину общего освещения, общего цветового тона, с некоторыми цветовыми акцентами. Мастера как будто уловили нечто в устройстве мироздания и законах распространения световых волн. Атрибуты те же что и в “завтраках”, свет является отдельным действующим лицом. Пестрота отсутствует, присутствует единый колорит объединяющий все предметы воедино. У Хеды и Класа появилось множество последователей.

Виллем Клас Хеда. Натюрморт с бокалом-наутилусом

Питер Клас. Натюрморт с керамическим кувшином, беркемайером и курительными принадлежностями. 1640

5. Обманки (голл. bedriegertje )

Искусное изображения предметов на плоскости картины, так что они кажутся и объемными и . Изображение рисунка выполненного на неровном листе бумаги и приколотого к “стене” внутри картины, складывается впечатление что этот листок приколот к стене перед которой стоит зритель. Оптические иллюзии. Картины часто предназначались для установки за стеклянными дверцами шкафа и имитировали “выставленные” там предметы. Картины часто писались с учетом того где они будут расположены и учитывали то как на на них будет падать свет, дабы максимально полно создать иллюзию.

Читайте также:  Рецепт для очищения сосудов с грецкими орехами

Выдающимся мастером «обманок» был ученик Рембранта Самюэл ванн Хогстратен (1627 – 1678). Весьма убедительные охотничьи «обманки» удавалось создавать Йоханнесу Лемансу (1633-1688), Кристоферу Пирсону (1631 – 1714).

Самюэл ванн Хогстратен

Кристовер Пирсон. Ниша с атрибутами соколиной охоты

6. Рыбные лавки. Битая дичь.

Дары моря, самые разнообразные рыбины, большие и малые, морские гады и моллюски выложенные в лавке торговца. Близость моря давала самые разнообразные источники для изображения. Рыбины еще разевают рты, глотая воздух, чешуя блестит, морские гады еще не успели высохнуть. Иллюстрация изобилия и богатства природы, прославление труда морехода и рыбака. “Сухопутная” часть данного сюжета – лавки с битой дичью, демонстрирующий огромное количество разнообразных животных и птиц художественно наваленных в пространстве лавки. Часто рядом находятся алчные кошки, пытающиеся стащить какой-нибудь охотничий трофей или жмущиеся по столом охотничьи собаки пускающие слюни при виде такого изобилия

Признанным мастером тематического натюрморта «рыбная лавка» являлся Абрахам ван Бейерен (1620 – 1690)

Абрахам ван Бейерен. Натюрморт с рыбами

Непревзойденный мастер натюрмортов с битой дичью и прочими охотничьими трофеями это конечно же Франс Снейдерс (1579 – 1657), фламандский живописец. Его работы не только сложны по композиции и составлены из большого количества объектов, но и достаточно велики по размерам. Например вот эта картина из собрания Музея Изобразительных Искусств имени Пушкина:

Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем

7. Кухонный.

Изображение кусочка кухонного интерьера голландского дома, с изображением разнообразной посуды и прочей кухонной утвари, которая с тех пор не сильно изменилась, вперемешку с продуктами, которые хозяйка изготовилась приготовить, но куда-то отошла. Часто на нее намекает оставленный на столе ключ или их связка. Картина скромной и упорядоченной жизни, скромное обаяние бюргерского быта.

8. Роскошный.

Пик развития всего жанра вообще. Самые дорогие и искусно изготовленные предметы, экзотические фрукты на фоне редких тканей и драпировок и все это исполненной на высочайшим уровнем мастерства. Серебряные, золотые кубки и чаши, китайский фарфоровые вазы, тончайшее стекло, персидские ковры и прочие предметы доступные голландским торговцам и мореходам. Золото сверкает, серебро холодит, стекло блестит и отражает другие предметы, фрукты источают аромат, бархат мерцает и переливается. Зримо ощутима фактура разнообразных поверхностей, свет падает откуда-то всержу и многократно отражаясь от прежмета к предмету рассеивается и падает на стену давая сложные тени. Настоящее наслаждение для искушенного зрителя.

Первопроходцем нового вида натюрморта стал Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) , выдающимся мастером данного направления является Виллем Кальф(1619—1693).

Виллем Кальф. Натюрморт с серебряным кувшином и фарфоровой чашей

Виллем Кальф. Натюрморт с кувшином, сосудами и гранатом

Что почитать:

* Юрий Тарасов. Голландский натюрморт XVII века. изд-во Петербургского университета. 2004. ( это самая лучшая книга на данную тему, которую мне довелось читать, очень рекомендую, но требует некоторой подготовки, очень большой фактический материал, но иллюстрации чб и низкого качества)

Юрий Кузнецов. Западноеевропейский натюрморт. Л. 1966. (альбом цветных иллюстраций + текст, основной упор на картины находящиеся в отечественных музеях, охват от первых натюрмортов до XX века)

Подписывайтесь, чтоб ничего не пропустить. Буду рад вашим комментария с обратной связью.

Источник

Цели – изучение способов выявления пространственных отношений в живописи, формирование представлений о колорите, роли тональных и тепло-холодных отношений, явлений контраста и нюанса в живописном решении натюрморта.

Задачи – закрепление представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе, плановости натюрморта, тональности, навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передач тоном и цветов нюансов родственных по гамме цветов на примере натюрморта.

Читайте также:  Коррегированная транспозиция магистральных сосудов

Материалы:

  • ватман;
  • бумага для акварели;
  • простой карандаш;
    – акварельные краски;
    – беличьи и колонковые кисти;
  • палитра;
    – банка для воды

Этапы работы над натюрмортом. Акварельная живопись.

1 этап. Выполнение зарисовок и эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе. Илл.1.

  • Формирование навыков грамотной и осознанной компоновки натюрморта.
  • Выбор точки зрения относительно натуры и формата с использованием видоискателя. С различных точек зрения натюрморт выглядит по-разному: изменяется композиционный центр, доминирующее направление (вертикальное, горизонтальное, диагональное), т.е. появляется новый композиционный строй, новый образ натюрморта.
  • Выполнение кратковременного цветного этюда и этюда на общий тон (гризайль), что позволит сосредоточить внимание только на тональной передаче, научит чувствовать тональную шкалу и определять самое светлое и темное в натуре, подчинять градации тона этим двум полюсам.

2 этап. Композиционное решение и построение предметов натюрморта в выбранном формате листа. Илл. 2.

  • Построение пространственного изображения натюрморта, учитывая пропорции, конструкцию, взаимосвязь композиционного расположения в листе всех предметов и сравнительный анализ их формы.

3 этап. Детальная прорисовка формы каждого предмета. Илл.3.

  • Взаимосвязь светотеневого решения натюрморта и его композиционного расположения в листе, как следствие того, что под композицией листа понимается не только расположение очертаний предметов, а также сочетание и расположение пятен света, тени и полутонов.

4 этап. Перерисовка натюрморта на просвет на акварельную бумагу. Илл.4.

  • Линии рисунка должны быть легкими с определением мест бликов, границ полутона и тени, но не путем штриховки, которая может просвечивать сквозь акварельный красочный слой.

5 этап. Первая прокладка цветом. Илл.5

  • Обобщенно прописать локальным цветом всю поверхность листа, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей, не забывая, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.

6 этап. Тщательная прорисовка конкретных деталей. Илл.6.

  • Передача фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов на которых они расположены.
  • Огромное значение имеет кладка мазка, от широкого свободного до точки. Он должен передавать не только цвет и направление формы, но и быть выразительным, точно характеризовать особенности изображаемого материала, пластику формы, подчеркивать композицию всего натюрморта. На стекле рефлексы четкие, хорошо видны. Надо почувствовать меру живописного обобщения стекла и очень тонко увидеть цветовые и тональные нюансы предмета.
  • Чтобы передать пространство надо по мере удаления предметов в глубину снижать яркость цвета и тоновой контраст относительно первого плана.

7этап. Завершение работы. Илл.7.

  • После просыхания этюда с помощью следующего слоя насыщается цвет теней, уточняются оттенки полутонов, конкретизируется работа над формами постановки. Завершается работа приведением всех деталей постановки к близкому натуре цветовому и тональному состоянию, акцентированием основных, наиболее интересных и характерных качеств постановки и обобщением второстепенных.

Самоанализ уроков по теме: «Гармония по общему цветовому тону. Нюанс». Аудиторные занятия – 9 часов, самостоятельная работа – З часа.

Возраст учеников 2 класса от 11 до 13 лет. С самого начала обучения в группе сложились очень доброжелательные отношения и часто проявляются в неподдельном интересе к процессу работы друг друга. Ученики всегда внимательно слушают объяснения учителя и старательно выполняют все этапы работы.

Впервые ученикам второго класса художественной школы на уроках живописи был предложен натюрморт, в который включены предметы из стекла.

В предыдущих заданиях учащиеся знакомились с характерными особенностями поверхности предметов из других материалов (дерево, керамика, металл) и учились передавать фактуру этих предметов. Стеклянные предметы не имеют ярко выраженных градаций светотени. На их форме в основном блики и рефлексы. Ученики внимательно изучали визуальные свойства прозрачных предметов. Первое впечатление от натуры вызвало у них удивление и множество вопросов, на которые совместно находили ответы в процессе общего обсуждения, детальных пояснений преподавателя и внимательного изучения натюрморта.

На первом этапе работы ребята искали интересную точку зрения и композиционный центр при помощи видоискателя. Делали зарисовки, эскизы. Выбирали из них удачные и неудачные, принимали решение о том, каков будет формат работы. Выполнение этой части задания заняло 2 часа и выразилось в большом листе графических, тональных и живописных поисков.

Рисунок натюрморта сначала выполнялся на ватмане, так как недостаточный опыт учеников не позволяет чисто, не повреждая бумаги передать построение предметов. В дальнейшем, с приобретением опыта, следует научиться выполнять рисунок сразу на акварельной бумаге легкими тонкими линиями. Приступив к работе акварельными красками, ребята уделили много внимания поиску цвета на палитре. Обобщенно прописали локальным цветом всю поверхность листа, не забывая, что белизна листа является самым

Читайте также:  Что такое стендирование сосудов

светлым тоном в работе. На следующих этапах возникли сложности: ребята не всегда учитывали влияние цвета первого слоя на цвет следующего, наносили более трех слоев цвета, что приводило к появлению различных пятен и в целом к загрязнению живописи. Приходилось учиться исправлять ошибки, отмывая чистой водой лишний слой краски и писать это место заново. Законченные работы выглядят свежо и живо, краски прозрачны даже в самых темных местах.

Считаю, что учащиеся достойно справились с заданием, выполнив его на «хорошо» и «отлично», уложились в 9 учебных часов. Дети с большим интересом включались в работу и получали много положительных эмоций и новых знаний.

В процессе работы над натюрмортом, были изучены акварельные работы следующих выдающихся художников: М. Врубеля, П. Крылова, А. Фонвизина, П. Соколова.

Дети получили задания на дом выполнять краткосрочные этюды с простых стеклянных предметов на формате А4.

Только путем постоянной практики в живописи с натуры развивается чувствительность глаза к многообразию светлотных и цветовых градаций, что позволяет художнику превращать цвет, заключенный в краске в выразительное средство живописи. В процессе натурного изображения в памяти накапливается запас впечатлений, который проявляется в творческой практике как опыт зрительного восприятия.

Выполненное задание является для учащихся важным звеном в дальнейшем изучении акварельной живописи.

1. В.Л. Барышников «Живопись. Теоретические основы и практические рекомендации к заданиям базового курса дисциплины «Живопись». Москва 2010

2. П.П. Ревякин «Техника акварельной живописи» Москва 1959

3. К.Г. Зайцев «Современная архитектурная графика» Москва 1970

4. К.Г. Зайцев «Графика и архитектурное творчество» Москва 1979

5. И. Иттен «Искусство цвета» Москва 2008

6. Х. Харрисон «Энциклопедия акварельных техник» Москва 2005

7. Х. Харрисон «Полный курс. Рисунок и живопись. Материалы. Техника. Методы» Москва 2009

8. С.Смит «Акварель. Полный курс» Москва 1998

9. Х.М. Паррамон и Г. Фрескет «Как писать акварелью» Санкт-Петербург 1995

10. О. Иванова, Е. Аллахвердова «Акварель. Практические советы» Москва 2006

11. Э. Крошоу «Акварель» Москва 2004

12. C. Reid “Watercolour secrets” New York 20

1. 1 этап. Выполнение зарисовок и эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе.
2. 2 этап. Композиционное решение и построение предметов натюрморта в выбранном формате листа.
3. 3 этап. Детальная прорисовка формы каждого предмета.
4. 4 этап. Перерисовка натюрморта на просвет на акварельную бумагу.
5. 5 этап. Первая прокладка цветом.
6. 6 этап. Тщательная прорисовка конкретных деталей.
7. 7 этап. Завершение работы.

Источник

Авось
из 4,97 млн. (+574 сутки) дневников

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:48ссылка

Спасибо, дорогая!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:48ссылка

Благодарю, Аллочка!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:49ссылка

Приветствую, Людмила!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:49ссылка

Спасибо, Танюшенька!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 20:30ссылка

ОЙ, СВЕТИК, НЕ НА ТУ КЛАЦНУЛА ))) ВОТ ЕЕ РАБОТА )

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:50ссылка

Спасибо, Маришенька!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:49ссылка

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:50ссылка

Мир стекла удивителен!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:50ссылка

Посуда – моя слабость!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:50ссылка

Приятного вечера!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:51ссылка

Доброго вечера, Светуленька!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:51ссылка

Привет, Маришенька!

Четверг, 12 Июля 2018 г. 21:51ссылка

Рада, что нравится! Спасибо, дорогая!

‘);
}


Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку

Источник