Название сосуда из стакана

Правильному алкоголю полагается правильная форма – чтобы подчеркнуть их содержание. В каких случаях и как использовать бокалы для коктейлей, своего рода наука. Коллинз, Хайбол, Харрикейн, Пус кафе – запомнить все сразу довольно сложно, а ошибиться нельзя. Inshaker поможет разобраться в этих тонкостях.
Коньячный бокал
Смахивающий на бочку, которая сужается сверху, бокал-снифтер применяется довольно широко – в нем подают и коньяк, и бренди, и кальвадос, и текилу. Кроме напитков в чистом виде, используется и для коньячных коктейлей. Емкость – 250-500 мл.
Фужер для шампанского
Как уже ясно, существуют самые разные виды бокалов для коктейлей. И то же самое касается и шампанского. Вот, например, Champagne Flute. Сделан в форме флейты, отсюда название этой узкой чаши на длинной ножке. Благодаря узкому верху пузырьки шампанского задерживаются при его наливании. Впрочем, именно узкий верх делает этот бокал неподходящим для дорогого шампанского, которому сложно раскрыть весь свой букет. Емкость – 160-180 мл.
Хайбол
Этот стакан, высокий и широкий, можно найти в любом баре. Хайбол – универсальная емкость, используются эти бокалы под коктейли самые разные (виски с содовой, джин с тоником). Будучи охлажденным, он дольше сохраняет напиток холодным. Емкость – до 350 мл.
Коллинз
Назван так в честь одноименного коктейля “Том коллинз”, а коктейль, в свою очередь, увековечил имя Тома Коллинза, метрдотеля лондонского Limmer’s Old House (это заведение было местом силы в британской столице в начале XIX века). Сегодня в бокале-цилиндре “Коллинз”, однако, подают разные лонгдринки. Емкость – 300-410 мл.
Ликерная рюмка
Бокал для вина, только в миниатюре – вот что такое ликерная рюмка. В ней подают и чистые ликеры, и десертные вина, и фруктовые бренди и водку. Емкость – 30-60 мл.
Харрикейн
Придуман в середине позапрошлого века и сильно смахивает на керосиновую лампу. Бокал большого объема применяется для подачи коктейля “Харрикейн” (ром, фруктовый сироп, сок лимона), также в него наливают слинги – смеси крепкого алкоголя с лимонным соком, ликером и минералкой. Емкость – до 500 мл.
Бокал для ирландского кофе
Скорей, чашка-рюмка – у сосуда толстая ножка, тюльпановидная чаша и ручка. С момента своего появления в начале прошлого века использовался для подачи именно “Ирландского кофе” – кофе, смешанного с виски и сливками. Сегодня в бокале подают разные горячие напитки – не только айриш, но и грог, например. Объем – от 250 до 360 мл.
Тумблер
Свое название (tumbler – “неваляшка”) получил из-за выпуклого донышка, которое не позволяет поставить, не расплескав его содержимое. Приходится в итоге держать стакан в руке, согревая виски. Впрочем, сегодня в тумблере (обозначающем сразу несколько типов бокалов – например, олд фешенед) подают и напитки в чистом виде, и коктейли. Емкость – до 300 мл.
Олд фешен
Old Fashioned – близкий родственник тумблера, только более компактен, эдакий укороченный вариант. Назван в честь аперитива “Олд фешен” (виски или бурбон с тростниковым сахаром), но применяется не только для его подачи, но и других аперитивов. В нем также сервируют и крепкие напитки в чистом виде. Емкость – от 180 до 470 мл.
Пус кафе
Увеличенная версия бокала для ликеров. В Пус кафе подают слоистые коктейли. Речь о тех, что готовятся с помощью ложки – когда напитки наливаются по ее обратной стороне слоями. Емкость – 50 мл.
Арманьячный бокал
Тюльпанообразная форма бокала позволяет концентрировать весь аромат напитка в верхней части. Благодаря узким краям бокала арманьяк попадает на язык не сразу, что усиливает удовольствие от употребления. Арманьячный бокал меньше коньячного, его емкость – не более 250 мл.
Бокал для Маргариты
Был придуман специально для одноименного коктейля. В этой сдвоенной чаше, сделанной из специального выдувного стекла, подают, тем не менее, не только Margarita, но также Дайкири, и вообще слабоалкогольные тропические коктейли. Емкость – 250-300 мл.
Бокал сауэр
Этому бокалу почти двести лет. Своей формой он напоминает половинку песочных часов, используется для подачи сауэр-коктейлей – напитков с лимонным соком или другим кислым компонентом. Кроме того, в таком бокале подается и виски. Емкость – от 80 до 150 мл.
Дегустационный бокал
Эти бокалы могут быть разными: если речь идет о вине, берутся тюльпанообразные, если пробуют шампанское – высокие и узкие. Что касается виски, для его дегустации также применяются бокалы в форме тюльпана, но со специальной крышкой, сохраняющей аромат напитка. Емкость (стандарт) – не более 220 мл.
Бокал для порто
Создатель – знаменитый португальский архитектор, обладатель Притцкеровской премии Алвару Сиза Виейра. Человек, ответственный за ряд удивительных сооружений по всей Европе, в начале нулевых выполнил заказ Института вин Дору и Порту. В институте придуманный Виейрой бокал утвердили как стандарт. Тюльпанообразная форма, граненая ножка, снабженная выемкой под большой палец – так выглядит Porto Glass. Оптимальная емкость – 160 мл.
Бокал для хереса
По сути, это не столько бокал, сколько рюмка в форме конуса, “украшенная” ножкой. Ножка нужна для того, чтобы напиток, который принято подавать охлажденным, не нагревался от руки. Узкая горловина бокала мешает алкоголю испаряться, в итоге, попивая херес маленькими глотками (поэтому и емкость скромная), мы ощущаем весь аромат. Емкость – 60 мл.
Чаша для шампанского
Champagne Saucer проиграли битву за потребителей напитка уже давно – сегодня в ходу более удобные Champagne Flute. Однако и чаши тоже бывают уместны, особенно – как уже выше говорилось – для подачи дорогого шампанского, чтобы ощутить его аромат в полной мере. Правда, он быстро уйдет, так же как и пузырьки. Зато Champagne Saucer подходит для сладких сортов.
Стопка
Стопка – она же шот. Используется для водки и разного рода шутеров. Предполагается, что пьется из стопки быстро – напиток закидывается в горло и тут же проглатывается. Емкость – не более 60 мл.
Водочная рюмка
Это именно рюмка – в форме тюльпана, с ножкой средней длины. Эдакий миниатюрный бокал. Емкость, кстати, “всего” 40 мл, пресловутый “полтинничек” в нее не влезет.
Бокал для красного вина
Красному вину подходит бокал довольно широкий, не слишком высокий, и при этом приземистый. К краю сужается. Емкость – до 300 мл.
Бокал для белого вина
Для белого вина требуется бокал более вытянутый, чем для красного. Однако объем его меньше – до 260 мл.
Чаша для пунша
Внешне это почти чашка для чая. Разве что сделана она из прозрачного (и жаропрочного) стекла. Емкость – до 180 мл.
Пивная кружка
Тут все очевидно и знакомо – толстое стекло, увесистость, основательная ручка. Емкость, понятное дело, 500 мл.
Читай также: Как правильно пить алкоголь?
Источник
Уже Новый год на носу. Всегда хочется его отпраздновать хорошо, чтобы заряд был на весь последующий год или, по крайней мере, было что вспомнить и порадоваться. Да и вообще, по-моему, надо себе иногда устраивать праздники, даже просто с бокальчиком вина, вкусным сыром и приятным фильмом. В одном из своих постов (тыц) я уже подняла тему важности бокалов для восприятия спиртных напитков и вот решила ее продолжить. Мне кажется, она пригодится как нам самим лично, так и для тех случаев, когда выбираешь подарки своим друзьям и близким и не знаешь на чем остановиться. Честно скажу: при составлении этого поста сама для себя открыла много чего нового.
Итак, предлагаю общепринятую классификацию бокалов с небольшими комментариями почему для данного напитка подходит конкретный вид бокалов.
1. Бокал шампань флюте (фужер-флейта).
Как правило, для шампанского используются классические бокалы вытянутой формы.
Подходит не только для шампанского, но и для игристых вин, а также для коктейлей на их основе.
Используются не первое столетие, так как очень давно было замечено, что такая форма способствует появлению пузырьков и их подниманию вверх. Перед подачей шампанского, такой бокал рекомендуется охладить.
2. Чаша-фужер или чаша-бокал.
У такой чаши для шампанского широкое горлышко, поэтому газированность напитка быстро улетучивается. Она была распространена в 30-40-х гг. XX века, но сейчас утратила свою популярность и по большей части используется на мероприятиях, где строят башни из бокалов с шампанским.
3. Бокал для красного вина.
Красное вино доставит большее наслаждение, если будет подано в округлом, с широким дном бокале. Большая площадь соприкосновения с воздухом способствует насыщению напитка кислородом, более тонкому и полному раскрытию букета. Объем бокала – порядка 260 мл. Бокалы для красного вина более круглы, чем для белого. Высокая ножка нужна чтобы не нагревать вино от тепла рук. Сухие и полусухие красные вина пьют комнатной температуры, порядка +18°С, сладкие и полусладкие – слегка охлажденными.
Еще есть бокалы для бургундского красного вина объемом до 700 мл. По форме часто напоминают огромное яблоко или перевернутый воздушный шар. Это связано с желанием поймать и раскрыть переливающийся и столь многогранный аромат этих вин. Широкий ободок бокала позволяет компенсировать повышенную кислотность бургундских вин. Слегка вращая огромный бокал, вы увидите поражающую воображение игру оттенков и бликов этого вина.
4. Бокал для белого вина.
Для белого вина используют бокалы с сужающейся кверху чашей небольшого объема (210 мл) – благодаря частому подливанию напиток в таком сосуде всегда будет прохладным и свежим. Бокалы для белого вина более вытянуты и прямы, чем для красного. Высокая ножка нужна чтобы не нагревать вино от тепла рук. Белое вино наливают на 2/3 бокала, подают охлажденными до 10°C к рыбе, птице, цыплятам, индейке, телятине, а также к десерту.
5. Если вино подается как единственный напиток, то за тарелкой ставят универсальный или дегустационный бокал. Он достаточно широкий у основания, суженый вверху, ножка высокая, объем от 140 до370 мл; заполняется на одну треть.
6. Рюмка для ликеров. 40-60 мл. Стандартным является 40 мл. В такой рюмке подают только чистый ликер. Кстати, ликер принято подавать после обеда.
7. Бокал для хереса. 60-80 мл. Каноническая форма, которая дошла до нас с начала прошлого века, сохранив изящность ножки с фигурной формой. Такой бокал принято сервировать вишней. Треугольная форма способствует испарению алкоголя.
8. Бокал «снифтер» – с толстым дном и мощной короткой ножкой, сильно сужающийся кверху, – предназначен для подачи бренди, коньяка, арманьяка и кальвадоса в чистом виде. Сосуд прекрасно ложится в ладонь, от тепла которой напиток согревается и раскрывает свой вкус и букет. Поэтому напитки нужно подавать комнатной температуры и пить небольшими глотками, смакуя вкус. Объем снифтера – 260-390 мл, но наполнять его можно только до края широкой части бокала, то есть не больше чем на четверть.
9. Стакан для виски. Старомодный стакан (олд-фешн), 180-320 мл. Был популярен раньше, для крепких напитков, которые подаются со льдом, поэтому несмотря на небольшие размеры стакан очень вместительный. Толстые стены нужны чтобы предотвратить излишне быстрое таяние льда.
10. Небольшой прямой бокал «шот» с толстым дном, объемом 40-60 мл, предназначен для сильно охлажденного крепкого алкоголя в чистом виде (например, водки) и для крепких слоистых коктейлей небольшого объема, рассчитанных на 1 глоток. Пить из такой рюмки нужно буквально заглатывая содержимое внутрь.
11. Высокий, расширенный к центру бокал предназначен для пива, но может быть использован и для подачи различных коктейлей. Объем его колеблется от 220 до 500 мл. Чем холоднее напиток, тем лучше.
12. Пивная кружка имеет больший объем, чем бокал, – от 250 до 1000 мл.
13. Высокий стакан хайболл объемом 150-300 мл, с крепкими стенками и толстым дном, расширяющийся у горлышка, используется для подачи воды, безалкогольных напитков и некоторых видов коктейлей.
14. Коллинз – высокий стакан с толстыми прямыми стенками и дном, объемом 230-340 мл, – наиболее популярный бокал для крепкого алкоголя, смешанного с содовой и льдом, а также для коктейлей большого объема со льдом («Мохито», «Лонг айленд айс ти»).
15. Универсальный стакан-тумблер объемом 260-320 мл, с утолщенными стенками и дном, используемый для подачи крепких спиртных напитков, а также некоторых несложных коктейлей. Его название происходит от коктейля Old Fashioned, который считается первооткрывателем среди смешанных напитков.
16. Мартини, или коктейльная рюмка.
Бокал треугольной формы с широким горлышком и длинной тонкой ножкой, благодаря которой коктейль не нагревается. Вид бокала сбоку напоминает треугольник. Но это относится именно к коктейлю мартини. Употребляется он для холодных коктейлей, лед по стандарту не используется. Он идеален для большинства охлажденных коктейлей среднего объема безо льда, но совершенно не подходит для напитков в чистом виде (в том числе и мартини, несмотря на свое название). Объем этого бокала – 90-280 мл.
17. Бокал объемом 200-250 мл на тонкой длинной ножке, очень узкий у основания и очень широкий у горлышка, предназначен для коктейля «Маргарита» и его вариаций, а также для замороженных напитков. Края этого бокала обычно украшают сахарной каймой.
18. Харрикейн – длинный бокал в форме тюльпана на короткой фигурной ножке объемом 400-480 мл – создан специально для подачи тропических коктейлей типа «Голубые Гавайи» или «Пина Колада».
19. Граппаглас (Grappaglas) используется для подачи итальянского алкогольного напитка, настойки на выжимках винограда, которая раньше считалась пойлом для бедных. Он отличается от других фужеров своей необычной формой: узкое горлышко и шаровидное основание. Это позволяет подавать очень узкий поток напитка на кончик языка, подчеркнув составляющие во вкусе, этот бокал нейтрализует спирт в послевкусии, гармонизируя его с другими составляющими. Итальянцы утверждают, что, только выпив из такого бокала, можно ощутить дух Италии.
20. Небольшой бокал на толстой ножке используется для коктейлей группы сауэр (sour), отличающихся кислым вкусом благодаря содержанию в них цитрусовых соков.
Источник: povarenok.рк
21. В небольшом узком бокале объемом 50-120 мл подают пус кафе (pousse cafe) – слоистые коктейли, отдельные компоненты которых подбираются контрастными по цвету, располагаются слоями и не смешиваются друг с другом.
22. Айриш кофе (irish coffee) – бокал в форме тюльпана с короткой ножкой и толстой ручкой из жаропрочного стекла объемом 240-320 мл – создан специально для того, чтобы подавать горячие напитки типа глинтвейна, грога или кофе по-ирландски, но также подходит для кофейных коктейлей, напитков с мороженым. Такой стакан предназначен чтобы согревать руки теплом напитка.
23. В чашах объемом 100-180 мл подают горячий пунш, наполняя их на три четверти.
24. Бокал для розового и десертного вина. 200-300 мл. По форме напоминают цветок с раскрывшимися лепестками: «цветущая роза» или «цветущий тюльпан».
«Цветущая роза» – это широкие бокалы с низкой чашей, постепенно расширяющейся от основания к вершине. К ним относятся также низкие бокалы-креманки для десертных вин. «Цветущий тюльпан» – это бокалы с широким шарообразным основанием, сужающиеся к середине, а затем вновь расширяющиеся к ободку. Такие формы обусловлены высокой долей спиртовой составляющей десертных и розовых вин. Расширенный обод позволяет парам спирта быстрее улетучиваться, раскрывая истинное фруктовое сердце этих напитков.
25. Для десертного вина. Среди бокалов для вина на вашем столе, бокалы для десертных и розовых вин отличаются наименьшим объёмом чаши (200 – 300 мл). Это связано с тем, что данные вина подаются последними, к десерту. Следовательно, это самые крепкие вина на вашем столе (вина из сорта винограда мускат, красные крепленые десертные вина и др.), которые потребляются в минимальных количествах. Сладость фруктов, мороженого и прочих «вкусностей» призвана компенсировать приторный вкус этих вин, чтобы вы могли наслаждаться гармонией после торжественного застолья.
Всем добра!
Обновлено 18/12/15 15:07:
Почему-то из моего поста, на который я дала ссылку в начале, удалили тему про развитие формы бокалов. Исправляю ошибку, добавляю тут. Надеюсь, не потрут, т.к. это не пропаганда алкоголизма, а как раз наоборот: о правильном, умеренном и полезном употреблении спиртных напитков.
Об истории развития формы бокалов
Из века в век параллельно со стеклодувами совершенствовали свое мастерство и виноделы. Менялись и вкусы людей, становясь все более утонченными. Обладающие превосходным ароматом, цветом, вкусом и послевкусием вина нуждались в прозрачных, без запаха глины и металла, сосудах. А после того, как австрийский потомственный стеклодув Клаус Йозеф Ридель обосновал, что вкусовой букет различных вин зависит от того, к каким вкусовым рецепторам, сосредоточенным в разных частях неба и языка, оно поступает, то стало понятно, что необходимо разнообразить и форму бокалов. Ведь благодаря размерам их горлышка вино должно по-разному насыщаться кислородом. Отменный напиток вместе с бокалом определенной конфигурации как раз и придает напитку неповторимость. Исследования Риделя стали сенсационными. Одно и то же вино, разлитое в бокалы разной формы, даже профессиональными дегустаторами воспринимается по-разному. Так, широкие бокалы, предназначенные для красного бургундского или розовых вин, вынуждают человека пить его, склонив голову, а сосуды с узким горлом для рислинга или шампанского, наоборот, – поднимать голову вверх. Таким образом, оно попадает на разные вкусовые зоны, что и учитывается при проектировании новой формы бокала. Кроме того, немаловажную роль играет и край сосуда. Так, срезанный край фужера позволяет вину беспрепятственно стекать на язык, а с ободком – обеспечивает постепенное попадание напитка в рот, акцентируя внимание на определенном его оттенке.
Интересные исследования Ридель провел также при разработке дизайна бокала для коньяка и бренди. Как известно, эти напитки должны иметь определенную концентрацию запахов дуба и винограда. Традиционные шарообразные бокалы способствуют более высокому испарению алкогольных паров, заглушая тем самым фруктовый аромат. Ридельские же бокалы узкой тюльпанообразной формы не делают приоритетным какое-то одно качество, позволяя вдыхать полноценный деликатный и тонкий аромат напитков, выдержанных в бочках.
Источник
Слово «Стакан» имеет и другие значения.
Стака́н – обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки и без ножки. Применяется для холодных и горячих напитков. В последнем случае часто используется подстаканник.
Этимология[править | править код]
Слово «достаканъ» встречается в русской грамоте 1356 года и в Духовной грамоте Ивана Калиты (умер в 1340 году). Предполагается, что это заимствование от тюркской деревянной посуды – tostakan (низкая круглая посуда типа пиалы)[1]. В современном казахском языке тостаган представляет собой чашу для питья.
Описание[править | править код]
Форма стакана обычно близка к цилиндру или к усечённому конусу, однако встречаются стаканы более сложной формы. Основным отличием стакана от других типов посуды является отсутствие ручки. Стаканы также бывают гранёными.
Отношение высоты стакана к диаметру основания примерно 2:1, а размером он близок к человеческой ладони. Объём стакана обычно 200-250 см³. Стаканы меньшего размера часто называются стаканчиками, а совсем маленькие – стопками. В быту считают, что обыкновенный гранёный стакан, налитый до гладкого ободка “Маруськин поясок”, вмещает 200 мл, налитый «всклень», то есть до краёв, – 250 мл.
В старорусских мерах объёма жидких тел (главным образом, казённой водки) 1 гарнец = 12 стаканов = 1/4 ведра, то есть 3,28 л, из чего объём стакана 273 мл.
(издание 1901г. Е.Молоховец “Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов” стр 1050 (третья с конца), рецепт 3676 – Растворяя тесто на 1/2 гарнца, т.е. на 6 стаканов молока или воды…)
Наиболее часто стаканы изготавливаются из стекла. Такая практика отразилась в том, что в ряде языков слова «стакан» и «стекло» являются омонимами: англ. glass, нем. Glas, фр. verre. Однако производятся и бумажные, пластмассовые, металлические и керамические стаканы.
Бывают стаканы прозрачные (стеклянные, пластмассовые) и непрозрачные (бумажные, пластмассовые, металлические), многоразовые и одноразовые (из бумаги или пластмассы), складные (из нескольких колец).
Материал стакана определяет, можно ли им пользоваться для употребления горячих напитков или нет.
Встречаются даже съедобные стаканы: так, мороженое может продаваться в вафельных стаканчиках.
Гранёный стакан[править | править код]
В России гранёные стаканы были известны с XVII века, когда их гранили вручную[2][3]. Одним из первых, кто освоил этот процесс, был владимирский стекловар Ефим Смолин. Согласно легенде, он преподнёс Петру I якобы небьющийся толстый гранёный стакан с вином, который монарх, опустошив, бросил об пол со словами «Стакану быть!» И хотя сосуд разбился, свита истолковала это как призыв «бить» стаканы на счастье[2].
В 1756 году по инициативе промышленника Акима Мальцова началось строительство стекольной мануфактуры и посёлка при ней в Мещёре на реке Гусь. Название появившегося здесь позднее города Гусь-Хрустальный связано с хрустальной фабрикой, принадлежавшей до революции дворянскому роду Мальцовых. Об использовании гранёных стаканов в конце XVIII века свидетельствует специальная армейская доктрина Павла I, которая ограничивала суточную норму вина, положенную солдатам, одним гранёным стаканом[2][4][5].
Русский промышленник Сергей Иванович Мальцов получил в наследство несколько десятков фабрик и заводов, для одного из которых он закупил американское оборудование и первым в России начал изготавливать прессованное стекло. Гранёные мальцовские стаканы пользовались ажиотажным спросом по всей России – как дешёвые и очень прочные. В народе верхнюю каёмку стакана называли «маруськиным пояском». Относящийся к потомкам династии Мальцовых писатель Игорь Мальцев дополнил подробностями историю гранёного стакана, который в России с XIX века выпускали стекольные заводы Юрия Степановича Нечаева-Мальцова на американском оборудовании с типовым американским дизайном[6][7].
По одной из версий, разработчиком гранёного стакана был в конце XIX века изобретатель электрической дуговой сварки уральский инженер Николай Славянов, но он предлагал изготавливить стаканы не из стекла, а из металла[2].
Изображение гранёного стакана рядом с фрагментом газеты «Ведомости СПБ градоначальства» 1905 года можно увидеть в натюрморте стиля авангард из коллекции Музея Фаберже в Баден-Бадене[8][9].
На Уршельском стекольном заводе в 1914 году появилась печь-автомат для налаживания производства гранёных стаканов[10].
“Героем” ряда натюрмортов Петрова-Водкина был знаменитый гранёный стакан. В его «Утреннем натюрморте» 1918 года изображён двенадцатигранный стакан с чаем[11][12].
Известно, что с 1924 по 1937 год предприятие, выпускавшее гранёные стаканы, называлось «Стеклозавод имени Бухарина». Это объясняет появившуюся в быту замену слова “пить” на “бухать”, а прозвище “бухарики” присваивали не только гранёным стаканам, но и пьющим[13].
“Второе пришествие” получившего всенародное признание гранёного стакана связано с легендой о его дизайне нового образца, который приписывается Вере Игнатьевне Мухиной – автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница»[2][3][10].
В конце 1930-х годов потребовалось разработать удобную и прочную форму стаканов для их многократного очищения в посудомоечных машинах общепита. Обновлённый гранёный стакан создавался с учётом этих требований – гладкое кольцо, идущее по верхнему краю окружности, стало его отличительной особенностью[2].
Гранёный стакан, в народе также называемый – «маленковским» или «губастым».
Днём рождения этого советского гранёного стакана считается 11 сентября, а первый его экземпляр был выпущен в 1943 году на старейшем Гусевском хрустальном заводе[2][3][5].
Размеры советского гранёного стакана – 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17 гранями, но 12, 14, 16 и 18 – наиболее типичное количество, ведь, с точки зрения технологии, выпускать стаканы с чётным количеством граней проще) и вмещал до 250 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило – 7 или 17 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).
Характеристики стандартного гранёного стакана производства СССР:
- Верхний диаметр: 7,2-7,6 см;
- Нижний диаметр: 5,5 см;
- Высота: 10,5 см;
- Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения);
- Ширина верхней кромки: 1,4 см, 2,1 см (возможны и иные значения);
Объём стаканов: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров.
Гранёный стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы производятся по сей день и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).
В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии советского государственного деятеля Георгия Максимилиановича Маленкова. (та разновидность, которая была на 250 г и имела неграненый ободок сверху, называлась “булганинский” стакан).
Химический стакан[править | править код]
Химические (лабораторные) стаканы
Химические (или лабораторные) стаканы являются весьма важной частью химической или биологической лаборатории. Как правило, по форме они представляют собой строгий цилиндр, хотя иногда могут иметь форму расширяющегося кверху усечённого конуса. Обязательным атрибутом химического стакана является носик для удобного сливания жидкости. Дно у хорошего химического стакана должно быть плоским, для удобства использования магнитной мешалки. Изготавливаются обычно из термостойкого стекла, но могут быть пластиковыми. Объём химических стаканов варьирует от 5 мл до нескольких литров. На стакан может быть нанесена шкала объёма, однако она приблизительна и служит только для ориентировки. Сосуды с точными шкалами, служащие для измерения объёма жидкости, называют мензурками. Химические стаканы используются обычно для приготовления растворов сложного состава, когда необходимо при перемешивании растворять несколько твёрдых веществ. Во время «лабораторных» праздников химические стаканы ёмкостью 50 мл нередко используются в качестве стопок.
Одноразовый стаканчик[править | править код]
Одноразовый стаканчик был создан в 1910 году Хью Морем в целях борьбы с распространением эпидемий.
Обычно сделан из картона или пластика. Материал современного картонного стаканчика для напитков также содержит пластик, выстилающий его внутреннюю поверхность в целях герметичности, поэтому наряду с пластиковой одноразовой посудой, будучи мусором, нуждается в специальной переработке. Широкое использование одноразовой посуды без должной утилизации приводит к замусориванию территорий пластиковыми отходами.
Складной стакан[править | править код]
Складной металлический стакан
Складной стакан состоит из подставки и укреплённых на ней колец в виде усечённых конусов. В сложенном состоянии они помещаются друг под другом, закрытые крышкой. В разложенном положении телескопически раскрыты вверх. В популярных художественных фильмах, таких как «Небесный тихоход» (1945) «Опасно для жизни!» (1985), «Московские каникулы» (1995) и др., складной стакан использовался как непременный атрибут пьяниц.
Стакан как мера объёма[править | править код]
Стакан также является бытовой мерой объёма жидкости и сыпучих тел, и в этом качестве используется в кулинарных рецептах. В этих случаях имеется в виду объём 200 мл. Например, имеется такой рецепт «Солянки московской на сковородке»: «2 – 3 рябчика (или любой другой дичи), 100 г. копчёной грудинки, 5 сосисок, 500 г. кислой шинкованной капусты, 4 столовые ложки томатной пасты, 1 луковица, 2 стакана бульона, 100 г. любых маринадов, соль, перец по вкусу, 1/2 стакана тёртого сыра.»
В дореволюционных источниках стакан соответствует объёму 0,273 л.
Популярные выражения со словом «стакан»[править | править код]
- Найти истину на дне стакана.
- Для пессимиста наполовину наполненный стакан – полупустой, а для оптимиста – полуполный.
- Буря в стакане воды
- Сесть (присесть) на стакан – уйти в запой
Дополнительные факты[править | править код]
- Стакан служит для демонстрации ряда физических явлений. Например, атмосферного давления: если стакан до края наполнить водой, а затем накрыть листом плотной бумаги (например, открыткой), плотно прижав бумагу к стакану, то его затем можно перевернуть, и вода не выльется (из «Занимательных задач и опытов» Перельмана).
- В школьном курсе физики распространён зрелищный и поучительный опыт «неразбиваемый стакан» для демонстрации инертности тяжёлых тел. На перевёрнутый гранёный стакан кладут тяжёлую металлическую плиту или призму (от 5-8 кг) и бьют по ней молотком (200-300 г). Из-за большой массы плита не получает сколь-нибудь значительного ускорения, и стакан не удаётся разбить. Если же стакан поставить на плиту, он разобьётся, но школьники понимают это сами, и обычно эту часть опыта опускают из-за его травмоопасности.
- Прозрачный стакан может быть использован для демонстрации оптических явлений. Например, ложка, частично погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная.
- «Стаканом» за характерную форму и непрозрачную нижнюю часть, напоминающую подстаканник, называли приподнятую над землёй будку регулировщика дорожного движения, распространённую в СССР в 1950-60-е годы.
- Гранёный стакан во времена СССР также являлся непременным атрибутом процесса распития водки. За рубежом иногда так и называется – «русский водочный стакан».
- Иногда распитие спиртного без ярко выраженного повода в шутку называется отмечанием «Дня гранёного стакана». Дата отмечания этого «праздника» назначается по собственному желанию празднующих, с целью приурочить к нему попойку, чтобы не пить «просто так», без повода.[14]
Известные люди о стакане[править | править код]
В. И. Ленин в своей работе «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина»[15] следующим образом характеризует свойства и предназначение стакана:
Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжёлый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное.
См. также[править | править код]
- Кружка
- Рюмка
- Лафитник
- Буря в стакане
- Хайбол
- Столовая посуда
- Фужер (посуда)
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Стаканы // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). – М.: Государственное издательство торговой литературы, 1960. – Т. VIII. – Стб. 383-385
Ссылки[править | править код]
- Поэма о гранёном стакане
Источник