Названия сосудов из глины

Алабастр

Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.

Амфора

Овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

Арибалл

Небольшой шарообразный или грушевидный сосуд, часто с художественной росписью. Использовался для хранения парфюмерных и ритуальных мазей.

Аскос

Небольшой плоский ритуальный сосуд с трубкообразным горлом и прикрепленной к нему полой ручкой; часто украшался фигурной росписью.

Балакиръ

Кувшин, кринка, горлан, горшок для молока.

Блюдо

Большая плоская чаша, род большой тарелки, круглой или продолговатой, обычно с широкими краями и иногда с крышкой.

Бо

Древнекитайская чашка с широким устьем и округлым или плоским дном, как правило, украшена геометрическим орнаментом, представляющим стилизацию рисунков рыб.

Братина

Братина, братинка, братыня (по В.И. Далю) – сосуд, в котором разносили пития, пиво на всю братию и разливали по чашкам и стаканам; медная полуведерная ендова или деревянная, с развалом и носком;

большая деревянная чашка.

Бутылка

Узкогорлый стеклянный или глиняный сосуд, в котором держатся и подаются виноградные вина; по наружному виду и по вместимости, различают: столовые или простые бутылки; рейнские, шампанские, мадерные, круглые или раздутые, для сладких вин;

портерные, с крутым оплечьем и т. п. Плоская бутылка называется флягою.

Бутыль

Большой, округлый, стеклянный или глиняный сосуд, узкогорлый, вмещающий полведра, ведро и более.

Ваза

(по В.И. Далю) – сосуд древнего или иного изящного образа, напоминающего кувшин с перехватом, чаще всего с раструбом кверху,

для украшения покоев и зданий.

Гидрия

Керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.

Глек

Глек, глечек – кринка, малый горлач.

Горлан

Горлан (по Далю) – кубан или кринка, балакирь, кувшин без носика и ручки, узкогорлый горшок для молока, высокий горшок с пережабиной. Употреблялся как кухонная посуда и как сосуд для хранения сыпучих и жидких веществ.

Дискос

(по Далю) – церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену – дископокровец.

Ендова

(по Далю) – широкий сосуд с отливом или носком, для разливки питей; медная посудина в виде чугуна, с рыльцем.

Канфар

Древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.

Киаф

Сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на

ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и

как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).

Килик

Керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.

Кратер

Сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.

Кринка

Кринка, криночка, (по Далю) малый горлач, балакирь, глок, глечик, узкий высокий молочный горшок с раструбом; в кринках держат простоквашу, молоко в бурачках.

Кубан

Кубан (по Далю) – большая кринка, балакирь, горланчик, горлач.

Кубатка

то же, что и горлач.

Кувшин

Кувшин (по В.И. Далю) – – глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою; урна, ваза.

Кумка

Кумка (по Далю) – чайная чашка (по себе, без блюдца); полоскательная чашка.

Лебес

Лебес (греч. котел) – большой сосуд в форме чаши на треножнике или подставке. Использовался, как правило, для мытья и приготовления

пищи). Свадебный лебес с длинными ручками играл роль вазы для цветов.

Лекиф

Лекиф – древнегреческий сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.

Лутрофор

Лутрофор – сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом,

широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным

украшением любых могил.

Миса

Миса, миска, мисочка (по Далю) – чаша, чашка; посуда, в которой подают на стол щи, похлебку; чаша к самовару, кумка, поддон под миску, на стол.

Мисник

Мисник (по Далю) – – поставец, судница, полки или шкаф для посуды.

Ойнохоя

Ойнохоя – кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.

Окрин

Окрин (по Далю) – церковный сосуд, чаша; кувшин, горлач; ваза.

Патера

Патера – глубокая или плоская чаша, используемая для питья в жертвенном ритуале.

Пелика

Пелика – расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками.Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.

Читайте также:  Рецепт золотого молока для сосудов

Пиксида

Пиксида (греч. самшит) – круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота, У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.

Пин

Пин – – древнеяпонская бутыль с округлым горлышком

Посуда

Посуда (по В.И. Далю) – домашний, обиходный сосуд, судно, хозяйственная утварь, особенно столовая; вообще, в ней держат, готовят и подают харч, пищу: посуда кухонная и столовая.

Псиктер

Псиктер – сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

Ритон

Ритон (греч. рог для питья) – – керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.

Скифос

Скифос (или котила) – сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался рим-

лянами как мера жидкости (0,27 л).

Сосуд

Сосуд (по Далю) – – посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держанья, храненья чего либо,

особенно жидкости. Все содержащее или носящее в себе что-либо. Сосуд деревянный, скудельный, глиняный или медный. Сосуды церковные, чаша или потир и дискос.

Стамнос

Стамнос – сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.

Стопа

Стопа, коноб – кружка, большой бокал, который обходит в круговую.

Тарелка

Тарелка (по Далю – тарелъ стар, тале(и)рка) столовая посуда, на которой едят. У крестьян деревянный кружек, на котором крошат

мясо.

Урна

Урна – древнеримские сосуды для сбора и захоронения праха умершего. Для особо знатных погребений изготовлялись лицевые и фигур-

ные урны, домашние ларцы для пепла. Часто изящно выполненную урну помещали в более грубо обработанную.

Фиала

Фиала – сосуд в виде круглой бутыли с зауженным горлом, используемый для возлияний богам. Алхимики использовали ее в качестве аппарата для дистилляции.

Фляга

Фляга, фляжка (по Далю) – бутылка, скляница, баклажка; часто плоский, дорожный сосуд, для питья.

Ху

Ху – древнекитайский высокогорлый кувшин с выпуклым туловом, обычно украшенный рисунками рыб.

Циста

Циста (лат. корзина) – цилиндрический ларец для хранения туалетных принадлежностей.

Чаша

Чаша (по Далю) – сосуд полушаром или около того; братина; миса.

Чашка

Чашка – небольшой округлый сосуд с ручкой для питья либо хлебанья. Деревянная чашка, мис(к)а, ставец.

Источник: Бугамаев М. Гончарное ремесло. – Ростов-на-дону. .”Феникс”, 2000 г.

Источник

Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.

На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 1

Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 2

В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 3

Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.

Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 4

В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.

Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 5

Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.

Читайте также:  Нарушение циркуляции крови в сосудах орбиты глаза

Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 6

В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.

Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.

Ну и напоследок

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 7

Источник

Ответы на вопрос Глиняный сосуд

  • Горшок – Округлый глиняный сосуд для приготовления и хранения пищи 6 букв
  • Разгадывать кроссворды
  • Корчага – В старом деревенском быту: большой глиняный сосуд 7 букв
  • Кубышка – Широкий глиняный сосуд 7 букв
  • Корчага – Большой глинянный сосуд с чуть суженным или несуженным верхом 7 букв
  • Корчага – Большой, обычно глиняный сосуд, служащий для разных хозяйственных надобностей 7 букв
  • Амфора – Древний глиняный сосуд 6 букв
  • Хум – Большой глиняный сосуд для вина, масла у народов Востока 3 буквы
  • Пифос – Древнегреческий глиняный сосуд большой емкости 5 букв
  • Пифос – Большой глиняный сосуд яйцевидной формы, употреблявшийся в Древней Греции для хранения зерна, вина и т. п 5 букв
  • Кринка – Высокий глиняный сосуд для молока 6 букв
  • Крынка – Высокий глиняный сосуд с широким горлом для молока 6 букв
  • Черепок – Голова, которая как и одноименный глиняный сосуд, должна варить 7 букв
  • Килик – Древнегреческий глиняный сосуд для питья вина 5 букв
  • Амфора – Античный глиняный сосуд 6 букв
  • Горшок – Глиняный сосуд 6 букв
  • Корчага – Глиняный сосуд 7 букв
  • Корчага – Большой глиняный сосуд 7 букв
  • Амфора – Глиняный сосуд (антич.) 6 букв
  • Крынка – Глиняный сосуд. 6 букв
  • Кринка – Глиняный сосуд. 6 букв
  • Корчага – Русский глиняный сосуд 7 букв
  • Амфора – Древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов 6 букв
  • Горшок – Округлый глиняный сосуд 6 букв
  • Кубышка – Глиняный сосуд с узким горлом и широкими выпуклыми боками 7 букв
  • Кубышка – Глиняный сосуд с выпуклыми боками 7 букв
  • Горшок – Глиняный сосуд для приготовления пищи 6 букв
  • Аскос – Небольшой древнегреческий плоский глиняный сосуд. 5 букв
  • Амфора – Древний высокий глиняный сосуд 6 букв
  • Амфора – Античный глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов 6 букв
  • Граната – Её прообраз глиняный сосуд с известью или зажигательной смесью 7 букв
  • Кувшин – Глиняный высокий сосуд, суживающийся кверху 6 букв
  • Кувшин – Глиняный высокий сосуд 6 букв
  • Кувшин – Глиняный высокий сосуд с ручкой 6 букв
  • Гидрия – Древнегреч. глиняный, часто расписной сосуд с ручками для ношения воды 6 букв
  • Бедленд – Вид сухого рельефа с глиняными почвами, состоящего из сети холмов с узкими гребнями, пересеченных оврагами. Возникает в результате размыва глиняных пород ветром и сезонными ливневыми потоками. Чрезвычайно сложен для передвижения. Бедленд часто окрашен в самые разнообразные цвета, от чёрных и красных до светлых глин 7 букв
  • Объём – Количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т. п. Синонимом вместимости частично является ёмкость, но словом ёмкость обозначают также сосуды 5 букв
  • Вазостомия – Метод образования постоянного доступа к глубоколежащим кровеносным сосудам у экспериментальных животных путем подшивания к сосуду специальной металлической канюли, через которую при необходимости проводят иглу, прокалывающую стенку сосуда 10 букв
  • Гончар – Мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику 6 букв
  • Горшечник – Гончар, изготовляющий горшки, глиняную посуду 9 букв
  • Керамика – Изделия из обожженной глины, глиняных смесей 8 букв
  • Ковш – Округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего [в старину – сосуд для питья вина] 4 буквы
  • Кринка – Расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока 6 букв
  • Муравить – Покрывать муравой 2 (глиняную посуду, изразцы) 8 букв
  • Обливка – Глазурь на глиняной, фаянсовой посуде 7 букв
  • Сифон – Изогнутая трубка для переливания из сосуда в сосуд жидкостей с разными уровнями 5 букв
  • Черепушка – Глиняный горшочек, миска 9 букв
  • Окарина – Итальянский народный музыкальный инструмент в виде глиняной или металлической дудки, напоминающей звуком флейту 7 букв
  • Окарина – Небольшой глиняный духовой музыкальный инструмент, имеющий сигарообразную форму 7 букв
  • Черепица – Кровельный материал в виде обожженных глиняных или цементных желобчатых пластинок, плиток 8 букв
  • Изразцы – Обоженные глиняные плитки 7 букв

Источник

Возвращаюсь опять к гимовской древнегреческой выставке (см. также здесь и здесь).

Старинные керамические сосуды с таинственными названиями… В экспозиции их столько, что как раз есть случай разобраться.

Самая классика, всем известное название – амфора (αμφορέας). Вытянутый или яйцевидный сосуд с двумя ручками. Как правило остродонный (что было удобно для перевозки в трюмах – установленные там сосуды качались, но не сдвигались с места и не бились), хотя иногда амфоры могли иметь и плоскую подставку. Могли достигать и весьма больших размеров. Предназначались в основном для транспортировки оливкового масла либо вина (иногда и сыпучих продуктов). Подтверждением тому – обнаружение фрагментов греческих (судя по клеймам гончаров) амфор практически по всему средиземноморскому и черноморскому побережью.

Читайте также:  Эмоксипин для укрепления сосудов

Данная амфора изготовлена примерно за 500 лет до нашей эры. Однако известно имя расписавшего ее живописца – Евхарид. Это «чернофигурная» роспись – она наносилась на подсохший сосуд еще до обжига, при этом использовалась подкрашенная глина («шликер»). Для деталей брались минеральные краски, красная и белая, применялся и прием граттажа (процарапывания). Только после обжига фон обретал красноватый цвет, а нанесенное изображение становилось черным.

А вот более древняя амфора, примерно VII век до нашей эры. Техника орнамента здесь более примитивна, но это тоже глина по глине.

Гидрия (Υδρία) – как легко догадаться по названию, кувшин для воды, скорее округлой формы. Для удобства использования гидрия имела три ручки – две по бокам, чтобы переносить, и одну вертикальную, для удобства разливания. Вот здесь эту третью ручку хорошо видно.

На примере другой гидрии (примерно 400 лет до нашей эры, мастер Прономос) удобно поговорить о краснофигурной вазописи. Этот способ – более поздний, чем чернофигурная. Фактически это тот же прием, но с точностью до наоборот: на сосуд наносились тонкой кистью контуры фигуры и линии рисунка, затем шликером (который в необожженном виде был попросту серым) заполнялся весь фон. После обжига проявлялся характерный черный цвет.

Килик (κύλιξ) – сосуд для напитков (воды или вина). Плоский, на короткой ножке. Две ручки почти не превышают кромку сосуда. Роспись делалась как снаружи, так и внутри. Данный экземпляр – около 500 лет до нашей эры.

Кратер (κρατήρας) – специальный сосуд для смешивания вина с водой (что было принято у греков, которые с осуждением отмечали, что варвары – например, скифы – пили вино неразбавленным). Кратер вместителен (где-то откопали сосуд объемом аж в двести литров), имеет широкую горловину и две ручки по бокам.

На симпосионе (пиру) кратер ставился в центр помещения. Если верить дошедшим до нас сведениям, вино в нем разводилось водой в пропорции 1 к 3 для долгой философской беседы, 1 к 2 для веселья или 1 к 1 для развлечений оргиастических (что вроде бы применялось нечасто – но не будем гадать). За процессом должен был наблюдать избранный собравшимися «симпосиарх». Разбавленное вино зачерпывалось из кратера специальными черпаками с длинной ручкой – киафами (к сожалению, на выставке таких не оказалось), а затем разносилось и разливалось по кубкам пирующих (см выше: килик).

Вообще вся эта история с разбавлением вина заставила исследователей предположить, что вино у древних греков получалось более крепким и главное, гораздо более сладким, чем современные европейские вина. Если так, то стоит согласиться с разбавлением.

А вот еще один краснофигурный кратер.

Лекиф (λήκυθος) – сосуд гораздо более «мирного» применения: он предназначался для хранения оливкового масла (или масла благовонного, то есть косметического средства). Относительно (особенно относительно кратера или транспортировочной амфоры) небольшой, узкий, с длинным горлышком и одной ручкой. Вот чернофигурный лекиф из мастерской вазописца Хаймона (500−475 до н. э.).

А вот белофонный лекиф. Такой стиль вазописи появился в VI веке до н. э. в Афинах – что объяснялось наличием здесь, в Аттике, белой известковой глины, шликером из которой и покрывался терракотовый сосуд. Окончательная роспись наносилась поверх этого белого фона. Применялась такая техника не очень часто, поскольку обходилась дороже, а главное – получаемый белый фон оказывался довольно хрупким и легко отшелушивался. Для сосудов хозяйственного назначения он, таким образом, не годился, а вот для косметической продукции, так сказать, для туалетного столика – почему бы нет. Кстати, такие лекифы нередко обнаруживают в женских захоронениях.

Ойнохойя (Οινοχόη) – кувшин с одной ручкой и носиком в виде трилистника. Предназначался для подачи вина. Утверждается, что профессиональные виночерпии могли разливать из ойнохойи вино стазу в три сосуда. Не знаю, не видела. 🙂

На самом деле носики у ойнохойи могут быть разные (кто-то насчитал десяток типов), но на нашей выставке – как раз классический «трилистник».

Пелика (πελίκη) – внешне ближе всего к амфоре, но отличается от нее характерной каплевидной формой и более широким горлом, а также всегда имеет подставку. Считается, что использовалась для хранения сыпучих продуктов в домашнем хозяйстве (хотя есть и примеры использования пелики в качестве погребальной урны).

Пиксида (Πυξίδα) – круглый сосуд с плоской крышкой. Могли изготавливаться также из дерева, металла, алебастра. Использовались женщинами для хранения украшений и косметики.

Встречались, однако, и пиксиды гораздо большего размера – вот крышка одной из таких, размером в доброе автомобильное колесо. Впрочем, их назначение не очень ясно.

Наконец, скифос (σκύφος) – еще один сосуд для питья. Обратите внимание, что одна ручка у него горизонтальная, а другая – вертикальная.

И под занавес – весьма таинственная штука: своеобразная керамическая «бобина» (экспозиционеры так и обозначили ее, закавычив) размером со средних размеров бобину для пленочного магнитофона ХХ века. Тут же – V век до нашей эры. Для чего это тогда применялось – непонятно.

Весьма внятные схематические изображения древнегреческой керамики можно обнаружить здесь (к сожалению, пояснения там только на французском).

Источник